RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_32647.html 19 сентября 2006 Сергей Чапнин Игумен Филарет (Булеков): Наша задача – разрушить " железный занавес " между религиозными организациями и Советом Европы Источник:  http://www.tserkov.info Церковный вестник. Официальное издание РПЦ 7 – 9 сентября в Нижнем Новгороде прошла конференция " Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество " , организованная Советом Европы, Межрелигиозным советом России и Министерством регионального развития РФ. В ее работе приняла участие представительная делегация Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Берлинским и Германским Феофаном. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил приветствие участникам конференции. О том, почему эти проблемы требуют пристального внимания Церкви, рассказывает один из организаторов конференции игумен Филарет (Булеков), представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге. – Отец Филарет, на конференции в Нижнем Новгороде была большая и очень представительная делегация Русской Православной Церкви. Между тем Совет Европы – это межпарламентская и межправительственная организация, в ее работе участвуют прежде всего государственные учреждения. Почему в этой конференции представительство религиозных общин было столь широким? Какие конкретные задачи решала делегация Русской Православной Церкви? – Необходимо отметить, что членами Совета Европы являются 46 государств, десять лет в работе Совета Европы принимают участие Россия, Украина и некоторые другие страны бывшего СССР. В последнее время Совет Европы все чаще обсуждает темы, непосредственно связанные с религией и жизнью религиозных общин. И поэтому Русская Православная Церковь внимательно следит за деятельностью этой организации. Совет Европы разрабатывает те законодательные принципы, которые потом находят отражение в национальных и наднациональных законодательных актах стран-членов. Например, совсем недавно обсуждались такие важные проблемы, как уважение чувств верующих в условиях демократических свобод, в том числе свободы на выражение своего мнения (см. ЦВ 15 – 16, 2006). С этими проблемами сталкивается не только Западная Европа, но и Россия. Вспомнить хотя бы выставку " Осторожно, религия! " . Политики должны услышать и понять мнение верующих людей, однако это далеко не всегда получается. Политики, парламентарии и сотрудники международных организаций живут и работают в условиях конкретной страны, конкретной истории, и не всегда правильно понимают контекст этих проблем в других странах.

http://religare.ru/2_32647_1_21.html

  разделы   рассылка  распечатать Ольга Кравец Отбросы церковного сообщества В Украинской Православной Церкви нет раскола! Источник:  Одна Родина Напомнить об этой аксиоме меня побудила информационная волна последнего времени. В связи с приездом на Украину Константинопольского патриарха Варфоломея практически все СМИ начали разговоры о том, что на Украине де " три православных церкви " . Но так говорит невежество. И этим невежеством умело пользуются филаретовцы и автокефалисты, которых мы называем раскольниками за их попытку расколоть единство Церкви. Автокефалистов мы также называем самосвятатми, т.к. это самочинное религиозное образование, возникшее в недрах НКВД в 20-х годах ХХ века и за не надобностью этим же НКВД и уничтоженное, но не до конца. Отдельным автокефалам удалось сбежать за границу, откуда они вернулись на Украину вместе с полчищами немецко-фашистских захватчиков. С остатками гитлеровских дивизий они вновь сбежали за границу, откуда вновь вернулись – теперь уже в " независимую " Украину. Украинская Православная Церковь – едина с Русской Православной Церковью и отмечает в эти дни свое 1020-летие. Т.н. " украинская православная церковь киевского патриархата " , возглавляемая Филаретом Денисенко – это отпавшая от церковной полноты псевдо-религиозная структура. Да и сам М.