320 Vie de Chrysostome par George d " Alexandrie/Douze récits byzantins sur saint Jean Chrysostome. Bruxelles, 1977. P. 142. 321 Ibid. P. 144–145. Георгий Александрийский относит составление Златоустом комментариев к посланиям апостола Павла к Константинопольскому периоду, тогда как большая их часть относится ко времени служения Иоанна Златоуста в Антиохии. (Baur Ch. Op. cit. V 1. P. 303, n. 48). 328 Homiliae in Epistolam primam ad Corinthos/PG 61, 9–380; Homiliae in Epistolam secundam ad Corinthos/PG 61, 381–610. 330 В этой гомилии святой, обличая жестокость нравов царящую в городе, говорит: «И это делается в Антиохии, где верующие первые стали называться христианами». (PG 61, 178–179). 333 Homiliae in epistolam primam ad Thimotheum. Homiliae in epistolam secundam ad Thimotheum/PG 62, 501–662. На антиохийский период создания этого толкования указывает похвала инокам, живущим в монастырях в окрестностях города. В окрестностях же Константинополя было мало монастырей. Кроме того, Златоуст здесь упоминает те темы, о которых часто говорил в других своих проповедях антиохийского периода: о гаданиях, ворожбе, приметах. (Архиеп. Филарет (Гумилевский) . Указ. соч. С. 207, прим. 101). 334 Homiliae in epistolam ad Titum/PG 62, 663–700. В толковании на послание к Титу упоминается знаменитое антиохийское предместье Дафна, а также иудействующие антиохийские христиане. ( Филарет (Гумилевский) , архиеп. Указ. соч. С. 208, прим. 102). 342 Smothers E.R. Toward a Critical Text of the Homilies on Acts of St. John Chrysostom//Studia Patristica. Berlin, 1957. 1. P. 53–57; Казенина-Пристанскова E.T. Указ. соч. С. 125. 343 Homiliae in epistolam primum ad Thessalonicenses. Homiliae in epistolam secundum ad Thessalonicenses/PG 62, 391–500. Баур, однако, замечает, что точная дата их создания не установлена. (Baur Ch. Op. cit. V 2. P.1. P. 93.) С другой стороны, архиеп. Филарет не сомневается во времени создания этих гомилий. Он относит их к 402 году, когда Феофил Александрийский начал активные действия по низложению Златоуста с кафедры. Он приводит слова Златоуста из этих гомилий, которые, с его точки зрения, Златоуст относит к враждующим против себя: «Жестокий и сильный у нас враг [...]. Против нас сильнее ополчается диавол, так и на войне бывает, что противник прежде всего старается низвергнуть управляющего войною».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В Прологе под этим числом рассказывается, что «черноризец» некий, именем Серапион, обратив на путь истинный блудницу, привел ее в монастырь и сказал игуменье: «приими сестру сию и не даждь на ню епитимию». Значит, несправедливо утверждают раскольники-безпоповцы, что епитимия составляет необходимую принадлежность таинства покаяния. 3 . Мчч.: Акепсимы еп., Иосифа пресвитера, Анфала диакона, Аттика, Агапия, Евдокия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и иже с ними; обновление храма великомуч. Георгия, иже в Лиде; пр. Акепсимы, св. Спандулии. 4 . Прп. Иоанникия Вел., мч. Никандра. еп. Мирского, и Ермея пресвитера. Прп. Иоанникий Великий был родом из Вифинии. При Льве, сыне Копронима, воинствовал в ексубиторах и воевал с Болгарами. По окончании войны, отрекся от мира и удалился на Олимп. Преставился в 846 году, имея от роду 94 года. 5 . Мчч.: Галактиона и Епистимии; преставление свт. Ионы, архиеп. Новгор. чудотв.; свв. апп. (от 70-ти): Патрова, Ерма , Лина, Гаия и Филолога; свт. Григория, архиеп. Александрийского. Св. Патров епископствовал в Неаполе и Путеолах, Ерм ( Рим.16:14 ) в Филиппове; Лин ( 2Тим.4:21 ) в Риме, Гаий ( Рим.16:23 ) в Ефесе со св. Тимофее, Филолог ( Рим.16:15 ) в Синопии. Мч. Галактион († 251 г.) крестил жену свою Епистимию († 251 г.), но потому, что не было ни священника, ни епископа, которые могли бы совершить крещение. 6 . Свт. Павла, архиеп. Константинограда, исповедника, прп. Варлаама Хутынского, Новгор. чудотв.: прп. Луки: мцц.: Текусы, Александры, Клавдии, Матроны и проч.; прп. Луки, иконома Печерского. 7 . Свв. ученик тридесяти и трех, иже в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Логгина, Феодора, Валерия, Ксапфия, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрихия, Антипы, Фемения, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита; прп. Лазаря чудотв., в Галисистей горе постившегося; мчч.: Мелисиппа и Касинии и сына их Антонина; Авкта, Тавриона, Фессалоники и Феодота корчемника.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

