Благочестивая же царица Феодора вместе с сыном своим Михаилом и всем синклитом, клириками и множеством народа, со свечами, кадилами и пением, исполненные неизреченной радости и веселия, вышли к пристани навстречу честных мощей святого патриарха своего Никифора. Взяв святые останки его, они прежде всего понесли их в соборную церковь святой Софии, откуда святой Никифор был изгнан. Это перенесение святых мощей происходило в тринадцатый день месяца марта 1925 , – в тот самый день, когда святой Никифор был изгнан зловерным царем из царского города. Когда день преклонился к вечеру, в церкви святой Софии, над честными мощами, было совершено всенощное бдение, а утром из церкви святой Софии они были перенесены в храм святых Апостолов и там положены с благоговением. С этого времени и постановили чтить память исповедника Христова Никифора во славу Христа Бога нашего со Отцом и Сыном и Святым Духом славимого. Аминь. 1920 Проконнис – один из островов Мраморного моря; в настоящее время этот остров называется «Мармара». Этот остров служил местом ссылки для многих исповедников во время иконоборческих смут. 1921 Святой Никифор сначала был сановник при дворе императрицы Ирины и в мирском чине со славою защищал почитание икон на VII вселенском соборе; в царствование императора Никифора, в 806 году, был возведен на патриаршеский престол и правил Церковью 9 лет, по истечении которых и был сослан на остров Проконнио. Скончался в 828 году 2 июня, до самой смерти не преставая свидетельствовать своими писаниями истину против иконоборцев. Память его празднуется 2 июня 1922 Император Лев Армянин царствовал с 813 по 820 гг., Михаил Валвос (Косноязычный) царствовал с 820 по 829 г.; Феофил царствовал с 829 по 842 г. Император Михаил III (с 842 по 867 г.) вступил на престол 4-х лет, а потому государством до 855 года управляла мать его, святая царица Феодора 1924 Святой Мефодий за свою ревность к иконопочитанию при Михаиле Валвосе был ввержен в темницу. Преемник Михаилов Феофил приказал бить его по щекам: челюсть его была разбита до того, что безобразный шрам, как печать мученичества, остался на всю жизнь на его лице. Для прикрытия его Мефодий, будучи патриархом, разрезал концы клобука и обвязывал ими челюсть. Из уважения к исповеднику все иноки с того времени стали носить клобук с разрезами. Затем Феофил сослал его на остров, где заключил в душной подземной пещере с двумя разбойниками. Императрица Феодора возвела его на патриарший престол и с его помощью восстановила иконопочитание. Сей святитель пас Церковь Божию 4 года и с лишком 3 месяца; скончался в 847 году 14 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви совершает паломничество по Святой Земле Иерусалим, 5 сентября 2011 г. С 2 по 17 сентября 2011 года с паломническим визитом Святую Землю посещает Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. 3 сентября Владыка совершил всенощное бдение в храме святой Марии Магдалины в Гефсиманском женском монастыре, информирует   сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме. На следующий день в этом храме была совершена Божественная литургия, за которой Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев), начальник Русской духовной миссии Зарубежной Церкви архимандрит Тихон (Амельченя), а также клирики Русской Зарубежной Церкви, прибывшие с митрополитом Иларионом. По окончании литургии в храм прибыл Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III в сопровождении иерархов Иерусалимского Патриархата. Обратившись с приветствием к митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Илариону, Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви подчеркнул важность восстановления евхаристического общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. «Единство во Христе, единство в Евхаристии является свидетельством того, что мы сохраняем единство и со всеми Поместными Церквями», – в частности, сказал Блаженнейший Патриарх Феофил. Его Блаженство также отметил и важную роль Иерусалимской Патриархии в созидании мира и