Отдел VIII. Перемещение преосвященного Филарета из Калужской Епархии в Рязанскую Глава XXV. Прощание Преосв. Филарета с Калужской паствой «Калужская паства и в своё время и поднесь молит Господа, да пошлёт Он ей в утешение подобного Отца-Архипастыря, каков был приснопамятный Филарет». «Последним словом своим Владыка Филарет тронул всех, в чрезвычайном множестве присутствовавших в храме, до всей глубины души; и слёзы – искреннейшие знаки искреннейшей приверженности всех, свидетельствовали о печальных чувствованиях горестного разлучения». «При самом же прощании и проводах были такие умилительные сцены, которые возможно только чувствовать сердцем, а выразить словами – нет» 490 . Читающие припомнят, что мы закончили повествование о служении Высокопр. Филарета в Московской Духовной Академии словами, бывшего воспитанника этой Академии, новонаречённого Епископа Иоанна в речи его Святейшему Синоду, – словами, как нельзя более, верно характеризующими дух, характер и образ всего Академического служения. Мы и в настоящий раз не можем отказать себе, чтобы не воспользоваться словами этого же духовного витии 491 , в которых столь же верно охарактеризованы дух, характер и образ Святительского служения, каковые в достойной мере могут быть приложимы и к самому начальному служению Высокопр. Филарета в Калужской Епархии, а тем паче в связи с изложенными по делу о переводе Св. Писания на Русский язык историческими данными. Впрочем, чтобы воспользоваться содержанием указываемой речи Преосв. Иоанна, мы имеем для этого и право и даже долг по следующим обстоятельствам. Когда покойный Преосвященный был уже Епископом Смоленским, непосредственным преемником Высокопр. Антония, и я находился, в течение первого года его служения, тоже в Смоленске, и в ту пору начинал собирать материалы для биографии Высокопр. Филарета, тогда сам же Преосв. Иоанн заинтересовался этим моим делом, по отношению собственно к лицу и памяти жизнеописуемого. Имевши честь сыздавна, ещё во время его ректорства в Казанской и Санкт-Петербургской Академии, быть в знакомственных отношениях к Преосв. Иоанну и зная его личный характер, что он не любил быть словоохотливым по каким-либо частным предметам, я даже удивлялся, что при настоящем моем деле он проявил в себе совсем иную сторону своего характера. Он явился столь сочувствующим и интересовавшимся, что подобное что-либо в других лицах, бывших, сколько мне известно, в очень близких отношениях к в Бозе почившему Первосвятителю – Высокопр. Филарету, мне весьма немного приводилось встретить...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

архим. Агапит Глава XXI. Последние годы и обстоятельства жизни старца о. Макария, его предсмертные страдальческие дни и блаженная кончина Жизнь старца батюшки о. Макария близилась к концу, и здоровье его все более и более ослабевало. На поздравительное письмо своих севских родственниц в ноябре 1859 года он отвечал: «Благодарю вас за поздравление меня со днями моих рождения и Ангела. Да, уж 71-й год. Долго ли будет пришельствие, неизвестно. А как явиться пред Богом, не знаю. Буди воля Господня над нами! Вы скорбите о моем нездоровье, но оно изменчиво. Нельзя сказать, чтобы я лежал; но иногда бодрствую и хожу, а иногда уж и никуда не гожусь. Слава Богу о всем! Да душа-то больше тела. Тело поболит, да и тем кончится; а душевная-то болезнь простирается в вечность. Избави нас, Господи, от сей болезни и даруй исцеление!» За два года до своей кончины, именно в 1858 году, старец Макарий принял пострижение в великий ангельский образ – схиму. Мысль о сем в первый раз выражена была старцем по получении известия о кончине Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова) , основателя Оптинского скита, постриженного пред кончиною в схиму с именем Феодосия, который скончался 21 декабря 1857 года. К нему старец имел великую любовь и благоговение, как писал он вскоре после кончины сего святителя своим севским родным: «Думаю, уже вы слышали о кончине достоблаженного митрополита Киевского Филарета 21 числа декабря. Жаль, что Церковь лишилась такого иерарха; но, видно, пришло время почить ему от трудов своих и получить награду за оные. Молитвами его да помилует нас Господь!» Впрочем, хотя старец о своем здоровье писал: «Иногда уже никуда не гожусь», – однако до самой своей предсмертной