Как бы то ни было, становится очевидным, что система прежнего взаимного, добрососедского, сравнительно мирного византийско-хазарского владения, формально просуществовавшая на крымской земле почти полтора столетия, по сути дела, больше не действовала. Давние призывы Иоанна Исповедника, попытавшегося почти на пол столетия опередить развитие событий в Таврике, все же оказались пророческими. Лишь флер прежних политических обязательств и приоритетов отделял ромеев от открытой конфронтации с каганатом и его союзниками. Обстоятельства, время и территория создания стратигии климата. Симптомом и одновременно следствием кардинальных изменений в Таврике явились здешние военно-административные преобразования, на которые решился зрелый, опытный, энергичный император Феофил (829–842), чтобы «...всецело повелевать кастроном Херсоном вместе с его местностями (kai tous en aute topous) и не упустить из рук» 2057 . Понятно, что последняя фраза имела отношение к архонтату, области Херсон и ее местностям – климата, то есть, относилась к тому, чем Романия владела не номинально, а вполне реально, и с чем не собиралась расставаться. Вообще все византийские фемы организовывались прежде всего там, где позиции Империи были более прочными, а организация обороны особенно настоятельной. Уже одно это обстоятельство красноречиво говорит о ситуации, сложившейся к тому времени на Крымском полуострове, которую нельзя свести к одному лишь «ослаблению влияния хазар», якобы оказавшихся «не в состоянии претендовать на сюзеренитет над Готией» 2058 . Стратиг и его воинский контингент должны были обеспечить восстановление и упрочение на территории военно-административной фемы имперского правопорядка, налоговых поступлений, функционирование местных органов власти, организовать оборону и, если требовалось, провести набор ополченцев – стратиотов из местного населения путем внесения их имен в стратиотские каталоги. Удивительное сходство с происходившим в Херсоне и его округе обнаруживает более поздняя попытка императора Василия I Македонянина (867–886) покончить с кондоминиумом на Кипре в пользу Империи тоже путем возведения острова в разряд фемы. Однако эти действия оказались неудачными и, по словам Константина Багрянородного, посланный туда стратиг Алексей, родом армянин, начальствовал там лишь семь лет, после чего все вернулось в прежнее положение 2059 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оценку изложенных суждений о взаимном отношении «Апологетика» Тертуллиана и «Октавия» Минуция Феликса начнем с последнего, против которого выставляются довольно серьезные возражения. Существование общего источника основывается на простой догадке, причем даже предположительно не указывается, каким произведением могли так широко пользоваться Минуций и Тертуллиан . А между тем «Апологетик» и «Октавий» обнаруживают такого рода соприкосновение, которое можно объяснить только взаимной зависимостью обоих произведений, которая и утверждается почти всеми исследователями. Но вопрос о том, кто из двух авторов пользовался произведением другого, в действительности решить очень трудно, так как до настоящего времени не найдено определенных оснований, которые бы вынуждали окончательно склониться в ту или другую сторону. Приходится довольствоваться общими впечатлениями, получаемыми от произведения. В этом отношении «Октавий», при первой попытке поместить его в определенные рамки древнехристианской письменности, невольно заставляет считаться с тем, что нельзя привести ни одного внутреннего основания для позднейшего, по сравнению с «Апологетиком» Тертуллиана, датирования его, и отношение к последнему гораздо более понятно, если Тертуллиан читал древнейшего Минуция Феликса . Ввиду этого среди исследователей преобладает мнение о зависимости Тертуллиана от Минуция Феликса . Если «Апологетик» Тертуллиана написан в 197 г., то «Октавий» Минуция Феликса должен быть отнесен к более раннему времени. В тексте диалога нельзя указать никаких возражений против этого. Характер языческих обвинений против христиан, положение христианства и отношение исповедников его к государству и обществу (ср., например, cap. 28) весьма хорошо понятны во II в., но совершенно невозможны при сирийских императорах и едва ли вероятны при Филиппе Аравитянине. Что касается циртинской надписи, то требуется еще установить с безусловной точностью тождество упомянутого в ней Цецилия с Цецилием диалога; но этого нельзя достигнуть, а тогда остается возможность предположить в Цецилии циртинской надписи сына или одноименного родственника друга Минуция. Далее, о Фронтоне Циртинском в диалоге сделано упоминание в такой форме (cap. 9; 31), которая может вести к предположению, что этот ритор, умерший после 175 г., или еще был жив, или недавно умер и еще пользовался немалым авторитетом известной личности. О победе над парфянами в 162–163 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