любви между Церквами во Святой Земле. В память о посещении Иерусалима и совместной молитве Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил подарил митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Илариону панагию. В рамках визита владыка Иларион посетит святыни Иерусалима, Вифлеема, Хеврона, Галилеи, Самарии, Лидды, Фаранской лавры преподобного Харитона исповедника, монастыря святой великомученицы Екатерины на Синае. Также Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви собирается побывать в Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме и на подворье Русской духовной миссии во имя святой праведной Тавифы в Яффе. Предполагается совершение богослужений в Храме Гроба Господня, в Елеонском женском монастыре, в Вифлееме и в монастыре преподобного Харитона исповедника. 5 сентября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/48460.html

Феофил, с целью обеспечить продолжение своего церковного направления, связал Феодору и сенат клятвой не делать никаких нововведений касательно религии. Опекуны его сына, Михаила, однако же или были и ранее благосклонны к иконам, или могли быть склонены в пользу иконопочитания. Единственным исключением, по-видимому, был Мануил, дядя императрицы. Но во время одной опасной болезни его посетили некоторые студитские монахи, которые обещали ему жизнь, если только он поклянется предпринять восстановление икон и Мануил по своему выздоровлению, вместе с другими министрами, изложил этот предмет перед Феодорой, которая отвечала, что ее собственные желания давно клонятся в этом же направлении, но что она чувствовала себя связанной клятвой, данной Феофилу. Отселе быстро начался переворот. Патриарх Иоанн был низложен не без личного насилия, и на место его поставлен Мефодий, бывший исповедником в последнее царствование. Составлен был собор, на который не были приглашены те, кто были известны в качестве решительных иконоборцев, и он высказался в пользу иконопочитания; но императрица все еще медлила, и просила собравшееся духовенство ходатайствовать о прощении грехов ее мужа 2971 . Мефодий отвечал, что они могли ходатайствовать, только за тех, которые находились еще на земле, что если Феофил умер в своем заблуждении, то положение его находится вне власти церкви. Тогда Феодора заявила, что император перед своей смертью выразил раскаяние в своих мерах, что он попросил принесть ему некоторые иконы и целовал их с пламенным благоговением; после чего патриарх уверил ее, что если это так, то он мог отвечать за спасение ее мужа. Теперь не оставалось никаких дальнейших препятствий к восстановлению икон. В столицах иконы были восстановлены с большой торжественностью, в первый воскресный день Великого поста, – день, который назван был «торжеством православия», и с того времени празднуется на православном греческом Востоке под этим названием 2972 , тела Никифора, Феодора Студита и других защитников иконопочитания, умерших в изгнании, были перенесены в столицу. Кафедры были заняты сторонниками торжествующего православия, и между ними был заклейменный инок Феофан, который получил епископию никейскую 2973 . Императрица, на одном пиршестве, выразила ему свое сожаление о жестокости, которой он подвергся от ее мужа. «Да», – сказал Феофан, «за это я привлеку его к ответу перед праведным судилищем Божиим!». Феодора была поражена ужасом; но патриарх Мефодий успокоил ее, высказав порицание запальчивости своего собрата, и повторил свое уверение, что Феофил не погибнет 2974 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Иконопочитатели подвергались жестоким преследованиям. Известны своим славным исповедничеством особенно два брата, Феодор и Феофан, прибывшие в столицу из Палестины проповедывать иконопочитание. Здесь они имели настоящее прение с самим Феофилом, доказали ему, что у него экземпляр Ветхого Завета с подложным (νενοθευσθαι) чтением (из пророка Исаии). Феофан упросил его принести из патриаршей библиотеки εν τ Θωματη библию, указав и место, где там она лежит (спрятана?), и когда