Прежде всего мы можем быть уверены, что Иисус, облекшись в плоть, не отрекся от божественности. Бог просто не может перестать быть Богом. Как говорит Писание, чтобы принять вид человека, Он должен был отказаться от внешнего облика Бога. Но от божественной славы Христос, конечно же, никогда не отрекался. Вспомните, как на горе преображения (еще до распятия), Иисус на короткое время позволил Своей славе проявиться, и она осветила всю гору ( Мф.17 ). Однако Иисусу пришлось скрыть Свою предземную славу, чтобы обитать среди смертных людей. Если бы Он этого не сделал, люди не могли бы на Него смотреть. С ними случилось бы то же, что с апостолом Иоанном, который через 50 лет после воскресения Христа увидел Его в славе и «пал к ногам Его, как мертвый» ( Откр.1:17 ), или с пророком Исаией, который, увидев в храме славу Христа, воскликнул: «...горе мне! погиб я!..» ( Ис.6:5 ; см. Ин.12:41 ). Во-вторых, уничижив Себя при воплощении, Иисус в некоторых случаях сознательно не пользовался некоторыми божественными качествами. Совсем отречься от каких-либо Своих качеств Он не мог, ведь тогда Он перестал бы быть Богом 317 . Но Он мог не пользоваться некоторыми из них, пока жил на земле (примерно с 4 г. до н. э. до 29 г. н. э.), среди немощных людей. Итак, Христос обычно не проявлял Свои божественные качества, но порой все же использовал их. В течение тех лет Своего общественного служения Он несколько раз демонстрировал такие божественные способности, как всеведение ( Ин.2:24; 16:30 ), вездесущность ( Ин.1:48 ) и всемогущество (свидетельством тому Его многочисленные чудеса – Ин.11 ). Таким образом, какие бы ограничения ни установил для Себя Христос, «уничижив Себя Самого» ( Фил.2:7 ), Он не утратил ни одного божественного качества и ни в коей мере не сделался меньше Бога. В таком случае возникает вопрос, почему Иисус не пользовался некоторыми Своими божественными качествами? Вероятно, потому, что Его целью было жить среди людей и разделять с ними их немощи. Он никогда не использовал Свою божественность ради Себя, но она, конечно же, славнейшим образом проявлялась в многочисленных чудесах, которые Он совершал ради других.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Так просто, без каких-то особенно заметных окружающим подвигов, Досифей совершил свой путь в Царствие Божие . Постился, молился по мере сил, поступал по слову своего наставника, не высокомудрствовал. Прямо все по слову прп. Исаака Сирина: «Блаженны те, которые ради любви к Богу препоясали, для моря скорбей, чресла свои простотою и непытливым нравом и не обращают тыл. Они скоро спасаются в пристань Царствия, упокоеваются в селениях добре потрудившихся, утешаются от злострадания своего и преисполняются веселием своего упования... А из тех, которые составляют много умствований, желают быть очень мудрыми, предаются замедлениям и боязливым помыслам, приуготовляют себя и хотят предусматривать вредоносные причины, большая часть оказываются всегда сидящими при дверях своего дома» (Слово 58). Ну а мы, современные, образованные люди, к сожалению, попадаем как раз во вторую категорию людей, о которых говорит преподобный Исаак. Поэтому, братья, в простоте сердца попытаемся проводить этот пост, не искать пытливым нравом знамений и откровений, а просто подвизаться по мере наших сил – и, даст Бог, удостоимся части Досифеевой, а не будем сидеть при дверях дома греха. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1139 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Священник Сергий Бегиян 6 марта 2018, 20:34 Михаил, вы все поняли совершенно правильно. Тамара, спаси Господи, что помните о нашем храме. Построен на 90%. Главное - Литургия совершается. Остальное приложится. Андрей, Бога принять всем сердцем может мешать только одно: не готовы отречься ради Него от жизни по страстям. Это и есть лукавство. А признать это мешает гордость. Но искренняя глубокая молитва уничтожит и то, и другое. Сергей 6 марта 2018, 13:16 Ах,послушание! Больная тема. То, в чем так нуждаюсь, и то, чего совсем не имею. Послушание, преступив которое изгнан из рая Адам «от негоже произгнан бых преслушания ради», и исполнив которое победил смерть Новый Адам – Христос «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8). Послушание – это стержень, хребет Тела Христова – Церкви. «Базовая» добродетель, без которой все другие добродетели вряд ли достижимы. Ведь оно от слова «слушать», а как учить того, кто не слышит? Как творить чужую волю, если знаешь только свою? Увы, наше время чуждо послушанию. Я, своевольник, еще не встретил ни одного человека, у которого смог бы ему поучиться. Спаси Вас Господь о. Сергий.

