Великие люди и после смерти своей оставляют яркую полосу света, которая пролегает выше подвижной и предательски-изменчивой людской памяти. Святитель Филарет и был таким великим человеком, прошедшим своим живым деятельно-христианским духом чрез врата смерти и вошедшим в семью вечно живых. В нем, со смертью , «угасло горевшее вещество, но сам свет оставил немерцающее лучи» 2 . Представитель кафедры Библейской истории вышел бы за пределы своей задачи, если бы стал говорить о святителе Филарете вообще. Один почитатель великого святителя еще в 1883 г. сделал приблизительный подсчет его сочинений. Таковых оказалось более семисот, не считая нескольких томов его писем и мотивированных резолюций. К этому времени из одной московской типографии было вытребовано свыше 2,200,000 томов сочинений Филарета. Его opera opuscula, близкая no духу к любимым им творениям Григория Богослова , по своему объему напоминает opera opuscula Оригена 3 . И нужно особое, немалое, время, чтобы оперировать с такою массою материала. Библеист не будет касаться и известного всем труда: «Начертания Церковно-Библейской истории» Филарета, в котором мы имеем сжатые и точные пролегомены к новозаветной церковной истории. Высокая оценка «Начертания» дана одним из почтенных предшественников по нашей кафедре А. П. Смирновым 4 , хорошо показавшим, что Филарет в своем «Начертании» «сделал многое в свое время и не для одного своего времени» 5 . Наша задача проще. В своем кратком слове мы хотим отметить только два момента, так сказать, духовного исхождения святителя-библеиста за пределами его специальных библейских трудов, за которыми он оставался, однако, проникновенным и строгим библеистом – служителем и апостолом Божественного Слова. Мы дадим иллюстрацию того, как орлиный взор Филарета подмечал и охватывал неосторожные движения научной мысли, оперировавшей с Библией , и как синтез веры и знания, вообще характерный для трудов славных сотрудников – современников – митрополита и протоиерея – Филарета и A. В. Горского, воплощался в живое слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Война священная. Часть 3 Памяти 1812 года А. Нортерн Отступление Наполеона из Москвы. 1851 г. В декабре 1812 года через Неман из России в Европу вернулись 18 тысяч жалких, оборванных и обмороженных людей, которых уже трудно было назвать солдатами. В русском плену оказалось 130 тысяч, а 350 тысяч европейцев из двенадцати стран навеки остались лежать на бескрайних и прекрасных российских просторах. Свершилось! Враг изгнан. В день светлого Христова Рождества вышел манифест государя об изгнании неприятеля из пределов Отечества. Тем радостнее звучали рождественские проповеди, читаемые во дни избавления от бедствия, которое еще недавно казалось непреодолимым. «Если же кто с волхвами притек в сокровенный Вифлеем от шумного Иерусалима: да не возвратится тот ко Ироду похвалиться своим обретением; да не соделается тайна Царя славы оружием миродержителя тьмы века сего», – взывал архимандрит Филарет (Дроздов) к народу православному, вновь обретшему веру и посему победившему. Святителю Филарету суждено было стать первым, кто дерзнул осмыслить значение великих и потрясающих событий. В самом начале 1813 года президент Российской академии художеств Алексей Николаевич Оленин обратился к нему с просьбой написать рассуждение о том, почему России удалось сокрушить несокрушимую мышцу Наполеона. Оленин потерял на войне своего 19-летнего сына Николая, прапорщика лейб-гвардии Семеновского полка, погибшего в Бородинском сражении. В письме к Филарету он писал: «Кому же, если не служителю святого алтаря, приличествует доказать происшествиями нынешней войны, что неимоверные подвиги народа русского начало и основание свое имеют в беспредельной вере к Богу, в верности к царю и в любви к Отечеству». Архимандрит Филарет откликнулся на просьбу Оленина и написал трактат «Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне». «Дано кровопролитнейшее из всех известных в наши времена сражение, в котором чем более победа колебалась между превосходством сил и совершенством искусства, между дерзостию и неустрашимостию, между отчаянием и мужеством, между алчностью грабежа и любовью к Отечеству, тем торжественнее увенчана правая сторона», – писал Филарет в своем «Рассуждении».

