В Москве прошла конференция «Строительство храмов — сохранение исторической памяти народа» 19 мая 2021 г. 14:46 18 мая 2021 года в Красном зале Храма Христа Спасителя  в Москве депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин провел конференцию «Строительство храмов — сохранение исторической памяти народа». Мероприятие прошло в рамках XV направления «Традиции православного храмостроительства» XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». В работе форума приняли участие: руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков; помощник председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иерей Александр Привалов; начальник управления Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы В.Н. Шестаков; начальник управления реализации программы комплексного развития центра г. Москвы и приоритетных строительных проектов Департамента градостроительной политики г. Москвы М.В. Чудина; заместитель начальника управления по взаимодействию с государственными и муниципальными органами власти АУ ПАО «МОЭК» Г.А. Шилов; заместитель председателя Комитета государственного строительного надзора г. Москвы А.Н. Кравчук; заместители префектов московских административных округов и ответственные за строительство храмов в московских викариатствах, настоятели проектируемых и строящихся храмов, представители СМИ. В 2020 году исполнилось 10 лет Программе строительства православных храмов в Москве. «Наша встреча отмечает десятилетнюю веху начала строительства православных храмов в Москве, — заявил В.И. Ресин, открывая конференцию. — Первый юбилей». По его словам, за это время удалось достичь неплохих результатов. Так, на сегодняшний день введено в эксплуатацию 87 храмовых комплексов, из них 12 — в ТиНАО и 15 — сверх Программы. Построено и ведутся работы по вводу 4 программных храмов и 2 храмов сверх Программы. Завершены основные строительно-монтажные работы еще на 6 программных храмах. В стадии строительства 39 храмов, из них 2 — в ТиНАО. Еще 3 храма возводится сверх Программы. В стадии проектирования 40 храмов, из них 1 — в ТиНАО. На 111 участках установлены временные храмы. На 9 участках временные храмы стали основными.

http://patriarchia.ru/db/text/5811044.ht...

Закрыть «Православная община становится центром притяжения для жителей района» В Москве прошла конференция «Строительство храмов – сохранение исторической памяти народа» 19.05.2021 943 Время на чтение 6 минут Во вторник, 18 мая, в Красном зале Храма Христа Спасителя в Москве депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства Владимир Ресин провел конференцию «Строительство храмов — сохранение исторической памяти народа», сообщает Патриархия.ru . Мероприятие прошло в рамках XV направления «Традиции православного храмостроительства» XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». В работе форума приняли участие: руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков; помощник председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иерей Александр Привалов; начальник управления Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы В.Н. Шестаков; начальник управления реализации программы комплексного развития центра г. Москвы и приоритетных строительных проектов Департамента градостроительной политики г. Москвы М.В. Чудина; заместитель начальника управления по взаимодействию с государственными и муниципальными органами власти АУ ПАО «МОЭК» Г.А. Шилов; заместитель председателя Комитета государственного строительного надзора г. Москвы А.Н. Кравчук; заместители префектов московских административных округов и ответственные за строительство храмов в московских викариатствах, настоятели проектируемых и строящихся храмов, представители СМИ. В 2020 году исполнилось 10 лет Программе строительства православных храмов в Москве. «Наша встреча отмечает десятилетнюю веху начала строительства православных храмов в Москве, — заявил В.И.Ресин, открывая конференцию. — Первый юбилей». По его словам, за это время удалось достичь неплохих результатов. Так, на сегодняшний день введено в эксплуатацию 87 храмовых комплексов, из них 12 — в ТиНАО и 15 — сверх Программы. Построено и ведутся работы по вводу 4 программных храмов и 2 храмов сверх Программы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/19/pr...