http://pravoslavie.ru/111130.html

Третий аспект нашей беды — смерть. Христос, на Кресте приобщившись нашей смерти, не отменил ее — но превратил в нечто совершенно другое. Он сделал ее вратами в жизнь вечную и блаженную. Как говорит Святой Апостол Павел, «ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Кор. 5:1,2). Как он пишет в ожидании своей мученической смерти, «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1:23). Те, кто умер в истинном союзе со Христом («во Христе», как говорит Писание), пребывают на небесах, ожидая блаженного воскресения, когда Бог сотворит «новое небо и новую землю». Спасение, которое для нас совершил Бог во Христе — объективная реальность, но мы можем войти в нее или не войти. Как люди, для которых приготовлен пир (этот образ использует Евангелие), могут отозваться на приглашение и прийти — а могут отказаться и остаться за дверью. И вот Бог создает для нас возможность прийти, Он открывает в этом мире полномочное посольство Царства Божия — Церковь. Как говорит Христос, «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Церковь есть продолжение Христа в этом мире, Христос достигает нас Своим спасением через те Таинства, которые она совершает. Мы входим в нее через Крещение — «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16), и пребываем в ней через Евхаристию — «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53,54). Смысл существования Церкви, ее оправдание, единственная причина, по которой мы к ней принадлежим — это Христос, который в ней пребывает и в ней действует ради нашего спасения. Если мы хотим встретить Христа — мы должны прийти в Церковь, которую Он основал. Конечно, это трудно — но грань между ничего не меняющим теоретическим согласием и подлинной спасительной верой пролегает именно здесь. Если мы верим, мы приходим в Церковь и приступаем к Таинствам. Тогда спасение, которое совершил Христос, становится нашим.

http://pravmir.ru/vest-tserkvi-o-tom-cht...

Христианская вера не набор идей, а деятельное участие (койнония) в жизни, страданиях и смерти Христа, дарующих вечную жизнь Троицы. Догматика — лишь выражение опыта этого участия (поэтому мы не выделяем веру в отдельную рубрику: койнонически понимаемая вера от жизни неотделима). Церковь есть братство-товарищество, претерпевающее, например, потерю имущества ради «имущества лучшего и непреходящего». И другой аспект общей жизни: во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара, ни мужчины, ни женщины, ни раба, ни свободного. Во Христе аннигилируют религиозные, национальные, гендерные, классовые различия, аннигилируются мирские общности, разобщающие людей: в христианскую общность призваны все. Койнония есть реальность, уничтожающая все разделения. И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы   участвуете   (κοινωνο) как в страданиях наших, так и в утешении (2 Кор 1:7). Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших   товарищами   (κοινωνο) Симону (Лк 5:10). Что касается до Тита, это — мой   товарищ   (κοινων) (2 Кор 8:23). [О христианах из язычников] если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал   общником   (συγκοινωνς) корня и сока маслины. (Рим 11:17). Дабы   общение   (κοινωνα) веры [общность в вере — в пер. А. С. Десницкого] твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе (Фил 1:6). Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая   участие   (κοινωνο) в других, находившихся в таком же состоянии; ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее (Евр 10:33). Деньги. Койнония, будучи понятием богословским, экклезиологическим, жизненным, крайне конкретно-практично: оно денежно. Общность жизни предполагает общность денег. Койнония схватывает определенное качество жизни: совместной, общей, жизни-братства, жизни-товарищества, опознаваемой, проявляемой в щедрости, в даре. Деньги — нечто кардинально разделяющее людей. В христианской койнонии, преодолевающей все разделения, сами деньги должны быть общими, не разделяющими, а соединяющими.

http://blog.predanie.ru/article/ekonomik...

