Книга IV. Визиты предстоятелей Румынской и Русской Православных Церквей Часть I. Посещение Блаженнейшим Патриархом Румынским Юстинианом Московской Духовной Академии и Семинарии 7 октября 1966 г. Московские Духовные Школы принимали высокого гостя Русской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Румынского Юстиниана, двух епископов Румынской Православной Церкви и трех протоиереев. У входа в храм Его Блаженство и спутников встретил Преосвященный Ректор Московской Духовной Академии и Семинарии Епископ Дмитровский Филарет и хор учащихся. В самом храме высокого гостя встречали: академическое духовенство, профессора, преподаватели и все учащиеся Московских Духовных Школ. При пении тропаря Покрову Божией Матери Блаженнейший Юстиниан вошел в алтарь и приложился ко св. Престолу, а затем преподал всем общее благословение. С сердечной приветственной речью к Его Блаженству обратился Преосвященный Ректор Академии Епископ Филарет. В своей речи Преосвященный Ректор выразил общую радость по случаю посещения Его Блаженством Московских Духовных Школ. Сегодня у нас праздник, – продолжал Епископ Филарет, – и мы рады приветствовать дорогого гостя. Как сказали Ваше Блаженство, Вы уже седьмой раз посещаете Святую Лавру Преподобного Сергия и при этих посещениях бываете и в Духовной Академии... Между нашими Церквами существуют добрые отношения и это во многом определяет и отношение духовных школ Русской Православной Церкви и Румынской. Нам приятно отметить, что в прошлом году закончили нашу Академию два сына Румынской Православной Церкви Савва Марин и Иван Бажеу. Недавно успешно выполнил свой стипендиатский отчет и клирик Румынской Церкви иеродиакон Епифаний Норочел. Мы радуемся, что эти наши выпускники трудятся теперь на благо святой своей Церкви и что один из мирян уже принял священный сан, а второй пишет магистерскую диссертацию... Все это вселяет в нас глубокую надежду, что и впредь наши отношения будут крепнуть и возрастать. Преосвященный Епископ Филарет преподнес блаженнейшему Патриарху Юстиниану в дар от Московской Духовной Академии св. икону и пожелал ему доброго здоровья и успешного служения Святой Православной Румынской Церкви «право правяща слово Христовой истины».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Константинополь «канонически восстановил» главу «Киевского Патриархата» — что происходит И что теперь будет 12 октября, 2018 И что теперь будет Константинопольский Патриархат «канонически восстановил» главу непризнанного «Киевского Патриархата» Филарета (Михаила Денисенко), главу Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) Макария Малетича, а также духовенство и прихожан обеих структур. Об этом говорится в пункте 3 постановления Синода Константинопольского Патриархата: «Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха, чтобы получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей. Таким образом, вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью». Сам Филарет (Денисенко) заявил на брифинге, что Синод Константинопольского патриархата снял с него анафему. «Для того чтобы признать епископат, который был рукоположен мной после наложения анафемы, действительным, нужно было сделать недействительной ту политическую анафему, которую на меня наложили», — сказал Филарет. «Это решение о недействительности этих всех запретов дает нам возможность теперь объединиться с архиереями Московского Патриархата, которые захотят объединиться, и объединиться с автокефальной церковью», — сказал Филарет. Зачем это было сделано? Вопрос «канонического восстановления» Филарета (Денисенко) продиктован стремлением создать «Единую Поместную Православную Украинскую Церковь» (ЕППУЦ), которая должна получить Томос об автокефалии от Константинопольского Патриархата. ЕППУЦ пока не существует, в «Киевском Патрирахате» считают, что она должна быть провозглашена на объединительном соборе, архиереями — сторонниками автокефалии из «КП», УПЦ и УАПЦ. Такой собор невозможен, пока Филарет под анафемой, а «КП» не каноничен. Что теперь будет?

http://pravmir.ru/konstantinopolskiy-pat...

