Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) – старец Новоспасского монастыря Старец Новоспасского монастыря Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) Знаменитый московский старец, широко почитаемый за свои духовные подвиги, родился в день памяти великого угодника Божия святителя и чудотворца Николая – 9 мая 1758 г. в городе Вязьме Смоленской губернии. Младенец был наречен Феодором. Родители (состоятельный купец Николай Пуляшкин и жена его Матрона Никитична) отличались благочестием. Отец был любителем душеполезного чтения и имел много духовных книг. В отчем доме Феодор был обучен грамоте и закону Божию. Сына своего отец благословил серебряным крестом. Мать будущего старца стяжала глубокое смирение и добросердечность. В 1786 г. она приняла монашеский постриг в московском Новодевичьем монастыре. Она умерла во время богомолья в Ростов Великий, где настоятелем Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря был ее старший сын архимандрит Аполлинарий (в святом крещении – Архипп). Отца Феодор лишился в юном возрасте. Мать по смерти мужа и после пожара, уничтожившего все имущество семьи, переехала с детьми в дом своего родного брата, богатого петербургского купца Никитина. Но Феодор тяготился мирской суетой и при каждой возможности стремился на службу в Александро-Невскую обитель. Тринадцатилетний мальчик, искавший небесных сокровищ, смог упросить свою мать отпустить его для постоянного жительства в Александро-Невский монастырь. Через полгода по совету своего наставника Феодор перешел в Саровскую пустынь, которая в те годы была известна своими старцами (преподобный Серафим Саровский, иеромонахи Ефрем, Пахомий, Питирим). Для юного послушника жизнь в таком монастыре была благодатной школой: там строго хранилось монашеское благочестие; продолжительные, умилявшие сердце, уставные церковные службы возвышали душу. Подвижники, духовно украсившие Саровскую пустынь, назидали и воспитывали монахов не только своим примером, но и мудрым и тонким знанием человеческого сердца. В такой обители Феодор проходил различные послушания: три года был звонарем, трудился в хлебной и квасоварне, три года в просфорне, а затем нес пономарское послушание.

http://pravoslavie.ru/2526.html

Изложение догмата искупления в творениях митрополита Московского Филарета (Дроздова) В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет богословский труд протоиерея П.В. Гнедича  " Догмат искупления в русской богословской науке (1893–1944) " . Книга предназначена в первую очередь для студентов и преподавателей духовных семинарий и академий. Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывком из этой книги. Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский Тремя рассмотренными системами не исчерпывается русское богословие XIX века, и не они составляют его высшее достижение. Такое значение, бесспорно, принадлежит богословствованию митрополита Московского Филарета (Дроздова). Также бесспорно влияние, оказанное им на все развитие русской богословской науки. Поэтому установить понимание догмата искупления, заключающееся в его творениях, было бы чрезвычайно важно. Но к исполнению этой задачи автор обращается не без некоторых колебаний. Известно несколько подобных опытов, которые нельзя признать удачными: авторы их приходили к неодинаковым выводам. Трудность здесь состоит в том, что сам митрополит Филарет не оставил систематического изложения своих богословских взглядов, а отдельные высказывания по догматическим вопросам рассеяны, главным образом, в его проповедях . Рассматривая творения митрополита Филарета с точки зрения последующих споров об истолковании догмата искупления, ряд авторов приходит к заключению, что митрополит Филарет является выразителем «юридического» понимания искупления . За выражение взглядов святителя принимается, в этом случае, приведенная ранее формула из «Пространного катехизиса», подтверждаемая отдельными цитатами из его проповедей. Эта формула как будто заслонила от взоров большинства исследователей другие творения митрополита Филарета и послужила причиной ряда резких отзывов и обвинений его в подчинении латинскому влиянию, схоластике и т. д. В то же время высказывались и противоположные мнения, основанные на изучении его проповедей, и таким образом можно было бы сделать вывод, что в воззрениях митрополита Филарета на искупление заключается противоречие .

