разделы   рассылка  распечатать Ольга Кравец Отбросы церковного сообщества В Украинской Православной Церкви нет раскола! Источник:  Одна Родина Напомнить об этой аксиоме меня побудила информационная волна последнего времени. В связи с приездом на Украину Константинопольского патриарха Варфоломея практически все СМИ начали разговоры о том, что на Украине де " три православных церкви " . Но так говорит невежество. И этим невежеством умело пользуются филаретовцы и автокефалисты, которых мы называем раскольниками за их попытку расколоть единство Церкви. Автокефалистов мы также называем самосвятатми, т.к. это самочинное религиозное образование, возникшее в недрах НКВД в 20-х годах ХХ века и за не надобностью этим же НКВД и уничтоженное, но не до конца. Отдельным автокефалам удалось сбежать за границу, откуда они вернулись на Украину вместе с полчищами немецко-фашистских захватчиков. С остатками гитлеровских дивизий они вновь сбежали за границу, откуда вновь вернулись – теперь уже в " независимую " Украину. Украинская Православная Церковь – едина с Русской Православной Церковью и отмечает в эти дни свое 1020-летие. Т.н. " украинская православная церковь киевского патриархата " , возглавляемая Филаретом Денисенко – это отпавшая от церковной полноты псевдо-религиозная структура. Да и сам М.А. Денисенко, называющий себя " патриарх всея Руси-Украины Филарет " отлучен от Церкви и лишен сана. Многие думают, что такие прещения на него наложены за то, что этот бывший высший церковный иерарх выступил за создание церкви, не зависимой от Московского Патриархата. Но это только часть правды. На самом деле, Филарет Денисенко совершил множество преступлений, из которых самое вопиющее то, что он, будучи монахом, имеет жену и детей. Теперь, наверное, уже и внуков с правнуками. А на создание " незалежной " церкви его подвигла отнюдь не любовь к Украине, и не особое национальное самосознание, а всего-навсего ущемленное чувство собственного достоинства. Как известно, Патриарха Московского и всея Руси избирают епископы Церкви. Обычно на эту должность поставляли самого старшего по возрасту. На это и рассчитывал Филарет Денисенко. Однако, вопреки традиции, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Алексий (Ридигер). Смириться с утратой патриаршего куколя Филарет Денисенко не смог. Тут и подвернулся ему под руку Л. Кравчук с его лозунгом " незалежней Украине – незалежну цэркву " . Вот так и создал женатый монах, многолетний агент КГБ и настоящий деспот в управлении епархиями свою, параллельную канонической Церкви, структуру, в которую как в канализацию, начали собираться отбросы церковного сообщества – запрещенные в служении священники и диаконы, монахи, нарушившие обеты. При поддержке властей, эта псевдо-религиозная структура разрослась. Но какое она имеет отношение к Украинскому Православию, которому 1020 лет? Никакого. Это, как я уже говорила, – параллельная структура, люди, входящие в нее сами себя отсекли от церковной полноты.

http://religare.ru/2_56613.html

(к истории раннего Слова святителя Филарета в Великий пяток 1806 года) У всякого погружающегося в изучение богословского наследия святителя Филарета рано или поздно возникает вопрос: откуда «все сие» у сына коломенского диакона, обучавшегося в старой русской духовной школе, схоластические недостатки которой давно уже и строго осуждены XX веком? Что в русской жизни породило этот свойственный, скорее, церкви греческой тип «святого философа-богослова»? Кто был его духовным водителем и старцем? Где тот достойный его предшественник, например на заветы которого мог бы он опереться, начиная собственный путь? И первый, к кому обращается мысль в поисках ответа на эти и подобные вопросы, будет, конечно же, не кто иной, как митрополит Платон, так проницательно и скоро оценивший своего юного ученика. Сопоставление личностей двух великих иерархов не ново. Еще до революции на эту тему написаны были статьи А. А. Беляева «Платон и Филарет» 1 и В.П. Виноградова «Платон и Филарет, Митрополиты Московские: сравнительная характеристика их нравственного облика» 2 . Обе, хотя в них и не затрагивались богословские вопросы, ясно свидетельствуют, что уже ближайшим потомкам очевидна была из ряда вон выходящая значимость обоих святителей, и нельзя не согласиться с мнением В.