Кроме того, одним из условий, который Константинополь поставил перед президентом Порошенко было то, что в этом процессе не будет участвовать Филарет (Денисенко). Договоренность между Порошенко и Варфоломеем есть, но Филарет (Денисенко) просто так сдаваться не хочет. Сначала он написал Константинопольскому Патриарху письмо, в котором сообщал, что снимает свою кандидатуру и не будет претендовать на место предстоятеля этой создаваемой церкви, но в то же время хочет сохранить за собой титул почетного патриарха Киевского и всея Руси-Украины и возглавить синод новосозданной структуры. В планы Константинополя это не входит, поэтому Константинопольский Патриархат дал понять, что Филарет не получит желаемого им. И вот теперь Денисенко делает новые заявления, заявляя, что вообще никакого выдвижения или снятия кандидатур не должно быть — мол, пусть соберется собор и выберет того, кого хотят. Если они обратятся ко мне, говорит Филарет, тогда я приму решение. Е. Грачева: То есть, Московский Патриархат не станет никого присылать на этот «объединительный собор»? И если это так, то какой же он тогда объединительный и можно ли его вообще считать имеющим силу? Митрополит Иларион: С нашей точки зрения, он не будет иметь никакой силы — это разбойничье сборище, а никакой не объединительный собор. Московский Патриархат никого не будет присылать на него. Из 90 архиереев Украинской Православной Церкви 87 иерархов высказались против «объединительного собора» и за сохранение существующего статуса Украинской Православной Церкви — самоуправляемой Церкви в составе Московского Патриархата. Есть сейчас вероятность, что два канонических архиерея примут участие в этом разбойничьем сборище. Есть, конечно, еще опасения, что дата «собора» перенесена для того, чтобы в оставшиеся до начала этого собрания дни оказать давление на архиереев канонической Церкви, подавляющее большинство которых отказались в нем участвовать. Теперь президенту Порошенко нужно дополнительное время, чтобы уломать еще кого-то. Ведь назывались разные цифры: что 25 архиереев [канонической Украинской Православной Церкви] примут участие, что их будет десять… Пока есть только два потенциальных кандидата на участие в этом разбойничьем сборище. Конечно, Порошенко и Варфоломею нужно больше, чтоб это сборище имело хоть какой-то вид легитимности. Поэтому, я думаю, будут стараться «выламывать руки» архиереям канонической Церкви. Это происходит уже сейчас: их вызывают в СБУ (Службу безопасности Украины. — прим.), где делают внушение, что они должны вступить в новую «автокефальную церковь», и будут стараться как можно большее число канонических архиереев привлечь к этому разбойничьему сборищу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5312318...

Лжебуженина лжепатриарха Раскольничий «патриарх» Филарет (Денисенко) не только присутствовал на приеме в честь нового Президента, но и засветился в довольно забавном медиаскандале. Главу самопровозглашенной «церкви» обвинили в нарушении Великого Поста, а именно в закусывании коньяка бужениной. 27 февраля, 2010 Раскольничий «патриарх» Филарет (Денисенко) не только присутствовал на приеме в честь нового Президента, но и засветился в довольно забавном медиаскандале. Главу самопровозглашенной «церкви» обвинили в нарушении Великого Поста, а именно в закусывании коньяка бужениной. Сколь тесно связаны политика и религия в общественной жизни Украины, можно заметить хотя бы по тому, как бурно обсуждались два события: предшествовавший инаугурации Президента молебен в Киево-Печерской Лавре, возглавленный специально приехавшим в Киев Святейшим Патриархом Кириллом, и сама церемония вступления В. Ф. Януковича в должность Президента. В аналитических статьях встречались радикальные суждения, вроде: «Янукович заручился благословением Кремля», националистические организации угрожали проведением акций протеста, а представители раскольничьего «Киевского патриархата» изначально вообще отказывались присутствовать на инаугурации. Святейший, впрочем, на саму церемонию не остался, акций протеста замечено не было, а глава «Киевского патриархата», «патриарх»  Филарет (Денисенко) не только присутствовал на приеме в честь нового Президента, но и засветился в довольно забавном медиаскандале. Главу самопровозглашенной «церкви» обвинили в нарушении Великого Поста, а именно в закусывании коньяка бужениной. Зажигательная информация сначала была опубликована на сайте газеты «Сегодня». Немного времени спустя статья была обновлена и снабжена комментарием. По новой версии выходило, что Филарет вообще не ел, а только слегка пригубил коньяк (что, между прочим, в этот четверг не возбранялось даже и по уставу, ибо праздновалась Иверская икона Божией Матери и давалось послабление на вино и елей, а коньяк – это почти вино).

http://pravmir.ru/lzhebuzhenina-lzhepatr...

