8.5. В ходе проверок ревизионная комиссия вправе запрашивать у должностных лиц и органов управления Подворья необходимые документы, а также получать разъяснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности Подворья. 8.6. Право ревизии финансово-хозяйственной деятельности Подворья и созданных Подворьем юридических лиц принадлежит также Московской Патриархии по распоряжению Патриарха. IX. Имущество и средства подворья 9.1. Средства и иное имущество Подворья образуются из: – пожертвований в связи с совершением богослужений, таинств, треб, а также иных религиозных обрядов и церемоний; – пожертвований в связи с распространением предметов культа, предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в том числе, книг, журналов, газет, аудио-видеозаписей, информационных дискет); – иных пожертвований граждан и юридических лиц, в том числе целевых пожертвований; – поступлений в связи с реализацией предметов культа, предметов религиозного назначения и религиозной литературы; – доходов, полученных от деятельности учрежденных Подворьем юридических лиц, направляемых на уставные цели Подворья; – иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации, поступлений, направляемых на уставные цели Подворья, в том числе доходов по акциям, иным ценным бумагам и банковским вкладам. Доходы от предпринимательской деятельности Подворья направляются на реализацию целей и задач деятельности Подворья, предусмотренных настоящим Уставом. 9.2. В случае недостатка средств Подворья на строительство, реставрацию или ремонт храма представители Подворья могут осуществлять сбор пожертвований на данные нужды Подворья за пределами принадлежащего Подворью земельного участка на основании выданных Подворьем доверенностей. 9.3. Подворье в обязательном порядке отчисляет средства на общецерковные нужды в размере, установленном Патриархом. 9.4. Подворье может иметь в собственности или на ином имущественном праве имущество, необходимое для осуществления и обеспечения деятельности Подворья, в том числе, относящееся к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

В Москве прошла конференция «Строительство храмов: перспективы в эпоху перемен» 28 января 2023 г. 16:13 26 января 2023 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя  в Москве в рамках XV направления «Традиции православного храмостроительства» XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» состоялись конференция «Строительство храмов: перспективы в эпоху перемен» и семинар для настоятелей строящихся храмов. Сопредседателями конференции выступили и.о. председателя  Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иеромонах Ермоген (Бурыгин) и депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха по вопросам строительства В.И. Ресин. В работе форума приняли участие руководитель Департамента градостроительной политики г. Москвы С.И. Левкин, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков, первый заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы В.Г. Плешивцев, заместитель председателя Комитета государственного строительного надзора г. Москвы (Мосгосстройнадзор) статс-секретарь Н.А. Беляев, заместитель начальника Управления по взаимодействию с государственными и муниципальными органами власти АУ ПАО «МОЭК» Г.А. Шилов, заместители префектов московских административных округов и священнослужители, ответственные за строительство храмов в викариатствах Московской епархии , настоятели проектируемых и строящихся храмов, представители СМИ. Основной темой конференции стало сотрудничество государства, Церкви и общества в деле возрождения духовного наследия России, а также подведение итогов реализации Программы строительства православных храмов в г. Москве в 2022 году. В своем докладе руководитель Финансово-хозяйственного управления сообщил, что темпы проектирования и строительства московских храмов по сравнению с годами пандемии «вновь набирают обороты». Иеромонах Ермоген (Бурыгин) также обратил внимание собравшихся на то, что «самую серьезную поддержку в деле храмостроительства оказывает компания ПАО " ГМК " Норильский никель " , активное участие принимает Концерн " Крост " », беспрецедентную помощь настоятели получают от Московской Патриархии. Так, в 2021 году финансовое подспорье обрели 19 приходов, в 2022 году — 28, «всего же с 2018 года финансовая поддержка была оказана порядка 50 московским храмам».

http://patriarchia.ru/db/text/6000456.ht...

