Председатель Финансово-хозяйственного управления: Новые храмы открыты для всех 5 октября 2023 г. 19:45 5 октября 2023 года в ТАСС состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата архимандрит Никандр (Пилишин) и депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по строительству В.И. Ресин. Информационный форум был посвящен реализации Программы строительства православных храмов в Москве. В первую очередь председатель ФХУ особо подчеркнул, что инициатором и идейным вдохновителем Программы выступает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин поддержал проект и назначил блестящего куратора по строительству храмов, настоящего профессионала с колоссальным опытом — Владимира Иосифовича Ресина», — продолжил архимандрит Никандр. «Главные действующие лица нашей Программы — это, конечно же, и москвичи! — заявил председатель ФХУ. — Ведь храмы строятся москвичами, местными жителями и для москвичей и гостей столицы». В свою очередь В.И. Ресин напомнил, что все строительство осуществляется на внебюджетной основе, то есть исключительно на пожертвования. Благотворителями выступают как крупные организации, так и малый бизнес, и рядовые граждане. Архимандрит Никандр рассказал, что существенную финансовую поддержку Программе оказывает Святейший Патриарх Кирилл. По благословению Его Святейшества Московская Патриархия выделяет средства в помощь настоятелям новых храмов для проектирования и строительства церковных объектов. По словам руководителя ФХУ и советника Патриарха, главная цель Программы — строительство храмов в шаговой доступности, чтобы пожилые люди, дети и многодетные родители имели возможность посещать богослужения. «Наша Программа — реальный ответ на запрос жителей города, — отметил архимандрит Никандр. — Мы видим, что Программа эффективна по тому, как скоро заполняются наши храмы, и малые, и большие. Казалось бы, построили храм на 500 человек, а по праздникам люди все равно не вмещаются, и кому-то приходится стоять на улице…» |
Временное положение об Экспертном совете по церковному искусству, архитектуре и реставрации 16 апреля 2016 г. 23:55 Документ утвержден на заседании Священного Синода от 16 апреля 2016 года ( журнал 18 ). 1. Общие положения 1.1. Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации (далее Экспертный совет) является межведомственным постоянно действующим консультативно-совещательным органом Патриаршего совета по культуре и Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви. 1.2. В своей деятельности Экспертный совет руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями Поместного и Архиерейского Соборов, Патриарха Московского и всея Руси, Священного Синода, Высшего Церковного Совета, Патриаршего совета по культуре и Финансово-хозяйственного управления, а также настоящим Временным положением (далее Положение). 1.3. Экспертный совет создается без образования юридического лица. 1.4. Решения Экспертного совета носят рекомендательный характер. 2. Основные задачи Экспертного совета 2.1. Экспертный совет действует в рамках задач, поставленных перед Патриаршим советом по культуре и Финансово-хозяйственным управлением Русской Православной Церкви. 2.2. По поручению Священноначалия Экспертный совет изучает искусствоведческие, архитектурные, реставрационные и иные проекты, поступающие от структурных подразделений Русской Православной Церкви, и дает им экспертную оценку. 3. Состав Экспертного совета 3.1. Председатель Экспертного совета назначается распоряжением Святейшего Патриарха. 3.2. Количество членов и состав Экспертного совета утверждается Святейшим Патриархом по представлению Председателя Экспертного совета. Срок полномочий членов комиссии 4 года. 3.3. В состав Экспертного совета входят представители Патриаршего совета по культуре и Финансово-хозяйственного управления. 3.4. Для ведения экспертной и иной деятельности, предусмотренной настоящим Положением, Председатель Экспертного совета создает рабочую группу при Экспертном совете. |
Председатель Финансово-хозяйственного управления вошел в состав Комиссии по сохранению объектов культурного наследия при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России 11 августа 2015 г. 15:28 Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата архиепископ Егорьевский Марк вошел в состав Комиссии по сохранению объектов культурного наследия при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. 11 августа архиепископ Егорьевский Марк принял участие в заседании Комиссии, на котором обсуждались вопросы совершенствования сметной и нормативно-правовой базы по реставрации, особенности лицензирования и аттестации реставрационных организаций, а также одна из наиболее острых проблем отрасли — дефицит опытных специалистов-реставраторов. Ректор Московского архитектурного института Д.О. Швидковский рассказал об актуальных проблемах в системе образования и подготовки специалистов в этой области в различных учебных заведениях России. Было отмечено, что на базе МАРХИ планируется открытие, в том числе кафедры церковного зодчества. Однако Министерство образования и науки России занимает пассивную позицию по данному вопросу, поэтому руководство МАРХИ очень надеются на поддержку со стороны Русской Православной Церкви. В противном случае, заключил Д.