1240 Этот отрывок – косвенное заимствование из «Диалога» Палладия; «Разве не было более понуждающим к ссоре то, – пишет Палладий, – что, обвинив его перед благочестивыми епископами, он сказал: “Брат Иоанн, заметил ли ты, что сделал я то или то?”, и что Иоанн, оправдываясь, ответил, что он не знает, о чем тот говорит?» (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 79.) Феофил обвинял св. Иоанна Златоуста , что тот принял в евхаристическое общение низложенных им нитрийских монахов. Св. Иоанн этого не делал. (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 85.) 1241 Со слов «Феофил же послал» и до слов «против ариан» – заимствование из «Церковной истории» Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 251–252.) 1243 Фраза «Он подружился с Епифанием, блаженнейшим епископом Констанции на острове Кипр» – несколько измененное заимствование из Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 252.) 1245 Далее, до конца главы заимствование из «Церковной истории» Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 252.) 1246 С начала главы я до слов «обыкновение проповедовать» – заимствование из «Церковной истории» Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 252.) 1250 Празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня во времена св. Иоанна Златоуста совершалось на второй день после Пасхи. На 14 (27) сентября оно было перенесено во времена императора Ираклия. (См.: Филарет. (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. M., 1996. Т. 2. С. 207, прим. 99.) 1251 Эти евангельские слова относятся к царю Ироду, по приказанию которого был казнен св. Иоанн Креститель. Агиограф намекает на аналогию между Иродом и безвольным императором Аркадием и императрицей Евдоксией и Иродиадой, которая заставила Ирода казнить Иоанна Крестителя. Св. Иоанн Златоуст уподобляется Иоанну Крестителю. Аналогия между Иоанном Крестителем и  Иоанном Златоустом проводится в «Житии» Псевдо-Мартирия Антиохийского. (См.: Псевдо-Мартирий Антиохийский. Житие.../Наст. изд. С. 180.) Эта аналогия свидетельствует о том, что данная параллель существовала в среде сторонников Златоуста, однако его врагами она использовалась для клеветы на святого, что нашло отражение в «Церковной истории» Сократа, выражавшего позицию партии противников Златоуста. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 260–261.) Таким образом точка зрения враждебной Златоусту партии косвенно оказывает влияние и на «Житие» Георгия Александрийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкования на Новый Завет. Спб., 1911, С.445. Там же, с.446. То же у св. Иоанна Златоуста: Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам.20, 4//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.10. Кн.1, Спб., 1904, с.194. «Но я не хочу, говорит апостол, чтобы вы были в общении с бесами (1 Кор.10, 20): не может быть одной и той же и спасаемых пища, и гибнущих. Должно, следовательно, от участия в этих похоронных бражничаньях устраняться – не из страха, потому что нет в них никакой тайной силы; но для охранения чистоты нашей совести, которая свята; из-за отвращения к демонам, которым те бражничанья посвящены, мы должны их гнушаться. И, кроме того, не должны мы принимать в них участия ради тех людей, которые по своему легкомыслию многое в дурную сторону перетолковывают, и