«Путь из Киева в Смоленск, – рассказывал покойный владыка Антоний, – я избрал несколько не прямой, именно – по так называемому Белорусскому тракту 295 . Мне непременно хотелось побывать в Могилёве, куда просили меня и тамошние родные по матушке, которых я, однако, до той поры не знавал лично. Главный родственник тут был мой родной дядя, – родной брат матушки, служивший Старшим Советником в Могилёвском Губернском Правлении, Яков Григорьевич Несмелов . Он учился в Московской духовной Академии в самую пору ректорства Владыки Филарета, а в Семинарии до средних классов обучался в Уфе, где был Ректором тот же Владыка Филарет. Как он интересовался сведениями о Влад. Филарете за дальнейшую, особливо последнюю, его жизнь, так и я – о жизни его прежней; потому все разговоры, при личном с ним свидании, особенно интересные, вращались на имени в Бозе почившего. В Могилёве в это время был Архиепископ Анатолий, тоже глубокий почитатель Влад. Филарета; с ним я был знаком по переписке 296 . Остановился было я у своего дяди, но преосв. Анатолий перетянул меня к себе. Он, по его искренней откровенности, особенно был рад мне, так как на душе у него была уже решимость непременно испросить себе увольнение на покой, что и исполнилось действительно в том же 1860 г. С истинным умилением я выслушивал его, глубоко умудрённые опытом, – и духовным и практическим, – рассуждения; весьма много воспользовался от него и сведениями о местном крае, к которому согранична и Смоленская епархия. От Могилёва до Смоленска расстояние было только 150 верст. Отдохнувши и телесно и душевно в первом, я преспокойно и поспешно доехал до второго. На пути приближения к Смоленску, мне живо вспоминались слова высокопр. Филарета Московского , что я действительно из Киева переселюсь сюда, как «от подобного к подобному». Древность Смоленска, его исторические судьбы, самые его столпостены и главная святыня его, столь известная во всей России, чудотворная Икона Божией Матери, – все это так живо изобразительно представлялось мне, что будь я на этот раз расположен к поэзии или к ораторскому витийству, – я мог бы сложить из всего этого вступительное слово, если бы не смотрел на подобного рода восхитительные изображения далеко иначе, по истинному понятию о кафедре церковной и пастырском звании и служении» 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) 4. По образу древних Среди сосен и елей шла тропинка, и на ней изредка показывался старец-схимонах, имевший в этой глуши, однако вблизи монастыря, уединенную келлию. Его звали о. Иоанникий. Там был небольшой просвет в чаще. Возле хижины зеленело несколько огородных грядок, а в небольшом отдалении стояло два или три улья… Схимонах Иоанникий скончался в 1815 году. А в 1819м Оптину Пустынь посетил назначенный в Калужскую епархию известный подвижник-аскет, истинный монах – владыка Филарет (Амфитеатров) . Он внимательно осматривал всю епархию. Здесь же, в Оптиной, он увидел, вернее, почувствовал чутким сердцем особенную благодать – безмолвие здешних лесов много сказало его душе. Пройдя по тропинке в лес, он увидел место, возле которого долго стоял в задумчивости: келлия покойного схимонаха, тишина – все располагало к молитве и богомыслию… Но владыка если и желал, не мог затвориться в уединении, – он призван был Господом на высокую кафедру для руководства и наставления многих. Так он и уехал отсюда. Немного времени спустя посетил Оптину Пустынь один из отшельников, живших на смоленской земле в Рославльских лесах, – монах Моисей, человек еще молодой, но уже многому научившийся вместе с братом своим, о. Антонием, у старцев, руководивших ими там. Они оба и пострижены были в отшельнической келлии иеросхимонахом Афанасием. Изредка отшельников навещали Оптинские подвижники отцы Вассиан и Феофан (последний и скончался в Рославльской пустыни). Схимонах Вассиан при встрече с владыкой Филаретом сообщил ему, что старец Афанасий хотел бы переместиться с братией из Рославльских лесов, где им стали мешать, в соседство Оптиной Пустыни. Это совпало с желанием