Прев. Дионисий затворник, по прозванию Щепа, иеромонах и блюститель пещер. При нем в 1463 году, в княжение благочестивого киевского князя Сампсона Александровича, при митрополите Ионе и архимандрите печерском Николае, было следующее событие в пещере Антониевой. В день святой Пасхи, во время пасхальной утрени, когда преп. Дионисий со крестом обходил пещеры, чтобы покадить святые мощи усопших подвижников и, придя в пещеру, в избытке духовной радости и любви к ним, воскликнул: «святые отцы и братия! сегодня есть великий день: Христос Воскресе!» – в тоже мгновение ему отвечал от всех святых голос, как гром: «Воистину Воскресе!» После этого события преподобный Дионисий заключился в затвор, где и скончался. Св. Феофил, епископ новгородский, последний владыка вольного Новгорода. Начало своей иноческой жизни он проводил в Отенской обители и при святителе Ионе был протодиаконом и ризничим архиерейской кафедры. По смерти святителя Ионы Феофил жребием был избран в архиепископа новгородского. Но монах Пимен, бывший ключником и умевший обогатиться на счет архиепископской казны, сильно домогался той же власти. Он пристал к партии недовольных великим князем и объявил своим друзьям: «пошлите меня в Киев, я согласен принять рукоположение от Григория». Но его происки не удались: он был уличен в расхищении архиепископской казны, его обобрали и выгнали из города. После этого послали в Москву к митрополиту просьбу о дозволении явиться Феофилу для посвящения во епископа. Между тем в это же время начались сильные волнения в Новгороде против великого князя; некоторые из мятежников хотели отдать Новгород под покровительство Польши и, изменив государю Московскому, готовы были поколебать веру своих праотцев. Напрасно преподобный Феофил уговаривал беспокойных искателей суеты опомниться: Новгород, по требованию людей своекорыстных, вступил в договор с королем польским; Феофил останавливал буйных и говорил им: «или не изменяйте православию, или я не буду пастырем отступников, – иду назад въ смиренную келью, откуда вы извлекли меня на позорище мятежа».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иконоборчество он хотел провести энергичнее своих ближайших предшественников: началась опять ломка икон, особенно если на них была надпись с словом «γιος» (γιος, по мнению иконоборцев, не приличествует никому иному, как только Богу); опять началась разрисовка церквей разными ορνιθες κα θηρα вместо икон. Феофил «старался уничтожить всех зографов (живописцев) из среды людей, а если они пожелают остаться в живых, то должны плевать на иконы и попирать их на полу ногами, как нечто скверное». Знаменитый тогдашний зограф Лазарь, после ласковых увещаний, подвергнут был жестокой пытке и тюремному заключению; а когда и после этого он не оставил иконописания, Феофил приказал положить на его ладони раскаленные железные пластинки. От этой варварской пытки Лазарь упал полумертвым, потом, по просьбе императрицы, выпущен из тюрьмы, и еще со следами ожогов на руках написал икону Предтечи, а по восстановлении иконопочитания и «τν εν τ Χαλκ εκονα του θεανθρπου ησου Χριστου» (Cedr). Иконопочитатели подвергались жестоким преследованиям. Известны своим славным исповедничеством особенно два брата, Феодор и Феофан, прибывшие в столицу из Палестины проповедывать иконопочитание. Здесь они имели настоящее прение с самим Феофилом, доказали ему, что у него экземпляр Ветхого Завета с подложным (νενοθευσθαι) чтением (из пророка Исаии). Феофан упросил его принести из патриаршей библиотеки εν τ Θωματ библию, указав и место, где там она лежит (спрятана?), и когда император хотел пропустить неприятное место, будто бы не находя его в принесенной книге, то Феофан указал ему это чтение пальцем… «Несправедливо, – сказал император, вышедший из себя, – чтобы царь был оскорбляем такими людьми», и приказал подвергнуть их жесточайшим ударам палок, до 200 раз, а на челах их (τος μετποις, вернее: на лицах, Georg. Hamart.: τ προσωπα) начертать варварским способом насмешливые ямбы, составленные им» (по 12 стихов) 188 , отягчив эту пытку еще насмешкой. «Если и не будут хороши (эти стихи), – сказал Феофил ипарху, – не беспокойся: они и не стоят хороших ямбов». «Пиши, пиши, царь, – ответили ему исповедники, – что тебе угодно; это будет прочитано пред праведным и страшным Судией». Казнь была исполнена, и св. братья «начертанные» (γραπτο) отправлены были в ссылку. Феодор там и скончался, а Феофан, ο ποιητς, при императрице Феодоре был митрополитом никейским. Св. Мефодия Феофил не только вывел из темницы, но и приблизил к себе, пользовался его советами, брал его с собою даже в походы; только «κατοπιν εν αυτον не казалось царю полезным» (Cedr.) (стыд быть непоследовательным?)

