Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФУ АФУ [Копт. avou, греч. Απφ] (кон. IV - 2-я четв. V в.), авва (апа), егип. подвижник (пам. по копт. житию 21 тоута (18 сент.)), еп. Оксиринха (копт. Пемдже). Сведения о нем содержатся в копт. (саидский диалект) «Житии апы Афу, отшельника и епископа Пемджеского» (2-я пол. V в.), возможно являвшегося частью большого минология одного из копт. мон-рей, в копт. «Рассказе монаха Иезекииля о жизни учителя его Павла», в «Истории монахов египетской пустыни» Пафнутия и греч. алфавитной версии сборника Apophthegmata Patrum . В ранние годы А. жил у т. н. учеников апостольских, под к-рыми следует понимать сообщество иноков. По свидетельству «Рассказа монаха Иезекииля», А. был пострижен в монашество аввой Антонием Скитским, затем ок. 54 лет жил в стаде антилоп. Только раз в год, на Пасху, он появлялся в Оксиринхе, чтобы присутствовать при пасхальной проповеди в храме. Однажды (предположительно в 399) А. услышал в Оксиринхе пасхальное послание Патриарха Александрийского Феофила I и был сильно смущен таким выражением: «Образ Божий - не тот, что носим мы, человеки». А. пришел в Александрию и убедил Патриарха Феофила в неправоте этих слов. Данное место из «Жития блаженного Афу» (т. н. богословский диспут А. с Патриархом Феофилом) является важным источником для понимания сущности т. н. антропоморфитской смуты в Египте (см. Антропоморфиты ). Через 3 года Патриарх Феофил вопреки воле А. рукоположил его во епископа Оксиринха. А. проявил себя ревностным пастырем: заботился о нуждах Церкви, активно помогал беднякам. Он неукоснительно держался установленного порядка церковной службы, строго следил за дисциплиной в храме, сам экзаменовал желающих принять священный сан, требуя от них хорошего знания Свящ. Писания. А. каждую субботу собирал в храме весь народ и произносил поучения, затем служил литургию. При этом сам жил как отшельник: большую часть времени проводил в «мон-ре» (т. е. в отшельнической келлии) за городом и появлялся в Оксиринхе лишь в конце недели. В позднейших араб. Синаксарях Коптской Церкви имя А. не упоминается.

