Феодосий, первый архиепископ Астраханский, 18-го Декабря 1606-го года скончавшийся на дороге ив Москвы домой в городе Царицыне, в 1608-м году погребенный в Казани, в Спасо-Преображенском монастыре, в 1617-м году перенесенный в Астрахань и положенный в кафедральном Успенском соборе (Преосв. Платона Любарского Сборник древностей Казанской епархии, стр. 197; Строева Списки иерархов). Феодосий Глушицкий, подвижник Дионисиева Глушицкого монастыря (Ист. Uep. III, 702 нач.). Феодосий и Афанасий Череповецкие, основатели упраздненного Череповецкого Воскресенского монастыря, который находился в городе Череповце Новгородской губернии, неизвестно когда жившие до половины XV века (Ист. Uep. VI, 656 ). Феофан Говоров, епископ Владимирский, скончавшийся на покое в Вышенской пустыне Тамбовской губернии, Шацкого уезда, 6-го Января 1891-го года. См. о нем Е. ПоселянинаРусских подвижников XIX века. Феофан Новоезерский, архимандрит и подвижник Кириллова Новоезерского монастыря, находящегося в Кириловом уезде Новгородской губернии, скончавшийся 3-го Декабря 1832-го года. См. о нем у Е. Поселянина в Русских подвижниках XIX века. Феофил Омучский. См. Иаков и Феофил. Феофил и Иаков Порховские, основавшие в конце XIV (будто бы) века упраздненную Феофилову Успенскую пустыню, которая находилась в Порховском уезде Псковской губернии (Ист. Uep. VI, 848  fin.). Ферапонт Мовзенский. Уединенный подвижника Буйского леса Костромской губернии, а потом подвижник Благовещенского Монзенского монастыря, который близь места его подвигов основан был преп. Адрианом (см. в этом же списке выше) и который по его – Ферапонта имени назывался Ферапонтовым (упразднен в 1764-м году), скончавшийся в 1598–1599-м году (Ключевск. Древнерусские жития святых, стр. 329; книжка: Святые угодники Божии и подвижники Костромские, стр. 117). Ферапонт Островский. См. Афанасий. Фома, юродивый Сольвычегодский, погребенный в Введенском монастыре города Сольвычегодска Вологодской губернии (о самом Фоме-у преосв. Сергия в Полном месяцеслове, т. П, прилож. 3-е; о почитании его памяти-у Ратшина, стр. 62 и в Географическо-статистическом словаре Семенова под сл. Сольвычегодск).  II. Список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   Назовем лишь некоторых особенно знаменитых подвижников: Геннадий Вологодский († 1565), Иродион Илоезерский († 1564), Иосиф Заоникиевский († 1612); Адриан Андрусовский († 1549), Адриан Пошехонский († 1550), Симон Сойгинский († 1561), Зосима Ворбозомский († 2-я половина XVI в.), Леонтий Лехновский († 1611), Арсений Новгородский († 1570), Мартирий Зеленецкий († 1603), Агапит Маркушевский († 1584), Игнатий Вологодский († 1592), Сергий Шухтовский († 1609), Христофор Коряжемский († ок. 1572), Феодосий Тотемский († 1568), Ферапонт Монзенский († 1591). Ср.: Словарь исторический о святых (1836. 2-е изд. 1862); Голубинский. Ук. соч; Барсуков. Ук. соч.    ИРИ. 4. С. 64; известие о его происхождении из семьи Бельских легендарно.    Ключевский. Ук. соч. С. 323; Словарь (1862). С. 105—107; Голубинский. Ук. соч. С. 158; Платонов. Древнерусские сказания о Смутном времени. С. 293.    ИРИ. 6. С. 366; Ключевский. Ук. соч. С. 334; Словарь (1862). С. 181.    Ключевский. Ук. соч. С. 346; ИРИ. 3. С. 607; Голубинский. Ук. соч. С. 129, 136.    Яхонтов. Жития северорусских подвижников. С. 197 и след.; Книга глаголемая о святых, в: Чтения. 1887. 4. 324. Житие Елеазара в: Прав. соб. 1860. 1.    См., например, послание Ивана IV Казанскому архиепископу Гурию, в: АИ. 1. 241; а также Уложение 1649 г. Гл. 20, 21, 26; ДАИ. 5. 