разделы   рассылка  распечатать Татьяна Кириллина В Феодоровском соборе Петербурга прошла встреча памяти митрополита Сурожского Антония (Блума) Источник:  Вода живая – Официальное издание Санкт-Петербургской епархии РПЦ 4 августа исполнилось четыре года со дня смерти митрополита Сурожского Антония (Блума, (1914-2003)). 5 августа в храме Феодоровской иконы Божией Матери, после Божественной Литургии, состоялась встреча с режиссером Валентиной Матвеевой, создателем серии фильмов " Апостол любви " о владыке Антонии (интервью с Валентиной Ивановной см. в восьмом номере журнала " Вода живая " ). Открывая встречу, Валентина Матвеева сказала, что и богослужение, и отношения между собой прихожан Феодоровского собора напоминают ей о храме Успения Божией Матери в Лондоне, настоятелем которого был владыка Антоний. Далее был показан фильм из серии " Апостол любви " под названием " Выбор пути " . После просмотра Валентина Ивановна ответила на вопросы присутствующих. – Валентина Ивановна, почему владыку Антония отпевал именно митрополит Минский и Слуцкий Филарет? – У владыки Антония в России среди митрополитов были два больших и верных друга – это владыка Филарет (Вахромеев) и митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Когда владыка Антоний ушел от нас, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил митрополита Филарета отпевать владыку Антония, а митрополита Владимира в Англию не послали, потому что незадолго до этого он перенес инсульт и говорил с трудом. Митрополит Филарет в 1960-е годы, в бытность ректором Московской духовной академии, взял на себя смелость пригласить владыку Антония читать лекции. Мое-то поколение помнит, а молодые вряд ли, что такое были 1960-е годы, время хрущевских гонений на Церковь. Хрущев почему-то ненавидел Церковь и все обещал " показать последнего попа по телевизору " . Мы знаем о сталинских репрессиях, а об этом времени – почти ничего, потому что все документы закрыты, их откроют только через 70 лет. В те времена прихожане могли вечером уйти из храма, а утром прийти – храма нет, разобрали. Устраивались провокации – во время крестного хода на Пасху в Александро-Невской лавре на деревьях вокруг Свято-Троицкого собора сидели голые девицы, а в Киеве безбожники пытались внести голую женщину в храм. В такие времена приглашать церковного деятеля из-за рубежа было просто опасно. Владыке Антонию запрещено было проповедовать в храме, поэтому желающие послушать его собирались на квартирах, ночью. В обыкновенные малогабаритные квартирки набивались по пятьдесят-сто человек. Рассказывают, что когда владыке Антонию из-за болей в спине – он всю жизнь от этого страдал – было невмоготу ни стоять, ни сидеть, он ложился на пол, и все из уважения к нему тоже ложились...

http://religare.ru/2_44324.html

Биографический справочник Святитель Филарет Московский (1782–1867), церковный иерарх, яркий богослов и проповедник XIX века (в миру – Василий Михайлович Дроздов) родился в г. Коломне в семье диакона Михаила (позже – священника) кафедрального собора в честь Успения Божией Матери. В младенческие годы его воспитанием занимались родные бабушка и дедушка – соборный протоиерей Никита Филиппов. В девять лет Василий начинает обучение в Коломенской семинарии. В 1800 году он был принят в философский класс Троицкой семинарии в Сергиевом Посаде. Показав незаурядные способности к языкам, будущий святитель обратил на себя внимание устроителя семинарии Московского митрополита Платона (Левшина) . Окончив семинарию в ноябре 1803 года, он становится преподавателем греческого и еврейского языков, позже – учителем поэзии и высшего красноречия и риторики. С августа 1806 года Василий Михайлович назначается лаврским проповедником. 16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры Василий был пострижен в монашество с именем Филарет (в честь праведного Филарета Милостивого). 21 ноября 1808 года митрополит Платон рукоположил его в иеродиакона. В 1809 году он был переведен в Петербург. В 1811 году он становится архимандритом, и в 1812 году занимает пост ректора Санкт-Петербургской Духовной академии, становится профессором Богословских наук. В 1810–1817 гг. святитель разработал практически полный курс богословских и церковно-исторических наук, которые преподавались в Академии. Впервые в стенах Петербургской академии он читал лекции на русском языке. В 1817 году его возводят в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В марте 1819 году в сане архиепископа владыку назначают на Тверскую кафедру, а 3 июля 1821 года – на Московскую, где святитель служил почти полвека – до 1867 года – и пользовался большим авторитетом у современников. В 1826 году святитель Филарет был возведен в сан митрополита. В 1823 году была издана его первая книга – «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Тираж быстро разошелся, появилось второе издание, и книга