Общеизвестно, что святитель Филарет Черниговский был учеником святителя Филарета Московского , однако в литературе до сих пор не обсуждался сколько-нибудь подробно вопрос об их концептуальном преемстве в области богословия, о том, насколько святителя Филарета (младшего) можно считать преемником и продолжателем богословских идей, выдвинутых в свое время святителем Филаретом (старшим). Проведенный в статье анализ приводит к следующим выводам. Доминирующим качеством богословских трудов Черниговского святителя была ученость как стремление объять церковную традицию во всех ее проявлениях, на всех уровнях. Можно утверждать даже, что заявленная целью устава духовных академий 1814 г. духовная ученость нашла себе в нем своего идеального репрезентанта. Отсюда широта охвата и создание значительных для своего времени работ почти во всех областях церковной науки, но отсюда же и обзорность как характерная черта сочинений святителя. При этом история как таковая, судя по всему, интересовала его более чем что-либо другое. Кроме того, в области уже собственно богословской святитель Филарет, с одной стороны, опирался на идеи, выдвинутые его великим учителем – в частности, можно указать здесь на учение святителя Филарета (старшего) об имени, о храме, о благодати, о царской власти; с другой – на принципы «научного богословия», разработанные еще архиепископом Феофаном Прокоповичем , что понуждало его – историка по преимуществу – выстраивать свою систему догматического богословия, по сути, вне рассмотрения какого-либо исторического контекста. 1 Говоря о святителе Филарете Черниговском , нельзя не вспомнить сразу же его учителя, святителя Филарета Московского . Последнего, правда, и современники, и потомки подчас упрекали за излишнюю авторитарность и подавление свободной мысли в своих учениках, но если назвать лучших из них – преподобного Макария (Глухарева), например, или того же святителя Филарета Черниговского , – то, прежде всего, в глаза бросится именно их внутренняя независимость и свобода. Тогда не дух ли учителя обнаружил себя в них? Ведь ученик не больше учителя своего ( Мф.10:24 ). О преподобном Макарии речь особая, что же до святителя Филарета (младшего), то он был независим и в жизни, и в слове: мог позволить себе, например, нарушить «столетний устав» и не дать обед после своего посвящения в архиереи, сославшись на отсутствие денег, 1 мог в таком болезненном для того времени вопросе, как вопрос о древности троеперстия, заявить, что «православие не требует для своей твердости гнилых подпорок, каковы ни на чем не основанные слова об апостольском происхождении троеперстия»; 2 мог сказать о Церкви своего времени как о Церкви страдающей; 3 мог восстать против имевшего немалый вес в церковных делах Андрея Николаевича Муравьева, рискуя утратить доверие Филарета (старшего), того самого, чей авторитет единственно признавал безоговорочно и которого в письмах, не обинуясь, именовал «вашим святейшеством». 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Отдел I (1815–1839 г.). Время от рождения до окончания курса в Киевской духовной Академии Глава I Высокопреосвященный Антоний, бывший 12 Архиепископ Казанский и Свияжский, скончался мирно о Господе в ночи на 8-е Ноября 1879 г. Родился он в 1815 году 15-го Октября; в мире (до 1840 г.) назывался Яков Гаврилович Амфитеатров. Фамилия Амфитеатровых принадлежала той, благословенной Богом, семье, из которой в текущем столетии, начиная с первой четверти, явилось постепенно несколько лиц, как замечательных представителей на поприще служения Церкви и духовной науке, имена коих не забудутся в истории церковно-иерархической и духовно-литературной. Во главе этой семьи и самой фамилии, в указываемом представительном значении, был высокопреосвященный Филарет, (род. 1778 г.) знаменитый в иерархах русской Церкви, святительствовавший тридцать восемь лет, из коих в течение последних двадцати лет состоял митрополитом в Киеве, где и скончался в 1857 г. (21-го Декабря). До монашества именовался он Феодор Георгиевич Амфитеатров. В лице этого Первосвятителя, впервые и по преимуществу, получила известность и самая фамилия Амфитеатровых. Приняв монашество в самом раннем возрасте (19 лет), Филарет замечательно скоро явился на значительно уже высоких степенях и по сану и по служению. Двадцати лет он был уже в звании Соборного Иеромонаха и в должности Префекта семинарии, через три года возведён в сан Игумена, а через два года (на 24-м году) в сан Архимандрита. С этого времени состоял он ректором семинарии, сперва Орловской, – в которой и обучался, – а затем Оренбургской и Тобольской. Перед временем же епископства (с 1813 по 1819 г.) Филарет занимал должности в двух академиях – в Петербургской инспекторскую и в Московской сначала инспекторскую в течение одного учебного года (1814–1815), а затем ректорскую до половины 1819 г. В этот период служения он удостоен был в 1814 г. степени Доктора Богословия и, бывши ещё архимандритом, имел архиерейскую панагию; наконец в 1818 г. пожалован был Высочайшею наградою, – одною из редкостнейших в отношении к сану архимандритскому, – орденом Св. Владимира 2 степени большего креста со звездою 13 . Возведенный (в 1819 г.) в епископы прямо на самостоятельную кафедру Калужскую, и затем преемственно управлявший, в сане уже Архиепископа, Рязанскою и Казанскою епархиями, Филарет в 1837 г. назначен был митрополитом Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Рассказы Рассказы Никифорова-Волгина представляют собой эпизоды из жизни христиан в России: свт. Филарет, излечивший Пушкина от отчаяния; участник кощунственного представления, начав издевательски читать Евангелие обретает веру; старик, приводящий внука на место разрушенного храма; дневник гонимого священника; впечатления ребёнка от праздника Богоявления… В собрание вошли следующие рассказы Никифорова-Волгина: Пушкин и митрополит Филарет Великая суббота Великий пост Весенний хлеб Дорожный посох Древний свет Кануны Великого поста Крещение Молитва Отдание Пасхи Певчий Радуница Светлая заутреня Святое святых Солнце играет Тайнодействие Торжество православия Рассказы Пушкин и митрополит Филарет В Николин день 1828 года митрополит Филарет окончательно решил уйти на покой. Он сел за письменный стол, взял большой лист плотной голубой бумаги, осмотрел гусиное перо, перекрестился и стал писать: «Всемилостивейший Государь! Священный долг служить Вашему Императорскому Величеству верою и правдою особенно вожделенным для меня делает благодарность к милостям и благодеяниям Вашего Императорского Величества, неизреченно для меня великим…» Тут он остановился и задумался: — Да, тяжело мы пишем… Тяжело — Пушкин учит, как писать, да не слушаемся… Да… Пушкин… Александр Сергеевич… Упрямые и жестоковыйные мы люди! Митрополит опять заскрипел гусиным пером: «Но, при сознании внутренних моих недостатков, немощь телесная, в течение немалого времени едва преодолеваемая принужденными усилиями, наконец, отнимает у меня надежду соответствовать обязанностям вверенного мне служения…» — Я устал! От всего я устал! — сказал он вслух, не отрываясь от письма. — С душою некогда побеседовать! «Посему приемлю дерзновение Ваше Императорское Величество всеподданнейше просить об увольнении меня от управления вверенной мне епархиею и дозволить избрать жительство в одном из монастырей…» — Да, тяжелый язык, тяжелый! — опять подумал митрополит, скрепляя прошение подписью:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