http://pravoslavie.ru/55918.html

Декабрь 1. Святой пророк Наум После угрозы Господь употребляет наказание После проповеди св. пророка Ионы Ниневитяне покаялись, но, видя, что пророчество Ионы и угроза Божия не исполнилась, они предались непомерным беззакониями поэтому св. пророк Наум стал им предсказывать, что город их погибнет от огня и воды. Так действительно и случилось. Среди Ниневии было большое озеро, в котором и погиб город, а оставшаяся часть сожжена огнем. Прав. Филарет милостивый Какое должно быть употребление богатства на земле Будучи чрезвычайно богатым, преп. Филарет говорил: «Разве я для того получил от Бога блага, чтобы одному мне ими питаться и в наслаждении тратить их; вместо угождения чреву, не должен ли я сокровища мои разделять нищим, вдовам, сиротам, странникам, убогим, которых Господь не устыдился называть Своею братиею, говоря: «понеже сотвористе единому от сих братий Моих меньших, Мне сотвористе“ (Мат 25, 11). И какую доставят мне пользу мои имения, если их скупостью я удержу, в день страшного суда Божия имеющего быть немилостивым для не сотворивших милости? Разве они будут для меня в будущей жизни бессмертною пищею и питием? Разве эти мягкие одеяния будут нетленны? Нет, ибо св. апостол сказал: «ничто же бо внесохом в мир сей, яве, яко ниже извести что можем» ( 1Тим. 6, 7 ). Лучше отдам имение в руки Богу чрез нищих, зная, что Бог жену и детей не оставит; ибо пророк сказал: «яко Господь любит суд, и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся; беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится» ( Пс. 36,25 ). Господь искушает человека нищетою Преп. Филарет стал приходить в нищету; однако, не изменил благости и милосердия своего к нищим, но непрестанно раздавал нуждающимся, что имел. Благочестивый нищете радуется Измаильтяне своим нашествием лишили преп. Филарета всего имения; однако он не скорбел, но как иной, богатея, радуется, так он, приходя в нищету, радовался, зная, что ему удобнее при нищете достигнуть рая ( Иов. 4, 27 ; Матф. 19, 23 ). Недостаток в подаянии милостыни восполняет словесное утешение

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Дмитрий Рыбаков Скачать epub pdf Содержание Приложение 1 Приложение 2. Печатные труды высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского и Коломенского     Пастырский опыт одного из величайших иерархов Русской Церкви, выдающегося проповедника современности митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) , не смотря на смену эпох и общественных настроений, по сей день остается неиждиваемым источником отеческой мудрости, архипастырской любви и тончайшего проповеднического мастерства, оставленного в наследие Православной Русской Церкви. Своею проповедью владыка Филарет свидетельствовал об Истине в сложнейший и противоречивый период истории русской духовности, отмеченный как пиком православной государственности в России, так и небывалым до того времени распространением в ней сектантских и лжемистических исканий. И сегодня, в наше не менее смутное время, проникновенная и врачующая проповедь владыки обращена к тем, кто тщетно ищет Христа вне Церкви и Церковь там, где искажается само слово Христово, прикрываемое лишь звуком библейских изречений. Наш краткий очерк не ставит целью ввести читателя в курс всего церковно-учительного наследия Высокопреосвященнейшего Филарета – для этого было бы мало статьи и даже монографии. Однако предоставить хотя бы общее знакомство со значением святителя Филарета (Дроздова) в путях русской духовности – пожалуй, наш долг перед этим выдающимся архипастырем. Святитель Филарет – в миру Василий Михайлович Дроздов (1783–1867), родился в древнем подмосковном городе Коломне в семье дьякона. Азы школьного учения будущий церковный ученый приобретал в родном городе, а затем в философском классе Троицкой лаврской семинарии в Сергиевом Посаде, где по окончании курса был оставлен трудиться в качестве преподавателя. Бесспорно, семинария дала Василию Дроздову блестящее знание древних языков и основательную филологическую подготовку, но всем остальным он был обязан собственным дарованиям и самоотверженному трудолюбию, вызывавшему восхищение у близко знавших его современников. Не удивительно, что вскоре на молодого учителя обратил внимание куратор семинарии – митрополит Платон (Левшин) , один из авторитетнейших ученых иерархов того времени. Он побудил Василия Дроздова к принятию монашества и рукоположил его в 1808 году во иеродьякона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Драма и торжество Харьковского Собора: воспоминания участников Собор Украинской Православной Церкви, 1992 г. 27 мая исполнилось 10 лет со дня