Начало епископского служения Филарета Прибыв в Ригу с инструкцией быть осторожным и осмотрительным в отношениях с местными властями, преосвященный Филарет первые три года провел в уединении и занимался лишь делами своей епархии и учеными трудами. В инструкции Святейшего Синода прямо указывалось, что «единомыслие и согласное действование» с местными властями «должно быть охраняемо с крайним тщанием». Утвердив же себя в глазах правительства, можно было действовать и смелее. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский и Нежинский. Литография П. Бореля. 2-я пол. XIX в. Преосвященный Филарет нашел дело православия в Риге почти погибшим, из обращенных епископом Иринархом более половины отпало от православия. Епископ Филарет писал обер-прокурору графу Протасову о положении в крае: «Надобно сожалеть, что помещики сильно обеспокоены желанием крестьян присоединиться к святому православию. Тревоги пасторов естественны, хотя некоторые из них доходят до исступленных выходок против православия. В искренних разговорах в Риге помещики сознавались, что собственно не ослабление лютеранства занимает их, но они боятся только того, что а) при православных священниках они не будут иметь той безотчетной власти над крестьянами, какую имели при лютеранских пасторах, и б) что им вообще хочется удержать в Лифляндии дела в отдельном виде от России и не допускать в нее ничего русского» . Протоиерей Александр Горский. Фотография. 2-я пол. XIX в. Но преосвященный Филарет не мог удовлетвориться лишь заботой о сбережении того немногого, что осталось от сделанного его предшественником. Тем более, как писал он своему другу протоиерею Горскому, «грешно было бы жаловаться на недостаток любви здешней паствы к пастырю. Нет, паства обрадовалась, обрадовалась тем более, что несчастные обстоятельства, взволнованные немцами, заставили думать о невозможности быть здесь пастырю» . Зная хорошо историю, понимая, насколько несправедливы и противны политическим интересам отечества притязания баронов, епископ Филарет намеревался возродить православие, прочно оградить его от козней врагов и сделать все возможное для утверждения духовного единства с Россией. Для выполнения этой задачи он разработал специальную программу:

http://sedmitza.ru/lib/text/430241/

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Старец Филарет из монастыря Костамонит, 50 лет со дня кончины     Старец Филарет из монастыря Костамонит, 50 лет со дня кончины Кратко не удается сказать о жизни и служении старца Филарета (1890–1963), бывшего игуменом обители с 1949 года. Хотя бы так: На Святую Гору он пришел в 1912 году, в возрасте 24 лет. Этому предшествовало благодатное явление великомученика Димитрия Солунского, указавшего Антонию (так звали старца в миру) идти на Афон. Первоначально он намеревался добраться до Лавры преподобного Афанасия, но и здесь в его судьбу вмешалась благая воля Божия. Антоний остановился на ночлег в монастыре Костамонит. В соборном храме, куда он пришел поклониться святыням обители, душа его исполнилась радостного волнения. Антоний понял, что путь его окончен и что здесь, в этой тихой обители, он обретет то, что искал с отроческих лет,— встречу со Христом. А дальше все происходило так, как бывало в жизни всех прославленных подвижников Афона: послушания, искушения, первые проявления благодатной помощи, пострижение в монашество — и снова послушания, молитва, искушения, но теперь уже более сильные — от врага рода человеческого, восстающего на подвизающихся в духе и истине. После рукоположения в священный сан в 1924 году отец Филарет ежедневно до самой кончины совершал Божественную литургию. Душа его жаждала литургии, без нее он чувствовал себя мертвым, лишенным Христа. В монастыре были еще иеромонахи, и они совершали литургии в соборном храме в свой черед. В такие дни отец Филарет шел служить в одну из восьми часовен, принадлежавших монастырю. Во время служения все существо его излучало радость, свет и мир, на глазах его были слезы. «О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово!» Сколько раз за пятьдесят один год монашества повторил отец Филарет и этот кондак, и весь акафист Матери Божией! Душа его знала Ту, Которую весь православный мир величает Всепетою Материю, и находила упокоение в небесной Материнской любви с надеждой, верой и преданностью, характерными для истинных подвижников. Он повторял этот акафист по многу раз на дню. Едва завершив Божественную литургию, он спешил в свою келлию, затепливал лампадку перед иконой Божией Матери «Гликофилуса» («Сладкое лобзание».— Ред.) и с любовью и благоговением начинал: «Ангел предстатель с небеси послан бысть рещи Богородице: Радуйся!..». Всем, кто у него исповедовался — и монахам и мирянам, благословлял по крайней мере один раз в день читать акафист перед Ее иконой при зажженной лампаде.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=153...

