Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ I (В миру Полихроний; † 30.06.1688, Смирна, ныне Измир, Турция), патриарх Александрийский (с 1678). Родом из Аркадии (п-ов Пелопоннес). Учился на о-ве Закинф у известного философа Феофила Коридаллевса (см. Феодосий Коридаллевс ) вместе с греч. просветителем прп. Евгением Этолийским (Яннулисом), с к-рым сохранил дружеские отношения. Затем поехал в Иерусалим, где вступил в Святогробское братство ; в монашеском постриге получил имя Прохор. Г. Вендотис называл его спутником патриарха Иерусалимского Паисия (1645-1660) в поездках по Европе ( Βενδτης Γ. Προσθκη τς Εκκλησιαστικς Ιστορας Μελετου μητροπολτου Αθηνν. Βιννη, 1795. Τ. 4. Σ. 8). 1657-1659 годы П. провел в Иерусалиме, в 1660 г. отправился со своим старцем в Валахию нести послушание в имениях (метохах) Св. Гроба. При патриархе Иерусалимском Досифее II Нотаре был возведен в сан митрополита Назаретского (не ранее 1669) и назначен настоятелем Святогробского подворья в К-поле. Избрание П. на Александрийский престол совершилось в К-поле по просьбе престарелого патриарха Паисия , желавшего уйти на покой. При поставлении на Патриаршество 25 окт. 1678 г., по сообщению Иоанна Кариофилла , он получил имя Парфений ( Ζερλντης Π. Γ. Ιωννου το Καρυοφλλου Εφημερδες//ΔΙΕΕΕ. 1889. Τ. 3. Σ. 298). П. тотчас отправился в Египет, где был тепло встречен экс-патриархом и паствой. Значительную часть своего предстоятельства он провел вне Египта, пытаясь решить финансовые проблемы Патриархии, к-рая была чрезвычайно бедна по причине малочисленности паствы. Др. причиной обнищания Александрийской Церкви была нестабильная социально-политическая обстановка в Египте, страдавшем от междоусобной борьбы мамлюкских кланов. В Молдавию и Валахию П. ездил за сбором милостыни лично, в Москву посылал своих доверенных лиц, в т. ч. дважды (1682-1683, 1684) - буд. патриарха Самуила Капасулиса . Ехать туда сам П. опасался, не желая, подобно своему предшественнику, лишиться за это кафедры. По просьбе царя Феодора Алексеевича в 1682 г. П. выдал разрешительную грамоту умершему к тому времени патриарху Никону (Минову), осужденному и лишенному сана Большим Московским Собором 1666-1667 гг. (греч. подлинник: ГИМ. Син. греч. 2306 (Влад. 532), апр. 1682; рус. пер.: ОДДС. Т. 1. С. CCCCVIII-CCCCX; СГГД. Т. 4. С. 427-428). Грамота разрешала поминать Никона как патриарха. На полученную из Москвы в 1684 г. милостыню П. провел восстановительные работы в мон-ре св. Саввы в Александрии. Погиб во время землетрясения.

