XXXIX. Письма еп. смоленского Антония Амфитеатрова Антоний, в мире Яков Гаврилович Амфитеатров, сын священника оренбургской епархии, родился 15 октября 1815 г.; обучался сначала в калужской семинарии, затем в киевской академии; 31 декабря 1839 г. – магистр и бакалавр киевской академии; 1840 г. сентября 12 – пострижен, 14 – иеродиакон, 15 – иеромонах; 19 июля 1841 г. – инспектор киевской семинарии; 12 марта 1845 г. – ректор киевской семинарии; 15 апреля того же года – архимандрит; 11 февраля 1848 г. – настоятель киево-никол. монастыря; 22 ноября того же года – доктор богословия; 10 января 1851 г. – ректор киевской академии и настоятель киево-братского богоявленского монастыря; 1 марта 1858 г. – епископ Чигиринский, хирот. – 30 марта; 31 октября 1859 г. – смоленский; 9 ноября 1866 г. – казанский; 29 декабря 1876 г. – почетн. член академии наук. Сконч. 8 ноября 1879 г. CCXLV Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Настает всерадостный праздник св. церкви – воплощение Господа нашего Иисуса Христа, принесшее спасительное обновление человеческому роду и всему миру. С сыновним дерзновением поставляю себя мысленно пред Святительское лице Ваше и вместе с ближайшими и присными чадами Вашими, присущими Вам, приношу Вашему Высокопреосвященству всеусерднейшее поздравление и вместе благожелание, да Господь, воплотившийся нас ради, подаст Вам от неистощимого сокровища благодати Своей вся потребная к временной и вечной жизни и обновит Ваши силы в наступающем новом году к новым трудам и подвигам на пользу святой церкви. Живейшую благодарность приношу Вашему Высокопреосвященству, что подали скорое утешение нам сирым в постигшей нас печали 1 , которая и наступающий праздник светлый превращает для нас в жалость. Земной поклон я передал гробу почившего в Бозе, передал и желание Ваше, но признаюсь – с прибавлением своего собственного желания, чтобы Ваше желание еще долго и долго не исполнилось. Да светит нам и радует светом своим нас хотя московский светильник, когда киевский уже погас. Поживите подольше хотя Вы, святый Владыко, когда наш Владыко оставил и осиротил всех нас. Сего желал Вам и почивший, который во время последней болезни своей, среди тяжких страданий своих нередко обращался мыслию своею к Вам и высказывал свою глубокую преданность и живейшее сочувствие к Вашему Высокопреосвященству и тесный духовный союз души своей с Вашею. Он рассказывал мне и поручил написать Вам, по своей кончине, свой сон, виденный им в самом начале болезни. «Видел я, говорил он, будто я прихожу в покои московского Владыки. В руках у меня Казанская икона Богоматери, вся сияющая лучами. Выходит ко мне Владыка и я встречаю его умоляющим тоном произнесенными словами: Владыко святый, помолись Господу Богу, чтобы принял дух мой с миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

А вы знаете обо всех? 25 февраля Московская городская Дума приняла постановление об установке памятника святому Владимиру на Воробьёвых горах. «Правмир» решил проследить, где и когда в России возникла традиция устанавливать памятники святым, и как широко она распространилась. 1. Старейшим памятником святому на территории России был монумент Владимиру Великому, установленный в Киеве на Владимирской горке в 1853 году. Над этим памятником работала целая группа скульпторов и архитекторов – Пётр Клодт изготовил саму статую, Александр Тон работал над пьедесталом, а Василий Демут-Малиновский работал над барельефами к нему. Фото: Википедия На установку памятника, идея которого была одобрена императором Николаем Первым, было получено особое благословение митрополита Филарета (Амфитеатрова). Памятник открыли в 1853 году. 2. Вторым по времени в Российской империи был памятник княгине Ольге, апостолу Андрею, святым Кириллу и Мефодию в Киеве. Изначально он был открыт в 1911 году. Авторами сложной скульптурной композиции были Иван Кавалеридзе, Петр Сниткин и Валериан Рыков. Фото: Википедия Однако в 1919 году скульптура святой Ольги была сброшена. Позже на её месте установили бюст Тарасу Шевченко, а боковые фигуры зоколотили досками. В 1923 году остатки композиции демонтировали. Однако в 1996 году памятник был возведён вновь. 3. Памятник Александру Невскому был установлен в Великом Новгороде ещё в 1985 году. Автор памятника Юрий Чернов. Фото: Артур Виснап Памятники Александру Невскому есть также в Городце (1993), Санкт-Петербурге (2002), Москве (2005) и других городах. 4. В 1993 году был открыт памятник Ярославу Мудрому в Ярославле (скульптор Олег Комов). Есть сведения, что в начале XIX века в Ярославле уже существовал памятник основателю города. Но был разобран «как не соответствующий своему назначению». Фото: Википедия 5. В 1999 году в Муроме был установлен памятник Илье Муромцу работы Вячеслава Клыкова. Есть такой памятник и в Екатеринбурге и даже во Владивостоке. Планировалось открыть памятник этому герою в Брянске. Памятник Илье Муромцу во Владивостоке

http://pravmir.ru/pamyatniki-russkim-svy...