http://pravenc.ru/text/77148.html

По инициативе преподобного Исидора был созван III Вселенский Собор в Ефесе (431) 17 февраля. ПРАВМИР. Преподобный Исидор Пелусиот жил в IV-V веках. Родом из Александрии. Вырос в среде благочестивых христиан. Он состоял в родстве с Феофилом, архиепископом Александрийским, и его преемником святым Кириллом. Еще юношей он покинул мир и удалился в Египет на Пелусиотскую гору, которая стала местом его иноческих подвигов. Духовная мудрость и строгий аскетизм преподобного Исидора в соединении с широкой просвещенностью и природным знанием человеческой души позволили ему в короткое время снискать уважение и любовь иноков. Они избрали его своим настоятелем и возвели в сан пресвитера. Следуя примеру святителя Иоанна Златоуста, которого ему довелось видеть и слышать во время путешествия в Константинополь, преподобный Исидор посвятил себя преимущественно христианской проповеди, той “практической философии”, которая, по его собственным словам, является “основанием здания и самим зданием”, в то время как логика “есть его украшение”, а “созерцание – венец”. Он был учителем и безотказным подателем советов для всех, кто обращался к нему за духовной поддержкой – будь то простой человек, вельможа, епископ, патриарх Александрийский или сам император. После него осталось около 10 000 писем, из которых до нас дошло 2090. Большая часть этих писем содержит глубокие по Богословской мысли и вместе нравственно назидательные толкования Священного Писания. Здесь преподобный Исидор выступает как лучший ученик святителя Иоанна Златоуста. Любовь и преданность преподобного Исидора к святому Иоанну Златоусту проявились в решительных действиях в защиту святого Иоанна во время гонения на него императрицы Евдоксии и архиепископа Феофила. После смерти святителя, преподобный Исидор убедил преемника Феофила, святого Кирилла Александрийского, вписать имя святого Иоанна Златоуста в церковные диптихи как исповедника. По инициативе преподобного Исидора был созван III Вселенский Собор в Ефесе (431), на котором было осуждено лжеучение Нестория о Лице Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Разделы портала «Азбука веры» О необходимости предварительного испытания ставленников. О Висте, поставленном в пресвитера в Ереве, следует провести расследование. И если он учинил насилие над женщиной, которая ушла от живого мужа, да не будет ему позволено быть пресвитером, потому что он не должен входить в собрания даже как мирянин, ведь у Церкви в обычае таких отлучать. Впрочем, это не наносит вреда еп. Аполлону, если он поставил его по неведению, поскольку святой Собор повелел извергать недостойных, которые после рукоположения будут изобличены в преступлении. Περ Βστου, καταστντος ρβ πρεσβυτρου, ζητητον κα ε μν ποταξαμνην τιν ζντος το νδρς βισατο, μ συγχωρεσθω εναι πρεσβτερος, που γε οδ ς λακς φελει συνγεσθαι, τς κκλησας εωθυας τος τοιοτους χωρζειν. Ο φρει δ τοτο πρκριμα τ πισκπ πλλωνι, ε ξ γνοας ατν κατστησε, τς γας συνδου κελευσσης, τος ναξους μετ τν χειροτοναν λεγχομνους π γκλματι κβλλεσθαι. Толкования Вальсамон . Вист был поставлен епископом Аполлоном в пресвитера в Ереве (это – местечко в Египте точно так как и Лика). Но об нем говорили, что он до рукоположения изнасиловал женщину, отлучившуюся от живого мужа. Итак, спрошенный об этом Феофил сказал, что должно произвести исследование и, если истинно то, что он изнасиловал женщину, не допускать его быть пресвитером; ибо каким образом будет пресвитером тот, кому не дозволяется входить в церковь даже в качестве мирянина, так как он подвергается за грех отлучению? Ибо церковь изгоняет таковых и отлучает от верных. Но это сказано у Феофила не согласно с канонами; ибо 25е правило святых Апостолов, Василия Великого 3е и 32е и Карфагенского собора 27 ( 36 )-е не отлучает от общения клириков, согрешивших и изверженных. А то, что он был рукоположен, не приносит вреда епископу, рукоположившему его по неведению о грехе: ибо собор определил тех, которые обличаются в преступлении, извергать и после рукоположения: это именно сказано в 9м правиле 1го Никейского собора . А слова: « отлучившуюся от живого мужа », указывают на факт, почему и прибавлено: « некую », точно также и выражение « изнасиловал »; ибо если бы он и просто совокупился с другою женщиною – и с не отлучившеюся, все-таки он подвергался бы извержению, хотя бы и не учинил ей насилия.

http://azbyka.ru/pravo/feofila-arhiepisk...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церкви Предстоятель Церкви прибув до Москви для друку 23 травня 2013 р. 15:07 23 мая 2013 года начался официальный визит Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всей Палестины Феофила в Русскую Православную Церковь. В составе делегации, сопровождающей Предстоятеля Иерусалимской Церкви , — митрополит Назаретский Кириак, генеральный секретарь Иерусалимской Патриархии архиепископ Константинский Аристарх, Патриарший наместник в Вифлееме архиепископ Иорданский Феофилакт, представитель Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всей Палестины при Московском Патриаршем престоле архимандрит Стефан (Диспиракис), игумен монастыря в Рамалле архимандрит Галактион (Авар), иеродиакон Афанасий (Фемистоклеос). В столичном аэропорту Внуково-3 Блаженнейшего Патриарха Феофила встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , представитель Александрийской Православной Церкви при Московском Патриаршем престоле митрополит Киринский Афанасий , первый викарий Святейшего Патриарха по городу Москве архиепископ Истринский Арсений , руководитель Управления Московской Патриархии по загранучреждениям архиепископ Егорьевский Марк , председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх , епископ Дмитровский Феофилакт , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон , епископ Воскресенский Савва , начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев) , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, а также Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Греции в России Данаи-Магдалини Куманаку, Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль в России Дорит Голендер, Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Палестина в Российской Федерации Фаед Мустафа, московское духовенство.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2991176...

