Филарет, митрополит (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич) Дата рождения: 21 марта 1935 г. Дата смерти: 12 января 2021 г. Дата хиротонии: 24 октября 1965 г. День ангела: 14 декабря Страна: Белоруссия Биография: Родился 21 марта 1935 г. в Москве в семье служащих. Дед, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 г. являлся потомственным дворянином. Отец, Варфоломей Александрович (1904-1984), преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». За составление учебника церковного пения для духовных школ награжден орденом св. князя Владимира II ст. Мать, Александра Феодоровна Вахромеева (1903-1981), и старшая сестра, Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925-1997), также являлись педагогами московских музыкальных школ. В 1953 г. окончил среднюю школу 557 и параллельно музыкальную школу по классу хорового пения и контрабаса. В 1957 г. окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 3 апреля 1959 г., на втором курсе академии, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) пострижен в монашество с именем Филарет в честь праведного Филарета Милостивого. 26 апреля 1959 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы  Святейшим Патриархом Московским Алексием I  рукоположен во иеродиакона. В 1961 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам». Оставлен профессорским стипендиатом при Московской духовной академии. В ноябре того же года назначен преподавателем Московской духовной академии, а 14 декабря за Божественной литургией в крестовой церкви праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Алексием рукоположен в сан иеромонаха. В сентябре 1962 г. назначен старшим помощником инспектора Московской духовной академии; с июня 1963 г. — инспектор Московской духовной академии.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197897...

Часть III. Духовное окормление сестер при становлении Зосимовой Пустыни Участие святителя Филарета в устройстве женских общежитий в Московской епархии Описывая историю становления Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни от начала до наших дней, необходимо сказать о благотворной роли, которую сыграл в судьбе обители (и многих женских монастырей) великий угодник Божий учитель Русской Православной Церкви – митрополит Московский Филарет. В связи с этим приведем несколько выдержек из книг, посвященных ему и характеризующих указанную сторону деятельности святителя. Когда владыка Филарет принял Московскую епархию 353 , в ней было только два уездных женских монастыря: Хотьков Покровский и Серпуховской Владычный. Из них общежительным был Владычный. Все старинные московские женские монастыри были в то время своекоштными 354 , только возобновленный при владыке Филарете Московский Ивановский монастырь стал по инициативе преосвященного первым общежительным монастырем в столице. Пять новообразованных при митрополите Филарете уездных женских обителей также жили, руководствуясь общежительным уставом, поскольку он наиболее всего отвечал целям монашеского подвига и воспитывал в насельницах добродетели нестяжания и послушания. Первым детищем владыки стала Аносина Борисо-Глебская пустынь. Как отметил епископ Леонид (Краснопевков) , также «его рукою насажены цветущие общежительства женские: на крови падших за Отечество Бородинское, среди Верейских болот Одигитриевское, на месте старинных боярских жилищ – Влахернское и Крестовоздвиженское. В то же время он усердно поддерживал прежние общежительства, из женских – в Серпухове. Еще не будучи московским архиереем, в качестве синодального члена, обратил он внимание на дело будущей Аносинской обители, благоприятствовал ему и, когда был рукою Господнею поднят на высокий свещник Церкви Московской, то не замедлил от света своего затеплить в этой пустыни священный огонь» 355 . То же можно сказать и об отношении владыки Филарета к старцу Зосиме и его деятельности по окормлению женской общины. Когда старец Зосима в 1821 – 1822 годах хлопотал в Петербурге о получении монастыря для своих чад, из духовных особ «Московский владыка Филарет, присутствовавший тогда в Святейшем Синоде, более всех оказал свое благорасположение к пустынному старцу. Сей боголюбивейший, любомудрейший и любвеобильнейший архипастырь принял старца под свое отеческое покровительство и не только помогал ему в его предприятии, но даже поправлял ему черновые прошения в Святейший Синод и содействовал исполнению сего дела» 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник  Московской епархии ;  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на  Б. Ордынке;  митрополит Филиппопольский Нифон , представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси; митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн ( Болгарская Православная Церковь ); митрополит Тамассосский и Оринийский Исаия ( Кипрская Православная Церковь );  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архиепископ Верейский Евгений , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви, ректор  Московской духовной академии ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник  Троице-Сергиевой лавры ;  архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн ; епископ Бачский Ириней ( Сербская Православная Церковь );  епископ Моравичский Антоний , представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Львовский и Галицкий Филарет ;  епископ Богородский Антоний , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; заместители председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  протоиерей Николай Балашов  и  архимандрит Филарет (Булеков) ;  архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель подворья Московского Патриархата в Софии;  архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси;  архимандрит Серафим (Шемятовский) , представитель  Православной Церкви Чешских земель и Словакии ; священник Димитрий Сафонов, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям; духовенство.