А. Денисенко, называющий себя " патриарх всея Руси-Украины Филарет " отлучен от Церкви и лишен сана. Многие думают, что такие прещения на него наложены за то, что этот бывший высший церковный иерарх выступил за создание церкви, не зависимой от Московского Патриархата. Но это только часть правды. На самом деле, Филарет Денисенко совершил множество преступлений, из которых самое вопиющее то, что он, будучи монахом, имеет жену и детей. Теперь, наверное, уже и внуков с правнуками. А на создание " незалежной " церкви его подвигла отнюдь не любовь к Украине, и не особое национальное самосознание, а всего-навсего ущемленное чувство собственного достоинства. Как известно, Патриарха Московского и всея Руси избирают епископы Церкви. Обычно на эту должность поставляли самого старшего по возрасту. На это и рассчитывал Филарет Денисенко. Однако, вопреки традиции, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Алексий (Ридигер). Смириться с утратой патриаршего куколя Филарет Денисенко не смог. Тут и подвернулся ему под руку Л. Кравчук с его лозунгом " незалежней Украине – незалежну цэркву " . Вот так и создал женатый монах, многолетний агент КГБ и настоящий деспот в управлении епархиями свою, параллельную канонической Церкви, структуру, в которую как в канализацию, начали собираться отбросы церковного сообщества – запрещенные в служении священники и диаконы, монахи, нарушившие обеты. При поддержке властей, эта псевдо-религиозная структура разрослась. Но какое она имеет отношение к Украинскому Православию, которому 1020 лет? Никакого. Это, как я уже говорила, – параллельная структура, люди, входящие в нее сами себя отсекли от церковной полноты.

http://religare.ru/2_56613.html

А.С.Мельков «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох.» ( 2Тим.4:7 ) В истории русской духовной мысли, да и всего русского богословия одним из самых сильных примеров нравственных и поучительных предстают перед нами взаимоотношения двух выдающихся личностей – святителя Филарета Московского и протоиерея Александра Васильевича Горского. Святитель Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), без сомнения, является крупнейшим деятелем в истории Русской Церкви XIX столетия. Соединив в себе черты церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Святитель Филарет Московский (1782–1867) прожил долгую жизнь: «Буквально от покоренья Крыма и до великих реформ» 1 . Только на Московской кафедре его служение протекало почти полвека (с 1821 по 1867 гг.), а авторитет его к концу жизни был таков, что современники именовали его Митрополитом Всероссийским, природным Патриархом Русской Церкви. Среди всех великих дел, положенных святителем Филаретом на благо Церкви и Отечества, особо выделяется его роль в деле становления русской Духовной школы и народного образования. Имя протоиерея Александра Васильевича Горского (1812–1875), ректора Московской Духовной Академии, талантливого ученого, историка Церкви, пастыря, педагога и богослова является одним из самых светлых в истории отечественной Духовной школы. Личность протоиерея Горского многогранна. Много удивительных явлений связано с этой личностью. Промыслительным образом Господь благословил этим двум великим людям жить в одно время, вместе созидать и утверждать русскую богословскую науку и отечественную Духовую школу. Но не только официальные, деловые отношения связывали великого иерарха с великим тружеником науки, сближение пошло глубже и носило характер искренних и трогательных отношений отца и сына. Это, конечно, случилось не сразу – пока юный Горский набирался опыта, он находился в тени уже известного на всю Россию Московского архипастыря, но уже в то время, митрополит Филарет, несомненно, оказывал колоссальное влияние на будущего протоиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 1826 г. поступил, для получения высшего образования, в Московскую духовную академию, где 19 янв. 1830 г. пострижен в монашество с именем Филарета, данным ему в честь Филарета, митроп. московского. В том же 1830 г., по окончании академического курса вторым магистром, Филарет был определен в самую академию бакалавром церковной истории, с званием соборного иеромонаха, а в январе 1832 г. занял кафедру св. писания; с назначением же на должность инспектора академии (1 мая 1833 г.) перемещен на кафедру нравственного и пастырского богословия. В январе 1835 г. Филарет возведен в сан архимандрита и 14 дек. определен на должность ректора академии и профессора догматического богословия, с назначением в настоятели московского Богоявленского монастыря. Находясь на службе при академии, он, и как профессор, и как начальник, обнаружил, несмотря на слабость телосложения, необычайную энергию, талантливость и трудолюбие, при строго-иноческой келейной жизни. Обладая обширною начитанностью, он всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку, заинтересовывая слушателей историческими, филологическими и другими исследованиями в их области и сильною, остроумною, подчас даже резкою критикою противуположных взглядов. Как начальник, он всею силою своего влияния поощрял научную деятельность в академии, особенно строго следя за сочинениями студентов; он же основал академический журнал: «Творения св. Отцев в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания». По истечении 11-ти лет академической службы, для Филарета настала пора деятельности епархиальной. 