была переведена на греческий, английский и другие языки. Основным трудом его жизни можно считать начало перевода на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В. Беликов Часть II. Гражданские меры против раскола Митрополит Филарет с особенною подробностью останавливается на вопросе о гражданских мерах против раскола, посвящает ему большую часть своих мнений о расколе, рассматривает его всесторонне. В этом отчасти сказалась симпатия м. Филарета к мерам этого рода; отчасти это объясняется характером самого вопроса, крайне сложного и запутанного самым историческим ходом правительственных к расколу отношений и потому нуждающегося в особенном его рассмотрении; главным же образом здесь отразился характер того времени, к которому относится деятельность Московского святителя. Начало деятельности м. Филарета в этой области, как известно, относится ко второй половин царствования Александра I, когда (1817–1825 г.г.) совершился значительный поворот в правительственных к расколу отношениях, когда правительство, после довольно индифферентного отношения к расколу, обратило на него наконец серьезное внимание, – «примечая, что раскол высоко поднимает голову, почувствовало нужду противодействовать ему» 493 . В это время приблизительно в 1817 году, учрежден был первый секретный комитет по делам раскола. Комитет этот, как сообщает м. Филарет в письме (от 9 дек. 1853 г.) к архимандриту Антонию, состоял только из трех членов – из архиепископа Черниговского (впоследствии митрополита) Михаила, самого Филарета и князя A. Н. Голицына; «и один только директор его, замечает при этом Московский святитель, был и секретарем и писцом сего комитета и никто не знал об его существовании» 494 . Учрежденный с целью противодействовать расколу, секретный комитет «открыл» свою деятельность, как сообщает м. Филарет в другом месте, определением, Высочайше утвержденным, – «уничтожить крест и главу на одной раскольнической моленной в Ярославской губернии» 495 . Это определение, можно сказать, положило начало новому направлению в правительственных к расколу отношениях. С этого времени мы замечаем целый ряд постановлений стеснительного для раскольников характера. Таковы: воспрещение начальникам губерний давать дозволения по предметам, принадлежащим к духовному ведомству (по поводу устройства старообрядческой церкви в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Великие люди и после смерти своей оставляют яркую полосу света, которая пролегает выше подвижной и предательски-изменчивой людской памяти. Святитель Филарет и был таким великим человеком, прошедшим своим живым деятельно-христианским духом чрез врата смерти и вошедшим в семью вечно живых. В нем, со смертью , «угасло горевшее вещество, но сам свет оставил немерцающее лучи» 2 . Представитель кафедры Библейской истории вышел бы за пределы своей задачи, если бы стал говорить о святителе Филарете вообще. Один почитатель великого святителя еще в 1883 г. сделал приблизительный подсчет его сочинений. Таковых оказалось более семисот, не считая нескольких томов его писем и мотивированных резолюций. К этому времени из одной московской типографии было вытребовано свыше 2,200,000 томов сочинений Филарета. Его opera opuscula, близкая no духу к любимым им творениям Григория Богослова , по своему объему напоминает opera opuscula Оригена 3 . И нужно особое, немалое, время, чтобы оперировать с такою массою материала. Библеист не будет касаться и известного всем труда: «Начертания Церковно-Библейской истории» Филарета, в котором мы имеем сжатые и точные пролегомены к новозаветной церковной истории. Высокая оценка «Начертания» дана одним из почтенных предшественников по нашей кафедре А. П. Смирновым 4 , хорошо показавшим, что Филарет в своем «Начертании» «сделал многое в свое время и не для одного своего времени» 5 . Наша задача проще. В своем кратком слове мы хотим отметить только два момента, так сказать, духовного исхождения святителя-библеиста за пределами его специальных библейских трудов, за которыми он оставался, однако, проникновенным и строгим библеистом – служителем и апостолом Божественного Слова. Мы дадим иллюстрацию того, как орлиный взор Филарета подмечал и охватывал неосторожные движения научной мысли, оперировавшей с Библией , и как синтез веры и знания, вообще характерный для трудов славных сотрудников – современников – митрополита и протоиерея – Филарета и A. В. Горского, воплощался в живое слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Дмитрий Рыбаков Скачать epub pdf Содержание Приложение 1 Приложение 2. Печатные труды высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского и Коломенского     Пастырский опыт одного из величайших иерархов Русской Церкви, выдающегося проповедника современности митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) , не смотря на смену эпох и общественных настроений, по сей