Еп. Дионисий был вовлечен в догматический спор о Св. Троице , который разгорелся после того, как свт. Дионисий Александрийский выступил против ереси римского пресвитера Савеллия . Свт. Дионисий изобличал модалистическое монархианство Савеллия, считавшего, что Отец , Сын и Св. Дух лишь три модуса (проявления) единого Божества (Μονς). В полемике свт. Дионисий допустил богословски некорректные выражения. Противники свт. Дионисия обратились к Дионисию Римскому, обвиняя Александрийского епископа в том, что он отделяет Сына от Отца и Отца от Сына, не признает вечности Сына, не называет Сына единосущным Отцу и якобы считает Его Божиим творением. Суть полемики известна из сочинений свт. Афанасия I, архиеп. Александрийского , который цитирует послания Дионисия Римского к свт. Дионисию и к александрийской пастве. Предвосхищая арианские споры, Дионисий Римский утверждал православное учение о единосущии Отца и Сына. Однако богословская терминология Дионисия Римского страдает непоследовательностью. Доказывая единство Божества в трех Лицах, Дионисий Римский не очень четко различает отдельные Ипостаси, Лица Св. Троицы. Тем не менее учение Дионисия Римского о предвечном рождении Сына является определенным достижением тринитарного богословия III века. Свт. Дионисий Александрийский направил епископу Римскому послание, в котором защищал свои догматические взгляды. Об этом послании упоминают святители Афанасий и Василий Великий . Вероятно, по содержанию послание было близко к составленной по этому же поводу " Апологии " Дионисия Александрийского . Свт. Василий Великий упоминает также послание Дионисия Римского к Кесарийской Церкви. При Дионисии Римском по просьбе Фирмилиана, еп. Кесарии Каппадокийской, Римская кафедра оказывала материальную поддержку бедствующим христианам в Кесарии , которая была разрушена готами. Епископ Дионисий скончался 26 декабря   268 года. Древнейший римский календарь середины IV века, известный как " Depositio episcoporum " ,  " Depositio Martyrum " и Liber Pontificalis называют днем кончины епископа Дионисия 27 декабря. В " Catalogus Liberianus " и Мартирологе блж. Иеронима память Дионисия Римского значится под 26 декабря. Под этим числом она была включена в Римский Мартиролог. В Мартирологе блж. Иеронима местом погребения епископа Дионисия ошибочно названы катакомбы Присциллы, тогда как святитель был похоронен в папской усыпальнице в катакомбах Каллиста (надгробная надпись не сохранилась).

http://drevo-info.ru/articles/13680053.h...

Для предыдущей эпохи авторитет и значение собора зависели исключительно от того, что в нем открывается воля Божия, а не от числа присутствующих епископов. Поэтому каждый собор обладает одним и тем же авторитетом - авторитетом Церкви. Когда же в церковном собрании усваивается мысль о том, что присутствие епископов является необходимым условием для существования собора, то необходимо получает значение число епископов. Апостолат в Церкви вверен епископату, поэтому в идеале епископат в целом является выразителем воли Божией. Возможно только более или менее относительное приближение к этому идеалу, а потому собор с большим количеством епископов становится авторитетнее собора с меньшим их количеством. Правда, и последний выражает волю Божию: иначе он не был бы собором. 5. С Карфагенским собором при Агриппине обычно ставится в связь собор в Иконии, посвященный вопросу о принятии еретиков в церковь. Наиболее вероятной датой собора считается пятилетие 230—235 гг. Для нас этот собор важен в том отношении, что вскрывает одну весьма существенную подробность, которая остается, при отсутствии сведений, неизвестной в отношении Карфагенского собора Агриппина. Дионисий Александрийский в послании к римскому пресвитеру Филимону сообщает следующее об этом соборе: «Узнал я и то, что не сейчас и не в одной Африке ввели этот обычай, но уже давно, при епископах, наших предшественниках, в самых многолюдных церквах и на соборах братьев в Иконии и Синнаде и по другим местам было так поставлено». Эти сведения дополняются сообщением Фирмилиана, епископа Кесарийского, по-видимому одного из участников собора: «Давно уже мы, сошедшись из Галатии, Киликии и других ближайших областей, на соборе в Иконии, что во Фригии, постановили твердо держаться такового мнения о еретиках (т. е. перекрещивать их) и отстаивать его, когда обнаружатся сомнения относительно этого предмета».   Оба свидетельства совершенно отчетливо вскрывают состав собора. Участие епископов вне всякого сомнения, причем число участников-епископов весьма значительно, так как собор объединил несколько областей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

