архим. Иов (Гумеров) Соборные послания Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2: Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Творения святых отцов Соборное послание Иакова Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64. col. 1039–1052. Этот комментарий на Послание Иакова помещен в конце всех писаний свт. Иоанна Златоуста , в Прибавлениях. Толкование не слишком пространное, последовательно объясняется стих за стихом, обнимает все Послание Иакова. Кирилл Александрийский , свт. PG 74. col. 1007–1012. Толкование на отдельные стихи Послания Иакова. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125. col. 1133–1190. Доступен в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 165–191. Довольно подробный, последовательный комментарий на все Послание Иакова. Первое соборное послание Петра Дидим. PG 39, col. 1755–1772. Подробные комментарии Дидима Александрийского на 1 Петр: сохранились по большей части в латинском переводе с греческих схолий. У Миня приводится латинский текст по изданию Frederick Luck, Gottingen. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64, col. 1053–1058. Краткий комментарий на 1 Петр помещен Минем в Прибавлениях к Творениям свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. А. Сгатег’а. Кирилл Александрийский , свт. PG 74. Комментарий на избранные стихи из 1 Петр. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125–126. Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 191–222. Подробный, последовательный комментарий на все 5 глав Первого послания Петра. Десницкий А. С. Что и кому Христос возвещал в «в темнице»? (Интерпретация 1Петр 3. 19 ) Второе соборное послание Петра и Послание Иуды Климент Александрийский , свт. PG 9, col. 731–734. Очень краткий комментарий на Соборное послание Иуды, только на латинском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

архим. Иов (Гумеров) Послание к евреям Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2: Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Творения святых отцов Зачала из Послания к евреям с древних пор читаются в церкви за богослужением. По этой причине толкователи, преимущественно восточные, уже с IV в. обращают на него свое внимание. В настоящее время известны следующие святоотеческие толкования на Послание к евреям: Ефрем Сирин , при. Творения. В 8 т. Т. 7. Толкование на Послания ап. Павла. Сергиев Посад, 1995. Григорий Нисский , сет. О жизни Моисея. М., 1999. С. 68–73. Ч. II: Взгляд на жизнь Моисееву: о нерукотворенной и земной скинии. Евсевий Памфил , еп. Церковная история. М., 1993. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG, 59 col. 63–64. Имеется в русском переводе. Свт. Иоанн Златоуст . Полное собрание творений. Т. XII. Кн. 1. М.: Радонеж, 2004. С. 5–281. Последовательные, очень подробные толкования на все 13 глав Послания к евреям изложены Златоустом в форме бесед на богослужебных собраниях. Записаны и изданы уже после смерти святителя неким Константином, пресвитером антиохийским. Кирилл Александрийский , свт. PG 74, col. 953–1006. Довольно пространные толкования на отдельные стихи Послания к евреям. Феодорит Кирский , блж. PG 82. Есть в русском переводе. Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. XII. Творения блж. Феодорита , епископа Киррского. М.: Паломник, 2003. С. 502–575. Постишный комментарий на все 13 глав Послания к евреям. Иоанн Дамаскин , прп. PG 95, col. 929–998. Последовательное толкование на все 13 глав Евр. Комментарии довольно краткие, по одному-два предложения на каждый стих Послания. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125. Доступен в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. Спб., 1911. С. 903–1020. Последовательный комментарий на все 13 глав послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР СТРАННОПРИИМЕЦ [греч. Ισδωρος Ξενοδχος], прп. (пам. визант. 21 дек.; пам. зап. 15 янв.), пресв. Александрийский (IV в.). Основным источником сведений об И. С. являются «Лавсаик» и «Диалог с Феодором, римским диаконом, о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского», написанные Палладием , еп. Еленопольским. Палладий познакомился с И. С., управлявшим странноприимным домом («пресвитер Исидор, странноприимец Александрийской Церкви»), в 388 г. в Александрии. И. С. происходил из богатого семейства, но раздал все свое имущество бедным, препоручил сестер Христу, после чего удалился в Нитрийскую пустыню, где прожил много лет, ведя отшельнический образ жизни. Спустя неск. лет Палладий посетил в Нитрии келлию, где ранее подвизался И. С. По свидетельству Палладия, И. С. отличался кротостью, человеколюбием, хорошо знал Свящ. Писание и церковные догматы. Несмотря на тучность, И. С. был крайне воздержан в пище. Палладий видел, как И. С. плакал во время общей трапезы и, спросив И. С. о причине его слез, узнал, что И. С. стыдится вкушать обычную пищу после открытой ему в видениях нетленной снеди, к-рой насыщаются души в раю ( Palladius. Lausiac. § 1). В 341 г. И. С. сопровождал в Рим свт. Афанасия I Великого , рукоположившего его во пресвитеры. Эта поездка относится ко времени 2-го изгнания свт. Афанасия, длившегося до 346 г. Видимо, вместе с ним И. С. возвратился в Египет. В «Лавсаике» говорится, что 2-й раз И. С. побывал в Риме в 384 г. вместе с еп. Димитрием. Как уточняет Сократ Схоластик , он был послан Александрийским архиеп. Феофилом I (384-412) для примирения папы Дамаса I со свт. Флавианом I , архиеп. Антиохийским ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 15). Из «Диалога... о житии Иоанна Златоуста» следует, что эта миссия была предпринята после поездки И. С. в Антиохию, откуда он вернулся с Акакием Беройским и привез общительные грамоты архиеп. Феофилу от архиеп. Флавиана. Общение Александрийской и Антиохийской кафедр было нарушено в 362 г., когда свт.

