Слова автора Стр. 172. «В большой части обществ новейших политическая свобода почти совершенно исчезла. Один человек является, хочет, действует, другие не что иное суть, как послушные орудия, верные исполнители его повелений». Примечание критика Да услышать блюстители общественного благоустройства и спокойствия, какие наставления преподает народам учитель прекрасного и высокого! «В большей части обществ новейших, говорит он, политическая свобода почти совершенно исчезла». Но почему так? По тому, «что в них один человек хочет, действует; другие не что иное суть, как послушные орудия, верные исполнители его повелений». А как называется общество, в котором один человек хочет, действует, а прочие суть послушные орудия и верные исполнители его повелений? Это монархия. И так, по мнению Г. Ансильйона, в новейших обществах, политическая свобода исчезла, по тому что правление их есть монархическое? И так политическая свобода только в Республиках? Только там, где нет «ни послушных орудий власти, ни верных исполнителей повелений?» Только в мятежах и ужасах революции? Опровержение Политическая свобода есть право самозаконодательства народа, а гражданская есть право делать все, законом позволяемое. Да услышать владыки земные, не республиканская ли подданными их внушает Г. критик наставления, когда утверждается, что могут они пользоваться и политическою свободою, т. е., быть составными частями верховной власти, между тем как всякой верноподданный должен быть верным только исполнителем воли своего законодателя и довольствоваться одною гражданскою свободою. «Всяка душа властем предержащим да повинуется» ( Рим.13:1 ). Слова автора Стр. 178. «Она (Христианская религия) возвратила женскому полу природное его достоинство, и извлекла из оков, в которые ввергли его общественные постановления и всеобщая грубость нравов. Рыцарство довершило дело религии, облекши самую сильнейшую страсть в нравственную красоту». Примечание критика Что студная и неистовая страсть облекается в наши времена призраком нравственной красоты, сие, говорить автор, есть дело Рыцарства в своем совершены, а в своем начале дело Христианской религии. Какая клевета на чистейшую религию!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

§ 8. Духовное образование в XIX веке     В начале XIX столетия вслед за реформой системы светского образования встал вопрос о преобразовании Духовной школы. Епископу Евгению (Болховитинову) было поручено составить «предначертание» реформы. Разработанный им план поступил на рассмотрение временного комитета, в который вошли митрополит Петербургский Амвросий, архиепископ Калужский протопресвитер С. Краснопевков, обер-священник Н. Державин, Феофилакт (Русанов), обер-прокурор А.Н. Голицын и статс-секретарь М.М. Сперанский. В 1808 году комитет завершил труды надсоставлением плана кардинальной перестройки Духовной школы.    Главная мысль проекта заключалась в отделении высшего богословского образования от среднего и низшего. До тех пор в одних и тех же школах обучались иподростки, и зрелые люди. И в Академии и Семинарии курс начинался с обучения латинской грамматике, а заканчивался богословским классом. В Академиипредполагалось впредь принимать выпускников Семинарий. «Духовные Академии, говорилось в проекте, не препоминались в поприще, им предназначенном,первоначальным и так сказать стихийным обучением наук, грамматических и исторических, займут в науках философских и богословских пространство, имприличное, и станут на чреде просвещения, высшему духовному образованию свойственной».    Академический курс рассчитан был на 4 года и разделен на 2 двухлетних отделения: общеобразовательное, на котором преподавались высшая математика, физика,философская грамматика, древние и новые языки, эстетика, всеобщая и церковная история, и специальное богословское с изучением догматики, нравственного иполемического богословия, герменевтики, гомилетики, канонического права. Выпускники Академии по окончании курса удостаивались ученых степеней кандидата имагистра.    На Академии возлагалось также научно-методическое и административное руководство Семинариями. В связи с этим образованы были Петербургский, Московский,Киевский и Казанский учебные округа. Казанскую Академию на новых началах устроить не удалось, и поэтому она временно была преобразована в Семинарию, а ееучебный округ соединен с Московским.