241—244; Макарий. 10. С. 72; АИ. 5. 69, 75; послание архиепископу Сибири, в: Иванов. Описание государственного архива старых дел. 1 (1850). С. 263.    Доброклонский. Руководство по истории Русской Церкви. 12 (1889). С. 131, 132.    Макарий. 2-е изд. 6. С. 357; Голубинский. История канонизации. С. 148; Серебрянский. Ук. соч. С. 342—344; Ключевский. Жития. С. 236.    Русская Церковь в северном Поморье в XV-XVII вв., в: Прав. соб. 1860. 2. С. 3 и след.    Шестаков П. Просветитель лопарей архимандрит Феодорит и святой Трифон Печенгский, в: ЖМНП. 1868. 7. С. 242 и след.; Макарий. 2-е изд. 6. С. 330—332.    Житие Трифона в: Прав. соб. 1859. 2. С. 89—120; ИРИ. 4. С. 582; Голубинский. Ук. соч. С. 156; Шестаков. Ук. соч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3192...

12. Свт. Спиридона тримифунтск. (348) и свм. Александра, еп. иерусал. (251); м. Разумника; п. Ферапонта монзенского. О нетлении св. мощей. Мощи святых не обнаруживают тления, несмотря на то, что находятся под открытым воздухом и иногда переносятся с места на место. Так, мощи св. Спиридона, почивавшие в Тримифунте (в Малой Азии), были перенесены в VII в. в Константинополь. Во время завоевания Константинополя турками, некто Григорий Колохерст взял мощи святителя, вложил их в мешки, и в таком виде принес в Албанию, а потом на остров Корфу, где они доселе сохраняются невредимыми, так что кожа плоти святителя сохраняет свою мягкость. Ученые по временам приезжают сюда с единственной целью подвергнуть исследованию нетленные мощи св. Спиридона и, после тщательного рассмотрения их, единогласно отвечают, что никакими естественными причинами невозможно изъяснить нетление этих мощей, слишком полторы тысячи лет остающихся неповрежденными, и что здесь действует всемогущая сила Божия. Тело святителя мягко и растяжимо и как бы живо, но вместе и плотно; оно нисколько не подверглось порче; выдающиеся черты лица его расширяются и опять принимают прежнее положение, когда вынимают и полагают тело в ковчег, где оно стоить прямо для торжественного несения по городу. Ноги его четыре уже века слишком в таком жарком климате, как Корфу, подверженные теплым сырым испарениям, не потерпели ни малейшей перемены (летопись Церк. Соб. арх. Арсения, стр. 364). В Прологе под этим числом упоминается о двух братьях отшельниках, которые никуда не ходили, «токмо в церковь хождаста прияти общение», т. е. причащаться св. Тайн. 13. Свв. мучч.: Евстратия, Авксептия, Евгения, Мардария и Ореста; мц. Лукии девы, пр. Арсения; пр. Арсения, иже в Латре асийской Аркадия. В житии св. муч. Ореста находим свидетельство о том, что христианский обычай носить крест на груди принадлежит глубокой древности. Вот что об этом говорится в житии: св. Орест служил в военной службе; однажды военачальник Лисий потребовал, чтобы Орест показал свое искусство в бросании копья в цель. Вследствие сильного движения руки, носимый на груди св. мученика крест высунулся наружу, и таким образом обнаружилась принадлежность Ореста к христианству. Увидев крест, язычник Лисий обратился к св. Оресту с вопросом: «еда и ты еси от тех, иже суть части Распятого?» Св. мученик с твердостью отвечал: «Раб есм распятого Владыки моего и сие Его знамение ношу на отгнание всех зол, находящих на мя», – и претерпел мучение за имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Буди печальным утешитель, недугующым врачь, в напастех помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующым путевождь, плавающым кормчий, и исходатайствуй всем, крепкия помощи твоея усердне требующым, вся ко