ИЗЛОЖЕНИЕ ВЕРЫ Святого отца нашего Григория Чудотворца, Епископа Неокесарийского, по данному ему откровению    Един Бог Отец Слова живого, Премудрости и силы самосущей, и образа Вечного совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного. Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, образ и выражение Божества, Слово действенное, мудрость, содержащая состав всего, и сила, зиждущая все творение; истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, Нетленный Нетленного, Безсмертный Безсмертного, Вечный Вечного. И един Дух Святый, от Бога исходящий, посредством Сына явившийся, т.е. людям; жизнь, в которой причина живущих Святой источник; Святыня, подающая освящения. Им является Бог Отец, Который над всем и во всем, и Бог Сын, Который чрез все. Троица совершенная, славою и вечностию и Царством нераздельная и неразлучная. Почему нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни привходящего, чего бы прежде не было, и что вошло бы после. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа; но Троица непреложна, неизменна и всегда одна и та же.    Как Святой Григорий получил сие откровение, писатель его жизни, Святой Григорий Нисский, повествует так:    Когда Святой Григорий окончил все образование в мирских науках и заключил союз дружества с Фирмилианом, одним благородным Каппадокианином, который имел одинаковые с ним душевные расположения, что доказал он последующею своею жизнию, быв украшением Кесарийской Церкви; когда он открыл сему другу своему, что желание души его есть стремиться к Богу, и узнал от него, что и он имеет то же расположение: тогда, оставив всякое попечение о земной философии, пошел вместе с ним к мужу, почитавшемуся в то время главою Христианских философов. Это был Ориген, снискавший себе великую славу своими сочинениями. Святой Григорий показал и в сем случае не только любовь к познаниям и трудам, но вместе кротость и смирение своей души. Поелику, несмотря на то, что он был уже богат сведениями, не почел унижением для себя — учиться Божественным наукам у другого учителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  (13) Затем, между прочим, он говорит:   «Если бы мне пришлось открыто высказаться, я бы сказал: мысли в этом Послании принадлежат апостолу, а выбор слов и склад речи — человеку, который вспоминает сказанное апостолом и пишет, как бы поясняя сказанное учителем. Если какая-нибудь Церковь принимает это Послание за Павлово, хвала ей за это. Не зря же древние мужи считали это Послание Павловым. (14) Кто был настоящий его автор, ведомо только Богу. Еще до нас его приписывали одни Клименту, епископу Римскому, другие — Луке, написавшему Евангелие и Деяния». Об этом достаточно. 26 На десятом году упомянутого царствования Ориген переселился из Александрии в Кесарию, оставив Огласительное училище на Иракла. В скором времени скончался Димитрий, епископ Александрийский, несший свое служение целых сорок три года. Преемником его стал Иракл. В это время славен был епископ Кесарии Каппадокийской Фирмилиан. 27 Он так высоко ставил Оригена, что иногда, церковной пользы ради, приглашал его к себе, в свою область, а иногда сам отправлялся к нему в Иудею и проводил с ним некоторое время, совершенствуясь в вопросах богословских. И Александр, епископ Иерусалимский, и Феоктист Кесарийский все время прислушивались к нему и как учителю единственному уступали ему толкование Священного Писания и то, что касалось церковного обучения. 28 После императора Александра, царствовавшего тринадцать лет, власть принял кесарь Максимин. Из ненависти к дому Александра, состоявшему большей частью из верующих, он начал гонение, но казнить велел, как виновных в обучении христианству, только стоявших во главе Церквей. В это время Ориген написал «О мученичестве» и посвятил это сочинение Амвросию и Протоктиту, кесарийскому пресвитеру: все вокруг в это гонение было для обоих крайне неблагоприятно. Рассказывают, что они прославили себя и исповеданием при Максимине, царствовавшем не дольше трех лет. Время этого гонения указано Оригеном в 22-й книге его Толкований на Евангелие от Иоанна и в его разных письмах. 29 После Максимина власть над римлянами получил Гордиан; преемником Понтиана, бывшего шесть лет епископом Римским, стал Антерот, а после Антерота, несшего свое служение только месяц, — Фабиан. (2) Рассказывают, что Фабиан, после кончины Антерота, вместе с другими переселился из деревни в Рим и здесь, по Божией небесной милости, стал епископом совершенно чудесным образом. (3) Когда все братья собрались для выбора будущего епископа, то большинству приходил на ум кто-либо из славных, известных мужей. О Фабиане, здесь находившемся, и мысли ни у кого не было. Вдруг сверху слетает голубь и садится ему на голову — так Дух Святой, в виде голубя, сошел на Спасителя. (4) Тут весь народ в одном порыве, словно по внушению Духа Божия, единодушно возгласил «достоин» и немедленно посадил его на епископскую кафедру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