император хотел пропустить неприятное место, будто бы не находя его в принесенной книге, то Феофан указал ему это чтение пальцем… «Несправедливо, – сказал император, вышедший из себя, – чтобы царь был оскорбляем такими людьми», и приказал подвергнуть их жесточайшим ударам палок, до 200 раз, а на челах их (τοις μετποις, вернее: на лицах, Georg. Hamart.: τα προσωπα) начертать варварским способом насмешливые ямбы, составленные им» (по 12 стихов), отягчив эту пытку еще насмешкою. «Если и не будут хороши (эти стихи), – сказал Феофил ипарху, – не беспокойся: они и не стоят хороших ямбов». «Пиши, пиши, царь, – ответили ему исповедники, – что тебе угодно; это будет прочитано пред праведным и страшным Судиею». Казнь была исполнена, и св. братья «начертанные» (γραπτο) отправлены были в ссылку. Феодор там и скончался, а Феофан, ο ποιητς, при императрице Феодоре был митрополитом никейским. Св. Мефодия Феофил не только вывел из темницы, но и приблизил к себе, пользовался его советами, брал его с собою даже в походы; только «κατοπιν εαν αυτον не казалось царю полезным» (Cedr.) (стыд быть непоследовательным?)    Феофил, по-видимому, и сам понимал, что он борется за погибшее дело. Он видел достаточно много «знамений времени»: он знал, что дочерям его теща дает целовать иконы; он догадывался, что и сама августа Феодора втайне поклоняется иконам (придворный шут Дендерис, ανδραριον Δενδερις, и его речи про τα καλα νινια (куклы) παρα τ μαννα (мамы)). И Феофил умер, заклиная (ранее) Феодору – «не удалять, после смерти его, Иоанна (Ιαννην), с патриаршего престола, и не допускать самого вида поклонения идолам».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

И потому пусть никто не смеет поднимать речь об иконах (в ту или другую сторону) и да будет совершенно устранен и удален и Собор Константина (754 г.), и Тарасия (787 г.), и ныне бывший при Льве (815 г.) по этим вопросам”. Терпимость сохранялась более или менее в течение всего царствования Михаила II Травла. Лишь в последний год своего царствования он бросил в тюрьму нескольких видных иконопочитателей. Это царствие интересно также одним историческим эпизодом, имевшим громадное значение для западной культуры. Михаил послал в дар франкскому королю Людовику Благочестивому (сыну Карла Великого) орган и часть мощей святого Дионисия Ареопагита. Орган (который в Византии использовался только в качестве светского музыкального инструмента) настолько пришелся по нраву благочестивому франкскому королю, что тот стал использовать его в церкви. А мощи святого Дионисия сочли мощами первого легендарного епископа Лютеции святого Дени (точнее, с тех пор его стали отождествлять со святым Дионисием Ареопагитом). Для них построили знаменитый собор в Сен-Дени под Парижем, который стал усыпальницей французских королей. После смерти Михаила Травла воцарился его сын Феофил (829–842 гг.), человек рафинированно образованный, в отличие от своего полуграмотного отца, но также и твердых иконоборческих убеждений. Он любил богослужения, сочинял стихиры (например, ему принадлежит 3-я хвалитная стихира на Неделю Ваий (“Изыдите языцы”), занимался церковным композиторством и даже регентством. Но он начал беспощадное гонение на иконопочитателей. В 833 г. он поставил патриархом своего учителя Иоанна Грамматика, фанатичного иконоборца. Тут же был созван своего рода иконоборческий собор, после которого из церквей были вынесены все иконы, изографов пытали и убивали. Монастыри вновь были отобраны у монахов, им запрещалось показываться в городах. Феофил устраивал диспуты, но горе тем иконопочитателям, которые осмеливались возражать ему. Явились на диспут уроженцы Иерусалима два брата-монаха, святые Феодор и Феофан, прозванные потом “начертанными”. Когда они указали императору на ошибку в цитируемом тексте, тот взбесился, заявив: “Не­спра­ведливо, чтобы царь был оскорбляем такими людьми”. Он приказал бить монахов палками (до 200 раз), а затем вырезать на их лицах по двенадцать строк ямбических стихов собственного сочинения, очень неуклюжих. Феофил издевательски сказал: конечно, ямбы плохонькие, но ведь лучших они не заслуживают. “Пиши, пиши, царь, — ответили ему исповедники, — что тебе угодно; это будет прочитано перед праведным и страшным Судиею”. Преподобный Феодор в ссылке умер, а Феофан при святой императрице Феодоре стал митрополитом Никейским. Нужно отметить, что Феофил к концу своего царствования чувствовал, что его фанатизм затрачен попусту; и в его семействе иконопочитание пустило глубокие корни.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