Заканчивая беседу, В. А. Куроедов сообщил патриарху Алексию о секретном постановлении правительства, которое стало причиной «настоятельной просьбы» Совета по делам Русской Православной Церкви к руководству Московской Патриархии о срочном пересмотре «Положения об управлении». Иерархи согласились с мнением правительства и не стали возражать относительно проведения «приходской реформы». Патриарх сказал, что «для подготовки вопроса об изменении отдельных пунктов ‘‘Положения об управлении’’ надо создать комиссию из трёх человек, и на заседании Священного Синода эти поправки будут обсуждены, и Синод их примет» . Однако, желая максимально отсрочить принятие вынужденного решения, патриарх Алексий попросил В. А. Куроедова прислать ему письменное указание о необходимости выполнения требований Совета Министров СССР . Выработанный Московской Патриархией проект изменений b IV чacmь «Положения об управлении» был рассмотрен на очередной встрече патриарха Алексия, архиепископа Пимена (Извекова) и митрополита Питирима (Свиридова) с руководством Совета по делам Русской Православной Церкви 18 апреля 1961 г. На этот раз в беседе с иерархами принимали участие председатель совета В. А. Куроедов, заместитель председателя В. Г. Фуров и член совета Н. И. Макарцев. Проект был изложен в обтекаемой форме и не говорил о передаче настоятелями храмов своих административных полномочий исполнительным органам приходов. Руководство Совета по делам Русской Православной Церкви сочло его неприемлемым и потребовало от патриарха Алексия немедленных действий. В тот же день патриархом Алексием в экстренном порядке было созвано заседание Священного Синода в ограниченном составе. В результате было принято журнальное постановление «О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни», содержавшее требование о передаче административных и финансово-хозяйственных функций от настоятелей приходов исполнительным органам . 19 апреля 1961 г. патриарх Алексий получил официальное письмо Совета по делам Русской Православной Церкви с разъяснением содержания нового закрытого постановления Совета Министров СССР «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах». В документе говорилось: «Совет Министров СССР постановлением от 16 марта 1961 г. указал на необходимость восстановить права исполнительных органов церковных общин в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, в соответствии с действующим законодательством о культах» .

http://bogoslov.ru/article/6174378

11. Наблюдение за строго православным и художественным направлением церковного искусства-зодчества, иконописи, пения и прикладных искусств; 12. Составление предварительного списка кандидатов на должно­сти начальствующих центральных учреждений Православной Рос­сийской Церкви, как-то: Канцелярии Священного Синода, Канцелярии Высшего Церковного Совета, Учебного Комитета, Училищного Совета, Издательского Совета, Синодальных Типографий, Архива, а также Хозяйственного Управления, Контроля, Страхового Отдела, Свечного Комитета и других центральных учреждений финансово-экономического характера; 13. Назначение начальствующих лиц духовного сана в учрежде­ния, подведомственные Высшему Церковному Совету; 14. Рассмотрение отчета о деятельности Священного Синода и Высшего Церковного Совета, составление отчета о деятельности соединенного присутствия, рассмотрение отчетов Хозяйственного Управления по церковному хозяйству и Контроля за междусоборный период для представления очередному Поместному Собору; 15. Дела об утверждении сметы доходов и расходов по церковным учреждениям; 16. Обсуждение приготовительных мероприятий к предстоящему Собору; 17. Всякое дело, которое Патриарх, Священный Синод или Высший Церковный Совет признают нужным перенести на со­единенное заседание, в виду его важности или для придания боль­шей авторитетности церковному решению. Г. Священный Синод и Высший Церковный Совет, каждый в отдельности, или совместно, по принадлежности, разрешают все недоразумения и вопросы, порожденные неполнотою и неясностью законов и соборных определений. Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 1. Приложение к «Деяниям» второе. С. 12–16. 5. Об епархиальном управлении 4 (14), 7 (20), 9 (22) февраля 1918 г. Глава I О епархии, ее устройстве и учреждениях 1. Епархиею именуется часть Православной Российской Церкви, канонически управляемая епархиальным Архиереем. 2. Границы епархии определяются высшею церковною властью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