http://patriarchia.ru/db/text/4571693.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 октября 2007 г. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru 12 октября в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II начал свою работу Священный Синод Русской Православной Церкви, который собрался на очередное заседание зимней сессии. В заседании принимают участие постоянные члены Священного Синода митрополиты Киевский всея Украины Владимир, Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, приглашенные на заседание архиереи — митрополит Рижский и всея Латвии Александр, епископы Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Саратовский и Вольский Лонгин, Якутский и Ленский Зосима. Журналы заседания Священного Синода публикуются на портале Седмица.Ru по мере их поступления в редакцию. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 октября 2007 г. Журнал 85 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся Первосвятительском визите во Францию. Справка: С 1 по 4 октября 2007 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси во Францию. 1 октября Его Святейшество прибыл в Страсбург в сопровождении Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, а также других лиц. В аэропорту Патриарха встречали Преосвященный архиепископ Корсунский Иннокентий, Постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы А.Ю. Алексеев, Генеральный консул России в Страсбурге К.В. Климовский, представитель Московского Патриархата в Страсбурге игумен Филарет (Булеков). В тот же день Святейший Патриарх встретился с католическим архиепископом Страсбургским Жан-Пьером Гралле и посетил в Страсбургском соборе концерт, которым открывалась Патриаршая программа Международного фонда единства православных народов «Голоса православной России во Франции».

http://sedmitza.ru/lib/text/429922/

Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы 13 октября 2010 г. 21:37 13 октября 2010 года в Москве в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы Мевлютом Чавушоглу. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) , представитель Московского Патриархата в Страсбурге игумен Филарет (Булеков), секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья священник Сергий Звонарев, сотрудник секретариата по делам дальнего зарубежья ОВЦС В.В. Кипшидзе. Со стороны ПАСЕ — руководитель секретариата председателя ПАСЕ Петер Зих. На встрече также присутствовали члены делегации Федерального Собрания Российской Федерации в ПАСЕ: заместитель руководителя делегации, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий, З.М. Сабсаби; старший советник управления международных связей Совета Федерации П.Л. Ермошин. Святейший Патриарх Кирилл отметил, что Русская Церковь имеет длительную историю отношений с Советом Европы, однако интенсивно отношения стали развиваться с 2004 года, когда было открыто Представительство Московского Патриархата в Страсбурге. За прошедший период был организован целый ряд очень важных мероприятий. Патриарх поблагодарил председателя ПАСЕ за внимание, оказываемое Представительству, которое возглавляет игумен Филарет (Булеков). «Базисом для нашего сотрудничества является взаимная убежденность в необходимости защиты достоинства, свободы и прав человека», — засвидетельствовал Святейший Патриарх. Он рассказал гостю, что Русская Православная Церковь сформулировала свой подход к этим проблемам и в 2008 году на Архиерейском Соборе был принят соответствующий документ , который впоследствии издавался на различных языках. Свободы и права человека, которые являются фундаментальной ценностью, должны реализовываться в системе нравственной ответственности человека, продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви. «По данному вопросу наша позиция очень близка в том числе и с позициями представителей других монотеистических религий, — отметил Святейший Владыка. — В каждой религии есть понятие греха. Если человек ведет греховную жизнь, он разрушает себя и окружающий мир. Если мы скажем, что человек свободен жить, как он хочет, в том числе и по закону греха, то мы просто констатируем общеизвестный факт, потому что каждый человек имеет право выбора. Но я думаю, что ни общество, ни религиозные организации не могут сказать, что для них безразличен выбор человека».

http://patriarchia.ru/db/text/1299073.ht...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_92805.html 27 февраля 2012 Артем Скоропадский, Валерий Калныш Чья епархия? Источник:  Огонек Раскол в Украинской православной церкви Московского патриархата очевиден, или так только кажется? Репортаж из Киева Казалось бы, сколько сил потратила РПЦ на то, чтобы не допустить признания Вселенским патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата?! Но раскол пришел, откуда не ждали,- – из Украинской православной церкви Московского патриархата. Борьба двух " партий " – – промосковской и автокефальной, ориентированной на большую самостоятельность Украинской православной церкви – – закончилась проведением внеочередного заседания Священного Синода. Неожиданного даже для главы УПЦ МП митрополита Владимира, давно и тяжело болеющего. Заседание проходило под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, главы промосковской партии. И закончилось изгнанием со всех постов одного из главных автокефалов – – архиепископа Александра, до середины прошлой недели занимавшего должности председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Украинской православной церкви , постоянного члена Священного синода Украинской православной церкви . Кроме того, он выведен из состава постоянных членов Священного синода УПЦ МП и снят с должности главного редактора официального сайта УПЦ МП. Борьба у истоков Чтобы понять, что происходит в украинском православии, надо коротко вспомнить предысторию. В начале 1990-х годов тогдашний глава УПЦ митрополит Филарет (Денисенко) потребовал от Москвы самостоятельности для Украинской церкви , мотивируя это тем, что " у независимого государства должна быть независимая Церковь " . Ему отказали, и он провозгласил создание Киевского патриархата, за что и был предан анафеме Московской патриархией. Так произошел раскол в православном мире Украины: во главе УПЦ Московского патриархата встал энергичный митрополит Владимир (Сабодан) – – с прекрасным образованием и неплохими дипломатическими способностями. А УПЦ Киевского патриархата, не признаваемого Москвой, возглавил митрополит Филарет (в 1995 году он был избран патриархом).