римской, 20 сент.     Феопрепий (Боголеп, греч.), муч. иллирийский, 23 мар.     Феопрепий, муч. фракийский, 22 авг.     Феостирикт (утвержденный на Боге, греч.) муч., 10 февр.     Феостирикт преп., в Символах, 10 ноября.     Феостих (Божий порядок, Божий строй, греч.), муч. кизический, 29 апр.     Феост (вернее Фст, — праздничный, веселый, лат.), 19 сен. и 21 апр.     Феотекн, (Богораждающий, греч.) воин, муч. антиохийский, 10 окт.     Феотих (Богосчастливый, греч.) и три протектора, мучч. египетские, 14 дек.     Феофания (Бога являющая, греч.) царица, 16 дек.     Феофан (Бога являющий, греч.), исповедник и постник, 9 сент.     Феофан пр. антиохийский, 10 июня.     Феофан исповедник, инок сигрианский, летописец, 12 мар.     Феофан преп., исповедник и творец канонов, 11 окт.     Феофан преп., гражданин газский, нищелюбец, 29 сент.     Феофила (Боголюбимая, счастливая, греч.), муч. никомидийская с двумя тмами мучч., 28 дек.     Феофилакт (Богохранимый, греч.) исповедник, еп. никомидийский, 8 марта.     Феофил (Боголюбимый, друг Божий, греч.) диакон, муч. никомидийский, с двумя тмами мучч., 28 дек. и 3 сент.     Феофил, муч. мелитинский, 7 ноября.     Феофил муч., с Трофимом и др., 23 июля.     Феофил, муч. в Кесарии каппад., 6 февр.     Феофил, из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Феофил диакон, мучч. ливийский, 8 янв.     Феофил, пустынник из Оксиринха, 2 дек.     Феофил новый, муч. кипр. от срацын, 30 янв. и 12 июня.     Феофил преп., тивериопольский, 10 окт.     Феофил, из 42 мучч. амморейских, 6 марта.     Феофил плачливый, 29 дек.     Ферапонт (слуга, почитатель, греч.), еп. кипрский, мученик, 25 мая.     Ферапонт, еп. сардийский муч., 27 мая.     Ферапонт, пр. белозерский, 27 мая.     Ферм (теплый, греч.), из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Феспесий (Божественный, дивный, Богом сказанный, греч.), муч. никейский, 20 ноября.     Феспесий, 30 дек.     Фессалоникия (победа фессалийцов, название македонского города по имени супруги основателя Кассандра, греч.), мученица македонская, 7 ноября.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОФИЛ АНТИОХИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феофил (+ ок. 181 /ок. 185 ), епископ Антиохийский , писатель-апологет, исповедник , святитель Память 6 декабря (Серб. , Румын. , РПЦЗ ) О жизни этого отца Церкви мы имеем самые скудные и отрывочные све­дения. Ряд автобиографичес­ких заметок встречается в сочинении «К Автолику» самого св. Феофила, — единственном его сочинении, дошедшем до настоящего времени. Судя по всему, он был уроженцем Сирии , так как, говоря о реках Тигре и Евфрате, замечает, что они знакомы ему, ибо «находятся в непосредственной близи к нашим странам». Он был язычником по происхождению, человек образованный, хорошо знакомый с греческой литературой и наукой. В " Послании к Автолику " он приводит многочисленные цитаты из языческих философов, поэтов и историков. Подобно многим своим современникам, он дошёл до Христианства путём самостоятельного убеждения в его превосходстве над всеми другими религиями. Это убеждение он вынес из чтения священных книг Ветхого Завета , преимущественно книг пророческих. Обратившись в Христианство, Феофил сделался его ревностным исповедником и защитником, настолько же, насколько прежде, в язычестве, был его противником. В 168 году он занял Антиохийскую кафедру . Как долго св. Феофил был епископом - с точностью неизвестно; разные источники расходятся в показании времени; в одном только они согласны, что святитель умер в 180-х годах, в царствование Коммода . Церковь причислила его к лику святых. Св. Феофил был первым христианским писателем, упо­требившим понятие « Троица »: «Три дня [творения], - говорит аполо­гет, - которые были прежде [создания] светил, суть образы Троицы (τποι εσι της τριδος): Бога, Его Слова и Его Пре­мудрости» . Труды Епископ Феофил написал немало сочинений, частью полемических, написанных против еретиков его времени, частью апологетических, направленных против язычников. По свидетельству Евсевия и Иеронима , Феофил написал книгу против Маркиона, сочинение против ереси Гермогена, толкование на Евангелие и на Притчи Соломона , много " огласительных сочинений " , много, по выражению Иеронима, " кратких, но прекрасных трактатов, относящихся к назиданию церкви " . По словам самого Феофила , он написал кроме того книгу о демоне и о ничтожестве языческих идолов, и сочинение о родословии патриархов.