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Сей убо Феофил многи от св. отец томлением и мукам различным издав, икон ради яве честных, правды же обидимым наипаче вящьше творяше, яко взыскаше аще кто есть во граде крамолою с другом бывает, ни единого на многи дни яко глаголют обрести, и дванадесяте же лет самовластвовав и чревным недугом объят быв, расторгнутися хотяше от живота, уста его паче зело отверзошася яко внутрь утробы его являтися, царица же Феодора болезнена о приключившемся бывши едва к сну обращаться и во сне виде Пречистую Богородицу, Младя держащу Превечнаго, святыми обстоима ангелы, Феофила же тоя подруга от тех немилостивно биема и поругаема, яко убо отъиде от нея сон и Феофил мало возведъся возопи: горе мне страсному, святых ради икон биен есмь, и абие полагает на него царица Богородичный образ молящися со слезами. Феофил убо сице имея, виде некоего от стоящих ему икону носяща, похитив его облобызаше, и абие яже на иконы шатавшаяся уста, и безстудно зинув гортанию в первое существо претворяшеся и одержащая ведый нужа, пременися и усну, исповедав добро быти св. иконы почитати и чести, изнесши убо царица от своих ковчежец св. и честныя образы лобзати и всею душею почитати Феофила устрои. Помале убо исчезает от жития сего Феофил, Феодора же иже во изгнаниих и в темницах всех возвавши в свободе пребывати повеле, низвергается убо от престола Иоанн иже Ианнис, волхвом и бесом начальник а не патриарх, Христов же исповедник Мефодий восходит на престол, много пострадав прежде, и в рове затворен бысть. Сим же тако бывающим посещение бывает некое божественное Иоанникию Великому, во Олимбовех горах постящемуся, великий убо постник Арсакий пришел к нему глагола: Бог к тебе посла мя, яко да идем к затворнику Исаию, еже в Никомидии преподобному мужу бывшу, и от того увемы елика любовна Богу и прикладна его церкви, и убо к преподобному Исаии пришедше слышаша от него: тако глаголет Господь, се приближися врагом моим изобличение, вы убо к царицы Феодоре и к патриарху Мефодию шедше рцете сице, умоли всех священных и тако Ми со ангелы жертву принесеши, вида Моего образ и креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Феофил был вдовцом; став императором, он решил жениться второй раз. Летописец об этом рассказывает так: «Мать Феофила Евфросиния послала по всем областям и собрала красивых девиц для брачного выбора Феофилу. Поставив их всех в палате, называвшейся Жемчужный Триклиний, мать дала Феофилу золотой перстень со словами: отдай той, которая понравится. Была в числе невест одна благородная девица, по имени Икасия, чрезвычайно красивая. Феофил, увидев ее и восхитившись ее красотой, сказал: не через жену ли произошло зло? Икасия со скромностью возразила: но через жену же берет начало и лучшее. Оскорбленный возражением, царь отверг Икасию и отдал перстень Феодоре, родом пафлагонянке». Она была полуармянка. Икасия (Кассия) ушла в монастырь и стала писательницей церковных стихир. Ей принадлежат 1-я, 3-я, 4-я и 5-я песни канона Великой Субботы и стихира на вечер Великого Вторника самогласна: «Господи, яже во многие грехи впадшая жена...», которую она якобы написала под влиянием отказа царя. Итак, в 831 г. Феофил женился на Феодоре. С ней в его семью вошло тайное иконопочитание. Феофил закрывал на это глаза, но не мог не знать этого. В 842 г. он заболел и умер. Перед смертью он казнил любимого войсками генерала Феофова, опасаясь соперничества для сына, и умер с его головой в руках. 7. На престол вступила вдова Феофила Феодора, как регентша трехлетнего Михаила III, известного впоследствии под прозвищем Пьяница. Уже через несколько месяцев после смерти Феофила происходило « Торжество Православия ». Была восстановлена веротерпимость. Константинополь быстро наполнился вернувшимися из подполья и ссылок монахами. Патриарх Иоанн Грамматик был низложен, а вместо него утвержден св. Мефодий, бывший исповедником при Феофиле. Царица поставила условием своего содействия восстановлению икон, чтобы на ее мужа не произносилась анафема и чтобы он был прощен как, якобы осознавший в последние минуты свои заблуждения и покаявшийся и лобызавший св. иконы. Наверное, она сама прикладывала к его устам иконы, когда тот был уже без сознания.