Теперь же контроль совета существенно усиливался, и при издании правящим архиереем указа на то или иное перемещение священнослужителя в пределах своей епархии стало необходимо согласовывать все эти действия с местным уполномоченным. Как вспоминает протоиерей Николай Иноземцев, в случае, если же прежде издания указа архиерей не согласовал перемещение священнослужителя с уполномоченным, то последний просто не давал регистрацию тому лицу, который получил назначение на новое место, и указ просто «висел в воздухе» . Показательным примером является беседа архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) с уполномоченным А. Гуськовым, в которой владыка довольно иронично констатировал факт сложившегося положения в своей епархии: «Я охотно теперь буду решать с Вами все вопросы, относящиеся к епархии, которой я руковожу. Я руковожу, а не кто-либо другой» . По нашему мнению, слова архиепископа Луки хорошо иллюстрируют сложившуюся обстановку. 16 марта 1961 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» , которое отменило и изменило ряд прежних постановлений правительства, относящихся к религиозным культам, а также указало на «необходимость восстановления прав исполнительных органов церковных общин в части ведения финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о культах» . Следуя этим указаниям правительства, председатель порекомендовал патриарху Алексию I принять поправку в четвёртом разделе «О приходах» Положения об управлении Русской Православной Церкви с целью отстранения духовенства от финансово-хозяйственной деятельности на приходе и передачи данных полномочий в ведение церковного совета . Ещё одним важным пунктом данного постановления стало разрешение закрывать культовые здания по решениям областных (краевых) исполкомов при условии согласования с советом, до этого молитвенные здания закрывались только по решению Советов министров союзных республик. Такое изменение ускорило и облегчило процедуру ликвидации храмов.

http://bogoslov.ru/article/6174834

Представленное при докладе Соборного Отдела о церковном имуществе и хозяйстве положение о сборах в общецерковную казну с прошений и документов передать в Высшее Церковное Управление на утверждение и введение в действие с теми изменениями, какие признаны будут Высшим Церковным Управлением соответственными. Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 4. Приложение к «Деяниям» второе. С. 52. 51. О финансово-хозяйственных церковных учреждениях 25 августа (7 сентября) 1918 г. Представленные Соборным Отделом о церковном имуществе и хозяйстве доклады: 1) о взаимном церковном страховании, 2) о Всероссийском Церковном Кооперативе и 3) о Всероссийском Кредитном Союзе приходов и церковных учреждений передать в Высшее Церковное Управление, с предоставлением ему образовывать, по мере возможности, как предусматриваемые в этих докладах, так и иные финансово-хозяйственные учреждения для изыскания средств на осуществление просветительных, благотворительных и миссионерских задач Церкви. Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 4. Приложение к «Деяниям» второе. С. 51. 52. О сборах в общецерковную казну с прошений и документов 25 августа (7 сентября) 1918 г. Представленное при докладе Соборного Отдела о церковном имуществе и хозяйстве положение о сборах в общецерковную казну с прошений и документов передать в Высшее Церковное Управление на утверждение и введение в действие с теми изменениями, какие признаны будут Высшим Церковным Управлением соответственными. Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 4. Приложение к «Деяниям» второе. С. 52. 53. О сборе «Церковная лепта» 31 августа (13 сентября) 1918 г. 1. В целях усиления средств общецерковной казны учреждается особый церковный сбор под наименованием «Церков­ная Лепта». 2. Сбор этот производится во всех приходах Православной Российской Церкви ежегодно и повсеместно в период времени с 1 октября по 21 ноября включительно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