болезни был на ногах и даже летом 1860 года, незадолго до своей кончины, имел возможность съездить в Калугу, и именно в Калужский Лаврентьев монастырь, место летнего пребывания калужских владык, дабы проститься с отъезжавшим в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде уважаемым архипастырем своим Григорием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Иустин (Охотин), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) 30 окт. 1853 г. И. был определен в Костромскую ДС преподавателем нравственного и пастырского богословия, гомилетики и учения о расколе. По словам Е. Е. Голубинского (в то время воспитанника Костромской ДС), «преподаватель он был ревностный». С 22 янв. 1854 по 6 сент. 1855 г. И. был членом Комитета для рассмотрения катехизических поучений духовенства Костромской епархии. 18 апр. 1855 г. утвержден в степени магистра. 6 сент. того же года переведен инспектором и профессором богословских предметов в Ярославскую ДС. С 8 окт. того же года по 18 авг. 1858 г. преподавал учение о расколе на миссионерском отд-нии Ярославской ДС, с 8 дек. 1856 г. был цензором проповедей, с 28 дек. 1856 по 13 янв. 1858 г. исполнял обязанности ректора семинарии. 26 марта 1857 г. И. был возведен в сан архимандрита, 26 мая 1858 г. определен ректором Ярославской ДС и настоятелем Авраамиева ростовского мон-ря . Составил «Описание Ростовского Богоявленского Аврамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии» (Ярославль, 1862). Как педагог И. пользовался признанием учащихся, архимандрит знакомил их с творениями св. отцов, произведениями свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского, свт. Филарета (Амфитеатрова) и др. духовных писателей, а также Ф. М. Достоевского , В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова и др. Ректор привел в порядок семинарскую б-ку, собственноручно переписав все каталоги и надписав шифры на книгах. 5 сент. 1870 г. назначен председателем Временного комитета по постройке нового здания Ярославской ДС. Ревизовал в июле 1856 г. Ярославское ДУ, в мае 1862 г.- Борисоглебское ДУ. В 1856-1870 гг. И. состоял цензором, благочинным и членом Ярославской духовной консистории. С 1 апр. 1860 г. был цензором «Ярославских епархиальных ведомостей» . В 1870-1871 гг. там печатался его труд «Материалы для истории Ярославской ДС со времени ее преобразования в 1814 году», составленный по документам семинарского архива и др. источникам.

http://pravenc.ru/text/1237941.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 17.04.1785, с. Городковичи Спасского у. Рязанской губ.- 7.04.1862, Ольгов Успенский мон-рь близ с. Льгова Рязанского у. и губ.), свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), архиеп. Рязанский и Зарайский. Из семьи пономаря, впосл. священника Успенской ц. с. Городковичи. В 1808 г. окончил Рязанскую ДС, где получил фамилию Городковский (по названию родного села). В 1809 г. по благословению Рязанского архиеп. Амвросия (Орлина) в качестве лучшего ученика поступил в СПбДА; взял новую фамилию - Победоносцев, а к концу учебы - Городков. Обучался при ректоре архим. Филарете (Дроздове) и инспекторе архим. Филарете (Амфитеатрове) . Общность духовных идеалов 3 святителей стала основой их дружбы, до конца жизни они состояли в переписке. Гавриил (Городков), архиеп. Рязанский. Гравюра Браунга. Сер. XIX в. (РГИА) Гавриил (Городков), архиеп. Рязанский. Гравюра Браунга. Сер. XIX в. (РГИА) По окончании СПбДА 24 авг. 1814 г. Городков был назначен профессором в Рязанскую ДС. 10 окт. 1815 г. по благословению Рязанского архиеп. Феофилакта (Русанова) пострижен в монашество с именем Гавриил. 16 окт. 1815 г. рукоположен во диакона, 22 окт.- во иерея, 27 дек. 1815 г. назначен настоятелем рязанского во имя Св. Троицы мон-ря , 27 февр. 1816 г. возведен в сан архимандрита. В 1817 г. Г. стал инспектором Рязанской ДС, 22 авг. 1817 г.- ректором Орловской ДС, настоятелем орловского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Одним из самых способных учеников Г. в семинарии был И. Борисов (впосл. Херсонский архиеп. Иннокентий ). В апр. 1818 г. Г. назначен ректором Нижегородской ДС, настоятелем Макариева желтоводского мон-ря , 21 авг. 1821 г.- нижегородского Печерского мон-ря . В 1826 г. представлял нижегородское духовенство на коронации имп. Николая I . 20 мая 1828 г.

