137–153; Лебедев, стр. 189–190). 1677 Впрочем, составители сборников в конце концов не оставляли без внимания и этих «остатков», если последние сколько-нибудь могли говорить против папского главенства. Дейсдедит, например, стараясь предупредить возражения против папского абсолютизма на основании некоторых древних канонов, попавших в его сборник, выдвигает тот принцип, что постановления высшей власти должны быть предпочитаемы постановлениям власти низшей; органом же высшей власти, по нему, является апостольский престол, папа. 1696 Так делает, например, реймский собор от 991 года, низлагая архиепископа Арнульфа (Gieseler, В. II, Abth. 1, S. 217). 1697 Гинкмар реймский с собором даёт отпор папе по поводу низложения на соборе епископа лионского (Gieseler, В. II, Abth. 1, S. 20). 1698 Архиепископы: трирский Титгавд и кельнский Гунтар в окружном послании защищают самостоятельность соборов против папского самовластия и ссылаются на каноны (Gieseler, В. II, Abth. 1, S. 193; Беляев. стр. 97). 1702 Полномочиями – «ad regendum et disponendum ecclesiae statum» (Инструкция Александра II легату Петру Дамиани, посланному в Галлию Hard., t. VI, p. 1, p. 1094), «улучшать и приводить в порядок и предпринимать всё, что покажется им нужным и полезным» (Инструкции Григория VII, Hard. t. VI, p. 1, p. 1370). 1706 Против папского абсолютизма раньше выступило государство. Оно в начале XIV века в лице французского короля Филиппа Красивого нанесло жестокий удар папскому политическому могуществу, ближайшим следствием чего был позорный авиньонский плен пап. Несколько десятилетий спустя, папство потерпело политическое поражение и в Германии, при Людвиге Баварском. Авторитет папства был подорван в глазах всего света, и мировой политической власти римских епископов настал конец. 1707 Они выдвигают принцип верховенства над папами вселенских соборов и указывают на необходимость их созвания (Picher. В. I, S. 247–249; Neander. Algemeine Geschichte der christl, Rilig. und Kirche, VI, G5:131). Вселенские соборы, по их воззрению, владеют всей полнотой церковной власти, и все несогласные с их определениями распоряжения и обычаи не имеют значения. Что касается значения пап на вселенских соборах, то оно не велико. По воззрению, например, Николая Кузанского, сила решений вселенского собора зависит не от папы, а от единодушного согласия членов собора; папе на вселенском соборе принадлежит лишь право председательства, но такое же и даже меньшее, чем какое принадлежит митрополиту на митрополичьем и патриарху на патриаршем соборах; папа на вселенском соборе – почётный председатель, а не юрисдикционная глава (Pichler, В. I, S. 249–250).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Это было начало процесса формирования в Западной церкви абсолютной и централизованной монархии. Папа становится единственным законодателем, противопоставляя себя соборам, прерогативы которых он усваивает себе. Происходит переход от первенства (primates) к папизму (papatus). Иннокентий III в начале XIII в. формулирует учение о том, что папы являются викариями уже не Петра, но Самого Христа. «Пребывая преемниками Петра, мы, тем не менее, не являемся викариями Петра или кого-либо из апостолов, как и вообще кого бы то ни было из людей, но викариями Самого Иисуса Христа». «Верховного понтифика не называют викарием простого человека, но поистине викарием истинного Бога». Одновременно с процессом абсолютизации папства глухо начинает нарастать сопротивление зарождающихся наций и движение за возвращение к истокам Евангелия. В тот момент, когда Бонифаций VIII в своей булле «Unam Sanctam» в ноябре 1302 г. провозгласил: «Я папа и император» (в этом заявлении странным образом отразились слова императора иконоборца Льва III «я император и священник»), над ним уже была занесена рука Гийома де Ногаре, посланца короля Франции Филиппа Красивого, по некоторым данным тайного катара. «Великая западная схизма», во время которой на римскую кафедру одновременно претендовали сначала два, а потом и три папы, породила в порядке реакции мощное «соборное», т. н. консилиариское движение. Собор в Констанце 6 апреля 1415 г. принял постановление Наес Sancta Synodus. Собор «имеет непосредственно от Христа власть, которой все обязаны подчиняться, в каком бы сане или достоинстве они ни состояли, даже папском, это касается вопросов веры, вопросов искоренения схизмы и общей реформы Церкви, ее главы и ее членов». Подобный «умеренный консилиаризм» быстро сменился радикальным на соборе в Базеле (1431–1449 гг.), в определениях которого папе отводилась роль простого исполнителя соборных постановлений. Этот эксцесс скомпрометировал и на несколько десятков лет приостановил развитие «соборного» движения. Во взаимоотношениях папы и соборов в очередной раз оказалась проигнорирована всякая творческая напряженность: каждая из инстанций хотела доминировать, если этого не мог сделать папа, то на первое место выдвигался собор. Проблематика, по сути, юридическая, остается неизменной.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/r...