http://sedmitza.ru/lib/text/434787/

Иконоборчество он хотел провести энергичнее своих ближайших предшественников: началась опять ломка икон, особенно если на них была надпись с словом «αγος» (γιος, по мнению иконоборцев, не приличествует никому иному, как только Богу); опять началась разрисовка церквей разными ρνιθες κα θηρα вместо икон. Феофил «старался уничтожить всех зографов (живописцев) из среды людей, а если они пожелают остаться в живых, то должны плевать на иконы и попирать их на полу ногами, как нечто скверное (ς ββηλ τινα)». Знаменитый тогдашний зограф Лазарь после ласковых увещаний подвергнут был жестокой пытке и тюремному заключению; а когда и после этого он не оставил иконописания, Феофил приказал положить на его ладони раскаленные железные пластинки. От этой варварской пытки Лазарь упал полумертвым, потом, по просьбе императрицы, выпущен из тюрьмы и еще со следами обжогов на руках написал икону Предтечи, а по восстановлении иконопочитания и «τν εν τη Χαλκη εκνα το θεανθρπου ησο Χριστο» (Cedr). Иконопочитатели подвергались жестоким преследованиям. Известны своим славным исповедничеством особенно два брата, Феодор и Феофан, прибывшие в столицу из Палестины проповедывать иконопочитание. Здесь они имели настоящее прение с самим Феофилом, доказали ему, что у него экземпляр Ветхого Завета с подложным (νενοθεσθαι) чтением (из пророка Исаии). Феофан упросил его принести из патриаршей библиотеки εν τω Θωματη библию, указав и место, где там она лежит (спрятана?), и когда император хотел пропустить неприятное место, будто бы не находя его в принесенной книге, то Феофан указал ему это чтение пальцем… «Несправедливо, — сказал император, вышедший из себя, — чтобы царь был оскорбляем такими людьми», и приказал подвергнуть их жесточайшим ударам палок, до 200 раз, а на челах их (τος μετποις, вернее: на лицах, Georg. Hamart.: τ πρσωπα) начертать варварским способом насмешливые ямбы, составленные им» (по 12 стихов)  , отягчив эту пытку еще насмешкою. «Если и не будут хороши (эти стихи), — сказал Феофил ипарху, — не беспокойся: они и не стоят хороших ямбов». «Пиши, пиши, царь, — ответили ему исповедники, — что тебе угодно; это будет прочитано пред праведным и страшным Судиею». Казнь была исполнена, и, св. братья «начертанные» (γραπτο) отправлены были в ссылку. Феодор там и скончался, a Феофан, ποιητς, при императрице Феодоре был митрополитом никейским. Св. Мефодия Феофил не только вывел из темницы, но и приблизил к себе, пользовался его советами, брал его с собою даже в походы; только «κατπιν εαν αυτν не казалось царю полезным» (Cedr.) (стыд быть непоследовательным?)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Почуяв за собой погоню, Малх и его спутница спрятались в какой-то пещере, где оказалась львица с львенком: туда же последовал и сарацин с рабом. Львица задушила раба и господина и оставила беглецов невредимыми. С радостью продолжали они путь и достигли наконец родины и обителей. «Аз, братие,» говорил Малх в монастыре, «пленен был погаными и мясо ядох, и млеко кобылие пих, но токмо сохрани мя Господь от жены и доселе» 418 . К этой же категории мучеников относится Арефа, воевода Неграна града, и с ним 4299, пострадавшие в 524 г. от омиритского царя Дунава (окт. 24.). К концу периода вс. соборов появились уже и магометане, давшее в последствии христианскому миру много мучеников. Впрочем, и в этом периоде от них пострадали: Михаил игумен зовийский и с ним 36 (Окт 1) и Феофил новый (янв. 30). Кроме внешних врагов христианства, бывших причиной мучений и мучеников, в разбираемый нами период были в византийской империи внутренние враги и мучители церкви. Таковы были в начале периода ариане, – особенно арианствующии император Валент, а в конце периода иконоборцы. От