Плодом этого посольства было только описание путешествия Плано-Карпини, наполненное баснословными рассказами о Северо-Восточных народах. Не более имели успеха и Францисканцы, отправленные Людовиком IX в Татарию к Хану Сартету, который также был окружён Несторианскими Священниками, и к преемнику его Мангу. Убедившись наконец, что с Восточными пародами не возможно иметь никаких сделок при посредстве одной Латыни, Папы завели в Риме и побудили завести в Вене, в Париже, Саламанке и Оксфорде училища для изучения Восточных языков; a Иннокентий IV в 1252 году придумал образовать из Домиканцев общество миссионеров и вскоре множество их выслал в Польшу, в Россию, в Славянские земли и другие страны; а для поощрения своих апостолов дозволил им носить красные Кардинальские шляпы и перчатки. Но в это время Провидение устремило на Запад полчища Монголов, и потому намерения Папы не имели желанных успехов 133 . В непродолжительном однако же времени, после страшного нашествия Монголов, в царстве их возникли раздоры и междоусобия. Хан Кубляй (Koublai), утвердившись в Китае и Индии, начал помышлять об избрании общей религии для покорённых им народов. В следствие сего, Папы обратили особенное внимание на Индию; но сношения их с Монгольскими Государями не имели особенного успеха, хотя они до такой степени ласкали их посланников, что на Лионском Соборе посадили нехристей, Татар, вместе с несчастным Константинопольским Патриархом и другими Греками, страдательными орудиями Императора Михаила Палеолога. Племянник Монгольского Хана Абаки, Аргун, тронутый угодливостью Латинян, изъявил, говорят, готовность принять Латинское вероисповедание, и повелел строить Латинские церкви и разорять мечети 134 . Около того времени рассказы миссионеров о величии Европейских Государей, особенно Французского Короля Филиппа Красивого, склонили Хана вежливее обращаться с их посланниками, не требуя, чтобы они проходили сквозь очистительный огонь, когда представляются Ханскому престолу. Кроме этой уступки, действия Латинских миссий во владениях Ханов имели мало успехов; только в Армении усилия Францисканцев принесли скороспелые плоды, при содействии, как можно заключать, Армянских Государей, которые думали, что, побуждаемые Папой, Европейские правительства поддержат самобытность Армянского царства 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Разврат, обуревавший кафедру римскую, перенесение кафедры сей в Авиньон (в четырнадцатом веке, по желанию Филиппа Красивого), великий раскол (schisma magnum), последовавший за сим 440 , и другие причины унизили наконец епископа римского. На Западе ясно сознали, что страсть папы к всемирному владычеству служит причиною всеобщего нестроения и беспорядков, и потому стали высказывать желание преобразовать римскую церковь и в главе ее 441 , изменили учение о значении главы сей в Церкви вселенской, ограничили ее непогрешимость, безусловную покорность всех ей одной, непоколебимую ее силу и т.п. 442 На Западе же явилась наконец и реформация, которая низвела мнимого владыку вселенной до самостоятельного господства в одной Папской области: Собор тридентский поспешил было отстоять оспариваемые реформаторами права епископа римского 443 ; но его усилия в том оказались не вполне успешными. В наше время в некоторых местах Запада едва по имени знают видимую главу церкви, и редкое правительство не ограничило власти ее каким-нибудь конкордатом 444 . § 74. Основания оного и порядок обозрения их Заблуждение свое о главе сей латины основывают на том, будто Господь Иисус Христос поставил главою Церкви своей апостола Петра и будто власть сего апостола, как главы Церкви, перешла потом к епископу римскому 445 . Для обстоятельного рассмотрения сих оснований нужно остановить внимание на учении латин – 1) об ап. Петре, как главе Церкви, и – 2) о папе, как главе Церкви. Почему и следует у нас: Член I. Об ап. Петре, как главе церкви То же самое были и прочие апостолы, что и апостол Петр, то есть имели равную честь и власть (potestatis). (Св. Киприан. Слов. о единств. Церкви: христ. чтен. 1837 г. 1, стр. 25) § 75. Сущность сего заблуждения Господь Иисус Христос, говорят латины, поставил апостола Петра главою Церкви своей, то есть соделал его верховным начальником, князем апостолов, наместником своим, так что все прочие апостолы были подчинены ему, как владыке и повелителю своему, заимствовали от него, как единственного источника, посредника между ними и Спасителем, все права и дары апостольства, и пользовались правами сими и дарами не иначе, как во всегдашней зависимости от него 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

