Если обращение Филиппа и принадлежность его к христианству сомнительны, то спрашивается: каким образом могло возникнуть и сложиться предание об известном случае в Антиохии? Неандер и за ним проф. Чельцов указывают некоторые нити, руководясь которыми можно дойти до разъяснения вопроса, но все же этого недостаточно. Нельзя ли предположить, что, интересуясь христианством и ценя его высокое достоинство, государь, будучи в Антиохии, хотел действительно посетить редкостное зрелище — празднование христианами Пасхи, и в самом деле пришел в храм, но, узнав от епископа, что язычникам не позволяется быть в христианском храме, безмолвно оставил богослужебное место христиан? А отсюда, конечно, могли возникнуть слухи о том, что император желал молиться вместе с христианами, но должен был отказаться от этого намерения как человек, недостойный по своим преступлениям участвовать вместе с лицами высоких нравственных требований — христианами.    Евсев. VI, 36. Письма Оригена к Филиппу до нас не сохранились, но их еще читали в V веке, как свидетельствует об этом Викентий Лиринский, который замечает, что они написаны были «достойно христианского учителя» (Christian! magisterii auctoritate. См.: Vinzentii Commonitorium. P. 343. Edit. Valusii).    Aube. Les Chretiens. P. 238.    Contra Celsum. Lib. VI, cap. 28. Фирмилиан около 256 года говорит о longa pax (длительном мире). — Inter epp. Cypriani, 75. Edit. Marani. Ср.: Евсев. V, 16 ad fin.    Ibid. Lib. VIII, cap. 70.    Harnack A. Gallienus: Herzog. Encykl., Bd. IV. S. 736.    Грамота в Египет послана в 261 году, а сам закон о христианах появился в 260 году.    Gorres. Die Toleranzedicte des Kaisers Gallienus    Он имел в своих руках Иллирик и соседнюю Фракию и, вероятно, Египет, но имел ли в своем распоряжении Сирию с Палестиной, не видно. См.: Trebeltius Pollio. In XXX tyrannis, cap. 12 (В Hist. Augusta).    Harnack. Gallienus: Herzog. Encykl. Bd. IV. S. 736—738.    Herzog. Encykl. Bd. IV. S. 737.    Евсевий свидетельствует (IX, 2), что христиане любили пользоваться усыпальницами как местами для церковных собраний.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Весть о его кончине принес Памфилу Селевк, некто исповедник из воинов, и как доставитель столь важной вести, немедленно удостоился одинакового с ними жребия; ибо едва лишь начал он рассказывать о кончине Порфирия и облобызал одного из мучеников, какие-то воины тотчас схватили его и привели к префекту, а префект, как бы поспешая приготовить его в сопутники первому для переселения на небо, повелел немедленно отсечь ему голову. Селевк был родом из земли каппадокийской, но в войске принадлежал к отборному юношеству и в римской службе получил не мало чести; ибо здоровьем и телесной крепостью, ростом и силою далеко превосходил своих соратников; так что, при первом на него взгляде, все начинали говорить о нем, все восхищались высотой его роста и стройностью тела. Перенесши удары бичей еще тогда, как гонение только началось, он уже прославился на поприще исповедания и, оставив военную службу, решился соревновать подвижникам благочестия, сделался, подобно отцу и попечителю, как бы надзирателем и охранителем круглых сирот, и беспомощных вдов, людей поверженных в бедность и немощи, а посему от Бога, приемлющего это гораздо приятнее курений и жертвенной крови, справедливо удостоился дивного призвания к мученичеству. После упомянутых подвижников, Селевк, в один и тот же день, скончался десятым — конечно для того, чтобы Памфилу, сообразно достоинству этого мужа, шире отверзлись двери мученичества, и чтобы как ему, так и прочим легко было вступить в царство небесное. Таким образом, по следам Селевка, пред судьей явился Феодул, почтенный и богобоязненный старец, принадлежавший к семейству префекта и уважаемый Фирмилианом, более всех домашних — частью за старческий его возраст, частью за то, что он был уже родоначальником трех поколений, а частью и за его благорасположение и верную преданность своему дому. Так-как вина Феодула походила на вину Селевка; то, в след за последним приведенный к господину и раздражив его более, чем прежние, он был распят на кресте и принял одинаковую со Спасителем мученическую кончину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