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Портрет работы Владимира Гау. 1854 год ЖМП 12 декабрь 2012 /  6 декабря 2012 г. 01:00 Наш современник — святитель Филарет Московский Святитель Филарет (1782–1867), митрополит Московский и Коломенский, называемый при жизни патриархом без патриаршества, влиял на развитие церковной жизни в России в царствование трех государей, внес большой вклад в развитие отечественного богословия, принимал участие во многих важных событиях государственной жизни. Его личность наложила неизгладимую печать на XIX век, который подчас называют веком Филарета . По словам историка Н.П. Гилярова-Платонова, " он не был представителем эпохи, он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время. В первую половину царствования Александра II, став во главу церковного управления — не саном своим или местом церковного служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы, — он до конца жизни так и остался. Внешнее влияние его иногда оспаривалось, но никем и никогда не оспаривались его умственное и духовное первенство и его нравственное влияние… Митрополит Филарет был историческое явление необыкновенное " . Ныне, во второе десятилетие нового тысячелетия, не устарело ли наследие Филарета? Уверен, что нет. На одной из филаретовских конференций в 2007 году прозвучала даже формулировка " наш современник — святитель Филарет " . На первый взгляд, это слишком смелая характеристика для церковного деятеля, жившего более полтора века назад и получившего от историков недвусмысленное определение " консерватор " , однако такое мнение видится обоснованным. Богословские проблемы, которые он пытался решать в годы своего служения Церкви, и вопросы церковной жизни, на которые искал и предлагал ответы, отчасти остаются актуальными до сего дня. Опыт митрополита Московского может быть нам полезен как при исследовании богословских проблем, так и при изучении вопросов формирования русской национальной культуры на рубеже XVIII–XIX веков. В трудах святителя Филарета содержится немало интересных глубоких замечаний по отдельным вопросам библеистики и перевода Священного Писания на русский язык, важных соображений о догмате искупления, об имени Божием, о мариологии и литургике.

http://e-vestnik.ru/church/svyatitel_fil...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава одиннадцатая. Филарет и Александр 1823–1825 Начинался закат эпохи Александра I. Вместо Союза благоденствия возникли Северное и Южное тайные общества, которые приведут декабристов на Сенатскую площадь отметить окончание дней Александровых. Сам государь становился все более религиозным, погружался в мистику, думал о своем уходе. Думал и о том, кому передать престол. У самого государя – ни детей, ни внуков. Следующий за ним по старшинству брат Константин женился на особе не царской крови, польской графине Грудзинской, и лишился прав на престолонаследие. Стало быть, надо было писать завещание в пользу Николая. Летом 1823 года Филарета вызвали в Петербург. Ехать и хотелось и не хотелось – конечно, лестно получить из рук самого государя орден Святого Александра Невского, но снова видеть тамошний так называемый высший свет, общаться с вертлявым Голицыным... По приезде московский архиепископ встретился с министром духовных дел и народного просвещения, и Александр Николаевич сообщил ему о воле государя императора: – Необходимо срочно написать манифест о переходе прав наследования российского престола от Константина к Николаю. Филарет выполнил поручение, вскоре первый вариант манифеста вернулся к нему от Александра с поправками. Филарет переписал заново и вновь отправил государю. Александр поставил подпись под документом, составленным Филаретом. Можно было вернуться в Москву, поспешить к празднику Успения Богородицы, и 15 августа в Успенском соборе Кремля Филарет уже произносил «Слово по возвращении к своей пастве из Санкт-Петербурга». В нем выразилась вся радость возвращения из суетной Северной столицы в более спокойную Москву. – Обращаюсь к вам, Боголюбезные братья и чада Церкви сия, не умолчу ныне о том, о чем умолчал здесь за год пред сим, – о скорби разлучения с вами... И лишь после этого он перешел к разговору об Успении Богородицы и заговорил о страхе смерти, коего не должно быть у истинно верующего христианина: – Спроси себя, слушающий сие, умеешь ли ты таким образом праздновать Успение, или ты только боишься смерти, или совсем не хочешь думать о ней? Вопрос немаловажный; он может показать тебе, в каком состоянии душа твоя, и чего подлинно ты можешь надеяться или бояться. Если ты часто, хотя и без страха призываешь к себе смертный помысл, дабы поставить его судиею твоих дел и стражем твоей совести: благо тебе! Он может соделаться для тебя ангелом, которому заповедано будет сохранять тебя на всех путях твоих. Но если ты совсем не помышлял доныне о смерти, и бегаешь всего, что напоминает о ней: горе тебе! Сие расположение духа не обещает чистого добра в настоящей жизни и не предвещает блаженства в будущей, которого, впрочем, при употреблении средств, дарованных благодатию, всех нас да сподобит Господь наш Иисус Христос , истинная жизнь наша, предстательством Преблагословенныя Девы Марии, Матери жизни. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава пятая. Иеромонах Филарет 1809–1811 Великим постом 1809 года Россия возобновила войну со Швецией. Генерал Багратион совершил ледовый поход семнадцатитысячного русского корпуса к Аландским островам, в чем-то сравнимый с переходом Суворова через Альпы. Вскоре русские войска оказались вблизи Стокгольма, а дивизия Барклая де Толли захватила шведский город Умео, после чего шведы капитулировали. При таких радостных событиях православный русский люд встречал 28 марта Пасху. И в сей день иеродиакон Филарет сделался иеромонахом. Иеромонах – второй по значению монашеский сан. Посвященный в него может совершать таинства, включая главное таинство евхаристии и литургию -основополагающее богослужение христианской церкви. Единственное из семи таинств, которое он не может совершать, это таинство священства. Итак, 28 марта 1809 года во время пасхальной литургии после пения «Херувимской» и перенесения Святых Даров с жертвенника на престол два диакона подвели Филарета к Царским вратам. – Повели! – возгласил первый диакон, обращаясь к народу. – Повелите! – возгласил второй диакон, обращаясь к клиру. – Повели, преосвященнейший владыко! – возгласил первый диакон, обращаясь к митрополиту Амвросию. Филарет вошел в алтарь, где его трижды обвели вокруг престола, углы которого он целовал, а также прикладывался к руке Амвросия, восседающего на горнем месте. В это время клирики пропели три гимна: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся...», «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало...» и «Исайе, ликуй...». По окончании обряда хождения Амвросий встал у правого угла престола, а Филарет преклонил пред ним колена. Митрополит, совершив над главою новопоставляемого знамение креста, возложил на него свою руку и край омофора. Из уст Амвросия потекла тайнодейственная молитва: – Божественная благодать всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая, проручествует благоговейнейшего Амвросия во Филарета, помолимся о нем, да приидет на него благодать Всесвятого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Б.Н. Алмазов Рассказы из жизни Христианских подвижников [стихотворение]: Святой Филарет Милостивый; Мария Египетская Источник Святой Филарет Милостивый I В те времена, когда Христова церковь Еще едва в покое отдохнула От козней, бед, страданий и гонений, И твердостью, любовью и смиреньем Своих врагов могучих победив, Из рубища скиталицы убогой В достойную своих деяний ризу Величия земного облеклась, И под покров верховной власти стала; Когда еще не остывала память В сердцах людей о мучениках церкви, За веру твердо душу положивших, И их пример и подвиги святые, Избранников сердца воспламеняя, Их на дела благие подвизали; Когда Сион, Наин и Вифлеем, Капернаум и Назарет, и Кана, Еще живым преданием полны, О чудесах Спасителя вещали, И на себе земля еще хранила Апостолов недавние следы, – В те времена святые, на Востоке Жил человек простой умом и сердцем, С женой своей и чадами своими – Муж праведный и кроткий, Филарет. Как Иова, Бог наделил его Богатствами и благами земными: Он получил в наследье от отца Обширные и пастбища, и нивы, Сады смоковниц, кедров вековых И виноградники, и рощи маслин, И житницы, обильные пшеницей, И улья пчел, точащиеся медом, Стада овец, верблюдов и волов, И множество рабов, рабынь усердных, И утвари и тканей дорогих, И древний дом, всегда, как чаша, полный Сластей и вин, и всякого добра. И славен был далеко Филарет В своей стране и странах сопредельных И родом, и богатствами своими. Но чист душой и сердцем, как младенец, Он гордостью в душе не превознесся, Наследие отцовское стяжав, Не погрузился в роскоши и неге, Не пресыщался яствами, сластями, Не пировал со знатными друзьями, Не тешился утехами мирскими, И ни к каким земным житейским благам Не прилежал ни сердцем, ни умом. Единую любовь он в жизни ведал – Любовь ко всем живущим на земле, И этою любовью полон с детства, Он в ближнего всю душу положил, И всякого живого человека, Кто б ни был он – муж праведный, иль грешник – Всем сердцем он любил нелицемерно. Кого бы он ни встретил, ни увидел