В последние годы жизни Киприан был участником большого спора – о действительности крещения еретиков. Противными сторонами были: Киприан и римский епископ Стефан I. Вопрос шел, собственно, о том, может ли крещение в еретическом обществе рассматриваться как действительное или же принятие еретиков в Церковь должно производиться только под условием нового крещения. В то время как Стефан объявлял действительным то крещение, которое, согласно установлению, совершено или во имя Иисуса Христа, или во имя Св. Троицы, и подтверждал его только возложением рук; Киприан, исходя из идеи единства Церкви, с совершенной последовательностью делал вывод относительно недействительности еретического крещения: вне Церкви не может быть действительного крещения, не может быть благодати Св. Духа и пути к спасению. Крещение сохраняет силу только у тех, кто крещен был в Церкви, затем в течение известного времени принадлежал к еретическому обществу и с раскаянием возвращался в Церковь . Киприан в данном случае следовал воззрениям Тертуллиана и имел на своей стороне не только северноафриканских епископов, но и Фирмилиана Кесарийского (в Каппадокии), который решительно примкнул к Киприану (письмо его к Киприану около 256 г.). Стефан недвусмысленно заявил притязание на верховенство над всеми епископами. Киприан мудро и с достоинством отстаивал свое положение. Фирмилиан, возбужденный страстным тоном Стефана, платил ему той же монетой. Киприан твердо стоял на той точке зрения, что римский епископ только равен с ними. Стефан в споре прервал церковное общение с северно-африканскими Церквами и с Востоком, хотя и не доказано, чтобы он провел этот разрыв формально. Дионисий Александрийский в качестве посредника стремился прекратить спор и предотвратить печальные последствия его. (Euseb., Hist. eccl. VII, 2 sqq.). Co своей стороны и Киприан старался устранить страстность в споре и опасность разделения и написал De zelo et livore. Это печальное положение продолжалось до мученической кончины Стефана и Киприана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Выше уже приводилась оценка Василием Великим монтанистов, которые «восхулили на Духа Святаго, нечестиво и бесстыдно присвоив наименование Утешителя Монтану и Прискилле. Посему, боготворят ли они человеков, подлежат за сие осуждению: оскорбляют ли Духа Святаго, сравнивая его с человеками, и в сем случае повинны вечному осуждению, ибо хула на Духа Святаго не отпускается» с. 308]. В.В. Болотов, говоря о похожих высказываниях еп. Фирмилиана Кесарийского определяет их как «полемические натяжки»: «Фирмилиан кесарийский точно также доказывал, что даже у монтанистов догматическое учение о Св. Троице различно от кафолического. Если поставить дальнейший вопрос: кто есть тот Христос, в которого монтанисты веруют? – они должны сказать: тот Христос, который послал Духа Утешителя, проявляющегося в Монтане и его пророчествах. Так как этих пророчеств кафолическая Церковь не признает, то должна признать, что монтанисты веруют не в того Христа, в которого верует кафолическая Церковь. При помощи таких полемических натяжек, конечно, можно было бы оспаривать православие догматического учения о Троице даже у новатиан. Например, Дионисий Александрийский позволял себе такую дедукцию, что Новатиан вводит хульное учение о Боге и клевещет на всеблагого Господа нашего Иисуса Христа, представляя Его немилостивым» с. 391-392]. Тем не менее, такие рассуждения обычны для святых отцов. Подобны рассмотренным и воззрения свт. Афанасия на ариан и еретиков вообще. Александрийский святитель полагал, что недопустимо называть ариан христианами, т. к. они «преподают крещение не во Отца и Сына, но в Творца и тварь, в Создателя и произведения… Приемля, по-видимому, крещение в имя не-сущаго, ничего не приимут они» с. 317, 319]. Так же рассуждает свт. Афанасий и о других еретиках, искажающих веру в Св. Троицу: «Ибо как преданная нам вера в Троицу есть единая, и она сочетает нас с Богом, а кто отъемлет что-либо от Троицы, и крещается в одно имя Отца, или в одно имя Сына, или в Отца и Сына без Духа, тот ничего не приемлет, но и крещаемые, и кто мнит себя преподающим крещение остаются тщи и непосвящены; потому что тайноводство совершается во имя Троицы: так и кто отделяет Сына от Отца или Духа низводит до тварей, тот не имеет ни Сына, ни Отца, но безбожен, хуже неверного, и скорее всё, только не христианин... Если же… мечтаете вы, будто бы Дух Святый есть тварь; то уже не одна у вас вера, и не одно крещение, но два: одно во Отца и Сына, а другое в Ангела, который есть тварь» с. 43-44]. Тем не менее, согласно 95 правилу Трулльского Собора, македониане, отвергающие Божество Св. Духа, и ариане присоединяются к Церкви без крещения.

