Феофилакт, митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (Русанов Фёдор Гаврилович) Родился в 1765 году в семье причётника Набережной волости Онежского округа Архангельской губернии. Первоначальное образование получил в Олонецкой духовной семинарии. В 1788 году поступил в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую главную семинарию. В 1792 году окончил курс обучения и оставлен при семинарии учителем поэзии и риторики. В 1792 году пострижен в монашество. В 1793 году рукоположен во иеродиакона и исполнял обязанности катехизатора. В 1794 году рукоположен во иеромонаха, назначен законоучителем в греческий корпус (с 1796 года переименован в корпус чужестранных единоверцев). В 1795 году возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Зеленецкого Троицкого монастыря. С 29 мая 1796 года – настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом и законоучитель кадетского корпуса. С 8 ноября 1798 года – настоятель Новгородского Антониева монастыря. Член Святейшего Синода в звании асессора. С 1799 года – настоятель Новгородского Валдайского Иверского монастыря. 30 октября 1799 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. С 25 октября 1803 года – архиепископ. В 1806 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 29 ноября 1807 года – член новоучреждённого Комитета по усовершенствованию духовных училищ, который 26 июня 1808 года преобразован в Комиссию духовных училищ. С 5 марта 1809 года – архиепископ Рязанский и Зарайский. 27 ноября 1812 года, получив именной указ императора Александра I, архиепископ Феофилакт возглавил Экстраординарную комиссию по приведению в порядок епархий, разорённых во время Отечественной войны 1812 года. В декабре 1813 года архиепископ Феофилакт вернулся в Рязанскую епархию. С 14 мая 1817 года – первый русский экзарх Грузии. С 28 декабря 1818 года именовался архиепископом Карталинским и Кахетинским. С 1 февраля 1819 года – митрополит Карталинский и Кахетинский. Скончался 19 июля 1821 года от тифа. Погребён в Бодбийском Сигнахском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2 12 апреля на 22-м году от рождения в Ницце скончался наследник престола цесаревич Николай Александрович. 3 4 апреля 1866 г. было совершено покушение на жизнь императора Александра II. 4 В Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета, V.881, прямо: «Сестра Ваша». 5 Дворянка Харьковской губернии Ю.Н. Перова. Приехала в Москву в 1841 г. для лечения тяжелой болезни и скончалась 26 ноября 1853 г. 6 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 7 16 ноября, в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры ее наместником, архимандритом Симеоном, В.М. Дроздов был пострижен в монашество. — Прим. сост . 8 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 9 Митрополит Амвросий (Подобедов) и архиепископ Феофилакт (Русанов). 10 О если бы удалось быть хорошим человеком и менее беспокоиться о том, будет ли мне хорошо ( лат .). 11 В оригинале все имена названы полностью, но при печатании оставлены только начальные буквы. 12 Николай Николаевич Муравьев (1768—1840), генерал-майор, основатель Московского училища колонновожатых. — Прим. сост . 13 Кормчая книга — древнейший сборник церковного права, составленный на основе византийских канонов. — Прим. сост . 14 Митрополит Серафим (Глаголевский). — Прим. сост . 15 Князь П.С. Мещерский — Прим. сост . 16 Епископ Антоний (Рафальский), рукоположен 8 июля 1834 г. — Прим. сост . 17 Августин (Сахаров), епископ Оренбургский, живший на покое в Москве. — Прим. сост . 18 Поликарп (Гайтанников), архим. (†1837). — Прим. сост . 19 Свят. Мелетий (Леонтович), в 1831—1835 гг. архиепископ Иркутский. — Прим. сост . 20 Иннокентий (Александров), епископ Иркутский. — Прим. сост . 21 У А.Н. Муравьева были братья Николай (1794—1866), Михаил (1796—1866) и Сергей (1809—1847). — Прим. сост . 22 Эчмиадзин — монастырь армянской церкви, известный богатым собранием рукописей. — Прим. сост . 23 Имеется в виду Лазарев Христофор Иоакимович (1789—1871), сибирский заводчик, один из основателей и попечитель Лазаревского института восточных языков в Москве. — Прим. сост . 24 Архиепископ Владимирский. — Прим. публ .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Вместо предисловия. Из истории Саратовской Православной Духовной семинарии Кирилл Краснощёков Священник Духовное образование как система появилось в Русской Православной Церкви в начале XIX в., когда в контексте предпринятых императором Александром I реформ была проведена и реформа системы духовного образования. Задача её состояла прежде всего в том, чтобы придать единство действовавшим в ней программам обучения и обеспечить преемственность всех степеней духовных учебных заведений. Вместе с тем преследовалась и важная цель повышения общеобразовательного уровня духовно-учебных заведений, а в академиях – и развития богословия. 29 ноября 1807 г. был учреждён Комитет об усовершенствовании духовных училищ, в который вошли петербургский митрополит Амвросий (Подобедов) , назначенный председателем, калужский епископ Феофилакт Русанов , обер-прокурор Синода А.Н. Голицын, духовник царя протопресвитер Сергий Краснопевков, обер-священник армии и флота Иоанн Державин и статс-секретарь М.