совесть их, будучи немощна, оскверняется (1 Кор.8, 7). Пища не приближает нас к Богу (1 Кор.8, 8). Не то, что входит в уста, говорит Спаситель, оскверняет человека, но то, что выходит их уст, оскверняет человека (Мф.15, 11). Таким образом, употребление в пищу разного рода кушаний безразлично. Едим ли мы, говорит апостол, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем (1 Кор, 8, 8). Но непристойно в трапезе, демонам посвященной, принимать участие тем, которые удостаиваются питания Божественного» (Климент Александрийский. Педагог. М., 1996, с.119). Там же, с.450. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам.20, 2//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.10. Кн.1, Спб., 1904, сс.190-191. Там же. С.129. Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкования на Новый Завет. Спб., 1911, с.460. свт. Феофан Затворник. Творения. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к коринфянам. М., 1998, с.307. Преп. Ефрем Сирин. Толкование на 1 Послание к Коринфянам//Творения. Ч.7. Сергиев Посад, 1900, сс.77-79 и 84-86. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам.20, 1//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.10. Кн.1, Спб., 1904, с.187. «Апостол повелевает покупать и вкушать все, что продается на рынке (1 Кор.10)… Если он говорит римлянам „ядущий да не осуждает не ядущаго и неядущий да не осуждает ядущего“ (Рим.14, 3), то не утверждает равного значения поста и пресыщения, но говорит против тех, кои уверовав во Христа, еще иудействовали, и уверовавших из язычников увещевает, чтобы своей пищей они не соблазнили их, бывших еще слишком слабыми в вере… Ибо бывшим еще нетвердыми в вере и считавшим одни мяса чистыми, а другие нечистыми повелевается есть овощи; более же твердые в вере признавали все мяса одинаковыми» (блаж. Иероним Стридонский. Две книги против Иовиана//Творения. ч.4. Киев, 1880, сс.255-256).

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

1229 Имеется в виду нападение Феофила на монастыри Нитрийской горы с помощью военной силы, предоставленной префектом Александрии. 1230 Имеются в виду нитрийские монахи, обвиненные в ереси оригенизма. Об этом рассказывается во включенном в главу заимствование из Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 247–249.) 1231 Большая часть этой главы, за исключением приведенного отрывка, заимствована из 7 и 8 глав «Диалога» Палладия и 7 главы «Церковной истории» Сократа. 1233 Далее следует текст письма императора. В «Житии» Георгия Александрийского находятся пять писем, написанных от лица императора Аркадия, императрицы Евдоксии, императора Гонория, папы. Иннокентия, епископа Феофила. Баур утверждает, что источником, из которого были заимствованы тексты этих писем, является «Житие Иоанна Златоуста » Феодора Тримифунтского, в котором их содержится одиннадцать. Он считает, что эти письма были либо составлены самим Феодором, либо, в свою очередь заимствованы из какого-то более раннего источника. (См.: Baur Ch. John Chrysostom and His Time. V. 1. P. XXXIII.) 1235 Далее следует переписка императора Аркадия с папой Иннокентием и императором Гонорием по поводу созыва собора для суда над Феофилом. Ни у Палладия, ни у Сократа, ни у Созомена не существует указания на то, что на этот собор были приглашены представители Рима. 1238 Пять западных епископов: Хроматий Аквилейский, Венерий Медиоланскнй, Эмилий Веневентский, Гавденций Брешийский и Кифигий, а также римские пресвитеры Бонифатий и Валентин упоминаются Палладием в начале 4 главы «Диалога». (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 69.) Однако Палладий упоминает о них в связи с так называемым римским посольством, посланным в Константинополь после второго низложения Златоуста с целью созыва вселенского собора, который должен был беспристрастно рассмотреть дело Златоуста. Перед нами пример того, как легенда, используя подлинный исторический факт, трансформирует его. 1239 Со слов «до Феофила дошел ложный слух» и до слов «низложить с престола» – заимствование из «Церковной истории» Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 251.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