день остается неиждиваемым источником отеческой мудрости, архипастырской любви и тончайшего проповеднического мастерства, оставленного в наследие Православной Русской Церкви. Своею проповедью владыка Филарет свидетельствовал об Истине в сложнейший и противоречивый период истории русской духовности, отмеченный как пиком православной государственности в России, так и небывалым до того времени распространением в ней сектантских и лжемистических исканий. И сегодня, в наше не менее смутное время, проникновенная и врачующая проповедь владыки обращена к тем, кто тщетно ищет Христа вне Церкви и Церковь там, где искажается само слово Христово, прикрываемое лишь звуком библейских изречений. Наш краткий очерк не ставит целью ввести читателя в курс всего церковно-учительного наследия Высокопреосвященнейшего Филарета – для этого было бы мало статьи и даже монографии. Однако предоставить хотя бы общее знакомство со значением святителя Филарета (Дроздова) в путях русской духовности – пожалуй, наш долг перед этим выдающимся архипастырем. Святитель Филарет – в миру Василий Михайлович Дроздов (1783–1867), родился в древнем подмосковном городе Коломне в семье дьякона. Азы школьного учения будущий церковный ученый приобретал в родном городе, а затем в философском классе Троицкой лаврской семинарии в Сергиевом Посаде, где по окончании курса был оставлен трудиться в качестве преподавателя. Бесспорно, семинария дала Василию Дроздову блестящее знание древних языков и основательную филологическую подготовку, но всем остальным он был обязан собственным дарованиям и самоотверженному трудолюбию, вызывавшему восхищение у близко знавших его современников. Не удивительно, что вскоре на молодого учителя обратил внимание куратор семинарии – митрополит Платон (Левшин) , один из авторитетнейших ученых иерархов того времени. Он побудил Василия Дроздова к принятию монашества и рукоположил его в 1808 году во иеродьякона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Еще знаменитый строитель иргизских раскольнических монастырей, Сергий, в своем «Зеркале для старообрядцев» писал: «беглые попы, в нравах непотребные, возмущают их (раскольников вообще и в частности – раскольников иргизских монастырей) и приводят к непокорению духовной власти и светской». Эти слова Сергия, как следствия собственного наблюдения и продолжительного опыта; вполне оправдываются всей историей иргизских раскольнических монастырей. По давней и, так сказать, исторической вражде раскольников к православному русскому правительству, иргизские скиты с самого же начала своего существования не могли удержаться от участия в политических смутах внутри России. Известно, что одновременно с тем, как стало полагаться основание раскольнических скитов по Иргизу, стало зачинаться и темное дело самозванца Пугачева, принявшего на себя особенно уважаемое раскольниками имя императора Петра III Феодоровича. Участие раскольников вообще и в частности раскольников иргизских скитов в подготовлении, направлении и поддержке этого темного дела пугачевского восстания с исторической точки зрения можно считать несомненным. Можно даже сказать, что иргизские скиты служили главным рычагом, которым двигалась предшествовавшая пугачевщине и потом слившаяся с нею смута бывшего войска Яицких казаков. В то время жил па Иргизе раскольнический подвижник, старец Филарет 2 . Вероятно, он имел большое значение не только между раскольниками нижнего Поволжья, но и между раскольниками других мест России. Но крайней мере, зачинщики темного дела пугачевского бунта признавали за этим Филаретом великий авторитет в расколе и чрез него думали привлечь к своему делу силы всего раскола. Поэтому когда восстание между яицкими казаками стало принимать более или менее определенную форму и намеченную цель, они убедили Пугачева ехать на Иргиз к старцу Филарету, вполне обнадеживши в том, что Филарет примет его, даст помощь и совет в задуманном деле. К концу лета 1772 г., Пугачев действительно с Яика отправился на Иргиз и поселился у старца Филарета 3 . К этому, вероятно, времени пребывания Пугачева и относится существующее известие о том, что старец Филарет благословил Пугачева на Московское царство, взамен чего Пугачев обещал, по занятии Московского престола, сделать Филарета всероссийским патриархом, пожаловать всех раскольников крестом (двуперстным), бородою 4 и разными земными благами. Это путешествие Пугачева на Иргиз и закрепление связи с старцем Филаретом имели своим последствием то, что во время самого самозванческого восстания, раскольники нижнего Поволжья давали Пугачеву весьма сильную, и нравственную и материальную поддержку. Затем и в то время, когда Пугачев стал терпеть неудачи в столкновениях с правительственными войсками, и сам он, и главные его соучастники в восстании находили себе на некоторое время приют и убежище в иргизских раскольнических скитах; в землях