Председатель Финансово-хозяйственного управления: Новые храмы открыты для всех 5 октября 2023 г. 19:45 5 октября 2023 года в ТАСС состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата  архимандрит Никандр (Пилишин)  и депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по строительству В.И. Ресин. Информационный форум был посвящен реализации Программы строительства православных храмов в Москве. В первую очередь председатель ФХУ особо подчеркнул, что инициатором и идейным вдохновителем Программы выступает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин поддержал проект и назначил блестящего куратора по строительству храмов, настоящего профессионала с колоссальным опытом — Владимира Иосифовича Ресина», — продолжил архимандрит Никандр. «Главные действующие лица нашей Программы — это, конечно же, и москвичи! — заявил председатель ФХУ. — Ведь храмы строятся москвичами, местными жителями и для москвичей и гостей столицы». В свою очередь В.И. Ресин напомнил, что все строительство осуществляется на внебюджетной основе, то есть исключительно на пожертвования. Благотворителями выступают как крупные организации, так и малый бизнес, и рядовые граждане. Архимандрит Никандр рассказал, что существенную финансовую поддержку Программе оказывает Святейший Патриарх Кирилл. По благословению Его Святейшества Московская Патриархия выделяет средства в помощь настоятелям новых храмов для проектирования и строительства церковных объектов. По словам руководителя ФХУ и советника Патриарха, главная цель Программы — строительство храмов в шаговой доступности, чтобы пожилые люди, дети и многодетные родители имели возможность посещать богослужения. «Наша Программа — реальный ответ на запрос жителей города, — отметил архимандрит Никандр. — Мы видим, что Программа эффективна по тому, как скоро заполняются наши храмы, и малые, и большие. Казалось бы, построили храм на 500 человек, а по праздникам люди все равно не вмещаются, и кому-то приходится стоять на улице…»

http://patriarchia.ru/db/text/6065154.ht...

Временное положение об Экспертном совете по церковному искусству, архитектуре и реставрации 16 апреля 2016 г. 23:55 Документ утвержден на заседании Священного Синода от 16 апреля 2016 года ( журнал 18 ). 1. Общие положения 1.1. Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации (далее Экспертный совет) является межведомственным постоянно действующим консультативно-совещательным органом Патриаршего совета по культуре и Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви. 1.2. В своей деятельности Экспертный совет руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями Поместного и Архиерейского Соборов, Патриарха Московского и всея Руси, Священного Синода, Высшего Церковного Совета, Патриаршего совета по культуре и Финансово-хозяйственного управления, а также настоящим Временным положением (далее Положение). 1.3. Экспертный совет создается без образования юридического лица. 1.4. Решения Экспертного совета носят рекомендательный характер. 2. Основные задачи Экспертного совета 2.1. Экспертный совет действует в рамках задач, поставленных перед Патриаршим советом по культуре и Финансово-хозяйственным управлением Русской Православной Церкви. 2.2. По поручению Священноначалия Экспертный совет изучает искусствоведческие, архитектурные, реставрационные и иные проекты, поступающие от структурных подразделений Русской Православной Церкви, и дает им экспертную оценку. 3. Состав Экспертного совета 3.1. Председатель Экспертного совета назначается распоряжением Святейшего Патриарха. 3.2. Количество членов и состав Экспертного совета утверждается Святейшим Патриархом по представлению Председателя Экспертного совета. Срок полномочий членов комиссии 4 года. 3.3. В состав Экспертного совета входят представители Патриаршего совета по культуре и Финансово-хозяйственного управления. 3.4. Для ведения экспертной и иной деятельности, предусмотренной настоящим Положением, Председатель Экспертного совета создает рабочую группу при Экспертном совете.

http://patriarchia.ru/db/text/4434697.ht...