О. Швидковский, «страна рискует лет через десять остаться без опытных специалистов-реставраторов, ведь и сейчас в основном проектируют те же люди, что и в советское время». Архиепископ Марк тоже выразил озабоченность ситуацией явного дефицита молодых кадров, работающих на объектах, и незнания архитекторами канонов церковного зодчества. «А ведь в нашей стране большинство реставрационных работ проводится как раз на объектах культурного наследия религиозного назначения, переданных в пользование Русской Православной Церкви», — сказал архиерей. Он также отметил, что «даже на базе иконописной школы при Духовной академии в Сергиевом Посаде очень высокий конкурс, что говорит о большой степени заинтересованности людей, которые желают заниматься церковным искусством. Нужно расширить зону поиска, искать студентов с разных кафедр, рассказывать им, привлекать мотивированных людей». Комиссия обратила внимание и на явный дефицит специалистов прикладных профессий, например, образованных каменщиков. Необходимо заниматься популяризаций всех направлений обучения по сохранению объектов культурного наследия, привлекать реставрационные организации к сопровождению студентов еще во время учебы. Студенты должны знать, что погружаясь в изучение профессии, они будут востребованы как специалисты в дальнейшем. Решением Комиссии была создана рабочая группа для разработки системного подхода к проблеме, продумывания комплекса мер и поэтапного разрешения всех вопросов. Финансово-хозяйственное управление /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г. |
Епископ Подольский Тихон: Духовная составляющая столицы Епископ Подольский Тихон — председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. Это как министр финансов в миру. До недавнего времени он был труднодоступной для журналистов личностью. Но теперь, когда ему поручено курировать совместный с московским правительством проект строительства 200 новых быстровозводимых храмов, общение с прессой стало неизбежным. 10 августа, 2011 Епископ Подольский Тихон — председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. Это как министр финансов в миру. До недавнего времени он был труднодоступной для журналистов личностью. Но теперь, когда ему поручено курировать совместный с московским правительством проект строительства 200 новых быстровозводимых храмов, общение с прессой стало неизбежным. Епископ Подольский Тихон — председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. Это как министр финансов в миру. До недавнего времени он был труднодоступной для журналистов личностью. Но теперь, когда ему поручено курировать совместный с московским правительством проект строительства 200 новых быстровозводимых храмов, общение с прессой стало неизбежным. И Владыка нарушил молчание и встретился с нашим корреспондентом и ответил на вопросы об этом масштабном начинании. — Ваше Преосвященство, как вы оцениваете, 200 храмов — это много или мало? — Мэр Москвы Сергей Собянин справедливо рассудил, что недостаточно, поскольку снесено было в свое время больше тысячи. И если судить математически — маловато. В Москве на каждый храм приходится 40 тысяч жителей. В среднем по России — 11,2 тысячи. Новое строительство приблизит нас к этому показателю, но не достигнет его. Все равно столица останется на одном из последних мест по обеспечению духовных потребностей людей. Но ведь строительство в основном будет вестись в густонаселенных спальных районах, где храмов практически нет вообще. Здесь в принципе не цифры важны. Речь идет об исправлении духовной составляющей города. Судите сами. Храмы созидались нашими предками в честь явления Богом великих чудес, в память о славных сражениях и избавлении от смертоносных опасностей. В них отражалась русская история, воплощалась, обретала стены духовная жизнь нации. А варварское разорение святынь в первой половине прошлого века было надругательством над национальной судьбой. Еще страшнее становится, когда вспоминаешь ветхозаветные слова о неизбежном проклятии разорителей святынь на несколько поколений. Верю, строительство новых храмов положит начало духовному обновлению, осознанию греха теми, предки которых лишили Отечество духовных корней. |
При участии Финансово-хозяйственного управления в Москве открылась фотовыставка «Помогая другому — помогаешь себе» 5 сентября 2019 г. 10:38 4 сентября 2019 года на Гоголевском бульваре в Москве состоялось торжественное открытие фотовыставки под открытым небом «Помогая другому — помогаешь себе». Экспозиция посвящена социальным проектам новых приходов, входящих в Программу строительства православных храмов в городе Москве. Организаторы выставки — Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата. Экспозицию открыли руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы В.И. Сучков и помощник председателя Финансово-хозяйственного управления по строительству храмов иерей Александр Привалов. В церемонии приняли участие настоятели новых московских храмов: На торжественной церемонии также присутствовали прихожане строящихся столичных храмов, представители Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, журналисты. С приветственным словом к собравшимся обратился В.