исторического Собора Украинской Православной Церкви, состоявшегося в Харькове. На нем за клятвопреступление и раскольническую деятельность был низложен митрополит Филарет (Денисенко), впоследствии преданный анафеме, а предстоятелем Украинской Церкви избран митрополит Владимир (Сабодан). О драматических событиях вокруг этого Собора рассказывают его непосредственные участники-архиереи. НИКОДИМ, митрополит Харьковский и Богодуховский: - Если бы в 1992 году в сугубо церковные дела не вмешались светские силы, депутаты и политики, то, я уверен, сегодня бы Православие имело иной образ, объединяло бы всех. Но кому-то это невыгодно, и было сделано все, чтобы каноническую Православную Церковь Украины, неотделимую от Полноты Православия, бесконечно третировали. И, напротив, всячески поддерживали нечестивое сборище Филарета, которое не содержит в себе ничего, кроме скандалов, мести и разжигания страстей. Харьковский Собор длился двое суток. После его окончания официальная пресса от лица правительства заявила, что Никодим созвал Собор, но никто об этом якобы не знал. Так началась фальсификация событий, ибо на протяжении всей работы Собора через каждые два часа меня вызывали на телефонный разговор с канцелярией Президента Л. Кравчука. Он относился ко мне с большим уважением, и потому мне постоянно передавали: " Никодим Степанович, Леонид Макарович надеется на добрую дружбу и просит не трогать Филарета " . Когда приступили к голосованию, помощник Президента по телефону от лица Леонида Макаровича предупредил: " Если Филарет будет снят, то правительство вашу Церковь поддерживать не будет " . Украинские епископы в списки для тайного голосования вносили и мою кандидатуру, но я ее снял. Ведь Филарет поднял бы шум, что Никодим давно хотел стать руководителем Церкви в Украине и, дабы доказать противоположное, что Церковь находится не на политической, а на чисто духовной основе, я отказался претендовать на пост Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Так что власти в Украине прекрасно знали о Харьковском Соборе и преднамеренно пытались его дискредитировать.

http://pravoslavie.ru/5203.html

Еще знаменитый строитель иргизских раскольнических монастырей, Сергий, в своем «Зеркале для старообрядцев» писал: «беглые попы, в нравах непотребные, возмущают их (раскольников вообще и в частности – раскольников иргизских монастырей) и приводят к непокорению духовной власти и светской». Эти слова Сергия, как следствия собственного наблюдения и продолжительного опыта; вполне оправдываются всей историей иргизских раскольнических монастырей. По давней и, так сказать, исторической вражде раскольников к православному русскому правительству, иргизские скиты с самого же начала своего существования не могли удержаться от участия в политических смутах внутри России. Известно, что одновременно с тем, как стало полагаться основание раскольнических скитов по Иргизу, стало зачинаться и темное дело самозванца Пугачева, принявшего на себя особенно уважаемое раскольниками имя императора Петра III Феодоровича. Участие раскольников вообще и в частности раскольников иргизских скитов в подготовлении, направлении и поддержке этого темного дела пугачевского восстания с исторической точки зрения можно считать несомненным. Можно даже сказать, что иргизские скиты служили главным рычагом, которым двигалась предшествовавшая пугачевщине и потом слившаяся с нею смута бывшего войска Яицких казаков. В то время жил па Иргизе раскольнический подвижник, старец Филарет 2 . Вероятно, он имел большое значение не только между раскольниками нижнего Поволжья, но и между раскольниками других мест России. Но крайней мере, зачинщики темного дела пугачевского бунта признавали за этим Филаретом великий авторитет в расколе и чрез него думали привлечь к своему делу силы всего раскола. Поэтому когда восстание между яицкими казаками стало принимать более или менее определенную форму и намеченную цель, они убедили Пугачева ехать на Иргиз к старцу Филарету, вполне обнадеживши в том, что Филарет примет его, даст помощь и совет в задуманном деле. К концу лета 1772 г., Пугачев действительно с Яика отправился на Иргиз и поселился у старца Филарета 3 . К этому, вероятно, времени пребывания Пугачева и относится существующее известие о том, что старец Филарет благословил Пугачева на Московское царство, взамен чего Пугачев обещал, по занятии Московского престола, сделать Филарета всероссийским патриархом, пожаловать всех раскольников крестом (двуперстным), бородою 4 и разными земными благами. Это путешествие Пугачева на Иргиз и закрепление связи с старцем Филаретом имели своим последствием то, что во время самого самозванческого восстания, раскольники нижнего Поволжья давали Пугачеву весьма сильную, и нравственную и материальную поддержку. Затем и в то время, когда Пугачев стал терпеть неудачи в столкновениях с правительственными войсками, и сам он, и главные его соучастники в восстании находили себе на некоторое время приют и убежище в иргизских раскольнических скитах; в землях же иргизских скитов пугачевцы скрывали и свою богатую казну 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Житие святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского Святитель Филарет Московский Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне. Отец и мать святителя происходили из потомственного духовенства. 