http://pravenc.ru/text/2579105.html

Митрополит Варсонофий принял участие в заседании Священного Синода и ВЦС декабря 2019 Предстоятель отметил, что это первое за сто лет совместное заседание органов церковного управления. Высший церковный совет был учрежден Поместным Собором Российской Православной Церкви 7 декабря 1917 года. Он решает церковно-общественные, хозяйственные, финансовые, просветительские вопросы. Священный Синод рассматривает богословские, канонические, канонизацию святых, открытие храмов, открытие монастырей и другие вопросы. В послесоборное время появилась практика соединенного присутствия двух учреждений, но традиция оборвалась в 1920 году, а после смерти Патриарха Тихона ВЦС уже не собирался. В 2011 году Архиерейский Собор придал совещанию глав синодальных учреждений статус ВЦС. В преддверии столетнего юбилея последнего заседания Синода и ВЦС проходит первое совместное заседание, возрождающее прерванную традицию. Совместное заседание двух органов высшего церковного управления организовано с целью решения церковно-канонических проблем и вопросов церковного управления, повышения эффективности планирования и рассмотрения годовых отчетов синодальных учреждений. Работа Священного Синода продолжилась 26 декабря в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре. Открытая его, Патриарх Кирилл уделил особое внимание ситуации, сложившейся в связи с украинским расколом, который спровоцировал разделение среди Поместных Церквей. По его. словам, от решения этой проблемы зависит будущее вселенского православия. Каждая Поместная Церковь несет ответственность, в том числе, за общую судьбу Вселенской Церкви, за сохранение ее единства. Было принято решение " сохранить церковное общение с архиереями Александрийской Православной Церкви, кроме тех, которые поддержали или в будущем поддержат легализацию украинского раскола " . Поддержана инициатива Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила III провести в столице Иордании Аммане братскую встречу Предстоятелей Поместных Православных Церквей для обсуждения вопроса сохранения единства в евхаристическом общении.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Митрополит Онуфрий на литургии помянул Патриарха Кирилла в числе других Предстоятелей 29 мая, 2022. Новостная служба Предстоятель УПЦ пропустил принятую ранее формулировку «великого господина и отца нашего» 29 мая. ПРАВМИР. Митрополит Киевский Онуфрий на воскресной литургии помянул Патриарха Кирилла способом, принятым для Предстоятелей автокефальных Церквей. Это первая литургия Митрополита Киевского после Собора 27 мая. Богослужение прошло в храме преподобного Агапита Печерского в Киево-Печерской лавре и транслировалось на ее канале в YouTube. Перечисляя, как принято, Предстоятелей Поместных Православных Церквей, Митрополит назвал Патриарха Кирилла третьим после Патриархов Антиохийского и Иерусалимского, как делают главы автокефальных Церквей. «Святейшие Православные Патриархи: Антиохийского Иоанна, Иерусалимского Феофила, Московского и всея Руси Кирилла, Грузинского Илию, Сербского Порфирия, Румынского Даниила, Болгарского Неофита, Блаженнейшие архиепископы и епископы: Албанского Анастасия, Польского Савву, Чешских земель и Словакии Ростислава, Американского и Канадского Тихона… да помянет Господь во Царствии Своем всегда, ныне и присно и веки веков», — возгласил Митрополит Онуфрий во время Великого входа. Предстоятель УПЦ пропустил принятую ранее при упоминании Патриарха Московского формулировку «великого господина и отца нашего». При этом не упоминались имена признавших Православную церковь Украины Патриарха Константинопольского, а также Предстоятелей Элладской, Кипрской и Александрийской Православных Церквей. На Великой ектении диакон провозгласил: «О святейших Патриарсех православных и Блаженнейших Митрополитех, о господине и отце нашем Блаженнейшем Митрополите Онуфрие…» 27 мая Собор Украинской Православной Церкви  принял изменения  в устав, которые, как было объявлено, делают УПЦ независимой, а также выразил несогласие с позицией Патриарха Кирилла по поводу происходящего на территории Украины. Позже стало  известно , что не все епархии, в частности Донецкая и Крымская, поддержали поправки в устав.

http://pravmir.ru/mitropolit-onufrij-na-...