И. Сучков, который, в частности, сказал: «Я рад принимать участие в открытии очередной фотовыставки, которая рассказывает о деятельности новых православных приходов. Наша экспозиция стала традиционной. Это уже четвертая выставка. Гостям представлены фотографии, демонстрирующие, конечно, самый широкий круг мероприятий, которые проводят православные приходы в Москве. За последнее время у нас зарегистрировано около 200 новых приходов. Конечно, не у всех есть каменные храмы, но на многих участках уже действуют деревянные церкви. И на всех этих приходах социальная работа развивается по самым разным направлениям: это и помощь ветеранам, и помощь одиноким людям, это помощь многодетным семьям и людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию». «Радостно, что эту выставку посещает очень много людей. Экспозиции под открытым небом на Гоголевском бульваре в 2016-2018 годах увидели более 80 тысяч москвичей и гостей столицы. Уверен, что и эта выставка вызовет у наших жителей большой интерес и будет иметь успех. А мы в свою очередь будем продолжать проводить подобные мероприятия и рассказывать о том, как живут наши православные приходы», — добавил руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей столицы. |
В. А. Куроедов говорил: «Когда было принято “Положение об управлении”, имелось в виду, что управление финансово-хозяйственными делами религиозной общины будет осуществляться коллегиально, то есть исполнительными органами общины. Но фактически дело в общинах обстоит таким образом, что всё управление финансово-хозяйственными делами сосредоточено в руках одного лица — настоятеля церкви. Он является хозяином в церкви и пользуется неограниченным правом. Исполнительные органы и ревизионные комиссии религиозных общин, которые избираются на собрании верующих из состава членов общин для того, чтобы вести управление финансово-хозяйственными делами, лишены этого права, потому что настоятель церкви в соответствии с положением является непременным председателем церковного совета. Он не избирается общиной и не несёт никакой ответственности перед ней за состояние финансово-хозяйственной деятельности. Расходы денежных средств общины производятся лично настоятелями церквей по своему усмотрению. На этой почве возникает много конфликтов в религиозных общинах. В Совет поступает много писем и жалоб по этому поводу» . В. А. Куроедов говорил о многочисленных нарушениях священниками советского законодательства и предлагал реформировать приходское управление в соответствии с новыми политическими тенденциями в жизни СССР — на основе демократических принципов: «В нашей подлинно демократической стране, в которой управление государством осуществляется народом, сохранившаяся в религиозных общинах диктаторская власть одного лица недопустима. В последнее время в целях привлечения общественности к управлению государством расширены права местных органов власти, на принципах общественности осуществляется управление организаций искусства и физической культуры, охраны общественного порядка. Создавшееся положение в религиозных общинах и современные условия жизни нашего общества выдвигают вопрос о том, что надо пересмотреть отдельные пункты ‘‘Положения об управлении Русской Православной Церкви’’, чтобы во главе общины был исполнительный орган, а не настоятель церкви» . |
В Финансово-хозяйственном управлении прошел семинар по вопросам финансирования строительства и реставрации храмов 28 января 2013 г. 17:54 25 января в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата в рамках XXI Международных Рождественских чтений состоялся семинар, посвященный вопросам финансирования храмового строительства и реставрации. Сотрудники учреждения представили свои доклады, посвященные различным аспектам организации финансовой и хозяйственной деятельности приходов. Заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления священник Евгений Гущин сообщил о перспективах создания автоматизированного реестра объектов имущественного комплекса Русской Православной Церкви. Информация об объектах церковной недвижимости будет сводиться в единую электронную базу данных, однако процесс по ее созданию может потребовать достаточно много времени и будет состоять из нескольких этапов. Заведующая хозяйственно-имущественным отделом Финансово-хозяйственного управления Татьяна Ефимова рассказала о механизме бюджетного финансирования реставрации находящихся в государственной собственности храмов, отнесенных к объектам культурного наследия. Храмы-памятники, находящиеся в федеральной собственности, могут получить финансирование из государственного бюджета в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)». По оценке Финансово-хозяйственного управления, около 5250 церковных объектов федеральной охраны нуждаются в реставрации, на что требуется не менее 100 миллиардов рублей. Финансирование работ по восстановлению данных памятников из государственного бюджета осуществляется в значительно меньшем объеме. Поэтому в Русской Церкви взят за основу целенаправленный подход к реставрации памятников, когда происходит предварительный отбор заявок на бюджетное финансирование конкретных объектов культурного наследия. Реставрация храмов, находящихся на территории Москвы, финансируется и из городского бюджета. Религиозная организация может получить субсидию из бюджета на возмещение затрат по реставрации объекта культурного наследия религиозного назначения. Обязанности по распределению субсидий возложены на Департамент культурного наследия г. Москвы. |
