Мнение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического о катехизисах митрополита Филарета (Дроздова) Источник (Сборник, изданный обществом любителей духовного просвещения, по случаю празднование столетнего юбилея со дня рождение Филарета, митрополита московского. Том II. Москва 1883 г.) В «Христианском Чтении» за 1881 год 11–12) мы напечатали четыре критических статьи неизвестных авторов, посвященные разбору сочинений митрополита Филарета, в том числе его двух катехизисов, малого и большого, извлеченные нами из бумаг юрьевского архимандрита Фотия. При этом мы высказали несколько предположений об авторе этих неблагоприятных великому святителю статей. В издании, заглавие которого мы выписали, есть статья г. Корсунского о катехизисах Филарета, в которой автор, делая разбор возражений на катехизисы, между прочим, не соглашается с нашими предположениями относительно их автора. Сделанные им замечание по этому предмету не выходят из области предположений, как и наше предисловие, и вопрос об авторе критических статей о катехизисах Филарета остается по прежнему открытым. Тем не менее, мы считаем полезным сделать несколько дополнительных замечаний к сказанному нами и г. Корсунским, в надежде, что эти замечания составят дальнейший шаг к разъяснению этого спорного вопроса. Позволяем себе именно остановить внимание на следующих новых данных, для решения этого вопроса, и бывших в виду ни у нас, при издании вышеупомянутых рецензий, ни у г. Корсунского при написании им статьи о катехизисах Филарета во 2-м томе юбилейного издания. 1) В числе недавно изданных нами писем Филарета к Иннокентию («Христ. Чт.», 1884 г., кн. 1-я) есть одно (3-е), в котором святитель московский выясняет недоразумения, возникшие было у него с Иннокентием. При этом он дважды упоминает о статье Иннокентия о катехизисах Филарета. «Есть ли бы о «статье» вашей о катехизисе сказал кто, что я вас пристрастно поддерживаю: последствие было бы согласно с причиною»... «Статья о катехизисе, которую вы вполне признаете своею, особенно представлялась ручательством, что уроки – ваши (речь идет о лекциях, читанных Иннокентием в с.-петербургской академии и повлекших за собою секретное дознание о его образе мыслей), представьте же себе недоумение наше (т. е. Св. Синода), когда вы говорите не то, что не давали уроков письменных, а давали словесные, которые не всегда верно могли быть записаны, но – решительно не давали!» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Разрешение экклесиологических проблем русского богословия XVIII – начала XIX в. в трудах святителя Филарета, митрополита Московского Источник (речь перед защитой диссертации на соискание степени кандидата богословия) Предлагаемое исследование посвящено одной из мало разработанных в отечественной богословской науке тем – формированию экклесиологических воззрений святителя Филарета, митрополита Московского. Исследование принадлежит как истории богословия, так и истории Церкви, поскольку выявляет их взаимообусловленность на конкретном материале, реконструирует богословскую составляющую церковно-исторической концепции святителя Филарета, а также показывает, как в ней нашли свое разрешение поставленные ходом истории богословские проблемы эпохи. Его актуальность определяется прежде всего тем, что сама историческая масштабность наследия и личности святителя Филарета не позволяет игнорировать их при разрешении вопроса о том, на каком фундаменте должна основываться современная богословская традиция. Приятие или неприятие его богословских парадигм и сегодня является своего рода лакмусовой бумажкой, позволяющей определить позицию того или иного автора и по иным, вовсе не связанным с историей синодального богословия вопросам. Кроме того, особая значимость церковно-исторических идей святителя Филарета очевидна сегодня на фоне споров о статусе церковной истории как богословской науки. Изучение и приложение к жизни этих идей может и должно содействовать плодотворному осмыслению церковно-исторических проблем в целом. Хронологически исследование охватывает в основном вторую половину XVIII – первую четверть XIX в. Нижняя граница указывает здесь на начало повсеместного господства в русских учебных духовных заведениях воспитавшей святителя школы, основанной на богословской системе преосвященного Феофана Прокоповича , верхняя – 1825 год – условно обозначает вхождение святителя в период богословской зрелости. Однако поскольку прежде чем говорить о школе преосвященного Феофана, следует дать представление о собственном богословском наследии последнего, а для уточнения некоторых положений экклесиологии святителя Филарета необходимо привлечь его позднейшие сочинения, постольку в целом работа обнимает собой период от начала синодальных реформ до кончины святителя Филарета, т. е. с 1721 по 1867 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