Испанские тамплиеры судятся с Папой Римским 4 августа 2008 г. 13:07 Испанские тамплиеры (храмовники), считающие себя наследниками уничтоженного в XIV веке рыцарского Ордена, подали в суд на Папу римского Бенедикта XVI , требуя восстановления своего Ордена, сообщает в воскресенье газета Mundo со ссылкой на юридические источники. «Ассоциация суверенного ордена Храма Христова (АСОХХ), считающая себя наследницей легендарных храмовников, подала в судебную палату Мадрида заявление на нынешнего Папу как наследника понтифика Клемента V, запретившего Орден в 1307 году», — говорится в сообщении. В нем отмечается, что «ассоциация требует пересмотреть решение о запрете Ордена и признать факт незаконной конфискации его богатств, оцениваемых в 100 миллиардов евро, хотя и не претендует на возвращение этих богатств». «АСОХХ, которая официально зарегистрирована в Испании как общественная организация, напоминает в своем иске, что в 14 столетии их Орден, действовавший во Франции, Испании, Великобритании, Португалии, Германии, Италии, Бельгии, Люксембурге и Польше, насчитывал 15 тысяч рыцарей и имел в собственности 9 тысяч объектов недвижимости», — пишет Mundo. Газета информирует, что «в настоящее время иск находится на рассмотрении суда второй инстанции Мадрида, поскольку первая инстанция отказалась его рассматривать в виду отсутствия компетенций судить дела 700-летней давности». Орден храмовников был основан в 1119 году рыцарями, участвовавшими в первом крестовом походе; в его задачу входила охрана святых мест в Палестине. Со временем тамплиеры стали заниматься не столько делами военными, сколько финансовыми, превратившись в самых богатых банкиров Европы. Эта деятельность, как отмечают истории, вызывала раздражение и зависть короля Франции Филиппа IV Красивого, который обвинил тамплиеров в ереси и расправился с ними, убедив в своей правоте Папу Римского. Орден был запрещен, его богатства конфискованы, а его последователи подвергнуты арестам и казням по всей Европе. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/444333.htm...