П. Виноградова , что «Платон и Филарет учитель и ученик, это как бы два великих солнца, пред которыми все другие деятели церковной истории нового времени только лишь звезды... Куда бы вы не обратили свой взор в современном строе русской церковной жизни, всюду и везде вы встретитесь с делом жизни Платона или Филарета, или обоих вместе... Попробуйте разобрать по ее составным элементам нашу наличную богословскую науку, наличный строй духовной школы, наличный церковный строй и вы откроете, что то идет от Платона, а то от Филарета. дело Платона и Филарета лежит всюду краеугольным камнем» 3 . Этой же теме 35 лет назад посвятил свой доклад на филаретовском вечере в Троице-Сергиевой Лавре Патриарх Алексий I. Отметив сходство «направления духовной жизни» обоих святителей, он закончил свое выступление пожеланием, чтобы написано было сочинение, «в котором бы раскрылись… узы духовного родства, положившие печать на их церковную деятельность и на все дела жизни их» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Книга IV. Визиты предстоятелей Румынской и Русской Православных Церквей Часть I. Посещение Блаженнейшим Патриархом Румынским Юстинианом Московской Духовной Академии и Семинарии 7 октября 1966 г. Московские Духовные Школы принимали высокого гостя Русской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Румынского Юстиниана, двух епископов Румынской Православной Церкви и трех протоиереев. У входа в храм Его Блаженство и спутников встретил Преосвященный Ректор Московской Духовной Академии и Семинарии Епископ Дмитровский Филарет и хор учащихся. В самом храме высокого гостя встречали: академическое духовенство, профессора, преподаватели и все учащиеся Московских Духовных Школ. При пении тропаря Покрову Божией Матери Блаженнейший Юстиниан вошел в алтарь и приложился ко св. Престолу, а затем преподал всем общее благословение. С сердечной приветственной речью к Его Блаженству обратился Преосвященный Ректор Академии Епископ Филарет. В своей речи Преосвященный Ректор выразил общую радость по случаю посещения Его Блаженством Московских Духовных Школ. Сегодня у нас праздник, – продолжал Епископ Филарет, – и мы рады приветствовать дорогого гостя. Как сказали Ваше Блаженство, Вы уже седьмой раз посещаете Святую Лавру Преподобного Сергия и при этих посещениях бываете и в Духовной Академии... Между нашими Церквами существуют добрые отношения и это во многом определяет и отношение духовных школ Русской Православной Церкви и Румынской. Нам приятно отметить, что в прошлом году закончили нашу Академию два сына Румынской Православной Церкви Савва Марин и Иван Бажеу. Недавно успешно выполнил свой стипендиатский отчет и клирик Румынской Церкви иеродиакон Епифаний Норочел. Мы радуемся, что эти наши выпускники трудятся теперь на благо святой своей Церкви и что один из мирян уже принял священный сан, а второй пишет магистерскую диссертацию... Все это вселяет в нас глубокую надежду, что и впредь наши отношения будут крепнуть и возрастать. Преосвященный Епископ Филарет преподнес блаженнейшему Патриарху Юстиниану в дар от Московской Духовной Академии св. икону и пожелал ему доброго здоровья и успешного служения Святой Православной Румынской Церкви «право правяща слово Христовой истины».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Константинополь «канонически восстановил» главу «Киевского Патриархата» — что происходит И что теперь будет 12 октября, 2018 И что теперь будет Константинопольский Патриархат «канонически восстановил» главу непризнанного «Киевского Патриархата» Филарета (Михаила Денисенко), главу Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) Макария Малетича, а также духовенство и прихожан обеих структур. Об этом говорится в пункте 3 постановления Синода Константинопольского Патриархата: «Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха, чтобы получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей. Таким образом, вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью». Сам Филарет (Денисенко) заявил на брифинге, что Синод Константинопольского патриархата снял с него анафему. «Для того чтобы признать епископат, который был рукоположен мной после наложения анафемы, действительным, нужно было сделать недействительной ту политическую анафему, которую на меня наложили», — сказал Филарет. «Это решение о недействительности этих всех запретов дает нам возможность теперь объединиться с архиереями Московского Патриархата, которые захотят объединиться, и объединиться с автокефальной церковью», — сказал Филарет. Зачем это было сделано? Вопрос «канонического восстановления» Филарета (Денисенко) продиктован стремлением создать «Единую Поместную Православную Украинскую Церковь» (ЕППУЦ), которая должна получить Томос об автокефалии от Константинопольского Патриархата. ЕППУЦ пока не существует, в «Киевском Патрирахате» считают, что она должна быть провозглашена на объединительном соборе, архиереями — сторонниками автокефалии из «КП», УПЦ и УАПЦ. Такой собор невозможен, пока Филарет под анафемой, а «КП» не каноничен. Что теперь будет?