И все слушающие изумлялись, говоря, что он достоин управлять престолом царственного града, И еще сильнее было выражено желание императора и всех остальных относительно него, и они рассуждали, каким образом привести его. Тогда император решил написать комиту Антиохии послать его к нему тайно ото всех и от самого Иоанна, чтобы не произвести беспорядка в городе 1168 . Комит 1169 , получив письмо императора, просит Иоанна быть вне города у мартирия вблизи ворот, называемых романскими. И когда он взошел на общественную колесницу, передает его посланному вместе с солдатом магистра евнуху. Когда они приблизились к городу, императору было объявлено о его прибытии, и он в тот же час приказывает, чтобы навстречу ему собрался весь синклит, первенствующие люди города и клир и ввели его со всеми почестями в церковь . Тогда все, слышав о нем, ревностно вышли и встретили его за шесть миль до города. Ибо все желали видеть его 1170 . А Император приказал, чтобы он находился в епископском доме и о нем заботились вплоть до хиротонии. По приказу императора для того, чтобы хиротония была достойна доверия, прибыли и мно­гие другие епископы и епископ Александрии Феофил, который приложил старание 1171 , чтобы уничтожить славу, приблизившуюся к нему благодаря его образу жизни и непреклонности в дерзновении. Он поступил таким образом, поскольку у него был обычай 1172 не рукополагать разумных, если только в чем-либо он не ошибется, желая властвовать над ними как над неразумными, полагая, что лучше управлять ими, чем слушать умных, если только, вольно или невольно, он не побеждается Промыслом Спасителя. Притом он спешил, поскольку для епископской хиротонии он имел при себе некоего пресвитера Исидора. Ибо Феофил его весьма любил 1173 , поскольку тот претерпел за него одно опасное предприятие, о котором здесь будет рассказано. Когда император Феодосий сражался с тираном Максимом, Феофил, послав императору подарок через этого Исидора, вручил ему два письма, повелев преподнести и дар и грамоту победителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Итак, [папа], получив оба эти письма, не связанные друг с другом, ждет от императора Аркадия следующего письма, которое возвестило бы им о прибытии остальных епископов, чтобы подготовить тех, кто должен отправиться: в Константинополь, дабы римляне, поскольку другие епископы не имели нужды в путешествии по морю, не тратили бы времени в Константинополе. Приняв такое решение, папа Иннокентий сразу же посылает письма епископам Италии и Галлии, среди которых были Хроматий Аквилейский, Венерий Медиоланский, Эмилий Веневентский, Кифигий и Гавденций, епископы Галлии, приказав им нисколько не медля готовиться к поездке в Константинополь, чтобы, когда они получат второй ответ, это не было бы для них неожиданным. То же самое он поручает Валентину и Бонифатию, пресвитерам Римской Церкви 1238 . Однако император Аркадий больше не намеревался писать им об этом. Но, хотя он не знал того, что они решили, он, тем не менее, ожидал их прибытия. Однако они тогда в Константинополь не прибыли.  