Митрофан Семенович Григоревский (03.06.1872–?) Митрофан Семенович Григоревский Церковный писатель. Сын псаломщика. Биография Родился в Курской губернии. Образование получил в Киевской ДА (окончил в 1895 со степенью кандидата богословия). В 1896 г. был назначен преподавателем Архангельской ДС по всеобщей и рус. гражданской истории; преподавал также историю рус. раскола, обличительное богословие; заведовал б-кой семинарии, некоторое время был помощником инспектора. Состоял делопроизводителем редакции «Архангельских епархиальных ведомостей». Смотритель Архангельского ДУ (1899-1903). Указом Святейшего Синода от 21 марта 1903 г. утвержден в степени магистра богословия за представленную дис. «Учение св. Иоанна Златоуста о браке». В 1905-1907 гг. был инспектором Киевской ДС; в 1906 г. исполнял обязанности ректора. Состоял директором Великосорочинской учительской семинарии им. Н. В. Гоголя (1907-1909), Глуховского учительского института (1909-1913), народных училищ Нижегородской губ. (1913-1917). С 1 июня по 20 июля 1917 г. и. о. директора Нижегородского Владимирского реального училища со средним механико-техническим училищем. Приказом по Министерству народного просвещения от 4 июля 1917 г. назначен директором 3-й московской гимназии. Удостоен орденов святых Станислава 2-й степени, Анны 2-й степени, Владимира 4-й степени, а также светло-бронзовой медали. Статский советник (с 1908). В главном соч. «Учение св. Иоанна Златоуста о браке» изложению предпослан разбор учения о браке св. отцов и учителей Церкви, живших до свт. Иоанна Златоуста, и его современников (мужей апостольских - свщмч. Игнатия Богоносца и Ерма; апологетов - сщмч. Иустина Философа, Афинагора Афинского, свт. Феофила Антиохийского, Минуция Феликса; св. отцов и учителей Вост. Церкви - Климента Александрийского, Оригена, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Епифания Кипрского, Астерия Амасийского; зап. св. отцов и учителей - Тертуллиана, святителей Киприана Карфагенского, Илария Пиктавийского, Амвросия Медиоланского и блж.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Приложение I. Хронология жизни блаженного Иеронима Стридонского 347 г. Рождение Иеронима в г. Стридоне на границе Далмации и Паннонии. 358–368 гг. Обучение светским наукам в Аквилее и Риме. 369–371 гг. Неудачное начало светской карьеры в Трире и первые монашеские подвиги в Стридоне и Аквилее. 372–374 гг. Первая поездка на Восток. Иероним в Антиохии. 375–376 гг. Анахоретство в Халкидской пустыне. Переписка с друзьями и начало литературной деятельности. 377 г. Возвращение в Антиохию и рукоположение во пресвитеры. 380–381 гг. Иероним в Константинополе. Знакомство со свв. Григорием Богословом и Григорием Нисским , изучение трудов Оригена . 382–385 гг. Возвращение в Рим. Служба в канцелярии папы Дамаса и начало работы над библейскими переводами. Проповедь аскетизма и полемика с Гельвидием. 384 г., 11 декабря. Смерть папы Дамаса, покровителя Иеронима. 385 г. Конфликт Иеронима с римской знатью и клиром и спешный отъезд из Рима. Вторая поездка на Восток. Прибытие в Антиохию и затем в Иерусалим. 386 г. Путешествие по Палестине и Египту. Встреча с Дидимом Александрийским . 386–393 гг. Первые годы жизни Иеронима в Вифлееме. Работа в Кесарийской библиотеке, продолжение библейских и иных литературных занятий и начало нового перевода Ветхого Завета с древнееврейского оригинала. 393 г. Полемика Иеронима с Иовинианом. 393–397 гг. Первая стадия оригенистских споров: личный конфликт между еп. Епифанием Кипрским и еп. Иоанном Иерусалимским и участие в нем Иеронима. 394 г. Рукоположение брата Иеронима Павлиниана во пресвитеры. 395 г. Попытка еп. Иоанна Иерусалимскоо изгнать Иеронима и его монахов из Палестины. 397 г. Примирение Иеронима с еп. Иоанном Иерусалимским и Руфином. 397–398 гг. Тяжелая болезнь Иеронима и возвращение к работе над библейскими переводами и толкованиями. 397–402 гг. Вторая стадия оригенистских споров: личный конфликт между Иеронимом и Руфином и взаимный обмен обвинительными памфлетами. 399 г. Начало антиоригенистской кампании еп. Феофила Александрийского и помощь ему со стороны Иеронима.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Святая Троица Троица Святая . Слово «Троица» в Свящ. Писании, собственно, не встречается; но учение о Святой Троице так ясно и открыто предложено в нем, что составляет основную и существенную, отличительную черту христианской веры. Самое слово «Троица» читается: у Феофила Антиохийского , Тертуллиана , Григория Чудотворца , у Оригена , Афанасия Александрийского и др. и постоянно употребляется в Православной Церкви во время богослужения в молитвах, песнях и священнодействиях церковных. В Свящ. Писании о Св. Троице многократно говорится и в Ветх. Завете, только не так ясно. Например: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Nc. XXXII, 6 ). Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы его ( Uc. VI, 3 ). Но особенно ясно, определенно и раздельно о Св. Троице говорится в Новом Завете. По явлении Иисуса Христа в мир тайна Св. Троицы открывается при самом вступлении Господа в открытое служение спасению человеков – при крещении от Иоанна. Когда Господь, крестившись, вышел из воды, тогда отверзлись Ему небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение ( Mф. III, 16–17 , Mk. I, 10–11 , Лk. III, 21–22 ). По воскресении Своем, посылая апостолов на проповедь, Господь сказал им: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Mф. XXVIII, 19 ). И Церковь постоянно исполняет сию заповедь в таинстве Крещения, крестя верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа, обязывая таким образом веровать в Триипостасного Бога, Ему единому служить и Его единого прославлять всей своей жизнью и делами. Ап. Петр, преподавая от Бога благодать и мир верующим, называет их избранными по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа ( I Nem. I, 1–2 ). Св. Иоанн Богослов пишет: Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Св. Дух: и все три суть едино ( I Uh. V, 7 ). Наконец, учение о Св. Троице постоянно сохранялось и возвещалось и доселе свято хранится и возвещается в св. Церкви от самых времен апостольских. Так читаем мы в древних Символах веры , напр. апостольском, известном в Римской церкви, и читаем в Постановлениях апостольских, в Символах у Иринея Лионского , Тертуллиана , Оригена . В Символе св. Григория Неокесарийского со всей точностью определяются отношения Лиц Св. Троицы: «Един Бог – Отец Слова живого, премудрости самосущей, един Господь, – Бог от Бога – образ и выражение Божества, и един Св. Дух, от Бога происходящий и чрез Сына явившийся, т. е. людям. Нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни приходящего. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа; но Троица непреложна, неизменна и всегда одна и та же» (Соч. Григория Неокес. с. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Статистика Епифаний Кипрский (Саламский), свт. Епифаний Кипрский (Епифаний Саламский) (греч. πιφνειος Κπρου; ум. май 403) — один из ранних Отцов Церкви, который прославился неистовыми обличениями ересей, одним из главных источников которых он считал учение Оригена. Воззрения его слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время самой горячей борьбы церкви с арианством, в которой и сам Епифаний принимал деятельное участие. По происхождению финикиец, получивший образование в доме богатого еврея и потому сначала был иудей; после смерти своего воспитателя принял христианство, раздал полученное наследство бедным и удалился в Египет; возвратясь в Палестину, сделался учеником знаменитого Аввы Илариона; предавался аскетическим подвигам в уединенной пустыне, где едва не был убит хищными бедуинами; ходил с проповедью евангелия к огнепоклонникам-парсам; наконец, переселился на остров Кипр, где в 367 был сделан епископом Саламина и управлял церковью кипрской 36 лет, отличаясь благочестием и благотворительностью. В 403 г. по навету Феофила Александрийского отправился в Константинополь, чтобы добиваться смещения с кафедры Иоанна Златоуста, который якобы укрывал у себя еретиков-оригенистов. Убедившись в ложности обвинений, Епифаний отплыл обратно на Кипр, но умер во время морского перехода. По церковному преданию, воскресил умершего сына язычника. Сочинения Епифаний много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Отношение Епифания к античной культуре категорически отрицательное; философские и теологические мысли вызывали у него подозрения.