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Лебедева за 20 лет она обратила до 6 000 осетин. По упразднении ее в 1792 г. миссионерское дело возложено было на открытое в Моздоке викариатство Астраханской епархии, епископом которого был грузин Гаий Токаов. Викариатство это существовало до 1799 г. Затем Кавказ подвергся усиленной пропаганде ислама , ослабившей все последние успехи православия. В 1814 г. русское правительство решило снова восстановить Осетинскую миссию, организовав ее на этот раз в более обширных размерах (до 24 лиц) под управлением телавского архиепископа Досифея и с содержанием от казны до 14 700 руб. в год. Действия ее пошли довольно успешно, так что за 3 года она обратила более 6 000 осетин; в 1816 г. правительство отпустило ей 24 000 руб. на строение и возобновление церквей. Особенно сильно оживилось миссионерское дело, когда в нем принял участие экзарх Грузии Феофилакт Русанов , обративший преимущественное внимание на развитие духовных средств миссии, на лучшее оглашение крещаемых, переводы богослужебных книг и строение церквей. Число обращенных при нем (1817–1821) дошло до 47 000 из разных племен; церквей устроено до 40, 29 – для одних осетин. Его преемник Иона Васильевский поддержал его дело. К 1823 г. осетины обращены были почти все; число всех обращенных из разных племен дошло до 60 900, образовавших 67 приходов. В 1840-х и 1850-х гг. число обращений доходило до 1 000 и 2 000 человек в год. Но в то же время не дремала и пропаганда ислама , особенно на востоке Кавказа, в обеих Кабардах и на Черноморском берегу. В 1820 годах в Дагестане и Чечне начало распространяться фанатическое учение, известное после под именем мюридизма, проповедовавшее безусловное повиновение имаму и казават (религиозную войну против неверных). Первым имамом был Кази-Мулла в Дагестане. Первоначальные движения фанатиков были подавлены русскими, но только на время. С 1834 г. мюридизм успел объединить всю восточную группу кавказских племен и повел длинную и упорную борьбу с русскими под начальством знаменитого имама Шамиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Физиономия государственной жизни совсем переменилась под влиянием личности молодого императора, всплыли сдержанные при Павле общественные движения екатерининского века, повеяло духом свободы мысли и слова. Духовные школы ко времени царствования Александра I Архимандрит Евгений Болховитинов . – Митрополит Амвросий Подобедов . – Проект духовно-учебной реформы. – Учреждение комитета о усовершении духовных училищ. – Всеподданнейший доклад комитета. – Преосвященный Феофилакт Русанов . – M. М. Сперанский. – План духовно-учебной реформы. Могучая волна просвещения, поднявшаяся в России в царствование Александра I, захватила и духовные школы, и захватила настолько существенно, что духовная школа, как выражается один наиболее компетентный ее историк, только с этого времени может серьезно считать начало своей истории. К началу XIX века, по характеристике другого историка духовной школы Александровского времени, быт духовных школ отражал на себе всю неопределенность их положения. Существование их, как учреждения епархиального и не обеспеченного, было подвержено всяким случайностям. Программа не была строго определена, и семинарии в этом отношении представляли большое разнообразие, не имея правильности и полноты в учебных курсах, которые могли быть изменяемы и по произволу епархиальных начальников, и по неимению учителей. Школы существовали без общего надзора, не имели общего устава и систематического устройства, им не доставало постепенности и определенности; и академии, и семинарии «вмещали в себе все предметы учения, так что круг их, стесненный в одном месте и от первоначальных познаний простираясь до самых высших наук, не имел ни надлежащего времени, ни нужного пространства». Схоластический формализм стеснял преподавание и лишал его развивающей силы и жизненности. В своих схоластических формах, науки «имели слишком суровый учебный вид, который и приобретаемые познания делал малоупотребительными для общенародного наставления, и, обманывая полуученость мнимою важностью, препятствовал углублению в основание учения». В довершение всего школа вела свое дело среди нужд и лишений, будучи обеспечена «более терпением и неутомимостью, нежели обилием пособий». Словом, все стороны школьной жизни ждали реформы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1814 году правительство решило восстановить Осетинскую миссию. В ее состав были определены 24 человека под началом Телавского архиепископа Досифея. На ее содержание из казны отпускалось 14.700 рублей. За три года миссия обратила более 6.000 осетин. В 1816 году правительство отпустило средства на строение и возобновление церквей.  