http://religare.ru/2_92805_1_21.html

«Град или храм»? – к вопросу о ключевых понятиях экклесиологических концепций блаженного Августина и святителя Филарета Московского Источник Статья подготовлена в рамках проекта « Блаженный Августин Гиппонский в философско-богословском и культурном диалоге традиций Востока и Запада» при поддержке Фонда Развития ПСТГУ. Аннотация. Сочинения блаженного Августина , в частности De civitate Dei, становятся известны русскому читателю в конце XVIII столетия, а уже в первой четверти XIX столетия возникает экклесиологическая концепция святителя Филарета Московского , в основание которой, как и у блаженного Августина , ложится прочтение Ветхого Завета как пророчества не только о Христе, но и о Церкви. При этом если для блаженного Августина ключевым понятием его экклесиологии становится представление о граде Божием, то для святителя Филарета в центре экклесиологических рассуждений оказывается понятие храма. В связи с этим возникают, по меньшей мере, три вопроса. Что общего у обоих авторов в подходе к ветхозаветным текстам и чем эти подходы различны? Можно ли говорить о том, что святитель Филарет испытал влияние блаженного Августина, или его концепция явилась независимой? Как соотносятся между собой «экклесиология града» и «экклесиология храма»? Проведенный анализ экклесиологической терминологии обоих авторов показывает, что для первого из них важнейшей ветхозаветной Книгой становится Псалтирь как Книга, в которой предстает перед нами totus Christus – Глава Церкви в неразрывной связи со Своим телом, – а второй акцентирует внимание прежде всего на исторических Книгах Ветхого Завета. Можно предполагать, что, выстраивая свою экклесиологию, святитель ведет диалог с отцом Западной Церкви, настаивая на том, что храм, как мистический дом Божий, не менее важен для новозаветной Церкви, чем для ветхозаветной. Наконец, если «экклесиология града» исходит из эсхатологической реальности, то «экклесиология храма» подчеркивает связь этой реальности с историческим бытием Церкви. Ключевые слова: Град Божий, град земной, храм, экклесиология, блж.Августин, свт.Филарет, Священная история.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Кто и зачем это делает? 11 марта. ПРАВМИР. Как стало известно в пятницу, в ООН признали нарушения прав православных на западе Украины. Эксперты управления верховного комиссара ООН по правам человека 28 января — 1 февраля посетили Тернопольскую и Ровенскую области, где не раз предпринимались попытки захвата храмов УПЦ «Киевским патриархатом», и зафиксировали факты «угроз физического насилия или принуждения, направленных на то, чтобы заставить людей изменить свою конфессию». «Правмир» предлагает разобраться, кто и почему захватывает храмы на Украине? Украинская Православная Церковь Какова обстановка на Украине сегодня? В последнее время участились случаи силового захвата храмов Украинской православной церковью с переводом приходов в подчинение так называемому «Киевскому патриархату». На сегодняшний день захвачено более 30 храмов. Больше всего храмов захвачено в Волынской, Ровенской, Тернопольской, Львовской и Черновицкой областях. Добровольно изменили юрисдикцию только четыре религиозные общины. 18 декабря 2016 года представители УПЦ КП при поддержке запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» совершили нападение на прихожан Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, требуя передать храм под их юрисдикцию. Сколько православных юрисдикций на Украине?   На Украине в настоящее время действует одна каноническая Украинская православная церковь (УПЦ), которая является самоуправляемой церковью в составе Московского Патриархата. Кроме нее там присутствуют две непризнанные мировым православием церковные структуры — Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь «Киевского патриархата», которая проводит агрессивную политику по отношению к приходам Украинской православной церкви Московского Патриархата. Глава «Киевского патриархата» Филарет (Денисенко) с бойцами «Правого сектора» Фото с сайта ruspit.ru Что такое «Киевский патриархат»? «Украинская православная церковь Киевского патриархата» — церковная структура, возникшая в 1992 году при поддержке тогдашнего руководства независимой Украины. Возглавил ее бывший предстоятель Украинской православной церкви Московского Патриархата Филарет (Денисенко).

http://pravmir.ru/10-voprosov-o-zahvatah...