20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его душу несказанной радостью. В начале 1802 года Василий был назначен старшим над семинарской больницей. Ухаживая за больными, он учился сострадательной любви к ближним, познавал немощь и тленность телесной природы человека, его душа навыкала постоянно памятовать о смерти. В апреле того же года на него было возложено новое послушание – проповедование в Трапезной церкви преподобного Сергия. На талантливого студента обратил внимание митрополит Московский Платон (Левшин, + 1812 г.), в ту пору проводивший большую часть времени поблизости от Лавры – в Вифанском скиту. По окончании курса в августе 1806 года будущий святитель был назначен на вакансию учителя поэзии. Тогда же митрополит Платон поставил его лаврским проповедником. Сам знаменитый проповедник, он признавал превосходство гомилетического дара своего любимца над его собственным. «Я пишу по-человечески, – говорил великодушный архипастырь, – а он пишет по-ангельски». Поглощенность преподавательским и проповедническим послушанием не приглушала молитвенности юного учителя. Мир тяготил его. 16 ноября 1808 года будущий святитель принял постриг с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого. Через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона. Новопостриженный иеродиакон всю жизнь собирался провести в Лавре Живоначальной Троицы. Но в связи с преобразованием духовных школ Комиссия духовных училищ затребовала в северную столицу самых способных преподавателей из разных учебных заведений. Из Троицкой семинарии вызван был иеродиакон Филарет.

http://pravoslavie.ru/50209.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Владыка прозревал гораздо глубже, чем видел внешне» Митрополиту Филарету – 85 21.03.2020 650 Время на чтение 11 минут Источник: Минск-новости Митрополит Филарет, почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси, 21 марта отмечает 85-й день рождения. О Владыке — в материале корреспондент агентства «Минск-Новости». Почетным гражданином города Минска он стал в октябре 2003 года — за большой личный вклад в духовное возрождение белорусского общества, развитие отношений между церковью и государством, воспитание в людях милосердия и христианских ценностей, воссоздание храмов и церквей. Спустя три года удостоился звания «Герой Беларуси». О неравнодушном служении Владыки церкви и обществу, о его характере, отношении к людям, строительстве храмов — наш разговор с протоиереем Федором Повным, настоятелем Всехсвятского прихода столицы. В свое время отец Федор служил его личным секретарем, да и по сей день остается очень близким Владыке человеком. В доверительной мудрости — Отец. Утешитель. Владыченька. Так многие верующие называют между собой Владыку Филарета. А как обращаетесь к нему вы, отец Федор? — В основном Ваше Высокопреосвященство и Владыка, при личном разговоре — Владыка, Владыченька. Прежде всего митрополит Филарет для меня духовный авторитет и человек в сане епископа, и при всей любви, которую испытываю к нему, считаю недопустимыми фамильярность или излишнюю нежность. Владыченька — нотки ласковости — только в личных разговорах. — Прошу оглянуться назад и вспомнить подробности: когда и как вы познакомились с Владыкой? Как скоро вам было доверено стать его личным секретарем? — Митрополит Филарет произвел на меня сильное впечатление как новый архипастырь Белорусской Епархии за его первым богослужением в кафедральном соборе в 1978 году. Сразу почувствовалась внутренняя сила Владыки. Помню, поразили его благородство, открытый взгляд, смоль бороды, тембр голоса, неспешность слова, содержательность речи. Могу с уверенностью считать этот день началом моего знакомства с Его Высокопреосвященством.