Этот текст, рассматривающий наиболее важные вероучительные различия, разделяющие христианские Восток и Запад, подтверждает «свойства» Церкви: в заключение он настаивает на примате Римской Церкви по отношению к Церкви Вселенской и уточняет практические следствия этого. ХВ 35, 41 Булла «Unam Sanctam» папы Бонифация VIII (18 ноября 1302 г.) Эта булла, оглашенная во время конфликта, приведшего к столкновению папы Бонифация VIII и короля Франции Филиппа Красивого, излагает вначале основы веры, касающиеся Церкви: ее единства, ее необходимости для спасения, как и об основе этих привилегий – Христе, Главе Церкви. Следствиями этого являются полномочия Церкви, прежде всего в духовной сфере, а также и во временной. Содержащиеся в этой булле элементы церковной политики, доводящей до крайности иерократическую теорию, представляют лишь исторический интерес. Они должны интерпретироваться в контексте средневекового христианства, как и заключение, распространяющее на Римского Понтифика формулу «Вне Церкви нет спасения». Это определение, весьма зависящее от исторических условий, со временем примет другие, более духовные формы. (422, 870) Вера обязывает нас доверять и придерживаться одной Церкви, святой, кафолической и апостольской. Мы в нее твердо верим и ее исповедуем в простоте. Вне ее нет ни спасения, ни прощения грехов; как говорит жених в Песни Песней: «...единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей» [ Песн 6, 9 ]. Она является единым мистическим Телом, Глава которого – Христос. В ней «Один Господь, одна вера, одно крещение» [ Еф 4, 5 ]. Ибо ведь единственным был ковчег Ноя во времена потопа, он уже прообразовывал единую Церковь . У него, сведенного «в локоть» вверху [ Быт 6, 16 ], был один кормчий и глава: Ной. Вне ковчега, как мы читали об этом, все сущее на земле было разрушено. (871) Она – единственная, и мы почитаем ее, как Господь говорит через пророка: «Избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою» [ Пс 22, 21 ]. Так как Он молился одновременно за душу, то есть за Самого Себя, Главу, и за Тело, то есть Церковь , которую Он назвал Своим единственным Телом из-за единения Церкви с ее Женихом в вере, в Таинствах и в любви. Она – хитон несшитый [ Ин 19, 23 ] Спасителя, который не был разорван на части, но вытянут по жребию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

15 апр. 1492 г. кард. Дж. Медичи был назначен папским легатом в Патримоний св. Петра, а 11 мая - во Флорентийское герц-ство. Однако после кончины в июле 1492 г. папы Иннокентия VIII Дж. Медичи лишился своего привилегированного статуса. На конклаве в авг. 1492 г. он с опозданием примкнул к партии победившего кандидата Родриго Борджа (папа Александр VI (1492-1503); как утверждали, не обошлось без подкупа) и после избрания нового папы уехал во Флоренцию. Джованни Медичи в сцене «Утверждение Устава францисканского ордена». Фрагмент росписи ц. Санта-Тринита во Флоренции. Ок. 1482–1486 гг. Худож. Д. Гирландайо Джованни Медичи в сцене «Утверждение Устава францисканского ордена». Фрагмент росписи ц. Санта-Тринита во Флоренции. Ок. 1482–1486 гг. Худож. Д. Гирландайо В столкновении интересов неаполитанского кор. Фердинанда V (II) Арагонского и миланского герц. Лодовико Сфорцы правитель Флоренции Пьеро Медичи, старший брат кард. Дж. Медичи, выступил на стороне короля. Сфорца призвал в Италию французов, и в нояб. 1494 г. семья Медичи была изгнана из Флоренции восставшими сторонниками республиканского режима. Дж. Медичи бежал из города, переодетый, как говорили, францисканским монахом. После этого кардинал вместе с кузеном Джулио Медичи (впосл. папа Римский Климент VII (1523-1534)) в течение почти 5 лет путешествовал инкогнито по Европе, стремясь найти союзников среди местных правителей для восстановления власти Медичи во Флоренции. В г. Ульм городские власти арестовали их и отправили в Вену к имп. Максимилиану I Габсбургу (1508-1519), который освободил их из-под ареста. Некоторое время братья жили при дворе сына императора, Филиппа Красивого, герц. Бургундии (1482-1506); возможно, они планировали отправиться в Англию, но в Руане были вновь арестованы и освобождены только после личного вмешательства главы семьи Пьеро Медичи, находившегося в Венеции. В мае 1500 г. Дж. Медичи вернулся в Рим и жил в приобретенном им в рассрочку дворце близ ц. Сант-Эустакио, получившем впосл. название Палаццо-Мадама (в 1509 из-за долгов кард.