http://pravoslavie.ru/2837.html

Имя митрополита Филарета Амфитеатрова , которому посвящена настоящая статья, довольно известно в истории русской церкви. О нем, как историческом деятеле на поприще епархиального управления, много можно читать и в исторических сочинениях, обозревающих судьбы отечественной церкви, и в нескольких монографиях, специально посвященных имени Киевского митрополита, и даже в беллетристическом отделе нашей литературы 1 . Но мы не поставляем своею задачею определение значения деятельности Филарета в истории русской церкви. Мы хотим говорить о Филарете настолько, насколько он может входить в историю проповедничества, и все свое внимание сосредоточиваем на его проповеднической деятельности. Из всех сторон деятельности Киевского митрополита, его проповедничество менее всего было изучаемо и разбираемо. Обстоятельство это, конечно, имело свои законные основания. Проповеди Филарета не отличаются ни особенною глубиною мысли, ни самобытною оригинальностью взглядов, ни тонкостью анализа рассматриваемых богословских вопросов. Как проповедник, он, конечно, ее может быть поставлен наравне с современными ему и близкими к нему пастырями русской церкви, огласившими церковную кафедру словами, редкими по своему красноречию и глубокомыслию, каков Филарет Московский , Иннокентий Херсонский , Димитрий Одесский и др. Не смотря на все это, проповедному слову Киевского митрополита все же нужно отдать, по всей справедливости, должное уважение. По замечанию надгробного слова, сказанного при погребении Филарета ректором Киевской семинарии, архимандритом Петром 2 , почивший святитель «представлял собою одного из тех церковных витий, поучения которых были полны христианского назидания» 3 . Будучи усердным в исполнении всех вообще своих архипастырских обязанностей, Филарет не мог обойти и, действительно, не обходил и церковного учительства; очевидным доказательством этого служат оставшиеся памятники его проповеднических занятий. И, судя по ним, мы в праве ставить Филарета гораздо выше заурядных проповедников текущего столетия и считаем вполне возможным и законным отнести его в разряд тех наших церковных ораторов, которые оказали русской проповеди услугу со стороны формы, мысли и выражения, которые приобрели по чему-либо проповедническую известность.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Линия Филарета. Сможет ли «почетный патриарх» подсидеть главу ПЦУ А Вселенский Патриархат – добиться хотя бы частичного признания новой «церкви» 12 февраля, 2019 А Вселенский Патриархат – добиться хотя бы частичного признания новой «церкви» Проект «Православная церковь Украины» (ПЦУ), возникший по воле Администрации украинского президента (АПУ) и Константинопольского Патриарха, с трудом становится на ноги. При том что его оформление продолжается, в том числе в законодательном поле, занять место, которое ему готовили нынешние власти Украины, пока не получается. По задумке АПУ, эта церковная организация, образованная на базе «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви», с первых дней своего существования должна была стать реципиентом парафий и целых епархий канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ) во главе с митрополитом Киевским Блаженнейшим Онуфрием. Но даже под давлением властей переходы не стали массовыми. Нет и массового признания в православном мире, на которое очевидно рассчитывали лоббисты ПЦУ. Вселенский Патриархат посылает двусмысленные сигналы, которые игнорирует «почетный патриарх», бывший митрополит Киевский Филарет. Что такое положение вещей сулит ПЦУ – в нашем анализе. Игры в болезнь Если у Вселенского Патриархата и были планы через проект ПЦУ зайти в чужую для греков Украину и по-хозяйски развернуться здесь, этого не выйдет, пока бывший митрополит Киевский Филарет в силе. Не потому, что он принимает позицию канонической Украинской Православной Церкви насчет грубого попрания Фанаром (район Стамбула, где находится резиденция Константинопольского Патриарха Варфоломея) церковных границ и наконец раскаялся в расколе. 90-летний Филарет не возглавляет ПЦУ, но хочет ею руководить из-за спины формального главы новой церковной организации «митрополита» Епифания. «Почетный патриарх ПЦУ» так долго мечтал об автокефальной церкви (пусть даже это псевдо-независимость) и теперь не намерен делиться властью ни с греками, ни с президентской администрацией.

http://pravmir.ru/liniya-filareta-smozhe...