А.Н. Стрижев Скачать epub pdf Замечательный церковный историк и духовный писатель Андрей Николаевич Муравьев родился в Москве 30 апреля 1806 года. Его отец – Николай Николаевич Муравьев (1768–1840), известный математик, генерал-майор, основатель Училища для колонновожатых – готовил боевых офицеров русской армии. С 1816 по 1823 год в муравьевском доме на Большой Дмитровке обучили целый корпус офицеров – 138 молодых людей, выше жизни ценивших ратные подвиги, честь и славу оружия. Летом воспитанники занимались в сельце Осташево, под Можайском, в родовом имении учредителя заведения. Зимой 1823 года Училище колонновожатых перевели в Петербург, а девять лет спустя там же преобразовали в Николаевскую академию Генерального штаба. Мать писателя, Александра Михайловна (1768–1809), происходила из знатного рода Мордвиновых. Андрей Николаевич назван в память апостола Андрея Первозванного. Мальчик получил хорошее домашнее воспитание. Для его обучения пригласили преподавателя российской словесности, поэта и переводчика Семена Егоровича Раича (1792–1855), родного брата Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова) . Другой ученик Раича – Федор Тютчев. После знакомства дворянские отроки сдружились, полюбили друг друга, и юный Тютчев несколько позднее посвятит Муравьеву свое стихотворение «Нет веры к вымыслам чудесным». О Раиче-Амфитеатрове Андрей Николаевич на склоне лет вспоминал так: «Не будучи сам оригинальным поэтом, Раич имел, однако, тонкий образованный вкус и, по духу того времени, страстно любил поэзию, которой, можно сказать, посвятил всю свою жизнь. Многое перевел он на родной язык, но лучшим его произведением были Вергилиевы «Георгики», по трудности и верности перевода этой поэмы» 1 . В литературном кружке, который собирался в муравьевской усадьбе под Можайском, завсегдатаями были Н. И. Полевой, М. П. Погодин, С. П. Шевырев, В. Ф. Одоевский, Н. В. Путята и будущий издатель «Русской беседы» славянофил А. И. Кошелев. При таком наставнике Андрей Муравьев не мог не увлекаться переводами. Сперва он целиком переложил прозой, а затем и гекзаметром «Энеиду» Вергилия, затем «Телемака» Фенелона и несколько книг Тита Ливия. Пробует и сам писать стихи, увлекается Г. Р. Державиным и И. И. Дмитриевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Бакалавры С.-Петербургской духовной академии иеромонах Серафим (Азбукин) (1822–1854 гг.) и иеромонах Мартирий (Горбачевич) (1831г.) Источник I. Иеромонах Серафим (Азбукин) СЕРАФИМ (Азбукин) скончался 32½ лет, а его недолгий педагогически-профессорский день, занявшись на горизонте Almae Matris в стенах Троице-Сергиевой Лавры, быстро пошел к вечеру в С.-Петербурге и догорел на небосклоне Академии С.-Петербургской грустным закатом. В мире называвшийся Петром, – он был сын диакона Богоявленской церкви села Красного Тульской губернии Крапивенской округи (уезда) Ивана Семенова Азбукина и родился 9 января 1791 года 1 . Согласно аттестату, при отправлении в Московскую Академию, – Петр Азбукин с 1802 года обучался в Тульской Духовной Семинарии российскому и латинскому чистописанию, русской и латинской грамматике, синтаксису, арифметике, географии, всеобщей истории, поэзии, риторике, философии, философской, естественной и российской истории, пасхалии, слушал богословие, толкование Священного Писания , церковную историю, книгу Кормчую и «О должностях пресвитеров церковных», изучал пастырское богословие, греческий и французский языки с успехом превосходным. Это выгодно выдвигало ревностного юношу, и – непосредственно по окончании семинарского курса – Петр Азбукин 12 октября 1814 г. преосвященным Амвросием (Протасовым, 1 июля 1831 г. архиеп. Тверским) определен в родную Семинарию учителем низшего грамматического класса