С 1836 г. при Синоде образовался Хозяйственный комитет, который с 1839 г. именовался Хозяйственным управлением и заведовал финансовыми делами Святейшего Синода. Кроме того, с 1833 г. существовал орган контроля за доходами и расходами, который с 1867 г. стал называться Контролем при Святейшем Комиссия духовных училищ, просуществовавшая с 1808 по 1839 г., 1 марта 1839 г. была переименована в Духовно-учебное правление, которое находилось под надзором обер-прокурора. С 1867 г. функции этого учреждения принял на себя Учебный комитет при Святейшем Синоде, возглавлявшийся духовным лицом и имевший в своем штате также представителей При Александре III был образован Духовно-училищный совет под председательством епископа, ведению совета подлежали церковноприходские школы. В него входила Издательская комиссия (позднее Издательский совет), ведавшая выпуском учебников и журналов для духовных училищ (в 1908 г.— на сумму 900 000 С конца XVIII в. при Святейшем Синоде действовал Цензурный комитет, компетенция и служебные инструкции которого менялись. Кроме того, при Синоде с самого момента его основания время от времени организовывались комиссии по особым случаям, которые после выполнения своих задач Наконец, здесь следует указать и на уже упоминавшуюся выше, основанную в 1865 г. Комиссию по описанию архива Святейшего Синода с ее двумя собраниями документов, которые начали выходить в свет с 1868 и 1869 гг. соответственно. Работа комиссии пошла быстрее с 1896 г., когда к ней за особую плату стали привлекаться квалифицированные научные силы. К тому времени накопилось уже почти безбрежное количество материалов, особенно для отдельных собраний, упорядоченных по правлениям д) Святейший Синод уже при Петре I содержался за счет государственного бюджета, что положило начало финансовой зависимости Церкви от государства, которой не знала Московская Русь. К 1764 г. эта зависимость вылилась в секуляризацию церковных земель — логическое следствие петровской церковной реформы. Секуляризация неизбежно влекла за собой перевод на государственное финансирование всех тех административных органов и учреждений, которые ранее содержались за счет доходов от церковных земель. Ни государство, ни церковная иерархия не обнаруживали заинтересованности в сохранении финансовой самостоятельности Церкви. Такая самостоятельность была бы возможна лишь на основе самообложения церковных общин, к чему они были совершенно не подготовлены. Традиционный, вековой порядок гарантировал содержание Церкви и клира за счет церковных вотчин, и поэтому для возникновения финансовой самостоятельности не было ни организационных условий в виде общинного самоуправления, ни психологических

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Святейший Патриарх Кирилл утвердил список храмов, которые нуждаются в реставрации и будут заявлены на получение субсидий из бюджета Москвы в 2022 году 25 ноября 2021 г. 10:33 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил список храмов, которые нуждаются в реставрации и будут заявлены на получение субсидий из бюджета города Москвы в 2022 году. Об этом сообщила начальник отдела реставрации и ремонта Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата Екатерина Инасаридзе. Программа предоставления субсидий религиозным организациям из бюджета города Москвы существует с 2012 года. Благодаря тому, что результаты программы имеют положительную динамику, Правительство Москвы неоднократно увеличивало выделяемый лимит бюджетных средств. «Выделение средств происходит ежегодно и подлежит освоению в рамках одного финансового года», — уточнила Е. Инасаридзе. Порядок предоставления субсидий регулируется постановлением Правительства Москвы 646-ПП от 28 декабря 2011 года «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы религиозным организациям на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения, находящихся в государственной собственности и переданных в пользование указанным религиозным организациям». В рамках данной Программы осуществляется финансирование работ на объектах, находящихся в собственности Российской Федерации или города Москвы. «Обращаю внимание, что объекты в собственности Русской Православной Церкви в рамках данной программы не финансируются», — подчеркнула Е. Инасаридзе. По ее словам, «ежегодно Финансово-хозяйственным управлением по представлениям правящих викариев города Москвы формируется сводный список объектов Русской Православной Церкви на финансирование реставрационных работ за счет средств городского бюджета, который подается на рассмотрение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу». Утвержденный Святейшим Владыкой список под выделенный лимит финансирования направляется в Департамент культурного наследия г. Москвы. Также заявки по объектам, утвержденным Святейшим Патриархом, передаются в службу одного окна департамента, с последующим рассмотрением их на межведомственной комиссии. Список храмов, утвержденный Святейшим Патриархом: Финансово-хозяйственное управление /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5865979.ht...