http://lib.cerkov.ru/authors/1139

В Иерусалиме состоялась интронизация Патриарха Феофила Иерусалим, 22 ноября 200 5 г. Интронизация Патриарха Феофила III прошла во вторник в Иерусалиме. На церемонию были приглашены глава Палестинской Национальной Автономии Махмуд Аббас, представители Иорданского Хашимитского Королевства, Эмира Катара, Кипрской Республики. Греция прислала на интронизацию иерарха делегацию во главе с президентом страны Каролосом Папулиасом. Для участия в торжествах в Иерусалим прибыла официальная делегация Русской Православной Церкви, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Делегацию Русской Православной Церкви на торжествах возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В состав делегации также вошли архимандрит Елисей (Ганаба), Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, протоиерей Николай Балашов, секретарь по межправославным отношениям ОВЦС МП, диакон Сергий Уланов и диакон Сергий Говорун, сотрудники ОВЦС МП. Для участия в торжествах в Иерусалим прибыли делегации Поместных Православных Церквей в следующем составе: от Константинопольского Патриархата – митрополиты Севастийский Димитрий и Сассимский Геннадий; от Александрийского Патриархата - митрополит Аксумский Петр и епископ Киринский Афанасий; от Грузинского Патриархата – епископ Зугдидский и Цаишский Герасим и епископ Сенакский и Чхороцкуйский; от Сербского Патриархата – епископы Бриничевский Игнатий и Шумадийский Иоанн; от Румынского Патриархата – архиепископ Полтенийский Нифон и епископ Викентий, викарий Бухарестской епархии, Секретарь Священного Синода; от Болгарского Патриархата – митрополиты Варненский Кирилл и Доростольский Иларион, а также архимандрит Наум, Секретарь Священного Синода; от Кипрской Православной Церкви – митрополит Лимассольский Афанасий и архимандрит Исаия (Киккотис); от Элладской Православной Церкви – ее Предстоятель Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул, а также митрополиты Трифилийский Стефан и Месогийский Николай; от Албанской Православной Церкви – митрополит Вератийский Игнатий; от Польской Православной Церкви – епископ Белостокский и Гданьский Иаков; от Православной Церкви Чешских земель и Словакии – архиепископ Пражский и Чешских Земель Христофор.