40. Феофил склоняет на свою сторону Епифания Кипрского . Когда дела обстояли таким образом, до Феофила дошел ложный слух 1239 , что Иоанн принял монахов в евхаристическое общение и готов оказывать им покровительство. И он всячески старался не только защититься от Диоскора и Исидора, но и Иоанна низложить с престола. Но, хотя Феофил сделал вид, что виноваты клирики, на самом деле он исполнил лишь веление собственного гнева. Ибо было ли делом дружбы сказать с упреком в присутствии благочестивых епископов: «Брат Иоанн, заметил ли ты, что ты совершил это?», чтобы Иоанну пришлось бы или оправдываться, что он не в курсе дела, или просить прощения, если он вообще сделал по отношению к ним то, в чем его обвиняли 1240 . Феофил же послал 1241 по городам послания к епископам, скрыв свое истинное намерение, порицая, разумеется, одни лишь книги Оригена , с помощью которых еще раньше часто свидетельствовал свою веру Афанасий 1242 в словах, сказанных против ариан. Он подружился с Епифанием, блаженнейшим епископом Констанции на острове Кипр 1243 , мужем святым, возглавляющим церковь тридцать шесть лет, известным во времена Дамаса и блаженного Сирика 1244 , сочинителем книги о еретиках, хотя раньше он спорил с ним из-за того, что Епифаний не придерживался учения Ориге­на, а отвергал его 1245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

30. Св. священномуч. Григория Великия Армении (Вас.) Свв. мучч. жен Рипсимии и Гаианы и дружины их (Вас.). Октябрь 1. Св. ап. Анании (близко к Вас.). Пр. Михаила, игумена Зовийского (Вас.). Пр. Романа (Вас.). Св. муч. Домнина (Вас.). Покров Пресв. Богородицы ( Слово на Покров. Оно в Печ.). 2. Свв. мучч. Киприана и Иустины (Вас.). Пр. Феофила исповедника (Вас ). 3. Св. священномуч. Дионисия ареопагита (Вас.). Св. священномуч. Дионисия александрийского . 4. Св. Иерофея (Вас.). Мучч. Адавкта и Калисфены (Вас.). Св. муч. Дометия персянина (Вас.). Пр. Аммона египтянина (Вас.). Муч. Петра капетолийского (Вас.). Пр. н. Павла простого (Вас). Св. Дионисия, архиеп. александрийского (Вас., а Печ. 5 окт.). Мучч. Гаия, Фавста, Евсевия и дружины (Вас. кроме конца). Во многих экземплярах не все сии памяти, но все в 1146 и Соф. 5. Св. муч. Мамелхфи (Вас.). Св. муч. Харитины (Вас.). Во 2 ред. Св. Дионисия алекс. (Вас. и 1 ред. 4). 6. Св. ап. Фомы ( особое сказ. далеко от Вас.). Пр. о. н. Никиты ( особое сказ. Вас. много изменено и дополнено). 7. Свв. мучч. Сергия и Вакха (Вас.). Св. муч. Пелагии (Вас.). 8. Св. Пелагии блудницы (Вас.). Св. муч. Пелагии другие при Нумериане (Вас.). 9. Св. ап. Иакова Алфеева (Вас.). Свв. мучч. Иувентина и Максима (Вас.). Св. Поплии (Вас.). Св. Дорофея, еп. тирского (Вас., в Печ. 5 июня). Св. Флорентия и Диоклитиана. Пр. Авраама и Лота. Свв. мучч. Анны, Елисавы и дружины их. Свв. мучч. Стратоника и Селевкия подружия его, яже рожество имеяста от Антиохия. Пр. о. н. Петра в чудесех дивного, лежащего в монастыре св. муч. Фоки. Св. муч. Никодима (239 Пикомида). Св. Петрониллы, дщери св. ап. Петра. Во 2 ред. об Аврааме слово. 10. Свв. мучч. Евлампия и Евлампии (Вас.). Пр. о. Вассиана (Вар.). Пр. о. н. Иакова постника (Вас.). Во 2 ред. св. муч. Феотекна ( особое сказ., оно и в печ. Слав. прологе). 11. Св. ап. Филиппа (Вас.). Пр. Зинаиды и Филониллы (Вас. +). Память 7 вселенского собора (Вас. 12). Архиеп. константин. Арсакия, Нектария, Аттика и Сисиния. Во 2 ред, пр. Феофана, творца канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

8 мая. Был заслушан доклад участников посольства к папе Вигилию о посещении его 6 мая. Папа вновь отказался принять участие в работе Собора, мотивируя отказ малым числом зап. епископов и ссылаясь на невыполнение обещания пригласить др. епископов из Италии. Папе Вигилию было замечено, что император такого обещания не давал, а зап. епископов в К-поле и так достаточно; ему также напомнили, что и на прежних Вселенских Соборах представители Запада всегда составляли меньшинство. Др. требование папы, касавшееся «равного представительства», вызвало протест со стороны участников посольства как противное церковным правилам, т. к. при этом игнорировалось бы огромное число епископов. По их мнению, принцип равенства можно было бы соблюсти только в том случае, если бы каждый из 5 Патриархатов был представлен равным числом делегатов (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 24-27). Обо всем этом было доложено императору, к-рый отправил 7 мая к папе