на место М. А. Сахарова (после архим. Моисея), отправленного в сентябре сего года в состав первого курса Московской Академии. При преобразовании училищ он оставлен был в уездном училище учителем низшего отделения, а резолюцией епископа Тульского и Белевского Симеона (Крылова-Платонова, 27 мая 1824 г. архиеп. Ярославским) переведен учителем высшего класса Тульского уездного училища и с 8-го июня состоял в нём инспектором. Служба молодого преподавателя была столь похвальна, что – по требованию Московской Академии от 21 июня 1816 г. о присылке туда воспитанников для II-ro академического курса (1816–1820 г.) – местное семинарское правление, не колеблясь, отправило (в числе 6 человек и) Петра Азбукина, по соглашению с академическим ректором Филаретом (Амфитеатровым , 21 декабря 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Будущий владыка родился в семье пономаря, ставшего затем священником, поэтому с детства церковную службу знал и любил. В училище (семинарию) поступил 1800 (или в 1802) году. В 1808 г., в свою бытность еще в философском классе (следовательно, вероятнее, что поступил в 1802 г.), определен лектором по классу французского языка в Архангельскую духовную семинарию, и потом еще более полутора  лет (с января 1809 г. по сентябрь 1811 г.) занимал в сем классе должность учителя. В 1811 г. окончил курс и оставался лектором, пока 25 января 1812 г. не поступил учителем греческого языка и всеобщей истории в высшее отделение Архангельского уездного духовного училища. 26 сентября 1819 г. определен инспектором Архангельских духовных училищ. В ноябре к предметам преподавания прибавились Священная история, география и катехизис, а всеобщая история была упразднена. 14 июля 1816 г. перемещен в Архангельскую духовную семинарию на профессорское место учителя греческого и французского языков. 24 сентября 1817 г. был определен экономом семинарии. 29 июня 1819 г. комитет Архангельского отделения Российского библейского общества пригласил Семенова, сделавшегося известным своей ученостью и даром проповедничества, вступить в должность секретаря, что он и исполнил. Он принимал самое живое участие в составлении «Симфонии на Пятокнижие» (М. 1823 г.), епископа Архангельского и Холмогорского Парфения (Петрова †1819). 21 апреля 1820 г. подал его преемнику преосв. Иосифу (Величковскому) прошение о пострижении в монашество. 25 июля 1820 г. в Архангельском монастыре пострижен архимандритом Онежского Крестного монастыря, ректором семинарии, Павлом (Моревым) с именем Игнатия. 1 августа 1820 г. рукоположен в иеродиакона и 15 августа — в иеромонаха. По определению Св. Синода от 10 января 1821 г., вел проповедническую деятельность. С 3 февраля 1821 г. — игумен третьеклассного Николаевского Корельского монастыря Архангельской епархии. 1 марта 1821 г. был вызван в СПбДА; 26 марта отбыл из монастыря и 11 апреля прибыл в СПб. 13 апреля ректором, доктором богословия, архим. Григорием (Постниковым) представлен был архим. Филарету (в схиме Феодосию (Амфитеатрову), митр. Киевскому и Галицкому, святителю). Журналом правления академии 18 апреля введен в должность бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии; 12 июля 1821 г. выдержал экзамен, и с 3 августа являлся магистром богословия. 26 июля 1821 г. Комиссия духовных училищ определила его на кафедру богословских наук. 29 сентября 1821 г. назначен библиотекарем СПбДА. Игумен Игнатий ознакомился с академической библиотекой, привел ее в порядок, составил каталоги; в то же время он проповедовал в академической церкви и напечатал в «Христианском Чтении» несколько статей, преимущественно переводов с греческого. С 3 ноября — действительный член академической конференции. 8 ноября 1822 г. возведен в сан архимандрита.