М. Сперанский, координировавший всю работу этого комитета. Сперанский, сам прошедший все ступени духовного образования, великолепно знал его нужды и стоявшие перед ним проблемы. Изданный 26 июня 1808 г. закон создавал новую структуру духовных учебных заведений, определял учебную, воспитательную и административную функции духовных школ, а также устанавливал источники их материального обеспечения 1 . Подобно созданной в 1803–1804 гг. четырёхступенчатой системе светских школ и университетов устанавливались и четыре ступени духовно-учебных заведений: 1) приходские училища; 2) уездные училища; 3) семинарии, дававшие среднее духовное образование; 4) духовные академии. По аналогии со светской школой вводилась и окружная система организации духовного просвещения: создавались четыре учебных округа во главе с духовными академиями – Санкт-Петербургский, Московский, Киевский и Казанский. Каждая епархия округа должна была иметь 1 семинарию, 10 уездных и 30 приходских школ, а вся система духовных учебных заведений – 4 академии, 36 семинарий, 360 уездных и 1080 приходских училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава III. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XIX ВЕКЕ 1. Русская Православная Церковь в 1801–1825 годы В 1801 году после убийства императора Павла на Российский престол взошел его сын Александр I. В начале своего царствования император мало интересовался церковными делами. Ближайшее его окружение составляли католик князь Чарторыжский и безрелигиозные люди – князь Новосильцев, граф Кочубей, граф Строганов. Из его сотрудников один М.М. Сперанский, происходивший из духовного сословия и выпускник Петербургской Семинарии, хорошо знал церковные дела. Александр I поручил ему составить план преобразования всех правительственных и судебных учреждений империи. Сперанский первым в окружении царя поднял вопрос о состоянии Церкви, о духовном образовании и положении духовенства. Для проведения реформ по Ведомству Православного исповедания решено было назначить в Синод нового способного и энергичного обер-прокурора. В 1803 году обер-прокурором стал друг юности царя князь А.Н. Голицын. С именем этого деятеля связано непомерное усиление обер-прокурорской власти, совершенно несравнимой с полномочиями обер-прокуроров XVIII века. Голицын не получил никакого религиозного образования, и в молодости к Церкви относился неприязненно. Но поставленный для надзора над Синодом, он основательно разобрался в ходе церковных дел и занялся чтением религиозных книг. С годами он проникся религиозными настроениями. Но как это обыкновенно случалось со светскими людьми, оторванными от родной Православной веры, князь Голицын в поисках истины обратился к западным богословским и мистическим книгам, и поначалу увлекся католицизмом, а потом – бездогматным мистицизмом. Мечтательная религиозность, мистическое любопытство сочетались в нем с властным, деспотическим характером. В 1807 году по утвержденному царем докладу Голицына был образован особый комитет из духовных и светских лиц. В него вошли митрополит Амвросий (Подобедов) , архиепископ Феофилакт (Русанов) , протопресвитер С. Краснопевков и обер-священник И. Державин, а также Голицын и Сперанский. Комитету поручено было составить план реформы духовного образования и изыскать способы лучшего обеспечения духовенства. Через год Комитет с успехом решил свою задачу. В 1808 году началось проведение важнейшей в истории богословского образования реформы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИНГРЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви (основана 23 июня 1829; с 16 мая 1874 - вик-ство; с 12 июля 1885 в составе Гурийско-Мингрельской епархии Грузинского Экзархата). Охватывала территории княжества Мегрелия (Самегрело, в рус. традиции XIX в.- Мингрелия) в Зап. Грузии (Зугдидский, Сенакский, Лечхумский уезды Кутаисской губ.), на которые в древности распространяли юрисдикцию Чкондидская, Цаишская и Цагерская епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Образование М. е. связано с политическими процессами, происходившими на территории Грузии в 1-й пол. XIX в., когда отдельные грузинские царства и княжества входили в состав Российской империи. В 1803 г. владетельный князь (мтавар) Мегрелии, находившейся в составе царства Имерети, не согласовав с имеретинским царем вопрос о присоединении к России, вступил под покровительство Российской империи. После упразднения Имерети в 1810 г. Мегрелия до 60-х гг. XIX в. сохраняла автономные права. Епархии с входившими в их состав церквами и мон-рями оставались в юрисдикции Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. После его упразднения в 1814 г. мегрельские епархии нек-рое время оставались вне церковных реформ, к-рые осуществляла РПЦ на вошедших в ее состав территориях. Опираясь на решение Синода РПЦ от 28 дек. 1818 г., экзарх Грузии архиеп. Феофилакт (Русанов) пытался провести в Зап. Грузии церковные реформы, в рамках чего послал в Мегрелию архимандрита мон-ря Кватахеви Афанасия (Петриашвили). В Имерети вспыхнул т. н. церковный бунт, к-рый поддержало население Гурии и Мегрелии. Мегрельский мтавар Леван V Дадиани (1805-1840), несмотря на то что признавал подданство Российской империи, противился описи имущества церквей и мон-рей на территории княжества. Реорганизацию церковных ведомств, запланированную экзархом Грузии на территории Мегрелии, он считал вмешательством во внутренние дела автономного княжества. Вопрос о церковной реорганизации в Мегрелии был отложен.