Приход, мон-рь, духовное учебное заведение, братство и сестричество вправе использовать имущество, необходимое им для обеспечения своей деятельности, предоставляемое гос., муниципальными, общественными и иными орг-циями и гражданами, в соответствии с законодательством страны нахождения, а также иметь его в собственности (Там же. XV 23). Смета расходов духовных учебных заведений утверждается епархиальным архиереем, а при наличии общецерковного финансирования представляется архиереем на утверждение Патриарха с предварительным рассмотрением ее Учебным комитетом (Там же. XV 21). Распорядителями финансовых средств прихода, мон-ря, духовного учебного заведения, братства и сестричества являются «соответственно председатель Приходского совета совместно с членами Приходского совета на основе подотчетности Приходскому собранию во главе с его председателем - настоятелем прихода, наместник или настоятель (настоятельница) монастыря, ректор Духовного учебного заведения, председатель братства или сестричества совместно с членами Совета братства и Совета сестричества» (Там же. XV 22). По благословению епархиального архиерея приход дополнительно к основному церковному зданию может иметь приписные храмы и часовни в больничных учреждениях, домах-интернатах, домах для престарелых, в воинских частях и т. д. (Там же. XV 24). В установленном порядке приход, мон-рь, духовное учебное заведение, братство или сестричество могут арендовать, строить, покупать в собственность помещения для своих нужд, а также приобретать в собственность др. необходимое имущество (Там же. XV 25). Поскольку имущество, принадлежащее приходу, мон-рю, духовному учебному заведению, братству или сестричеству на правах собственности, является имуществом РПЦ, в случае ликвидации прихода, монастыря или духовного учебного заведения как юридического лица их имущество религиозного назначения, принадлежащее им на правах собственности, переходит в собственность епархии. Др. имущество реализуется для удовлетворения обязательств перед кредиторами, а также для исполнения законных требований юридических и физических лиц. При ликвидации прихода, мон-ря или духовного учебного заведения все имущество, полученное ими на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, пользования на др. законных основаниях, переходит в распоряжение епархии (Там же. XV 27, 28). В случае ликвидации братства и сестричества как юридического лица их имущество религ. назначения, принадлежащее им на правах собственности, переходит в собственность прихода, при к-ром они созданы. Др. имущество реализуется для удовлетворения обязательств перед кредиторами, а также для исполнения законных требований юридических и физических лиц; имущество, полученное ими на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, пользования на иных законных основаниях, переходит в распоряжение прихода (Устав. XV 29, 30).

http://pravenc.ru/text/389523.html

5. Порядок формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. Внесение изменений в указанный план осуществляется в порядке, установленном для формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения. 6. План передачи религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, содержит: 1) перечень государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, планируемого для передачи религиозным организациям; 2) наименование государственных или муниципальных унитарных предприятий либо государственных или муниципальных учреждений, которым принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления недвижимое имущество религиозного назначения, планируемое для передачи религиозным организациям; 3) наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие государственные или муниципальные унитарные предприятия либо государственные или муниципальные учреждения; 4) перечень мероприятий по высвобождению имущества, органы, ответственные за их осуществление, а также срок осуществления таких мероприятий; 5) перечень мероприятий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения, органы, ответственные за их осуществление, а также срок осуществления таких мероприятий; 6) сведения об источнике (средства соответствующих бюджетов, внебюджетные источники финансирования) и о размере финансового обеспечения мероприятий по высвобождению имущества, мероприятий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения;

http://patriarchia.ru/db/text/1333877.ht...