А разногласить с принадлежащими к Церкви в учении о покаянии есть раскол. Ереси же суть, например: ересь манихеев, валентиниан, маркионитов и сих самых пепузинов; потому что здесь разногласие касается самой веры в Бога. Поэтому древними отцами рассуждено было крещение еретиков отметать совершенно, а крещение раскольников, как принадлежащих еще к Церкви, принимать; находящихся же в недозволенных сборищах по исправлении надлежащим покаянием и обращением присоединять опять к Церкви; таким образом, нередко занимавшие церковную степень и отступившие с непокорными, по своем покаянии, приемлются в тот же чин. Итак, пепузины явные еретики, потому что хулили Духа Святого, беззаконно и бесстыдно Монтану и Прискилле присвоив именование Утешителя. И посему как обоготворяющие людей достойны они осуждения, а как оскорбляющие Духа Святого сравнением Его с людьми подлежат за сие вечному осуждению; потому что хула на Духа Святого не отпускается (см.: Мк. 3:29 ; Лк.12:10 ). Поэтому какое же основание принимать их крещение, когда крестят они во Отца и Сына и в Монтана или Прискиллу? Те и не крещены, которые крестились в то, что нам не предано. Поэтому если и укрылось это от великого Дионисия, то нам не должно держаться подражания ошибке; потому что несообразность сама собою видна и очевидна всякому, кто хотя несколько способен рассудить. Кафары принадлежат к числу раскольников. Но, впрочем, древним, разумею Киприана и нашего Фирмилиана, рассудилось всех их, и кафаров, и энкратитов, и гидропарастов, подвести под одно определение; потому что хотя начало отделения было вследствие раскола, но отступившие от Церкви не имели уже на себе благодати Святого Духа, так как преподаяние оной оскудело по пресечении преемства, и хотя первые отделившиеся имели рукоположение от отцов и чрез возложение рук их получили духовное дарование, но, отторгнувшись, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать и не в состоянии были передавать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Совершенно ясно, что, по мысли Фирмилиана и Киприана, римский епископ, чтобы быть истинным епископом, должен быть в союзе мира со всем епископатом 187 . Католические ученые часто высказывают и защищают положение: Стефан не отлучал ни Киприана, ни восточных епископов, а только угрожал им отлучением 188 . В источниках, действительно, нигде определенно не говорится об отлучении Стефаном своих противников 189 , даже и в наиболее решительном, только что приведенном свидетельстве Фирмилиана употреблены неопределенные термины – rumpens pacem, а te abstineri, ab omnibus abstinuisti 190 . Впрочем, большинство ученых 191 признает, что отлучение действительно было 192 . Из приведенных нами свидетельств можно видеть, что и такой взгляд на значение римского епископа в III веке, какой высказывают новейшие католические исследователи – такие, как Эрнст и Пошманн, не имеет под собой никаких оснований. Допустим даже, что Стефан только угрожал отлучением. По мнению Пошманна, единение с римским епископом было необходимым условием епископского авторитета 193 . Но почему же тогда угроза Стефана не имела никакого действия, и он единогласно был осужден и на востоке, и на юге? Не называет ли Фирмилиан самого Стефана схизматиком и даже – хотя и не прямо – лжехристом и лжеапостолом 194 за его отложение от епископата? 195 Да и вообще, если сравнить письма Киприана, писанные к римскому епископу в различные времена, с письмами к другим епископам, то нельзя не заметить того, что он пишет римскому епископу так, как и всякому другому. В письмах Киприана к римскому епископу совершенно не заметно какого-либо особого почтения, чего мы вправе ожидать в том случае, если бы Киприан признавал примат римского епископа. Римский епископ для Киприана – «collega», «frater», и о его церковном положении он говорит совершенно так же, как о своем собственном или о положении всякого другого епископа 196 . Не лучше ли поэтому установить, что, по церковному сознанию, не согласие епископа с римским епископом были условием его авторитета, а наоборот – необходимым условием авторитета римского епископа было его согласие со всем епископством Церкви 197 ? Таким образом, ни в творениях св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Тертуллиан воспринимал все церковное покаяние как «уплату долга» перед Богом. Такое представление легко могло дойти до опасных пропорций, заставив забыть о вседостаточности заслуг Христа и приведя к вере в заслуженную делами праведность, против которой так решительно выступила Реформация. Срок покаяния и его конкретные проявления во II веке еще оставались на усмотрение конкретных служителей и церквей. Только в конце III века установилась строгая и фиксированная система дисциплины покаяния, но она не продержалась и века. Хотя изначально она основывалась на глубокой моральной искренности и была задумана во благо, она не могла пробудить истинный дух покаяния. Излишек формальностей и принуждения всегда ожесточает дух, вместо того чтобы укреплять и направлять его. Этот дисциплинарный формализм впервые появляется, как мы уже знаем, на соборе в Анкире, около 314 г. 304 Разновидности кающихся Кающиеся делились на четыре класса: 1) Плачущие 305 , которые простирались у церковных дверей в скорбных одеяниях и умоляли священников и народ принять их обратно. 2) Слушающие 306 , которым, подобно новообращенным, называемым так же, было позволено слушать уроки Писания и проповедь . 3) Припадающие 307 , которые присутствовали на совместной молитве, но только стоя на коленях. 