Выбрав здесь прекрасное уединенное место и расчистив землю для огородных овощей, он поставил для себя хижину. В первое время он много терпел неудобств в своем уединении и не раз подвергался нападениям от разбойников, которые хотели выгнать его отсюда. С течением времени к нему собрались другие любители безмолвия, и пр. Ферапонт (в 1398 г.) основал монастырь (см. Новг. еп.), но сана игумена по смиренно своему не принял. При обители пр. Ферапонт завел общежитие и в трудах показывал братии пример неослабного труженичества: братия занималась то устройством келлий, то списыванием книг, то различными ремеслами. В 1408 г., по желанно князя Можайского Андрея, глубоко почитавшего пр. Ферапонта, св. подвижник основал другой монастырь в Дужках, в полуверсте от г. Можайска (см. Москов. еп.), почему и называется (см. В.М.) Можайским или Лужецким. После 18-летних подвигов в этой обители, пр. Ферапонт скончался ее архимандритом, в 1426 г., будучи 90 летним старцем. Св. мощи его почивают под спудом в храме его имени, в Лужецком Можайском монастыре. Пр. Ферапонта Монзенского. Ныне – его тезоименитство. См. 12 дек. 25 . Пр. отца нашего епископа Халкидонского (исповедника). С юности инок, поставленный за добродетели епископом Халкидона, пр. Никита особенно прославился христианской любовью: бедные находили в нем покровителя, сироты – отца, вдовицы и обиженные – заступника. При Льве Армянине пр. Никита явился ревностным поборником иконопочитания и за это, после многих страданий, был осужден на изгнание. По выражение св. Церкви, он явил в своей жизни «терпение Иова», «кротость Давидову и Моисеово незлобие». Вместе с ним в службе воспевается его брат, Игнатий «священнодейственный» (вероятно, бывший иереем). Честные мощи пр. Никиты источали чудеса. Кондак, гл. 8. Светлостию дел твоих просиял еси, преподобне, апостольскаго престола наследник был еси Никито; и яко солнце облистал еси твоей пастве, отче, вся Божественных учений исполнь; темже зовем ти: радуйся, Халкидону удобрение. † Память св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский (Кашин Дмитрий Витольдович) Дата рождения: 21 апреля 1969 г. Дата хиротонии: 28 апреля 2013 г. Дата пострига: 25 декабря 1999 г. День ангела: 25 декабря Страна: Россия Биография: Родился 21 апреля 1969 г. в г. Москве в семье служащих. В 1986 г. окончил среднюю школу 179 г. Москвы с углубленным изучением математики. 19 ноября 1989 г. крестился в храме свт. Николая Чудотворца с. Николо-Архангельское Балашихинского р-на Московской обл. В 1991 г. окончил Московский институт криптографии, связи и информатики по специальности «прикладная математика». В 1991-93 гг. проходил службу в Вооруженных силах РФ. В 1993-95 гг. — псаломщик Никольского храма с. Полтево Балашихинского р-на Московской обл., в 1995-99 гг. — послушник Покровского Авраамиево-Городецкого монастыря Костромской епархии , в 1999-2004 гг. — референт Костромского епархиального управления. 25 декабря 1999 г. архиепископом Костромским и Галичским Александром  пострижен в монашество с именем Ферапонт в честь прп. Ферапонта Монзенского (память 12/25 декабря). 26 декабря 1999 г. архиепископом Костромским Александром рукоположен в сан диакона, 7 апреля 2000 г. — в сан иерея. В 2000-2004 гг. — насельник Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря г. Костромы. В 2002 г. окончил Костромскую духовную семинарию. Решением Священного Синода от 17 августа 2004 г. ( журнал 42 ) назначен наместником Иаково-Железноборовского мужского монастыря Костромской епархии. В 2006 г. возведен в сан игумена. В 2008 г. окончил Московскую духовную академию  со степенью кандидата богословия. Тема диссертации: «Монастыри северо-запада Костромской земли (Буйский раон): опыт церковно-археологических исследований». Определением Священного Синода от 12 марта 2013 г. ( журнал 22 ) избран епископом Макарьевским, викарием Костромской епархии . 25 марта 2013 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием возведен в сан архимандрита.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2877768...