владыки устроить уединенное место по образу древних пустынников, где возрастала бы в безмолвии молитва, – место, которое было бы духовной опорой всего края… Так и определилось оно, там, возле келлии покойного монаха Иоанникия. И вот братья-иноки Моисей и Антоний прибыли в Оптину, а потом в Калугу, к епископу Филарету, который с ними направил письмо старцу Афанасию, где одобрил желание переселения и благословил начать устройство Скита. «Я вам позволю в монастырских дачах избрать для себя место, какое угодно будет, – писал он, – для безмолвного и отшельнического жития по примеру древних святых отцев-пустынножителей. Келлии для вас будут изготовлены, как скоро вы изъявите на то свое согласие. От монастырских послушаний вы совершенно будете свободны… Любя в юности моей от всей души монашеское житие, я буду находить истинную радость в духовном с вами собеседовании».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 66  голосов:  4.2 из  5) Наедине с медведем Так и душа моя идет путем зерна: Сойдя во мрак, умрет – и оживет она. …Затем, что мудрость нам единая дана: Всему живущему идти путем зерна. В. Ходасевич. Говорят, цель лишает свободы. Взыскующий иноческого жития, еще в миру подвизавшийся в бдении-пощении, а особенно в чтении святоотеческих писаний, твердо знает и тем самым заведомо себе и Промыслу предписывает: главное в монашестве – нерассеянная молитва, соединяющая с Богом. Молитва же требует уединения, тишины, покоя и времени – ни один монастырь не дарит этих привилегий прежде, чем насельник, вернее, насельница выработается, постареет, поболеет; в любом случае новоначальным на такой расклад надеяться не стоит. Рассказывают про одного архимандрита, юношей вознамерившегося поступить в Псково-Печерский монастырь; первым послушанием ему определили уборку туалетов – он оскорбился и со словами «я молиться пришел, а не г… возить!» покинул славную обитель. Может быть, он не слышал об Иоанне Дамаскине , исполнявшем это послушание в течение двух лет, ни о епископе Афанасии (Сахарове) , тоже, по странному сближению, великом церковном гимнотворце, который многие годы в лагере бессменно состоял ассенизатором. Всякий новоначальный, намеревающийся не «попытать счастья», а всерьез проходить монашество, оказывается в обстоятельствах прямо противоположных собственным ожиданиям и отнюдь не способствующих возвышенным порывам: тяжелая работа, перенаселенная келья, бездарное начальство, абсурдные приказания, глухое непонимание… бывает и настоящее преследование, которое порой невозможно понять и объяснить, потому как ведь от своих, от православных, единомысленных и даже монашествующих. «Как христианский младенец крещается водой и Духом, иначе не может быть христианином, так и младенец-монах крещается крестом – иначе не может быть монахом» – сказал в видении послушнице Марии Сам Спаситель во время неожиданных скорбей, обрушившихся на нее из-за клеветы, порожденной завистью. А горячо любимая, благородная и добрая игумения, зная правду, всему поверила – почему ? Почему столько издевательств и клевет понес от архиерея, притом хорошего же человека, митрополит Филарет (Амфитеатров) ?

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Скачать epub pdf Архиепископ Амвросий (в миру Алексей Осипович Ключарев) родился 18 марта 1820 года в семье священника Иосифа Петровича Ключарева. Род Ключаревых был широко известен в городе Александрове Владимирской губернии и за его пределами: около двух веков Ключаревы из поколения в поколение священствовали здесь. Отец Алексея Ключарева, ревностный священнослужитель, пользовался всеобщим уважением среди духовенства и мирян. Начатки образования преосвященный Амвросий получил дома под руководством родителей, подготовивших его к поступлению в духовное училище. Десятилетним мальчиком Алеша Ключарев был определен в Переславское духовное училище, которое успешно окончил в 1834 году вторым учеником по разрядному списку. Следующей ступенью его духовного образования стала Вифанская духовная семинария, основанная Московским