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет выразил соболезнование в связи с кончиной Сербского Патриарха Павла Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Митрополит Минский и Слуцкий Филарет выразил соболезнование в связи с кончиной Сербского Патриарха Павла Выборы сербского Патриарха   17.11.2009 528 " Скорбь о кончине Предстоятеля Сербской Православной Церкви Святейшего Павла, Патриарха Сербского, Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого глубоко переживает Белорусская Православная Церковь. Молитвы об упокоении Его Святейшества в селениях праведных возносит к Господу Священноначалие, клир, монашество и вся боголюбивая паства наша. Родившись в трагические время, когда в Европе разгоралась Первая Мировая война, новопреставленный Патриарх Павел в высокой честью сына Сербской земли и с непоколебимым христианским достоинством совершил свой жизненный путь, который пролегал сквозь военное лихолетье самых страшных в истории человеческого рода войн. Огненные военные испытания не переставали потрясать Сербию в миновавшем столетии. Они продолжились и в нынешнем веке, будучи ежедневной и ежеминутной болью и страданием для Его Святейшества вплоть до последних дней многострадальной и мужественной жизни почившего Патриарха " , - говорится в послании с выражением соболезнования в связи с кончиной Сербского Патриарха Павла , направленного митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Белоруссии, сообщает официальный портал Белорусской Православной Церкви. " Молитва Святейшего Павла о мире и о торжестве правды Божией была также и молитвой Православной Церкви в Белоруссии. Убежден, что для каждого православного христианина нашей земли сопереживание сербской трагедии было и остается неотъемлемой частью его духовной жизни и личного мировоззрения.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/11/17/mi...