Председатель Финансово-хозяйственного управления вошел в состав Комиссии по сохранению объектов культурного наследия при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России 11 августа 2015 г. 15:28 Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата архиепископ Егорьевский Марк вошел в состав Комиссии по сохранению объектов культурного наследия при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. 11 августа архиепископ Егорьевский Марк принял участие в заседании Комиссии, на котором обсуждались вопросы совершенствования сметной и нормативно-правовой базы по реставрации, особенности лицензирования и аттестации реставрационных организаций, а также одна из наиболее острых проблем отрасли — дефицит опытных специалистов-реставраторов. Ректор Московского архитектурного института Д.О. Швидковский рассказал об актуальных проблемах в системе образования и подготовки специалистов в этой области в различных учебных заведениях России. Было отмечено, что на базе МАРХИ планируется открытие, в том числе кафедры церковного зодчества. Однако Министерство образования и науки России занимает пассивную позицию по данному вопросу, поэтому руководство МАРХИ очень надеются на поддержку со стороны Русской Православной Церкви. В противном случае, заключил Д.О. Швидковский, «страна рискует лет через десять остаться без опытных специалистов-реставраторов, ведь и сейчас в основном проектируют те же люди, что и в советское время». Архиепископ Марк тоже выразил озабоченность ситуацией явного дефицита молодых кадров, работающих на объектах, и незнания архитекторами канонов церковного зодчества. «А ведь в нашей стране большинство реставрационных работ проводится как раз на объектах культурного наследия религиозного назначения, переданных в пользование Русской Православной Церкви», — сказал архиерей. Он также отметил, что «даже на базе иконописной школы при Духовной академии в Сергиевом Посаде очень высокий конкурс, что говорит о большой степени заинтересованности людей, которые желают заниматься церковным искусством. Нужно расширить зону поиска, искать студентов с разных кафедр, рассказывать им, привлекать мотивированных людей». Комиссия обратила внимание и на явный дефицит специалистов прикладных профессий, например, образованных каменщиков. Необходимо заниматься популяризаций всех направлений обучения по сохранению объектов культурного наследия, привлекать реставрационные организации к сопровождению студентов еще во время учебы. Студенты должны знать, что погружаясь в изучение профессии, они будут востребованы как специалисты в дальнейшем. Решением Комиссии была создана рабочая группа для разработки системного подхода к проблеме, продумывания комплекса мер и поэтапного разрешения всех вопросов. Финансово-хозяйственное управление /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4195442.ht...

Епископ Подольский Тихон: Духовная составляющая столицы Епископ Подольский Тихон — председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. Это как министр финансов в миру. До недавнего времени он был труднодоступной для журналистов личностью. Но теперь, когда ему поручено курировать совместный с московским правительством проект строительства 200 новых быстровозводимых храмов, общение с прессой стало неизбежным. 10 августа, 2011 Епископ Подольский Тихон — председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. Это как министр финансов в миру. До недавнего времени он был труднодоступной для журналистов личностью. Но теперь, когда ему поручено курировать совместный с московским правительством проект строительства 200 новых быстровозводимых храмов, общение с прессой стало неизбежным. Епископ Подольский Тихон — председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. Это как министр финансов в миру. До недавнего времени он был труднодоступной для журналистов личностью. Но теперь, когда ему поручено курировать совместный с московским правительством проект строительства 200 новых быстровозводимых храмов, общение с прессой стало неизбежным. И Владыка нарушил молчание и встретился с нашим корреспондентом и ответил на вопросы об этом масштабном начинании. — Ваше Преосвященство, как вы оцениваете, 200 храмов — это много или мало? — Мэр Москвы Сергей Собянин справедливо рассудил, что недостаточно, поскольку снесено было в свое время больше тысячи. И если судить математически — маловато. В Москве на каждый храм приходится 40 тысяч жителей. В среднем по России — 11,2 тысячи. Новое строительство приблизит нас к этому показателю, но не достигнет его. Все равно столица останется на одном из последних мест по обеспечению духовных потребностей людей. Но ведь строительство в основном будет вестись в густонаселенных спальных районах, где храмов практически нет вообще. Здесь в принципе не цифры важны. Речь идет об исправлении духовной составляющей города. Судите сами. Храмы созидались нашими предками в честь явления Богом великих чудес, в память о славных сражениях и избавлении от смертоносных опасностей. В них отражалась русская история, воплощалась, обретала стены духовная жизнь нации. А варварское разорение святынь в первой половине прошлого века было надругательством над национальной судьбой. Еще страшнее становится, когда вспоминаешь ветхозаветные слова о неизбежном проклятии разорителей святынь на несколько поколений. Верю, строительство новых храмов положит начало духовному обновлению, осознанию греха теми, предки которых лишили Отечество духовных корней.

http://pravmir.ru/episkop-podolskij-tixo...