же иргизских скитов пугачевцы скрывали и свою богатую казну 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Главное чудо произошло с нами во время съемок» Беседа с режиссером нового документального фильма «Прикосновение» 16.10.2008 432 Время на чтение 6 минут Наверное, любой православный знает про Оптину Пустынь - один из важнейших духовных и исторических центров России, колыбель русского старчества. Это место связано с историей русской литературы, русскими писателями: здесь бывали и Гоголь, и Толстой, и Достоевский…. Для тех, кому еще не довелось здесь побывать, и для тех, кто сюда обязательно вернется, Игорь Яринских снял свой фильм «Прикосновение». - Игорь Анатольевич, расскажите о вашем фильме, о чем он?   - Для православных россиян, да и не только россиян, монастырь Оптина Пустынь - это чудо. Для того, чтобы попытаться разгадать его, наша съемочная группа и поехала под Козельск. Мы хотим узнать, как получилось, что именно в этом месте возникло учение о старчестве. Мы посвящаем Оптиной Пустыни не просто эпизод или фрагмент фильма, монастырь становится его красной нитью. Главные вопросы, ответы на которые мы постараемся найти: как возник феномен Оптиной Пустыни, оптинское старчество?   - В вашем фильме три части. Какие?   - Да, в фильме три части, хотя изначально предполагалось, что будет две, и появление третьей части - это главное чудо, которое произошло с нами во время съемок. Но это отдельная история, и о ней я расскажу позже.   Первая часть называется «Оптина». Мы проводим своеобразное расследование - кто стоял у истоков оптинского старчества - и выясняем, что это был святитель Филарет. Ему и посвящена вторая часть нашего фильма, которая называется «Архистарец-святитель»…   Филарет (Амфитеатров Феодор Георгиевич, в схиме Феодосий), митрополит Киевский и Галицкий родился в XVIII веке, 17 апреля 1779 года в семье священника в Орловской губернии. Вообще фамилия Амфитеатровы очень известная. Например, протоирей Валентин Амфитеатров (1836-1908), которого называли «Московский утешитель» - это его внучатый племянник.   Недавно святитель был канонизирован. Филарет очень почитаем в Киеве и именно там он в видении явился епископу Павлу, это был 1994 год, и благословил поднимать свои мощи. Они подняты и сейчас находятся в Дальних пещерах. Канонизацию подготавливал владыка Ефрем, архиепископ Криворожский и Никопольский. Первоначально святитель был причислен к лику местночтимых святых, а 8 декабря 2005 года его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению Патриарха Алексия II.  

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что задумал старый главарь раскольников? Денисенко предложил митрополиту Онуфрию обсудить подготовку к проведению Всеукраинского Собора с целью объединения всех «церквей» 22.06.2022 2779 Время на чтение 3 минуты Фото: my.ua 20 июня главарь раскольников из т.н. Киевского патриархата Филарет Денисенко предложил Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию встретиться и обсудить подготовку к проведению Всеукраинского Собора, на котором должна быть создана «Единая Поместная Церковь». Текст обращения опубликовали в группе Facebook «За Ykpaihcьky Церкву», сообщает « Союз православных журналистов ». Филарет обрадован решениями Собора УПЦ МП от 27 мая 2022 года и считает, что это «открывает уникальные перспективы православного объединения». Денисенко предлагает созвать Собор с участием представителей возглавляемой им структуры УПЦ КП, которую он не окончательно влил в ПЦУ, УПЦ и ПЦУ. «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата примет участие в таком объединяющем Всеукраинском православном соборе, чтобы сказать всем: Господь среди нас!» – пафосно пишет Денисенко. Он призывает Блаженнейшего Онуфрия встретиться «для братского диалога в духе любви Христовой для достижения духовного единства». В тот же день Филарет обратился и к президенту Украины Владимиру Зеленскому, предложив ему стать «объединителем украинского православия». Он посетовал что «предыдущий Президент Украины не решил проблемы разъединения украинского православия, наоборот, обострил внутреннее противостояние. На сегодня наша Церковь, как известно, разделена на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, Православная Церковь Украины под опекой Константинопольского Патриарха и Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата. К этому перечню при президентстве Порошенко добавилось еще и появление в Украине чисто греческой Церкви – экзархата Константинопольского Патриархата», – сетует Денисенко. Главарь «Киевского патриархата» заявил, что разъединение Украинской православной церкви на три ветви является ни больше ни меньше как «преступлением перед украинским народом», и что церковь может выполнять свою пастырскую миссию эффективно лишь когда будет единой.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/22/ch...

Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) – старец Новоспасского монастыря Старец Новоспасского монастыря Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) Знаменитый московский старец, широко почитаемый за свои духовные подвиги, родился в день памяти великого угодника Божия святителя и чудотворца Николая – 9 мая 1758 г. в городе Вязьме Смоленской губернии. Младенец был наречен Феодором. Родители (состоятельный купец Николай Пуляшкин и жена его Матрона Никитична) отличались благочестием. Отец был любителем душеполезного чтения и имел много духовных книг. В отчем доме Феодор был обучен грамоте и закону Божию. Сына своего отец благословил серебряным крестом. Мать будущего старца стяжала глубокое смирение и добросердечность. В 1786 г. она приняла монашеский постриг в московском Новодевичьем монастыре. Она умерла во время богомолья в Ростов Великий, где настоятелем Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря был ее старший сын архимандрит Аполлинарий (в святом крещении – Архипп). Отца Феодор лишился в юном возрасте. Мать по смерти мужа и после пожара, уничтожившего все имущество семьи, переехала с детьми в дом своего родного брата, богатого петербургского купца Никитина. Но Феодор тяготился мирской суетой и при каждой возможности стремился на службу в Александро-Невскую обитель. Тринадцатилетний мальчик, искавший небесных сокровищ, смог упросить свою мать отпустить его для постоянного жительства в Александро-Невский монастырь. Через полгода по совету своего наставника Феодор перешел в Саровскую пустынь, которая в те годы была известна своими старцами (преподобный Серафим Саровский, иеромонахи Ефрем, Пахомий, Питирим). Для юного послушника жизнь в таком монастыре была благодатной школой: там строго хранилось монашеское благочестие; продолжительные, умилявшие сердце, уставные церковные службы возвышали душу. Подвижники, духовно украсившие Саровскую пустынь, назидали и воспитывали монахов не только своим примером, но и мудрым и тонким знанием человеческого сердца. В такой обители Феодор проходил различные послушания: три года был звонарем, трудился в хлебной и квасоварне, три года в просфорне, а затем нес пономарское послушание.

http://pravoslavie.ru/2526.html

Изложение догмата искупления в творениях митрополита Московского Филарета (Дроздова) В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет богословский труд протоиерея П.В. Гнедича  " Догмат искупления в русской богословской науке (1893–1944) " . Книга предназначена в первую очередь для студентов и преподавателей духовных семинарий и академий. Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывком из этой книги. Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский Тремя рассмотренными системами не исчерпывается русское богословие XIX века, и не они составляют его высшее достижение. Такое значение, бесспорно, принадлежит богословствованию митрополита Московского Филарета (Дроздова). Также бесспорно влияние, оказанное им на все развитие русской богословской науки. Поэтому установить понимание догмата искупления, заключающееся в его творениях, было бы чрезвычайно важно. Но к исполнению этой задачи автор обращается не без некоторых колебаний. Известно несколько подобных опытов, которые нельзя признать удачными: авторы их приходили к неодинаковым выводам. Трудность здесь состоит в том, что сам митрополит Филарет не оставил систематического изложения своих богословских взглядов, а отдельные высказывания по догматическим вопросам рассеяны, главным образом, в его проповедях . Рассматривая творения митрополита Филарета с точки зрения последующих споров об истолковании догмата искупления, ряд авторов приходит к заключению, что митрополит Филарет является выразителем «юридического» понимания искупления . За выражение взглядов святителя принимается, в этом случае, приведенная ранее формула из «Пространного катехизиса», подтверждаемая отдельными цитатами из его проповедей. Эта формула как будто заслонила от взоров большинства исследователей другие творения митрополита Филарета и послужила причиной ряда резких отзывов и обвинений его в подчинении латинскому влиянию, схоластике и т. д. В то же время высказывались и противоположные мнения, основанные на изучении его проповедей, и таким образом можно было бы сделать вывод, что в воззрениях митрополита Филарета на искупление заключается противоречие .

http://pravoslavie.ru/2837.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010