От полноты души пожелав Вашему Высокопреосвященству всех благ свыше, имею счастье пребыть“... 5-го ч. писал я в СПб. Обер-Прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву : „Через пять дней после того, как я имел честь в последний раз писать Вашему Превосходительству, Ректор подведомой мне Семинарии протоиерей Соколов представил мне, вместо прошения об увольнении его от семинарской службы, пространную записку, в которой, излагая в своё оправдание разные обстоятельства, в заключение просит меня 1) дать ему возможность упорядочить дела семинарии и 2) не требовать удаления его от семинарии прежде, чем он будет иметь возможность занять какое-либо, соответственное его настоящему положению, место. Препровождая при сём на благовнимание Вашего Превосходительства подлинную записку о. Ректора, долгом поставляю присовокупить, что состояние его здоровья, в настоящее время, по-видимому, улучшается. С истинным почтением и совершенной преданностью имею честь быть“. Между тем, в тот же день получено было мной от г. Обер-Прокурора Св. Синода отношение от 30-го ч. за 7890, в коем он, уведомляя меня о командировании в Тверь Вице-Директора Хозяйственного Управления при Св. Синоде, Д. Ст. Сов. Остроумова, для участия, совместно с назначенной мной комиссией, в освидетельствовании разных отступлений от проекта сооружения нового семинарского здания и пр., просил меня оказать ему содействие к успешному исполнению возложенного на него поручения. —266— 1880 г. Вследствие сего, мной сделаны были надлежащие распоряжения. На другой день, 6-го ч., явился ко мне помянутый Вице-Директор Остроумов. Я принял его с тем большим удовольствием, что он оказался моим земляком. Пётр Иванович Остроумов сын покойного Ректора Владимирских духовных училищ, протоиерея Ивана Петровича Остроумова. По окончании курса в Киевской д. академии в 1863 г. с званием магистра, Пётр Иванович приглашён был в Московскую академию на должность Бакалавра, но назначение это почему-то не состоялось. Вслед затем он поступил на службу, по приглашению князя Черкасского 1885 , в царство Польское; оттуда перешёл в Министерство финансов, в Петербург, а из Министерства поступил, по приглашению Обер-Прокурора Св. Синода, графа Д.А. Толстого, на настоящую должность Вице-Директора Хозяйственного Управления при Св. Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Смысловое содержание приходской административной системы в 1961 г. и его изменение в 1988 г. В статье кандидата богословия протоиерея Дмитрия Сазонова прослеживается путь системы приходского управления от состояния упадка, причиной которого стали изменения в церковном законодательстве о приходских общинах, принятые на Архиерейском соборе в 1961 году, к восстановлению канонической ее формы в новом Уставе об Управлении Русской Православной Церкви в 1988 году. Статья Основополагающим для канонического устройства и жизненно важным документом для Русской Православной Церкви стал утвержденный на Поместном соборе в 1988 г. Устав об управлении Русской Православной Церковью, принятый вместо существовавшего до этого времени Положения об управлении Русской Православной Церкви 1945 года с внесенными в 1961 году изменениями в части приходского управления. Именно эти структурные изменения в управлении приходом, утвержденные затем на Поместном Соборе 1971 года, уже в 1988 году характеризовались как «не содержащие в достаточной степени общепринятых в православии законов», которые «не давали ясного представления о правах, обязанностях и ответственности как высшей иерархии, так и рядовых священнослужителей и верующих» . Принятый Поместным собором в 1988 году Устав в XV главе п.2 отменял принятые на Архиерейском соборе в 1961 году поправки . Исследуя приходское законодательство Русской Православной Церкви 1945 и 1988 гг. и различные базовые смыслы, заложенные в нем, отметим существенный акцент в их различии и обосновании. Положение об административном устройстве прихода 1945 года было разработано митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) в духе постановления о приходах, выработано на Поместном соборе 1918 г., где было определено, что хозяйственно-финансовой деятельностью прихода должен заниматься церковный совет во главе с настоятелем, а приход, как православная община, мыслился как структура Церкви, в жизни которой миряне участвуют в управлении, но – sic! – руководство всей жизнью прихода, духовной и хозяйственной, остается за настоятелем . Такой взгляд на приход как каноническую структуру епархии вполне отвечал ее древнему устройству и смыслу: приход есть общество, состоящее из клира и мирян. Общество, возглавляемое пастырями-клириками.

http://bogoslov.ru/article/5023654

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010