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/21/vladyk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Главное чудо произошло с нами во время съемок» Беседа с режиссером нового документального фильма «Прикосновение» 16.10.2008 432 Время на чтение 6 минут Наверное, любой православный знает про Оптину Пустынь - один из важнейших духовных и исторических центров России, колыбель русского старчества. Это место связано с историей русской литературы, русскими писателями: здесь бывали и Гоголь, и Толстой, и Достоевский…. Для тех, кому еще не довелось здесь побывать, и для тех, кто сюда обязательно вернется, Игорь Яринских снял свой фильм «Прикосновение». - Игорь Анатольевич, расскажите о вашем фильме, о чем он?   - Для православных россиян, да и не только россиян, монастырь Оптина Пустынь - это чудо. Для того, чтобы попытаться разгадать его, наша съемочная группа и поехала под Козельск. Мы хотим узнать, как получилось, что именно в этом месте возникло учение о старчестве. Мы посвящаем Оптиной Пустыни не просто эпизод или фрагмент фильма, монастырь становится его красной нитью. Главные вопросы, ответы на которые мы постараемся найти: как возник феномен Оптиной Пустыни, оптинское старчество?   - В вашем фильме три части. Какие?   - Да, в фильме три части, хотя изначально предполагалось, что будет две, и появление третьей части - это главное чудо, которое произошло с нами во время съемок. Но это отдельная история, и о ней я расскажу позже.   Первая часть называется «Оптина». Мы проводим своеобразное расследование - кто стоял у истоков оптинского старчества - и выясняем, что это был святитель Филарет. Ему и посвящена вторая часть нашего фильма, которая называется «Архистарец-святитель»…   Филарет (Амфитеатров Феодор Георгиевич, в схиме Феодосий), митрополит Киевский и Галицкий родился в XVIII веке, 17 апреля 1779 года в семье священника в Орловской губернии. Вообще фамилия Амфитеатровы очень известная. Например, протоирей Валентин Амфитеатров (1836-1908), которого называли «Московский утешитель» - это его внучатый племянник.   Недавно святитель был канонизирован. Филарет очень почитаем в Киеве и именно там он в видении явился епископу Павлу, это был 1994 год, и благословил поднимать свои мощи. Они подняты и сейчас находятся в Дальних пещерах. Канонизацию подготавливал владыка Ефрем, архиепископ Криворожский и Никопольский. Первоначально святитель был причислен к лику местночтимых святых, а 8 декабря 2005 года его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению Патриарха Алексия II.  

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что задумал старый главарь раскольников? Денисенко предложил митрополиту Онуфрию обсудить подготовку к проведению Всеукраинского Собора с целью объединения всех «церквей» 22.06.2022 2779 Время на чтение 3 минуты Фото: my.ua 20 июня главарь раскольников из т.н. Киевского патриархата Филарет Денисенко предложил Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию встретиться и обсудить подготовку к проведению Всеукраинского Собора, на котором должна быть создана «Единая Поместная Церковь». Текст обращения опубликовали в группе Facebook «За Ykpaihcьky Церкву», сообщает « Союз православных журналистов ». Филарет обрадован решениями Собора УПЦ МП от 27 мая 2022 года и считает, что это «открывает уникальные перспективы православного объединения». Денисенко предлагает созвать Собор с участием представителей возглавляемой им структуры УПЦ КП, которую он не окончательно влил в ПЦУ, УПЦ и ПЦУ. «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата примет участие в таком объединяющем Всеукраинском православном соборе, чтобы сказать всем: Господь среди нас!» – пафосно пишет Денисенко. Он призывает Блаженнейшего Онуфрия встретиться «для братского диалога в духе любви Христовой для достижения духовного единства». В тот же день Филарет обратился и к президенту Украины Владимиру Зеленскому, предложив ему стать «объединителем украинского православия». Он посетовал что «предыдущий Президент Украины не решил проблемы разъединения украинского православия, наоборот, обострил внутреннее противостояние. На сегодня наша Церковь, как известно, разделена на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, Православная Церковь Украины под опекой Константинопольского Патриарха и Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата. К этому перечню при президентстве Порошенко добавилось еще и появление в Украине чисто греческой Церкви – экзархата Константинопольского Патриархата», – сетует Денисенко. Главарь «Киевского патриархата» заявил, что разъединение Украинской православной церкви на три ветви является ни больше ни меньше как «преступлением перед украинским народом», и что церковь может выполнять свою пастырскую миссию эффективно лишь когда будет единой.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/22/ch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010