– Незримый никем, подвизался он здесь в молитве и посте. Только след незнаемого человека видели здесь на траве; но пустынник не показывался никому. Инок Адриан, поселившийся с несколькими в запустевшем Благовещенском монастыре и обижаемый здесь полой водой, хотел перенести монастырь на другое, понравившееся ему, место. Незнаемый отшельник пришёл к нему и сказал: «не трудись, старец! другое тебе назначено место, – на берегу реки Монзы; ты узнаешь его тогда, как двое юношей исцелятся от жестокой болезни», Адриан осматривал место на реке Монзе и, наконец, решился перевозить туда монастырь. В это время привезены в Благовещенскую обитель Адриана два больных отрока, один из Буйгорода, другой из Сольгалича; отец первого сказал, что неизвестный старец сказал ему, что сын его исцелится у старца Адриана, у которого ветхий монастырь Благовещенский, а на новом месте – храм Воскресения Христова и Николая чудотворца. По рассказу другого, старец сказал ему, что больной сын его исцелится у Адриана, который переносит монастырь на устье реки Монзы. Больные действительно исцелились у Адриана по совершении молебствия в храме. Когда монастырь уже устраивался на новом месте, преподобный Ферапонт сам пришёл в обитель Монзенскую и стал жить здесь. Он взял слово с Адриана, что не будет говорить о нём ничего, что известно ему, и просил быть его духовным отцом. «Скоро, прибавил преподобный, спустя два года с половиной, исполнится надо мною воля Божия; до смерти же моей не разглашай о мне». С того времени Ферапонт каждый день выходил из обители и, перейдя реку Монзу, скрывался в чаще леса; там молился он наедине, ночь же проводил в келье без сна и переписывал книги. Инок Кирилл возроптал на св. старца, что не участвует в строении обители, и увидел Эфиопов, внушавших ему негодование на святого; тяжело ему было от этих посетителей, пока не пришёл к нему Ферапонт, разогнавший духов, но запретивший говорить о том. Раз вышел преподобный в лес на обычное место для уединённой молитвы. Женщина Пелагия, собиравшая ягоды, увидев его издали, перешла овраг, чтобы посмотреть на него вблизи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Житие Адриана и Фераионта Монзенских принадлежит к числу любопытнейших источников для истории древнерусской колонизации, но испорчено противоречиями в хронологическом счете, какой ведет оно описываемым событиям. По недостатку известий едва ли возможно вполне разъяснить эти противоречия. Биограф приводит известие, что Ферапонт преставился в 1585 году, прожив в Монзенском монастыре 2 1 / 2 года 502 . Но но счету самого автора голод 1601 года был 13 лет спустя по смерти Ферапонта; точно так же по его счету Адриан скончался в 1619-м, чрез 30 лет по смерти Ферапонта; притом Монзенский монастырь основался не раньше 1595-го, когда собрат Адриана Пафнутий, сбиравшийся идти с ним на Монзу, сделался Чудовским архимандритом; наконец, по ходу рассказа в житии, Ферапонт был еще жив во время ссоры монзенской братии с игуменом Павлова Обнорского монастыря Иоилем, который занимал это место в 1597–1605 годах 503 . Биограф говорит, что кончил житие чрез 39 лет по смерти Ферапонта. Но оно написано много лет спустя по приходе автора в обитель, когда он стал уже строителем монастыря и иеромонахом; я он сам говорит, что пришел в монастырь в 1626-м. По-видимому, Ферапонт умер в 1598–1599 годах и хронологические заметки биографа не все точны; надежнее его указания на упоминаемые им лица. Написав биографию, он нослал в Прилуцкий Димитриев монастырь попросить у игумена Антония для поверки своего труда записок его о Монзенском монастыре, но узнал, что Антония уже нет на свете; следовательно, житие написано около 1644 года, когда умер Антоний 504 . Эти хронологические неточности отчасти объясняются источниками биографа. Поступив послушником в келью второго игумена Монзенского Григория, он прочитал у него «краткое писание» о начале монастыря. Потом в Прилуцком монастыре иг. Антоний, бывший духовником Адриана, дал ему писание, в котором «многа написана быша» о Монзенском монастыре и о Ферапонте. Биограф читал долго это писание, но не снял с него копии, а впоследствии оно утонуло на Двине вместе с другими вещами Антония. Было и другое писание о жизни и чудесах Ферапонта, составленное первым Монзенским игуменом, также Антонием по имени, перешедшим потом в Воскресенский Солигалтрот монастырь; но когда биограф явился к нему попросить этих записок, их автор с сердечным сокрушением объявил ему, что они сгорели вместе с его книгами в Солихаличе, Таким образом, биограф дополнял сообщенное Григорием краткое писание лишь изустными рассказами современников Ферапонта и тем, что удержалось в его памяти из записок Адрианова духовника Из последних чудес в житии видно, что автор стал потом игуменом монастыря; но по недостатку известий нет возможности угадать имя этого третьего Монзенского игумена. Интерес биографии увеличивается простотою изложения и состава, которая сообщает ей характер перноначальных необработанных записок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