Особенно заботится о распространении образования приемник Михаила, император Феофил. Будучи сам образованным, любителем классических наук, Феофил не чужд был и богословских знаний. Он даже сам составлял церковные песнопения, отличавшиеся глубоким религиозным чувством. Все это, однако не мешало Феофилу быть жестоким гонителем иконопочитателей. При нем, кажется, повторились времена Константина V Копронима. Та же жестокость, одинаково крутые меры по отношению к монахам: пытки, уродования, ссылки нашли себе применение в царствование Феофила. Теперь и на кафедре патриаршей является ученый иконоборец Иоанн Грамматик (833 г.). Казалось, сила материальная и сила науки вооружились против истины. Но сильное у людей, бессильно в очах Божиих. Святое воодушевление защитников иконопочитания производило большее впечатление на народ. Их готовность жизнь свою положить за истину окружало исповедников ореолом величия. Итак, бессильными оказывались все меры иконоборцев против этих людей, сильных убеждением и святостью жизни! Неудивительно, что иконопочитание в годы искушений окрепло, очистилось от суеверных наростов, и в таком виде привлекло к себе сердца византийцев. Иконопочитатели появились при дворце. Супруга Феофила – Феодора, а также родственники ее были иконопочитателями. Император гневался. Многих из иноков сослал он, некоторых предал мукам. Но это еще более воспламеняло ревность иконопочитателей. Тогда император издал указ, чтобы монахи, жившие в городских обителях и населенных местностях, немедленно оставили здания монастырские для надобностей государственных и общественных, а сами выселись в пустыни. Появляться инокам в городах запрещалось под угрозою тяжкого наказания. Ответом на это со стороны иноков было появление обличителей. Так из Иерусалима прибыли в Царьград два брата Феодор и Феофан, явились к императору и обличили его в лице. Феофил приказал отправить обоих братьев в ссылку, предварительно начертав на лицах их насмешливые стихи. Много пострадали от Феофила монах Лазарь и ученый инок Мефодий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

568 Васильев А.А. Византия и арабы Т. 1. Политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. Глава 2. Император Феофил. 571 Васильев А.А. Византия и арабы Т. 1. Политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. Глава 2. Император Феофил. 573 Васильев А.А. Византия и арабы Т. 1. Политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. Глава 2. Император Феофил. 581 Жизнь, деяния и подвиги Святого Отца нашего и исповедника Михаила, пресвитера и синкелла града Иерусалима. С. 123–128. 589 Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. СПб., 2008. С. 142, 143. 591 Дагрон Жильбер. Император и священник. Этюд о византийском «цезаропапизме». СПб., 2010. С. 85. 592 Высочайшая и благочестивейшая грамота, отправленная августейшими Константином и Ириной к святейшему и блаженнейшему Адриану, папе древнего Рима//ДВС. Т. 4. С. 334. 602 Суворов Н.С. Девять глав о свободной Церкви доктора Фридриха Маасена//Временник Демидовского юридического лицея. Книга 29. Ярославль, 1882. С. XXVIII. 603 Апология Тарасия пред народом, вырвавшаяся из уст его в тот день, когда самодержцы объявили народу, что он делается патриархом, в какой сан он и был возведен индиктиона восьмого, 6293 года от сотворения мира//ДВС. Т. 4. С. 335. 604 Себеос, епископ. Повествование об Иракле//Епископ Себеос. Повествование об Иракле. Никифор Вриений. Исторические повествования (976–1087). Рязань, 2006. Отдел III, глава XXXII. С. 123, 124. 