11) наблюдение за строго православным и художественным направлением церковного искусства-зодчества, иконописи, пения и прикладных искусств; 12) составление предварительного списка кандидатов на должности начальствующих центральных учреждений Православной Российской Церкви, как то: канцелярии Священного Синода, канцелярии Высшего Церковного Совета, Учебного комитета, Училищ- —126— ного совета, Издательского совета, синодальных типографий, архива, а также Хозяйственного управления, контроля, Страхового отдела, Свечного комитета и других центральных учреждений финансово-экономического характера; 13) назначение начальствующих лиц духовного сана в учреждения, подведомственные Высшему Церковному Совету; 14) рассмотрение отчета о деятельности Священного Синода и Высшего Церковного Совета, составление отчета о деятельности соединенного присутствия, рассмотрение отчетов Хозяйственного управления по церковному хозяйству и контроля за междусоборный период для представления очередному Поместному Собору; 15) дела об утверждении сметы доходов и расходов по церковным учреждениям; 16) обсуждение приготовительных мероприятий к предстоящему Собору; 17) всякое дело, которое Патриарх, Священный Синод или Высший Церковный Совет признают нужным перенести на соединенное заседание, ввиду его важности или для придания большей авторитетности церковному решению. Г Священный Синод и Высший Церковный Совет, каждый в отдельности или совместно, по принадлежности, разрешают все недоразумения и вопросы, порожденные неполнотой и неясностью законов и соборных определений. —127— V. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об епархиальном управлении 1 (14), 7 (20), 9 (22) февраля 1918 года Глава I. Об епархии, ее устройстве и учреждениях 1 . Епархией именуется часть Православной Российской Церкви, канонически управляемая епархиальным архиереем. 2 . Границы епархии определяются высшею церковною властью. 3 . В каждой епархии существуют особые органы епархиального управления и епархиального суда, действующие на основании установленных о них Правил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3. Границы прихода определяются Епархиальным советом. 4. Приход начинает свою деятельность после благословения епархиального архиерея. 5. Приход в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности подчинен и подотчетен епархиальному архиерею. Приход исполняет решения Епархиального собрания, Епархиального совета и распоряжения епархиального архиерея. 6. Приход может получить от органов государственной власти в собственность или в пользование предоставленный ему храм, церковную утварь и прочее имущество; в таком случае приход несет ответственность за сохранность этого имущества. 7. Приход, в установленном порядке, может покупать, строить или арендовать дома, помещения и другое имущество, необходимое для обеспечения своих потребностей. 8. В случае прекращения существования прихода распоряжение собственностью, которая ему принадлежит, осуществляется согласно его Уставу и согласно действующему законодательству с участием епархиальной власти. 9. Приходские храмы, молитвенные дома и часовни устраиваются с благословения епархиального архиерея и с соблюдением установленного законом порядка. 10. Приход управляется настоятелем, Приходским собранием и Приходским советом. 11. Приход отчисляет средства на епархиальные нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти. 12. Контролирующим органом финансово-хозяйственной деятельности прихода является Ревизионная комиссия. VIII.A. Настоятель 13. Приход возглавляет настоятель, который назначается епархиальным архиереем для духовного окормления верующих и управления причтом и приходом. В своей деятельности настоятель подотчетен епархиальному архиерею. 14. Настоятель отвечает за правильное, согласное с Церковным Уставом, совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание прихожан. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определенные его должностью, согласно церковным канонам и положениям Устава об управлении Украинской Православной Церкви.