По благословению митрополита Московского святого Фотия (ум. 1431 г.) в новосозданном монастыре была установлена архимандрия, и преподобный Ферапонт был возведен в сан архимандрита. Устроив обитель и управляя ею 18 лет, он скончался в 1426 году, в возрасте около 90 лет, по слову одного из жизнеописателей его, «в маститой старости, исполненный дней и деяний, как великое светило, после долгого летнего дня познавшее запад свой», за год до смерти своего друга и наставника преподобного Кирилла 15 . Вероятнее всего предположить, что преподобный скончался 27 декабря – в этот день в Лужецком монастыре издревле местно совершалась его память 16 , а празднование 27 мая установлено так же, как и празднование костромскому подвижнику преподобному Ферапонту Монзенскому (XVI в.) ради тезоименитства со свящеиномучеником Ферапонтом, епископом Сардийскнм (III в.). Местное почитание Ферапонта Белозерского как святого началось, несомненно, уже в XV веке и, скорее всего, сначала в Белозерском его монастыре. Здесь же около 1547 года было написано общее Житие преподобных Ферапонта и Мартнниана. Возможно, автором жития был белозерский инок Матфей 17 . Письменная и иконописная традиции сохранили некоторые черты внешнего облика преподобного: он был «подобием стар и сед», с довольно длинными, свисающими ниже ушей волосами, с длинной бородой 18 . Общерусское почитание преподобного Ферапонта было установлено Поместным Собором Русской Православной Церкви около 1549 года на основании совершившихся у его гроба чудес 19 . Русская Церковь почти четыре с половиной столетия чтит преподобного Ферапонта как одного из отцов «Северной Фиваиды», святого представителя того монашества, в котором искание безмолвия и глубоких молитвенных созерцаний соединилось с подвигом деятельного служения ближним. Подобно многочисленным ученикам и собеседникам Преподобного Сергия, святой Ферапонт «ум свой к Небесным управив», «стаду своему был наставник». Заступник наш и молитвенник перед Престолом Божиим, он ограждает всех чтущих память его «от болезней и лютых страстей».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Ин кондак, глас 8 Яко финикс псаломский во постнических процвел еси,/трудов своих поты, яко плоды духовными, возвеличил еси над всеми Бога,/но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/поминай нас, чтущих любовию святую память твою, да зовем ти:/радуйся, преподобне Макарие, отче наш. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Макарие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. 27/9 Обретение мощей преподобного Нила Столобенского (1667). Праведного Иоанна Русского, исповедника (1730). Преподобного Ферапонта Белоезерского, Можайского, Лужецкого (1426). Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472) и с ними свт. Филиппа Первого (1474), митрополитов всея Руси. Преподобного Ферапонта Монзенского, Галичского (1597). Тропарь преподобному Нилу Столобенскому, глас 4 Яко светильник всесветел/явился еси во острове Селигера езера,/преподобне отче Ниле,/ты бо крест Христов от юности своея на рамо взем,/усердно Тому последовал еси,/чистотою Богови приближився,/отонудуже и чудес дарованием обогатился еси./Тем и мы, притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем:/отче преподобне,/моли Христа Бога/спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Отечества, преподобне, удалився,/в пустыню вселился еси,/и на остров Селигера езера возшед,/жестоко житие показал еси,/и многих добродетельми удивив,/дарования чудес от Христа приял еси./Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/радуйся, Ниле отче наш. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Ниле,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь праведному Иоанну Русскому, исповеднику, глас 4 На небеси предстоя Святей Троице,/праведне блаженне Иоанне,/земный ангеле, Божий человече,/с безплотными лики славословиши Любовь Неизреченную,/в Церкви первородных со святыми водворялся,/о нас, сущих на земли, возносиши молитвы/к Содетелю всех и Спасу,/да подаст мир всему миру,/Церквам на земли благостояние и соединение всех,/чтущих Сына Божия, во плоти пришедша,/во святем Теле Христа Иисуса,/еже есть Церковь Бога Живаго,/во спасение рода человеческаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Феофан Затворник , Вышенский, еп. (10/23 января) Феофан Никейский , Константинопольский, еп., исповедник, творец канонов (11/24 октября) Феофан Сигрианский , Летописец, прп., исповедник (12/25 марта) Феофил Печерский , Новгородский, архиеп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 26 октября/8 ноября) Феофилакт Никомидийский , еп., исповедник (8/21 марта) Ферапонт Белоезерский , Можайский, Лужецкий, архим., прп. (27 мая/9 июня; 27 декабря/9 января) Ферапонт Монзенский , Галичский, прп. (12/25 декабря; 27 мая/9 июня) Филарет Милостивый , Пафлагонянин, прав. (1/14 декабря) Филарет Московский и Коломенский, митр. (19 ноября/2 декабря) Филимон Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Филимон , ап. от 70-ти, еп. Газский, сщмч. (4/17 января ап.]; 19 февраля/4 марта; 22 ноября/5 декабря) Филипп , ап. из 12-ти (30 июня/13 июля ап.]; 14/27 ноября ) Филипп Ирапский , Череповецкий, прп. (14/27 ноября) Филипп I Московский , митр. (5/18 апреля) Филипп Московский и всея Руси, митр., чудотворец (9/22 января; 3/16 июля; 5/18 октября свт.]; 30 мая/12 июня) Филипп , ап. от 70-ти, из 7 диаконов (4/17 января ап.]; 11/24 октября) Фирс Кесарийский (Вифинский), мч. (17/30 августа; 14/27 декабря) Флегонт , ап. от 70-ти, еп. Марафонский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Флор Иллирийский , мч. (18/31 августа) Фока Синопский , еп., сщмч. (22 июля/4 августа; 22 сентября/5 октября) Фома Дидим (Близнец), ап. из 12-ти (6/19 октября; 30 июня/13 июля ап.]) Фома Малеин , прп. (7/20 июля) Фотий Киевский и всея Руси, митр. (27 мая/9 июня; 2/15 июля) Фотий Никомидийский , мч. (12/25 августа) Харалампий Магнезийский , еп., сщмч. (10/23 февраля) Харитина Амисийская (Понтийская), мц. (5/18 октября) Харитон Исповедник , Иконийский, еп., прп. (28 сентября/11 октября) Харитон Сянжемский , прп. (11/24 апреля) Хиония Аквилейская , мц. (16/29 апреля) Хрисанф Римский , мч. (19 марта/1 апреля) Христина Тирская , мц. (24 июля/6 августа) Христофор Ликийский , мч. (9/22 мая) Шио (Симеон) Мгвимский , прп., один из основателей грузинского монашества (7/20 и 9/22 мая; в четверг сырной седмицы)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Один инок монастыря старец Иов соблазнился мыслью освободить обитель от гонений Нелидова, подчинив его другому, сильному монастырю. Не посоветовавшись ни со строителем его преподобный Адрианом, ни с братией, Иов отправился в Павлов Обнорский монастырь и предложил игумену Иоилю владеть Благовещенским монастырем и его вотчинами с тем, чтобы не давать обитель в обиду соседним и окрестным дворянам. Игумен Иоиль охотно согласился и писал старцу Адриану, именуя Благовещенскую обитель вотчиной Павлова монастыря, а самого старца называл причетником своей церкви. Адриан опечалился, но преподобный Ферапонт утешал его и братию, говоря: «Место это не будет в подчинении другому монастырю или в подданстве другой области». А старцу Иову подвижник предсказал, что Благовещенский монастырь не будет местом его упокоения. Игумен Иоиль горячо взялся за дело присоединения Благовещенской обители к своему монастырю. Строителя его Адриана он хотел перевести в свой монастырь и неожиданно приехал в Монзенскую обитель. Но строитель и старцы скрылись. Не найдя никого и не имея возможности исполнить свое намерение относительно прп. Адриана, Иоиль взял из монастыря церковные книги и увез их с собою. Когда по отъезде его прп. Адриан вернулся в свою обитель, то он увидел, как прп. Ферапонт ходил и мел двор монастыря крыльями своей мантии. При этом вслух всем подвижник говорил: «Прах и смрад твой да выйдут с тобою и козни бесовские да изгонятся». Когда прп. Адриан начал тужить о пропаже церковных книг, святой угодник утешал его, предсказывая, что игумен Иоиль скоро впадет в лютую болезнь и раскается. Действительно, все предсказания прп. Ферапонта исполнились в точности. Благовещенская обитель осталась самостоятельным монастырем. Игумен Иоиль скоро заболел и, раскаявшись, прислал взятые из обители книги и письмо преподобному Ферапонту с просьбой о прощении. Старец Иов, виновник всех этих несчастий обители, побоялся снова вернуться в нее и поселился для подвигов в пустынном уединении. Но его нашли там разбойники, убили и тело его закопали во рву городища.