Статистика Кирилл Александрийский, свт. КИРИЛЛ (Κυριλλος) АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, свт. (ок. 377—444), егип. экзегет и полемист, отец Церкви. К. принадлежал к егип. роду, к-рый бессменно правил Александрийской Церковью со времен свт. Великого. Точный год рождения К. неизвестен, как нет сведений и о том, где и у кого он учился. Но труды его указывают на широкую образованность и знание Библии. В 403 К. был диаконом и сопровождал своего дядю, архиеп. Феофила, на Собор, созванный против свт. Златоуста. Соперничество кафедр Александрии и Константинополя было давним и обусловливалось политико-экономич. причинами. От Феофила К. на всю жизнь унаследовал неприязнь к Златоусту. В 412, когда Феофил умер, К. занял его место, причем его интронизация сопровождалась беспорядками и вмешательством войск. Внутренние конфликты, постоянно терзавшие Александрию, новый предстоятель пытался преодолеть с решимостью государств. человека. Он всеми мерами боролся за религ.-политич. единство мятежного города, преследуя язычников, иудеев и раскольников. " Нельзя не признаться, — замечает архиеп. (Гумилевский), — что ревность Кирилла была на сей раз не совсем по духу евангельскому " . Примером для К. служил его предшественник, к-рого Златоуст называл " фараоном " . Трагично было и то, что К. опирался на нитрийских иноков, людей невежественных и жестоких, частые приходы к-рых в город приводили к прискорбным эксцессам — они совершили покушение на губернатора-язычника, растерзали на улице женщину-философа Ипатию. К. не был непосредств. виновником этих преступлений, но нитрийцы ссылались на его авторитет. С 428 К. вступил в борьбу с константинопольским архиеп. Несторием, чьи высказывания дали повод к обвинению его в неправоверии. Борьба привела к созыву III собора в Эфесе (431). На нем присутствовали одни сторонники К., и поэтому сначала он был признан недействительным. Император, низложив и К., и Нестория, арестовал обоих. Но вскоре Церковь признала соответствие взглядов К. подлинному православию. Он был восстановлен на кафедре, а Несторий отправлен в ссылку. Однако у Нестория осталось мн. последователей, к-рые откололись от Вселенской Церкви. Позднее взгляды К. были утрированы и использованы монофизитами. Т. о., и после смерти Александрийского архиепископа егип. Восток продолжал быть ареной смут и еретич. выступлений, пока ислам не нанес христианству в Египте удар, от к-рого ему уже не удалось оправиться.

http://lib.cerkov.ru/authors/569

Скачать epub pdf Cod. 54. Список с постановлений западных епископов против Нестория Прочел книгу против ереси Пелагия и Целестия, под заглавием «Список с постановлений западных епископов против Нестория». В книге сказано, что ереси Нестория и Целестия были в сущности тождественны. В доказательство приводятся слова Кирилла Александрийского из письма императору Феодосию, который говорил, что ересь Нестория тождественна ереси Целестия. Это очевидно. Последователи Целестия, говоря о теле или членах Христа, то есть о Церкви, имеют дерзость утверждать, что не Бог (то есть Дух Святой) уделяет каждому в отдельности человеку веру и все вообще необходимое для жизни, благочестия и спасения, как Сам того захочет, но сама природа человека – хотя она и отпала от блаженства вследствие преступления (παρβασιν) и греха (μαρτα), была отделена от Бога и предана смерти! – так устроена, что может своим свободным произволением и привлечь, и оттолкнуть Святого Духа. Несториане же имеют ту же дерзость и то же мнение, но относительно Самой Главы [церковного] Тела – Самого Христа. Они утверждают, что коль скоро Христос – того же естества, что и мы (τς μετρας φσεως), а Бог одинаково желает, чтобы все люди были спасены, каждый по своей собственной свободной воле (προαρεσις) может исправить свое падение и сделать себя достойным Бога. Поэтому рождено [от Марии] не Само Слово, но тот, кто был рожден от Марии в силу Своего природного изволения (φυσικς προαιρσεως) имел Слово сопутствующим Себе и приобщился сыновству Слова только по достоинству и общности имени. Эта ересь – ересь Пелагия или Целестия – процветала на Востоке, но распространена была и на Западе. Она была подвергнута обличению и опровергнута в Африканском Карфагене Аврелием и Августином, а также торжественно осуждена на множестве различных соборов. Во времена Феофила Александрийского и Иннокентия Римского приверженцы этого учения были отлучены от Церкви как еретики римскими, африканскими и другими западными епископами. Однако Пелагий был оправдан на соборе в Палестине (в нем участвовали 14 епископов). Некоторые из обвинений, выдвинутых против него, он совершенно отрицал и анфематствовал как нелепые; относительно иного он признавал, что говорил это, однако не в том смысле, который был приписан им его обвинителями, а в согласии с Кафолической Церковью . Его обвинителями были галльские епископы Непор и Лазарь, которые даже не присутствовали при допросе Пелагия, испросив разрешения отсутствовать из-за болезни одного из них. Все это рассказывает Августин в своих письмах к Аврелию, папе (ππαν) Карфагенскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Завершение Ефесского собора 431 г. миром 433 г. А.В.Карташев. Вселенские соборы//III Вселенский собор 431 г.(оглавление) Разогнанный вселенский собор не мог дать достойного покоя церкви. Но покой может достигаться и не формальным собором, а, так сказать, будничным соборованием, совещаниями, сговорами, приватными встречами, но только не тем полузатушенным и чадившим пожарищем, который получился в Ефесе. Епископат не нашел путей к скорому изживанию этого вселенского соблазна. Императорская власть, не сумевшая организовать собор, чувствовала, однако, свою особую вину и решила использовать свой канонический авторитет, чтобы побудить, мобилизовать богословские партии на новый сговор. Дело было почти безнадежное. Инстинкт подсказал императорской власти пустить в ход силу внешнего давления. Β данном случае, надо признать, такой метод оказался уместным, своевременным и привел к желанному результату. Внешние давления, как физические наказания детей, в принципе нежелательные, иногда бывают спасительными. Сначала двор попытался исчерпать все методы «главноуговаривания.» И в Антиохию к митрополиту Иоанну, и в Александрию к Кириллу были посланы императорские письма, приглашающие их приехать в Никомидию. Христополь и Никомидия считались предместьями столицы с дворцами для императорских резиденций наподобие наших Гатчины и Царского Села. Но приглашаемые отказались. Тогда двор переменил план, уточнил условия примирения. Пусть «восточные» осудят своего Нестория, a Кирилл — свои анафематизмы. И условие это предложено было не на бумаге, a через живые уговоры императорского посланца. На трибуна и нотария Аристолая была возложена миссия поехать и лично «нажать» на обе ссорящиеся стороны. Миссия, казалось, безнадежная. Прошло уже больше года после Ефеса. Неугомонный борец Кирилл хорошо был осведомлен, что императорский двор не успокаивался на позиции незалеченной раны церковного раскола, что предстоит еще какая-тο ревизия его ефесской соборной «победы.» Поэтому Кирилл, по методу своего дяди Феофила, не переставал подкупающими дарами обогащать столицу и истощать александрийскую казну. Сохранилось письмо Кириллова архидиакона Епифания к Максимиану Константинопольскому с приложением списка даров и издержек александрийской церкви, которая была положительно ими истощена, что вызвало ропот и жалобы клириков на эту изнурительную войну. Епифаний умоляет Максимиана немножко помочь им из его Константинопольской казны, чтобы утолить безмерные аппетиты жадных сановников. Он приводит в пример комита Аммония, который кроме уже посланного ему ждал еще ни много ни мало полторы тысячи фунтов — сумма миллионная!