свящ. Евлампий Бирюков От составителя В некоторых русских духовных и светских журналах – «Странник», «Душеполезное Чтение», «Воскресный День», «Исторический Вестник», «Русская Старина» и друг, за прежние годы были напечатаны поучительные рассказы из жизни православного русского духовенства. Эти рассказы важны в том отношении, что прекрасно характеризуют жизнь и деятельность и отношения к приходскому духовенству наших русских знаменитых иерархов – Митрополита Филарета Московского , Митрополита Филарета Киевского и очень многих других архипастырей. В этих рассказах нет ничего вымышленного, лживого, они написаны правдиво, с действительною жизнию верно. Читаются эти рассказы с захватывающим интересом. Во изложению они просты, кратки, но многосодержательны. По своей назидательности и простоте изложения эти рассказы весьма пригодны для чтения на внебогослужебных собеседованиях приходских священников с простым народом и для чтения в христианской семье. Так как большинство нашего русского духовенства, особенно сельского, не в состоянии, за скудостию своих материальных средств, выписывать периодические духовные и светские журналы, стоящие немалых денег, да и не всегда могут иметь под руками данный журнал; то мы, желая придти на помощь духовенству, составили сборник «назидательных рассказов», собрав в оный более замечательные и назидательные сообщения. Сборник этот мы и предлагаем благосклонному вниманию читателей. 1. Влияние молитвы Митрополита Филарета Московского В своих воспоминаниях (напечатанных в «Историч. Вестн.») графиня Л.А. Растопчина рассказывает о замечательном случае влияния молитвы на духовное единение молящихся. Больна была Е.П. Растопчина .По мере того, как тело ее истощалось страданиями и голодом, душа ее очищалась от всего земного и греховного, и поняв, что смерть близка, она стала к ней готовиться с истинным христианским смирением и покорностию. Всегда почитая Митрополита Филарета, она просила его друга, Н.В. Сушкова, передать ему просьбу помолиться за нее. Святитель прислал ей свое благословение. В Москве тогда жила одна набожная особа, кажется, Новосильцева, которая также была больна и пользовалась милостивым вниманием митрополита. Ей приснилось, что он к ней вошел, благословил ее и сказал: «Я теперь пойду к такой же страдалице, как и ты, к графине Растоичиной». И точно, в тот же день и в туже минуту дочь Растопчиной, сидевшая у постели больной матери, вдруг увидала, что маменька приподнимается с просветленным лицом, что-то проговорила, низко наклонила голову, а затем громко вскричала: «Да провожайте же! Провожайте!» «Кого? " – спросила дочь. – «Митрополита Филарета, он сейчас был у меня». – Впоследствии Н. В. Сушков спросил у митрополита Филарета, – помнит ли, что он делал в такой-то день и час? «Помню, я был в молельне и молился за вашу племянницу и за Новосильцеву». (Русск. Паломн. 1904 г. 23). 2. Случай из жизни Митрополита Филарета Московского

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сортировать по Исключить новости Несколько слов о митрополите Филарете по просьбе нашего портала сказал протоиерей Алексий Уминский. Сегодня, 25 декабря 2013 года , Священный Синод постановил удовлетворить прошение митрополита Минского и Слуцкого Филарета о почислении его на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Митрополитом Минским и Слуцким Синодом определен митрополит Рязанский и Михайловский Павел. Несколько слов о митрополите Филарете по просьбе нашего портала сказал протоиерей Алексий Уминский. Я не очень близко знаком с митрополитом Филаретом, но у нас было несколько встреч, когда я посещал Минск и когда несколько лет назад по инициативе митрополита Филарета в Москве состоялось собрание деятелей культуры и религиозных деятелей в Доме учёных. Он всегда производил впечатление удивительно тонкого человека. На самом деле владыка Филарет – это один из людей уходящей эпохи, человек, который сочетает в себе настоящий аристократизм, обширное светское и духовное образование. Он музыкант, носитель подлинной русской культуры и, конечно же, замечательный богослов. Благодаря владыке Филарету состоялось издание целого ряда трудов из области богословской мысли. В Белорусском экзархате выходят книги самых просвещённых и замечательных богословов. Одно то, что там в своё время издавался Сергей Сергеевич Аверинцев, говорит о многом. И, конечно, всегда запоминается мягкая интонация владыки Филарета, его манера общения настоящего русского интеллигента XIX века. Очень жаль, что владыка Филарет вынужден оставить управление епархией, но я хочу пожелать ему крепкого-крепкого здоровья. И надеюсь – несмотря на то, что митрополит Филарет покидает свой ответственный пост, на котором он так прекрасно и много потрудился, он не оставит своего духовного попечения о белорусской земле и Церкви. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет Митрополит Филарет (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился 21 марта 1935 г. в Москве в семье служащих.  В 1957 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. В 1961 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам».

