Не отъидет память его, и имя его поживет в роды родов. ( Сир.89:12 ). Рассказы о именитом иерархе московском Филарете и краткие изречения его, полные смысла и силы, помещал я, чтитель его священной памяти, в разных повременных изданиях; но далеко не все сказал о нем, что знаю и желал бы сказать, чтобы и для других сделать известным или памятным то, что для меня незабвенно; да и все касающееся до его великой личности, как бы, само по себе, иное ни казалось неважным, не лишено общественного интереса или назидания. В настоящей статье намерен я изложить не одни только дополнительные о нем сведения, но и повторить из напечатанного мной в прежние годы, то (сравнительно немногое), что найду наиболее подходящего к характеру моей статьи, в которой передам о святителе Филарете в возможной полноте свои личные воспоминания. В день (19 августа) торжественного крестного хода, ежегодно совершаемого в Донской Ставропигиальный монастырь из Кремля, – когда митрополит Филарет ехал на служение в тот монастырь или возвращался из монастыря на Троицкое свое подворье, мимо Иоанно-Воинской, у Калужских ворот, церкви, при которой священствовал мой родитель, – я старался в продолжении многих лет, начиная с 1840 года, непременно видеть его благословляющего народ, стекавшийся на все улицы, по которым ожидался проезд митрополита и поклониться ему. Высокопреосвященный Филарет привлекал к себе необыкновенно приятной наружностью, которая отражала богоугодную чистоту и истинную высоту его жизни, не говоря о великости его духовного сана и подвигов. Кто его однажды видел, желал увидеть в другой раз; кто его видел уже много раз, когда имел счастье еще его видеть, ощущал такое живейшее удовольствие, как бы в первый раз его видел. Видя его, нельзя было не прославить Бога, дивного в избранных рабах своих; а потому и когда он служил, храмы наполнялись народом. В какое-то воскресенье, утром, отправился я, тогда еще малолетний, на Троицкое подворье в домовую архиерейскую церковь . Войдя в нее после херувимской песни, не мог я за множеством народа пробраться на средину, дабы видеть тайнодействующего митрополита; не догадался повыждать, когда он будет благословлять предстоящих (а он всех благословлял с отеческой любовью), но тотчас же после отпуста вышел из церкви и прошел я.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

О Великой пятнице: евангелисты, Лев Великий, Косма Маюмский, Илия (Минятий), Симеон Метафраст, Филарет Московский, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский, Лука Крымский, Николай Сербский, Иустин (Попович), Сергий Мечев, Антоний Сурожский, Александр Мень, Александр Геронимус, Борис Гладков, Аверкий (Таушев), Кассиан (Безобразов), Чарльз Додд, Мария Красовицкая, Постная Триодь. Группа Вконтакте Facebook группа Великая пятница О Великой пятнице: евангелисты, Лев Великий,  Косьма Маюмский, Илия (Минятий), Симеон Метафраст, Филарет Московский, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский, Лука Крымский, Николай Сербский, Иустин (Попович), Сергий Мечев, Антоний Сурожский, Александр Мень, Александр Геронимус, Борис Гладков, Аверкий (Таушев), Кассиан (Безобразов), Чарльз Додд, Мария Красовицкая, Постная Триодь. Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех. Евангелия ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ Глава 27 1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; 2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. 3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, 4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. 5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. 6 Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. 7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8 посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. 9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Троицкий цветник Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении многих лет и доныне обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимает первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также сщмч. Владимир (Богоявленский). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников – преподобного Варнаву Гефсиманского, иеросхимонаха Александра Гефсиманского и других. Во все времена благочестивые миряне и монашествующие искали духовных советов и наставлений иноков Троицкой обители, с неизменным тщанием и прилежностью слушали поучения, проповеди и рассказы святых подвижников. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Троицкий цветник Предисловие Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении многих лет и доныне обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимает первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы. В его стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также сщмч. Владимир (Богоявленский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 111-155 заседания Священного Синода от 27 декабря 2007 года Ниже публикуются Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 12 октября 2007 года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины Владимир митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир митрополит Рижский и всея Латвии Александр епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан епископ Саратовский и Вольский Лонгин епископ Якутский и Ленский Зосима управляющий делами Московский Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент Журнал 85 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся Первосвятительском визите во Францию. Справка: С 1 по 4 октября 2007 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси во Францию. 1 октября Его Святейшество прибыл в Страсбург в сопровождении Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, а также других лиц. В аэропорту Патриарха встречали Преосвященный архиепископ Корсунский Иннокентий, Постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы А.Ю.Алексеев, Генеральный консул России в Страсбурге К.В.Климовский, представитель Московского Патриархата в Страсбурге игумен Филарет (Булеков). В тот же день Святейший Патриарх встретился с католическим архиепископом Страсбургским Жан-Пьером Гралле и посетил в Страсбургском соборе концерт, которым открывалась Патриаршая программа Международного фонда единства православных народов «Голоса православной России во Франции».