«Московская церковная революция», или деятельность московского Общества любителей духовного просвещения в 1905–1908 годах Священномученик Владимир (Богоявленский) В 1863 году основатель и почетный попечитель Московского Общества любителей духовного просвещения митрополит Московский Филарет (Дроздов), сказал Слово о духовном просвещении, в котором предупреждал об опасности, подстерегающей делателей на этом поприще. «Трудящиеся в пользу истинного просвещения должны иметь в виду и в соображении черты, отличающие истинную мудрость, дабы произведение труда их не оказалось обезображенным и дабы вместо истинной мудрости не явилось у них ложное мудрование» . Митрополит Филарет говорил о том, что истинная мудрость должна быть чиста, мирна, кротка и благопокорлива и не должна иметь духа порицания. Слова его носили пророческий характер. О том, что духовное просвещение может быть понято его делателями искаженно, «обезображенно», свидетельствуют события, развернувшиеся в Москве в 1905 – 1908 годах. В течение почти полувека Московские архипастыри доверяли дело общественной проповеди Обществу и видели в нем оплот миссионерско-православных сил епархии. Святитель Владимир, вступивший на Московскую кафедру в 1898 году, также возлагал на Общество большие надежды. Открыв в 1901 году в Москве Епархиальный дом, среди размещенных в нем церковно-общественных организаций он отвел помещение и Обществу любителей духовного просвещения. Святитель живо интересовался деятельностью Общества, часто бывал в Епархиальном доме на заседаниях и чтениях, служил здесь в домовом храме и считал Общество своей надежной опорой. Но случилось иначе. «Освободительное движение», охватившее страну, затронуло и Церковь. Не избежали этого искушения и многие члены Московского Общества, либерально настроенные священники и миряне. В 1905 году они поддержали революционные идеи преобразования государства и открыто выступили с программой «церковного обновления». Вот как об этом пишет очевидец и участник событий преподаватель Московской духовной семинарии и бессменный секретарь Общества на протяжении многих лет Н.П. Розанов: «В годы революции в этой " цитадели " Православия и Самодержавия стали твориться вещи прямо необычайные: московские батюшки и прочие члены клира стали наполнять зал Епархиального дома вовсе не для благочестивых бесед, для которых он предназначался владыкою митрополитом, а для шумных разговоров о церковных реформах, весьма тесно связанных с реформами политическими... Эта московская церковная революция в то время ее руководителями скромно называлась " освободительным движением " » .

http://pravoslavie.ru/5279.html

поиск:   разделы   рассылка Артем Скоропадский, Валерий Калныш Чья епархия? Источник: Огонек Раскол в Украинской православной церкви Московского патриархата очевиден, или так только кажется? Репортаж из Киева Казалось бы, сколько сил потратила РПЦ на то, чтобы не допустить признания Вселенским патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата?! Но раскол пришел, откуда не ждали,- – из Украинской православной церкви Московского патриархата. Борьба двух " партий " – – промосковской и автокефальной, ориентированной на большую самостоятельность Украинской православной церкви – – закончилась проведением внеочередного заседания Священного Синода. Неожиданного даже для главы УПЦ МП митрополита Владимира, давно и тяжело болеющего. Заседание проходило под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, главы промосковской партии. И закончилось изгнанием со всех постов одного из главных автокефалов – – архиепископа Александра, до середины прошлой недели занимавшего должности председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Украинской православной церкви , постоянного члена Священного синода Украинской православной церкви . Кроме того, он выведен из состава постоянных членов Священного синода УПЦ МП и снят с должности главного редактора официального сайта УПЦ МП. Борьба у истоков Чтобы понять, что происходит в украинском православии, надо коротко вспомнить предысторию. В начале 1990-х годов тогдашний глава УПЦ митрополит Филарет (Денисенко) потребовал от Москвы самостоятельности для Украинской церкви , мотивируя это тем, что " у независимого государства должна быть независимая Церковь " . Ему отказали, и он провозгласил создание Киевского патриархата, за что и был предан анафеме Московской патриархией. Так произошел раскол в православном мире Украины: во главе УПЦ Московского патриархата встал энергичный митрополит Владимир (Сабодан) – – с прекрасным образованием и неплохими дипломатическими способностями. А УПЦ Киевского патриархата, не признаваемого Москвой, возглавил митрополит Филарет (в 1995 году он был избран патриархом).

http://religare.ru/2_92805.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010