http://bogoslov.ru/article/1467578

По Тертуллиану 1134 , римская церковь есть апостольская, матерь и источник веры? Правда: но, точно так же, как и другие апостольские церкви. Из Рима власть проистекает? Да, т. е. римская апостольская церковь – такой же ближайший, подручный авторитет для жителя Италии или Карфагена, какой прочие апостольские церкви для других ближайших стран. Римский епископ – апостольский, благой пастырь, благословенный папа, великий первосвященник, епископ епископов, издающий неотвратимые эдикты? Но все это Тертуллиан говорит в сочинении монтанистическом, которое направлено прямо и главным образом против римского епископа, и говорит в ироническом смысле. По св. Киприану 1135 , римская кафедра есть кафедра и место Петра? Правда; но отсюда в пользу главенства римского ничего не следует: по древнему преданию, и антиохийская кафедра была кафедрой, и значит – местом Петра. Римская церковь -кафедра Петрова, церковь главная (principalis), откуда единство священническое получило свой исход? Это говорить св. Киприан в письме, в котором сильно восстает против нынешних притязаний римского главенства; это значит только, что, как апостол Петр, по представлению Киприана, был первым начальным лицом, с которого единство кафолической Церкви начиналось, – так и римский епископ есть первое начальное лицо, с которого единство это начинается. Римская церковь , по Киприану, корень и матерь (radix et matrix)? Утверждать это римские богословы не имеют права. Римский епископ, по Киприану, единый епископ, единый пастырь и т. д.? Это несправедливо: св. отец говорит так не о римском епископе. Стефан Римский, как видно из творений Фирмилиана Кесарийского и Киприана Карфагенского , наводил уже на мысли, что преемнику св. Петра – римскому епископу должно повиноваться больше, что римский епископ есть епископ епископов: но эти притязания при Стефане появились, вероятно, впервые и возбудили всеобщее изумление и негодование в Церкви 1136 . Свидетельства римских епископов Анаклита, Евариста и другие подобные о римском главенстве не подлинны 1137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

от общения, если они не будут повиноваться ему. Оба они, как говорят римские богословы (Беллярмин, Либерман), поступают так в той мысли, что Церковь западная и восточная признавали за ними это право. Против этого утверждения римских богословов всего лучше говорит сама же история и та судьба, которая постигла притязания этих пап, а равно и отношение к этим притязаниям современников: Иринея Лионского , Киприана Карфагенского (его послание Стефану, 72). В этих поступках Виктора и Стефана нужно усматривать не признание древней Церковью главенства римского епископа, а именно незаконное посягательство на церковную свободу, стремление возвысить свой авторитет. Здесь в первый раз высказалось в папах сознание своего особенного положения в Церкви как епископов миродержавного города, сознание их верховной власти, будто они старейшие епископы, имеют право наблюдать за порядком во всех церквах и требовать от них строгого согласия с обычаями римской церкви, судить и даже отлучать других епископов. По свидетельству Фирмилиана Кесарийского, Стефан римский в спорном деле о крещении еретиков для подтверждения своего мнения говорил уже, что римский епископ есть преемник Петра, на котором основана Церковь , и ему, как и ап.Петру, должно больше повиноваться (Firmilian ad Cyprian, epist.XI). Но, признавая в этих папах первое проявление папских тенденций, едва ли можно сказать, чтобы папский идеал предносился их взору, как нечто определенное, была у них ясная и отчетливая мысль о себе как главе церкви, обладающей верховной властью во всех областях церковной жизни и непогрешимым авторитетом Здесь, может быть, действовала не столько идея, сколько личное властолюбие, которому дали пищу особенное положение их в церкви, а повод к обнаружению – представившиеся благоприятные обстоятельства. С IV века идея главенства папы, зародившаяся в душе римских епископов первых трех веков христианства, получает благодаря счастливым обстоятельствам дальнейшее развитие, так что некоторые ее элементы выступают довольно определенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Узнал об этом и еп. Димитрий и, как пишет Евсевий, даже похвалил Оригена «за усердие... и посоветовал не падать духом и... прилежать к делу оглашения» 27 . Епифаний же, упоминая об этом, говорит, что одни говорят, что он оскопил себя железом, другие, что