http://drevo-info.ru/articles/21007.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОФИЛ ТИВЕРИОПОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Феофил Тивериопольский, Болгарский, исповедник. Миниатюра Минология Василия II (Константинополь, 985 г.). Ватиканская библиотека, Рим Феофил Тивериопольский, Константинопольский ( VIII в.), монах , исповедник , преподобный Память 10 октября , 2 октября (Греч. ) Происходил из окрестностей Тивериады . В тринадцатилетнем возрасте святой тайно ушел из дома в лавру на Селентийской горе, где духовно возрастал под руководством святого старца Стефана. Через три года святой Феофил принял постриг в иноческий чин. Когда родители святого узнали, где находится их сын, то пришли в обитель и просили игумена отпустить Феофила и нескольких братьев, чтобы они могли основать новый монастырь поближе к его родному дому. Игумен повелел всем инокам соблюдать пост и молиться, чтобы получить знамение. На третий день в храме был услышан глас, благословлявший отпустить Феофила, ибо ему надлежало прославиться многими духовными подвигами в новой обители. Наступило время правления беззаконного императора-иконоборца Льва Исавра (717 - 741). Святой Феофил открыто восстал против иконоборческого безумия . По императорскому повелению святого подвергли избиению, связанным водили, как преступника, по городу. Затем император передал Феофила в распоряжение своего сановника Ипатия. Тот всячески понуждал исповедника отречься от святых икон, но не смог поколебать его. Напротив, святой Феофил сумел переубедить самого Ипатия. Он привел в доказательство медного змия, воздвигнутого Моисеем , утверждение херувимов над Ковчегом Завета , наконец напомнил, как Сам Спаситель даровал князю Эдессы Авгарю Свой Нерукотворный Образ . Вразумленный этой беседой Ипатий добился у императора разрешения освободить святого. Исповедник вернулся в основанный им монастырь. Скончался мирно . Использованные материалы   Сайт " Ορθδοξος Συναξαριστς " ( " Православный месяцеслов " ): http://www.saint.gr/2576/saint.aspx   Статья на Православии.Ru ошибочно датирует кончину 716 годом. Лев Исавр вступил на престол в 717 году, гонения на православных начались позднее. Редакция текста от: 16.10.2021 10:39:57 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/7513.html

Феофил, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Феофил диакон и Елладий мирянин, мучч. Ливийские. 8 янв. Феофил, пустынник из Оксиринха, с Иоанном. 2 дек. Феофил новый, муч. Кипр. от Сарацин, в 784 году. 30 янв. Феофил, преп. Тивериопольский, исповедник при Льве Ис. 10 окт. Феофил, из 42 мучч. Амморейских, пострад. ок. 840 года. 6 марта. Феофил плачливый, преп. Печерский, ум. ок. 1090, с Марком пещерником. 29 дек. Ферапонт, еп. Кипрский, мученик. 25 мая. (Перенесение мощей его в Царьград, ок. 806 года). Ферапонт, еп. Сардийский, муч. 27 мая. Ферапонт, преп. Белоезерский, ум. 1126. 27 мая. Ферм, из 26 мучч. Готфских 4 в. 26 марта. Феспесий, муч. Никейский ок. 312 г. от Антония, с Евстафием и Анатолием. 20 ноября. Фессалоникия, мученица Македонская, с Авктом и Таврионом. 7 ноября. Фивея мученица, с Фафаилом. 5 сентября. Фирс, Левкий и Каллиник, мучч. Вифинские при Декии. 11 дек. Фифаил и Фивея, сестра его, мучч. 5 сентября. Фома, или Дидим, из 12 апп. 6 окт. Фома, патриарх Цареградский, ум. 610. 21 марта. Фома юродивый, преп. Келесирийский, при Иустиниане. 21 апр. Фома, преп. МалеИн.7 июля. Фома Дефуркин, преп. Вифинский 9 в. 10 дек. Фомаида, преподобная Писивийская 4 в. В субб. сырную. Фомаида мученица Александрийская 6 в. 13 апр. 5. Свв. Угодники ненаименованные Праведная Соманитяныня, препокоившая в своем доме Елиссея пророка. В нед. праотец. (под 11 дек.) Евнух Кандакии царицы, крещенный св. Филиппом. 4 янв. Комментарисий некий, муч. Аназарвский при Диоклетиане, с Феодулией. 5 февр. Подвижница (Аскитрея), дочь Азата, муч. Персид. 341 года. 17 апр. Сестра муч. Фервуфы с рабыней, муч. 341 года. 4 апр. Два воина, мучч. Каппадок., с Лонгином сотником. 16 окт. Два ученика Милия еп., мучч. Персид. в 341 году. 10 ноября. Два мучч. из учеников Дометия Персянина, пострадавшие с ним при Иулиане. 