Зилоты, которые все еще хранили верность давно умершему патриарху Арсению, противостояли и правительству, и церковному руководству. Но какие бы острые формы ни принимала эта борьба, она постепенно сошла на нет, и к началу XIV в. арсениты, за исключением нескольких фанатиков, вступили в общение с церковным священноначалием. Ввиду военной и финансовой слабости государства Андроник II с большой умеренностью выступает на внешнеполитической арене. Он стремился обезопасить себя со всех сторон посредством договоров о мире и дружбе, в том числе и в отношениях с заинтересованными в Византии западными державами, хотя после «сицилийской вечерни» со стороны Запада какое-то время можно было не ожидать серьезной опасности. После преждевременной смерти своей супруги, Анны Венгерской, Андроник в 1284 г. женился на Ирине, дочери маркграфа Монферратского. Тем самым были устранены притязания монферратского дома на королевскую корону Фессалоники, поскольку маркграф, тогдашний титулярный король Фессалоникийский, отказался от не слишком достижимого права в пользу своей дочери, ставшей теперь византийской императрицей. В том же направлении лежат усилия императора по устройству брака своего сына и наследника престола Михаила IX с Екатериной де Куртене, дочерью Филиппа и внучкой Балдуина II, которая на Западе считалась титулярной императрицей Константинополя. Но несмотря на то что переговоры о браке велись в течение нескольких лет с 1288 г., он так и не состоялся 1142 , и в 1296 г. Михаил IX 1143 женился на армянской принцессе. Старые антивизантийские планы на Западе были еще живы, и там не хотели выпускать из рук инструмента, который мог способствовать их осуществлению. Главную поддержку эти планы находили во Франции и в Неаполитанском королевстве, их наиболее ревностными сторонниками были Филипп Тарентский, сын неаполитанского короля Карла II, и Карл Валуа, брат французского короля Филиппа Красивого. Устремления обоих принцев были лишь слабыми отголосками большой завоевательной политики Карла Анжуйского, и только ввиду бессилия Византийской империи они получили определенный вес. Филипп Тарентский, которому Карл II в 1294 г. передал права и владения дома Анжу в Романии, управлял анжуйским наследством в Эпире и от имени короля Неаполитанского притязал на сюзеренитет над франкскими владениями в Греции и даже над Фессалией. Владения в Эпире он обеспечил себе благодаря браку с Тамарой, дочерью деспота Никифора, а в 1295 г. эпирцы уступили ему также города в Этолии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно этот епископ Елий благословил преподобномученицу Евгению на подвиг иночества. Она была дочерью градоначальника, язычника. Остригла волосы, сказалась Евгением. Елий знал, что она девица, но благословил на монашеский подвиг. Никто не знал тайны Евгении. Она так была усердна в трудах и молитвах, что братия избрала её на пост игумена. У Евгении был дар чудотворения и целительства. Множество народа пришло ко Христу, благодаря ей. Однако, не дремлет бес. Он внушил богатой красивой женщине Меланфии нечистую страсть к монаху Евгению. Меланфия заваливала монастырь подарками, золотом, добиваясь внимания игумена. Всё тщетно. Тогда стала открыто обольщать его. Была резко отринута. Донесла правителю города, что игумен пытался её изнасиловать. Подговорила и слуг на ложные показания. А тогда было время преследования христиан. Монахов схватили, готовили им казни. Именно правитель города Филипп, отец, допрашивал монаха Евгения (то есть Евгению, дочь свою). И, не терпя хулы на Христа, а их судили как развратных, Евгения решилась открыться, что она дочь Филиппа. Потрясение было таковым, что и сам Филипп обратился ко Христу и написал императору римскому Северу и его соправителю Антонину послание, защищающее христиан. Император знал Филиппа как мудрого правителя и послушался его совета: прекратились гонения на христиан. О, очень ненадолго. В Александрии и власти и отношение к христианам менялись как погода осенью. Но вообще, чаще были периоды преимущества веры христианской. Вот ересь Ария. Она же всецело владела Византией, то есть всем Средиземноморьем. Александрия держалась как бастион веры. И в ней оставались считанные единицы православных общин. Арий шёл закрывать христианскую церковь, уже одну из последних. И ему стало вдруг плохо. Что-то с кишечником. На пути общественный туалет. Скрылся в нём. Ждут-ждут – нет Ария. Забеспокоились, идут к нему. А он лежит мёртвый в своих нечистотах. Хожу по улицам, стараюсь выбрать те, в которых остались хоть какие-то следы древности. Таких уже и не нахожу, только очень изредка вижу огороженные раскопки. Сверху вниз идёт: асфальт, булыжники, камень, песок, глина. Дерева не заметно. Не откликается античность, глохнет её шум. Только раннее христианство, сильное особенно здесь, ещё тянется к нам, как зелёная виноградная ветвь по бетонной стене. Сколько тут было учений, школ, сколько стычек, часто кровавых за убеждения.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/18/...