4) Предстоящие 308 (совместно стоящие), которые хотя и принимали участие во всех богослужениях стоя, но все равно не принимали причастия. Эти классы соотносятся с четырьмя этапами покаяния 309 . Покаяние обычно продолжалось три или четыре года, но, как и подготовка к крещению, могло быть сокращено в зависимости от обстоятельств или продлено до самой смерти кающегося. На Востоке были специальные пресвитеры 310 , которым поручался надзор за соблюдением дисциплины покаяния. Восстановление в общине По завершении покаяния наступал момент примирения 311 . Кающийся публично исповедовался в своем грехе, принимал отпущение через возложение рук служителя, получал увещевательное или назидательное благословение 312 , снова принимался в общину с братскими поцелуями и допускался к причастию. Но к служению он больше никогда не допускался. Киприан и Фирмилиан, однако, предупреждают, что отпущение священником грехов лицемерных кающихся нельзя считать безусловным и непогрешимым, способным повлиять на результат Божьего суда 313 . Две группы

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Наконец самое введение Армении в круг влияния греко-римского мира создавало для христианства путь в Армению. Привычка доверчивого подражания передовому народу делала армян доступными для тех перемен, которые совершились в Римской империи при Константине Великом ; а политические обстоятельства сделали армянского царя не только подражателем, во и покорным исполнителем воли императора. 1 В ассирийских клинообразных надписях армяне становятся известны под именем урарти со времен Салманасара III (857–822). С именем армян они являются в первый раз, по-видимому, только в VI в. до Р. Хр. 3 Что апостол Фома проповедовал в Великой Армении, об этом, кроме позднейших армянских историков, никто из церковных писателей не говорит. Точно так же у одних только позднейших армянских писателей упоминается о проповеди двух Фаддеев. Более древние армянские историки знают одного только Фаддея, именно того самого, который обратил ко Христу Авгаря, царя Эдесского. Армяне считают его одних из 70-ти, но по мнению блаженного Иеронима , ап. Фаддей, обративший Авгаря, был один из 12-ти, он же Иуда Леввей, брат Иакова Алфеева. Относительно кончины этого апостола предания не согласны, и это обстоятельство, быть может, послужило причиной разделения одного Фаддея на два лица. Что ап. Фаддей, обративши Авгаря, бы и в Вел. Армении, об этом нет других свидетельств кроме армянских, которые быть может основаны на том лишь соображении, что Авгарь эдесский владел Великой Арменией. Относительно ап. Варфоломея существует также другое известие, по которому он был предан смерти Астиагом, братом обращенного Варфоломеем армянского царька Полимия. Может быть это-то известие о смерти ап. Варфоломея от руки брата армянского царька к дало пищу благочестивому воображению армян и помогло сочинить армянское сказание о кончине ап. Варфоломея в пределах Армении. 4 Как на доказательство существования христианства в Армении в это время, указывают, что при Адриане (117–138) 10 т. Воинов были распяты на крестах у подошвы горы Арарата за то, что отказались принести благодарственную жертву за победу Адриана над возмутившимися евреями. Но, во-1-х, едва ли в этом случае причиной отказа была христианская вера; а во-2-х, невероятно, чтобы войско, приведенное для казни в глубину Армении, состояло из армян. Говорят, что в III веке армян царь Хозрой настолько был встревожен распространением христианства в своем государстве, что воздвиг гонение на христиан; но этому известию, взятому из апокрифической книги Фирмилиана и ничем положительно не подтверждаемому, сам «отец армянской истории» не придает значения. Нельзя также придавать значение голословному свидетельству историка XIII века Стефана Орбелиана, что после Кумси и Вавилы армянские христиане, не имея епископа, рассеялись по горам и вели пустынническую жизнь до начала IV века, т. е. в течение 200 лет (Steph. Orbél., Histoire de la Siounie, ch. IV). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В содружестве этого великого человека мы вкушали самые чистые, самые удивительные радости ...» . Григорий Чудотворец подробно описывает в своей речи 4 тот курс учения, какой он вместе с другими выслушал у Оригена , – и мы видим ту широту наставлений, какие сообщил Ориген своим собеседникам-ученикам, и ту мудрую постепенность, с какою он как бы по ступенькам лестницы вел их от низшего к высшему, от внешних знаний к внутреннему святилищу истины. Он прежде всего испытывал расположение своих слушателей и с особенною заботливостью старался внушить им любовь к истине и её исследованию, в особенности к исследованию и изучению внутреннего мира и внутренних стремлений человека и всего того, что должно составлять собственное благо человека. Затем он излагал логику, чтобы научить своих слушателей не допускать и не отвергать никакого доказательства легкомысленно, но основательно взвешивать силу умозаключений, – физику или естественную философию, которая раскрывает беспредельное могущество и мудрость