спасению полезная, яко да твоими молитвами наставляеми и соблюдаеми, достигнем вечнаго покоя и купно с тобою прославим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Тропарь, глас 1 Собора перваго показался еси поборник и чудотворец, богоносне Спиридоне отче наш: темже мертвей ты во гробе возглашаеши, и змию в злато претворил еси: и внегда пети тебе святыя молитвы, Ангелы сослужащия тебе имел еси, священнейший. Слава Давшему тебе крепость: слава Венчавшему тя: слава Действующему тобою всем исцеления. Декемвриа 12 и маиа 27. Молитвы преподобному Ферапонту, Монзенскому чудотворцу О преподобне отче, великий заступниче, скорый услышателю, угодниче Божий и чудотворче Ферапонт! Не забуди ны, якоже обещался еси, посещай чада твоя: аще бо и отшел еси от нас телом, но духом присно с нами пребываеши. Молим убо тя, о преподобне отче: избави ны от огня и меча, от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани и от тлетворных ветров и от внезапныя смерти и от всех прилог вражиих, находящих на ны. Услыши ны грешныя, приими молитву и моление наше, еже к тебе, яко кадило благовонное и яко жертву богоприятную, приносим. Умерщвленныя злыми делы, словесы и помышленьми душы нашя, преподобне отче, оживи и возстави. И якоже многи приходящыя к цельбоносному твоему гробу с верою, всякими скорбьми и болезньми люте страждущыя исцелил еси, тако и нас исцели от недугов душевных и телесных. Исторгни нас из глубины согрешений и на путь покаяния настави, милостивым твоим предстательством от видимых и невидимых враг избавляя. Помози нам в житии сем и во исходе душ наших и в будущей жизни, во веки веков. Тропарь, глас 4 Любовию Христовою, богомудре, просветився, добродетельми Василию блаженному подражал еси, всякое же наслаждение плотское возненавидев и в пустыню вселився, тамо вельми подвизался еси в пении, во бдении и в пощении: темже и Христос даром чудес обогати тебе. Поминай убо нас, чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Ферапонте, и моли Христа Бога спастися душам нашым. Декемвриа 13 и августа 14. Молитва преподобному Аркадию Новоторжскому, чтомая в Новоторжском Борисоглебском монастыре, Тферския епархии

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

260. Крестовоздвиженский , женский, ныне теплый собор Богоявления в губерн. гор. Костроме. Об основании его ничего неизвестно, но он был первоначально мужским, делается известным с 1580 г., когда сюда был определен архим. Иаков; ранее этого времени здесь принял пострижение преп. Ферапонт Монзенский чудотворец. В 1680 г. обращен в женский. При упразднении Анастасьина мон. в 1764 г. инокини переведены сюда и монастырь был положен по штатам в 3-м классе. Пожаром 1775 г. он совсем уничтожен, почему инокини снова переведены в Анастасьин мон., земля же отдана под постройку собора и колокольни. “Ист. Рос. Иер.”, IV, 835; VI, 1017; Ратшин, 160, 161, 165; Крживоболоцкий, “Костром. губ.”, 579; Козловский, “Взгляд на ист. Костромы”, 154 (архим. Геннадий в 1608 г.), 116 (пожар 1775 г.), 149 (пребывание Ксении в 1606 г.), 190 (в 1775 г. перевед. в Анастасьин м-рь); “Костром. губ. в.”, 1855 г., 8 (примеч. 63, выпись из писцов. книг), 35 (в примеч.); 1856 г., 5 (указ 1775 г. о переводе в Анастасьевский м-рь); 1857 г.,       4 (литератур. труды протоиер. Арсеньева); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 860, 5; “Дополн. к Акт. истор.”, III, 119 (Акты 1654 г. о моров. поветрии, ст. XLII); “Собр. госуд. грам. и догор.”, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 17; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1859 г., III, смесь, 82 (Моров. поветр. 