http://pravmir.ru/mitropolit-filaret-nas...

Об издании Остромирова Евангелия и о содействии Московского митрополита Филарета выпуску в свет этого издания Источник Записка П.И. Савваитова , действительного члена общества любителей духовного просвещения. Издание Остромирова Евангелия было чрезвычайно крупным явлением в области славянской филологии. Но появление в свет этого издания встретило такие затруднения, которые, по тому времени, казались непреодолимыми, если бы в этом деле не пришлось принять участия Московскому митрополиту Филарету. В предисловии к напечатанным в журнале Министерства Народного Просвещения бумагам высокопреосвященного Филарета профессор М.И. Сухомлинов говорит: «бесспорною заслугой Филарета останется навсегда его содействие учёным трудам, обогащавшим русскую науку драгоценными вкладами. Таков знаменитый труд Горского и Невоструева: „Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки“. Таковы превосходные монографии в Прибавлениях к Творениям Св. Отец, издаваемых в русском переводе учёными Московской духовной академии. При этом следует упомянуть, что Филарету наука обязана до некоторой степени появлением в свет филологического сокровища славянства – Остромирова Евангелия, при издании которого встречались препятствия, как можно заключить отчасти из некоторых пояснений и оговорок учёного издателя» 1 . С какими препятствиями встретилось издание Остромирова Евангелия и в чём состояло содействие высокопреосвященного Филарета выходу в свет этого драгоценного памятника славянской письменности, показывает предлагаемая нами официальная переписка, содержащая в себе любопытные данные по этому предмету. 18 ноября 1840 г. A.X. Востоков обратился к тогдашнему обер-прокурору Святейшего Синода графу Н.А. Протасову со следующею докладною запиской: «Намерен быть издан в свет составленный мною список с древнейшей Словенской рукописи, хранящейся в здешней Императорской Публичной Библиотеке, – с Остромирова Евангелия, писанного в 1056 году, к которому я приложил Греческий текст Евангелий и грамматические объяснения, я покорнейше прошу Ваше Сиятельство исходатайствовать мне от Святейшего Синода дозволение к напечатанию сего списка. Цель издания сего есть учёная, относящаяся к исследованию древнего Словенского языка и к удовлетворению желания любителей древностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

(По случаю столетия дня его рождения). Настоящая статья написана по приглашению Славянского благотворительного общества для торжественного собрания 23 января сего года. По недостатку времени она была прочтена в этом собрании лишь отчасти. При имени митрополита Филарета пред нами восстает величественный образ иерарха, окруженного ореолом святости, высшей нравственной чистоты, недосягаемого для обыкновенных людей духовного авторитета и неотразимого нравственного обаяния. Не одна Москва, но вся Русь, весь православный мир благоговейно чтили эту высокую личность, и в течение полвека внимали с любовью его пасторскому наставительному слову и руководственному совету. Понятно желание ближе ознакомиться с этой высокой личностью, с его нравственным характером, с подробностями его жизни и деятельности. Но излагать подробно почти столетнюю историю жизни Филарета не достанет ми повествующу времене; да для такой истории и не наступила еще пора, еще не собраны и на половину нужные для того материалы. Мы имеем пока лишь краткий curriculum его жизни (в статьях Пономарева, напечатанных в «Трудах Киевск. дух. академии» за 1868 год), несколько отдельных, подробно рассказанных эпизодов из нее (в книге Н. В. Сушкова: «Записки о жизни и времени м-та Филарета», 1868 г.), громадную массу его сочинений, еще большую массу его писем, резолюций по предметам его епархиальной практики, мнений по вопросам общецерковным, преимущественно каноническим, церковно-историческим и догматически. Но писем его собрано пока может быть лишь пятая часть; резолюций, над собранием которых трудится в Москве достопочтенный о. архимандрит Григорий, напечатана тоже лишь некоторая доля; мнения его по догматическим и каноническим вопросам частью рассеяны в изданиях доселе его печатных сочинениях, большей же частью находятся еще пока в архиве св. синода, где находятся и представлявшиеся им с 1847 года отчеты по управлению московской епархией. В настоящий раз я хочу, мм. гг., предложить вашему вниманию лишь свой опыт суждения о личности митрополита Филарета, как иерарха, церковного пастыря и учителя, и человека. Сделать со своей стороны такой опыт в настоящее время я считаю нелишним потому, что в печати слышатся уже суждения о нем, с которыми едва ли согласится кто-либо из близко изучавших жизнь и творения великого