7:9). Разве Павел был древнее закона? Нет, он процвел после всех, воспитанных под законом, он жил после явления Спасителя. В таком случае как же он полагает себя раньше закона, если он жил после? Ведь из его слов выходит, что он древнее закона: «я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил»? Неужели заповедь появилась позже Павла? И если кто подумает, что хотя закон был и до Павла, но сам он жил без закона, проводя жизнь языческую, и только потом уже подчинился закону, то и такое предположение не оправдывается историей. Павел никогда не жил вне закона: он был, по его собственным словам, «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева... Еврей от Евреев, по учению фарисей» (Фил. 3:5). Так когда же он жил без закона? «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь…» Какая заповедь? Гласящая: «от всякого дерева в саду ты будешь есть» (Быт. 2:16). «Когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер»(Рим. 7:9—10). Смотри, как на весы полагает он грех и праведность: когда соблюдается заповедь, грех умерщвляется; напротив, когда грех распространяется, человек умирает. Словами: «когда пришла заповедь, то грех ожил» апостол показывает, что до падения грех был мертв. А под грехом у апостола разумевается не грех в собственном смысле, но дьявол. Почему же называет он грехом дьявола? Потому, что тот был наставником греха. Мы неизбежно впали бы в заблуждение и погрешили бы против истины, если бы не обратили внимания на особенность словоупотребления, свойственного Священному Писанию. А Писание именно имеет обыкновение прилагать к дьяволу наименование греха. Почему? Потому что он наставник, виновник и посредник греха. Равным образом и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа называет Писание правдой, не как дело правды, но как Учителя правды, почему и говорит о Нем Павел: «Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). Итак, как Христос наименован правдой, поскольку Он был источником правды, так и дьявол, бывший причиной и виновником греха, от греха же и получает название.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3972...

90 « Παθη » — пассивное состояние, в противовес « πραξις » — деятельность. 91 Оригинал; «Высший из эфетов» ( τω ν φετω ν ). Эфеты были членами высшей судейской коллегии в Афинах, решение которых было окончательным. 92 Пританей — общественное здание в древнегреческих городах: считался духовным центром общественной и религиозной жизни всей страны. Оттуда получали снабжение особо заслуженные граждане и почетные иностранные гости. 93 Фил. 1:23. 94 Мф. 5:8. 95 Скобки принадлежит оригиналу. 96 Т. е. не трудятся на стяжании и других добродетелей 97 Иной перевод возможен: «По Провидению». 98 Или «ее» (чистоту). 99 «Из них»: из этих прекрасных духовных качеств. 100 Т. е. Ее свободное, личное решение посвятить Себя Богу. 101 Здесь точку с запятой мы поставили от себя, в оригинале нет знака препинания. 102 Т. е. брачного единодушия. 103 Оригинал « πηγνναι » — «сгустил». 104 Т. е. действуя согласно завещанию свв. Иоакима и Анны, которые уже давно скончались до выхода Пресвятой Девы из жительства в храме. 105 Скобки принадлежат оригиналу. 106 Имеется в виду Лк. 2. 107 Древние богословы выражают мысль, что девственное Рождение Христово было скрыто от диавола. Св. Игнатий Богоносец пишет в Послании к Ефесянам, гл. 19,1: «Князь мира сего не знал о девстве Марии и Ее рождении Сына, как не знал и о последствиях смерти Господней: эти три тайны совершены в молчании Божием». Ориген в 6-й омилии на Евангелие от Луки пишет следующее: «Девственность Марии была скрыта от князя мира сего; скрыто было и относительно Иосифа; скрыто было и относительно Ее брака; скрыто было — потому что он думал, что Она имеет мужа». Эту же мысль находим у св. Василия Великого и св. Андрея Критского. Феодот, епископ Анкирский, говорит так: «Иосиф принимает Мариам в обручницу и бывает видимость брака, дабы незаметно от диавола Дева пребывала девой, сохраняя Свое девство по Божественному промыслу; и таким образом Дева становится храмом рожденного от Нее Владыки, скрываясь под видом брака и избегая злого умысла со стороны демона». См. мой перевод и статью в «Вестнике Русского Христианского Движения» С. 36, прим. 9; С. 31—32). Христос пришел в образе раба и смирения, по слову апостола Павла, чтобы диавол не знал, что на земле явился Богочеловек, имеющий сокрушить его державу и спасти человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3020...

