Содержание О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове Предисловие Проповеди за 1892 год Проповеди за 1893 год Проповеди за 1894 год Проповеди разных лет     О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове Валентин Николаевич Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний. В 1860 году после окончания семинарии и академии Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и получил свое первое назначение на приход в калужский Благовещенский храм, но прослужил там недолго: вскоре – уже в сане протоиерея – его перевели в собор города Лихвина Калужской губернии. Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом – настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, а с 1874 года – настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля. Последние десятилетия прошлого века были временем духовного упадка. Великолепные московские храмы по большей части пустовали, но в храме во имя Святых Константина и Елены, а потом в кремлевском Архангельском соборе, куда был назначен настоятелем в начале девяностых годов отец Валентин, всегда было людно – к выдающемуся проповеднику и духовнику шли со всей Москвы. Е. Поселянин писал: «У подошвы Кремлевского холма, со стороны Москвы-реки, у древней стены, окружающей Кремль, стоят два храма. Темно там, сыровато по этой широкой дороге, отененной всегда стеной и холмом, и храмы были малопосещаемы. О. Валентин доказал, что ревностный священник может привлечь молящихся и в покинутые, бесприходные храмы. Даже по будням в его храме бывало тесновато. Народ стекался к нему не только чтобы помолиться, но и чтоб открыть ему душу, излить накопившееся горе, спросить совета... Немощи и грехи человеческие, громадный груз разнообразных дел и отношений житейских – все это кипело вокруг этого священника. Искали и в чисто мирских интересах Божия благословения, еще же более того искали удовлетворения жгущей душу жажде духовной. И о. Валентин своим художественно метким языком и ласкающим голосом разговаривал с этим теснившимся к нему людом, подавая советы от сердца и ума, только что просветившегося за трапезой Господней...

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Главное чудо произошло с нами во время съемок» Беседа с режиссером нового документального фильма «Прикосновение» 16.10.2008 432 Время на чтение 6 минут Наверное, любой православный знает про Оптину Пустынь - один из важнейших духовных и исторических центров России, колыбель русского старчества. Это место связано с историей русской литературы, русскими писателями: здесь бывали и Гоголь, и Толстой, и Достоевский…. Для тех, кому еще не довелось здесь побывать, и для тех, кто сюда обязательно вернется, Игорь Яринских снял свой фильм «Прикосновение». - Игорь Анатольевич, расскажите о вашем фильме, о чем он?   - Для православных россиян, да и не только россиян, монастырь Оптина Пустынь - это чудо. Для того, чтобы попытаться разгадать его, наша съемочная группа и поехала под Козельск. Мы хотим узнать, как получилось, что именно в этом месте возникло учение о старчестве. Мы посвящаем Оптиной Пустыни не просто эпизод или фрагмент фильма, монастырь становится его красной нитью. Главные вопросы, ответы на которые мы постараемся найти: как возник феномен Оптиной Пустыни, оптинское старчество?   - В вашем фильме три части. Какие?   - Да, в фильме три части, хотя изначально предполагалось, что будет две, и появление третьей части - это главное чудо, которое произошло с нами во время съемок. Но это отдельная история, и о ней я расскажу позже.   Первая часть называется «Оптина». Мы проводим своеобразное расследование - кто стоял у истоков оптинского старчества - и выясняем, что это был святитель Филарет. Ему и посвящена вторая часть нашего фильма, которая называется «Архистарец-святитель»…   Филарет (Амфитеатров Феодор Георгиевич, в схиме Феодосий), митрополит Киевский и Галицкий родился в XVIII веке, 17 апреля 1779 года в семье священника в Орловской губернии. Вообще фамилия Амфитеатровы очень известная. Например, протоирей Валентин Амфитеатров (1836-1908), которого называли «Московский утешитель» - это его внучатый племянник.   Недавно святитель был канонизирован. Филарет очень почитаем в Киеве и именно там он в видении явился епископу Павлу, это был 1994 год, и благословил поднимать свои мощи. Они подняты и сейчас находятся в Дальних пещерах. Канонизацию подготавливал владыка Ефрем, архиепископ Криворожский и Никопольский. Первоначально святитель был причислен к лику местночтимых святых, а 8 декабря 2005 года его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению Патриарха Алексия II.  