http://pravenc.ru/text/2563254.html

(на 1-е января 1872 года) Восемьдесят два года назад (в 1789 г.) Михаил Михайлович Сперанский вступил в ограду Невского монастыря никому неизвестным юношей-семинаристом и тридцать два года назад (в 1839 г.) нашел в той же ограде вечный покой уже государственным мужем, графом, приобретшим себе историческое имя своими трудами и заслугами на пользу России. Еще довольно лиц, которые были свидетелями его своеобразной и странной судьбы, которые его видели и знали и были, наконец, участниками в печальном обряде его погребения. Но уже не осталось в живых людей, которые были очевидцами скромной жизни его в стенах монастыря, в положении семинарского ученика и потом учителя. Никто не укажет комнаты, где он жил, где учился и учил, хотя все мы знаем, что это федоровский корпус, который до сих пор стоит почти в том же виде, как был при Сперанском, и в котором после него жили Евгений (митрополит киевский), оба Филарета (киевский и московский), оба Иннокентия (пензенский и херсонский) и многие другие. Служебная государственная деятельность Михаила Михайловича вся на виду, за исключением того, что не видимо для очей постороннего свидетеля жизни. Но годы его детства и юности, годы воспитания, учительства, прошли в безвестности, потому что никто не предугадывал, по скромному началу жизни, ее широкого развития в будущем; не многие интересовались этой жизнью, и, уже после, из отрывочных воспоминаний о года детства и юности М. М. Сперанского собрали кое-что, пополнившее образ этой дивной жизни. Сперанский вышел из народа, выделился из массы, как самородок. Его можно, по происхождению, относить к духовному сословию, хотя сословия тогда собственно еще не существовало. Оно явилось после и не без его участия. Духовное юношество и теперь еще принадлежит народу, составляет часть его в самом тесном смысле слова, внедряющуюся во все сословия и слои жизни. В ту пору оно еще теснее сближалось и, так сказать, сливалось с народом. Эта масса, некогда униженная и презираемая, дала много деятелей. Ломоносов выступает и выделяется из других только тем, что сам себе пробил дорогу в науку. Но и многие также сами пролагали себе пути к образованию. Знаменитый Феофан Прокопович , сын киевского мещанина, Феофилакт Русанов , земляк Ломоносова, сын дьячка из Архангельской губернии, Платон и Филарет – сыновья священников, митрополит Михаил – сын пономаря, Иннокентий (пензенский) – сын дьячка, и м. Серафим – также сын дьячка, – вот наши знаменитости. Все они вышли из массы не богатой, не родовитой, не фамильной, вышли из народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIX. Епархия Калужская Калужская епархия учреждена в 1799 г. Первая из третьеклассных. Епископы Калужские и Боровские 1. Серапион Александровский , викарий Московский, назначен 16 окт. 1799, но, не быв на епархии, 21 окт. перев, в Казань. 2. Феофилакт Русанов 30 окт. 1799 хирот. из архим. Иверо-Валдайского монастыря; 25 дек. 1803 пожалован в архиепископа; 5 мар. 1809 перев. в Рязань. 3. Евлампий Введенский 16 апр. 1809 перев. из Архангельска; † 22 мая 1813. 4. Евгений Болховитинов 19 июля 1813 перев. из Вологды, а 7 февр. 1816 – в Псков. 5. Антоний Соколов 7 февр. 1816 перев. из Воронежа, а 15 мар. 1819 – в Каменец-Подольск. 6. Филарет Амфитеатров хирот. 1 июня 1819 из архим. Ново-Иерусалимских, а 12 янв. 1825 – в Рязань. 