http://pravenc.ru/text/2463269.html

1954. Bd. 62. S. 181). Болонский канонист Иоанн Тевтон в ординарной глоссе к Декрету Грациана (ок. 1217) выступал против теократического толкования К. д. По его мнению, папа Римский получил от императора право первенства во Вселенской Церкви, а также знаки первосвященнического достоинства и материальные ценности, но не властные полномочия. Критика К. д. обострилась во время конфликтов папы Бонифация VIII (1295-1303) с франц. кор. Филиппом IV Красивым (1285-1314) и папы Иоанна XXII (1316-1334) с германским кор. Людовиком IV Баварским (император в 1328-1347). Средневек. правоведы, в т. ч. легисты на службе кор. Филиппа IV Красивого, отрицали законность К. д. (по мнению Пьера де Бельперша († 1308), император был не вправе передавать папе Римскому властные полномочия и общественное достояние) и значение этого акта для современности, т. к. преемники имп. Константина не были связаны его обязательствами. Схожие выводы делали итальянские юристы XIII-XIV вв. (Ацо, Аккурсий, Чино да Пистойя и др.). Франц. правовед Жак де Ревиньи († 1296) рассматривал К. д. как свидетельство суверенитета светского правителя, к-рый был вправе даровать властные полномочия представителям Церкви. Нек-рые знатоки права использовали исторические аргументы. Так, по мнению доминиканца Иоанна Парижского († 1306), действие К. д. не распространялось на Францию, т. к. при имп. Константине франки не были подданными Римской империи. Согласно Пьеру Жаму д " Орийяку († после 1351), преподававшему в ун-те Монпелье, К. д. был юридически ничтожен, но мог играть положительную роль, напр., при защите Папского гос-ва от незаконных притязаний лангобардов в VIII в. Итал. легисты Якопо Боттригари († 1347), Бартоло да Сассоферрато († 1357) и др. указывали на неоднозначный характер К. д., к-рый не имел юридической силы, но был угоден Богу и, следов., был совершен по Его воле. Знаток рим. и канонического права Бальдо дельи Убальди († 1400) называл К. д. «чудом, защитившим католическую веру» (miraculum propter defensionem fidei catholice - Canning J.

http://pravenc.ru/text/2057118.html

Вознесение Креста ангелами. Роспись купола кафоликона мон-ря Ишхани Вознесение Креста ангелами. Роспись купола кафоликона мон-ря Ишхани Живопись кафоликона И. отличается богатым насыщенным цветом, доминирует интенсивная лазурь. В апсиде был представлен Иисус Христос на троне, фланкированном ангелами; ниже находились изображения апостолов в полный рост, под ними был помещен святительский ряд. По мнению Такаишвили и Амиранашвили, роспись алтаря была схожа по стилю с визант. мозаиками X в. В медальонах, на своде вимы, были изображены поясные жен. фигуры, сохранились обрывки надписей: грузинской (более полная) - в левом и армянской (неразборчиво) - в правом. По мнению Такаишвили, в левом медальоне была изображена супруга царя св. Мириана царица св. Нана, в правом - супруга царя Трдата, 1-я арм. царица-христианка Ашхавнар (Ашхен) ( Такаишвили. 1952. С. 37-38. Рис. 14, 15). Считается, что эти изображения - доказательство религиозного и культурного общения грузин и армян-халкидонитов. На стенах алтаря были помещены фигуры святых Иосифа Аримафейского, Саввы Освященного, ап. Филиппа, ап. Варфоломея, композиция «Уверение ап. Фомы». В жертвеннике изображены стол, ангелы и купольная церковь, сохранилась часть подписи: «Раскройте врата, праведные, и внемлите Создателю неба и земли». Над окном диаконника помещалась композиция «Успение Пресв. Богородицы», на сев. стене в надписи читается слово «Капернаум». Роспись барабана кафоликона мон-ря Ишхани Роспись барабана кафоликона мон-ря Ишхани Лучше всего сохранилась роспись купола с композицией вознесения Креста ангелами (аналогичные композиции в росписях Пархали , Манглиси , Никорцминде и др.). На синем фоне, усеянном звездами, в медальоне представлен богато декорированный, равноконечный, почти белый крест. Медальон держат 4 ангела в хитонах и гиматиях разного цвета (использованы белый, голубой, синий, зеленый) и с крыльями розово-коричневого цвета. Рукава креста украшены камнями, из перекрестия выходят лучи, мандорла окружена радужным облаком. Вирсаладзе отмечает, что «горизонтально развернутые фигуры летящих ангелов, красиво заполнившие свод купола, способствовали впечатлению его ширины и мощи и поэтому охотно изображались художниками XI в. (Манглиси, Ишхани, Хахули, Атени?)» ( Вирсаладзе. 2007. С. 245).