В притче о богаче и Лазаре мы читаем: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лук.16:22 ), то есть он не остался в небытии до дня общего воскресения, но был перемещен в некий иной план бытия, «на лоно» (аллегорически мы бы сказали – на колени) к Аврааму, отцу всех верующих. В той же притче богач обращается к Аврааму со словами: «Прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» ( Лук.16:27:28 ). То есть братья богача еще живы, и вся сцена разворачивается задолго до общего воскресения. Кроме того, богач знает, что его братья еще живы и пребывают в нераскаянии. В сцене Преображения Господня мы читаем о том, что «явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» ( Матф.17:3 ). Очевидно, эти великие пророки Ветхого Завета не были «временно воскрешены», чтобы явиться рядом с Господом, а потом лечь обратно дожидаться общего воскресения. Все эти века ожидания они уже были живы где-то. Христос говорит: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Авраам мог увидеть день Христов только с небес – его бесчувственные кости, ожидавшие общего воскресения, ничего увидеть бы не могли. Святой Апостол Павел, описывая своею мученическую кончину, говорит не про «умереть и прекратить свое сознательное существование до дня Воскресения», а, напротив, «разрешиться (от плоти) и быть со Христом»: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Фил.1:23:24 ). Воскресение мертвых – в будущем – определенно предполагается, но в ближайшей перспективе души верных ожидает нечто иное – пребывание «на небесах»: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор.5:1:2 ). Там, на небесах, уже обитают души святых, прежде нас прошедших земной путь: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

годы. С этими работами связано топонимическое предание, до сих пор бытующее на Лузе и зафиксированное «Сказанием...». Однажды во время работы Л. укусила в левую ногу змея. Он помолился и услышал чудесный глас: «Старче! Не скорби и не думай на бежание от трудов и не помышляй ничтоже! Помогает тебе Пресвятая Богородица на дело сие, но паки возвращайся, уповай на милость Божию, а от змия тебе не будет повреждения!» (Великоустюжский фил. ГАВО. Науч. б-ка. Инв. 3644. Л. 11). Подвижник решил больше не думать о происшествии и, не обращая внимания на рану, продолжил свой труд; выкопанный канал он назвал «Недума-река». С тех пор на этом месте никогда не видели змей. Настоящее название реки - Едомка упоминается в «Книге сбора церковной дани, десятины и пошлин с монастырей и церквей Устюга и Устюжского уезда» за 1625 г.: «На Лузе реке усть речки Едомки зачата пустыня ново, а в ней поставлен храм древяной, теплой, во имя Пречистыя Богородицы Введения. А в пустыне черной поп Леванид, братьи у него 3 чернца. И с того храму оброком за все пошлины по 5 алтын на год; в 120 (1612) по митрополиче грамоте пожалованы…» (РИБ. Т. 14. Ч. 2. Стб. 902). Поскольку место затоплялось, обитель впоследствии перенесли на мыс у оз. Чёрного, ко кресту, куда Л. уходил для уединенной молитвы, здесь он истязал свою плоть укусами комаров (традиц. сюжетный мотив для подвижников - основателей мон-рей Русского Севера, см. Жития Александра Свирского, Александра Ошевенского, Антония Сийского и др.). 23 мая 1652 г. в обители была освящена новая теплая ц. Введения с приделом во имя Параскевы Пятницы. Антиминс для нового храма дал митр. Ростовский и Ярославский Иона (Сысоевич ; хиротонисан 22 авг. 1652), на освящении присутствовал архим. устюжского Архангельского монастыря Арсений (1658-1681; см.: Строев. Списки иерархов. С. 740). В церковной лит-ре сохранилось предание о том, что Л. прожил более 100 лет. Мощи святого были положены под спудом во Введенской ц., там же хранились его власяница. ( Верюжский. 1880. С.