21 декабря 1841 г. он, на 37-м году от рождения, был рукоположен во епископа рижского; затем (1848) переведен в Харьков, где 7 апреля 1857 г. был возведен в сан архиепископа, и, наконец, в 1859 г. перемещен на кафедру черниговскую, где и скончался от холеры, при посещении епархии, в г. Конотопе. В сане архиерейском он так же неутомимо трудился на пользу епархий, ему преемственно вверяемых; особенно много труда, забот и скорбей доставила ему Рижская епархия, незадолго пред тем (1836) открытая, с ее разноплеменным населением. Его труды здесь однако остались не бесплодны; в 1847 г. Филарета, приглашая воспитанников Московской духовной академии на службу в Лифляндию, писал профессору этой академии А. В. Горскому: «теперь обстоятельства здесь уже не прежние; Русь начинает иметь простор; теперь в одной Лифляндии до 70 православных священников, а прежде не было и семи». Точно так же Филарет заботился об обращении в православие и проживавших в его епархии раскольников. А в Харькове и Чернигове деятельному архипастырю предлежали другие заботы. Устройство женских духовно-учебных заведений в той и другой епархии исключительно на местные средства, основание духовного повременного издания в Чернигове: «Черниговские епархиальные известия», и многие другие дела останутся вечными памятниками его неутомимой деятельности в тех епархиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Вступление. Московский период (1821–1867 годы) проповеднической деятельности митрополита Филарета (Дроздова) В 1821 году, когда святитель Филарет был еще архиепископом Ярославским, вследствие кончины митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого) , последовавшей 24 марта сего года, естественно возникли слухи о предстоящих переменах в Российской иерархии, причем в числе кандидатов на одну из имевших открыться вакансий называли и Филарета. Об этих слухах между прочим в частном письме известил Филарета товарищ его по Троицкой лаврской семинарии, а теперь подчиненный ему ректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Толгского монастыря архимандрит Гавриил (Розанов). На письмо Гавриила Филарет от 22 апреля означенного года отвечал между прочим следующее: «Не искушайте меня никакими предсказаниями. Долго ли между бурь? Надобно спешить к пристани» 1 . В последних словах этого ответа как бы сказалось некоторое предчувствие имевшего скоро последовать перемещения святителя Ярославского на кафедру его родины – Москвы, где и обрел он себе «тихую пристань» после долгих лет скитальчества по местам, чуждым Московской епархии, на которую готовил его в святители духовный отец и первый рукоположитель его, митрополит Московский Платон (Левшин) , и в которой вообще было для него так много дорогого. Несмотря на интриги, с помощью которых завистники Филарета усиливались устроить перевод его в отдаленную от столиц Грузию на место Феофилакта (Русанова) 2 , давний покровитель Филарета, министр духовных дел и народного просвещения, князь А. Н. Голицын, устроил перевод Московского митрополита Серафима (Глаголевского) на место покойного Михаила в Петербург, а Филарета – на место Серафима в Москву 3 . В 64 Московских Ведомостей за 1821 год (от 10 августа) читаем: «На поднесенном от Святейшего Правительствующего Синода докладе, в котором представлены были кандидаты на открывшуюся в Московской епархии архиерейскую вакансию, с присутствованием, кто из них Высочайше утвержден будет, в тамошней синодальной конторе и с получением положенного по штату оной жалования, собственного Его Императорского Величества рукою в 3-й день июля 1821 года написано тако: быть Московским архиепископом и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом преосвященному Филарету Ярославскому. Александр». С тех пор и по день блаженной кончины своей, последовавшей 19 ноября 1867 года, святитель Филарет, до 1826 года в сане архиепископа, а с 1826 года в сане митрополита, твердо держал кормило правления церковного, как бы зная только одну эту пристань, к ней поспешая и в ней находя успокоение от бурь и треволнений жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