http://bogoslov.ru/article/571154

Дмитрий, архиепископ Херсонский и Одесский (Муретов Климент Иванович) Родился 11 февраля 1811 года в селе Лучинске Пронского уезда Рязанской губернии в семье диакона. В 1820 году поступил в Сапожковское духовное училище, затем обучался в Рязанской духовной семинарии. В 1831 году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил первым учеником. 11 сентября 1834 года пострижен в монашество; 27 октября рукоположен во иеродиакона, а 24 июля 1835 года – во иеромонаха. 7 октября 1835 года удостоен степени магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии на кафедру Священного Писания и герменевтики. 6 сентября 1837 года утвержден в звании профессора богословских наук. С 14 февраля 1838 года – инспектор академии. 25 марта 1838 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. С 24 апреля 1841 года – ректор Киевской духовной академии. 4 марта 1851 года хиротонисан во епископа Тульского. С 11 июня 1857 года – епископ Херсонский. 3 апреля 1860 года возведен в сан архиепископа. С 2 октября 1874 года – архиепископ Ярославский. С 26 апреля 1876 года – архиепископ Волынский. С 1882 года – архиепископ Херсонский и Одесский. Скончался 14 ноября 1883 года. Имя преосвященного Димитрия стало широко известно со времени его пребывания в стенах Киевской духовной академии. Десятилетний период его управления Киевской духовной академией замечателен как по высоте научного уровня преподавания, так и по прекрасному внутреннему строю академической жизни. По многочисленным отзывам его сослуживцев и воспитанников, он представлял из себя в высшей степени гуманного и заботливого начальника, вникавшего во все подробности академической жизни, уже тогда прославившегося своей благотворительностью и другими добрыми качествами. При первом взгляде на архимандрита Димитрия император Николай I увидел в нем особенного человека. Вот как описывается этот случай. При посещении императором Николаем I Киева митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров ; † 1857) представил ему ученую корпорацию, в числе коих был и отец Димитрий, тогда еще архимандрит и ректор академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Жизнь и деятельность высокопреосвященного Амвросия (Ключарева), архиепископа Харьковского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 28 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 Архиепископ Амвросий (в миру Алексей Осипович Ключарев) родился 18 марта 1820 года в семье священника Иосифа Петровича Ключарева. Род Ключаревых был широко известен в городе Александрове Вла­димирской губернии и за его пределами: около двух веков Ключаревы из поколения в поколение священствовали здесь. Отец Алексея Ключарева, ревностный священнослужитель, пользовался всеобщим уважением среди духовенства и ми­рян. Начатки образования преосвященный Амвросий полу­чил дома под руководством родителей, подготовивших его к поступлению в духовное училище. Десятилетним маль­чиком Алеша Ключарев был определен в Переславское духовное училище, которое успешно окончил в 1834 году вторым учеником по разрядному списку. Следующей сту­пенью его духовного образования стала Вифанская духов­ная семинария, основанная Московским митрополитом Пла­тоном. Здесь Алексей Ключарев учился в течение шести лет (1834–1840) и обнаружил незаурядные способ­ности, был усерден, “весьма благонравен”. Вифанскую се­минарию он окончил по первому разряду, вторым по спис­ку, и как лучший из воспитанников был направлен для продолжения богословского образования в Московскую Ду­ховную Академию. Это было время ее расцвета. Во главе Академии и в составе ее профессоров находились люди, оставившие по себе славную память в истории Русской Церкви. Ректором Академии был известный догматист-богослов и цер­ковный историк архимандрит Филарет (Гумилевский) 1 , инспектором, а потом и ректором, при котором Ключарев окончил Академию, — архимандрит Евсевий (Орлинский) 2 , видный богослов и проповедник, а цвет профессуры Московской Академии составляли выдающиеся богословы А. В. Горский, П. С. Делицын, Е. В. Амфитеатров, И. Н. Анчиков. Особо следует назвать имя Ф. А. Голубинского, оказавшего на Ключарева самое благотворное влия ­ íèå.  ÷èñëå äðóçåé Êëþ÷àðåâà ïî Àêàäåìèè áûëè Ñåðãåé Ëÿïè­девский 3 , Сергей Смирнов 4 , Димитрий Кастальский 5 , Стефан Зернов 6 и др.

http://pravmir.ru/zhizn-i-deyatelnost-vy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Храм во имя просветителя России 28.07.2008 359 Время на чтение 7 минут В год 1020-летия Крещения Руси мы с благодарностью вспоминаем великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926), происходящего из рода священников Вятской губернии. Более века назад, к 900-летию Крещения Руси, он расписал Свято-Владимирский собор в Киеве, символ братства народов России, Украины и Белоруссии, и храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне - единственный в Москве , где есть его творения. Самым плодотворным периодом творчества Виктора Михайловича Васнецова, человека глубоко верующего, было время, когда он вместе с другими выдающимися художниками занимался росписями Свято-Владимирского собора в Киеве (1885-1896). Если бы даже художник не создал ничего другого, кроме своих знаменитых киевских росписей, его имя прочно вошло бы в историю русской живописи. Современники единодушно назвали Свято-Владимирский собор " первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства " , так как именно в этом сооружении нашел свое яркое и мощное воплощение стремительный взлет русского искусства конца XIX века. Свято-Владимирский собор представляет собой традиционный для русского зодчества шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Такими строили древнерусские храмы во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого. " В богоспасаемом граде Киеве, святой колыбели православной веры и хранилище отечественной святыни нет доселе храма Божия во имя святого Равноапостольного князя Владимира... В настоящее время, по Высочайшей благочестивейшего Государя Императора воле, предположено в сем граде построить древним византийским зодчеством теплый соборный храм, во имя просветителя России святою верою, на доброхотные пожертвования верных сынов Православной церкви " , - с такими словами обратился в 1852 году к народу митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров). Именно ему принадлежала идея к 900-летию Крещения Руси возвести на святых киевских горах храм-памятник, достойный славных деяний Владимира Великого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