митрополитом Платоном. Здесь Алексей Ключарев учился в течение шести лет (1834–1840) и обнаружил незаурядные способности, был усерден, «весьма благонравен”. Вифанскую семинарию он окончил по первому разряду, вторым по списку, и как лучший из воспитанников был направлен для продолжения богословского образования в Московскую Духовную Академию. Это было время ее расцвета. Во главе Академии и в составе ее профессоров находились люди, оставившие по себе славную память в истории Русской Церкви. Ректором Академии был известный догматист-богослов и церковный историк архимандрит Филарет (Гумилевский) 1 , инспектором, а потом и ректором, при котором Ключарев окончил Академию, – архимандрит Евсевий (Орлинский) 2 , видный богослов и проповедник, а цвет профессуры Московской Академии составляли выдающиеся богословы А. В. Горский, П. С. Делицын, Е. В. Амфитеатров , И. Н. Анчиков. Особо следует назвать имя Ф. А. Голубинского, оказавшего на Ключарева самое благотворное влияíèå.  ÷èñëå äðóçåé Êëþ÷àðåâà ïî Àêàäåìèè áûëè Ñåðãåé Ëÿïèдевский 3 , Сергей Смирнов 4 , Димитрий Кастальский 5 , Стефан Зернов 6 и др. На всю жизнь архиепископ Амвросий сохранил чувство глубочайшего уважения к своим наставникам. Московская Академия была дорога его сердцу. «Он любил академию. Он благоговел к памяти своих бывших профессоров. Существовавшие в его время академические порядки он признавал безупречными и вполне рациональными в целях воспитания юношества. В них царил дух Филарета; они были делом его великого ума. Из уст преосвященного Амвросия никогда не исходило слово осуждения в отношении к условиям академического воспитания в его время. Но больше всего ему нравилась простота и искренность в отношениях профессоров и студентов” 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Скачать epub pdf Слово 1. В новый год. О том, что временная жизнь и даруется нам от Бога и сохраняется Его промыслом для того единственно, дабы приуготовить и воспитать нас к грядущей, вечной жизни. «Нова небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в них же правда живет» ( 2Петр. 3, 13 ). Содержай в руце своей времена и лета Господь Вседержитель сподобил нас, братие, еще со святою Церковию, воинствующею на земле, начать новый год времени царства благодати Его. Милосердый Отец небесный, сияющий солнце свое на злыя и благия, и посылающий дождь свой на праведныя и неправедныя, еще продолжает благотворить нам, сохраняя жизнь нашу, исполняя пищею и веселием сердца наши, дабы мы взыскали Его, и по безпрерывным милостям Его к нам как бы осязали Его, яко не далече от единаго коегождо нас суща: «в нем бо живем и движемся и есмы» ( Деян. 17, 28 ), по выражению св. Писания. Единородный Сын Божий, сладчайший Иисус Христос , спасший нас и искупивший нас кровию Своею, вечный о нас Ходатай пред престолом правды Божией, еще сохраняет бытие нынешних небес и земли, огню блюдомых на день суда, долготерпя на нас, и не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут. Так, братие, продолжение жизни нашей в сем преходящем и безпрерывно ветшающем мире, есть продолжение милосердаго гласа Отца небеснаго, которым Он зовет нас в новый и вечно нестареющийся мир, уготованный святым и праведным. «Новаго небеси и новой земли», по непреложному обещанию Господа Иисуса Христа, «чаем, в них же правда живет». Настоящая, временная жизнь и даруется нам от Бога, и сохраняется Его промыслом, для того, чтобы приуготовить и воспитать нас к наследию грядущей, вечной жизни. Посвятим, братие, несколько минут перваго дня новаго лета на размышление о сей важной истине. Святый Апостол Павел сказал некогда о себе: аще «в животе сем точию уповающе есмы, окаяннейши всех человек есмы» ( 1Кор. 15, 19 ); т. е. ежели бы надежды наши ограничивались только настоящею жизнию, мы были бы несчастнейшие из всех человеков. Апостол Иисуса Христа произнес слова сии от сердца, чувствуя всю тяжесть страданий и креста, который он носил до самой смерти, по подобию Божественнаго Крестоносца Господа и Искупителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Слово в день тезоименитства благочестивейшего государя-императора Николая Павловича сказанное в Киево-Печерской Лавре 6-го декабря 1854 года Источник Сия есть победа, победившая мир – вера наша. Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий? ( 1Ин. 5:4–5 ). Такова, братья, сила веры Христовой, по свидетельству одного из первых и великих проповедников и подвижников оной – святого апостола Иоанна Богослова! Господь Иисус Христос , предрекая ученикам своим будущую судьбу своей веры на земле, возвестил, что исповедники ее не могут быть в мире с миром, но мир воздвигнет против них брань, будет ненавидеть их, гнать и убивать, как и Его самого ненавидел, гнал и умертвил ( Ин. 15:19, 20, 16, 1, 2 ). И подлинно, – едва только мир услышал проповедь веры Христовой и увидел в ее святейших и светоносных догматах обличение своих заблуждений, суеверия и идолослужения, в ее возвышеннейшем и чистейшем нравоучении – обличение своего нечестия, страстей и пороков, развращенных нравов и обычаев, – как тогда же объявил ей непримиримую войну. И как сильно разгоралась по временам сия борьба веры с миром! Казалось иногда, что она не устоит, и мир одолеет ее: но, обетовавши, что будет с верующими во вся дни до скончания века, ( Мф. 28:20 ), что и врата адова не одолеют Церкви Его, созданной на камне веры ( Мф. 16:18 ), и что Он Сам победил уже мир ( Ин. 16:33 ), Господь Иисус Христос тогда-то наипаче являл свою всемогущую силу в защиту своей веры, запрещал ветру и волнению, какие воздвигал на нее мир, и она, как купина, горела огнем искушений, но не сгорала, а каждый раз с торжеством выходила из борьбы своей с миром, побеждала мир. И, во-первых, светлую победу над миром одержала вера в лице святых Апостолов. Какая, по-видимому, неравная была здесь борьба! Двенадцать только человек выступают против всего человеческого рода. И кто эти двенадцать? Буяя мира избра Бог , говорит Апостол, и немощная мира избра Бог, ιι худородная мира избра Бог, и несущая. И что же? Эти буии посрамили премудрых мира, эти немощные посрамили крепких мира, эти худородные и несущие посрамили сущих мира ( 1Кор. 1:27, 28 )! Несмотря на все усилия мудрости мирской, могущества и власти – остановить успехи веры, – силою одной проповеди апостольской, хотя она казалась вначале иудеям соблазном, а эллинам безумием, – мрак идолослужения и нечестия начал быстро рассеиваться, всюду воссиял свет истинного боговедения, всюду водворилось благочестие евангельское и вера приобретала бесчисленное множество последователей, так что апостол Павел свидетельствует, что в то уже время во всю землю изыде вещание проповедников веры и в концы вселенныя глаголы их ( Рим. 10:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Судьба Η. Н. Глубоковского внешне мало чем отличается от судьбы других церковных ученых России второй половины XIX – начала XX вв. Родился он в семье священника села Кичменгский городок Вологодской губернии. Был седьмым (и младшим) ребенком и очень рано осиротел: его отец, Никанор Петрович Глубоковский, умер, когда мальчику исполнилось три года. Как говорил позднее сам Николай Никанорович, он, «по условиям своего горького детства, мог бы быть просто деревенским пастухом». Однако Промыслом Божиим ему была уготована иная стезя. Опеку над малолетними сиротами принимает священник Василий Михайлович Попов – муж старшей сестры Николая Никаноровича (Анны Никаноровны), который заменил им отца и о котором выдающийся ученый всегда впоследствии вспоминал с глубоким уважением и почтением. До десятилетнего возраста Η. Н. Глубоковский провел в доме отца Василия, в атмосфере сердечной теплоты и любви; затем он пять лет учится в Никольском Духовном Училище и еще шесть лет (1878–1884) – в Вологодской Семинарии. Уже здесь начинает раскрываться его талант ученого, ибо в старших классах Семинарии он публикует в местной церковной печати несколько статей и заметок. Закончив Семинарию первым по списку, Η. Н. Глубоковский поступает в Московскую Духовную Академию. Годы учебы здесь (1884–1889) были решающими в жизни Николая Никаноровича, ибо за время их сформировались основные черты его личности. Студенчество его приходилось на тот период расцвета «русского Оксфорда», который был начат свт. Филаретом Московским и Александром Васильевичем Горским. Из многих серьезных и именитых профессоров и преподавателей Академии того времени (В. Д. Кудрявцев, Е. В. Амфитеатров и др.) студент Глубоковский особенно сблизился с известным церковным историком А. П. Лебедевым , ставшим его научным руководителем и старшим другом. Уже после кончины своего учителя (1908) Николай Никанорович писал, что тот был целиком предан делу служения церковной науке, считая историю Церкви «матерью всех богословских наук», имеющих в ней свою почву и опору. Подобной же преданностью православной науке отличались и большинство других преподавателей Академии, расцветшей под сенью Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Отдел II. Время служения в Орловской духовной Семинарии в г. Севске (1798–1804 г.) Глава III. Испрошение от родителя благословения на поступление в монашество на 19 году от роду. Первые годы монашества и учительства Филарета. Филарет – Префект и Ректор Семинарии в г. Севске на 24 году от роду. Перемещение его в Уфу «Господь, дивный в делах Своих, испытав послушание и терпение юного раба своего, родителя его укрепил во здравии, а ему назначил высокое служение в иноческом звании – быть Пастырем пастырей» 61 . «Проходил он службу, правда, под тяжким крестом, начиная его с Севска; а особливо он нанёс и мне великую скорбь, когда его заслали в далёкую Сибирь. Зато вот теперь Архиереем стал мой-то Феденька " 62 . В формулярном списке Высокопр. Филарета значится: «Обучался в Орловской семинарии и в 1797 г. кончил курс наук. Определён учителем Поэзии и низшего греческого класса в Орловскую же семинарию 1798 г. Марта 1 дня». Из этих официальных сведений очевидно, что оставался и промежуток времени, которое протекло в жизни кончившего курс Феодора Амфитеатрова без определённого назначения. Промежуток этот равняется приблизительно восьми месяцам. В чём же прошло это время – или говоря прямее: от чего Феодор Амфитеатров, который в течении курса выказывал такое сильное желание и стремление поступить в монашество, что не раз решался даже тайно уйти в пустынь, и удержан был от такой решимости лишь волей родителей, и притом до окончания лишь курса, – отчего не стремится он теперь так же горячо и решительно к своей вожделенной призваннической цели, а проводит время без всякого назначения и определённого дела?! К тому же из формулярного списка видно, что он вступает на такую службу, которая не имелась в виду и со стороны родителя; последний, как отчасти нам известно, если и желал отклонить сына от монашества, то с целью предоставить ему своё священническое место в селе Высоком. Наконец Феодор является на службе, но о монашестве нет пока и помину. Все эти вопросы и обстоятельства объясняются следующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Отдел VII. Отношения Высокопреосвященного Филарета к делу о переводе Священного Писания на Русский язык Глава XIX. Библейское Общество. Официальное отношение Высокопр. Филарета к Обер-Прокурору Св. Синода Графу А.П. Толстому по делу о переводе Священного Писания на Русский язык «Изложив сии мои мысли с глубочайшим смирением пред Богом, словом Его святым и Православной Церковью, приближаясь ежедневно к кончине моей и готовясь предстать пред нелицеприятный Суд Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, всем сердцем молю Его Благость, да не по мудрованиям человеческим, а по Премудрому Промыслу Своему Сам Он устроит, якоже весть, лучшее и полезнейшее касательно сего чрезвычайно важного дела, и да сохранит мир в Православной Церкви Своей» 372 . В своём месте 373 сделано было нами предуказание на особое изложение дела по вопросу о переводе Священного Писания В. и Н. Завета на Русский язык, предпринятом ещё в 20 годах бывшим тогда Библейским Обществом и затем возобновлённом в 1856–1857 