поиск:   разделы   рассылка Сергей Чапнин Игумен Филарет (Булеков): Наша задача – разрушить " железный занавес " между религиозными организациями и Советом Европы Источник:  Церковный вестник. Официальное издание РПЦ 7 – 9 сентября в Нижнем Новгороде прошла конференция " Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество " , организованная Советом Европы, Межрелигиозным советом России и Министерством регионального развития РФ. В ее работе приняла участие представительная делегация Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Берлинским и Германским Феофаном. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил приветствие участникам конференции. О том, почему эти проблемы требуют пристального внимания Церкви, рассказывает один из организаторов конференции игумен Филарет (Булеков), представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге. – Отец Филарет, на конференции в Нижнем Новгороде была большая и очень представительная делегация Русской Православной Церкви. Между тем Совет Европы – это межпарламентская и межправительственная организация, в ее работе участвуют прежде всего государственные учреждения. Почему в этой конференции представительство религиозных общин было столь широким? Какие конкретные задачи решала делегация Русской Православной Церкви? – Необходимо отметить, что членами Совета Европы являются 46 государств, десять лет в работе Совета Европы принимают участие Россия, Украина и некоторые другие страны бывшего СССР. В последнее время Совет Европы все чаще обсуждает темы, непосредственно связанные с религией и жизнью религиозных общин. И поэтому Русская Православная Церковь внимательно следит за деятельностью этой организации. Совет Европы разрабатывает те законодательные принципы, которые потом находят отражение в национальных и наднациональных законодательных актах стран-членов. Например, совсем недавно обсуждались такие важные проблемы, как уважение чувств верующих в условиях демократических свобод, в том числе свободы на выражение своего мнения (см. ЦВ 15 – 16, 2006). С этими проблемами сталкивается не только Западная Европа, но и Россия. Вспомнить хотя бы выставку " Осторожно, религия! " . Политики должны услышать и понять мнение верующих людей, однако это далеко не всегда получается. Политики, парламентарии и сотрудники международных организаций живут и работают в условиях конкретной страны, конкретной истории, и не всегда правильно понимают контекст этих проблем в других странах.