С такаю же ревностью она вооружалась против новых, явившихся тогда ересей. Умы желали образования; но тщеславие, обыкновенно берущее верх над покорностью, нередко соделывало науку гибельнее для религии самого невежества, из коего люди выходили мало по малу. К утешению Церкви Бог посылал просвещенных, любивших истину мужей, обличавших заблуждения, в кои другие вдаваться начинали. Государи, со своей стороны ревностно старавшиеся о сохранении веры, подавали помощь религии; и новые, со всех сторон восстававшие заблуждения, были поражаемы на Западе и оружием временной власти и проклятиями Церкви. Равным образом, для исправления нравов, Бог воздвигал великих пап; ибо между пятьюдесятью двумя первосвященниками в течение трех сих веков на престоле Римском восседавшими, многие были истинно достойны высокого, занимаемого ими сана; были также неутомимые служители Церкви, вспомоществовавшие усердию своих начальников; простые верные, стремившиеся к совершенству и ревностно исполнявшие Евангельские добродетели; наконец государи, с высоты престолов своих подававшие примеры благочестия прочим христианам. Можно также доказать, что в сии три столетия было учреждено гораздо большее число богоугодных заведений, нежели в первые десять веков, и даже во времена самого величайшего усердия христианства. XIV и XV века Год 1301 Новые распри потрясают церковь . Папа Вонифатий VIII присваивает себе первенство над королями во временной даже власти, и поражает буллами Филиппа Красивого противившегося ненавистному сему притязанию. Франция принимает сторону короля своего, а вся Италия защищает выгоды властолюбивого первосвященника. Возгорается война. Папа задерживается французами, и с печали умирает. Год 1305 Скорая кончина Венедикта XI, наследовавшего Вонифатию, подает повод к соблазнительным проискам по поводу избрания его преемника. После одиннадцати месячных споров избран Климент V, и перенес престол в Авиньон, куда перевел и весь двор Римский. Год 1307 Филипп Красивый не прекращал однако же своих жалоб на Вонифатия; но как распря сия не заслуживала быть веденною с толикою жестокостью, как делал сие Вонифатий, то Климент V, взиравший на дела с меньшим предубеждением, собрал в Вене собор для окончания важного сего дела. Примирение последовало, и король французский, дарованным Римскому Престолу покровительством, показал, что неудовольствие было только личное. Год 1324

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Тем временем Иоанн из Гисхалы каким-то чудом спасся, прибыл в Иерусалим и сообщил там о поступках Иосифа, возбудив тем самым партию зелотов к открытой революции против фарисеев. Веспасиан же вернулся к Птолемаиде, пошел затем на приморскую Цезарею и взял Яффу. После этого он поехал в Цезарею Филиппа, где находился тогда Агриппа II со своею сестрою Береникою. Тут Веспасиан отдыхал в течение трех недель, так как наступило самое жаркое время года. Его сын Тит между тем усердно ухаживал за красивою и кокетливою Береникою, которая охотно отдалась ему, рассчитывая таким образом по окончании несомненно победоносной для римлян борьбы сохранить брату Агриппе его престол. Так отстаивали права своих подданных те, кто должен был бы являться наиболее ярым противником римлян! Из Цезареи Веспасиан двинулся на Тивериаду, где его отряд, впрочем, потерпел поражение. Тем не менее городской совет добровольно отдал город римлянам. Отсюда Веспасиан пошел к Тарихее и взял ее не без труда. Еще больше затруднений представило