http://pravenc.ru/text/1237981.html

С такаю же ревностью она вооружалась против новых, явившихся тогда ересей. Умы желали образования; но тщеславие, обыкновенно берущее верх над покорностью, нередко соделывало науку гибельнее для религии самого невежества, из коего люди выходили мало по малу. К утешению Церкви Бог посылал просвещенных, любивших истину мужей, обличавших заблуждения, в кои другие вдаваться начинали. Государи, со своей стороны ревностно старавшиеся о сохранении веры, подавали помощь религии; и новые, со всех сторон восстававшие заблуждения, были поражаемы на Западе и оружием временной власти и проклятиями Церкви. Равным образом, для исправления нравов, Бог воздвигал великих пап; ибо между пятьюдесятью двумя первосвященниками в течение трех сих веков на престоле Римском восседавшими, многие были истинно достойны высокого, занимаемого ими сана; были также неутомимые служители Церкви, вспомоществовавшие усердию своих начальников; простые верные, стремившиеся к совершенству и ревностно исполнявшие Евангельские добродетели; наконец государи, с высоты престолов своих подававшие примеры благочестия прочим христианам. Можно также доказать, что в сии три столетия было учреждено гораздо большее число богоугодных заведений, нежели в первые десять веков, и даже во времена самого величайшего усердия христианства. XIV и XV века Год 1301 Новые распри потрясают церковь . Папа Вонифатий VIII присваивает себе первенство над королями во временной даже власти, и поражает буллами Филиппа Красивого противившегося ненавистному сему притязанию. Франция принимает сторону короля своего, а вся Италия защищает выгоды властолюбивого первосвященника. Возгорается война. Папа задерживается французами, и с печали умирает. Год 1305 Скорая кончина Венедикта XI, наследовавшего Вонифатию, подает повод к соблазнительным проискам по поводу избрания его преемника. После одиннадцати месячных споров избран Климент V, и перенес престол в Авиньон, куда перевел и весь двор Римский. Год 1307 Филипп Красивый не прекращал однако же своих жалоб на Вонифатия; но как распря сия не заслуживала быть веденною с толикою жестокостью, как делал сие Вонифатий, то Климент V, взиравший на дела с меньшим предубеждением, собрал в Вене собор для окончания важного сего дела. Примирение последовало, и король французский, дарованным Римскому Престолу покровительством, показал, что неудовольствие было только личное. Год 1324

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Обвиняют конкордат в том, что он служил для политических партий средством борьбы против влияния революции. Но не должна ли церковь всегда бороться против антихристианского и атеистического духа революции? Бросают ещё упрёк, что конкордат создаёт государство в государстве, тайное правительство в действительном национальном правительстве. Но церковь есть лишь постольку правительство, поскольку она есть организованное общество и, как всякое общество, должно иметь правительство. Только существует громадная разница между объектом этого религиозного общества и объектом гражданского общества. Поэтому, никак нельзя смешивать церковь , как правительство религиозного общества, с государством, – правительством гражданского общества. Говорят ещё, что конкордат является как бы продолжением того тесного союза, между церковью и государством, который в средние века давал церкви политическое господство. Но средневековой строй христианского общества сложился, с одной стороны, так сказать, силой вещей, с другой, – благодаря тому, что церковь тогда играла цивилизаторскую роль. При