московского иерарха, которые предрешают суд о нем церкви в смысле едва ли желательном для сынов православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Творения, 2 Во второй том нашего собраний творений святителя Филарета Московского (Дроздова) вошли творения святителя, не относящиеся к жанру проповеди или беседы. Это разные тексты административного характера, письма, сборник «Государственное учение Филарета, митрополита Московского», сборник «Мысли и изречения», богословские сочинения, знаменитый стихотворный диалог Филарета Московского и Пушкина и многое другое. Сюда же вошла прекрасная, глубокая ежедневная молитва святителя Филарета Московского: «Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно.Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему — чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить — ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце мое — отверсто. Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! — и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижымими для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания — исполнить волю Твою… Научи меня молиться. Сам во мне молись.» Отче! Даждь рабу Твоему - чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить - ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце мое - отверсто. Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! - и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижымими для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания - исполнить волю Твою... Научи меня молиться. Сам во мне молись.   Молитва в день воспоминания тысячелетия России   Господи Боже, Царю веков, глаголяй на язык и царство и созиждаяй и насаждаяй их! (Иер. 18:9). Ко Твоему величеству припадающе со страхом и благоговением, благодарне исповедуем милости Твоя, многочастне и многообразне в десяти веках явленные народу и царству Российскому. Ты бо, Господи, возглаголал еси Твое зиждительное слово на сей народ, и создал еси в нем царство, и насадил, и укоренил, и возрастил, и разширил еси его на земли обитания его, и поставил еси над ним от Тебе сущую власть, и укрепил еси его на сопротивных, и оградил еси его законами, наипаче же просветил и одушевил еси его спасительною верою, и аще иногда и жезлом посещал еси неправды его, но милости Твоея не удалил и не удаляеши от нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

24.03.2024 Большинство слов и речей митрополита Филарета, выдержки из которых здесь помещены, произнесены во время Севастопольской кампании Предисловие издания 1916 года В виду важности переживаемого нашей родиной военноисторического времени далеко не излишне познакомиться с прибавлением к «Пространному Христианскому Катехизису Кафолической Восточной ГрекоРоссийской Церкви», изданному Московской Синодальной типографией в 1829 году с прибавлением, заключающим в себе «изречения Священного Писания с размышлениями, для употребления в военных училищах», и имеющим поэтому несомненный интерес. Изданный более 85 лет тому назад названный труд приснопамятного и богомудрого Московского святителя митрополита Филарета составляет теперь, конечно, большую книжную редкость. А потому и все, что в нем заключается, невольно приковывает к себе благоговейное внимание читателя и заслуживает того, чтобы остановиться на самых частностях этого знаменитого труда, хотя бы они были помещены там в виде прибавлений или примечаний. Из сделанного митрополитом Филаретом прибавления к Катехизису видно, как сей заботливый и мудрый святитель на основании Священного Писания предписывал воинам держать и вести себя вообще, а на поле битвы лицом к лицу с неприятелем, в частности. Этот драгоценный завет великого святителя нашему христолюбивому воинству названное прибавление к «Пространному Катехизису» митрополита Филарета, изданному Московской Синодальной типографией в 1829 году, оканчивается примечанием для законоучителя следующего содержания: «По сему примеру, смотря по надобности и насколько время позволит, может законоучитель предлагать учащимся и другие места Священного Писания с изъяснением и с размышлениями, приспособленными к настоящему состоянию учащихся и к будущему их назначению». Руководствуясь этим примечанием, мы позволяем себе дополнить прибавление к Катехизису митрополита Филарета некоторыми замечательными по глубине мысли извлечениями из проповедей самого приснопамятного святителя извлечениями, относящимися к вопросу о войне и воинском звании и более подробно раскрывающими краткую речь Катехизиса. Извлечения эти напечатаны здесь более мелким шрифтом и помещены непосредственно за теми главами Катехизиса, дополнением которых они служат.

http://pobeda.ru/prosveshhenie/molitvyi-...