http://mospat.ru/archive/86320-zhurnaly-...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Первое воскресенье после Пасхи на языке церковного устава называется Неделей Фоминой, или апостола Фомы. В этот день в храмах читается Евангелие о том, как Воскресший Спаситель явился святым апостолам. Но среди них в этот момент не было Фомы. Когда апостолы рассказали ему о случившемся, Фома ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20. 25). Это «не поверю» люди произносят на протяжении всех времен, отделяющих нас от события Воскресения. Одни принимают весть о Воскресении с открытым сердцем и радостью, другие говорят: «Не верю. Ибо это не укладывается в моем сознании, не отвечает известной мне логике жизни. Не верю, потому что не могу проверить и не имею доказательств». Что же такое вера? Апостол Павел отвечает на этот вопрос: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11. 1). Выдающийся русский богослов XIX века святитель Московский Филарет говорит об этом так: «Вера есть уверенность в невидимом как бы в видимом. А в желаемом и ожидаемом — как бы в настоящем». Вера отличается от знания. Знание человека основывается на его опыте и ощущениях органов чувств. И потому видимый предмет является предметом знания, а не веры. Услышанное слово также не является предметом веры, но становится предметом знания. Вера же есть уверенность в бытии того, что не поддается восприятию наших физических чувств. В своем «Катехизисе» святитель Московский Филарет замечает, что вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу. Действительно, вера может быть основана на логическом мышлении. Например, мне с точки зрения логики гораздо легче признать, что началом бытия Вселенной является Разум. Я не могу поверить в то, что в основе гармоничного и прекрасного мира лежит неразумное начало, некая вечно изменяющаяся материя, способная преобразовывать самое себя из простого в сложное, из неживого в живое, из неразумного в разумное. Моя логика исключает веру в такое происхождение мира. И это совершается на уровне мышления.

http://mospat.ru/archive/86443-o-vere/

Пятьдесят лет тому назад, в царствование блаженной памяти Государя Императора Николая Павловича, совершилось событие, имеющее весьма важное значение в истории Русской Церкви. Разумеем совершившееся в 1839 году воссоединение полутора миллионов западно-русских униатов с Православною Церковью , отторгнутых от нее, в течении двух предшествовавших веков, насилием и происками латино-польской пропаганды. А так как отторжение это, будучи церковным событием, было в то же время и отторжением политическим (в пользу Польши), то и воссоединение, помимо церковного, имеет весьма важное и государственное значение, так как с помощью его западно-русские бывшие униаты слились во едино со всем остальным русским народом по вере, языку и образу жизни, каковое слияние было тем естественнее, что уже при Императрице Екатерине II эти униаты, принадлежавшие дотоле Польше, вошли в состав подданных Российского государства. Это вожделенное событие умножило славу царствования Императора Николая I, который живо принимал к сердцу дело воссоединения и весьма сильно способствовал его осуществлению. Главным и ближайшим деятелем в совершении этого великого события был, бесспорно, митрополит Литовский Иосиф Семашко , всею душою преданный этому делу и верно служивший ему до самого конца своей жизни (4 – 23 ноября 1868 года). Но великое участие в том же деле, равно как и во всех почти подготовительных и завершительных трудах по исполнению его, принимал и скончавшийся за год до Иосифа (именно 19 ноября 1867г.) святитель Филарет, митрополит Московский, который, по словам самого же митрополита Иосифа, «обнаружил при этом гениальное соображение и ему только свойственную мощь» 1 , помимо частных и особенных случаев помощи делу. В отношении Филарета к делу воссоединения можно различать два главных периода: подготовительный, до воссоединения в 1839 году и завершительный, после 1839 г. и до кончины в 1867 году. Первый, в свою очередь, как увидим из дальнейшего, имеет несколько фазисов развития и хода дела. Начало более усиленного движения дела воссоединения униатов в нынешнем столетии 2 относится к началу царствования Императора Николая Павловича, когда Иосиф Семашко , находившийся в составе униатского духовенства, был уже прелатом, не имея еще и 30 лет от роду 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2023 35 мин., 05.03.2024 Содержание номера – «Фома». Православный журнал для сомневающихся. - – 2023.  FOMA.RU Обложка : На красно-синем фоне на огромной объемной снежинке стоит ребенок в шапке-ушанке и держит светящийся фонарик. В середине обложки белая надпись: «РАСТОПИ ВСЕ ПРЕГРАДЫ ТЕПЛОМ». Рисунок Руслана Трофименко.  Пролог : Александр Блок . «Когда ты загнан и забит...» . Стихотворение, 1911. Фото Egor Litvinov/Unsplash//Фома. - – декабрь 2023. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: декабрь //Фома. - – декабрь 2023. – С.4-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 2 декабря. День памяти святителя Филарета Московского. [«Молитва есть одна из высших потребностей души человеческой, одна из существенных принадлежностей Богопочитания. Душа, погруженная в чувственность, рассеянная, омраченная грехом, не чувствует, что по своему началу она есть дыхание уст Божиих. Но сила этого чувства без ее ведома возникает из ее глубины и движет сердце к Богу, хотя бы и к неведомому или только погрешительно знаемому. В наше время мы много хвалимся и не довольно каемся. А время советует меньше хвалиться и больше молиться. Сердца твоего требует Господь. Молитву Церковь влагает в уста, чтобы она проникла в сердце». Святитель Филарет Московский ]. Ил.: святитель Филарет Московский. Портрет. - С.4; 6 декабря. День памяти святого Александра Невского. [Основные военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. Перед смертью князь принял схиму с именем Алексий. Митрополит Кирилл возвестил народу о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «Уже погибаем»]. Ил.: Александр Невский. Фёдор Фёдоров. 1998.  - С.4-5;    