Божию в удивительных делах творения, геометрию, как верное и неопровержимое основание всего прочего, и астрономию, как средство увлечения ума к возвышенному и небесному. Выше стояло изучение нравственности, и, прошедши предварительный курс, Ориген учил своих слушателей искусству умерить страсти, возвышаться над слабостями человечества, трудиться лад тем, чтобы приблизиться к Божеству и сохранять в себе Его образ. Самое драгоценное, самое высшее и необходимое познание, по Оригену , – познание первой причины. Этот высший курс Ориген начинал изложением всего того, что философы и поэты сказали о Божестве, за исключением тех, которые проповедовали атеизм, то есть, отвергали бытие или провидение Божии, и отсюда переходил к толкованию тою, что Дух Божий открыл человеку касательно начала и конца всего и касательно верховного божественного существа. Слава Оригена , как учителя, была так велика, что к нему, по свидетельству Евсевия 5 , стекались не только жители той страны, где он имел местопребывание, но и из отдаленных мест. Люди высокого авторитета и видного церковного положения не стыдились ставить себя в число его учеников. Пользовался в то время особенною известностью Фирмилиан, епископ Кесарии каппадокийской. По свидетельству Евсевия 6 для пользы церквей иногда он приглашал Оригена в свои области, а иногда и сам отправлялся к нему в Иудею и проживая у него по нескольку времени для усовершенствования себя в знании предметов божественных. Да и не один он (прибавляет Евсевий), ему постоянно внимали и предстоятель иерусалимской церкви Александр, и епископ Кесарийский Феоктист.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

В знакомстве Григория с Оригеном , или же, может быть, в разрешении его колебаний относительно того, остаться ли ему в Кесарии, принимал какое-то участие Фирмилиан, знаменитый епископ Кесарии Каппадокийской. Указание на это находим у св. Григория Нисского , который пишет: «когда по окончании полного обучения внешней мудрости, он (св. Григорий) встретился с Фирмилианом, одним из благородных юношей каппадокийских, подобных ему по нравам, как то показал он последующею жизнью, соделавшись украшением каппадокийской церкви, то, открыв этому другу образ своих мыслей и своей жизни, как бы это было пред Самим Богом, и узнав, что и он имеет такое же желание и стремление, оставляет все занятия внешней философией и приходит вместе с ним к главному в то время руководителю в христианской философии, – то был Ориген » 227 . Впрочем, достоверность этого свидетельства, что касается его частностей, подвергается сомнению. Основание для него заключается в следующем свидетельстве Евсевия: «был десятый год упомянутого царствования (Александра Севера), когда Ориген переселился из Александрии в Кесарию, оставив тамошнее огласительное училище Ираклу. Не много после скончался и епископ александрийской церкви Димитрий, проходивший служение целых сорок три года. Преемником его был Иракл. В то же время пользовался особенною известностью епископ Кесарии Каппадокийской – Фирмилиан» 228 . Хотя, конечно, нет необходимости предполагать, что уже в год вступления Иракла на александрийскую кафедру Фирмилиан был епископом Кесарии Каппадокийской, однако этого свидетельства никак нельзя согласовать с повествованием Григория Нисского , что Фирмилиан был еще юношей во время знакомства с ним св. Григория и был соучеником его у Оригена : несомненно, что в царствование Александра Севера, т. е. раньше 235 г. он был уже епископом 229 . Но это не исключает факта знакомства св. Григория с Фирмялианом и возможности влияния последнего на первого. Евсевий непосредственно за приведенными словами пишет: «этот епископ (Фирмилиан) был так привязан к Оригену , что иногда для пользы церкви призывал его в свои области, а иногда и сам отправлялся к нему в Иудею и проживал у него по несколько времени для усовершенствования себя в знании предметов божественных» 230 . В одно из таких посещений Фирмилиан мог встретиться с св. Григорием и помочь ему разрешить тягостное колебание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Скачать epub pdf Память святых мучеников Илии, Прова и Ариса Память 19 декабря Святые Илия, Пров и Арис происходили из Египта. Они исповедовали христианскую веру и по ревности к славе Божией, посещали страдальцев за Христа, заключенных в темницах, утешая их среди мучений и вылечивая их от ран. Однажды они пошли в страну Киликийскую 8570 и при входе в город Аскалон 8571 у самых городских ворот задержаны были свирепыми неверными стражами, которые сочли их за соглядатаев и представили к князю Фирмилиану. На допросе перед князем они объявили себя христианами и за то подверглись жестоким мучениям. Святой Арис первый подвергся многочисленным пыткам и предан был на сожжение огнем. Затем истязан был святой Пров и усечен мечом. Наконец, после многих мучений, усечен был мечом также и святой Илия 8572 . Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010