http://drevo-info.ru/articles/26109.html

В представленных Синодом данных бюджетная комиссия не нашла вовсе сведений о капиталах и оброчных статьях, состоящих при центральных и местных учреждениях духовного ведомства, тогда как это были весьма значительные суммы. Так, на странице 50-й «Записки о церковных школах» бюджетная комиссия обнаружила в примечании под текстом указание, что при центральном управлении находится неприкосновенного капитала всего 981 000 рублей, а всего неприкосновенного капитала церковных школ 4 277 980 рублей. В приходно-расходной ведомости сумм, завещанных в пользу церковно-приходской школы, был пропущен капитал в 1 000 000 франков, оставленных бароном Гиршем еще при Победоносцеве. Достоверных сведений о местных средствах, находившихся целиком в распоряжении епархиальных архиереев, в Синоде не было. Представленное в Думу «Краткое расписание специальных средств хозяйственного управления при Св. Синоде» было кратким и неясным. В числе этих средств значился «типографский доход в 1 021 406 рублей от процентов с типографского капитала», размер которого не обозначен, от продажи книг и доходов от сдачи в наем помещения. Этот доход расходовался весь целиком, но на долю самих типографий падало 762 981руб., а остальные 258 425 руб. расходовались, как сказано в «Кратком расписании», на предметы, «до действий типографии не относящиеся», а именно: содержание духовной миссии в Иерусалиме, содержание синодской церкви, синодского контроля, бухгалтера и казначея хозяйственного управления и проч. Бюджетная комиссия отметила, что под этим «и прочее» скрывается большая сумма в 253 413 рублей, назначение которых оставалось неизвестным. Ни в смете, ни в «Кратком расписании специальных средств» не были упомянуты доходы от имений, принадлежавших единоверческому духовенству в Бессарабской губернии. Доходы с этих 161 имения площадью в 171 827 десятин, находившихся в ведении Министерства внутренних дел, исчислялись в 1 500 000 рублей ежегодно, и 2/5 этой суммы, т. е. 600 000 рублей, должны были поступать на содержание церковных школ 246 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Nyhkm IV «Noлoжehuя об управлении» устанавливал подчинённое положение по отношению к настоятелю членов церковного совета — казначея, старосты и его помощника, избираемых «двадцаткой» на собрании. Протоиерей Владислав Цыпин утверждает: «В сравнении с “Приходским Уставом”, принятом на Соборе 1917–1918 гг., ‘‘Положение об управлении’’ ставило настоятеля прихода в зависимость только от епархиального архиерея и давало ему широкие полномочия и большую самостоятельность в отношениях с коллегиальными органами управления» . Благодаря «Положению об управлении», принятому на Поместном Соборе 1945 г., в церковной жизни послевоенных лет произошли крупные положительные перемены. Духовенство в приходах сосредоточило в своих руках административную власть и финансы, стало подлинным руководителем приходской жизни. Однако «Положение об управлении» 1945 г. кардинально противоречило действующему законодательству — Постановлению ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» 1929 г. Согласно «законодательству о культах», управление религиозными объединениями должно было находиться в руках исполнительных органов, избранных из «двадцатки» учредителей — мирян. Роль в приходской жизни священника, нанимаемого на работу религиозной общиной, в документе не оговаривалась . В начале хрущёвской антирелигиозной кампании 1958–1960 гг. власти обратили внимание на очевидные противоречия в государственных и церковно-юридических актах и на ведущую роль духовенства в организации финансовой и хозяйственной деятельности приходов. Кроме того, в ряде областей власти столкнулись с упорным сопротивлением верующих антицерковным мероприятиям; во главе сопротивления стояли управлявшие епархиями архиереи и подчинённые им священники-настоятели. Очень скоро идеологи и практики антицерковного наступления пришли к выводу, что в полной мере реализовать планы постепенного ослабления влияния Церкви на общество и её уничтожения как социального института без отстранения в приходах от административной власти и от финансово-хозяйственной деятельности духовенства будет невозможно.