609 Приветственное слово от Святого Шестого Вселенского Собора к благочестивейшему и христолюбивому императору Константину//ДВС. Т. 4. С. 235. 611 Эдикт благочестивейшего и христолюбивого императора Константина, выставленный в третьем притворе святейшей великой церкви, близ так называемого дикимвала//ДВС. Т. 4. С. 249. 612 Список священного повеления того же блаженнейшего и христолюбивого императора Константина к святому собору Апостольского престола в Риме, посланного через тех же синодалов//ДВС. Т. 4. С. 258.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прошло уже десять с лишком лет, с воцарения Феофила. Много сил и энергии положено на преследование иконопочитателей. Но что же получилось в результате? Какие плоды пожал император? Было над чем задуматься. Такой ученый и умный император, как Феофил, действительно задумался. Не можем сказать с уверенностью, к чему привели эти думы. Но в числе еретиков иконоборцев Феофил не числится. Императрица Феодора уверила собор святителей в том, что муж ее Феофил в болезни принес покаяние в своем заблуждении и даже целовал святые иконы. Весьма возможное дело. Император был желчен, горяч и в запальчивости жесток, но на болезненном одре мог вспомнить, что всем ведь предстоит суд Божий нелицеприятный. Не возопиют ли об отмщении кровь и страдания людей неповинных? Да за истину ли и ратовал он? Не высказала ли церковь своего взгляда на вопрос об иконах? Не послушавший церковь становится на ряду с язычником. Но покаяние сглаживает беззакония людей. Божие человеколюбие безмерно. И больной император действительно мог обнаружить раскаяние. Кто же был свидетелем и узнал об этом? Кому же ближе всех знать, как не супруге, сидевшей у одра больного? Она то и поведала нам о раскаянии императора. Смерть Феофила последовала в январе месяце 842 года. В семействе его наследником престола остался малолетний Михаил III с матерью и сестрами. Императором был объявлен Михаил и соправительницею его мать Феодора. На помощь по управлению назначены были опекуны. Взгляд императрицы на иконопочитание был всем известен. Все знали, что она явится второй Ириной. Но теперь уже не потребуется нового вселенского собора. Вопрос о почитании икон выяснен и решен церковью давно. Значит, оставалось только заявить о готовности следовать этому решению церкви. Но патриаршую кафедру занимал иконоборец, ученый Иоанн Грамматик. Ему предложено было или оставить кафедру, или признать иконопочитание истиною. Патриарх предпочел первое. В приемники ему постановлен был ученый исповедник Мефодий. Воскресный день первой недели Великого поста приходится в 842 году на 19 февраля. К этому времени уже все было готово к предположенному собору. Собрались епископы и без разногласий решили восстановить иконопочитание. Не слышно было протестов. Но явный знак, что иконоборство не пустило глубоких корней в обществе, что оно держалось искусственно внешней силой. Не стало этой силы, и оно рухнуло, как здание, не имевшее прочного основания. Собор подтвердил определения всех прежде бывших семи вселенских соборов и изрек анафему на иконоборцев. Тут же положено было праздновать ежегодное воспоминание этого события в первое воскресение Великого поста. Православная восточная церковь и доныне совершает торжественно память о восстановлении благочестия в неделю Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Комментарии Глава II. Действующие лица Император Феофил Сын и наследник Михаила II, которому предстояло стать одной из самых ярких личностей на византийском престоле, родился, как уже упоминалось, в г. Амории около 812/813 г. и был провозглашен соправителем отца в 821 г. в возрасте восьми лет. После смерти Михаила 2 октября 829 г. Феофил по желанию покойного отца некоторое время правил вместе со своей мачехой Евфросиньей, хотя продолжительность этого периода историкам установить не удается. Во всяком случае, она не превышала нескольких месяцев. Затем Евфросинья, по своей инициативе