В Псково-Печерском монастыре в начальную пору его существования часто случались перебои с хлебом. Получив от благотворителей жито и овес, монахи ссыпали их вместе и из этой смеси пекли хлеб. Мельницы не сразу появлялись в монастырях. На первых порах монахи перемалывали зерно с помощью ручных жерновов. В Житии преподобного Трифона Печенгского рассказывается, как преподобный купил ручные жернова в городе Кола. Они были «немалы и тяжки», но Трифон всю дорогу до монастыря нес их на своих плечах. Путь был неблизким, преподобный прошел 150 стадий по холмистой, а иногда болотистой местности. К тому же, как замечает автор Жития, было это Великим постом, и преподобный ничего не ел. Эти жернова много лет служили монастырю, а потом хранились в обители в память о святом Трифоне. Однако молоть ручными жерновами было чрезвычайно трудным делом. Все зерно обычно делилось на части – «уроки» и распределялось между иноками монастыря. Если кто брал на себя чужой урок, то в житиях такой поступок оценивается как особый подвиг. Преподобный Герасим Болдинский, который от природы был «крепок и мощен зело» и мог работать за двоих, часто, жалея иноков, выполнял за них эту тяжелую работу. Так же поступал и преподобный Антоний Сийский. Некоторое время он жил в уединенной пустыни неподалеку от монастыря. По ночам, вычитав все положенные молитвы, он молол хлеб. А чтобы усугубить подвиг, раздевался по пояс и отдавал свое тело на съедение комарам. Они облепляли его так, рассказывает автор Жития, что не оставалось места и для кончика пальца. Всю муку преподобный Антоний отправлял в монастырь, себе же оставлял только малую часть на пропитание. В Благовещенском монастыре преподобных Адриана и Ферапонта Монзенских жил некий брат по имени Феодосий. Он был слепым, однако всю свою монашескую жизнь проработал в «пекальнице» – пекарне. Здесь он пек хлеб для братии. Поскольку монастырь был тогда беден, хлеб молотили жерновами, и Феодосий часто брал на себя братские «уроки». У некоторых он забирал рожь тайно, а потом ставил им в сенях уже готовую муку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда великий князь послал просить молитвы отшельника о больной, старец отвечал: «молись Богу и пречистой Матери Его; о княгине не скорби: будет здорова и в нынешний же вечер родит сына, наследника тебе». София Витовтовна благополучно родила сына Василия, а благодарный супруг ее дал щедрое пособие на устройство Железноборской обители. Преп. Иаков преставился в глубокой старости 11 апреля 1442 года. Мощи почивают под спудом в Предтечевской церкви Железноборского монастыря, в 15 верстах от г. Буя. Паямть в день преставления. Житие списано того же монастыря смиренным игуменом Иосифом (Опис. слав. рук. библ. Троице-Серг. лавры, II, N 625). Иосиф настоятельствовал в 1598 и 99 годах (Строев, «Списк. Иерарх.», стр. 871). В «Иконописном Подлиннике»: «преп. отец наш Иаков, иже на Железном Борку, Костромский чудотворец; подобием сед, брада аки Власиева, в схиме; из-под схимы кудерцы знать» (Филимонов, стр. 53–54). 370. Преподобный Геннадий Авва начальник монастыря иже на Сурском озере Костромский и Любимоградский чудотворец, преставися в лето 7073 месяца генваря в 23 день Сын богатых родителей юго-западной Руси, житель Могилева, по имени Григорий, отправился к Москве. Там обошел он святые места поклонился угодникам Божиим и искал, но не нашел обители по духу своему. Встретив здесь богобоязненного молодого человека, вместе с ним отправился на поклонение Новгородским угодникам и потом на р. Свирь к преп. Александру. Оба юноши просили св. старца принять их в обитель, но он отослал их в Комельский лес к преп. Корнилию. Великий старец принял Григория, нарек его при пострижении Геннадием, а спутника его отослал обратно в мир. По случаю неприятностей, Геннадий, вместе с старцем, перешел в Костромские леса на Сурское озеро, и здесь, построив себе келлию, жили оба отшельнически; выпросив себе земли у соседних жителей, сами пахали землю и рубили лес. В 1529 году преподобный Корнилий возвратился в Комельскую обитель; Геннадий с шестью подвижниками остался на Сурском озере. Болотистая местность заставляла много трудиться для нее; пустынники копали пруды.