http://religare.ru/2_32647.html

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончате жительства, подражайте вере их, – учит св. Апостол ( Евр. 13:7 ). Скончавшийся двадцать пять лет тому назад святитель Филарет, митрополит Московский, был одним из величайших проповедников слова Божия. Из собрания его многочисленных, глубокомысленных и вместе глубоконазидательных проповедей составилось до ныне целых пять больших томов 1 . Скончание жительства ( η εχβασις της αναστροφης) его, кончина его (19 ноября 1867 года) была поистине христианская, безболезненная, непостыдная, мирная. Он и по призванию, и по долгу, и по праву и по личным достоинствам своим был истинный наставник, духовный вождь ( ηγουμενος), руководитель не только своей паствы, но и, можно сказать, всей русской церкви в течение многих десятилетий своей жизни. Он верно исполнил свой долг по отношению к нам. Исполняем ли и мы, по заповеди св. Апостола, свой долг по отношению к нему? К глубокому сожалению, появлялись прежде, появляются и теперь люди, которые, по недоразумению ли, или по другим каким-либо причинам, износят более или менее неблагоприятные о нем отзывы и даже клеветы и злословия 2 ). При жизни своей на такие отзывы и клеветы святитель Филарет никогда не отвечал и только для себя самого извлекал из них уроки смирения, покорности воле Божией и осторожности 3 . Мы намерены теперь указать лишь на некоторые черты жительства святителя Московского Филарета 4 , которые могут быть наилучшим опровержением особенно того, весьма распространенного, ложного мнения, будто митрополит Филарет был только человеком замечательного ума, но сердце имел „холодное“, был человек „бессердечный“ 5 . Мы постараемся выставить на вид хотя некоторые черты сходства в жизни митрополита Московского Филарета с существенными чертами известного и с древних времен весьма распространенного на Руси жития святого праведного Филарета Милостивого (+ 797), имя которого митрополит Московский Филарет, в мире Василий Михайлович Дроздов, получил при пострижении в монашество 16 ноября 1808 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

С.В. Нестеров Архимандрит Макарий и его духовные наставники Будучи человеком духовным, преподобный Макарий испытывал потребность в руководстве со стороны людей духовно опытных. В годы обучения в академии таким руководителем был для него архимандрит Филарет (Дроздов) , в Екатеринославе – старец Ливерий, в Глинской пустыни – старец Филарет. После окончания Михаилом Глухаревым академии пути ученика и наставника разошлись, но любовь и уважение друг к другу они сохранили на всю жизнь. Их переписка свидетельствует о том, что дружбе этой не были помехой ни расстояния, ни годы, ни разница в возрасте (святитель Филарет был старше на девять лет) и положении. Из писем митрополита Филарета видно, что он, полюбив студента Михаила Глухарева, навсегда сохранил привязанность к нему и впоследствии не раз выручал его и ограждал от опасностей, которым он подвергался из-за своей необычайной пылкости и энергичности характера. Святитель наставлял своего воспитанника и советовался с ним, ходатайствовал в Святейшем – Синоде о нуждах Алтайской миссии и о ее начальнике. В одном из писем архимандрит Макарий писал преосвященному Филарету следующее: «Знаю, что если я не погиб совсем на этом, по большей части скользком пути, то Вы, милостивейший о Господе Пастырь и Отец мой, покрывали, ограждали, хранили меня, и помогали благодатиею Божиею» С. 147]. Митрополит Филарет живо участвовал в делах основанной его учеником миссии: наряду с молитвенной поддержкой помогал ему советом 153 и нравственным влиянием, своим положением и связями. Святитель был ходатаем по делам Алтайской миссии в столице: подыскивал для нее благотворителей, находил сотрудников, присылал литературу, утварь, пожертвования. Его письмо от 2 марта 1834 года, например, оттеняет такие черты характера архимандрита Макария, как терпимость к людям разных взглядов и положения, а также его практичность, выражавшуюся в стремлении из всего извлекать пользу для дела миссии. Московский архипастырь убеждает своего бывшего ученика отказаться от мысли привлечь себе в помощь проживавших в Тобольске декабристов 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010