ему взятие Гамалы, которая, однако, в сентябре 67 года досталась им в руки. Тит в то время овладел Гисхалою, а с.12 Веспасиан подчинил себе города Ямнию и Азот. Таким образом, к зиме 67 года вся приморская область, равно как вся Галилея, вновь была во власти римлян. Зиму 67/68 года Веспасиан употребил на восстановление и укрепление взятых пунктов, а весною расположился лагерем вблизи Иерихона, чтобы отсюда начать осаду и штурм Иерусалима. Тем временем в Риме трагикомическое правление Нерона разрешилось самоубийством последнего (9 июня 68 г.). Наступившее затем междуцарствие, если можно так назвать кратковременные правления Гальбы, Отона и Вителлия, ничего не изменило в положении Иудеи и находившегося там Веспасиана, вместе с ним и Иосифа. Внезапно 1 июля 69 года 14 Веспасиан был провозглашен императором. Это радостное для него событие немедленно отразилось на судьбе Иосифа, о предсказании которого вспомнили Веспасиан и Тит. Последний немедленно приказал освободить Иосифа от оков, причем собственноручно перерубил цепи топором. Этим Иосиф не только освобождался от плена, но и восстановлялся во всех своих гражданских правах. Новый император, собираясь в Египет, взял с собою и Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филиповская мужеская заштатная пустыня, Вологодской Епархии, близ города Устюга; основана в 1654 году Преподобным Филиппом, коего Св. мощи почивают в ней под спудом. В ней церковь Соборная во имя Знамения Богородицы, освящена в 1735 году с приделом во имя Св. Филиппа Митрополита Московского, который освящен в 1753 г. Обитель сия в 1809 году возобновлена Устюжской купеческой женой Курочкиной. Филиппо Ирапская мужеская заштатная пустыня, Новгородской Епархии, в 45 верстах от города Череповца, между реками большим и малым Ирапом; построена в 1517 году Преподобным Филиппом, преставившимся в 1538 году ноября 14 дня. В ней Соборная церковь во имя Св. Троицы, в которой почивают Св. мощи Преподобного Филиппа; на гробнице его находится образ Преподобного, писанный, по явлению его во сне и по повелению, старцем Феодосием; 2) церковь во имя Казанской Богородицы. Флолищева мужеская заштатная пустыня, Владимирской Епархии, в Гороховском уезде. В ней церковь во имя Успения Богородицы, первоначально была построена в 1651 году, потом вновь перестроена в царствование Феодора Алексеевича, который пожаловал от себя довольно значительную для него сумму. Хатьковский Покровский девичий, 3-го класса, Московской Епархии, в Дмитровском уезде. Достоин примечания как по древности своей, так и потому, что в оном родители Св. Сергия Радонежского Чудотворца приняли чин монашеский и погребены в сем монастыре. Хорошевский девичий, 2-го класса, Слободско-Украинской Епархии, в 15 верстах от города Харькова при селе Хорошеве. В нем церковь , Соборная во имя Вознесения Господня. Христорождественский Слободский , девичий, 3-го класса, Вятской Епархии, в городе Слободском. Хутынский Варлаамиев Спасопреображенский мужеский, 1-го класса, близ Новгорода вниз по течению реки Волхова, на правом берегу оной, на самом красивом месте; основан в 1192 году Преподобным Варлаамом построением небольшой церкви во имя Преображения Господня. Ныне в сем монастыре 4 церкви: 1) Соборная во имя Преображения Господня; в ней почивают мощи Преподобного Варлаама Хутынского; теплая во имя Преподобного Варлаама Хутынского; домовая Викарных Архиереев во имя Св. Феоктиста; 4) больничная во имя Всех Святых. В монастырь сей бывает каждогодно Крестный ход из Новгородского Софийского Собора в первую пятницу Петрова поста, учрежденный еще при жизни Преподобного Варлаама, в память чудесного происшествия, в сей день случившегося. Монастырь сей состоит под управлением Викариев Новгородских, Епископов Староруских.