прикладывал какие-то лекарственные растения, дабы иссушить известные места, или, даже принимал какое-то снадобье, которое, воздействуя на память, уменьшало сладострастные помыслы. Но сам Епифаний не слишком доверчив к этой истории: «Мы не совсем верим необыкновенным рассказам о нем» 28 . Существует и много других историй о его трудолюбии, неутомимым занятиям богословием, строгой аскетической жизни и т. д. Как бы там ни было, в жизни Оригена , примерно в 230 или 231 г. случился важный поворот. Ориген был вынужден навсегда покинуть Александрию (причина этому была в разрыве отношений его с еп. Димитрием) 29 и перебраться на жительство в Палестину. В Палестине Ориген был принят хорошо. Кесарийский епископ Феоктист и Иерусалимский епископ Александр покровительствовали Оригену , там же жил и старый друг, и меценат Оригена Амвросий. Когда из Александрии пришло окружное послание по поводу дела Оригена, то оно не было принято в Церквах Палестины, Финикии, Ахаии и Аравии. Феоктист предложил Оригену поселиться в Кесарии, и настаивал на его общественном служении в его Церкви устными и письменными наставлениями. Покровительствовал Оригену и знаменитый епископ Кесари Каппадокийской Фирмилиан, иногда он сам приезжал к нему, а иногда и вызывал к себе, чтобы Ориген наставлял его паству. Именно в Кесарию Палестинскую, где проживал Ориген и где уже образовалась особая школа, пришли к нему два брата Феодор и Афинодор. Это были молодые люди жаждавшие получить философское образование и готовили себя к юридической карьере. Придя к Оригену, человеку в то время знаменитому уже на весь мир, они захотели послушать его уроки. И случилось так, что Ориген постепенно направил их мысль от суетной философии к философии истинной и оба эти брата остались с Оригеном и прошли полный курс в его училище (5 лет) 30 . Впоследствии они оба были посвящены в епископов: Афинодор был епископом Понте, а Феодор, получивший в крещении имя Григорий (это знаменитейший свт. Григорий Чудотворец ), стал епископом в Неокесарии. Кесарийская школа Оригена , после его смерти имела своих продолжателей в лице муч. Памфила († 309) и Евсевия Кесарийского († 340). В Кесарии идеи Оригена , его богословский и экзегетический методы распространились на весь Восток 31 , но и в Александрии его влияние осталось довольно заметным (св. Афанасий, Дидим), но не таким авторитетным из-за его многих неудобопонятных религиозно-философских идей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Излагая учение святого Киприана и Фирмилиана, Василий Великий высказывает глубокую мысль, которую в дошедших до нас самих творениях Отцов обнаружить нельзя — мысль о постепенном иссякании благодати в обществах, отделившихся от Церкви: " Хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство " (1 прав. святого Василия Великого). Тяжесть греха нелюбви к братьям, который западные Отцы возлагали на всех раскольников, со временем, когда самый разрыв с Кафолической Церковью отодвигается в прошлое, умаляется, становится легче, но оскудение благодати Святого Духа повергает схизматиков в духовно опасное состояние. Святой Василий затрагивает здесь также вопрос об апостольском преемстве священнодействия. Оскудение благодати ставит под сомнение полноту апостольского преемства даже при формально правильном соблюдении канонических условий хиротонии. Что касается точного отнесения тех или иных отступников к еретикам, раскольникам или самочинникам, то Святой Отец избегает категорически навязывать свое суждение Церкви. Он только решительно оспаривает правомерность отнесения пепузиан к раскольникам, находя, что те, кто " восхулили на Духа Святаго, нечестиво и бесстыдно присвоив наименование Утешителя Монтану и Прискилле " (1 прав. святого Василия Великого), — несомненно еретики, и крещение их совершенно ничтожно. Высказывается он определенно и о новацианах: " Кафары суть из числа раскольников " (1 прав. святого Василия Великого). Относительно крещения энкратитов, последователей Татиана, Василий Великий приводит разные мнения Отцов и удерживается от собственного суждения. Но в своем 47-м правиле он склоняется к тому, что и энкратитов, вместе с саккофорами и апотактитами, следует перекрещивать. Так поступали с ними в Кесарийской Церкви, в которой предстоятельствовал сам Василий Великий. Обычаем своей Церкви святитель, однако, не связывает волю Вселенской Церкви, полагая, что вопрос этот требует соборного обсуждения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010