обязанностей в ордене францисканцев. В документах королевского аббатства Лоншан, относившегося к ордену кларисс , упоминается, что в 1319 г. он присутствовал на церемонии принятия в аббатство принцессы Бланш Французской (1313-1358), дочери франц. кор. Филиппа V Длинного (см.: Obituaires de la province de Sens. P., 1902. T. 1. Pt. 2. P. 669-670; Лабросс и С. Дельма ошибочно утверждают, что речь идет о др. Бланш, дочери франц. кор. Филиппа IV Красивого, к-рая в действительности умерла в младенчестве ок. 1294 г.; см.: Labrosse. 1907. P. 596; Delmas. 2011. P. 20). Н. де Л. назван здесь «служителем меньших братьев во Франции» (menistre des freres mineurs en France); это означает, что он был провинциалом одной из 3 провинций, на к-рые в этот период разделялся орден францисканцев во франц. землях: собственно Франции (в нее входили кустодии Париж, Шампань, Артуа, Вермандуа, Лотарингия, Фландрия, Нормандия, Льеж, Реймс), Бургундии (в нее входили кустодии Лион, Дижон, Безансон, Лозанна, Вьен, Овернь) или Турени. Наиболее вероятным исследователи признают 1-й вариант, однако, поскольку известно, что впоследствии Н. де Л. был провинциалом Бургундии, нельзя полностью исключать и того, что автор, употребляя выражение «во Франции», имел в виду - в Бургундии (см.: Labrosse. 1907. P. 596-597). Н. де Л. и впосл. поддерживал связь с насельницами аббатства кларисс, возможно, исполняя обязанности их духовника (см.: Idem. 1906. P. 392). Многие исследователи, основываясь на выводах Лабросса, утверждали, что в 1322 г. Н. де Л. принял участие в генеральном капитуле ордена францисканцев, прошедшем под председательством генерального магистра ордена Михаила Чезенского (ок. 1270-1342) в Перудже (см.: Idem. 1907. P. 597-600; ср.: Langlois. 1927. P. 358; Schmitt. 1982. Col. 291; Krey. Introduction. 2000. P. 3). В ходе этого капитула францисканцами были приняты и подписаны 2 документа, в к-рых они настаивали на фундаментальном значении для ордена принципа евангельской бедности и вопреки желанию папы Римского Иоанна XXII (1316-1334) отказывались признать еретическим мнение о том, что Иисус Христос и апостолы не имели совершенно никакой общей или частной собственности.

http://pravenc.ru/text/Николай ...