Мониторинг СМИ Страна.иа (Украина): остановились за шаг до Томоса. Почему власти и Филарет не могут созвать православный собор 30.10.2018 12:57 Даже среди сторонников автокефалии далеко не все хотят, чтобы Томос дали до выборов. Так как это будет использовано Порошенко в целях личного пиара. Что еще более запутывает Вселенский патриархат. Процесс подготовки к автокефалии пытаются активизировать американцы в контексте своего проекта противостояния с Россией, считает эксперт. В октябре украинские православные не смогут провести объединительный собор. Об этом на днях заявил спикер Киевского патриархата Евстратий Зоря. Это значит, что на ноябрьском синоде Константинопольской церкви, которая недавно включила в свою орбиту и Украину, Томоса по автокефалии не будет. По логике Константинополя, чтобы получить автокефалию, Киев должен провести собор всех трех православных церквей — Киевского патриархата, УАПЦ и УПЦ МП. Вместе они должны сформировать единую церковь, которая и сможет в теории попросить у Варфоломея Томос.   Это мероприятие уже анонсировал глава Киевского патриархата Филарет, сказав, что на нем будет присутствовать 40 иерархов УПЦ КП, 14 от УАПЦ и 10 от УПЦ МП (то есть некие перебежчики из церкви митрополита Онуфрия, которая, как известно, идею Томоса от Варфоломея не поддерживает). Однако пока проведение собора под большим вопросом. Причина в отсутвии согласия даже среди автокефалистов — Филарета и руководителя УАПЦ Макария (они уже несколько лет не могут объединиться — даже при отстутствии между ними каких-либо идейных разногласий). Не говоря уже о присоединении к этой группе сколь-нибудь значительного числа архиереев Московского патриархата. «Страна» выясняла перспективы всеправославного собора, без которого Киеву не получить автокефалию. «Золотая акция» автокефалов Возможность объединения УАПЦ и УПЦ КП была намечена еще в 2015 году, когда место предстоятеля автокефалов занял митрополит Макарий. На тот момент комиссии двух церквей развернули работу по объединению. Но процесс почти сразу забуксовал. Преград на пути к единству оказалось много — переговорщики не смогли согласовать даже название.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Н.В. Маслов Часть I. Жизнеописания глинских старцев и характеристика их трудов Игумен Филарет (†1841), настоятель Глинской пустыни Игумен Филарет (Данилевский) , выдающийся настоятель Глинской пустыни, явился своеобразным живым звеном, связывающим Глинскую пустынь с Киево-Печерской Лаврой и Софрониевой пустынью, а через них с Афонским иночеством и заветами преподобного старца Паисия Величковского . 18 Отец Филарет по праву именуется духовным возродителем и возобновителем Глинской пустыни, поскольку им введено здесь множество духовных и внешних преобразований. Святость жизни игумена Филарета, его духовная сила особенно укрепили то огромное влияние, которое оказывала в течение почти четырех веков эта обитель на историю нашей страны, духовно-нравственную жизнь народа и в целом на русскую культуру. К настоящему времени составлено несколько жизнеописаний отца Филарета. Первое рукописное жизнеописание отца Филарета было составлено в 1829 г. известным учеником игумена Филарета преподобным Макарием (Глухаревым), впоследствии начальником Алтайской духовной миссии. Это жизнеописание хранилось в архиве Глинской пустыни еще в начале XX века, однако не сохранилось до наших дней. Второе жизнеописание игумена Филарета было составлено его учениками сразу же после кончины старца в 1841 г. С некоторыми сокращениями было издано в 1856 году («Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. СПб., 1856»), а в исправленном и дополненном виде – в 1892 году («Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. Курск. 1892»). В 1905 г. опубликовано третье издание жизнеописания отца Филарета, составленное глинским иноком Михаилом Кузьминым. (Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. Одесса, 1905). В конце XX века глинский подвижник схиархимандрит Иоанн (Маслов) на основе богатого архивного материала составил наиболее полное жизнеописание отца Филарета. 19 Особое внимание в этом жизнеописании уделено характеристике отца Филарета как возродителя истинного духовного руководства в Глинской пустыни, учредителя старчества, защитника чистоты Православия, автора книг и нот.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но вот скоро состоялось определение Св. Синода (18 Октября 1810 г.) о перемещении Ректора Оренбургской Семинарии Филарета в Тобольскую епархию с назначением его только Настоятелем тамошнего Знаменского второклассного монастыря, хотя при этом же монастыре находилась самая Семинария. Весть об этом перемещении с одной стороны была для Филарета отрадной; во всяком случае, он, – как сам выражался словами Псалмопевца, – избавлялся от потопления, и от бури; но с другой, узнав из Указа Св. Синода, что он перемещается на новое место во-первых, только в Настоятели монастыря 164 и во-вторых, в видах окончательного испытания и дознания его благонадёжности, он само собой, был немало озадачен этим. В частности же озадачивала его самая местность, столь отдалённая и глухая и он называл это перемещение прямой ссылкой в Сибирь, чтобы не чаять никогда оттуда и возвратиться. Эти мысли и чувствования всего более невольно высказывались им перед своим братом – Гавриилом, прибывшим с ним из Севска и, здесь в Уфе бывшим, по окончании курса в Семинарии, Преподавателем Немецкого языка, а потом уже, женившимся на дочери того самого священника Григория Андреевича Несмелова , который из сострадания к Филарету, оставшемуся в одних дырявых туфлях, поусердствовал доставить ему сапоги. Филарет, во всяком случае, никак не решался приглашать с собой в Тобольск своего брата, да и родители жены его ни за что не соглашались отправить дочь в такую даль, и тем более, что сам Филарет не скрывал своих, сказанных выше, мыслей о будущем своём как бы ссылочном положении. И так решено было, – рассказывал отец Григ. Андреевич, – идти к немилостивцу (Августину) искать милости, чтобы благословил он моему зятю остаться в Оренбургской епархии, где он уже поступил священником в золото-приисковом заводе Миасском. Августин хотя тут и кольнул меня снова за сапоги 165 , но вдруг что-то взмиловался. О самом же Филарете промолвил: «вот ему – свату-то твоему, можешь подарить теперь лапти с хорошими оборами и тёплыми онучами на дорогу…, ну а там он сам увидит, во что его обуют по его заслугам».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " 2 декабря 1867 года, 140 лет назад, отошел ко Господу святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Почти полвека управлял святитель Филарет Московской епархией, и это время, по мнению многих церковных историков, «было самым блестящим периодом в ней, и вообще в истории русской Церкви». «Дар напрасный» Каждый грамотный человек припоминает стихотворение Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» Но далеко не каждому, наверное, был известен ответ современника поэта, митрополита Московского: «Не напрасно, не случайно…». Многие литературоведы утверждают, что пылающие устремлённостью к Богу стихи Пушкина «И внемлет арфе серафима в священном ужасе поэт» — его покаянный ответ на послание митрополита. Трудным был путь нашего Александра Сергеевича и всех, для кого дороже всего на свете истина, к свету Христову в тот «жестокий», по мнению Пушкина, век (что сказал бы он о веке нынешнем?). Потому что самый больной век не тот, который страдает от заблуждений, но тот, который пренебрегает истиной, презирая ее. Индифферентность, приходящая вслед за атеизмом (последняя из ересей), — это систематическое невежество, вольный сон души, противящейся собственным здравым мыслям, всеобщее притупление нравственных способностей, абсолютная утрата идей, которые человеку жизненно необходимо знать. Религиозная индифферентность общества не есть уже просто взаимное дурное влияние, как это было в начале XIX века, но индивидуализм и плюрализм, насаждаемые либеральной культурой, а также наукой, агрессивно претендующей на всезнание. Наше время отмечено не только отсутствием интереса к религиозным вопросам. Эта страшная система так называемой толерантности, которая полагает, что можно обрести вечное спасение, исповедуя какую угодно веру, составляет сегодня символ веры слишком многих. И утверждает в заблуждении тех, причисляющих себя к православным, которые говорят, что если бы они родились в другом месте, они были бы сегодня буддистами или мусульманами. Индифферентность — это такая своеобразная приватизация вопросов религии, где каждый выбирает для себя «истины», которые кажутся ему подходящими — вне зависимости от какого-либо контроля общественного сознания или какой-либо принадлежности к Церкви. Человек Церкви