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В гонение Декия, в 250 году, святитель Александр вытребован был в Кесарию Палестинскую на суд и там вторично исповедал Христа. Брошенный в темницу, он долго пробыл там и умер в 251 году. Св. мученика Разумника Римлянин по рождению, он папой Сикстом (257–258) произведён был в чтеца, а в царствование Аврелиана, около 275 года, за исповедание имени Христа подвергнут пыткам и обезглавлен. Имя Разумник есть перевод Греческого Синетос (Συνετς – Разумный); у Римлян же называется он Синезий. † Преподобного Ферапонта Монзенского Преподобный Ферапонт 172 почти во всю жизнь свою был сокровенным рабом Божиим. Он старался скрывать свои подвиги от глаз людских. По некоторым случаям и словам его видно, что он жил в Москве и проводил жизнь, по примеру блаженного Василия. Так, когда видел его Пафнутий ещё в Обнорском монастыре, на вопрос Пафнутиев: «кто он»? отвечал: «я сожитель Василиев, что на Москве». Точно также, когда в первый раз виделся с ним Адриан, он сказал ему: «ты будешь мне отцом и тогда узнаешь моё имя; теперь же скажу, что я сожитель Василия, который в Москве». Поселясь в Монзенской обители, на вопросы любопытных отвечал, что он «постриженик Воздвиженского монастыря, что и в Костроме, но бывал и в царствующем граде, где жил близ дома блаженного Василия, отделённый от него одним лишь тыном». За 16 лет до кончины своей, как сам он сказал духовнику, пострижен он в Костромском Воздвиженском монастыре, и след. в 1575 г. Таким образом ясно, что он не видал в живых блажен. Василия († 1554 г.), а только подражал сокровенному духовному житию его. О жизни его в Костромской обители дознано, что он служил здесь примером послушания, был великим постником, и братия уважала его за высокую жизнь. Жители Костромы, начиная с воеводы, питали к нему уважение, приходили слушать наставления его и принимать благословение; он принимал посещавших с любовью, но иных строго обличал за слабую жизнь и пристрастие к мирской суете. Тяготясь известностью, удалился он из Костромы и поселился на реке Монзе, при впадении её в Кострому, в 25 верстах от Галича; место, где поселился он, было лесное и окружено болотами, так что сюда можно было проникать только рекой Костромой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Татары разорили монастырь Иакова Железноборского, близ Костромского Галича. Чудь разметала келью Феодора Ростовского, основателя обители на Ковже, когда он жил на берегу озера Кубенского. Литовцы хотели сжечь обитель Адриана Монзенского. Григорий и Касьян Авнежские, основатели монастыря близ Тотемы, были убиты Вятскими татарами. Авраамий Чухломский боролся с чудью. При этом следует заметить преподобных такого рода, которые основывали монастыри в странах поганых человек, жили между дикарями и просвещали их крещением. Итак, в основателе монастыря выразились две стороны: любовь к святому подвигу одинокого пребывания в пустыне, благоразумие и умение вести хозяйство в им же устроенном монастыре. С одной стороны, основатель представляется как пустыннолюбец, к которому случайно собралась братия; с другой, он является как заботливый хозяин обители с умением вести в ней и нравственный и материальный порядок. Обе эти стороны мы замечаем в первообразе основателей-игуменов северо-восточной Руси – преподобном Сергии. Сергий долго живет один и неохотно соглашается расстаться с своим одиночеством. По устроении монастыря он удаляется на Киржачь на безмолвное одиночество. Часто странствует, и в своем странствовании основывает монастыри. Вместе с тем, преподобный Сергий не охладевает к своей первой и главной обители и более всего пребывает у Троицы, причем заботится о монастыре, как начальник его и хозяин. Вникая в жизнь учеников преподобного Сергия, мы замечаем, что тип основателя распадается на двое, соответственно тем двум сторонам, которые сполна выразились в преподобном Сергии. В первой половине XV века резче выдаются эти два типа (образца). Первый из них, тип Сергия Нуромского, Павла Обнорского, Ферапонта Белозерского (он же и Можайский), выражается отчетливо в Савве Вишерском и полным представителем его является в начале XVI века Нил Сорский . Другой тип – тип Кирилла Белозерского, Корнилия Комельского и других основателей обителей, рассадников других монастырей. Представитель этого типа Иосиф Волоцкий в начале XVI века является защитником права монастырей владеть селами и на этом вопросе сталкивается с Нилом Сорским . Устроив монастырь, основатель оставляет дело рук своих, снова идёт в пустыню и живет отшельником неподалеку от монастыря. Иногда же он уходит за пределы той области, где основал обитель и там избирает новое место жительства 32 . Туда собирается к нему новая братия и возникает новый монастырь. Иногда основатель покидает и его и основывает третий и даже четвертый 33 . Каждый из созданных одним и тем же лицом монастырей не далеко отстоят один от другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