http://pravmir.ru/konstantinopolskiy-pat...

Общеизвестно, что святитель Филарет Черниговский был учеником святителя Филарета Московского , однако в литературе до сих пор не обсуждался сколько-нибудь подробно вопрос об их концептуальном преемстве в области богословия, о том, насколько святителя Филарета (младшего) можно считать преемником и продолжателем богословских идей, выдвинутых в свое время святителем Филаретом (старшим). Проведенный в статье анализ приводит к следующим выводам. Доминирующим качеством богословских трудов Черниговского святителя была ученость как стремление объять церковную традицию во всех ее проявлениях, на всех уровнях. Можно утверждать даже, что заявленная целью устава духовных академий 1814 г. духовная ученость нашла себе в нем своего идеального репрезентанта. Отсюда широта охвата и создание значительных для своего времени работ почти во всех областях церковной науки, но отсюда же и обзорность как характерная черта сочинений святителя. При этом история как таковая, судя по всему, интересовала его более чем что-либо другое. Кроме того, в области уже собственно богословской святитель Филарет, с одной стороны, опирался на идеи, выдвинутые его великим учителем – в частности, можно указать здесь на учение святителя Филарета (старшего) об имени, о храме, о благодати, о царской власти; с другой – на принципы «научного богословия», разработанные еще архиепископом Феофаном Прокоповичем , что понуждало его – историка по преимуществу – выстраивать свою систему догматического богословия, по сути, вне рассмотрения какого-либо исторического контекста. 1 Говоря о святителе Филарете Черниговском , нельзя не вспомнить сразу же его учителя, святителя Филарета Московского . Последнего, правда, и современники, и потомки подчас упрекали за излишнюю авторитарность и подавление свободной мысли в своих учениках, но если назвать лучших из них – преподобного Макария (Глухарева), например, или того же святителя Филарета Черниговского , – то, прежде всего, в глаза бросится именно их внутренняя независимость и свобода. Тогда не дух ли учителя обнаружил себя в них? Ведь ученик не больше учителя своего ( Мф.10:24 ). О преподобном Макарии речь особая, что же до святителя Филарета (младшего), то он был независим и в жизни, и в слове: мог позволить себе, например, нарушить «столетний устав» и не дать обед после своего посвящения в архиереи, сославшись на отсутствие денег, 1 мог в таком болезненном для того времени вопросе, как вопрос о древности троеперстия, заявить, что «православие не требует для своей твердости гнилых подпорок, каковы ни на чем не основанные слова об апостольском происхождении троеперстия»; 2 мог сказать о Церкви своего времени как о Церкви страдающей; 3 мог восстать против имевшего немалый вес в церковных делах Андрея Николаевича Муравьева, рискуя утратить доверие Филарета (старшего), того самого, чей авторитет единственно признавал безоговорочно и которого в письмах, не обинуясь, именовал «вашим святейшеством». 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Отдел I (1815–1839 г.). Время от рождения до окончания курса в Киевской духовной Академии Глава I Высокопреосвященный Антоний, бывший 12 Архиепископ Казанский и Свияжский, скончался мирно о Господе в ночи на 8-е Ноября 1879 г. Родился он в 1815 году 15-го Октября; в мире (до 1840 г.) назывался Яков Гаврилович Амфитеатров. Фамилия Амфитеатровых принадлежала той, благословенной Богом, семье, из которой в текущем столетии, начиная с первой четверти, явилось постепенно несколько лиц, как замечательных представителей на поприще служения Церкви и духовной науке, имена коих не забудутся в истории церковно-иерархической и духовно-литературной. Во главе этой семьи и самой фамилии, в указываемом представительном значении, был высокопреосвященный Филарет, (род. 1778 г.) знаменитый в иерархах русской Церкви, святительствовавший тридцать восемь лет, из коих в течение последних двадцати лет состоял митрополитом в Киеве, где и скончался в 1857 г. (21-го Декабря). До монашества именовался он Феодор Георгиевич Амфитеатров. В лице этого Первосвятителя, впервые и по преимуществу, получила известность и самая фамилия Амфитеатровых. Приняв монашество в самом раннем возрасте (19 лет), Филарет замечательно скоро явился на значительно уже высоких степенях и по сану и по служению. Двадцати лет он был уже в звании Соборного Иеромонаха и в должности Префекта семинарии, через три года возведён в сан Игумена, а через два года (на 24-м году) в сан Архимандрита. С этого времени состоял он ректором семинарии, сперва Орловской, – в которой и обучался, – а затем Оренбургской и Тобольской. Перед временем же епископства (с 1813 по 1819 г.) Филарет занимал должности в двух академиях – в Петербургской инспекторскую и в Московской сначала инспекторскую в течение одного учебного года (1814–1815), а затем ректорскую до половины 1819 г. В этот период служения он удостоен был в 1814 г. степени Доктора Богословия и, бывши ещё архимандритом, имел архиерейскую панагию; наконец в 1818 г. пожалован был Высочайшею наградою, – одною из редкостнейших в отношении к сану архимандритскому, – орденом Св. Владимира 2 степени большего креста со звездою 13 . Возведенный (в 1819 г.) в епископы прямо на самостоятельную кафедру Калужскую, и затем преемственно управлявший, в сане уже Архиепископа, Рязанскою и Казанскою епархиями, Филарет в 1837 г. назначен был митрополитом Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