http://sedmitza.ru/lib/text/435152/

— Какие Церкви уже согласились участвовать во встрече, какие ответили отказом и почему? — Русская Церковь не является ни инициатором, ни организатором данного мероприятия и потому не располагает точными сведениями о количестве и составе его участников. Насколько мы можем судить по имеющейся информации, во встрече ожидается участие нескольких автокефальных Церквей. Между тем, об отказе участвовать во встрече, помимо Патриарха Варфоломея , публично заявили Предстоятели Элладской , Кипрской и Албанской Церквей, которые придерживаются мнения, что созывать подобные мероприятия может только Константинопольский Патриарх. — Поедет ли в Амман Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви митрополит Онуфрий ? — Состав нашей делегации будет анонсирован позднее. — Что Вам известно о вмешательстве некоторых политиков, которые отговаривали предстоятелей от участия в совещании? Какова роль США в этой истории? — Политическое вмешательство в процесс создания так называемой «Православной церкви Украины» было очевидно с самого начала. Мы вполне отдаем себе отчет, что последовавшее вслед за этим признание раскольников со стороны Элладской и Александрийской Церквей состоялось не без участия внешних сил. Нам известно, что давление на некоторых Предстоятелей было оказано и по вопросу встречи в Аммане. Во всяком случае, трудно как-то иначе трактовать отказ Архиепископа Афинского участвовать в данном мероприятии, о котором он заявил журналистам сразу же после встречи с американским послом. Напомню, что и о признании «ПЦУ» он сообщил после многократных встреч с тем же дипломатом. — Планируются ли в Аммане совместные богослужения, встречи с государственными деятелями? — Как следует из пригласительных писем Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила, совместные богослужения в Аммане не планируются. Предполагается, что участники встретятся с королем Иордании Абдаллой ибн-Хусейном. — Возможны ли еще подобные встречи, как часто и где? — Мы надеемся, что встреча в Аммане положит начало и другим подобным встречам, в которых наша православная семья сейчас нуждается. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5594893...