http://bogoslov.ru/article/6174378

На том же заседании после перерыва был заслушан доклад секретаря судебного отдела А. И. Ивановского. Внесенная на рассмотрение Собрания резолюция предусматривала признание для рус. священнослужителей, состоявших на серб. церковной службе, юрисдикции серб. епархиальной власти при обязательном извещении об их проступках и взысканиях ВЦУЗ. Рассмотрение дел рус. священнослужителей должно было происходить в Епископском совете без участия мирян. В отношении бракоразводных процессов судебный отдел предлагал неукоснительно соблюдать Временные Правила о расторжении брачного союза, утвержденные Свящ. Синодом в дек. 1918 г., отмечая, что эти правила значительно упрощены по сравнению с действовавшими до Поместного Собора 1917-1918 гг. Последующая дискуссия велась в основном по бракоразводным процедурам, особенно актуальным для рус. эмиграции из-за частого многолетнего безвестного отсутствия супругов во время революции и гражданской войны. Все внесенные поправки были отклонены Собранием, которое приняло резолюцию судебного отдела без изменений. Восьмое общее заседание (1 дек.) было посвящено рассмотрению финансовых вопросов. Товарищ председателя хозяйственного отдела Н. С. Батюшин доложил смету доходов ВЦУЗ. Дискуссия по докладу велась в основном по обложению сборами отдельных церковных округов и приходов. Архиеп. Евлогий (Георгиевский), раскритиковав предложенную смету как необоснованную, выступил с предложением ввести в качестве принципа денежных отчислений на нужды высшего и окружного церковных управлений установленный процент с годового дохода прихода. Предложение архиеп. Евлогия было поставлено на голосование и одобрено Собранием. Были одобрены предложения хозяйственного отдела обратиться от имени Церковного Собрания ко всем русским за границей с просьбой об ассигновании денежных средств на общецерковные и духовные нужды. В тот же день на 9-м вечернем заседании прошли выборы членов Церковного Совета. По итогам голосования ими стали протоиереи О. Востоков и О. П. Крахмалёв от клириков и гр. Апраксин и Батюшин от мирян.

http://pravenc.ru/text/1681087.html

16 января 1924 год – Святейший Патриарх Тихон вынужден был издать постановление об увольнении митрополита Американского и Канадского Платона (Рождественского). Постановление было опубликовано в советских газетах. В постановлении содержалось предложение митрополиту Платону прибыть в Москву в распоряжение патриарха. Это было одно из требований ГПУ: по прибытии владыки в СССР его предполагали арестовать. Однако, как и в случае предыдущих «вынужденных указов», патриарх сделал все необходимое, чтобы указ не был осуществлен на практике. Так, не было принято решение о назначении преемника Платону, об этом было решено иметь «особое суждение», но решение до самой смерти патриарха не было принято. Официальный указ о смещении митрополита Платона патриархом ему так и не был направлен. Все это позволило митрополиту Платону выиграть процесс в американском суде по вопросу о церковном имуществе, на которое претендовали обновленцы. В донесениях сотрудников ГПУ есть сведения о том, что американскую кафедру патриарх предлагал архиепископу Серафиму (Александрову), который категорически от этого предложения отказался, выражая желание уехать в Тверь или удалиться на покой. Разрушенный храм в Кронштадте. Фото В. А. Десятникова. 1980-е гг. 1961 год – Совет министров СССР принял постановление «Об усилении контроля за деятельностью Церкви». Новое постановление отменило все законодательные акты, принятые в годы Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие. Это постановление, а также постановление ЦК партии от 13 января 1960 г . стали «правовой» основой «церковной реформы», включавшей в себя шесть основных положений: «1) коренную перестройку церковного управления, отстранения духовенства от административных, финансово-хозяйственных дел в религиозных объединениях, что подорвало бы авторитет служителей культа в глазах верующих; 2) восстановление права управления религиозными объединениями органами, выбранными из числа самих верующих; 3) перекрытие всех каналов благотворительной деятельности Церкви, которые ранее широко использовались для привлечения новых групп верующих; 4) ликвидация льгот для церковнослужителей в отношении подоходного налога, обложение их как некооперированных кустарей, прекращение государственного социального обслуживания гражданского персонала Церкви, снятие профсоюзного обслуживания; 5) ограждение детей от влияния религии; 6) перевод служителей культа на твердые оклады, ограничение материальных стимулов духовенства, что снизило бы его активность». Идеологи «церковной реформы» отчетливо сознавали, что «перестройка церковного управления» может оказаться делом «сложным и деликатным». Решение было найдено быстро: «Для того, чтобы не вызвать каких-либо осложнений в отношениях между Церковью и государством, многие мероприятия проводить церковными руками». 16 января 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5328.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010