http://pravenc.ru/text/674920.html

Автор Похвального слова не приводит к.-л. сведений о жизни М. Т. до епископства. Его образ характеризуется традиц. агиографическими чертами (нестяжательство, прозорливость, чудотворения). Часть описываемых событий, происходящих в Египте, представляется вполне правдоподобной, напр. деятельность М. Т. по разрушению языческих храмов (в частности, идола по имени Кофос - см.: Frankfurter. 2007); она носила целенаправленный характер уже во времена Александрийского архиеп. Феофила I (384-412), но неизвестно, чтобы кто-то кроме М. Т. ставил себе задачей предать огню не только капище, но и его служителя-жреца. Агиограф изображает М. Т. как единственного егип. архиерея, не откупившегося от посланников имп. Маркиана и отправившегося по его повелению с Диоскором в К-поль (согласно греч. источникам, Диоскора сопровождали 19 епископов). По прибытии в столицу М. Т. сначала не был допущен во дворец из-за нищенского одеяния, которое добровольно носил, но потом вместе с Диоскором присутствовал на аудиенции у императора, хотя и не мог участвовать в их разговоре за отсутствием переводчика, поскольку не владел греческим языком. Это уникальное сообщение о «конференции» в имп. дворце с участием М. Т. и Диоскора накануне Халкидонского Собора еще в кон. XIX в. привлекло особое внимание исследователей. Э. Ревийу считал ее реальным событием, сведения о к-ром сохранились только в копт. традиции, но В. В. Болотов убедительно доказал апокрифичность рассказа. Отсутствие М. Т. на Халкидонском Соборе агиограф объясняет тем, что Диоскор узнал о готовившемся на епископа покушении и отослал его в Египет. После окончания Собора в Александрию прибыл посланник императора с требованием к епископам подписать Томос свт. Льва I Великого. Когда М. Т. отказался, посланник так сильно его ударил, что тот скончался на месте. По другой версии, отраженной в «Книге Соборов» Севира ибн аль-Мукаффы, еп. Эль-Ашмунейна (X в.), и в копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.), М. Т. вместе с Диоскором был сослан в Гангры и уже оттуда Диоскор направил его в Александрию, предрекая ему мученическую кончину.

http://pravenc.ru/text/2561464.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРК ПУСТЫННИК [Греч. Μρκος Ερημτης] (Марк Подвижник, Марк Отшельник, Марк Монах, авва Марк) (1-я пол. V в.- после 430), прп. (пам. 5 марта), автор аскетических и догматико-полемических сочинений. Житие Биографические сведения о М. П. скудны и основываются на упоминаниях позднейших авторов. О егип. происхождении М. П. говорит заглавие его сочинений в древнейшей сир. рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 12175, датированной 533-534 гг., где М. П. именуется «Египетский». Георгий Амартол (IX в.) трижды упоминает М. П. в своей «Хронике» ( Georg. Mon. Chron. Vol. 1. P. 103-104; Vol. 2. P. 593, 599), называя его учеником свт. Иоанна Златоуста наряду с другими персоналиями, жившими в нач. V в. Никифор Каллист Ксанфопул (нач. XIV в.) в «Церковной истории» ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 30//PG. 146. Col. 1157A, 1256CD) также говорит о М. П. как об ученике свт. Иоанна Златоуста и приводит подробности, независимые от сообщения Георгия Амартола и, возможно, восходящие к не сохранившемуся до настоящего времени источнику ( Durand. Introd. 1999. P. 22-23). Сир. писатель Фома Маргский (IX в.) в «Книге глав» сообщает о некоем Макарии, который противостоял ереси мелхиседекитов во время управления Александрийской кафедрой архиеп. Феофилом I († 412) ( Budge E. A. W. The Book of Governors: The Historia Monastica of Thomas, Bischop of Margâ, AD 840. L., 1893. Vol. 1. P. 52-53). Ввиду схожести написания имен Макарий и Марк в сир. консонантном письме, а также наличия в корпусе сочинений М. П. Слова против мелхиседекитов О. Хессе предложил считать данное сообщение касающимся М. П. и относить деятельность преподобного к 385-412 гг. ( Hesse. 1967). Поскольку в сочинениях М. П. присутствует антинесторианская полемика, принято датировать его кончину после 430 г. М. П. в агиографии и гимнографии В некоторых рукописях сочинения М. П. предваряются Житием, в к-ром он отождествляется с егип. аскетом Марком Келлиотом, упоминаемым в «Лавсаике» Палладия , еп.