гг. Хотя это дело по окончательному своему результату, на котором, со своей стороны, остановился Высокопр. Филарет в отрицательном смысле вопреки общему его решению в Св. Синоде, относится к самому концу его жизни (1856–1857 г.), но мы считаем необходимым изложить это дело в настоящем именно месте потому, что – во-первых, сам Высокопр. Филарет, в изложении оснований и соображений для своего отрицательного результата в разрешении этого дела, сделал, прежде и главнее всего, указание на самый первоначальный источник его – «источник, – по буквальному его выражению, – мутный и ядовитый, разумея под сим последним именно Библейское Общество. – Во-вторых, этого изложения в настоящем месте (за описываемую пору служения преосвященного Филарета собственно в Калуге) требуют особые обстоятельства, сопривходящие в историю Библейского Общества и других мистических и пропагандистских его действий. – В-третьих, в самом ходе дела, начатого Св. Синодом (в Сентябре 1856 г.) о потребности перевода Св. Писания на Русский язык, против чего выступил со своим отрицательным мнением Высокопр. Филарет Киевский, не раз встречаются официальные указания со стороны, опровергавшего это мнение, Высокопр. Филарета Московского, – именно на время служения первого ещё в Калуге, – указания в том прямом смысле и значении, что в эту-де пору (в 1824–1825 гг.) он (Филарет Киевский) судил о том, что теперь (в 1857 г.) отрицает, совершенно иначе... именно, стоял за потребность перевода на Русский язык 374 . Наконец,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

«Имев от природы крепкое телосложение и сохранив свои физические силы от всякого преждевременного расстройства и истощения строгою, воздержною и правильною жизнью, какую всегда вёл от самого раннего детства, в Бозе почивший незабвенный Архипастырь Киева – Высокопреосвященный Митрополит Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), и в глубокой старости был неутомим как в трудах Святительского служения, так и в подвигах иноческой жизни, и выносил эти труды и подвиги с удивительною бодростью, укрепляемый помощью свыше и необычайною силою духа в немощах плоти, изнурённой преклонностью лет. Только с 1853 года, и в особенности, после весьма тяжкой болезни, постигшей его в Декабре месяце 1855 года, он видимо стал изнемогать, подвергаться частым недугам, которые каждый раз встречал как предвестников кончины, но переносил с изумительным терпением и благодушием, и радовался при мысли, что они приближают вожделенный для него час переселения в жизнь вечную. Как зрелый плод сам собою спадает с дерева, готовый для житницы: так и душа Архипастыря, созревшая в подвигах веры и благочестия, естественно стремилась в житницу небесную, подобно душе Псалмопевца, который говорит: имже образом желает елень на источники водные, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Когда прииду и явлюся лицу Божию? ( Пс. 41:2–3 ), или душе великого Апостола, который писал: желаю разрешитися и со Христом быти. Мне еже жити – Христос, а еже умрети приобретение есть ( Флп. 1:21–23 ). «Кто это держит меня здесь»? – говорил часто Архипастырь в постигавших его недугах; или же обращался к приближённым своим с такими словами: «не держите меня, отпустите меня; ведь я совсем уже приготовился отойти ко Христу Спасителю. Я не хочу умирать, а хочу вечно жить. Храмина тела моего видимо разрушается. Вот и ноги отказываются ходить и руки делать, и голова работать, а душа радуется, и желала бы хоть сейчас разрешиться. Слава Богу за всё! Довольно было с меня пожить. Уповаю на милость Его, что там будет мне хорошо. Дух мой стремится из уз плоти, и всё земное для меня уже чуждо; от того и тело моё так утончилось и исхудало. Как жених с нетерпением ждёт брачного дня для соединения с невестою, так и я жду и желаю разрешиться от этой жизни. Я также поступил бы со смертью , как Игнатий Богоносец , который, быв приговорён к съедению зверями, говорил: если звери пощадят меня, я нарочно раздражу их».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010