http://moral.ru/st_philaret/

Отдел VIII. Перемещение преосвященного Филарета из Калужской Епархии в Рязанскую Глава XXV. Прощание Преосв. Филарета с Калужской паствой «Калужская паства и в своё время и поднесь молит Господа, да пошлёт Он ей в утешение подобного Отца-Архипастыря, каков был приснопамятный Филарет». «Последним словом своим Владыка Филарет тронул всех, в чрезвычайном множестве присутствовавших в храме, до всей глубины души; и слёзы – искреннейшие знаки искреннейшей приверженности всех, свидетельствовали о печальных чувствованиях горестного разлучения». «При самом же прощании и проводах были такие умилительные сцены, которые возможно только чувствовать сердцем, а выразить словами – нет» 490 . Читающие припомнят, что мы закончили повествование о служении Высокопр. Филарета в Московской Духовной Академии словами, бывшего воспитанника этой Академии, новонаречённого Епископа Иоанна в речи его Святейшему Синоду, – словами, как нельзя более, верно характеризующими дух, характер и образ всего Академического служения. Мы и в настоящий раз не можем отказать себе, чтобы не воспользоваться словами этого же духовного витии 491 , в которых столь же верно охарактеризованы дух, характер и образ Святительского служения, каковые в достойной мере могут быть приложимы и к самому начальному служению Высокопр. Филарета в Калужской Епархии, а тем паче в связи с изложенными по делу о переводе Св. Писания на Русский язык историческими данными. Впрочем, чтобы воспользоваться содержанием указываемой речи Преосв. Иоанна, мы имеем для этого и право и даже долг по следующим обстоятельствам. Когда покойный Преосвященный был уже Епископом Смоленским, непосредственным преемником Высокопр. Антония, и я находился, в течение первого года его служения, тоже в Смоленске, и в ту пору начинал собирать материалы для биографии Высокопр. Филарета, тогда сам же Преосв. Иоанн заинтересовался этим моим делом, по отношению собственно к лицу и памяти жизнеописуемого. Имевши честь сыздавна, ещё во время его ректорства в Казанской и Санкт-Петербургской Академии, быть в знакомственных отношениях к Преосв. Иоанну и зная его личный характер, что он не любил быть словоохотливым по каким-либо частным предметам, я даже удивлялся, что при настоящем моем деле он проявил в себе совсем иную сторону своего характера. Он явился столь сочувствующим и интересовавшимся, что подобное что-либо в других лицах, бывших, сколько мне известно, в очень близких отношениях к в Бозе почившему Первосвятителю – Высокопр. Филарету, мне весьма немного приводилось встретить...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010