7 авг. Два преподобномучч. от Авенира царя. 23 ноября. Две мучч. девы, скончавшиеся от меча. 15 сент. Синклитикия (именитая жена) и две дочери ее, мучч. Негранские, ок. 522 г. от Дунаана. 24 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Феодор Дука Ангел Комнин – деспот Эпира (1215–1230) 304–306, 312 Феодор из Мисфии – византийский военачальник 225, 226, 231 Феодор Лалакон – византийский воин 207 Феодор Продром – византийский писатель 255 Феодор Стратилат – святой великомученик 210, 211, 213, 232 Феодор Студит – византийский богослов, исповедник иконопочитания, преподобный 107 Феодора – жена императора Феофила 184 Феодора – жена Юстиниана II 119, 120 Феодора – сестра императрицы Зои 235 Феодора Комнина – жена Генриха Австрийского 269 Феодосий I Великий – византийский император (379–395) 21, 31, 32, 42, 58–61 Феодосий II – византийский император (408–450) 42 Феодосий – сын Атаульфа 62 Феодосий Месоникт – византийский воин 202 Феотим – епископ Скифии 39 Феофан – византийский полководец, патрикий 179–181 Феофан Готский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Феофан Исповедник – византийский хронист, исповедник иконопочитания (ок. 760–818) 107, 108, 155, 176, 182, 216 Феофил – византийский император (829–842) 144, 184, 218 Феофил – епископ александрийский 39 Феофил, епископ евхаитский – см. Филофей Феофил – митрополит готский, участник I Вселенского Собора 32 Феофил – приближенный Юстиниана II 119 Феофилакт – кувикулярий 120 Феофилакт Симокатта – византийский историк (ок. 580-х гг. – после 641 г.) 97, 98, 112 Фивадий – участник свадебной церемонии Атаульфа 62 Филемут – предводитель герулов 69 Филипп – римский император (244–249) 18 Филиппик (Вардан) – византийский император (711–713) 121, 122 Филоксен – посланник 53 Филон – еврейский философ-платоник 15 Филосторгий – церковный историк, арианин (ок. 368–440) 21, 22, 24 Филофей (Феофил) – епископ евхантский, дипломат 192 Фока – византийский император (602–610) 95 Фома – один из двенадцати апостолов 16 Фома – евнух, приближенный императора Мануила I 272, 273 Фома Славянин – мятежник 176 Фотий – патриарх константинопольский (858–867, 877–886) 21, 26, 46, 58, 60,129, 131, 132, 177, 178, 182 Фраат, сын Фраата – парфянин, заложник 65 Фравиф – византийский полководец 33–35

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феофил Тивериопольский, Константинопольский, прп. - житие Происходил из окрестностей Тивериопола (ныне Струмица в Македонии). В тринадцатилетнем возрасте святой тайно ушел из дома в лавру на Селентийской горе, где духовно возрастал под руководством святого старца Стефана. Через три года святой Феофил принял постриг в иноческий чин. Когда родители святого узнали, где находится их сын, то пришли в обитель и просили игумена отпустить Феофила и нескольких братьев, чтобы они могли основать новый монастырь поближе к его родному дому. Игумен повелел всем инокам соблюдать пост и молиться, чтобы получить знамение. На третий день в храме был услышан глас, благословлявший отпустить Феофила, ибо ему надлежало прославиться многими духовными подвигами в новой обители. Наступило время правления беззаконного императора-иконоборца Льва Исавра (717 - 741). Святой Феофил открыто восстал против иконоборческого безумия. По императорскому повелению святого подвергли избиению, связанным водили, как преступника, по городу. Затем император передал Феофила в распоряжение своего сановника Ипатия. Тот всячески понуждал исповедника отречься от святых икон, но не смог поколебать его. Напротив, святой Феофил сумел переубедить самого Ипатия. Он привел в доказательство медного змия, воздвигнутого Моисеем, утверждение херувимов над Ковчегом Завета, наконец напомнил, как Сам Спаситель даровал князю Эдессы Авгарю Свой Нерукотворный Образ. Вразумленный этой беседой Ипатий добился у императора разрешения освободить святого. Исповедник вернулся в основанный им монастырь. Там он прожил недолго, в 716 году святой Феофил мирно отошел ко Господу. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Феофил Тивериопольский, Константинопольский, прп. " .