http://pravoslavie.ru/15238.html

Новости Эксперт: вопрос ПЦУ еще будет подниматься на межправославных встречах 13.03.2020 15:17 Фото: РИА Новости/Стрингер Москва, 12 марта. Участники межправославных совещаний еще обратятся к проблеме так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ), на недавней встрече в Аммане эту тему специально приглушили с надеждой не отпугнуть от дальнейшего диалога тех, кто уже признал ПЦУ, считает один из ведущих специалистов по христианскому Востоку, историк-арабист, генеральный директор аналитического центра «Катехон» Михаил Якушев. В Иордании 26 февраля по инициативе Иерусалимского Патриарха Феофила прошла межправославная встреча, в которой приняли участие патриархи Иерусалимский Феофил, Московский Кирилл, Сербский Ириней, глава Церкви Чешских земель и Словакии митрополит Ростислав, а также делегации Румынской и Польской Церквей. В свою очередь Константинопольский патриарх Варфоломей, а также предстоятели Элладской, Кипрской и Албанской Церквей отказались от предложения Патриарха Феофила собраться для решения проблемы раскола православного мира из-за ситуации на Украине. ПЦУ была создана в 2018 году по инициативе тогдашнего президента Украины Петра Порошенко и Константинопольского Патриархата путем слияния двух раскольнических церквей. В ответ Русская Церковь прекратила евхаристическое общение с Константинополем. После того как в 2019 году ПЦУ признали также первоиерархи Александрийской и Элладской Церквей, РПЦ заявила о разрыве евхаристического общения с теми иерархами этих Церквей, которые признают ПЦУ и будут сослужить с раскольниками. То, что эту тему не подняли, – она настолько кровоточащая, настолько демонстрирует нарушение канонов и решения святых Вселенских соборов, что она выводит на чистую воду всех тех, кто поддержал ПЦУ. И эта проблема является камнем преткновения сейчас не только в межправославном церковном общении – это острейшая тема, например, и на Афоне, которая заставляет монахов разделяться, и там это неустройство очень пагубно действует, – сказал Якушев РИА Новости .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

11-е Святого Апостола Варфоломея Апостола Варфоломея считают за одно лицо с Нафанаилом ( Ин.1:45–51,21:2 ), который по отцу своему называется Варфоломеем, т. е. сыном Фоломеевым, потому что Еврейское слово вар значит сын. К Иисусу Христу Нафанаил призван был Ап. Филиппом, который находит Нафанаила и говорит ему: Егоже писа Моисей в законе, и пророцы, обретохом Иисуса, Иже от Назарета. Нафанаил возразил Филиппу: от Назарета может ли что добро быти? Прииди и виждь, смиренно и благоразумно отвечал Филипп. Нафанаил пошёл, и когда приблизился, Господь возгласил: се воистину Израильтянин, в немже льсти несть. Како мя знаеши, вопросил Нафанаил. Прежде даже не возгласи тебе Филипп, а суща под смоковницею видех тя, отвечал Господь. Увидев и услышав Господа сердцеведца, Который явил ему и Своё всеведение, Нафанаил тотчас и прежде всех Апостолов исповедал Христа Сыном Божиим, Царём Израилевым. Господь сказал исповеднику: больша сих узриши. Отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божии восходящыя и нисходящыя над Сына Человеческаго ( Ин.1:45–51 ). В третий день после сего Нафанаил был с Господом и с прочими Его учениками на браке в Кане Галилейской ( Ин.2:2 ). Через год Варфоломей избран Господом из множества Его учеников в лик двенадцати Апостолов ( Лк.4:13–14 ). По сошествии Св. Духа Варфоломей для проповеди Евангелия путешествовал из Иудеи в разные страны Востока, часто вместе с Ап. Филиппом. По сказанию св. Иоанна Златоуста , был он в Сирии, Фригии, Ликаонии, Писидии, в Иераполе, куда послан был Промыслом на помощь Ап. Филиппу, которого после мученической его смерти он предал там погребению. По сказанию Евсевия, Варфоломей простёр проповедь слова даже до Индии, которую называют Счастливой Аравией, и для Церкви Индийской оставил Евангелие от Матфея, писанное по-Еврейски и найденное там во II веке Пантеном, знаменитым наставником Александрийского христианского училища. Из Индии Ап. Варфоломей возвратился в Армению и здесь скончался в городе Альбанополе (Альбане) мученической смертью за Евангелие, повешен быв на кресте и потом усечён мечом. Тело св. Варфоломея положено было сначала в Альбанополе; потом врагами веры Христовой ввержено было в море и Божиим промыслом перенесено на Сицилийский остров Липари и там погребено. Феодор чтец пишет: «царь Анастасий (491–518) построил город Дары, и видел во сне св. Ап. Варфоломея, который говорил ему, что он будет сам хранить сей город. По этой причине Анастасий перенёс туда и положил там останки его», вероятно часть мощей. Во дни Феофила – Греческого царя, в 833 году, когда Липара покорена была Агарянами, тело св. Варфоломея перенесено в Беневенто – город Неапольский, а отсюда императором Оттоном II (973–989) в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010