7. Григорий Постников 4 янв. 1826 перев. из викариев С.-Петербургских, а 3 мар. 1828 – в Рязань. 8. Гавриил Городков 20 мая 1828 хирот. из архим. Печерского Нижегородского монастыря, а 26 авг. 1831 перев. в Могилев. 9. Никанор Клементьевский в авг. 1831 перев. из викариев С.-Петербургских, а 5 сент. 1834 – в Минск. 10. Николай Соколов 2 окт. 1834 перев. из викариев Московских; † 18 сент. 1851. 11. Григорий Миткевич 9 дек. 1851 хирот. из ректоров Казанской духовной акад.; 20 апр. 1869 пожалован в архиепископа. Монастыри 1 Пафнутиев, от Боровска в 3 верстах, основан в половине XV века; архимандрия с 1684 г. Ныне первоклассный. [III, 432.] Игумены Св. Пафнутий , основатель, бывший игум. Боровского Покровского монастыря, с 1444; † 1 мая 1477. В лике святых с 1547. Св. Иосиф , в 1477–79; потом основал на Волоке-Ланском свой мнтрь. Герасим Смердков 29 июля 1481 хирот. в епископа Коломенского. Арсений , 1486, 88. Пафнутий , 1531, 34, 42. Вениамин упом. 3 февр. 1555. Гурий в 1567 в Симонове на покое. Киприан , 1571 и 72. Тихон , 15 янв. 1580. Феодосий , 1584. Варлаам , 1588 и 89. Иоасаф , 16 февр. 1592; с 1605 Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит. Никен , 1608–10, убит. Иона в 1612 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря; до 1619.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Павинский Иван Дмитриевич; 1773, Олонецкая пров. Новгородской губ.- 3.02.1828, Казань), архиеп. Казанский и Симбирский. Сын сельского священника. Обучался в Олонецкой ДС в Петрозаводске, затем в Александро-Невской ДС, где среди его сокурсников были М. М. Сперанский , А. А. Орнатский (впосл. Пензенский еп. Амвросий ), А. И. Телятев (впосл. Донской архиеп. Афанасий ), Ф. Г. Русанов (впосл. митр. Феофилакт , экзарх Грузии), Г. И. Мансветов . 23 марта 1793 г. Новгородский и С.-Петербургский митр. Гавриил (Петров) рукоположил Павинского во диакона к Исаакиевскому собору С.-Петербурга, а в 1797 г.- во иерея к церкви при российском посольстве в Копенгагене. Назначение на службу за границей было обусловлено, в частности, тем, что Павинский свободно владел нем., франц., англ. языками. В 1802 г. он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем ц. во имя св. праведных Захарии и Елисаветы в С.-Петербурге, в 1803 г. переведен настоятелем в ц. во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Одновременно с 1806 г. служил законоучителем правосл. Закона Божия в Иезуитской коллегии в С.-Петербурге. В 1808 г. Павинский стал духовником вел. кнж. Екатерины Павловны, младшей и любимой сестры имп. Александра I. Вместе с ней выехал в Тверь, куда ее муж, принц Георгий Петрович Ольденбургский, был назначен генерал-губернатором. Когда в нач. 1813 г. Екатерина Павловна последовала за имп. Александром I в заграничный поход русской армии, Павинский остался в России. 24 дек. 1813 г. был пострижен в монашество, через неск. дней возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова монастыря . В 1814 г. по инициативе И. и на средства гр. Ю. П. Литты придел свт. Андрея Критского при Воскресенском соборе был возобновлен и переименован во имя прп. Иулия и вмц. Екатерины, небесных покровителей графа и его супруги. 24 авг. 1816 г. И. встречал в Новоиерусалимском мон-ре имп. Александра I (приветственная речь настоятеля опубл.). С 9 марта того же года был также членом Московской синодальной конторы.