Еще более оживилось миссионерское дело после 1817 года, когда в нем принял участие экзарх Грузии митроп. Феофилакт (Русанов) . Число обращенных при нем из разных племен дошло до 47.000. Церквей построено 40, для одних осетин – 29. Его преемник, экзарх Иона (Василевский), продолжал это дело. К 1823 году осетины были обращены почти все. Число обращенных из других племен дошло до 60.900. Они образовали 67 приходов. В 1840–50 годах обращались в христианство до 2.000 человек в год. Сильное противодействие христианизации кавказцев оказали т. н. мюридисты, объединившие в 1834 году всю восточную группу кавказских племен. Появился у них и крупный вождь, имам Шамиль. В 1857 году наместник Кавказа князь А. Барятинский начал планомерное наступление на Шамиля в горах Дагестана. В 1859 году Шамиль сдался и был увезен в Россию. Черкесам, вытесненным к черноморскому побережью, было предложено либо поселиться в указанных местах, либо уехать в Турцию. Около 200.000 выехало, остальные покорились. В 1860 году было открыто “Общество восстановления христианства на Кавказе”. В его распоряжение были отданы все суммы бывшей осетинской миссии (сначала оно имело светский характер и возглавлялось Наместником, затем, в 1865 году, при нем был открыт Духовный комитет под председательством Экзарха Грузии, а в 1885 году, по новому уставу, общество было полностью вверено Экзарху и подчинено Синоду). Задачами Общества были: 1. Восстановление, умножение и содержание православных храмов, назначение к ним и содержание причтов. 2. Заведение школ для образования детей горцев. 3. Организация в духовных школах преподавания горских языков. 4. Миссионерская деятельность в горных поселениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел препроводил в темнице. Неизвестно, чьи и какие были сии истории; но нет причины думать 35 , чтобы они были баснословные. Ибо священный сочинитель не охуждает их, и что сам написал историю Спасителя, то меньше для поправления оных, нежели сколько для 36 подтверждения прежде другими обнародованных истин новым свидетельством. Как бы то ни было, но имеем несомнительное доказательство сему, что Св. Лука написал свою историю до мученичества Св. Павла, которое последовало, по уверению некоторых, в шестьдесят седьмом 37 году по Р. X., а по мнению других, – в шестьдесят пятом. Се доказательство! Евангелист написал свою историю о Иисусе Христе прежде его Апостольской истории, как видно из первого стиха главы первой Деяний. Но история Апостольская была писана до последнего Павлова путешествия в Азию; следственно до возвращения его в Рим и до мученичества его же. Ибо иначе Св. Лука умолчал ли бы о сих последних проишествиях, и повествования о Апостоле не увенчал ли бы пресловутым его свидетельством о Иисусе Христе? Никакой не можно дать удовлетворительной причины, для чего сей Евангелист Апостольскую историю оканчивает первым заключением Св. Павла, если не потому, что он сочинял и довершал ее в то самое время. §12. О том, что Евангелие от Матфея, от Марка и Луки предшествовало падению Иерусалима. Первое доказательство взято пз того, каким образом Евангелисты предсказывают сие превращение Если Евангелие от Матфея, от Марка и Луки было писано до разорения Иерусалима; то какой предлог имеют подозревать, что сии св. мужи якобы не суть творцы оного? Но в самом Евангелии находится убедительнейшее доказательство, что сии книги были обнародованы до превращения Иерусалима; – и действительно Св. Матфей, Св. Марк и Св. Лука повествуют о Спасителевом предсказании, касательно конечного испровержения сего несчастного града и его храма. Образ же, каковым они повествуют, внимательного читателя заставляет чувствовать, что они писали о том прежде самого события. Без сего не выражали бы себя такими словами, кои, по-видимому, предвещают купно и разрушение света, и разрушение Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