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Филарет, святитель, митрополит Киевский и Галицкий (Амфитеатров Фёдор Георгиевич) (в схиме Феодосий) †1857; в день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых Родился 17 апреля 1779 года в селе Высокое Кромского уезда Орловской губернии в семье священника Георгия Амфитеатрова. Детей в семье отца Георгия было восемь, Фёдор во младенчестве был слабеньким, что сильно огорчало родителей. Дед Никита, который также был священником в этом селе, сам нянчился с Фёдором и выходил его. Первоначальную грамотность Фёдор получил дома. В детские годы, читая жития святых, Фёдор особенно восхищался житием праведного Филарета Милостивого (память 1/14 декабря), душевные свойства которого – кротость, довольство малым для себя и безграничную щедрость для других – имел и сам Фёдор. Эти свойства он сохранил с детства до конца дней своих. Отец говорил о Феде: «Добрый он, мой сыночек, Феденька то! Вот уж добрый то! Дай Бог всякому православному иметь такую утеху в жизни семейной». А сам Филарет впоследствии говорил: «Успехам моим в науках в училище и в семинарии я обязан был именно тому, что сбережён был дома родителями моими с детства от неблагоприятных для нравственности и успехов сообществ». В 1789 году Фёдор был принят сразу во второй класс Орловского духовного училища. В 1795 году, как лучший ученик училища, он был переведён в богословский класс Севской духовной семинарии. Во время обучения в училище и семинарии Фёдор испытывал крайнюю бедность, он до самого философского класса ходил в лаптях, а иногда и босиком. В 1797 году Фёдор блестяще окончил курс. Овдовевший в это время отец Георгий хотел было сдать своему сыну место, и даже возил его на показ к разным невестам. Но сын хитрил и расстраивал смотрины. Сердце юного Фёдора, горя любовью к Богу, стремилось не к брачной семейной жизни, а к девственной иноческой, и он упросил доброго родителя не неволить его к браку. В 1798 году Фёдор Георгиевич Амфитеаторов был определён учителем поэзии и греческого языка в Севскую духовную семинарию. В том же году он принял монашество с именем любимого им святого Филарета Милостивого и был посвящён в иеромонахи, а через два года определён в собор. Вскоре молодой соборный иеромонах был назначен ректором родной семинарии и настоятелем Севского монастыря, с возведением в сан игумена, а ещё через два года (в 25 лет) он стал уже архимандритом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Письма Филарета, митрополита Киевского, и архимандрита Антония, архиепископа Казанского, к Иннокентию, архиепископу Херсонскому Источник Предисловие Сокращенному пересказу содержания писем двух знаменитых иерархов к Иннокентию и извлечению из них, в немалом числе рассеянных в них, более или менее важных и любопытных сведений, относящихся как к личной биографии трёх иерархов, так к истории русской церкви вообще и в частности к истории Киевской епархии и академии, мы предпочли издание самых писем в их полном подлинном тексте. Письмо вообще отражает в себе личность своего автора так, как трудно охарактеризовать её биографу своими словами или сокращённой передачей его содержания. Если это замечание справедливо вообще, то особенно оно применимо к письмам личностей исторических, к числу которых никто, конечно, не усумниться отнести как Филарета, так и Антония, особенно Филарета, кроткий пастырский образ которого и пастырская деятельность всегда тихая, но в тоже время благоплодная и благодетельная для преуспеяния благочестия до сих пор за недостатком его биографии, не довольно ясно рисуется в сознании благочестивых русских людей, знавших Киевского Филарета и поучавшихся его назиданием. Что касается исторических сведений, содержащихся в настоящих письмах, то они и многочисленны и важны: подробности внутренней жизни академии, а равно епархии Киевской, как и их внешних отношений, сведения об общецерковных делах того времени, доселе большею частью, неизвестные, отношения Филарета и его племянника к знаменитому иерарху Херсонскому, подробности об ученых работах сего последнего, – всё это представляет, нам кажется, не один только местный киевский интерес, но имеет существенную важность и для истории научно-религиозной жизни всего нашего отечества. Н. Барсов. 