падении римской империи, в эпоху нашествия варваров, только одна церковь способна была взять в руки управление народом и оказать на его судьбы благотворное влияние. Когда церковь сопротивлялась, сначала римским цезарям, потом – византийским императорам, германским и, наконец когда она вела борьбу народив регализма Филиппа Красивого, Людовика XIV-ro, Иосифа II-ro и Наполеона, то что в сущности фигурировало на сцене истории? С одной стороны, – сознание человеческих прав, а с другой – меч, грубая сила государства. Церковь же всегда трудилась для торжества сознания над материальной силой (Abbé Gayraud, Discours á la Chambre). —346— Указывают на то, что церковь постоянно находится в конфликтах с государством. Но эти конфликты просто плод недоразумения. Государство и церковь это – различная силы и действие их параллельно. Вот как Лев XIII-й в своей энциклике 1 марта 1885 г. формулировал официальную доктрину церкви о соотношении двух властей:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Филиповская мужеская заштатная пустыня, Вологодской Епархии, близ города Устюга; основана в 1654 году Преподобным Филиппом, коего Св. мощи почивают в ней под спудом. В ней церковь Соборная во имя Знамения Богородицы, освящена в 1735 году с приделом во имя Св. Филиппа Митрополита Московского, который освящен в 1753 г. Обитель сия в 1809 году возобновлена Устюжской купеческой женой Курочкиной. Филиппо Ирапская мужеская заштатная пустыня, Новгородской Епархии, в 45 верстах от города Череповца, между реками большим и малым Ирапом; построена в 1517 году Преподобным Филиппом, преставившимся в 1538 году ноября 14 дня. В ней Соборная церковь во имя Св. Троицы, в которой почивают Св. мощи Преподобного Филиппа; на гробнице его находится образ Преподобного, писанный, по явлению его во сне и по повелению, старцем Феодосием; 2) церковь во имя Казанской Богородицы. Флолищева мужеская заштатная пустыня, Владимирской Епархии, в Гороховском уезде. В ней церковь во имя Успения Богородицы, первоначально была построена в 1651 году, потом вновь перестроена в царствование Феодора Алексеевича, который пожаловал от себя довольно значительную для него сумму. Хатьковский Покровский девичий, 3-го класса, Московской Епархии, в Дмитровском уезде. Достоин примечания как по древности своей, так и потому, что в оном родители Св. Сергия Радонежского Чудотворца приняли чин монашеский и погребены в сем монастыре. Хорошевский девичий, 2-го класса, Слободско-Украинской Епархии, в 15 верстах от города Харькова при селе Хорошеве. В нем церковь , Соборная во имя Вознесения Господня. Христорождественский Слободский , девичий, 3-го класса, Вятской Епархии, в городе Слободском. Хутынский Варлаамиев Спасопреображенский мужеский, 1-го класса, близ Новгорода вниз по течению реки Волхова, на правом берегу оной, на самом красивом месте; основан в 1192 году Преподобным Варлаамом построением небольшой церкви во имя Преображения Господня. Ныне в сем монастыре 4 церкви: 1) Соборная во имя Преображения Господня; в ней почивают мощи Преподобного Варлаама Хутынского; теплая во имя Преподобного Варлаама Хутынского; домовая Викарных Архиереев во имя Св. Феоктиста; 4) больничная во имя Всех Святых. В монастырь сей бывает каждогодно Крестный ход из Новгородского Софийского Собора в первую пятницу Петрова поста, учрежденный еще при жизни Преподобного Варлаама, в память чудесного происшествия, в сей день случившегося. Монастырь сей состоит под управлением Викариев Новгородских, Епископов Староруских.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010