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Декабрь 1 декабря 1. Св. пророк Наум . Родом из колена Симеонова, из места [Елкос] (Елкесем) по ту сторону Иордана. Жил за 700 [по другим источникам – за 600. – Пер.] лет до Христа. Спустя два столетия после пророка Ионы предрек гибель Ниневии. Ниневитяне покаялись от проповеди Иониной, за что Бог пощадил их и не погубил. Однако со временем позабыли они милость Божию и снова развратились. Пророк Наум предрек им гибель. И так как не последовало покаяния, то не было и пощады. Землетрясением, наводнением и пожаром был уничтожен весь город, так что даже место [на котором он стоял] узнать было невозможно. Святой Наум прожил 45 лет и упокоился в Господе, оставив небольшую книгу своих истинных пророчеств. 2. Св. Филарет Милостивый . Из села Амния в Пафлагонии. Поначалу Филарет был очень состоятельным человеком, однако, раздавая много милостыни нищим, сильно обеднел. Впрочем, не испугался он нужды и скудости, но с упованием на Бога, рекшего: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут , продолжил дела милосердия, невзирая на негодование своей супруги и детей. Однажды, когда пахал он землю, пришел к нему человек и пожаловался, что пал у него в ярме вол, а на одном воле он пахать не может. Филарет выпряг одного своего вола и дал ему. Пожертвовал он и своего последнего коня рекруту, призванному в армию. Отдал и теленка от последней коровы, но, заметив, что корова жалобно мычит, разлучившись с теленком, а теленок [ревет] по корове, догнал человека с теленком и отдал ему и корову. И остался престарелый Филарет без пищи в опустевшем доме. Однако молился он Богу и на Бога надеялся – и Бог не дал праведнику быть постыженным в своем уповании. В то время царствовала императрица Ирина со своим юным сыном Константином. Следуя бытовавшему тогда обычаю, царица послала людей во все концы государства, чтобы нашли они самую красивую и самую примерную девушку – в жены ее сыну. По Божию Промыслу, гонцы остановились на ночлег в доме Филарета и, увидев его прекрасную и кроткую внучку Марию, дочь Ипатии, дочери Филарета, отвезли ее в Царьград. Царю девушка понравилась, и он обвенчался с ней, а Филарета и всю его семью переселил в столицу, одарив их великими почестями и богатством. Однако праведный Филарет не возгордился от такого нечаянного счастья, но, благодаря Бога, и впредь творил добрые дела еще больше прежнего. Не переставал он благотворить людям до самой смерти. Достигнув 90-летнего возраста, призвал он своих детей, благословил их и завещал держаться Господа и соблюдать закон Божий. Своим прозорливым духом, как некогда праотец Иаков, предрек он каждому из них, [кто и] как проживет в сем веке. Затем возлег он [на одр свой (дело было в цареградском] монастыре Родольфия) и предал свою святую душу Богу. Перед смертью его лицо просияло как солнце, а по кончине от его тела источилось необычайное благоухание и совершились чудеса у его мощей. Упокоился сей праведник в 797 году. Его супруга Феозва и все его дети и внуки, богоугодно пожив, преставились в Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась» 09.04.2020 943 Время на чтение 3 минуты Источник: союзправославныхженщин.рф В октябре 2017 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по инициативе Женского православно-патриотического общества и Союза православных женщин состоялась духовно-просветительская конференция «Святитель Филарет и его роль в создании женских духовных общин», приуроченная к 150-летию со дня блаженной кончины святителя. Тогда невозможно было представить, что сегодня мы будем вспоминать еще об одной важнейшей роли, а скорее подвиге святителя Филарета. В 1830 году, 190 лет назад, когда на Москву обрушилась холерная эпидемия, митрополит Филарет не покинул свой город, в ответ на приглашение переехать в Петербург сказал, что готов умирать вместе со всеми. В Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными кордонами. Все правительственные учреждения, фабрики, театры, учебные заведения и магазины были закрыты. Улицы города опустели. Храмы, тем не менее, остались открытыми. Митрополит повелел ежедневно совершать крестные ходы с молебным пением и колокольным звоном, и сам молился в Кремле с братией Чудова монастыря на коленях под открытым небом. Священники обходили свои приходы, а потом шли в карантины окормлять больных. Также он учредил Московский архиерейский Временный комитет помощи нуждающимся. В числе жертвователей этого Комитета был государь Николай I, дворяне Голицыны, Шереметевы, Самарины, купцы Аксеновы, Лепешкины, Рыбниковы. 17 сентября святитель Филарет писал в письме своему викарию Игнатию: «Напрасно более бояться болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась». Святитель Филарет не раз повторял, что врачевания медицинские должны сочетаться с врачеванием духовным. 25 сентября в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Успенском соборе митрополит Филарет совершил соборное «Молебствие с коленопреклонением о прекращении заразы в Отечестве».