20 января, 1884. Письмо Филарета, архиепископа Ярославского, к Киевскому митрополиту Евгению Приношу Вашему В-ву искреннейшее поздравление с наступившим новым летом благодати Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Молю всем сердцем благость Его и милосердие, да обновит душевные и телесные силы ваши к новым подвигам служения Церкви Его святой. Извините меня, Милостивый Архипастырь, что я не успел предварить Вас с поздравлением моим с прошедшим праздником Рождества Христова. По причине тяжкой и долговременной болезни Преосвященного Тверского прибавилось мне труда в занятии делами его епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Письма высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Киевского и Галицкого к Кириллу, архиеп. Подольскому Источник Письмо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37     Высокопреосвященный Кирилл Богословский-Платонов , архиепископ подольский, с которым Высокопреосвященнейший Филарет Амфитеатров находился в дружеских отношениях и вел переписку, был родом из радонежского уезда московской губернии. Первоначальное образование он получил в свято-троицкой семинарии. Одна из фамилий «Богословский» ему дана была при поступлении в семинарию, в честь храмового праздника на его родине, в селе Могильцах, а другая «Платонов», дана была ему потому, что он, по смерти своего отца, поступил в число воспитанников преосвященнейшего митрополита Платона на его содержание. Таких сирот, воспитывавшихся на счет митрополита Платона, обыкновенно называли «платониками». Митрополит Платон обращал особенное внимание на своих воспитанников. Кириллу (до монашества Константину) Богословскому было 18 лет, когда он вступил в число платоников. Константин Богословский-Платонов из келии платоников вынес дружбу, которая сохранилась до конца жизни, – с покойным преосвященным Моисеем, бывшим экзархом Грузии, которого он называл единственным другом, и с которым они, начиная с повторительного курса риторики, были первыми в классе. В 1808 г. по указу Св. Синода Константин Богословский-Платонов назначен был в с.-петербургскую духовную академию. Здесь он получил высшее образование, окончив в 1814 г. курс магистром богословских наук. Как лучший из воспитанников, Константин Богословский-Платонов при той же академии оставлен был бакалавром на кафедре церковной истории, и на 27 году своей жизни, по всегдашнему влечению своего сердца, изъявил желание поступить в монашество, и был пострижен с именем Кирилл. В 1817 году он был назначен в должность ректора полтавской семинарии, и вместе с тем произведен был в архимандрита Лубенского монастыря. В 1819 году Кирилл назначен был в ректора московской академии и настоятеля московского Новоспасского монастыря, а в 1824 г. сентября 28 назначен в епископа Дмитровского и викария митрополии московской на 37 году своей жизни. Чрез два года после того 26 марта 1827 г., он Высочайше был назначен во епископа вятского и слободского. 24 января 1832 г. Кирилл назначен был архиепископом в Каменец-Подольск. В 1840 г., уже больной, он был вызван в С.-Петербург на чреду служения и там скончался 23 марта 1841 г. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Отдел I. Время от рождения до окончания курса семинарского образования (1779–1798 г.) Глава I. Место рождения Высокопреосвященного Филарета, его родители и родословная. Первые отроческие впечатления и проявления душевных свойств «Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко Сам благодатию Своею вложил еси в бедное сердце мое ещё в отрочестве избрати житие иноческое и вчинил еси мя в лик иноческий Святыя Чудотворныя Киевопечерския Лавры, её же Настоятельница есть Сама Преблагословенная Пресвятая Владычица Богородица, под Ея же Матерним Святым Покровом аз родихся» 6 . В Орловской губернии в Кромском уезде находится село Высокое. У местных жителей сохранялись устные предания, что на месте села Высокого в старину были становища каких-то буйных поселенцев. Затем, по сказаниям достоверным, местность эта сделалась вотчинною собственностью лиц одной из древних фамилий Русского боярского рода Колычевых 7 , из которой происходил по рождению Святой Филипп, Митрополит Московский, современник Царя Иоанна Грозного. По описанию одного очевидца, относящемуся лет за пятьдесят до настоящего времени, село Высокое замечательно особенной красивостью своего местоположения и окрестностей. «Невдалеке от села с одной стороны виднелась превосходная роща, с другой расстилался открытый дол, тянулись богатые помещичьи сады, а между ними струилась быстрая речка Сосна и блестело озеро Немец. Все это рисовалось в особенно прекрасном виде из самого села, с