И.В. Александровский I. Сооружение собора. Киевский собор в честь св. Равноапостольного князя Владимира является не только памятником просветителю Руси, но и художественным памятником четырех царствований. Мысль о сооружении его возникла в царствование Императора Николая Павловича; заложен собор в царствование Императора Александра Николаевича и по его же повелению возобновлены были работы по сооружению собора; план внутренней отделки собора и главнейшая часть ее выполнена в царствование Императора Александра Александровича, особенно живо интересовавшегося ходом художественных работ в соборе; закончено сооружение собора в благополучное царствование Императора Николая Александровича. Собор строился более тридцати четырех лет, считая десятилетнюю приостановку работ. Торжественная закладка его совершена митрополитом Киевским Арсением: в 1862 г., в день памяти св. Владимира, но мысль о сооружении храма в честь просветителя Руси выражена была митрополитом киевским Филаретом Амфитеатровым гораздо раньше, еще в 1852 г., полагавшим, что лучшим памятником для святого князя, озарившего Русь евангельским светом, было-бы сооружение в честь его величественного храма. Император Николай Павлович соизволил на разрешение предложенного митрополитом Шевским сбора пожертвований по всей России на сооружение памятника крещения русского народа. Архитектору Штрому, строителю здания Киевского кадетского корпуса, поручено было составление. плана собора. Штром составил план грандиозного крестообразного храма о тринадцати куполах в византийском стиле. За составление архитектурного проекта Штром получил звание академика, но смета расходов для выполнения этого проекта выразилась в сумме свыше 700 тыс. руб. Между тем, подписка, объявленная по всей России, дала только 100 т. руб. «Я стар, где нам собрать столько денег!» – сказал митрополит Филарет, рассмотрев проект и смету Штрома. Он отказался от грандиозного проекта, опасаясь встретить непреодолимое препятствие в недостатке материальных средств для осуществления давно взлелеянной мечты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киев. Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь). Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Св. Синод указами 1760 и 1763 гг. разрешил построить в Китаевской пустыни каменную церковь в честь Пресвятой Троицы с приделами прп. Сергия Радонежского и новоявленного чудотворца свт. Димитрия Ростовского. 21 августа 1763 г. на месте Сергиевской церкви блюститель Дальних пещер иеросхимонах Тимофей заложил новый каменный храм. Крестово-купольный шестистолпный трехапсидный и трехпрестольный Свято-Троицкий храм в Китаево имел форму прямоугольника и в своей планировочной системе восходил к храмам Киевской Руси. Помимо главного купола, у него был второй купол над алтарем, как в украинских деревянных церквях. Шесть внутренних несущих столпов делят пространство храма на три продольных нефа почти одинаковой ширины. Убранство храма было решено в стиле позднего украинского барокко, резной позолоченный иконостас был изготовлен для него предварительно в 1759 г., а иконы для него написаны в лаврской иконописной школе под руководством «начальника малярского Романа». Фасады церкви декорированы архитектурными лепными растительными деталями, сдержанно, благородно, в едином белом цветовом решении, что создает непрерывно меняющуюся игру светотени. Западный, южный и северный порталы украшены лепкой. Живописно выглядит северный вход с барельефным изображением двух ангелов, держащих корону. Венчают Свято-Троицкий храм характерные для украинского барокко грушевидные купола с главками. С 1853 г., по указу митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова), Китаевская пустынь стала именоваться Свято-Троицкой. Тогда главный храм обители основательно отремонтировали и надстроили еще три купола, превратив его в пятиглавый. Купола покрыли английским оцинкованным железом, все кресты и верхнюю главку центрального купола позолотили. При начальнике Китаевской пустыни игумене Герасиме в 1874 г. храм был заново расписан художником Й. Шелтовским вместе с мастером Лаврской школы художества. Резной иконостас был обновлен и позолочен.

http://sobory.ru/article/?object=07348

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010