При участии Финансово-хозяйственного управления в Москве открылась фотовыставка «Помогая другому — помогаешь себе» 5 сентября 2019 г. 10:38 4 сентября 2019 года на Гоголевском бульваре в Москве состоялось торжественное открытие фотовыставки под открытым небом «Помогая другому — помогаешь себе». Экспозиция посвящена социальным проектам новых приходов, входящих в Программу строительства православных храмов в городе Москве. Организаторы выставки — Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата. Экспозицию открыли руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы В.И. Сучков и помощник председателя Финансово-хозяйственного управления по строительству храмов иерей Александр Привалов. В церемонии приняли участие настоятели новых московских храмов: На торжественной церемонии также присутствовали прихожане строящихся столичных храмов, представители Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, журналисты. С приветственным словом к собравшимся обратился В.И. Сучков, который, в частности, сказал: «Я рад принимать участие в открытии очередной фотовыставки, которая рассказывает о деятельности новых православных приходов. Наша экспозиция стала традиционной. Это уже четвертая выставка. Гостям представлены фотографии, демонстрирующие, конечно, самый широкий круг мероприятий, которые проводят православные приходы в Москве. За последнее время у нас зарегистрировано около 200 новых приходов. Конечно, не у всех есть каменные храмы, но на многих участках уже действуют деревянные церкви. И на всех этих приходах социальная работа развивается по самым разным направлениям: это и помощь ветеранам, и помощь одиноким людям, это помощь многодетным семьям и людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию». «Радостно, что эту выставку посещает очень много людей. Экспозиции под открытым небом на Гоголевском бульваре в 2016-2018 годах увидели более 80 тысяч москвичей и гостей столицы. Уверен, что и эта выставка вызовет у наших жителей большой интерес и будет иметь успех. А мы в свою очередь будем продолжать проводить подобные мероприятия и рассказывать о том, как живут наши православные приходы», — добавил руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей столицы.

http://patriarchia.ru/db/text/5495118.ht...

В. А. Куроедов говорил: «Когда было принято “Положение об управлении”, имелось в виду, что управление финансово-хозяйственными делами религиозной общины будет осуществляться коллегиально, то есть исполнительными органами общины. Но фактически дело в общинах обстоит таким образом, что всё управление финансово-хозяйственными делами сосредоточено в руках одного лица — настоятеля церкви. Он является хозяином в церкви и пользуется неограниченным правом. Исполнительные органы и ревизионные комиссии религиозных общин, которые избираются на собрании верующих из состава членов общин для того, чтобы вести управление финансово-хозяйственными делами, лишены этого права, потому что настоятель церкви в соответствии с положением является непременным председателем церковного совета. Он не избирается общиной и не несёт никакой ответственности перед ней за состояние финансово-хозяйственной деятельности. Расходы денежных средств общины производятся лично настоятелями церквей по своему усмотрению. На этой почве возникает много конфликтов в религиозных общинах. В Совет поступает много писем и жалоб по этому поводу» . В. А. Куроедов говорил о многочисленных нарушениях священниками советского законодательства и предлагал реформировать приходское управление в соответствии с новыми политическими тенденциями в жизни СССР — на основе демократических принципов: «В нашей подлинно демократической стране, в которой управление государством осуществляется народом, сохранившаяся в религиозных общинах диктаторская власть одного лица недопустима. В последнее время в целях привлечения общественности к управлению государством расширены права местных органов власти, на принципах общественности осуществляется управление организаций искусства и физической культуры, охраны общественного порядка. Создавшееся положение в религиозных общинах и современные условия жизни нашего общества выдвигают вопрос о том, что надо пересмотреть отдельные пункты ‘‘Положения об управлении Русской Православной Церкви’’, чтобы во главе общины был исполнительный орган, а не настоятель церкви» .

http://bogoslov.ru/article/6174378

В Финансово-хозяйственном управлении прошел семинар по вопросам финансирования строительства и реставрации храмов 28 января 2013 г. 17:54 25 января в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата в рамках XXI Международных Рождественских чтений состоялся семинар, посвященный вопросам финансирования храмового строительства и реставрации. Сотрудники учреждения представили свои доклады, посвященные различным аспектам организации финансовой и хозяйственной деятельности приходов. Заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления священник Евгений Гущин сообщил о перспективах создания автоматизированного реестра объектов имущественного комплекса Русской Православной Церкви. Информация об объектах церковной недвижимости будет сводиться в единую электронную базу данных, однако процесс по ее созданию может потребовать достаточно много времени и будет состоять из нескольких этапов. Заведующая хозяйственно-имущественным отделом Финансово-хозяйственного управления Татьяна Ефимова рассказала о механизме бюджетного финансирования реставрации находящихся в государственной собственности храмов, отнесенных к объектам культурного наследия. Храмы-памятники, находящиеся в федеральной собственности, могут получить финансирование из государственного бюджета в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)». По оценке Финансово-хозяйственного управления, около 5250 церковных объектов федеральной охраны нуждаются в реставрации, на что требуется не менее 100 миллиардов рублей. Финансирование работ по восстановлению данных памятников из государственного бюджета осуществляется в значительно меньшем объеме. Поэтому в Русской Церкви взят за основу целенаправленный подход к реставрации памятников, когда происходит предварительный отбор заявок на бюджетное финансирование конкретных объектов культурного наследия. Реставрация храмов, находящихся на территории Москвы, финансируется и из городского бюджета. Религиозная организация может получить субсидию из бюджета на возмещение затрат по реставрации объекта культурного наследия религиозного назначения. Обязанности по распределению субсидий возложены на Департамент культурного наследия г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/2754662.ht...