того места, где находилась сельская церковь и дома священно-церковно-служителей. Но ещё более приятными представлялись окрестности и самое село с церковью с принадлежащего церковному причту полевого участка, находящегося на расстоянии 5–6 вёрст от селения 8 . В этом селе Высоком состоял священником при находящейся в нём Покровской церкви о. Георгий Никитич (Амфитеатров) – родитель Высокопр. Филарета, Митрополита Киевского, родившегося в 1779 г. 9 17 Апреля и наречённого при св. крещении Феодором, – (во имя св. Феодора Сикеота, память коего 22 Апреля). Жена о. Георгия, – родительница Филарета, была по имени Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

(Петров Иван Степанович; 29.05.1828, ст-ца Федосеевская, обл. Войска Донского - 2.09.1897, Казань), архиеп. Казанский и Свияжский. Сын причетника из донских казаков (впосл. отец В. служил священником в улалинском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре на Алтае). И. Петров окончил Зотовское (Новочеркасское) ДУ, в 1849 г.- Воронежскую ДС, в 1853 г.- КДА со степенью магистра. В марте 1853 г. ректором академии архим. Антонием (Амфитеатровым) пострижен в монашество одновременно со своим сокурсником сербом М. Йовановичем (буд. Сербским митр. Михаилом ), с к-рым его впосл. связывала многолетняя духовная дружба. 14 апр. 1853 г. рукоположен во диакона, 22 окт.- во иерея Киевским митр. Филаретом (Амфитеатровым) . 30 окт. определен учителем по классу логики, психологии и соединенных с ними предметов в Орловскую ДС. С марта 1855 г. помощник инспектора Воронежской ДС, с 25 июня 1856 г. член семинарского правления, с 4 окт. 1856 г. библиотекарь. С дек. 1853 по июнь 1857 г. участвовал в составлении и редактировании «Ист.-стат. описания Орловской епархии», для чего исследовал архивы храмов и мон-рей. 30 апр. 1857 г. определен инспектором и профессором по классу Свящ. Писания в Иркутскую ДС, в июне следующего года переведен на те же должности в новоучрежденную Томскую ДС, где близко познакомился с алтайскими миссионерами (см. ст. Алтайская духовная миссия ). В 1860 г. назначен членом комитета по составлению «Ист.-стат. описания Томской епархии». 13 сент. 1861 г. перемещен на должность инспектора и экстраординарного профессора богословия в СПбДА с возведением в сан архимандрита и присвоением степени настоятеля 3-классного мон-ря. В. был одним из инициаторов создания в С.-Петербурге Православного миссионерского общества для содействия Алтайской и Забайкальской духовным миссиям , составил его устав, 21 нояб. 1865 г. был избран в члены первого совета об-ва. В 1869-1870 гг. по поручению Московского митр. св. Иннокентия (Вениаминова) составил новый устав об-ва, участвовал в работах по открытию отд-ния об-ва в Москве.

http://pravenc.ru/text/159064.html

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове Валентин Николаевич Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний. В 1860 году после окончания семинарии и академии Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и получил свое первое назначение на приход в калужский Благовещенский храм, но прослужил там недолго: вскоре - уже в сане протоиерея - его перевели в собор города Лихвина Калужской губернии. Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом - настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, с 1874 года - настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля, а в начале 90-х годов был назначен настоятелем Кремлевского Архангельского собора. В 1902 году отец Валентин потерял зрение, но вынужденный затвор мало что изменил в труднической жизни пастыря: в квартиру на берегу Москвы-реки, а позднее в подмосковное Очаково приходили и приезжали тысячи людей, батюшка исповедовал, диктовал письма, проповеди. Позднее были изданы книги отца Валентина " Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896-1902 годах " (1909), " Воскресные Евангелия. Сборник проповедей " (1910), " Очерки из библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида " (1910) и другие. Но большинство из надиктованного батюшкой так и не увидело свет - рукописи сгорели при пожаре очаковского дома в 1970 году. В 1908 году, 20 июля по старому стилю, отец Валентин скончался. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Осенью 1990 года могила протоиерея Валентина Амфитеатрова, оскверненная в 30-е годы, была восстановлена и освящена настоятелем кладбищенского храма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2114...