http://pravenc.ru/text/2463399.html

Мы призваны принять этот дар нашим личным покаянием и верой – покориться Иисусу Христу как Господу и довериться Ему как Спасителю, жить в послушании Его заповедям и в общении с Церковью , которую Он основал. Через покаяние и веру мы входим в ту вечную жизнь, наследование которой стало возможным в силу Жертвенных Крестных Страданий и смерти Искупителя. Как сказал Он сам, «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин.6:47 ) Христос не отменил нашу смерть – а именно победил ее. Для христианина смерть – это врата в вечную жизнь. Святой Апостол Павел говорит: « Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор.5:1:2 ) Он ожидает смерти не со страхом, а с радостью – «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Фил.1:23:24 ) Смерть – это временное разлучение души с телом, и святитель Инн Златоуст сравнивает это с временным выселением из обветшавшего дома, после которого нас поселят в гораздо лучший. Наступит день, когда мы будем воскрешены в «нетленных», то есть не подверженных болезни, разрушению или смерти телах. Как об этом говорит святой Апостол Павел, «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:52–56 ) Разве нельзя быть Христианином, просто следуя этическому учению Христа? Это зависит от того, что для нас обозначает слово «Христианин». Нередко его используют в значении «просто хороший человек». Но такое словоупотребление сбивает с толку – быть хорошим человеком необходимо, но не достаточно. Христос принес не только новое учение – но, прежде всего новую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Сама готовность наша вступить в общение со Спасителем дисциплинирует наше поведение, наше хождение «путем заповедей» Божиих (ср.: Пс.118:32 ). Воспитывая себя в благочестии и чистоте, человек начинает сознавать, что его личных усилий в этом недостаточно; потому он настойчивее, в смиренной молитве, обращается за помощью и подкреплением к Спасителю – Иисусу Христу. Желание вести христоподражательную жизнь побуждает воспитывать в себе «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил.2:5 ), а это недостижимо без освоения непрестанной молитвы и частого соединения с ним в Таинстве Причащения. Чем выше духовная жизнь человека, тем острее он ощущает голод своей души по пище духовной – по причащению Тела и Крови Христовой. «Мы, – пишет прп. Феодор Студит , – всегда приготовляя себя ко Святому Причащению, удаляемся от всякого греха. А когда не имеем попечения о причащении, тогда впадаем во многие греховные страсти. Будем всегда так делать, приготовляя себя, дабы сделаться нам причастниками жизни вечной» 8 . Обращаясь к верным, молящимся за Литургией, но по нерадению своему не приступающим ко Святому Причащению, свт. Иоанн Златоуст говорит: «Слышите говорящего священнослужителя: «Елицы оглашении, изыдите. Да никто от оглашенных, елице вернии, паки и паки миром Господу помолимся». То есть отыдите не могущие молиться. Ты же ли стоиши бесстудно? Но ты неси от сих, но от могущих причаститеся. И тако ли ничесоже печешися? Тако ли за ничто вменяеши вещь? Всяк не причащающийся тайнам, бесстуден есть и срамно стоящ. Ты пришел еси, песнь воспел со всеми, исповедовал себя быти из числа достойных, поколику с недостойными не исшел еси; како убо пребыв и не причащаешися Трапезы? Недостоин есмь, глаголеши; так недостоин ты и общения молитв; не только бо чрез предлежащия тайны, но и через песни возглашаемые дух отовсюду снисходит (подавается). Посему недостойного недостойны суть и очеса зрении сих, недостойны и слухи его». 9 Отсюда и вывод (по бл. Августину): если грехи человека не таковые, чтобы он подлежал отлучению от причащения, то он не должен удалять себя от повседневного врачевания Господня Тела 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010