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-248...

Святитель Филарет Московский и библейская традиция Доклад председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Филаретовском вечере в Московской Духовной академии 2 декабря 2005 года Личность святителя Филарета является одной из немногих в русском богословии XIX века, которые тесно связаны с богословской традицией Древней Церкви. Наиболее ярко эта связь проявилась в отношении Московского митрополита к Священному Писанию. Действительно, Отцы древней Церкви в своем богословском творчестве преимущественное внимание уделяли изъяснению Священного Писания и для своих современников отцы были в первую очередь экзегетами. Систематическое изучение святоотеческих произведений в рамках богословской школы несколько изменило наше представление о пропорциях богословских жанров, которые использовались Отцами. Если изучать Отцов по учебникам, то создается впечатление, что они первостепенное значение придавали полемике с различными ересями и на этом было сконцентрировано все их внимание. Между тем, из всех жанров письменности больше всего Отцами был востребован жанр экзегетический. Если подсчитать, как в святоотеческой письменности соотносится количество экзегетических и полемических произведений, то в большинстве случаев преимущество будет за первыми, то есть за экзегетическими. При этом важно отметить, что Отцы занимались экзегезой не ради, так сказать, чистой науки, но ради назидания народа Божия. Их экзегетическая деятельность всегда имела пастырское измерение, никогда не была абстрактной, оторванной от жизни Церкви. В рамках экзегезы Отцы решали и различные богословские проблемы, которые вставали перед Церковью. Святоотеческое богословие по сути основывалось на истолковании Священного Писания, было церковным комментарием к Священному Писанию. И именно поэтому святоотеческая письменность является ядром предания Церкви. Какой бы святоотеческий текст мы ни взяли, в нем всегда будут содержаться ссылки на Священное Писание. И не просто ссылки, но глубокая интерпретация того или иного библейского речения. То же относится к составленным Отцами богослужебным текстам, которые буквально сотканы из слов Священного Писания и наполнены библейскими образами. Истолкование Священного Писания было для Отцов универсальным методом, с помощью которого они решали любые задачи, встававшие перед Церковью: пастырские, богословские, нравственные, общественные. Священное Писание было для них главным источником литургического вдохновения. Вся святоотеческая письменность в той или иной мере носила экзегетический характер.

http://bible.predanie.ru/cvjatitel-filar...