1654 г.); 1860 г., III, Отд. 1, 151 (в 1744 г. имел 678 душ. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 201, прилож., XVII (состояние м-ря в 1721 г.; игум. Екатерина); II, ч. 2, 512 (в 1722 г. в вотчине м-ря состояла дер. Захарьина Костром. у.); IV, 238 (дело 1724 г. о противозаконн. сборе монахинею м-ря Матреною на нужды м-ря, посланною игум. Екатериною); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, 3141 (межев. книга 1671 г. спорного наволока Вахнобора между этим м-рем и Спасо-Геннадиевым); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1838 г., 307 (о Костром. кремле ст.). 261. Крестовоздвиженский , женский, 1-го класса, в гор. Нижнем Новгороде, на выезде из него в гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Костроме прошли торжества в честь 450-летия со дня преставления прп. Геннадия Костромского Кострома, 5 февраля 2015 г.      5 февраля 2015 года, в праздник Собора Костромских святых, день 450-летия преставления преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского, по приглашению епископа Костромского и Галичского Ферапонта и благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра управляющий делами Митрополичьего округа в Республике Казахстан епископ Каскеленский Геннадий возглавил служение Божественной литургии в Богоявленско-Анастасиином соборе г. Костромы, сообщает Патриархия.ru . Его Преосвященству сослужили епископ Костромской Ферапонт и духовенство Костромской епархии.      Богослужение завершилось славлением всем святым Костромского края, после которого епископ Геннадий обратился к собравшимся со словами проповеди.      Управляющий делами Православной Церкви Казахстана передал епископу Ферапонту, духовенству и верующим Костромской земли слова поздравления от митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, более 20-ти лет возглавлявшего Костромскую епархию.      В Собор Костромских святых входят имена более 30 угодников Божиих. Многие из них были учениками и духовными последователями Игумена земли Русской — преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников святого Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На Костромской земле в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики — преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель Костромского Богоявленского монастыря. В XIV-XV веках на Костромской земле подвизались преподобные Паисий Галичский, Тихон Луховский, Александр Вочский, Варнава Ветлужский и Макарий Унженский — основатель знаменитой Макариево-Унженской обители, настоятелем которой с 1675 по 1682 год был святитель Митрофан, первый епископ Воронежский. В XVI столетии Костромская земля была прославлена подвигами преподобных Ферапонта Монзенского и Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца.

http://pravoslavie.ru/77062.html

Спасо-Запрудненский мон-рь (мужской, в Костроме, основан в XIII в., упразднен в 1764), Спасский мон-рь (мужской, в Галиче, предположительно возник в 1-й пол. XIV в., время упразднения неизвестно), Воскресенский мон-рь (мужской, в Солигаличе, традиционной датой основания считается 1335, но, вероятно, возник ок. сер. XIV в., упразднен в 1764), Авраамиева Верхняя пуст. в честь Собора Пресв. Богородицы (мужская, в с. Коровье Чухломского у., основана во 2-й пол. XIV в., упразднена в 1764), Авраамиева Ризоположенская Великая пуст. (мужская, в с. Озерки Чухломского у., основана во 2-й пол. XIV в., упразднена в 1764), Авраамиев Новозаозерский Успенский мон-рь (мужской, ныне