Отдел VII. Отношения Высокопреосвященного Филарета к делу о переводе Священного Писания на Русский язык Глава XIX. Библейское Общество. Официальное отношение Высокопр. Филарета к Обер-Прокурору Св. Синода Графу А.П. Толстому по делу о переводе Священного Писания на Русский язык «Изложив сии мои мысли с глубочайшим смирением пред Богом, словом Его святым и Православной Церковью, приближаясь ежедневно к кончине моей и готовясь предстать пред нелицеприятный Суд Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, всем сердцем молю Его Благость, да не по мудрованиям человеческим, а по Премудрому Промыслу Своему Сам Он устроит, якоже весть, лучшее и полезнейшее касательно сего чрезвычайно важного дела, и да сохранит мир в Православной Церкви Своей» 372 . В своём месте 373 сделано было нами предуказание на особое изложение дела по вопросу о переводе Священного Писания В. и Н. Завета на Русский язык, предпринятом ещё в 20 годах бывшим тогда Библейским Обществом и затем возобновлённом в 1856–1857 гг. Хотя это дело по окончательному своему результату, на котором, со своей стороны, остановился Высокопр. Филарет в отрицательном смысле вопреки общему его решению в Св. Синоде, относится к самому концу его жизни (1856–1857 г.), но мы считаем необходимым изложить это дело в настоящем именно месте потому, что – во-первых, сам Высокопр. Филарет, в изложении оснований и соображений для своего отрицательного результата в разрешении этого дела, сделал, прежде и главнее всего, указание на самый первоначальный источник его – «источник, – по буквальному его выражению, – мутный и ядовитый, разумея под сим последним именно Библейское Общество. – Во-вторых, этого изложения в настоящем месте (за описываемую пору служения преосвященного Филарета собственно в Калуге) требуют особые обстоятельства, сопривходящие в историю Библейского Общества и других мистических и пропагандистских его действий. – В-третьих, в самом ходе дела, начатого Св. Синодом (в Сентябре 1856 г.) о потребности перевода Св. Писания на Русский язык, против чего выступил со своим отрицательным мнением Высокопр. Филарет Киевский, не раз встречаются официальные указания со стороны, опровергавшего это мнение, Высокопр. Филарета Московского, – именно на время служения первого ещё в Калуге, – указания в том прямом смысле и значении, что в эту-де пору (в 1824–1825 гг.) он (Филарет Киевский) судил о том, что теперь (в 1857 г.) отрицает, совершенно иначе... именно, стоял за потребность перевода на Русский язык 374 . Наконец,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВОСПОМИНАНИЯ О ПРИСНОПАМЯТНОМ СВЯТИТЕЛЕ ФИЛАРЕТЕ, МИТРОПОЛИТЕ МОСКОВСКОМ Тяжелое впечатление на сердца чтителей памяти в Бозе почивающего святителя Филарета, митрополита Московская, произвел отзыв о нем знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева , найденный в его „Записках» и обнародованный в прошедшем году 36 . Разумеется, это впечатление отразилось с особенною силой в душах его современников, имевших счастье пользоваться его благосклонностию и стоять к нему в некоторой близости, которая позволяла видеть в нем иные свойства, чем те, которые так решительно приписывает ему С. М. Соловьев , очевидно, основывавший свое суждение больше на молве современников, чем на фактах, непосредственно ему известных. Не выписывая подлинных слов г. Соловьева, обидных для памяти святителя, я ограничусь только указанием на две черты в характере митрополита Филарета, отмеченные Соловьевым. Первая – что он, при блестящих дарованиях, был человек бессердечный, любил низкопоклонничество, возвышал только людей ограниченных и, по горделивости и гневливости, держал в крайнем унижении и страхе подчиненное ему духовенство. Вторая черта – что он не терпел людей даровитых, видя в них себе соперников, и был гонителем талантов. Входить в общие рассуждения о характере и деятельности митрополита Филарета, защищать его и препираться с кем-либо за него, – я почитаю грехом. Зная, что и свв. апостолы признавали за собою грехи немощи человеческой ( 1Иоан. 1, 8 ), зная великие труды и заслуги для Православной Церкви, приближающие Филарета к древним ее отцам и учителям, уповая, что он ныне ходатайствует о нас пред Богом, можем ли мы касаться каким-либо образом его недостатков, выставляемых неосторожным его порицателем? Я лично чту в нем своего рукоположителя и благодетеля и почитаю себя счастливым, что могу сообщить в утешение почитателям его памяти, факты, уничтожающие горечь оскорбительных суждений о нем г. Соловьева. Я родился в 1820 году, в городе Александрове, Владимирской епархии, был, по милости митрополита Филарета, принят на воспитание, с 14 лет, в Вифанскую семинарию, и с этого времени мог считать себя принадлежащим к Московской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010