Папа 1 ноября 1302 г. созвал собор по делу исправления короля. На соборе была опубликована другая знаменитая папская булла «Unam Sanctum» («Едину Святую»), в которой, в частности, говорится: «Евангелие учит, что во власти Церкви находится два меча - духовный и светский. Ибо когда Апостолы сказали: «се ножа два зде», то есть в Церкви, Господь не сказал «этого мало», но сказал «довольно есть». А тот, кто не признает за Петром право на светский меч, плохо вникает в слова Господа, сказавшего: «Вложи нож твой в ножны». Так что в обладании Церкви находится два меча - духовный и материальный». Далее в булле говорится о подчинении светского меча мечу духовному, что власть низшего порядка должна судиться высшею властью, а высшая, в случае уклонения, может быть судима только Богом, но не людьми. Как свидетельствует Апостол «духом человек судит вся, сам же ни от кого не судится». На этом соборе Филиппа IV подвергли интердикту со всеми его последствиями. Но король, опираясь на юристов, обвинил папу в убийстве Целестина V и других преступлениях и послал своего канцлера арестовать папу. Французская военная экспедиция высадилась в Италии в начале 1303г., соединившись с остатками семьи Колонна. Войска неожиданно взяли замок Ананьи, где находился папа (даже есть предание, что один из членов семьи Колонна оскорбил папу действием, первым ворвавшись к нему). Вскоре Бонифация VIII освободили, но через месяц он умер от пережитых потрясений. По преданию, он заперся в комнате и бился головой о стену (такую бесславную кончину ему пророчествовал, якобы, Целестин V). 11 октября 1303 г. Бонифаций VIII умер. (Даже Данте не нашел для Бонифация VIII места в чистилище). После смерти Бонифация VIII начался гибельный для папского средневековья 70-летний период авиньонского пленения пап. Глава 7. Папство в XIV - XV веках. Эпоха великих соборов Авиньонское пленение пап В 1305 г. на папский престол вступил француз Климент V (1305-1314 гг.). Он был первым, кто перенес свою резиденцию во Францию в г. Авиньон в 1309 г., положив начало 70-летнему периоду пленения пап (до 1377 года). В этот период римские папы находились в полном подчинении у французского короля (и Климент V - ставленник Филиппа IV Красивого).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

137–153; Лебедев, стр. 189–190). 1677 Впрочем, составители сборников в конце концов не оставляли без внимания и этих «остатков», если последние сколько-нибудь могли говорить против папского главенства. Дейсдедит, например, стараясь предупредить возражения против папского абсолютизма на основании некоторых древних канонов, попавших в его сборник, выдвигает тот принцип, что постановления высшей власти должны быть предпочитаемы постановлениям власти низшей; органом же высшей власти, по нему, является апостольский престол, папа. 1696 Так делает, например, реймский собор от 991 года, низлагая архиепископа Арнульфа (Gieseler, В. II, Abth. 1, S. 217). 1697 Гинкмар реймский с собором даёт отпор папе по поводу низложения на соборе епископа лионского (Gieseler, В. II, Abth. 1, S. 20). 1698 Архиепископы: трирский Титгавд и кельнский Гунтар в окружном послании защищают самостоятельность соборов против папского самовластия и ссылаются на каноны (Gieseler, В. II, Abth. 1, S. 193; Беляев. стр. 97). 1702 Полномочиями – «ad regendum et disponendum ecclesiae statum» (Инструкция Александра II легату Петру Дамиани, посланному в Галлию Hard., t. VI, p. 1, p. 1094), «улучшать и приводить в порядок и предпринимать всё, что покажется им нужным и полезным» (Инструкции Григория VII, Hard. t. VI, p. 1, p. 1370). 