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Это было начало процесса формирования в Западной церкви абсолютной и централизованной монархии. Папа становится единственным законодателем, противопоставляя себя соборам, прерогативы которых он усваивает себе. Происходит переход от первенства (primates) к папизму (papatus). Иннокентий III в начале XIII в. формулирует учение о том, что папы являются викариями уже не Петра, но Самого Христа. «Пребывая преемниками Петра, мы, тем не менее, не являемся викариями Петра или кого-либо из апостолов, как и вообще кого бы то ни было из людей, но викариями Самого Иисуса Христа». «Верховного понтифика не называют викарием простого человека, но поистине викарием истинного Бога». Одновременно с процессом абсолютизации папства глухо начинает нарастать сопротивление зарождающихся наций и движение за возвращение к истокам Евангелия. В тот момент, когда Бонифаций VIII в своей булле «Unam Sanctam» в ноябре 1302 г. провозгласил: «Я папа и император» (в этом заявлении странным образом отразились слова императора иконоборца Льва III «я император и священник»), над ним уже была занесена рука Гийома де Ногаре, посланца короля Франции Филиппа Красивого, по некоторым данным тайного катара. «Великая западная схизма», во время которой на римскую кафедру одновременно претендовали сначала два, а потом и три папы, породила в порядке реакции мощное «соборное», т. н. консилиариское движение. Собор в Констанце 6 апреля 1415 г. принял постановление Наес Sancta Synodus. Собор «имеет непосредственно от Христа власть, которой все обязаны подчиняться, в каком бы сане или достоинстве они ни состояли, даже папском, это касается вопросов веры, вопросов искоренения схизмы и общей реформы Церкви, ее главы и ее членов». Подобный «умеренный консилиаризм» быстро сменился радикальным на соборе в Базеле (1431–1449 гг.), в определениях которого папе отводилась роль простого исполнителя соборных постановлений. Этот эксцесс скомпрометировал и на несколько десятков лет приостановил развитие «соборного» движения. Во взаимоотношениях папы и соборов в очередной раз оказалась проигнорирована всякая творческая напряженность: каждая из инстанций хотела доминировать, если этого не мог сделать папа, то на первое место выдвигался собор. Проблематика, по сути, юридическая, остается неизменной.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/r...

Это сделало работу Собора более эффективной: было проведено 3 сессии (16 окт. 1311, 3 апр. и 6 мая 1312), работа шла в основном в комиссиях. Такой порядок работы усиливал влияние папы: К. выслушивал предложения участников Собора, следил за работой всех комиссий; в нек-рых случаях, напр. по вопросу о реформе Церкви, возможно, подсказывал решения. В результате Собор практически полностью подчинялся папе, который мог принять во внимание или отвергнуть любое предложение. В вопросе о крестовом походе решающий голос принадлежал королю Франции, который вместе с сыновьями выразил готовность его возглавить. Попытки делегатов с Пиренейского п-ова поднять в этой связи вопрос о Реконкисте получили отпор со стороны К., заявившего, что короли Франции и Англии, к-рые больше всех вносят денег на крестовый поход, не хотят ничего, кроме похода на Восток. Влияние Франции прослеживается и в вопросе о церковной реформе. Предполагалось, что Собор выработает правовые нормы, направленные на укрепление благочестия среди духовенства и защиту прав и свобод католич. Церкви от посягательств светских правителей. Хотя к началу Собора были собраны жалобы духовенства на вмешательство светских властей (гл. обр. кор. Филиппа Красивого) в дела Церкви, принятые Собором решения не ущемляли интересов монархов. Часть требований (напр., жалобы на злоупотребления в папской курии) не была услышана. На Вьеннском Соборе был также одобрен свод декреталий К. (известен как «Clementinae», а также как «Liber Septimus», «Constitutiones Clementinae»), составленный в папской курии для дополнения «Liber Sextus» Бонифация VIII. Этот свод, в к-рый внесли постановления Собора и к-рый отредактировали, был обнародован в марте 1314 г., но из-за смерти К. его вступление в силу откладывалось. По распоряжению папы Римского Иоанна XXII свод был доработан и обнародован в 1317 г. В XVI в. «Clementinae» вошли в состав «Corpus iuris canonici» . По окончании Вьеннского Собора К. долго оставался в приорате Грозо (1312), вернулся в Авиньон зимой 1312/13 г.