137 «Преподобный Феодосий, трудник Благовещенскаго монастыря, иже на Монзе реце, преставися в лето 7100 (1592)». Так сказано о нем в древнем списке Русских святых. 138 В Успенский пост 1601 года мороз уничтожил хлеб по всей России: настал страшный голод и продолжался три года. В Москве похоронено в скудельницах до 127,000 человек, умерших от голода. Тогда люди, получавшие пропитание из Монзенских житниц и наученные примером тружеников пустыни, говорили: «Невеяный хлеб – не голод, а посконная рубашка – не нагота». 139 Мощи преп. Адриана и Ферапонта Чудного почивают под спудом в Благовещенском храме обители их, которая упразднена в 1764 году. Там же погребен и блаж. труженик Феодосий. Житие их изложено в «Сказании о начале Монзенского монастыря». (Библ. Царского 118. 140 Мощи блаж. Симона погребены в Богоявленской церкви города Юрьевца; она принадлежала некогда к монастырю, который давно уже упразднен. Житие блаж. Симона в библ. Царского 143 Мощи блаж. Иоанна почивают под спудом в Москве, в Рождественском приделе Покровского собора, близь раки св. Василия блаженного. Житие блаж. Иоанна в библ. Царского 128, в Синод, библ. 850. В Ростовском Борисоглебском монастыре, в прежнем алтаре теплой церкви, а теперь зимней ризнице есть икона Иоанна юродивого «большаго колпака» во весь рост, иконного письма первой половины XVIII века. Здесь он изображен с большою головою, не соответствующей его туловищу, и длинными, распущенными, курчавыми волосами. Большого же колпака ни на голове, ни близ его изображения не написано. 145 Послание к царю Александру в 1 т. Ист. Акт. 227. – Тогда посланы в Грузию «учительные люди»: из Сергиевой лавры соборный старец, бывший казначей, Закхей и иеромонах Иерофей, из Чудова монастыря диакон Феодосий, иконописцы: Успенский священник Богдан, Архангельский священник Димитрий и диакон Феодор. История Грузинской Церкви Иоселиана 102–105. 146 Волоколам. рукописи 191 и 192, находящиеся теперь в библиотеке Моск. Дух. Академии. – Акты Археограф. Экспед. II, 222.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Блаженный Иоанн, по прозванию Большой Колпак, Христа ради Юродивый, Московский чудотворец (+ 1589) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 3 июля в день преставления, 12 июня в день обретения мощей и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, родился в Вологде. Жил он в Москве, на улице, без крыши, полуодетый зимой и летом. Он носил длинные волосы до плеч и тяжелые вериги (цепи) с медными крестами, а на пальцах медные кольца. Посты его были суровы и молитва непрестанна. Он был в дружбе с разными подвижниками, как, например, с прп. Иринархом Ростовским (память его 13 янв.), которому он указал его духовный путь, и с прп. Ферапонтом Монзенским (память его 12 дек.), который до поступления своего в монастырь подвизался некоторое время в Москве. Часто он бывал у царя Руси — Бориса Годунова — и всегда говорил ему горькие истины. И Годунов всегда выслушивал его молча. Однажды блаженный Иоанн пришел в Калугу. В течение целого дня он бегал по улицам и кричал: «Железные ворота, железные ворота!» Горожане поняли, что это предупреждение, и снесли все свое имущество в амбары с железными воротами. На другой день вспыхнул пожар. Весь город сгорел, но никто разорен не был. Скончался блаженный Иоанн в Москве. Накануне он снял с себя вериги. Погребли его в соборе Покрова Пресвятой Богородицы, называемом храмом Василия Блаженного. • До прихода в Москву, где св. Иоанн провел последние годы своей жизни, он жил в Ростове. Там блаженный принял на себя подвиг юродства. На голове он стал носить железный колпак,. • Торжественное погребение его состоялось по указу царя Феодора Иоанновича в Покровском соборе (называемом также храмом Василия Блаженного), в месте, испрошенном святым еще при жизни для своего упокоения. Мощи его были обретены в 1612 г., в 1916 г. придел храма, где почивают мощи, был переименован во имя блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437426/