1706 Против папского абсолютизма раньше выступило государство. Оно в начале XIV века в лице французского короля Филиппа Красивого нанесло жестокий удар папскому политическому могуществу, ближайшим следствием чего был позорный авиньонский плен пап. Несколько десятилетий спустя, папство потерпело политическое поражение и в Германии, при Людвиге Баварском. Авторитет папства был подорван в глазах всего света, и мировой политической власти римских епископов настал конец. 1707 Они выдвигают принцип верховенства над папами вселенских соборов и указывают на необходимость их созвания (Picher. В. I, S. 247–249; Neander. Algemeine Geschichte der christl, Rilig. und Kirche, VI, G5:131). Вселенские соборы, по их воззрению, владеют всей полнотой церковной власти, и все несогласные с их определениями распоряжения и обычаи не имеют значения. Что касается значения пап на вселенских соборах, то оно не велико. По воззрению, например, Николая Кузанского, сила решений вселенского собора зависит не от папы, а от единодушного согласия членов собора; папе на вселенском соборе принадлежит лишь право председательства, но такое же и даже меньшее, чем какое принадлежит митрополиту на митрополичьем и патриарху на патриаршем соборах; папа на вселенском соборе – почётный председатель, а не юрисдикционная глава (Pichler, В. I, S. 249–250).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

1954. Bd. 62. S. 181). Болонский канонист Иоанн Тевтон в ординарной глоссе к Декрету Грациана (ок. 1217) выступал против теократического толкования К. д. По его мнению, папа Римский получил от императора право первенства во Вселенской Церкви, а также знаки первосвященнического достоинства и материальные ценности, но не властные полномочия. Критика К. д. обострилась во время конфликтов папы Бонифация VIII (1295-1303) с франц. кор. Филиппом IV Красивым (1285-1314) и папы Иоанна XXII (1316-1334) с германским кор. Людовиком IV Баварским (император в 1328-1347). Средневек. правоведы, в т. ч. легисты на службе кор. Филиппа IV Красивого, отрицали законность К. д. (по мнению Пьера де Бельперша († 1308), император был не вправе передавать папе Римскому властные полномочия и общественное достояние) и значение этого акта для современности, т. к. преемники имп. Константина не были связаны его обязательствами. Схожие выводы делали итальянские юристы XIII-XIV вв. (Ацо, Аккурсий, Чино да Пистойя и др.). Франц. правовед Жак де Ревиньи († 1296) рассматривал К. д. как свидетельство суверенитета светского правителя, к-рый был вправе даровать властные полномочия представителям Церкви. Нек-рые знатоки права использовали исторические аргументы. Так, по мнению доминиканца Иоанна Парижского († 1306), действие К. д. не распространялось на Францию, т. к. при имп. Константине франки не были подданными Римской империи. Согласно Пьеру Жаму д " Орийяку († после 1351), преподававшему в ун-те Монпелье, К. д. был юридически ничтожен, но мог играть положительную роль, напр., при защите Папского гос-ва от незаконных притязаний лангобардов в VIII в. Итал. легисты Якопо Боттригари († 1347), Бартоло да Сассоферрато († 1357) и др. указывали на неоднозначный характер К. д., к-рый не имел юридической силы, но был угоден Богу и, следов., был совершен по Его воле. Знаток рим. и канонического права Бальдо дельи Убальди († 1400) называл К. д. «чудом, защитившим католическую веру» (miraculum propter defensionem fidei catholice - Canning J.