Святитель Филарет Московский. Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви (1815) И. Я ищу истины. Я желаю быть в истинной христианской Церкви. Я желаю получить спасение. У. Если сии желания искренны, то Сам Господь ответствует тебе: Аз есмь путь и истина и живот ( Ин. 14:6 ). Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их ( Мф. 8:20 ). И. Но ныне многие общества, между собой различные, собираются во имя Христово. К которому же мне присоединиться? У. А разве ты не принадлежишь ни к которому из оных? И. Судя по чувствам и расположению моего сердца, я не знаю, как на сие ответить. У. В каком христианском обществе получил ты первое познание Бога и Христа? И. В Восточной Греко-Российской Церкви. У. Посему не соединен ли ты с сей Церковью хотя некоторыми узами благодарности? И. Более, нежели одной благодарностью. Я соединен с Восточной Церковью принятием от нее таинств и обязательством, данным ей при крещении, в исповедании ее учения. У. Хорошо. Но я хотел прежде говорить о твоей благодарности. Разве ты уже заплатил сей долг совершенно? И. Напротив. Я не имел к тому средств. У. Ты всегда имеешь к тому средства – в послушании. И. Я готов к искреннему послушанию Восточной Церкви, если удостоверюсь, что ее надо мною власть угодна Богу. Ибо повиноватися подобает Богови паче, нежели человекам ( Деян. 5, 29 ). У. Приложим, если тебе угодно, к настоящему делу сии апостольские слова: Повиноватися подобает Богови паче, нежели человекам. Мне кажется, они значат то, что мы, чувствуя себя обязанными повиноваться какой-либо на земле власти, должны повиноваться ей дотоле, доколе она не требует от нас того, что Бог запрещает. И. Справедливо. У. Но чего требует от тебя Восточная Церковь ? И. Я думаю, того, чтобы я верил, как она верит, и жил, как она заповедует. У. Иначе сказать, чтобы ты верил и жил так, как она исповедует в Никейско-Цареградском Символе и учит в десяти заповедях. И. Пусть так. У. Теперь ответь: запрещает ли Бог веровать и жить так, как Восточная Церковь исповедует в Никейско-Цареградском Символе и учит в десяти заповедях?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Святитель Филарет Московский. Слово в день Сошествия Святого Духа Нам ли убо, чада веры, не познавать присутствия посреди нас Духа Святаго и вопрошать о Его владычестве: где оно? 7 ноября, 2008 Нам ли убо, чада веры, не познавать присутствия посреди нас Духа Святаго и вопрошать о Его владычестве: где оно? Исполняйтеся Духом. Ефес. V. 18 Душа всякаго праздника есть присутствие того, кому празднуют. И для празднующих день Святаго Духа что может быть вожделеннее, как если бы сей небесный Утешитель «благодатным» наитием посетил Свое празднество? Если бы Он, хотя уже не огненными языками осиял главы наши, по крайней мере тайною искрою огня своего коснулся наших сердец и воспламенил их ощущением присутствия Божия; подобно как некогда и косныя, еже веровати, сердца двух учеников возжигал Он так, что сии самыя сердца могли указать им по крайней мере след присутствия Господня: не сердце ли наше горя бе в нас, егда глаголаше нама на пути (Лук. XXIV. 32). Благо сие так велико, что, не знаю, можно ли его и просить от Сокровища благих без внутренняго содрогания и некоего удивления собственному дерзновению; хотя впрочем Церковь, и каждый день, и в начале каждаго молитвословия, приглашает нас молить Святаго Духа, не токмо да приидет, но и да вселится в нас. Но чего единое желание толико с нашей стороны трудно, слушатели, то самое, так просто и так щедро, предлагает нам ныне Дух Святый устами Апостола; и не только предлагает, но заповедует, внушает, поставляет законом: исполняйтеся Духом! Коль блаженную, Божественный Павле, но вместе коль чудную и непостижимую ты даешь нам заповедь! Исполняйтеся Духом: разве в нашей состоит воле исполняться Духом? Если сие сокровище столь близко и столь приступно, то почему оно столь редко и неизвестно? Христиане! конечно между Ефесскими соучениками нашими, «которым учитель языков первоначально дал наставление нами разсматриваемое» , не было человека, который бы его не разумел в сем случае, и мог бы противуположить ему наши недоумения. Иначе Богодухновенный наставник, без сомнения, предупредил бы совопрошения вразумлением. Так, знали в то время жаждущие указанный некогда пророком путь, да идут на воду, и елицы не имут сребра, да шедше купят и ядят, да шедше купят без сребра и цены вино и млеко. Ныне, повидимому, и сребро иждивается не в хлебы, и труд наш не в сытость (Исаии. LV. 1 и 2). Нам кажется, будто Господь слишком дорого ценит свои блага, и будто не наши мышцы ослабели для принятия, но Его рука сократилась для подаяния даров духовных.

http://pravmir.ru/svyatitel-filaret-mosk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010