ЖМП 8 август 2011 /  18 августа 2011 г. Игумен Филарет (Булеков): Я никогда не ощущал себя в ЮАР в инокультурной среде Для многих храм Русской Православной Церкви на самом юге Африканского континента, — явление экзотическое. Между тем его прихожане живут полноценной христианской жизнью: участвуют в богослужениях, занимаются социальным служением, развивают широкую культурную и образовательную деятельность. О становлении прихода, его роли в жизни русскоязычного населения Южно-Африканской Республики рассказывает второй настоятель общины и строитель храма, а в настоящее время заместитель председателя Отдела внешних церковных связей игумен Филарет (Булеков). — Отец Филарет, в чем заключается миссия нашего прихода в ЮАР? — Когда наш приход в Южной Африке еще только открывался, перед ним ставилась определенная задача — пастырское окормление русскоязычного населения. ЮАР — это каноническая территория Александ-рийского Патриархата, где Русская Православная Церковь не может развивать собственную миссионерскую деятельность. Вместе с тем, находясь в постоянном тесном контакте с местным духовенством, представителями других епархий, существующих в ЮАР, мы всегда принимали посильное участие в общецерковных инициативах, в частности в миссионерских проектах, организованных Йоханнесбургской и Преторийской епархией Александрийской Православной Церкви. Нашей основной задачей всегда была миссия среди русскоязычных соотечественников. Большинство из них уехало в Южную Африку в начале 90-х годов, в те времена, когда заводы не работали, летчики не летали, музыканты не играли. Экономика и ситуация в стране в целом были шаткими. А ЮАР принимала специалистов и давала им возможность самореализации. В начале 90-х годов это были молодые люди от 25 до 40 лет, получившие советское воспитание и не имевшие религиозных корней. И когда на изломе девяностых годов здесь возник наш приход, перед священником стояла та же самая задача, что и в России, — воцерковление будущих прихожан, которые не видели ни бурного церковного возрождения в России, ни массового открытия храмов, ни воскресных школ, ни многочисленных передач по телевидению. Ничего этого в их жизни не было. В итоге приход стал для них реальным объединительным и просветительским началом.

http://e-vestnik.ru/interviews/igumen_fi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Деятельность Филарета Денисенко подпадает под действие Закона о декоммунизации Протоиерей Алексий Чаплин считает, что компетентные органы Украины должны привлечь к ответственности главу «Киевского патриархата» 06.11.2018 1172 Время на чтение 4 минуты Как известно, на Украине в 2015 году был принят «декоммунизационный пакет законов». Статья 5 одного из скандальных Законов «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов на Украине и запрете пропаганды их символики» (закон 317-VIII) гласит , что государство не только обязано осуществлять расследование преступлений, совершенных на Украине представителями коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 гг., в том числе преследований по религиозным мотивам, но и должно принимать меры по ликвидации последствий таких преступлений. Какое отношение к этому имеет так называемый «Киевский патриарх» Филарет Денисенко? Самое прямое! О том, что он сотрудничал с КГБ, Филарет сам признался в одном из интервью : «В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ. Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все… Нужно учесть, что в советском тоталитарном государстве все было под контролем. Я должен был согласовывать свою деятельность с государством». Но он утаил, что это сотрудничество у него выражалось в явном пособничестве тоталитарному режиму в гонении на верующих. Особенно это проявилось во время хрущевской кампании по закрытию церквей. В 1961 году, тогда еще архимандрит Филарет (Денисенко), будучи управляющим делами Украинского Экзархата Русской Православной Церкви в Киеве, способствовал ликвидации безбожным коммунистическим режимом Киево-Печерской лавры как монастыря и изгнанию монахов. Вот как об этом рассказывал схиархимандрит Зосима (Сокур) (1944-2002), который был в то время послушником в лавре: «До закрытия лавры там побыл. При мне закрывали лавру. Рассказывали, как Филарет, этот сатанист нынешний, приехал тогда с чекистами и говорит архимандритам: " Так, лавра закрывается на ремонт.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/06/de...