новую делегацию, состоявшую из 4 высших сановников и 12 епископов. Их сообщение о переговорах также было заслушано Собором. Папа и на этот раз отказывался явиться и просил отсрочки в 20 дней для объявления собственного решения в отношении «Трех Глав» (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 27-28). В конце заседания был поставлен вопрос об отсутствии епископов Примасия (из пров. Бизацена в Сев. Африке), Сабиниана, Проекта и Павла (из Иллирика). К ним были направлены делегации, сообщившие об их отказе участвовать в Соборе: Примасий ссылался на отсутствие папы, а иллирийские епископы - их архиеп. Бенената. Собор постановил отложить на время рассмотрение дела еп. Примасия «на основании церковного предания», а иллирийским епископам указать, что Бененат пребывает в общении и согласии с участниками Собора (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 29-31; ДВС. Т. 3. С. 311-312). 3-е деяние 9 мая (такую датировку принимают, следуя краткой редакции; по пространной редакции - 12 мая). Участники Собора, прежде чем начать исследование дела о «Трех Главах», определили, следуя во многом зачитанному в 1-м деянии «Определению» св. Юстиниана ( Hefele, Leqlercq. Hist. des conciles. Vol. 3 (1). P. 84), основные принципы своей работы - придерживаться решений четырех Вселенских Соборов и учения св. отцов: святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Прокла К-польского, Льва Великого, блж. Августина, еп. Илария Пиктавийского, архиеп. Феофила Александрийского, принимая все, что «они изложили о правой вере и об осуждении еретиков» (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 37; ДВС. Т. 3. С. 314). 4-е деяние

http://pravenc.ru/text/155498.html

Авва Евагрий мирно скончался в своем пустынном уединении около 399 года, в кругу преданных учеников. Через год после кончины Евагрия, в 400 году, разразился так называемый оригенистический кризис, вызванный тем, что архиеп. Феофил Александрийский созвал Поместный Собор и открыл гонение на учение Оригена и на его подлинных и мнимых приверженцев среди образованной части египетского монашества. Трудно сказать, чем были вызваны такие действия архиеп. Феофила: убеждениями или выгодами церковной политики? По крайней мере, раньше он был умеренным оригенистом и искал поддержки среди той части монашества, на которую обрушил гонения. Результатом оригенистического кризиса стало то, что более половины иноков покинуло пустыню Келлий. Именно в этот период на защиту пятидесяти египетских монахов, прибывших в Константинополь, встал свят. Иоанн Златоуст , не нашедший у монашествующих заблуждений Оригена . Но как бы то ни было, Поместный Александрийский Собор вынес осуждение оригенистам, к коим, в принципе, мог быть причислен и авва Евагрий, хотя соборных документов, подтверждающих этот факт не имеется. Несмотря на то, что в сохранившихся сочинениях Евагрия нет ни одной ссылки на Оригена , Евагрий действительно принадлежал к довольно мощной в то время философско-богословской оригенистической традиции. За что и поплатился. Последнюю точку в трагедии Евагрия (другой термин для обозначения его жизненного пути трудно найти) поставил Пятый Вселенский Собор 553 года, осудивший Оригена и оригенистов, к числу коих, на этот раз уже с указанием имени, был отнесен и Евагрий. Бесспорно, что оригенистические заблуждения Евагрия совершенно справедливо были анафематствованы Вселенским Собором, но сам он, как умерший в мире с Церковью, не заслуживал ли помилования? В VI веке Церковь , руководствуясь текущими полемическими и пастырскими задачами, ответила на данный вопрос отрицательно. В этом же отрицательном ключе высказывались некоторые отцы последующего времени, в основном, представители аскетической традиции Палестины: преподобные Варсонофий Великий, Иоанн Пророк, Иоанн Лествичник , блаж. Иоанн Мосх .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010