поиск:   разделы   рассылка Сергей Чапнин Игумен Филарет (Булеков): Наша задача – разрушить " железный занавес " между религиозными организациями и Советом Европы Источник:  Церковный вестник. Официальное издание РПЦ 7 – 9 сентября в Нижнем Новгороде прошла конференция " Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество " , организованная Советом Европы, Межрелигиозным советом России и Министерством регионального развития РФ. В ее работе приняла участие представительная делегация Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Берлинским и Германским Феофаном. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил приветствие участникам конференции. О том, почему эти проблемы требуют пристального внимания Церкви, рассказывает один из организаторов конференции игумен Филарет (Булеков), представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге. – Отец Филарет, на конференции в Нижнем Новгороде была большая и очень представительная делегация Русской Православной Церкви. Между тем Совет Европы – это межпарламентская и межправительственная организация, в ее работе участвуют прежде всего государственные учреждения. Почему в этой конференции представительство религиозных общин было столь широким? Какие конкретные задачи решала делегация Русской Православной Церкви? – Необходимо отметить, что членами Совета Европы являются 46 государств, десять лет в работе Совета Европы принимают участие Россия, Украина и некоторые другие страны бывшего СССР. В последнее время Совет Европы все чаще обсуждает темы, непосредственно связанные с религией и жизнью религиозных общин. И поэтому Русская Православная Церковь внимательно следит за деятельностью этой организации. Совет Европы разрабатывает те законодательные принципы, которые потом находят отражение в национальных и наднациональных законодательных актах стран-членов. Например, совсем недавно обсуждались такие важные проблемы, как уважение чувств верующих в условиях демократических свобод, в том числе свободы на выражение своего мнения (см. ЦВ 15 – 16, 2006). С этими проблемами сталкивается не только Западная Европа, но и Россия. Вспомнить хотя бы выставку " Осторожно, религия! " . Политики должны услышать и понять мнение верующих людей, однако это далеко не всегда получается. Политики, парламентарии и сотрудники международных организаций живут и работают в условиях конкретной страны, конкретной истории, и не всегда правильно понимают контекст этих проблем в других странах.

http://religare.ru/2_32647.html

С.В. Нестеров Архимандрит Макарий и его духовные наставники Будучи человеком духовным, преподобный Макарий испытывал потребность в руководстве со стороны людей духовно опытных. В годы обучения в академии таким руководителем был для него архимандрит Филарет (Дроздов) , в Екатеринославе – старец Ливерий, в Глинской пустыни – старец Филарет. После окончания Михаилом Глухаревым академии пути ученика и наставника разошлись, но любовь и уважение друг к другу они сохранили на всю жизнь. Их переписка свидетельствует о том, что дружбе этой не были помехой ни расстояния, ни годы, ни разница в возрасте (святитель Филарет был старше на девять лет) и положении. Из писем митрополита Филарета видно, что он, полюбив студента Михаила Глухарева, навсегда сохранил привязанность к нему и впоследствии не раз выручал его и ограждал от опасностей, которым он подвергался из-за своей необычайной пылкости и энергичности характера. Святитель наставлял своего воспитанника и советовался с ним, ходатайствовал в Святейшем – Синоде о нуждах Алтайской миссии и о ее начальнике. В одном из писем архимандрит Макарий писал преосвященному Филарету следующее: «Знаю, что если я не погиб совсем на этом, по большей части скользком пути, то Вы, милостивейший о Господе Пастырь и Отец мой, покрывали, ограждали, хранили меня, и помогали благодатиею Божиею» С. 147]. Митрополит Филарет живо участвовал в делах основанной его учеником миссии: наряду с молитвенной поддержкой помогал ему советом 153 и нравственным влиянием, своим положением и связями. Святитель был ходатаем по делам Алтайской миссии в