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Этот текст, рассматривающий наиболее важные вероучительные различия, разделяющие христианские Восток и Запад, подтверждает «свойства» Церкви: в заключение он настаивает на примате Римской Церкви по отношению к Церкви Вселенской и уточняет практические следствия этого. ХВ 35, 41 Булла «Unam Sanctam» папы Бонифация VIII (18 ноября 1302 г.) Эта булла, оглашенная во время конфликта, приведшего к столкновению папы Бонифация VIII и короля Франции Филиппа Красивого, излагает вначале основы веры, касающиеся Церкви: ее единства, ее необходимости для спасения, как и об основе этих привилегий – Христе, Главе Церкви. Следствиями этого являются полномочия Церкви, прежде всего в духовной сфере, а также и во временной. Содержащиеся в этой булле элементы церковной политики, доводящей до крайности иерократическую теорию, представляют лишь исторический интерес. Они должны интерпретироваться в контексте средневекового христианства, как и заключение, распространяющее на Римского Понтифика формулу «Вне Церкви нет спасения». Это определение, весьма зависящее от исторических условий, со временем примет другие, более духовные формы. (422, 870) Вера обязывает нас доверять и придерживаться одной Церкви, святой, кафолической и апостольской. Мы в нее твердо верим и ее исповедуем в простоте. Вне ее нет ни спасения, ни прощения грехов; как говорит жених в Песни Песней: «...единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей» [ Песн 6, 9 ]. Она является единым мистическим Телом, Глава которого – Христос. В ней «Один Господь, одна вера, одно крещение» [ Еф 4, 5 ]. Ибо ведь единственным был ковчег Ноя во времена потопа, он уже прообразовывал единую Церковь . У него, сведенного «в локоть» вверху [ Быт 6, 16 ], был один кормчий и глава: Ной. Вне ковчега, как мы читали об этом, все сущее на земле было разрушено. (871) Она – единственная, и мы почитаем ее, как Господь говорит через пророка: «Избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою» [ Пс 22, 21 ]. Так как Он молился одновременно за душу, то есть за Самого Себя, Главу, и за Тело, то есть Церковь , которую Он назвал Своим единственным Телом из-за единения Церкви с ее Женихом в вере, в Таинствах и в любви. Она – хитон несшитый [ Ин 19, 23 ] Спасителя, который не был разорван на части, но вытянут по жребию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

по: Menache. 1984. P. 205). Франц. правительство настаивало на канонизации папы Целестина V, к-рого представляли жертвой властолюбивого и неразборчивого в средствах преемника - Бонифация VIII. Сторонники семейства Колонна, которых поддерживал Анжуйский дом, утверждали, что отречение Целестина V и избрание Бонифация VIII были незаконными; по мнению Ногаре, папа Римский не имел права отрекаться от престола, т. к. «брак папы и Церкви» не может быть расторгнут при жизни, а существование 2 Римских понтификов противоестественно. После смерти Целестина V (1296) распространялись сведения о чудесах по молитве к покойному. По совету Ногаре кор. Филипп Красивый потребовал создать комиссию кардиналов для начала канонизационного процесса (1306), были собраны показания свидетелей в пользу причисления Целестина V к лику святых. 5 мая 1313 г. Целестин V был канонизирован как отшельник Пьетро дель Морроне, т. е. как частное лицо, а не как Римский понтифик. Тем самым была признана легитимность его отречения. Кор. Филипп Красивый заставил К. начать в Авиньоне судебный процесс по делу папы Бонифация VIII (16 марта 1310). В защиту папы выступили гл. обр. итальянцы (родственники папы, назначенные им кардиналы и некоторые юристы). К. пытался затянуть процесс (он требовал представить свидетельские показания в письменном виде, обращался к брату короля Карлу Валуа с просьбой убедить Филиппа Красивого снять обвинения против Бонифация VIII). Позиция папы привела к росту напряженности в отношениях с франц. королем: К. опасался, что советники Филиппа Красивого нанесут ему тяжкое оскорбление, как они поступили с Бонифацием VIII ( Boutaric. 