http://pravenc.ru/text/Гавриил ...

оклад Св. Синода о назначении Ректора и профессора Богословских наук Московской духовной Академии и Настоятеля Ставропигиального Воскресенского «Новый Иерусалим» именуемого монастыря, Архимандрита Филарета Епископом Калужским и Боровским был Высочайше утверждён в 6 число Апреля 1819 года, что приходилось тогда в самый первый день Св. Пасхи 298 . Об этом определении дан был указ Св. Синода тогдашнему Митрополиту Московскому Серафиму, от 21 Апреля за 299 . В этом Указе подробно прописано Митрополиту, – где и кому с ним совершить наречение и хиротонисание Филарета в Епископы, – именно наречение в Московской Синодальной Конторе, а посвящение – в большом Успенском Соборе. Священнодействующими при наречении и хиротонисании были назначены – сам Высокопреосвящ. Митрополит Серафим и находившиеся тогда в Москве, преосвященные – Викарий Московский Лаврентий, Епископ Дмитровский, Грузинский Митрополит Иона и Архиепископы Пафнутий и Досифей 300 . При Указе приложены были два печатных экземпляра «Чина присяги архиерейской». На одном из них предписано было подписаться по листам вверху всем Святителям, рукополагавшим Филарета в Епископы, а на другом подписаться по листам же, но внизу, самому Филарету. Самая эта подпись была прописана во всей полноте на особом, приложенном к Указу, листе и состояла в следующих словах: «Аз, первоклассного Ставропигиального монастыря Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, Архимандрит Филарет, ныне наречённый Епископ Калужский и Боровский, сие здесь написанное и подписанное моей рукой, приемлю и вручаю пред святым Евангелием братиям моим, преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам и всему освящённому собору в граде Москве в большом Успенском соборе, лета Господня 1819, Июня 1 дня». Наконец в этом же Указе было предписано взыскать за эти два печатных экз. «чина и присяги архиерейской» (по 9 полулистов в каждом экз.) с хиротонисованного 4р. 50к. ассигнациями, а на проезд его в епархию и домашнее там обзаведение, сообразно существовавшему тогда обыкновению, назначена к выдаче тысяча рублей ассигнациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Орловская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор (Болхов) Орловская область — субъект Российской Федерации. Входит в состав Центрального федерального округа и Центрального экономического района. Граничит с областями: на севере с Тульской, на востоке с Липецкой, на юге с Курской, на западе с Брянской, на северо-западе с Калужской. Административный центр — город Орёл . Содержание Православие в Орловской области [ править править код ] История Орловской и Ливенской епархий теснейшим образом связана с историей Орловского края; её знание помогает понять многие закономерности и причины тех или иных событий, характерные черты области и населяющих ее людей, ощутить духовный климат региона, предположить, какие тенденции будут определять дальнейшее развитие духовной жизни. Учрежденная в конце XVIII в. Орловская епархия более чем за двести лет своего существования претерпела немало преобразований, которые коснулись не только церковного управления, но и многих других областей духовной жизни. Была основана Духовная Семинария, учреждено викариатство, строились храмы и монастыри. Большую роль в деле духовно-нравственного просвещения народа сыграли такие выдающиеся епископы, как Аполлос (Байбаков), Иона (Павинский), Смарагд (Крыжановский), Симеон (Линьков), Никанор (Каменский) и др. С 1865 года стали выходить «Орловские епархиальные ведомости». Были организованы религиозно-просветительские общества и братства. Только за один XIX век Орловский край дал немало замечательных иерархов — подвижников благочестия, которые украсили церковную историю России. Среди них причисленные к лику святых Филарет (Дроздов), Митрополит Московский; Филарет (Амфитеатров), Митрополит Киевский и Галицкий; святитель Феофан, Затворник Вышенский (Говоров); знаменитый миссионер, автор первого полного перевода Библии на русский язык архимандрит Макарий (Глухарев); архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) ; протоиерей Иоанн Жданов; иеромонах Мельхиседек (Орнаутов).