Сыновне хочу поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за высокое доверие, которое Вы мне оказали, предложив Священному Синоду в 2009 году мою кандидатуру в качестве руководителя Управления делами Московской Патриархии, и оказываете поныне, с любовью восполняя имевшиеся в моей работе недостатки своим мудрым первосвятительским словом. Оставляю вышеизложенное на благоусмотрение Вашего Святейшества и Священного Синода». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Прошение удовлетворить, выразив сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Варсонофию за понесенные в течение десяти лет архипастырские труды в Управлении делами Московской Патриархии. 2. Управляющим делами Московской Патриархии назначить Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Савву, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии. 3. Первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии назначить Преосвященного епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 4. Заместителя управляющего делами Московской Патриархии архимандрита Савву (Тутунова) избрать викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский», сохранив за ним несение обязанностей в Управлении делами Московской Патриархии. 5. Место наречения и хиротонии архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 5 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о деятельности Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Председателя Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Марка освободить от занимаемой должности председателя указанного управления, выразив ему благодарность за понесенные труды. 2. Назначить председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, сохранив за ним обязанности по архипастырскому окормлению Вологодской епархии. |
Сыновне хочу поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за высокое доверие, которое Вы мне оказали, предложив Священному Синоду в 2009 году мою кандидатуру в качестве руководителя Управления делами Московской Патриархии, и оказываете поныне, с любовью восполняя имевшиеся в моей работе недостатки своим мудрым первосвятительским словом. Оставляю вышеизложенное на благоусмотрение Вашего Святейшества и Священного Синода». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Прошение удовлетворить, выразив сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Варсонофию за понесенные в течение десяти лет архипастырские труды в Управлении делами Московской Патриархии. 2. Управляющим делами Московской Патриархии назначить Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Савву, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии. 3. Первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии назначить Преосвященного епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 4. Заместителя управляющего делами Московской Патриархии архимандрита Савву (Тутунова) избрать викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский», сохранив за ним несение обязанностей в Управлении делами Московской Патриархии. 5. Место наречения и хиротонии архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 5 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о деятельности Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Марка освободить от занимаемой должности председателя указанного управления, выразив ему благодарность за понесенные труды. 2. Назначить председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, сохранив за ним обязанности по архипастырскому окормлению Вологодской епархии. |
1. Поручить временное управление приходами и обителями на территориях Весёловского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского районов, а также городов Мелитополь и Энергодар Запорожской области Преосвященному, управляющему Бердянской епархией. 2. С целью их государственной регистрации в качестве религиозных организаций приписать упомянутые приходы и обители к Бердянской епархии. 3. За богослужениями в упомянутых приходах и обителях возносить имя Преосвященного, управляющего Бердянской епархией вслед за именами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Преосвященного митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки. 4. При изменении внешней ситуации вернуться к вопросу о порядке управления упомянутыми приходами и обителями, а также их правового положения. 5. Считать яко не бывшими, до дополнительного рассмотрения дела, прещения или административно-дисциплинарные меры в адрес священнослужителей, если таковые имели место или воспоследуют в связи с подписанием обращений к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси или организацией подписания таковых обращений. ЖУРНАЛ 8 СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о включении в состав постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви по должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. ПОСТАНОВИЛИ: Учитывая расширение сферы ответственности и возросшую роль Финансово-хозяйственного управления в осуществлении многообразной управленческой, проектной, строительной, хозяйственной деятельности в общецерковном масштабе, ввести в состав постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви по должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата — с последующим утверждением этого решения на очередном Архиерейском Соборе. ЖУРНАЛ 9 СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости иметь еще одного викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом Раменский быть архимандриту Алексию (Турикову), секретарю Патриарха Московского и всея Руси. |
| |