http://pravenc.ru/text/2057118.html

3) Крест напрестольный, 8 конечный, серебряный, верхняя дска вызолочена. На верху Господь Саваоф и Дух Святый. Предстоящие: Мр. Фу и Иоанн Богослов. Распятие выпуклое, обведено жемчугом, а равно и венец на Спасителе обведен жемчугом. Внизу орудия страданий. На обороте слова: «Риза Господня, часть гроба Господня, часть древа Господня, часть от ризы Богородицы. Мощи Иоанна Предтечи, мощи Николая Чудотворда, мощи Василия Великаго , мощи Петра, Алексея, Ионы, Филиппа московских чудотворцев, мощи Германа, Казанского чудотворца, мощи Иоанна Воинственника, мощи св. муч. Кузмы и Домиана, мощи великомученицы Варвары, мощи свят. мученика Евстафия Плакиды, мощи муч. Мины, мощи разных мученик». Крест этот вкладывался прежде в икону Суздальской работы (12–10 верш.), на коей изображены лики тех святых, коих мощи находятся в кресте и некоторых других. Крест и икона пожертвованы г-жею Апелляционовою, которая, по преданию, получила, их от митрополита казанского Вениамина, как родственница его. 4) Большой золотой крест с эмальированными золотыми изображениями, осыпан крупным жемчугом и драгоценными камнями. Особенно красиво эмальированное украшение нижней части креста, представляющее виноградную лозу. Вверху креста титло; И. Н. Ц. И. над главою Спасителя: Иис. Хс. В кресте частицы мощей: Часть животворящего древа, часть персти гроба Господня, часть ризы Пресвятыя Богородицы, часть главы Предтечевой, мощи: Иоанна Милостивого, младенцев, избиенных в Вифлееме, Симеона Иерусалимского, св. Гурия, ап. Андрея Первозванного, ап. Варнавы, св. Арсения Никейского, св. Германа, Варсонофия Казанских чудотворцев, Иосифа Иерусалимского, Иоанна, Александра Невского, Арсения Фивейского, великомуч. Георгия, Никиты Новгородского, великомуч. Дмитрия, преп. Иакова Боровицкого великомуч. Феодора Тирона, мученика Кирика, Пантелеймона, муч. Каллиника и Соломониды. На оборотной стороне креста надпись: «Построен сии Животворящий крест Господен златый, камением и жемчугом украшенный, во обитель Пресвятыя Богородицы чудотворного образа Казанския церковною казною и положены в нем святыя чудотворныя мощи. Благословением преосвящ. Маркелла митрополита Казанскаго и Свижяского в лето 7202 (1694) месяца марта в 3-й день» 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

49:3—4; 35, 22). Пророк Давид, царь и псалмопевец, из-за Вирсавии убил мужа ее — Урию (2 Цар. 12:9). Соломон, мудрый и любимый Богом в начале своего царствования, вконец развратился и был причиною разделения царства своего, — из-за женщин (З Цар. 11:1—13). Ирод, брат Филиппа, усекнул мечом главу великого пророка Иоанна Предтечи, которого уважал и слушался, из-за развратной дочери Иродиады (Мк. 6:16—28). Немало поскользнулось из-за женщин и в среде христиан: не только мирян, но и иноков и даже служителей Христовых! Конечно, грех с женщиной — самый заманчивый из всех греховных наслаждений, и требуется много усилий, чтобы устоять от этого греха. Но как избавиться от этого сильного искушения? Нужно, прежде всего, твердо помнить и постоянно не забывать, что этот грех есть великое беззаконие в очах Божиих и несет огромную печаль для человека. Девственник, раз согрешивший, навеки уже лишился своей чести. Супруг, честно хранящий ложе семейное, нарушивший хоть раз чистоту брака, навек оказался неверным. Над этим стоит призадуматься всем нам... В борьбе с соблазном плотским нам всегда нужно знать, что лишь при Божьей помощи мы можем сохранить себя от прелюбодеяния. Если понадеешься на свои силы — никак не устоишь. Вот почему так часты теперь случаи неудержимого разврата среди людей неверующих, не только молодежи, но и женатых людей. Очень нередко слышим, как молодой муж, недавно лишь женившийся на молодой девушке, бросает ее, иногда с маленьким ребенком, хотя жена его здорова и красива, а вступает в незаконное сожительство с посторонней женщиной, иногда менее красивой и немолодой, чем его жена законная. Чем объясняется это безумие и озверение? Тем, что без Божией помощи и предоставленные самим себе люди являются полными рабами своей страсти: воображают себя свободными, а в действительности идут безвольно туда, куда ведет их животная страсть (1 Кор. 12:2), забывая самые элементарные понятия человеческого долга перед семьей и обществом. Богомудрые старцы советуют также никогда не осуждать брата своего в этом плотском грехе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