http://azbyka.ru/palomnik/Орловская_обла...

Отдел III. Время служения в Орловской духовной Семинарии в г. Уфе (1804–1810 г.) Глава IV. Первоначальная служба его в Уфе. Служение его под начальством Преосв. Августина. Самые тяжёлые отношения Преосв. Августина к Филарету «Не бойся! Судьбы архимандрита Филарета в руках Божиих» 88 . «Пятый уже год каждый день паче всякой меры отягощаемо было сердце моё, яко не надеятися мне и живу быти. Состояние моё можно не обинуясь, приравнять к состоянию Иосифа во рве. Обаче Господь Спаситель сподобил меня сохранить в незлобии так, что воистину я готов возлюбить вовек всякого, творящего мне напасти» 89 . Тяжкие испытания и скорби, о которых только что предуказано нами в предшествующей главе, постигли Архимандрита Филарета не непосредственно по вступлении его на службу в Уфе, но спустя полтора года, так как и самый виновник их – Преосв. Августин – прибыл сюда Епископом в эту только пору. Поэтому оставляя пока в стороне эти обстоятельства, скажем сначала о состоянии перемещённого и о положении самых дел на новом месте его службы, из чего тем яснее будет видно, что всё, что привелось впоследствии испытать в Бозе почившему, произошло действительно от прямых недоброжелательств и преследований известных лиц. О самом прибытии в Уфу и первоначальном своём положении в ней Филарет сам говорит в своих Записках: «В Уфу приехал я зимою на святках, в сопровождении родного брата своего Гавриила 90 и одного Иеромонаха. Тамошний Преосвященный Амвросий (Келембет) принял меня весьма ласково, – оставил у себя обедать и потом уже на ночь отпустил меня в монастырь, мне назначенный. Монастырь этот, только что открытый в 1801 году, находился вне города в чистом поле, обнесён плетнёвым забором и состоял из нескольких мазанок, почти совсем занесённых снегом. Поутру встав, я пошёл обозревать свой монастырь и увидел единственную деревянную бедную ветхую церковь и только начавшуюся постройкой новую каменную. Это произвело на меня крайне грустное впечатление и до слёз растрогало меня. Этими слезами я начал здесь своё служение».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Приношение современному монашеству В пятый том полного собрания сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) вошло «Приношение современному монашеству» (крайне авторитетный аскетический трактат в современном Православии). Также в пятом томе представлены письма святителя Игнатия (Брянчанинова) игумену Череменецкого монастыря Антонию (Алексею Панкратьевичу Бочкову). В приложении читатель найдет письма Игнатию (Брянчанинову) — митрополита Московского Филарета (Дроздова), митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова), архимандрита Игнатия (Малышева), архимандрита Пимена (Мясникова); Оптинских старцев: Моисея, Леонида, Макария, Анатолия и др.; Площанских старцев: Анатолия, Илария, Иоанникия и др. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Том V 2003 по Р. Х. По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого СЕРГИЯ Составление и общая редакция А. Н. Стрижев Пятый том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит капитальный труд Преосвященного «Приношение современному монашеству», пользующийся огромным авторитетом как у монашествующих, так и у мирян. Это любимое назидательное чтение для всех, кто стяжает благодать Духа Святаго и отдает себя на пользу ближнему. Чрезвычайный интерес у читателей, несомненно, вызовут материалы раздела «Приложение». Здесь даны письма Преосвященного к его ближайшим друзьям: генералу Н. Н. Муравьеву-Карскому и духовной писательнице С. И. Снессоревой. В письмах этих так много теплых, мудрых слов, что их невольно перечитываешь по многу раз — душа требует. Все помещенные тексты сопровождаются пояснениями и вступительными статьями, написанными известными знатоками жизни и творений великого Святителя. Завершается том богословским рассмотрением творений Игнатия, выполненным одним из первых специалистов, изучавшим его писания, иеромонахом, впоследствии игуменом Марком (Лозинским). Текст дан применительно к изданию академического типа, каким являются наши выпуски.