Закрыть itemscope itemtype="" > Филарет хоронит украинскую «автокефалию» Денисенко обвинил своего подельника Думенко в нарушении договоренностей и заявил о намерении сохранить т. н. «Киевский патриархат» 15.05.2019 810 Время на чтение 5 минут Филарет Денисенко, «почетный патриарх» новой «ПЦУ» заявил, что ее руководитель Епифаний нарушил договоренности, достигнутые в рамках объединительного собора 15 декабря, поэтому возникло двоевластие, но такое положение можно исправить, сообщает «Интерфакс-Религия». «Для того, чтобы исправить положение, а его можно исправить, нужно выполнять те договоренности, которые были достигнуты перед собором в присутствии президента П.А.Порошенко и с архиереями. Это значит, что предстоятель несет ответственность за внешнее представительство УПЦ, а патриарх отвечает за внутреннюю церковную жизнь в Украине , но в сотрудничестве с предстоятелем. Предстоятель ничего не делает внутри церкви без согласия патриарха. Патриарх председательствует на заседаниях Священного Синода и на соборах УПЦ ради сохранения единства, ее роста и утверждения», - сказано в обращении Филарета, опубликованном пресс-центром ликвидированного т. н. «Киевского патриархата». По словам Денисенко, перед объединительным собором была достигнута договоренность, что «предстоятелем» будет Епифаний, кандидатуру которого выдвинул сам Денисенко, но руководство «ПЦУ» продолжит «патриарх». «Предстоятель» будет представлять «ПЦУ» в православном мире, «потому что УПЦ получает статус митрополии», а также он будет помогать «патриарху» в управлении «ПЦУ», но ее руководство остается за «патриархом». «Эта договоренность нарушена и не выполняется на деле. Поэтому в церкви возникло разделение», - подчеркнул Денисенко. Кроме того, перед проведением собора 15 декабря ему ставили и другие условия. В частности, Филарет должен был не выдвигать свою кандидатуру на пост «предстоятеля», так как новая «церковь» была бы признана автокефальной только в статусе митрополии, а не патриархата. «Второе условие со стороны Вселенского патриарха - подписи архиереев о прекращении действия Киевского патриархата. Вместо этого патриарху Филарету предлагалось выдвинуть любого архиерея на пост предстоятеля», - сказано в обращении.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/15/fi...