36) Почему редко бывают счастливы в звании, коего желают, и редко несчастливы в том, которого страшились? Потому что воображение каждую вещь увеличивает, а надежда наша и страх происходят от воображения. Казалось, что в желательном для меня звании все будет соответствовать моим наклонностям, хотя бы что и противное повстречалось: надежда изменила моему чаянию, и я несчастен. Но в звании, коего я страшился, всегда нахожу меньше зла, нежели как ожидал. Я чувствую себя весьма готовым терпеть: обманутая боязнь творит меня счастливым. Зло, коего не ощущаю, служит мне вместо добра. 37) Из исполнителей закона одни повинуются с удовольствием и беспринужденно, а другие внешнее повиновение сопровождают внутренним ослушанием, ропотом и презрением. Сию погрешность они расцвечивают названием великой души, проницательного и очищенного ума. Покоряться человеку со слабостями, значит не видеть тайных пружин, им движущих, уважать своенравие… Первых считают они людьми простыми и рожденными для рабства. Откроем их малость и истинную великость презираемых ими... Вы усматриваете слабости в высшем, который вами правит; другие же взор свой останавливают на степени, куда он возведен, и дальше не простираются… Сии не меньше вас видят слабости. Но в начальнике, исполненном несовершенств, созерцают еще черты того повелителя, которому все послушно. Бог правит людьми через людей; следовательно, через служителей, не во всем совершенных. Здравый и чистый разум, разум просвещенный и руководимый верой, бросает взор свой за пределы власти человеческой, и находит там Бога повелителем себе... Повиновение, если ограничивается одной только наружностью, подобно повиновению тех отступников, которые возжигали фимиам перед кумиром, внутренне его презирая.... В гражданском и военном правительстве все покорствуют по отношению к предержащей власти: счастье возвело солдата на степень военачальника; надменнейшее благородство стекается под его знамена; оно забывает солдата и зрит в нем одного полководца. Таким образом и мы забудем человека и потщимся видеть только начальника. Недостатки относятся к человеку, а не к властелину, и я повинуюсь не иному чему, как власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

Какие баталионы для тебя страшны? Те ли, коих нежит удовольствие, или которые отнюдь не привязаны к жизни, и не взирают на опасность, коль скоро воззовет их глас должности? Таковы были Аннибаловы войска прежде, нежели вкусили Капских сластей. – 2 . Уже ли предполагаешь, что Евангельские советы простираются ко Всем людям? Самая большая сих часть призвана к общественной гражданской жизни. Монашеское состояние требует особенного Божия звания... Вот и судилища, и армия, и торговля, и села ународованные Христианами! Все для общего блага и частных выгод своего семейства обязаны трудиться со тщанием и ревностью. 3 . Воспящает брань. Государь, яко Христианин, простит обиды, причиненные ему, яко человеку; а яко Государь, знает наказать и отмстить за совещание на право его короны и владычества. Он чужд неправедной войны; праведную же и нужную готов производить неослабно. 4 . Порок не будет себе иметь преграды. В таком случае народоправители забыли бы Евангелие. Никому не возбранено защищать благо и честь свою, только чтобы сие было без ненависти и злобы. 5 . Падет торговля потому, что не будет она поддерживаема честолюбием и любостяжанием. Ответствую: напротив того Христианское общество уподобится Салантийскому Государству, описанному в Телемаке… Дух Христианства не клонится ли к презрению богатства? Так внушает он не прилагать к оному сердца, но не возбраняет снискивать законными стезями... Возымеют другие виды, и сии виды не будут достаточны к поддержанию и воодушевлению людей... Следственно люди будут токмо полухристиане, и в таком случае вожделение начнет ими управлять. Мы же предполагаем их проникнутых внушениями веры и исполненных ревности к своему долгу. За счастье почтут находиться в лишении... это правда; и все возможные меры также употребят, чтобы остановить или исправить зло... Возбранят себе все недозволенные удовольствия, а наслаждаться будут невинными, не предаваясь им. Философия в сем не противоречит Религии... Государь, взирая на себя, яко на человека и яко на отца народа, потщится соделать его счастливым и защитить его права и свободу. Народ будет тому соответствовать любовью, повиновением, уважением. Отцы для семейства своего сделают то, что Государь творит для своей державы; народоправительства удержат насилие, и сохранят порядок и согласие; народ сей будет непобедим. Не со стороны советов, но со стороны заповедей надлежит рассматривать религию, когда дело идет о совокупности людей. Присоединим также, что одна токмо религия сильна соделать человека совершенно честным; ибо она едина дает удовлетворительные побуждения к добродетели. Добродетельные, или кажущиеся быть таковыми, весьма бы различествовали, если бы не в религии были воспитаны. Ей-то одолжены сим постоянным ужасом, каковой нас объемлет при виде злодейства и всякого дурного поступка.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