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Святитель по послушанию. Часть 1 125 лет назад, 6 декабря 1884 года, в день празднования святителя Николая Мирликийского, чудотворца, отошел ко Господу епископ Нижегородский Иеремия (Соловьев). Епископ Иеремия был самым близким другом святителя Иннокентия (Борисова), духовным наставником архиепископа Макария (Миролюбова), профессора и духовного писателя. Его молитвы вошли в келейное правило, которое каждый день читал архимандирт Иоанн (Крестьянкин). С ним вели переписку митрополиты Евгений (Постников), Филарет (Дроздов), Филарет (Амфитеатров). Он постригал в монашество будущих святителя Феофана (Говорова), Затворника, и митрополита Московского Макария (Булгакова), знаменитого историка Русской Церкви. Его почитали многие иерархи, несмотря на то, что сам он в святительском сане служил недолго. Вся его жизнь, проведенная в благочестии, была пронизана проявлениями благодати Божией. И тем не менее сегодня о нем знают немногие, ибо главной чертой его личности была необыкновенная скромность и желание все свои подвиги совершать невидимо от зрителей мира сего, но только для Бога. Большинство же его работ были опубликованы только после его смерти, а многие и до сих пор остаются в рукописях. Епископ Иеремия (в миру Иродион Иванович Соловьев) родился 10 апреля 1799 года в семье пономаря села Георгиевского Ливенского уезда Орловской губернии Иоанна Яковлевича и жены его Марии Феоктистовны. Село находилось на высоком берегу живописной реки Сосны, правого притока Дона, и называлось так по церкви во имя великомученика Георгия Победоносца. В семье царило благочестие, и особенно оно изливалось на маленького Иродиона. Позже владыка вспоминал: «Родители мои содержали и блюли меня с каким-то особенным вниманием. Для меня установлена была общая семейная молитва. Поставив меня на прилавок у святых икон, заставляли читать почасту акафист Сладчайшему Иисусу и святителю Николаю. У матери моей не было иного наставления, иной материнской слезной молитвы к дитяти, нежно любимому, как сие: молись, молись, всегда молись, молись в тайне, молись ночью, молись пред всяким уроком своим и всяким делом» . Благочестивый настрой в семье проявлялся и в ежегодных поездках в Богородицкий Задонский монастырь, где с 13 августа 1783 года покоились мощи Тихона Задонского. Эти ежегодные молитвенные паломничества, рассказы о жизни светильника благочестия, слышанные с детства от лиц, хорошо знавших святителя, на всю жизнь оставили след в памяти Иродиона.

http://pravoslavie.ru/33197.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Феофан, затворник Вышенский (+ 1894) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 10 янв. Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское, Елецкого уезда, Орловской губернии. Его отец, Василий Тимофеевич, был священником Владимирской церкви села Чернавского и всю жизнь отличался глубоким благочестием. Мать святителя, Татьяна Ивановна, происходила из священнической семьи и имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце. Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. Благочестивые родители старались дать ему воспитание в духе христианской любви и церковности. Уже в детстве у Георгия стали проявляться яркие черты его характера: от отца он унаследовал живость и чистоту ума, от матери — нежное, любящее сердце, кротость, скромность и впечатлительность. В 1823 г. отрок Георгий поступил в духовное училище, легко прошел шестилетний курс и в 1829 г., в числе лучших учеников, был переведен в Орловскую семинарию. Георгий Говоров с большим прилежанием изучал преподаваемые науки, но особый интерес возбудили в нем уроки психологии. В годы учебы, после паломничества в Задонский монастырь, где почивали мощи святителя Тихона Задонского, в то время еще не прославленные, у Георгия появилось необычное, все более возрастающее благоговение к святителю Тихону Задонскому. (В 1861 г., уже в сане епископа, он принял участие в торжественном открытии мощей святителя Тихона.) Отлично окончив семинарию в 1837 г., Георгий Говоров получает назначение в Киевскую Духовную академию, которая в те годы находилась в цветущем состоянии. Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров), прозванный за святость жизни Филаретом Благочестивым, уделял большое внимание развитию внутренней, духовно-религиозной жизни студентов академии. Это было время ее расцвета как по доброму, нравственному направлению жизни академии, так и по обилию талантов в профессорской корпорации. В академии завершилось образование и ясно определилось общее направление нравственной жизни Георгия Говорова.

http://sedmitza.ru/lib/text/436775/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010