http://pravicon.com/info-3571

Преподобный Маркелл был игуменом в обители Неусыпающих, в Константинополе. Он полюбил подвижническую жизнь с молодых лет. Поселившись близ Ефеса, сидел в своей келлии по целым дням, переписывая книги, и только небольшую часть из добытого трудом имущества оставлял для себя, а остальное все раздавал нищим; ночи же проводил в молитве. Перешед в обитель Неусыпающих, он скоро сделался настоятелем. При нем обитель была перенесена в Вифинию, в Малой Азии. По молитве св. Маркелла явились средства для распространения и благоустроения обители, и сам Он был удостоен дара исцеления и прозорливости. Скончался преподобный Маркелл в 485 г. Преподобный Фаддей исповедник был учеником и слугой св. Феодора Студийского (намять 26 янв.). Он пострадал за иконопочитание при императорах Михаиле и Феофиле, в 9 веке. Его так сильно избили, что он на третий день скончался. Преподобные Марк, Феофил и Иоанн подвизались одновременно в Киево-Печерских пещерах. Св. Марк, для труда, выкопал своими руками много пещер для подвижников, почему называется Пещерником, и много мест дли погребения братии. Он был прост по жизни и чист по сердцу; носил тяжелые вериги и имел дар прозорливости. Провидел час своей кончины. Скончался в 1102 г. Святые Иоанн и Феофил были братьями и жили как бы одной душой, одинаково ревновали и в служении Богу. Однажды св. Феофил был послан по монастырской нужде на сторону, а в это время Иоанн заболел и скончался. Когда возвратился Феофил и увидел, что брат его погребен на месте, которое приготовлено было ему, как старшему, вознегодовал на погребавшего Марка. Св. Марк, обратясь к усопшему, сказал: «Встань и дай это место своему старшему брату», и мертвый подвинулся в могиле. После сего Феофил пал к ногам Марка и просил прощения, но Марк сказал ему, что скоро и его принесут сюда. Тогда Феофил раздал все, что имел, и каждый день ожидал смерти; плакал так, что ослеп от слез, почему получил название плачливого. Марк предсказал ему и самый день смерти. Тело св. Феофила положено в пещере, в одном гробе с телом Иоанна, вблизи мощей св Марка. 30-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Преемником Михаила стал звероподобный Лев Армянин . Будучи коварно введен в заблуждение одним нечестивым монахом-затворником, он начал второе иконоборческое гонение, — и снова Церковь Божия оказалась лишена красоты. Льва Армянина сменил Михаил Аморрей , а того — сын Феофил , который опять воздвиг гонение на иконы, превзойдя всех остальных. Так, этот Феофил подверг многих из святых отцов различным наказаниям и пыткам за святые иконы. Однако, говорят, он (во время своего царствования) особенно ратовал за справедливость (не терпел несправедливости), так что искали по всему городу, чтобы найти человека, который должен был судиться с другим (в присутствии императора), и за много (17) дней совсем никого не нашли. Феофил самодержавно правил в течение двенадцати лет, после чего заболел дизентерией, которая терзала его, так что рот его широко открылся до самой гортани. Царица Феодора , в сильной скорби о случившемся, ненадолго уснула и увидела во сне Пресвятую Богородицу, держащую на руках Предвечного Младенца, окруженную светлыми Ангелами, которые бичевали и бранили мужа (царицы) Феофила. Когда она проснулась, Феофил, немного придя в себя, кричал: «Увы мне, окаянному! За святые иконы меня бичуют». Царица тотчас положила ему на голову образ Богородицы, молясь Ей со слезами. Феофил, увидев у одного из стоявших рядом на груди образок, взяв его, поцеловал. И сразу же губы, поносившие иконы, и безобразно раскрытая гортань закрылись, и он, избавившись от постигшей его беды и мучений, уснул, уверившись, что весьма хорошо почитать святые иконы. Царица, принеся из своего ларца святые и честные образа, убеждала мужа целовать их и почитать от всей души. Вскоре Феофил ушел из этой жизни. Феодора призвала всех, кто был в ссылке и в темницах, и освободила их. Был низвергнут с патриаршего престола Иоанн , он же и Янний, скорее начальник гадателей и бесов, чем патриарх, а на его место возведен был исповедник Христов Мефодий, прежде много пострадавший (за иконы) и заживо заключенный в гробе.

http://pravoslavie.ru/1854.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010