Имя митрополита Филарета Амфитеатрова , которому посвящена настоящая статья, довольно известно в истории русской церкви. О нем, как историческом деятеле на поприще епархиального управления, много можно читать и в исторических сочинениях, обозревающих судьбы отечественной церкви, и в нескольких монографиях, специально посвященных имени Киевского митрополита, и даже в беллетристическом отделе нашей литературы 1 . Но мы не поставляем своею задачею определение значения деятельности Филарета в истории русской церкви. Мы хотим говорить о Филарете настолько, насколько он может входить в историю проповедничества, и все свое внимание сосредоточиваем на его проповеднической деятельности. Из всех сторон деятельности Киевского митрополита, его проповедничество менее всего было изучаемо и разбираемо. Обстоятельство это, конечно, имело свои законные основания. Проповеди Филарета не отличаются ни особенною глубиною мысли, ни самобытною оригинальностью взглядов, ни тонкостью анализа рассматриваемых богословских вопросов. Как проповедник, он, конечно, ее может быть поставлен наравне с современными ему и близкими к нему пастырями русской церкви, огласившими церковную кафедру словами, редкими по своему красноречию и глубокомыслию, каков Филарет Московский , Иннокентий Херсонский , Димитрий Одесский и др. Не смотря на все это, проповедному слову Киевского митрополита все же нужно отдать, по всей справедливости, должное уважение. По замечанию надгробного слова, сказанного при погребении Филарета ректором Киевской семинарии, архимандритом Петром 2 , почивший святитель «представлял собою одного из тех церковных витий, поучения которых были полны христианского назидания» 3 . Будучи усердным в исполнении всех вообще своих архипастырских обязанностей, Филарет не мог обойти и, действительно, не обходил и церковного учительства; очевидным доказательством этого служат оставшиеся памятники его проповеднических занятий. И, судя по ним, мы в праве ставить Филарета гораздо выше заурядных проповедников текущего столетия и считаем вполне возможным и законным отнести его в разряд тех наших церковных ораторов, которые оказали русской проповеди услугу со стороны формы, мысли и выражения, которые приобрели по чему-либо проповедническую известность.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Но вот скоро состоялось определение Св. Синода (18 Октября 1810 г.) о перемещении Ректора Оренбургской Семинарии Филарета в Тобольскую епархию с назначением его только Настоятелем тамошнего Знаменского второклассного монастыря, хотя при этом же монастыре находилась самая Семинария. Весть об этом перемещении с одной стороны была для Филарета отрадной; во всяком случае, он, – как сам выражался словами Псалмопевца, – избавлялся от потопления, и от бури; но с другой, узнав из Указа Св. Синода, что он перемещается на новое место во-первых, только в Настоятели монастыря 164 и во-вторых, в видах окончательного испытания и дознания его благонадёжности, он само собой, был немало озадачен этим. В частности же озадачивала его самая местность, столь отдалённая и глухая и он называл это перемещение прямой ссылкой в Сибирь, чтобы не чаять никогда оттуда и возвратиться. Эти мысли и чувствования всего более невольно высказывались им перед своим братом – Гавриилом, прибывшим с ним из Севска и, здесь в Уфе бывшим, по окончании курса в Семинарии, Преподавателем Немецкого языка, а потом уже, женившимся на дочери того самого священника Григория Андреевича Несмелова , который из сострадания к Филарету, оставшемуся в одних дырявых туфлях, поусердствовал доставить ему сапоги. Филарет, во всяком случае, никак не решался приглашать с собой в Тобольск своего брата, да и родители жены его ни за что не соглашались отправить дочь в такую даль, и тем более, что сам Филарет не скрывал своих, сказанных выше, мыслей о будущем своём как бы ссылочном положении. И так решено было, – рассказывал отец Григ. Андреевич, – идти к немилостивцу (Августину) искать милости, чтобы благословил он моему зятю остаться в Оренбургской епархии, где он уже поступил священником в золото-приисковом заводе Миасском. Августин хотя тут и кольнул меня снова за сапоги 165 , но вдруг что-то взмиловался. О самом же Филарете промолвил: «вот ему – свату-то твоему, можешь подарить теперь лапти с хорошими оборами и тёплыми онучами на дорогу…, ну а там он сам увидит, во что его обуют по его заслугам».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010