http://pravenc.ru/text/2562270.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕКТАРИЙ [Пелопидис (в научной лит-ре иногда Полиподис), Критянин; греч. Νεκτριος Πελοπδης (Πολυπδης) Κρς] (1601/02, близ Хандакса, Крит - 5.07.1676, Иерусалим), патриарх Иерусалимский (7 апр. 1661 - 19 янв. 1669), выдающийся церковный деятель, писатель. Жизнь В миру носил имя Николай. Род. в маленькой критской деревне близ г. Хандакс (Кандия; ныне Ираклио). Крит, пребывавший до сер. XVII в. под венецианским владычеством, был одним из основных культурных и интеллектуальных центров поствизант. мира. Выходцы с острова играли видную роль в церковной жизни, особенно соседней Александрийской Православной Церкви и Екатерины великомученицы монастыря на Синае . Первоначальное образование Н. получил у иером. Мелетия (Макриса), учителя в синайском метохе в Хандаксе. В возрасте ок. 20 лет вступил в число братии Синайского мон-ря и со временем выдвинулся там на ключевые роли. В сер. 40-х гг. XVII в. Н. находился в Афинах и на Пелопоннесе, где собирал милостыню на нужды обители. В тот период он сблизился с Феофилом Коридаллевсом († 1646; см. Феодосий Коридаллевс , митрополит Навпакта и Арты), видным греч. богословом того времени и сторонником церковной политики патриарха Кирилла I Лукариса . Синайский мон-рь, почитаемый во всем христианском мире и располагавший большим количеством имений в Вост. Средиземноморье, стремился к тому, чтобы считаться самодостаточным духовным центром, равнозначным соседним Патриархатам. Консолидации синайской братии способствовало преобладание критян в руководстве обители и среди насельников. Политика синаитов периодически приводила к столкновениям с главами соседних Поместных Церквей. Так, синайские монахи вели богослужение на своем каирском подворье, привлекая прихожан и лишая т. о. доходов Александрийских патриархов, тщетно пытавшихся запретить эту практику. На этой почве Синайский архиеп. Иоасаф (1617-1660) вступил в острый конфликт с Александрийскими первосвятителями Никифором Кларонцаном (1639-1645) и Иоанникием (1645-1657). По настоянию главы Александрийской Церкви вост. патриархи неск. раз низлагали Иоасафа и отлучали от Церкви его приверженцев (дек. 1646, янв. 1648), в число к-рых входил и Н., выступавший как доверенное лицо Синайского епископа в контактах с иерархами.