столице: подыскивал для нее благотворителей, находил сотрудников, присылал литературу, утварь, пожертвования. Его письмо от 2 марта 1834 года, например, оттеняет такие черты характера архимандрита Макария, как терпимость к людям разных взглядов и положения, а также его практичность, выражавшуюся в стремлении из всего извлекать пользу для дела миссии. Московский архипастырь убеждает своего бывшего ученика отказаться от мысли привлечь себе в помощь проживавших в Тобольске декабристов 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава десятая. Архиепископ Филарет Московский 1821–1823 – Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! – так словами апостола Павла из послания к римлянам приветствовал архиепископ Филарет свою московскую паству. Москва! Как ни избито повторять пушкинские строки, а лучше Александра Сергеевича не скажешь: «Сколь много в этом звуке для сердца русского сплелось!» В начале XIV века святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси, обосновался здесь и первым среди русских архипастырей получил наименование «Московский». Святитель Алексей, воспитатель Дмитрия Донского и друг преподобного Сергия Радонежского, вдохновитель борьбы за независимость от Орды, закончил дело переноса митрополии в богохранимый град Москву и стал последним главой Русской православной церкви, носившим титул митрополита Киевского, а потомки также прозвали его Московским. Хотя официально только через столетие епархия совершенно отделилась от Киевской митрополии, стала именоваться Московской и всея Руси и была поставлена первою в числе епархий Константинопольского престола. Ее митрополиты до учреждения патриаршества избирались и поставлялись независимо от патриарха Константинопольского. При святителе Ионе Русь отвергла Флорентийскую унию, а Московская церковь стала автокефальной. Под своей епитрахилью Иона спасал юного князя Ивана Васильевича, будущего Ивана III Державного, создавшего мощное государство, в семь раз больше того, которое ему досталось от отца. А святитель Симон во времена правления этого государя многажды созывал церковные соборы, один из которых покончил с так называемой ересью жидовствуюших. Святитель Макарий создал свод «всех чтимых книг на Руси» – Великие Четьи-Минеи, которые так и вошли в историю под названием Макариевских. При нем началось на Руси книгопечатание, он открыл на Москве типографию Ивана Федорова для печатания священных и богослужебных книг. Входя в Избранную раду, Макарий имел огромное влияние на молодого Ивана Грозного, в 1547 году он венчал его на царство, способствовал его браку с Анастасией Захарьиной, вдохновлял на завоевание Поволжья и взятие Казани. На Макарьевских соборах канонизированы многие русские святые, включая благоверного князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Филарет (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич), М von Minsk und Weißrußland Родился 21 марта 1935 года в Москве в семье служащих. В 1953 году окончил среднюю школу. В 1957 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 3 апреля 1959 года, будучи студентом 2-го курса академии принял монашеский постриг с именем Филарета и 26 апреля рукоположен во иеродиакона. В 1961 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. В ноябре того же года – преподаватель в Московской духовной академии, а 14 декабря рукоположен во иеромонаха. В сентябре 1962 г. назначен старшим помощником инспектора Московской духовной академии. С июня 1963 г. – инспектором Московской духовной академии. 4 августа того же года возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. 8 октября 1963 г. возведен в сан архимандрита. С открытием в сентябре 1963 года при Московской духовной академии аспирантуры заведовал ею. 24 октября 1965 года хиротонисан во епископа Тихвинского, вик. Ленинградской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архп.Пермский и Соликамский Леонид, архп.Херсонский и Одесский Сергий, архп.Минский и Белорусский Антоний, епископ Дмитровский Филарет – ректор Московской духовной академии, епископ Кировский и Слободский Иоанн и епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек. В период с 1961 года о.Филарет участвовал в работе I-ro и II-ro Всехристианских Мирных Конгрессов и III-ro Всеправославного Совещания на о.Родос (Греция). Является представителем Московского Патриархата в Межправославной богословской комиссии по Диалогу со Старокатолической Церковью и состоит секретарем Комиссии по христианскому единству. Труды: Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1965, стр.2. “Отношение Русской Православной Церкви к Западным инославным Церквам”. ”ЖМП” 1963, II. «Окончание учебного года в духовных школах”. (Московск.дух.академия и семинар.). «ЖМП” 1965, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010