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил освящение возрожденного Богоявленского собора Костромского кремля 24 сентября 2023 г. 14:45 24 сентября 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с однодневным Первосвятительским визитом в Костромскую митрополию . Из аэропорта Сокеркино Предстоятель Русской Православной Церкви направился в Костромской кремль, где совершил чин великого освящения воссозданного Богоявленского собора и Божественную литургию в новоосвященном соборе. У врат Богоявленского собора Святейшего Патриарха Кирилла встречали: губернатор Костромской области С.К. Ситников, губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , секретарь Костромской епархии , настоятель храма святителя Иоанна Златоуста г. Костромы протоиерей Валерий Бунтеев, благочинный Макарьевского округа Галичской епархии , настоятель кафедрального собора Рождества Христова г. Макарьева протоиерей Алексий Огиевич. Святейшего Владыку также приветствовали учащиеся гимназии святой равноапостольной княгини Ольги г. Костромы и скауты Верхневолжского отдела Организации российских юных разведчиков. По прибытии в собор Святейший Патриарх Кирилл поклонился чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери. Были освящены четыре престола возрожденного собора: один в верхнем храме — в честь Богоявления Господня — и три в нижнем храме: в честь преподобного Ферапонта Монзенского, мученика Виктора и преподобного Сергия Радонежского; в честь Архистратига Михаила; в честь священномученика Никодима (Кроткова; †1938), костромского епископа. Затем была совершена Литургия, за которой Его Святейшеству сослужили: митрополит Ярославский и Ростовский Вадим ; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл ; митрополит Вологодский и Кирилловский Савва ; митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома ; епископ Галичский и Макарьевский Алексий ; протоиерей Валерий Бунтеев, секретарь Костромской епархии; протоиерей Алексий Огиевич, благочинный Макарьевского округа Галичской епархии; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; архимандрит Никандр (Пилишин) , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; протоиерей Виталий Шастин, настоятель Илиинского храма г. Костромы, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Костромской епархии; протоиерей Иоанн Гуцул, настоятель храма преподобного Алексия, человека Божия, г. Костромы; протоиерей Петр Молнар, благочинный церквей г. Нерехты, настоятель Богоявленского храма г. Нерехты; протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма мучеников Александра и Антонины г. Костромы, благочинный 2-го церковного округа Костромской епархии; игумен Петр Ерышалов, наместник Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы; духовенство Костромской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/6062077.ht...

Потом сын его Иоанн владел Сремскою землею; он также умер и погребен, оставив жену и одну дочь; спустя три года он так же проявился, как и отец, и так же чтится» 1018 . Мощи праведного деспота Иоанна и праведных родителей его, Стефана и Ангелины, покоились в монастыре Крушедоле, на Фрушской горе, но изуверы и им не дали покоя 1019 . День двенадцатый Преподобного Ферапонта Монзенского Преподобный Ферапонт 1020 почти во всю жизнь свою был сокровенным рабом Божиим. Он старался скрывать свои подвиги от глаз людских. По некоторым случаям и словам его видно, что он жил в Москве и проводил жизнь по примеру блаженного Василия. Так, когда видел его Пафнутий еще в Обнорском монастыре, на вопрос Пафнутиев: «Кто он?» – отвечал: «Я сожитель Василиев, что на Москве». Точно так же когда в первый раз виделся с ним Адриан, он сказал ему: «Ты будешь мне отцом и тогда узнаешь мое имя; теперь же скажу, что я сожитель Василия, который в Москве». Поселясь в Монзенской обители, на вопросы любопытных отвечал, что он «постриженник Воздвиженского монастыря, что в Костроме, но бывал и в царствующем граде, где жил близ дома блаженного Василия, отделенный от него одним лишь тыном». За 16 лет до кончины своей, как сам он сказал духовнику, пострижен он в Костромском Воздвиженском монастыре, и следовательно в 1575 году. Таким образом ясно, что он не видал в живых блаженного Василия (1554 г.), а только подражал сокровенному духовному житию его. О жизни его в Костромской обители дознано, что он служил здесь примером послушания, был великим постником, и братия уважали его за высокую жизнь. Жители Костромы, начиная с воеводы, питали к нему уважение, приходили слушать наставления его и принимать благословение; он принимал посещавших с любовью, но иных строго обличал за слабую жизнь и пристрастие к мирской суете. Тяготясь известностью, удалился он из Костромы и поселился на реке Монзе, при впадении ее в Кострому, в 25 верстах от Галича; место, где поселился он, было лесное и окружено болотами, так что сюда можно было проникать только рекою Костромою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1019 В 1716 г. изуверный визирь приказал сжечь мощи свв. Стефана, Ангелины и Иоанна; остались только части их (Гласник. Кн. 5; Сербляк. Белград, 1861. Л. 85–94). В последнем особая служба Ангелине, под 30 июля. Но в службе прав. Иоанну восхваляются как Ангелина, так и Стефан. 