Ибо человек ощущает некоторый род приятности, жертвуя долго удовольствием и сладостнейшими склонностями. Но если бы он искал сего только удовольствия, то всегда бы искал самого большего. Должность ему нравится не потому, что проливает она в его душу живое и сладостное чувствие, но что всего есть благороднее, чистее и достойнее его существа. Любовь его к совершенству удовлетворена. Таким образом с сей стороны разум остается мирен с самим собою. 7) Ты зришь себя помещенным на земле. Ты сомневаешься, Бог или другой кто даровал тебе бытие: но знаешь, что скоро или рука чья, или случай, тебя создавший, пресечет нить твоих дней; что время сие, так быстротекущее, поглотится вечностью бытия или ничтожества, и не мыслишь вопросить: откуда прихожду и камо гряду? Се есть верх безумия! Вечность уже ли не заслуживает внимания? Когда существует Бог, твой Отец и твой властитель, который вечную судьбу твою учинил зависимой от употребления времени; то может ли простить тебя в небрежении о сем исследовании? Недоумеваешь, чистое ли это предположение, или самая действительность? Следственно имеешь долг в том удостоверить себя. Г. Паскаль хорошо доказал, что вольнодумец за ничто все подвергает опасности, приняв в рассуждение, что время такое же к вечности имеет отношение, как и ничтожность к бытию. Я присоединяю, что сие справедливо, 1) в отношении к вольнодумцу не исследывающему; 2) в отношении к вольнодумцу, который, исследывая, останавливается при первом блеске правдоподобия, льстящего мыслям и склонностям его, страшась найти, чего неусердно ищет; 3) касательно вообще до каждого вольнодумца. Ибо нет возможности доказательно говорить что-либо против веры... На сие делаю следующее замечание: религия наша, по мнению неверцев баснословная, имеет особливого рода выгоду, и которая свойственна одной только истине, а именно: ничем нельзя ее опровергнуть. Если бы она была вымышлена, то во все времена, имея толикое число врагов, могла ли бы устоять против оружий, каковые им доставлял разум и страсти их сердца? К рассуждениям Паскаля присоединяю еще, что ответ вольнодумца есть самый пустой и без всякой основательности.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

Например, Св. Лука говорит, что написание первое бысть владящу Сириею Киринию 32 . Доказывают, что произошло сие при Сентии Сатурнине, бывшем главным правителем Сирийским, когда Господь наш в мир пришел. Что же можно заключить из сей погрешности (если есть какая) против Евангелия от Луки? В достовернейших Историках находят подобные же недостатки; однакож тем нимало не ослабляется к ним доверенность. Довольно сказать, что вкралась погрешность в текст Св. Луки, и что переписчики вместо Сатурнина написали Кириней. Легко было смешать имена только сходные между собой. Догадка сия не без основания. Она, кажется, подтверждена 33 Тертуллианом , который, повествуя о исчислении народа, бывшем во Иудее, когда Христос родился, говорит, что это произошло при Сентии Сатурнине. Не есть ли доказательство сему, что Тертуллиан в Св. Луке читал не Кирининей, как читали после, но Сатурнин, что согласно с историей? Но хотя бы Св. Лука написал Кириней; какой справедливый критик мог бы извлечь оттуда последствие против верности историка, или против достоверности и известности его повествования? Обстоятельства сего рода не принадлежат к Богослужению. Священные писатели духом истины направляемы и руководимы были единственно к извещению о делах жизни Спасителя, и о данных нам нравоучениях. §11. Евангельские книги писаны во время жизни Апостолов, а от Луки Евангелие – прежде мученичества Павлова Манихеи сказывали, что наше Евангелие было писано неизвестными, много спустя по кончине Апостолов. Фавст, который относил то к третьему или четвертому веку, не предложил никакого доказательства сему, хотя малейшее внимание заслуживающего. Столь он далек от того, чтобы равняться со всеобщим свидетельством как со стороны правоверных, так и предшествовавших ему лжеучителей. Но есть нечто уверительнее. Толи безрассудное предложение сие опровергается известными доводами, из самого Евангелия почерпнутыми. Уже обносимы были многие истории о Иисусе Христе, когда Святый Лука написал свою; что, вероятно, учинил 34 он в Риме в продолжение двух лет, которое время Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010