—542— не захотел оказать ей поддержки. Когда ему пришлось выбирать между чисто-человеческим правом Рима языческого и религиозным, «божественным» правом Рима папско-христианского, его выбор пал на первое. В борьбе за суд Людовика IX Святого с папством (в XIII в.) народ, бароны, даже епископы стояли на стороне короля. Благочестие Людовика IX много содействовало привлечению к нему и его делу общих симпатий; и когда он издал ордонанс против богохульников, ордонанс был принят с восторгом: никому не пришло в голову упрекнуть короля в узурпации церковной власти. По странному стечению обстоятельств, борьбу с папством начал король, за которым в истории упрочилось имя Святого. Мало по малу светский суд привлёк к своему трибуналу и лиц, прежде подсудных только епископату. Власть короля растёт; власть церкви падает. Народ доволен тем и другим. Подавленный, разоряемый баронами и отчасти епископами, он приветствует новую власть – королевскую, которая покровительствует ему, считается с его интересами, советуется о законах с его представителями. Ограничение полномочий церковного суда было первым шагом к освобождению государства от церкви. Одержав первую победу над церковью, короли ведут свою борьбу далее. В течение XIII и XIV веков они успевают сделать для освобождения так много, что от прежнего порабощения не остаётся и тени. В конце XIII в. борьба принимает крайне острую форму, и столкновение Филиппа Красивого с папой Бонифацием VIII (1294–1303) кончается для папы лишением жизни. По смерти Бонифация VIII для папства начинается период унижения. Филипп Красивый возвёл на папский престол француза под именем Климента V и поселил его в Авиньоне, где папа находился в полной зависимости от французского короля. Знаменитое авиньонское пленение пап, продолжавшееся около 70 лет, было могилой для прежнего всемогущества папства и церкви. Папство не только низвергнуто, но и унижено. Церковь теряет как власть над королями, так и свой нравственный авторитет в обществе. Народ избегает судов духовенства и не боится их приговоров. Отцы Вьеннского (de

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—550— правил и постановлений галликанской церкви, и что папские решения становятся не отменяемыми лишь после их одобрения всей церковью. Декларация 1682 г. изменяла конкордат 1516 г. так, что папа терял почти всю власть над французской церковью, а король получал над духовенством ещё большую. Эта декларация была, в сущности, применением к религиозной области принципа, на котором покоилась абсолютная монархия и который постепенно выяснялся последовательной работой Людовика IX Святого, Филиппа Красивого, Франциска I, наконец, Людовика XIV. Принцип гласил: монархия основана на божественном праве; король – прямой представитель Бога на земле; помазание римским первосвященником бесполезно; папа не имеет власти над королём, в котором воплощён сам Бог. Если Людовик XIV мог говорить; «государство – это я»; то с неменьшим правом, опираясь на декларацию 1682 г., он мог добавить; «французская церковь – это я». Оставив папе аннаты, король не допускал никакого вмешательства в назначение епископов, всецело зависевшее от его воли и каприза. Церковь , её суд и епископские кафедры оказывались во всемогущих руках короля. Папы, державшиеся всеми силами за французскую церковь , как свой главнейший источник дохода, должны были мириться с злоупотреблениями королей и старались, скрепя сердце, поддерживать с ними хорошие отношения. Но декларация 1682 г. перешагнула границы того, что могли терпеть папы, не рискуя подготовить себе полную гибель. Иннокентий XI запротестовал. Отвергнув постановления французского духовенства, он подкрепил свой протест отказом дать каноническое утверждение епископам, назначенным королём. С целью нанести Людовику ещё большее оскорбление, папа потребовал, чтобы французское посольство в Риме было открыто для римской полиции по примеру посольств других держав. Людовик отвечал: «я никогда не руководился чужим примером; напротив, Бог меня поставил быть примером для других», – и немедленно отправил папского нунция в тюрьму, занял Авиньон, принадлежавший тогда папе, и сделал приготовления к провозглашению полной независимости гал-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010