http://pravenc.ru/text/578314.html

прот. Александр Смирнов Глава I Общие сведения о служении Филарета в Петербурге. Учреждение Комиссии духовных училищ, состав ее и круг действий. Вызванная к жизни на место бывшей Александро-Невской семинарии С.-Петербургская Духовная Академия и назначение ректором ее бывшего доселе ректором Троицкой Лаврской семинарии архимандрита Евграфа. Вызов в Петербург учителя Троицкой Лаврской семинарии, иеродиакона Филарета. Состояние его духа при объявлении ему об этом вызове. Скорбь по сему случаю митрополита Платона. Отъезд иеродиакона Филарета из лавры и Москвы. Дорога и прибытие в Петербург. Служение Филарета в Петербурге на разных степенях иерархического достоинства, в звании иеродиакона, иеромонаха, архимандрита и епископа, продолжалось не много более десяти лет (с конца декабря 1808 года по 15 марта 1819 года) и посвящено было почти исключительно образованию духовного юношества. 1808 год – замечательный год в истории русских духовных школ. В этом году 26 июня Государем Императором Александром I был утвержден план о преобразовании духовных училищ; в этом же году образована была Комиссия духовных училищ. Членами Комиссии назначены были шесть лиц: С.-Петербургский митрополит Амвросий (Подобедов) , епископ Калужский Феофилакт (Русанов) , тайный советник М.М. Сперанский, синодальный Обер-прокурор князь А.Н. Голицын, придворный духовник П.В. Криницкий и Обер-священник военного духовенства И.С. Державин. Круг деятельности Комиссии сосредоточивался на устройстве и управлении всех духовных школ в России. Комиссия приняла на себя все заботы о приведении в исполнение высочайше утвержденного проекта о преобразовании духовных школ. Решено было начать преобразование по новому плану академии, семинарии и училищ С.-Петербургского округа. 17 февраля 1809 года получила новый устав Петербургская Духовная Академия. В новоустроенную академию вызваны были для высшего образования студенты из четырех прежде бывших высших духовных школ, именно: Александро-Невской, Киевской, Московской и Казанской, и из 23 семинарий, всего в числе 100 человек, которые должны были образовать первый курс новой Петербургской академии. Потребовались для нее, кроме бывших профессоров, и новые наставники из разных семинарий. Ректором ее утвержден был вызванный пред тем в С.-Петербург на чреду священнослужения ректор Троицкой Лаврской семинарии архимандрит Евграф (Музалевский-Платонов), близкий знакомый Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Рассуждение, в котором доказывается достоверность книг Евангельских и истина свидетельства Апостолов Источник §1. Ученики Спасителя начинают Евангельскую проповедь По вознесении Господа нашего на небеса, и по ниспослании Духа Святаго на учеников Его, Апостолы прежде всего возвестили Евангелие Палестинским Иудеям, сообразно данному им от Него повелению. Потом прешли и в другие страны, но особенно останавливаясь в тех градах, где жили Иудеи, или из язычников обращенные в их веру. Некоторые из Апостолов простерлись даже в Пароское Государство. Из древнего предания явствует, что Св. Фома основал там многие Церкви; и Персия есть действительно Индия, где сей Апостол, по сказанию древних, также проповедовал Евангелие, как это доказано в другом 1 месте. Первое послание 2 Св. Петра яве творит, что сей Апостол проповедовал в Вавилоне. §2. В последствии времени и письменно предают сию проповедь, и для чего? Хотя не видно того, чтоб Иисус Христос заповедал своим ученикам написать историю Его жизни, ниже учение, которое им преподал; однакож некоторые не упустили то учинить, или склонясь на просьбу верующих, как Церковная история о том свидетельствует, касательно Св. Иоанна, или из единственных побуждений ревности и благоразумия. Ясно уразумели сии Святые мужи, что для грядущих веков нужно было соблюсти память деяний и учения Спасителева посредством писаний; ибо скоро могли восстать лжеучители на повреждение чистоты и простоты религии баснями и ересями, что действительно и последовало 3 по кончине Апостолов. Кроме сего пред очами своими имели пример Моисея и Пророков, кои простому преданию не вверили ни законов, от Бога данных народу Еврейскому, ни чудесных событий, утвердивших те законы, ниже прорицалищных глаголов, вещанных для поддержания надежды и веры. Св. Лука свидетельствует 4 , что он решился написать историю Иисуса Христа, став воодушевлен примером многих то учинивших прежде его, и дабы новым свидетельством паче и паче утвердить достоверность истин, всюду благовествуемых Христианами. Св. Иоанн торжественно уверяет, что он писал единственно на тот конец, да верует весь мир, что Иисус Христос есть сын Божий, и да имут живот вечный вси верующие во имя Его 5 . §3. О том, что доказательство истины книг Евангельских есть нужно

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010