http://pravenc.ru/text/2564876.html

Основными источниками о жизни Е. К. являются его собственные сочинения ( Epiph. Adv. haer. 26. 17-18; 30. 5-8; 39. 1; 40. 1; 72. 4; 77. 2, 20, 22-24; Ep. Ioan. Hieros.; Ep. Hieron.), отдельные замечания к ним в рукописях (напр., анонимное предисловие к «Анкорату» - Epiph. Ancor. Synopsis//GCS. Bd. 25. S. 1), свидетельства современников: архимандритов Акакия и Павла (Ep. ab Acacio et Paulo//Ibid. S. 153-154), свт. Василия Великого ( Basil. Magn. Ep. 258), блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 114; Ep. 57. 1-2; 82. 4, 7-8; 108. 6-7, 21; 127. 7; Contr. Ioan. Hieros. 4-14; 39-44; Adv. Rufin. 1. 16; 2. 13, 21-22; 3. 22-23), Феофила , архиеп. Александрийского ( Theoph. Alex. Ep. Epiph.; Ep. synod. Palest. et Cypr.; Ep. Hieron.= Hieron. Ep. 113), Палладия Еленопольского ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16-17), церковных историков Сократа Схоластика ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 24; VI 10, 12, 14-15) и Созомена ( Sozom. Hist. eccl. VI 32; VII 27; VIII 14-15). Существуют также 2 Жития Е. К. 1-е (пространное - Vita S. Epiphanii//PG. 41. Col. 23-116; Dindorfius. 1859. Vol. 1. P. XXXV-XXXVI, 3-77), хотя и приписывается ученикам Е. К.- Иоанну и Полибию, в действительности написано гораздо позже чиновником из Констанции, опиравшимся на сочинения Е. К. (напр.: Epiph. Adv. haer. 67), «Церковную историю» Созомена и добавившим множество вымыслов и легенд ( Fabricius. 1802. P. 255; Nautin. 1963. Col. 617); заслуживающими доверия считаются лишь первые 8 глав, касающиеся юных лет Е. К. (см.: Bigham. 2007. P. 122-125). 2-е (краткое - Dindorfius. 1862. Vol. 5. P. V-XXVII) во многом зависит от 1-го и потому также включает как достоверные, так и недостоверные данные. Нек-рые биографические сведения содержатся в изречениях Е. К., сохранившихся в сб. «Apophthegmata Patrum» (De s. Epiphanio episcopo Cypri//PG. 65. Col. 162-168), однако достоверность этих сведений вызывает сомнения ( Schneemelcher. 1962. S. 920; Nautin. 1963. Col. 617). Из исследований новейшего времени биография Е. К. рассматривается в: Martin. 1907/1908; 1908; Tandonnet. 1960. Col. 854-861; Schneemelcher. 1962. S. 909-927; Nautin. 1963. Col. 617-631; Riggi. 1966. P. 86-107; Dechow. 1988. Вместе с тем в биографии Е. К. остается немало неясностей ( Tandonnet. 1960. Col. 854). Детство и египетский период

http://pravenc.ru/text/190091.html

Время рождения И. П. устанавливается лишь предположительно. Агиографическая традиция изображает И. П. выходцем из благочестивой и богатой семьи, находившейся в родстве с Феофилом I, архиеп. Александрийским , и со свт. Кириллом Александрийским (SynCP. P. 441; SynAlex (Forget). 1921. Vol. 1. P. 489; SynAlex. 1915. Vol. 3. P. 814), однако нет оснований утверждать, что местом его рождения была Александрия. Язык писем И. П. свидетельствует о том, что он получил хорошее образование, изучал риторику и философию. Знание Свящ. Писания и начитанность в классической литературе также вполне подтверждаются формой и содержанием его писем. Согласно Житию (ркп. Ath. Cutl. 23, XII в.; BHG, N 2209; Smith. 1958), с юности И. П. был добродетельным и так усердно изучал Свящ. Писание и греч. философию, что современники называли его «живой библиотекой». Вероятно, И. П. подготавливал себя к светской карьере ритора или адвоката, что предполагало получение высшего образования в Александрии. Среди писем И. П. есть адресованные Синесию Киренскому (Ep. 232, 418 - здесь и далее номера писем приводятся в соответствии с нумерацией, принятой в критическом издании П. Эвьё; для писем 501-2000 в скобках приводится также номер по изданию Ж. П. Миня; подробнее см. в разделе «Издания»), бывшему некогда учеником Александрийской школы, возглавляемой Ипатией . Одно из писем (Ep. 715 (II 215)) адресовано Евоптию Птолемаидскому, брату Синесия. С ними И. П. скорее всего познакомился в Александрии. Здесь же, вероятно, он изучил основы медицины: в его письмах часто встречаются медицинские термины. Возможно, И. П. был тем «диаконом Исидором», другом и школьным товарищем Синесия, о котором последний упоминает в письмах ( Synes. Cyr. Ep./Ed. A. Garzya. R., 1979. P. 252-254). По завершении образования некоторое время И. П. занимал должность софиста (Ep. 62, 753 (II 253), 857 (III 57), 841 (III 41)) в Пелусии (Πηλοσιον). Именно в этот период он приобрел репутацию учителя, знатока слов божественных и человеческих, привлекая к себе множество учеников, с к-рыми затем вел обширную переписку.