с. Умиление Галичского р-на, основан во 2-й пол. XIV в., упразднен в 1773), Благовещенский Унорожский мон-рь (мужской, в с. Унорож Галичского у., основан, вероятно, в XIV в., существовал уже в нач. XV в., упразднен в 50-х гг. XVIII в.), Георгиевский мон-рь на р. Ноле (мужской, в с. Ст. Георгий Солигаличского у., основан, вероятно, в XIV в., существовал уже в нач. XV в., время упразднения неизв.), Рождественский мон-рь (мужской, ныне близ дер. Мелешино Галичского р-на, возник на рубеже XIV и XV вв., разорен в нач. XVII в. поляками, возобновлен как приходская церковь), Покровский мон-рь (женский, в Чухломе, существовал уже в 1-й пол. XV в., время упразднения неизв.), Спасская Александрова пуст. на р. Воче (мужская, ныне дер. Коровново Солигаличского р-на, основана в нач. XV в., упразднена в 1764), Никольский Кажиров мон-рь (мужской, ныне с. Кажирово Вохомского р-на, считается, что основан в 1423, упразднен в 1764), мон-рь во имя святых Космы и Дамиана (мужской, в Галиче, основан предположительно в 1-й пол. XV в., упразднен до нач. XVII в.), Васильевский Кесарийский мон-рь (мужской, в Галиче, предположительно основан в сер. XV в., упразднен в 1-й пол. XVIII в.), Никольский Староторжский мон-рь (мужской, в Галиче, основан ок. сер. XV в., в 1668 обращен в женский, закрыт в 1919), Ферапонтов Монзенский в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Интересные предметы старого быта, например чугунный витой светец и граммофонная труба, тут же и лампа с абажурами белого молочного стекла, и цепы, и ступы, и корчаги, и пузатые самовары, жестяная нарядная кружка с портретами Николая II и императрицы Александры Федоровны, полученная прадедушкой Иваном Михайловичем на Романовских торжествах в 1913 году, в Костроме, и наряду с этим много книг, сундуки с письмами и бумагами и образа. Это все еще живое, не как украшение интерьера, а как дыхание. Естественно, утро без молитвы не начиналось, за стол без молитвы никто не садился, никто без молитвы из-за стола не вставал. Ребенку много не надо, он это видит, он это воспринимает. – Вы сказали о своих родителях, что они приехали из деревни в город, а получается, что наибольшие впечатления на вас все-таки оказала ваша историческая родина. Расскажите немного об этом месте. – Она до сих пор оказывает на меня не просто какое-то влияние, а я считаю, что только благодаря ей, этой исторической родине, я имею точку опоры в жизни. С годами я начала больше понимать внутреннее биение жизни своей «исторической родины». Я всегда думала: какие мне святые близки: мучеников я не понимаю, перед новомучениками я испытываю нечто вроде такого внутреннего трепета, я боюсь сказать, что я их понимаю, я их чувствую. По внутренней сути мне близки преподобные, а вот то место, где жила моя бабушка, – оно все исхожено этими самыми преподобными. Это и Ферапонт и Адриан Монзенские, и Иаков Железноборовский, и Паисий Галичский, и Макарий Писемский, Авраамий Городецкий, Макарий Унженский – очень много учеников преподобного Сергия Радонежского, которые основывали монастыри и таким образом как бы осваивали край. Потому что он был населен, как доказали местные ученые, выходцами из Новгорода (по цоканью и другим языковым признакам), но я думаю, что там основную массу все-таки составляли не новгородцы, а местные племена – чудь, меря. Был известный Галич Волынский, а наш Галич назывался «Мерьский». В просторечье это звучало как «Галич мерзкий». Поэтому «Мерьский» постепенно вытеснилось, и он стал просто город Галич.

http://azbyka.ru/fiction/matushki-zheny-...