http://ruskline.ru/opp/2020/04/09/gde_us...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой митрополит Московский Филарет о государстве, обществе, культуре 01.12.2020 1036 Время на чтение 46 минут Источник: Московская Сретенская Духовная Академия Святитель Филарет относится к числу святых, кто при жизни и отчасти после смерти был предметом человеческих пререканий и преткновений, пережил любовь и почитание со стороны одних и неприятие, и отталкивание со стороны других. В Церкви Божией святые разные. Бывают такие, образ святости которых становится ясен даже для тех, кто не принимает их свидетельства. Таким был, предположим, святой Иаков, первый архиерей Иерусалимской Церкви: даже его враги не могли не благоговеть перед его необыкновенным благочестием и святостью. К таковым относится, например, преподобный Сергий Радонежский: даже люди, не понимающие сути монашеского подвига и его служения, не могут не отдать дани уважения и почитания этому святому. Можно назвать и других подобных святых, которых даже внешний мир, пусть и не понимая до конца их подвига, каким-то образом по-своему уважает и прославляет. Есть святые, которых мир, напротив, жестко отвергает и не понимает. Например, преподобные Даниил и Симеон Столпники могли ли быть поняты внешним миром? Как человек, не понимающий, что есть аскеза и путь ко спасению, и как бесценна душа – вещь бессмертная, – может согласиться и принять подобного рода свидетельство святости? А есть святые, которые, как святитель Филарет, как царственные страстотерпцы, как святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, при жизни одними были очень любимы и почитаемы, а другие решительно не соглашались признать, что перед ними святой угодник Божий. Не упрощая жизнь святителя Филарета и его отношения с современниками, мы должны сказать, что и с ним было так. Похожим образом когда-то было со святителем Кириллом Александрийским. Мы можем сделать несколько наблюдений о том, почему это было. Во-первых, святитель Филарет относится к тем святым, значимость подвига которых для Церкви определяется Евангельским словом «По плодам их узнаете их» (Мф.7:20). По итогу того, что они сделали, мы не случайно сравниваем святителя Филарета со святителем Кириллом Александрийским. Последний при жизни был человеком очень и очень сложным, таким, что даже друзья с трудом могли его переносить, – горячим, пылким до грубости, до резкости, до жестокости в обращении с врагами. Но то, что он сделал для Церкви, – сохранил святое Православие во время распространения ереси несторианства, – это бесконечно много. Эта ревность святителя Кирилла Александрийского о Боге оказалась в нем главным и даже привела его к лику святости.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/01/svyato...

«Наш современник — святитель Филарет» 5 декабря 2012 г. 16:00 2 декабря Церковь празднует память митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). Статья доктора исторических наук, профессора кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, профессора исторического факультета ПСТГУ, ведущего научного сотрудника Центра арабских исследований Института востоковедения РАН А.И. Яковлева, опубликованная в «Журнале Московской Патриархии» ( декабрь, 2012 г. ), посвящена жизни святителя Филарета, а также текущей деятельности по изданию его трудов. Святитель Филарет (1782-1867), митрополит Московский и Коломенский, называемый при жизни патриархом без патриаршества, влиял на развитие церковной жизни в России в царствование трех государей, внес большой вклад в развитие отечественного богословия, принимал участие во многих важных событиях государственной жизни. Его личность наложила неизгладимую печать на XIX век, который подчас называют веком Филарета. По словам историка Н.П. Гилярова-Платонова, «он не был представителем эпохи, он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время. В первую половину царствования Александра II, став во главу церковного управления — не саном своим или местом церковного служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы, — он до конца жизни так и остался. Внешнее влияние его иногда оспаривалось, но никем и никогда не оспаривались его умственное и духовное первенство и его нравственное влияние… Митрополит Филарет был историческое явление необыкновенное». Ныне, во второе десятилетие нового тысячелетия, не устарело ли наследие Филарета? Уверен, что нет. На одной из филаретовских конференций в 2007 году прозвучала даже формулировка «наш современник — святитель Филарет». На первый взгляд, это слишком смелая характеристика для церковного деятеля, жившего более полтора века назад и получившего от историков недвусмысленное определение «консерватор», однако такое мнение видится обоснованным.

http://patriarchia.ru/db/text/1279666.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010