ариан пострадали: Полихроний, убитый арианами 337 г. при олтаре церковном (окт. 1); мученики, иже в Византии, по приказаний имп. Валента, частью потопленные, частью сожженные среди моря на корабле (сент. 29); Павел, патр. константинопольский, заточенный при имп. Констанции в Кукусах армянских и удавленный от ариан «своим ему омофором» (ноябрь 6); мученики, иже во Африки, от ариан (дек. 8). От монофелитов пострадал Максим исповедник с двумя учениками Анастасиями при Константине третьем около 656 г. (янв. 21 и авг. 13), и Мартин, папа римский (апр. 14). Но всего более пострадало исповедников православия от иконоборцев. Именно в VIII веке: Афанасий исповедник, иже в Павлопетрии (февр. 22). Прокопий Декаполит и сострадалец его Василий (февр. 27). Е. Иаков ок. 757 г. (март. 21). Е. Евстафий исповедник (март. 29). Василий е. перийский ок. 728 г. (апр. 12). Георгий е. антиохийский (апр. 19). Мученица Феодосия, яже от Константина града, при Льве Исавре за иконы пострада (мая 28). 419 . Игумения Анфиса и 90 сестер ее (июн. 27). В IX веке: Феодор Студит (нояб. 11 и янв. 26). Михаил Сингелл (дек. 18). Евфимий исповедник (дек. 26). Феофил написанный (дек. 28). Фаддей инок студийский (дек. 29). Николай исповедник, игумен студийский (февр. 4). Феофилант исповедник (март. 8). Феофан исповедник (март. 12). Никита исп. е. аполониадский (март. 19). Макарий исп. игумен палекитской обители (апр. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион встретился с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом 5 сентября 2011 г. 13:58 С 2 по 17 сентября 2011 года Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион совершает паломничество во Святую Землю. 3 сентября владыка совершил всенощное бдение в храме святой Марии Магдалины в Гефсиманском женском монастыре, сообщает сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме. На следующий день в этом храме была совершена Божественная литургия, за которой Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк , начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев) , начальник Русской духовной миссии Зарубежной Церкви архимандрит Тихон (Амельченя), а также клирики Русской Зарубежной Церкви, прибывшие с митрополитом Иларионом. По окончании Литургии в храм прибыл Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III в сопровождении иерархов Иерусалимского Патриархата . Обратившись с приветствием к митрополиту Восточно-Американскому Илариону, Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви подчеркнул важность восстановления евхаристического общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. «Единство во Христе, единство в Евхаристии является свидетельством того, что мы сохраняем единство и со всеми Поместными Церквями», в частности, сказал Блаженнейший Патриарх Феофил. Его Блаженство также отметил и важную роль Иерусалимской Патриархии в созидании мира и любви между Церквами во Святой Земле. В память о посещении Иерусалима и совместной молитве Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил подарил митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Илариону панагию. В рамках поездки владыка Иларион посетит святыни Иерусалима, Вифлеема, Хеврона, Галилеи, Самарии, Лидды, Фаранской лавры преподобного Харитона исповедника, монастыря святой великомученицы Екатерины на Синае. Также Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви собирается побывать в Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме и на подворье Русской духовной миссии во имя святой праведной Тавифы в Яффе. Предполагается совершение богослужений в Храме Гроба Господня, в Елеонском женском монастыре, в Вифлееме и в монастыре преподобного Харитона исповедника. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1613946.ht...