Вальсамон . Дает устав относительно имеющих быть рукоположенными в клир, и говорит, что имеющий быть рукоположенным должен быть избираем, то есть должен получить единогласное одобрение от всего собора священнослужителей; когда же получит такое одобрение, тогда должен быть испытываем епископом, и если ему этот человек покажется годным для рукоположения, рукополагается с согласия священства и в присутствии народа. А почему сказал: « рукополагается с согласия священства »? Так как он был избран собором священнослужителей, то согласие их на (самое) рукоположение не представляется уже необходимым; но вероятно после избрания прошло некоторое время, в течение которого избравшие имеющего быть рукоположенным узнали нечто такое, что возбраняло ему рукоположение. Поэтому-то и сказал, что они дают согласие и в то время, как он рукополагается, и что епископ и тогда обращается к народу, спрашивая, свидетельствует он о нем, как о достойном рукоположения? Тайных же рукоположений совершать не дозволяет. Ибо, говорит, поскольку церковь пребывает в мире, то есть поскольку ныне, по прекращении ересей, народ не разделен на части; но все принадлежат к православной части, то и все должны быть одного мнения и рукоположения должны быть совершаемы в церкви в присутствии святых, то есть верных; а святыми назвал верных, заимствовав это (выражение) от божественного Павла; ибо и он так в своих посланиях называет верных. Но все это он говорит, по-видимому, о находящихся в городах. А о тех, которые находятся в селениях, говорит, что поскольку многие даже против воли вступали в общение с еретиками, а из таких многие имели общение с верными (Вальсамон неверно передает здесь смысл правила; последнее говорит об имевших духовное общение с теми, которые открыто сообщались с еретиками. Сравни 2е правило . Примечание редактора.) В мыслях, то есть снисходили им, соглашались с ними: то если из них кто-нибудь имеет принять рукоположение в клир, не иначе должен быть рукополагаем, как после испытания несомненно православными клириками, в присутствии епископа, обращающегося и к народу, как выше сказано. А это, говорит, должно быть для того, чтобы не последовало какого нибудь уклонения от правого пути, то есть обмана и похищения (рукоположений) и чтобы не был рукоположен кто-нибудь такой, кто не здраво мыслит о вере.

http://azbyka.ru/pravo/feofila-arhiepisk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРЕВСКИЙ Митрофан Семенович (3.06.1872, Курская губ.- ?), церковный писатель. Сын псаломщика. Образование получил в Киевской ДА (окончил в 1895 со степенью кандидата богословия). В 1896 г. был назначен преподавателем Архангельской ДС по всеобщей и рус. гражданской истории; преподавал также историю рус. раскола, обличительное богословие; заведовал б-кой семинарии, нек-рое время был помощником инспектора. Состоял делопроизводителем редакции «Архангельских епархиальных ведомостей». Смотритель Архангельского ДУ (1899-1903). Указом Святейшего Синода от 21 марта 1903 г. утвержден в степени магистра богословия за представленную дис. «Учение св. Иоанна Златоуста о браке». В 1905-1907 гг. был инспектором Киевской ДС; в 1906 г. исполнял обязанности ректора. Состоял директором Великосорочинской учительской семинарии им. Н. В. Гоголя (1907-1909), Глуховского учительского ин-та (1909-1913), народных уч-щ Нижегородской губ. (1913-1917). С 1 июня по 20 июля 1917 г. и. о. директора Нижегородского Владимирского реального уч-ща со средним механико-техническим уч-щем. Приказом по Мин-ву народного просвещения от 4 июля 1917 г. назначен директором 3-й московской гимназии. Удостоен орденов святых Станислава 2-й степени, Анны 2-й степени, Владимира 4-й степени, а также светло-бронзовой медали. Статский советник (с 1908). В главном соч. «Учение св. Иоанна Златоуста о браке» изложению предпослан разбор учения о браке св. отцов и учителей Церкви, живших до свт. Иоанна Златоуста, и его современников (мужей апостольских - сщмч. Игнатия Богоносца и Ерма; апологетов - сщмч. Иустина Философа, Афинагора Афинского, свт. Феофила Антиохийского, Минуция Феликса; св. отцов и учителей Вост. Церкви - Климента Александрийского, Оригена, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Епифания Кипрского, Астерия Амасийского; зап. св. отцов и учителей - Тертуллиана, святителей Киприана Карфагенского, Илария Пиктавийского, Амвросия Медиоланского и блж.

http://pravenc.ru/text/166499.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010