http://pravenc.ru/text/674914.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕВЕРЕГИЙ [Беверидж; лат. Beveregius; англ. Beveridge] Вильгельм (Уильям) (1638, Барон, Франция - 1708, Сент-Асаф, Великобритания), англикан. еп. Сент-Асафа, канонист и издатель источников по церковному праву. Собственные сочинения писал на англ., лат. и валлийском языках. Крупнейший труд Б. «Συνοδικν, sive pandectae canonum ss. Apostolorum, et conciliorum ab ecclesia Graeca receptorum; nec non canonicarum ss. patrum epistolarum» (Oxonii, 1672) включает правила св. апостолов с комментариями Феодора IV Вальсамона , Иоанна Зонары и Алексия Аристина , правила Вселенских и Поместных (К-польского (394), К-польского (879), Карфагенского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Сардикийского, Карфагенского) Соборов, правила св. отцов (Дионисия, архиеп. Александрийского, Петра, архиеп. Александрийского, Григория Чудотворца, архиеп. Неокесарийского, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория, еп. Нисского, Феофила, архиеп. Александрийского, канонические ответы Тимофея, еп. Александрийского, канонические послания Кирилла, архиеп. Александрийского, стихи свт. Григория Богослова о том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового Завета, стихи св. Амфилохия к Селевку о том же, окружное послание Геннадия, Патриарха К-польского, послание Тарасия, Патриарха К-польского, к Адриану, папе Римскому). Этот сборник наряду с др. соч. Б. «Codex canonum Ecclesiae primitivae vindicatus ac illustratus» (Londini, 1678) получил широкое распространение не только в Великобритании, но и по всей Европе, равно среди католиков и протестантов. Начиная с сер. XVIII в. труды Б. появились в России, где их использовали при подготовке синодального издания Книги Правил (М., 1893). Б. также принадлежат грамматика сир. языка (Grammatica linguae Domini nostri Jesu Christi, sive Grammatica Syriaca. Londini, 1658), работы по литургике, богословию и ряд проповедей. Соч.: A Sermon Concerning the Excellency and Usefulness of the Common Prayer.

http://pravenc.ru/text/77754.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов , составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви. В состав К. п. входят 85 Апостольских правил, Правила Вселенских Соборов (20 правил Вселенского I Собора , 7 - Вселенского II Собора , 8 - Вселенского III Собора , 30 - Вселенского IV Собора , 102 - Трулльского Собора , 20 - Вселенского VII Собора ), Правила Поместных Соборов (25 правил Анкирского Собора (см. в ст. Анкирские Соборы ), 15 - Неокесарийского Собора , 21 - Гангрского Собора , 25 - Антиохийского Собора (см. в ст. Антиохийские Соборы ), 60 - Лаодикийского Собора , 20 - Сардикийского Собора , 1 - К-польского Собора 394 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы ), 133 (по другой нумерации, 147) - Карфагенского Собора 419 г. (см. в ст. Карфагенские Соборы ), 17 - Двукратного Собора , 3 - К-польского Собора в храме Св. Софии 879 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы )), Правила святых отцов (4 правила свт. Дионисия Великого , 12 - свт. Григория Чудотворца , 14 - сщмч. Петра I Александрийского, 3 - свт. Афанасия I Великого , 92 - свт. Василия Великого , 18 - Тимофея I , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Григория Богослова , 1 - свт. Амфилохия Иконийского, 8 - свт. Григория Нисского, 14 - Феофила I , архиеп. Александрийского, 5 - свт. Кирилла , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Геннадия I , патриарха К-польского, и 1 - свт. Тарасия , патриарха К-польского). До издания К. п. в слав. Церквах каноны были известны по их переводам в разных редакциях Кормчей книги . Недостатками печатной Кормчей, использовавшейся в Русской Церкви, были далекий от совершенства перевод, а также то обстоятельство, что большая часть помещенных в ней нормативных актов устарела и вышла из употребления (напр., законы визант. императоров). В 1839 г. взамен Кормчей книги Святейшим Синодом была опубликована К. п. Работа над изданием велась в 1836-1839 гг. в связи с подготовкой Свода законов Российской империи. До революции К. п. печаталась только в синодальной типографии, офиц. издательстве Русской Церкви. Первое издание К. п. было снабжено греческим текстом канонов, в последующие, как правило, входил только перевод. Начиная со 2-го издания (1843), К. п. была снабжена алфавитно-предметным указателем.

http://pravenc.ru/text/1841560.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010