Игумен филарет – строитель и возобновитель глинской пустыни (1817–1841) Глава IV Среди выдающихся подвижников XIX века видное место занимает Глинский игумен Филарет (Данилевский) . Он был настоятелем пустыни в течение почти четверти века (с 11 мая 1817 года по день своей кончины – 31 марта 1841 года). Воспитанник таких знаменитых обителей, как Киево-Печерская Лавра и Софрониева пустынь, он духовно возрастал под руководством настоятеля Дальних Киево-Печерских пещер старца о. Трифиллия 428 и настоятеля Софрониевой пустыни старца о. Феодосия (Маслова). Последний был другом и сотаинником знаменитого подвижника-схиархимандрита, преподобного Паисия Величковского 429 . Промысл Божий вел Своего избранника по пути иноческой жизни, а позднее и к должности игумена Глинской пустыни, для которой он, как никто из предшествовавших настоятелей, очень много сделал в отношении ее внешнего благоустройства и внутреннего благолепия. Отец Филарет по праву именуется духовным возродителем и возобновителем этой обители, поскольку им введено множество духовных и внешних преобразований. В многочисленных жизнеописаниях игумена Филарета 430 авторы характеризуют его в трех основных аспектах: 1) как настоятеля, возобновителя Глинской пустыни; 2) как духовного возродителя обители, духовно-опытного старца – наставника братии; 3) как поборника и распространителя святоотеческого учения, деятельность которого была известна далеко за пределами Глинской пустыни, почти по всей России. Именно в этом плане, а также в связи с раскрытием жизни Глинской обители и будет описана его духовная жизнь и благополезная деятельность 431 . Игумен Филарет (в миру Фома Данилевский) родился в Польской Украине в 1777 году в благочестивой христианской семье. По происхождению он «был малоросс из черноморских воинов…» 432 . Большое влияние на его воспитание оказала мать – благочестивая Феодосия, от которой он получил и первые уроки христианской добродетели и основы нравственной жизни. С детских лет Фома отличался незаурядным природным умом, кротостью, трудолюбием, любознательностью, любовью к посещению храма Божия. Первоначальное образование восьмилетний отрок получил от благочестивой и богобоязненной старицы, вдовы протоиерея, имя которой осталось неизвестным. Свои знания Фома сразу же начал применять, помогая причетникам Церкви в чтении и пении. Вскоре он изучил церковный устав. В юношеском возрасте Промыслом Божиим он посетил с одним протоиереем Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Дальних пещер старец иеромонах Трифиллий предложил Фоме остаться у него келейников и канонархом, что и определило впоследствии весь его духовный жизненный путь. Святость места, близость к почивающим в пещерах нетленным мощам угодников Божиих, благоговейное богослужение – все это возгревало молитвенное состояние юного послушника, укрепляло его веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

(к истории раннего Слова святителя Филарета в Великий пяток 1806 года) У всякого погружающегося в изучение богословского наследия святителя Филарета рано или поздно возникает вопрос: откуда «все сие» у сына коломенского диакона, обучавшегося в старой русской духовной школе, схоластические недостатки которой давно уже и строго осуждены XX веком? Что в русской жизни породило этот свойственный, скорее, церкви греческой тип «святого философа-богослова»? Кто был его духовным водителем и старцем? Где тот достойный его предшественник, например на заветы которого мог бы он опереться, начиная собственный путь? И первый, к кому обращается мысль в поисках ответа на эти и подобные вопросы, будет, конечно же, не кто иной, как митрополит Платон, так проницательно и скоро оценивший своего юного ученика. Сопоставление личностей двух великих иерархов не ново. Еще до революции на эту тему написаны были статьи А. А. Беляева «Платон и Филарет» 1 и В.П. Виноградова «Платон и Филарет, Митрополиты Московские: сравнительная характеристика их нравственного облика» 2 . Обе, хотя в них и не затрагивались богословские вопросы, ясно свидетельствуют, что уже ближайшим потомкам очевидна была из ряда вон выходящая значимость обоих святителей, и нельзя не согласиться с мнением В.П. Виноградова , что «Платон и Филарет учитель и ученик, это как бы два великих солнца, пред которыми все другие деятели церковной истории нового времени только лишь звезды... Куда бы вы не обратили свой взор в современном строе русской церковной жизни, всюду и везде вы встретитесь с делом жизни Платона или Филарета, или обоих вместе... Попробуйте разобрать по ее составным элементам нашу наличную богословскую науку, наличный строй духовной школы, наличный церковный строй и вы откроете, что то идет от Платона, а то от Филарета. дело Платона и Филарета лежит всюду краеугольным камнем» 3 . Этой же теме 35 лет назад посвятил свой доклад на филаретовском вечере в Троице-Сергиевой Лавре Патриарх Алексий I. Отметив сходство «направления духовной жизни» обоих святителей, он закончил свое выступление пожеланием, чтобы написано было сочинение, «в котором бы раскрылись… узы духовного родства, положившие печать на их церковную деятельность и на все дела жизни их» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010