Афанасий, затворник. Еразм. Лука, эконом. Агапит, врач безмездный. Феофил и Иоанн, во единой раке почивающие. Нектарий. Григорий, иконописец. Кукша. Алексий, затворник. Савва. Сергий, послушливый. Святитель Меркурий, епископ Смоленский. Пимен, многоболезненный. Нестор, летописец. Евстратий, преподобномученик. Елладий, затворник. Иеремия, прозорливый. Моисей Угрин, преподобномученик. Иоанн, многострадальный. Марк, гробокопатель. Никола святоша, князь Черниговский. Григорий, чудотворец. Онисим, затворник. Матфей, прозорливый. Исаия, чудотворец. Авраамий, трудолюбивый. Нифонт, епископ Новгородский. Силивестра. Пимен, постник. Онуфрий, молчаливый. Анатолий. Алипий,иконописец. Сисой, затворник. Феофил, затворник. Арефа, затворник. Спиридон, просфорник. Онисифор, исповедник. Симон, епископ Суздальский. Никон, игумен. Феофан, постник. Макарий, преп. Анастасий, диакон. Святые дванадесять мастеров зодчие церкви Печерския. Авраамий, затворник. Исаакий, затворник. Илия Муромец. Иоанн, младенец. Никон, сухой. Ефрем, епископ Переяславский. Тит, иеромонах. Евфросиния, княжна Полоцкая. Иулиания, княжна Ольшанская, и св. мироточивые главы числом тридесять, почивающие в Дальних пещерах, и будите нам помощники в жизни сей, во исходе души и будущем веце. Память их 23 сентября. Молите Бога о нас преподобний отцы Киево-Печерские, почивающие в Дальних пещерах. Моисей, чудотворец. Лаврентий, затворник. Иларион, схимник. Пафнутий, затворник. Мартирий, диакон. Феодор, князь Острожский. Афанасий, затворник. Дионисий, затворник. Феофил, епископ Новгородский. Зинон, постник. Григорий, чудотворец. Ипатий, врач и целебник. Лукиан, священномученик. Иосиф, многоболезненный. Павел, послушливый. Сисой, схимник. Нестор, некнижный. Памва, затворник. Феодор, молчаливый. Софроний, затворник. Панкратий иеромонах, затворник. Анатолий, затворник. Аммон, затворник. Мардарий, затворник. Пиор, затворник. Мартирий, затворник. Руф, затворник: в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Вениамин: по выходе из церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Феодор Студит в похвальном слове Феофану Исповеднику отметил его неискушенность в «утонченной мудрости», и ошибочность позиции в церковных спорах о браке императора Константина VI (780797). Труд писателя был высоко оценен Константином VII Багрянородным. Феофан Нонн (X в.) – вероятно, придворный врач, написавший по заказу Константина VII Багрянородного «Синопсис вкратце обо всем врачебном искусстве». В нем содержались различные сведения по медицине, извлеченные из трудов Оривасия («Синопсис»), Аэция из Амиды, Александра из Тралл и Павла Эгинского. 297 глав были посвящены различным лекарствам и их приготовлению как профессионалами, так и в домашних условиях. Однако автор не коснулся причин болезней, их описания и способов лечения. Феофану Нонну принадлежал также трактат «О диете», заказанный Константином VII. Феофил (годы правления 829842) – византийский император, который ввел обряд коронования василевса патриархом, а соправителя – с участием автократора. Воспитателем императора был видный идеолог иконоборческого движения Иоанн Грамматик. Византийские историки писали о Феофиле как о справедливом правителе и образованном человеке, изучавшем теологию, астрономию, естественные науки, историю, греческий и латинский языки. Он занимался рисованием и перепиской манускриптов, принимал участие в теологических дискуссиях. В период его царствования в Крыму была создана фема Климаты с центром в Херсонесе, чтобы противостоять не только угрозе со стороны хазар, но и стремлению Херсонеса к независимости. Феофил стремился найти союзников для совместных действий против арабов. С этой целью он отправил посольство в Трир к Лотарю I в 842 г., предложив руку своей дочери сыну короля Людовику. При Феофиле