1872. P. 23-39). В нач. 1311 г. судьи приступили к допросу свидетелей; по указанию Ногаре было сформулировано 37 пунктов обвинения. Однако вскоре король пошел на уступки (возможно, причиной этому было отсутствие доказательств мн. преступлений, в к-рых обвиняли Бонифация VIII) и согласился передать решение дела К. или Вьеннскому Собору. В ответ папа издал буллу «Rex gloriae virtutum» (27 апр. 1311): были аннулированы все папские распоряжения, изданные после 1 нояб. 1300 г., которые могли причинить ущерб монарху и Французскому королевству. Освободив Филиппа Красивого и его помощников от ответственности за события в Ананьи (наказать следовало только тех, кто грабили папское имущество), К. называл франц. короля «добрым и ревностным защитником Церкви», сравнивал французов с ветхозаветными иудеями. Тем не менее папа отказался оправдать Гийома де Ногаре (позднее обвинения против Ногаре также были сняты по настоянию Филиппа Красивого). Участники Вьеннского Собора, к-рым К. поручил рассмотреть дело Бонифация VIII, даже не включили его в повестку заседаний. На заключительной сессии Собора К. объявил, что избрание Бонифация VIII было легитимным, а др. обвинения назвал клеветой.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Год на Апостольском престоле восседал безвольный Бенедикт XI (1303–1304), но когда его активность начала утомлять Французского короля, тот был отравлен безвестным молодым человеком, предложившим папе «свежих» лесных ягод. Новый папа Климент V (1305–1314) являлся настоящим ставленником Французского двора, и все 28 кардиналов также были назначены по едва ли прикрытому указанию короля. Решением Филиппа IV в 1309 г. папе и кардиналам была предоставлена резиденция в Авиньоне, на границе Франции, т.к. существовали далеко не безосновательные опасения, что Рим не примет «такого» понтифика. Началось знаменитое «Авиньонское пленение» Римских пап, длившееся 70 лет, в течение которого ни у кого не возникало сомнений относительно того, что апостолик является орудием Французской короны. Конечно, Римский епископ более не вызывал доверия и не считался беспристрастным, как ранее 416 . Впрочем, и моральный облик предстоятеля Апостольской кафедры более не вызывал умиления среди верующих. Как рассказывали, папа Бенедикт был «отягощен вином и годами». Расходы на содержание двора папы Климента превышали в 10 раз аналогичные средства на содержание королевского двора в Париже. А на его инаугурацию был организован пир, на котором съели 1023 барана, 118 голов крупного рогатого скота, 101 теленка, 914 козлят, 60 свиней, 10 471 курицу, 1440 гусей, 300 щук, 46 856 порций сыра, 50 000 пирогов и выпили 200 бочек вина. Ходили упорные слухи, что некая прелестная графиня Турская Сесиль удостоилась излишнего пастырского внимания к себе. А ее сын, будущий понтифик Григорий XI (1370–1378), был рожден ею от папы Климента. Поэт Петрарка с негодованием писал, что «постели пап кишат проститутками», а их алчность не знает границ 417 . Новый папа, обладавший столькими разными «талантами», сразу же обеспечил преимущество партии Филиппа Красивого, и теперь новым апостоликом гарантированно мог стать только француз. Климент V отменил также все решения покойного Бонифация VIII, задевавшие интересы Филиппа Красивого, и благословил процесс против тамплиеров. Нечего удивляться, что столь открыто демонстрируемая зависимость новой Римской курии от Французского двора резко ухудшила отношения между папами и Германским императором. «В пику» Французскому двору и желанию понтифика германские князья-выборщики избрали в 1308 г. своим императором Генриха Люксембургского (1308–1313). Тот в 1310 г. явился в Рим, и жители города открыто провозгласили независимость императорской власти от Римского епископа. Но Генрих, состоявший в дружбе с Филиппом Красивым, не пожелал открытого разрыва, и в тот момент скандал удалось замять 418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010