или по принуждению, сложила с себя обязанности соправительницы и удалилась в ею же и основанный монастырь Гастрия в Константинополе. Феофил стал править единолично. Главное затруднение, связанное с фигурой Феофила, для историка состоит в том, что император стал превращаться в полулегендарный персонаж уже через три-четыре десятилетия после смерти, наверняка не без помощи тех достаточно необычных процедур, которые сопровождали его посмертную церковную реабилитацию в 843 г. и нашли отражение в «Повести о прощении Феофила». При этом для времени его правления в нашем распоряжении нет столь информативных и достойных доверия источников, как «Хронография» Феофана Исповедника или переписка Феодора Студита , интенсивно использовавшиеся в предыдущей главе. Поэтому главной задачей этого раздела будет не последовательный рассказ о жизни и деятельности императора, но попытка выявить основные факторы, обусловившие направление его религиозной политики, и причины того, что она в конечном счете потерпела крах, признаки которого появились еще при жизни Феофила. Выше уже говорилось о том, что первой же демонстративной акцией нового императора источники называют казнь убийц Льва V. Поскольку проверить достоверность этого сообщения нет никакой возможности и подвергать сомнению свидетельство Мефодия о наказании Михаилом своих «соучастников в убийстве» оснований тоже не имеется, довольно сложно понять, какое конкретное действие стоит за этим рассказом. Возможно, кого-то из непосредственных исполнителей убийства Михаил пощадил, потому что они были его друзьями или еще по какой-то причине, сделав вид, что не знает об их причастности. Такая версия находит подтверждение в самом тексте Продолжателя: из него ясно, что эти люди так и не дождались от Михаила наград за свой поступок и, более того, Феофилу пришлось устанавливать их личности с помощью хитрости 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лев Армянин царствовал с 813 по 820 гг., Михаил Валвос (Косноязычный) царствовал с 820 по 829 г.; Феофил царствовал с 829 по 842 г. Император Muxauл III (с 842 по 867 г.) вступил на престол 4-х лет, а потому государством до 855 года управляла мать его, святая царица Феодора. патриархи правили Церковью в период времени от 815 до 842 года. Святой Мефодий принял иночество в Константинополе; за свою ревность к иконопочитанию при Михаиле Валвосе был ввержен в темницу. Преемник Михаилов Феофил приказал бить его по щекам: челюсть его была разбита до того, что безобразный шрам, как печать мученичества, остался на всю жизнь на его лице. Для прикрытия его Мефодий, будучи патриархом, разрезал концы клобука и обвязывал ими челюсть. Из уважения к исповеднику все иноки с того времени стали носить клобук с разрезами. Затем Феофил сослал его на остров, где заключил в душной подземной пещере с двумя разбойниками. Императрица Феодора возвела его на патриарший престол и с его помощью восстановила иконопочитание. Сей святитель пас Церковь Божию 4 года и с лишком 3 месяца; скончался в 847 году 14 июня. ( < < back 1) ( < < back 2) Св. Иоанн Златоустый, архиепископ Константинопольский, знаменитый отец Церкви конца IV и начала V века. За свое необыкновенное красноречие он и получил имя Златоустого . Бóльшую часть своей жизни провел он в сане пресвитера в Антиохии, а в самом конце IV века занял кафедру Константинопольского архиепископа. За этот последний период своей жизни он претерпел много гонений со стороны императрицы Евдоксии, и кончил жизнь в ссылке, в Армении (в 407 году). Память его 13 ноября и 30 января. Ему принадлежит литургия, совершающаяся в Православной Церкви большую часть года. ( < < back) 846 году. ( < < back) Память святого мученика Александра было гонение, воздвигнутое Максимианом Галерием, зятем императора Диоклитиана и его преемником с 305 до 311 года. Гонение началось при Диоклитиане в 303 году. существующий теперь город Пидна или Пинда находился в Македонии в провинции при Термиакском заливе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010