Известно, что в той или иной мере созданию и распространению Ж. л. способствовали патриархи Филарет , Иосиф , Никон, Адриан . Всячески поддерживали создание житий и сказаний о святынях епархиальные архиереи: в их числе - Маркелл , архиеп. Вологодский, Иона (Баранов) , архиеп. Вятский, Макарий, Киприан и Корнилий, митрополиты Новгородские и Великолуцкие, Лаврентий, митр. Казанский, Иона (Сысоевич) , митр. Ростовский, Серапион, архиеп. Суздальский и Тарусский, в нач. XVIII в.- Варнава, архиеп. Холмогорский и Важский. В создании житийных памятников участвовали архиереи ( Александр , еп. Вятский и Великопермский, Симеон, архиеп. Сибирский и Тобольский, и Игнатий (Римский-Корсаков), митр. Сибирский и Тобольский), а также игумены мон-рей, напр. Викентий, архим. Троице-Сергиева мон-ря, Иосиф, архим. Троицкого Данилова мон-ря, и Феодосий, игум. Антониева Сийского мон-ря. В этих благоприятных условиях возникали региональные Соборы святых и своды агиографических памятников - примером может служить созданный к кон. XVII в. на основе произведений кон. XV-XVII в. Соловецкий патерик, сохранившийся во множестве списков. В целом XVII век - эпоха расцвета региональной агиографии. В XVII - нач. XVIII в. были созданы жития мн. основателей мон-рей Сев. и Центр. России, живших в XV-XVII вв.: Жития преподобных Адриана и Ферапонта Монзенских, Антония Леохновского, Варнавы Ветлужского, Диодора (Дамиана) Юрьегорского, Илариона Суздальского, Иннокентия Комельского, Иова Ущельского, Иродиона Илоезерского, Кассиана Угличского, Корнилия Палеостровского, Мартирия Зеленецкого, Никандра Псковского, Никодима Кожеезерского, Паисия Галичского, Серапиона Кожеезерского, Сильвестра Обнорского, Симона Воломского, Трифона Вятского, Феодосия Тотемского, временами являющиеся более или менее искусными компиляциями, иногда подробными и литературно обработанными повествованиями, а в нек-рых случаях, по замечанию Ключевского, представляющие собой «необработанную записку без литературных притязаний» ( Ключевский.

http://pravenc.ru/text/182317.html

1441. Оп. 2. Ед. хр. 1392. Л. 6-6 об.). В 1730 г. численность братии оставалась такой же, в переписных книгах упомянуты: «...иеромонах Иаков Скитской, иеродиакон Генадий Рязанецъ, головщик монах Сергий (Угрюмов.- Е. Р.), псаломщики: монах Иона Москвитин, монах Иоанникий, монах Никандр Устюжанин, монах Дионисий Рябининской; рядовые монахи: Дионисий Ферапонтовской, монах Сосипатр Волоцкой, пономар монах Симион Скитской, сторож Иван Логинов, сторож Кирило Покровской» (Там же. Л. 5); строителем был мон. Гедеон Кирилловский. В XVIII в. в нарушение прежних традиций в Н. С. п. уже совершались монашеские постриги: именно здесь был пострижен буд. строитель Игнатий (Погорельский; в миру Иоаким). В составе братии были как монахи, проживавшие в скиту длительное время (они названы скитскими: 2 чел.), так и пришедшие из др. мон-рей (Кириллова, Ферапонтова; Дионисий Рябининский, возможно, пришел из Рябининой пуст. прп. Ферапонта Монзенского) и городов (из Рязани, Москвы, Устюга). К 1732 г. 13 лет в пустыни прожил иером. Авраамий (Щукин Алексей Леонтьевич), сын звонаря московского кремлевского собора Спаса на Бору. Через 8 лет после того, как иером. Авраамий поселился в пустыни, к нему пришел его родной брат мон. Владимир (Щукин Вавила Леонтьевич), исполнявший в скиту послушание псаломщика. Социальный состав насельников скита в XVIII в. оставался достаточно однородным: в основном это были выходцы из крестьянского и духовного сословий, посадские люди, редко встречались лица купеческого звания (напр., в 1732 в пустыни подвизался мон. Евфимий (Молчин Ермил Никифорович); из купцов Тверского у., постриг принял на Валааме). Практически все были грамотными: в послужных списках за 1732 г. напротив большинства имен стоит помета: «Искусство книжное имеет». Нек-рые иноки владели ремеслами: строитель Игнатий расписывал посуду, Иосиф Ярославец (Матвеев Иван) делал замки, Макарий (Киселёв Михаил Васильевич) занимался вязанием «лествиц», т. е. четок. Иноки переписывали книги; книжником был мон. Сергий (Угрюмов Стефан Васильевич), уроженец Переславля-Залесского, в возрасте 18 лет принявший постриг в переславском Никольском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010