был сооружен комплекс зданий между дворцом, построенным Константином I, и хрисотриклинием. В глубине одного из них находился Мистерион, обладавший необыкновенным акустическим эффектом. В хрисотриклинии Магнаврского дворца были установлены различные механизмы (золотые платаны, органы, львы, поющие птицы, рифоны и др.), в изготовлении которых участвовал Лев Математик. Он же предложил Феофилу сконструировать две пары синхронно двигающихся часов, и установить их во дворце и в пограничной крепости Лулон на севере Тарса, чтобы предупреждать императора о событиях в пограничной с арабами области. Феофил назначил Льва Математика профессором школы, находившейся при церкви 40 мучеников севастийских. Он первым из императоров (следующими были Василий I, Лев VI, Константин VII Багрянородный) принял участие в пении сочиненных им музыкальных произведений, исполнявшихся в храме св. Софии. В годы правления Феофила врач Лев написал компилятивные сочинения «Общий обзор медицины» в 7 книгах и «Общий обзор о природе людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но именно в царствование христианина Вакии на царство гомеритов обрушились бедствия, а потому следует думать, что и церковь испытала скорби и потеря. Персидский царь Сапор второй, известный ненавистник христианства, оклеветываемого иудеями, по наветам их и своих магов, желавший истребить его в своих владениях и казнивший исповедников веры целыми тысячами, в 323 году переправился через персидский залив и покорил Багрейн и Оман, нещадно истребляя жителей. Дальнейшие следствия завоеваний Сапора неизвестны, но что они имели следствием упадок христианства, видно из того, что лет чрез 20 греческий миссионер, Феофил, не встретил между арабами ничего, кроме самого грубого язычества и фанатического иудейства; для политической жизни южной Аравии владение Сапора сопровождалось подчинением её царям абиссинским, которые и назывались несколько времени царями «Аксумитов и Гомеритов» 9 ; владетели гомеритские платили им дань. Около 326 года усердием Фрументия, первого епископа абиссинского, христианская вера сделалась господствующей в Абиссинии; что это обстоятельство было благоприятно для распространения св. веры и в стране Гомеритов, можно гадать не безосновательно. По крайней мере покровительственной властью христианам можно объяснить успех посланного Констанцием миссионера. Это был Феофил, уроженец индейского острова Диу, воспитанный, как заложник, в Константинополе, и потом монах, а пред отправлением и епископ. Филосторгий говорит 10 , что император Констанций, в видах распространения христианства, отправил его к народу Гомеритов, жившему в Аравии, близь океана, и называвшемуся некогда Савеями. Они наблюдали обрезание, обожали солнце, луну и демонов страны, между ними жило множество иудеев. Констанций для владетеля страны, в числе других подарков, назначил двести лучших лошадей каппадокийских и просил дозволения построить церкви для римлян, торгующих там, и для туземцев, которые обратятся в христианство ; с Феофилом и его спутниками послана была достаточная к тому сумма. Несмотря на казни и упорство евреев, сильных в той стране, посольство имело великий успех: царь гомеритский обратился к св. вере и построил три церкви, не на счет императора, а на свой. Первую создал он в столичном своем городе Дафаре, другую – в Адане или Адене, где жило множество римских торговцев, третью – в Ормузе, на острове при входе в персидский залив. Феофил освятил сии церкви и сделал все, что нужно было для благолепия их и приличного в них богослужения. Отсюда чрез Чермное море ходил он с письмом Констанция и в Эфиопию, где тогда царствовали два родные брата, уже христиане. Посольство Феофила относят одни к 344 году по Р. Хр., а другие к 356 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010