1020 Ркп. повествование о начале Монзенского монастыря, писанное Монзенским иеромонахом спустя 39 лет после кончины прп. Ферапонта (у Царского 118). 1021 В повествовании о начале монастыря сказано, что преподобный преставился в 1591 г. В ркп. святцах: «прп. Ферапонт, чудный отец Благовещенского монастыря Монзенского, чудотворец, преставился в лето 7094 месяца декабря 12 день» – следовательно, 1585 г. То же в: Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. VI. Правда на стороне повести: голод, бывший спустя 10 лет после кончины прп. Ферапонта, был в 1601 г. 1023 О трехлетнем голоде, начавшемся успенским морозом 1601 г., см.: Арцыбашев Н.С. Повествование о России. Т. III. Кн. V. У Трехлетова «Апостол», писанный в Ростовском Борисоглебском монастыре, со следующими современными заметками: «л. 7110 (1601) мороз побил… ярь запала от него. С тех мест стал быть хлеб дорог. 110 г. в Ростове была четверть ржи по 20 алтын, а 111 г. в Ростове была в полтретья рубли четверть ржи, а на Москве была по три рубли и слишком, и того году людей множество с гладу мерло и со мразу и от разбоя и от пожара. Тот год был мятеж. А 112 г. была рожь по сороку алтын, а на Москве в полтора рубли, а овес по 20 алтын» (Ярославские губернские ведомости. 1855. 36). 1025 Житие прп. Трифона, известное ныне, писано после того, как «Св. Троицы и праведнаго обитель от Немец разорена и сожжена, – житие святаго, самовидцы писанное, погибе… У некоторых в малых книжицах и в писаниях кратких соблюдоше- ся». Сочинитель говорит: «понудихся службу и житие преподобнаго, во едину книгу совокупив, написати». Следовательно, это было не прежде 1655 г.; житие сшито из нескольких рассказов и рукою неискусною. Текст его в «Православном собеседнике» (1859 г.), но без многих чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

12. Неделя 28-я по Пятидесятнице, святых праотец. Глас 3-й. Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца. Прп. Ферапонта Монзенского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой святых праотец (см. в Минее 11 декабря) (А). Примечание. Шестеричная служба свт. Спиридона Тримифунтского переносится на повечерие в пятницу вечером (см. 11 декабря) . Учитывая повсеместное широкое почитание памяти свт. Спиридона Тримифунтского, можно считать допустимым совершение ему полиелейной службы в соединении с воскресной службой Октоиха и службой святых праотец (см. в Минее 11 декабря) по Марковой главе Типикона под 17 декабря: «Подобает ведати: аще случится святаго пророка Даниила, и святых триех отроков, в Неделю святых праотец» – с учетом 2-го «зри» (Б). Примечание. Если случится Рождество Христово в субботу, то Неделя святых праотец бывает 12 декабря, а Неделя святых отцов (она же пред Рождеством Христовым) 19 декабря (см. Типикон, 11 декабря). А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 6, и праотцев, глас 8-й – 4. «Слава» – праотцев, глас 6-й: «Иже прежде закона…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – праотцев, глас 1-й: «Лучами облиставшеся…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Се, исполнися Исаиино проречение…». На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – праотцев, глас тот же: «Праотцев собор…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без семене от Божественнаго Духа…». По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праотцев, глас 2-й: «Верою праотцы оправдал еси...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праотцев, глас 2-й: «Верою праотцы оправдал еси...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален праотцев, глас 8-й: «Авраама, Исаака же и Иакова…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодарственное похваление…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-25/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010