Сыновне хочу поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за высокое доверие, которое Вы мне оказали, предложив Священному Синоду в 2009 году мою кандидатуру в качестве руководителя Управления делами Московской Патриархии, и оказываете поныне, с любовью восполняя имевшиеся в моей работе недостатки своим мудрым первосвятительским словом. Оставляю вышеизложенное на благоусмотрение Вашего Святейшества и Священного Синода». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Прошение удовлетворить, выразив сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Варсонофию за понесенные в течение десяти лет архипастырские труды в Управлении делами Московской Патриархии. 2. Управляющим делами Московской Патриархии назначить Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Савву, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии. 3. Первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии назначить Преосвященного епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 4. Заместителя управляющего делами Московской Патриархии архимандрита Савву (Тутунова) избрать викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский», сохранив за ним несение обязанностей в Управлении делами Московской Патриархии. 5. Место наречения и хиротонии архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 5 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о деятельности Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Председателя Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Марка освободить от занимаемой должности председателя указанного управления, выразив ему благодарность за понесенные труды. 2. Назначить председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, сохранив за ним обязанности по архипастырскому окормлению Вологодской епархии.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Сыновне хочу поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за высокое доверие, которое Вы мне оказали, предложив Священному Синоду в 2009 году мою кандидатуру в качестве руководителя Управления делами Московской Патриархии, и оказываете поныне, с любовью восполняя имевшиеся в моей работе недостатки своим мудрым первосвятительским словом. Оставляю вышеизложенное на благоусмотрение Вашего Святейшества и Священного Синода». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Прошение удовлетворить, выразив сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Варсонофию за понесенные в течение десяти лет архипастырские труды в Управлении делами Московской Патриархии. 2. Управляющим делами Московской Патриархии назначить Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Савву, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии. 3. Первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии назначить Преосвященного епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 4. Заместителя управляющего делами Московской Патриархии архимандрита Савву (Тутунова) избрать викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский», сохранив за ним несение обязанностей в Управлении делами Московской Патриархии. 5. Место наречения и хиротонии архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 5 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о деятельности Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Марка освободить от занимаемой должности председателя указанного управления, выразив ему благодарность за понесенные труды. 2. Назначить председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, сохранив за ним обязанности по архипастырскому окормлению Вологодской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5379588.ht...

1. Поручить временное управление приходами и обителями на территориях Весёловского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского районов, а также городов Мелитополь и Энергодар Запорожской области Преосвященному, управляющему Бердянской епархией. 2. С целью их государственной регистрации в качестве религиозных организаций приписать упомянутые приходы и обители к Бердянской епархии. 3. За богослужениями в упомянутых приходах и обителях возносить имя Преосвященного, управляющего Бердянской епархией вслед за именами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Преосвященного митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки. 4. При изменении внешней ситуации вернуться к вопросу о порядке управления упомянутыми приходами и обителями, а также их правового положения. 5. Считать яко не бывшими, до дополнительного рассмотрения дела, прещения или административно-дисциплинарные меры в адрес священнослужителей, если таковые имели место или воспоследуют в связи с подписанием обращений к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси или организацией подписания таковых обращений.   ЖУРНАЛ 8 СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о включении в состав постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви по должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. ПОСТАНОВИЛИ: Учитывая расширение сферы ответственности и возросшую роль Финансово-хозяйственного управления в осуществлении многообразной управленческой, проектной, строительной, хозяйственной деятельности в общецерковном масштабе, ввести в состав постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви по должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата — с последующим утверждением этого решения на очередном Архиерейском Соборе.   ЖУРНАЛ 9 СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости иметь еще одного викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом Раменский быть архимандриту Алексию (Турикову), секретарю Патриарха Московского и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/6109912.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010