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Пафнутий рассказал об этом Адриану. Адриан, по рассказу престарелого священника Евпла, нашёл в глухом месте запустелый храм, тот самый, который представлялся ему в видении. Он возвратился к Пафнутию с радостью и они условились жить там вместе. Но неожиданно царский указ потребовал Пафнутия в Москву, где он (1595 г.) поставлен в архимандрита Чудова монастыря. Адриан оставался при храме с тремя иноками. Место было самое пустынное, тихое и приятное. Но открылось и неудобство: полая вода подмывала берег и была в виду опасность, что подроется она под храм. Один старец сказал при том Адриану, что и прежний игумен хотел перенести храм с опасного места на другое, и указал то место. Адриан и братия положили переселиться на то место. Но явился неизвестный человек и сказал: «не беспокойся о месте; место тебе назначено на берегу реки Монзы; ты узнаешь о нём по исцелении двух больных». По этим указаниям, Адриан перенёс храм и обитель на берег реки Монзы; это в 35 верстах от Галича и в 20 от Костромы, при впадении Монзы в р. Кострому. Здесь Адриан пользовался один год наставлениями и примером жизни преп. Ферапонта. – Пропитание доставали себе земледелием, и строитель Адриан был первым на работах. – В страшный голод 1601 г. обитель Адрианова неистощимо питала страдавших от голода. Наученные примером тружеников пустыни в те времена говорили: «не веянный хлеб – не голод, а посконная рубашка – не нагота». Но в 1601 г. хлеб был убит летним морозом, и целые тысячи умирали от голода. Преподобный Адриан, по наставлению чудного наставника своего Ферапонта, до голодного времени наполнил монастырские житницы хлебом и во время бедствия общего с полной любовью помогал страдавшим беднякам. Потом Литовцы напали на пустынную обитель и оставили посредине её огонь, с злостным намерением истребить её; но удалившиеся иноки нашли обитель целой. Блаж. Адриан скончался 5 мая 1619 г. По ркп. святцам называется он чудотворцем. Мощи его почивают в Благовещенском храме обители его, упразднённой с 1764 г. 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– По указаниям на разложение монастырского общежития и на условия монастырской жизни в Поморском крае XVII в. очень любопытно житие соловецкого постриженника Дамиана Юрьегорского. Оно составлено не позже половины XVII века: в двух приложенных к нему чудесах ясно указано, что они записаны особо после жития, а первое из них относится к 1656 году 497 . Неизвестно, кем и где написано это житие. Впоследствии составлен был ряд повестей о соловецких пустынниках первой половины XVII в., из среды которых вышел Дамиан, и здесь находим известие, что эти повести писаны самовидцами, жившими на Соловках; одним из них был монах Иларион, живший около соловецкой пустыни Дамиана по-видимому, это автор записок об Иринархе 498 . Две из этих повестей об Андрее и Дамиане выписаны из указанного жития последнего. Чудеса Савватия и Зосимы продолжали записывать в Соловецком монастыре и после игумена Филиппа в рукописях XVII в. встречается ряд их, идущий до половины XVII в. В них есть любопытные историко-географические указания и рассеяно много ярких черт из жизни Поморья того времени. В 1679 г. по поручению соловецкого архимандрита Макария службы соловецким основателям и записки о них Максима Грека и Досифея с позднейшими чудесами, исправленные, соединены были в один сборник, которому дали название Соловецкого патерика 499 . Житие Адриана и Ферапонта Монзенских принадлежит к числу любопытнейших источников для истории древнерусской колонизации, но испорчено противоречиями в хронологическом счете, какой ведет оно описываемым событиям. По недостатку известий едва ли возможно вполне разъяснить эти противоречия. Биограф приводить известие, что Ферапонт преставился в 1585 году, прожив в Монзенском монастыре 2½ года 501 . Но по счету самого автора голод 1604 г. был 13 лет спустя по смерти Ферапонта; точно так же по его счету Адриан скончался в 1619 чрез 30 лет по смерти Ферапонта; притом Монзенский монастырь основался не раньше 1595, когда собрат Адриана Пафнутий, сбиравшийся идти с ним на Монзу, сделался Чудовским архимандритом; наконец, по ходу рассказа в житии, Ферапонт был еще жив во время ссоры монзенской братии с игуменом Павлова Обнорского монастыря Иоилем, который занимал это место в 1597–1605 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010