Таковы, говорю я, Андрей Критский – началовождь всех певцов и печальногласный лебедь Церкви, Иоанн Дамаскин – преискусный и сладкогласный соловей Христов, Феофан Никейский Начертанный – приятноглаголивый и песнопевнейший дрозд, Иосиф Песнописец – многогласная и звонкая ласточка верных, Иоанн Преподобный Никодим Святогорец Евхаит – медовноглаголивый и чарующий сирин Духа Святого, Митрофан Смирнский – добровещанный петел Церкви, Феодор Студит – мусикийская цикада православных, Фотий Константинопольский – щебечущая и прекрасно поющая птица Церкви, Георгий Никомидийский – благозвучная и доброславная кифара, Феоктист Студит – десятострунная псалтирь, Павел Аморийский – громокошумная лира Духа, Николай Катаскепин – духовная и стройнозвучная кинира, Афанасий Константинопольский – одушевленный орган дуновений Утешителевых, Игнатий Константинопольский – священный и гласословесный тимпан, Марк Эфесский – велегласная труба, Феодор Ласкарь – сладкогласящая сиринга, Мануил Ритор – боевой кимвал, Климент – медоречивая навла Духа, Илия Экдик – прекрасная самвика благодати, Калинник Ираклийский – пастырская кроткоувещательная свирель, Николай другой – звонкоречивый зяблик весенний, и Фекла – пресладкое эхо. И как в ветхом законе царя и пророка Давида сопровождали сыны Асафа, Идифума и иных начальников над хорами и псалмопевцами, и когда он воспевал псалмы свои пред Ковчегом завета, сопровождавший народ, взяв за основу услышанное от него, пел вместе с ним, – так и в новой благодати евангельской многие из народа (разумею священных песнописцев и певцов), одни поюще на дорийский лад, другие на лидийский, одни на фригийский глас воспевая, другие – на миксолидийский, третьи – на косвенные к ним, эти полуторного держась соотношения, а те – измеряемого как один к трем, эти – как один к восьми, а те – двойного, и во всех [перечисленных] сугубое соблюдая созвучие 7 , и попросту говоря, все гармонические соотношения искусно сочетав с особыми мелодиями, все вместе, – когда противогласно, когда согласно– из одного мусического осмогласия шестьдесят два песненных канона, единую всестройную мелодию составили, молитвенно прославляя предистинным и одушевленным Ковчегом, сиречь пред Царицей Небесной Богородицей, Богоматерний Ее лик в наиболее приличных Ее достоинству хвалебных песнопениях и испрашивая у Нее необорного предстательства в словах, преклоняющих на милость и весьма умилительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Творчество преподобного Андрея Критского , в осмыслении монахини Игнатии, помогает человеку с помощью поста и молитвы проходить земное поприще. Его покаянный канон помогает душе человека настроиться на покаянный лад. Анализируя всю богатую гимнографическую деятельность преподобного, исследовательница выделяет слова и образы из Священного Писания. Молитвословия прп. Андрея направлены в сторону пробуждения совести у человека, он учитель внутренней духовной жизни. «Все произведения его и особенно покаянный канон есть великое училище благочестия и богословия, есть деятельное обучение чад церковных, членов Церкви Христовой спасительным догматам святой веры христианской» . Разбирая церковные молитвословия святителя Германа Константинопольского, исследовательница указывает: «В их словах всегда звучит непререкаемая радость исповедания Бога, премудрых путей Его Промысла, основ спасительной веры Христовой» . М онахиня Игнатия указывает на цельность, ясность, краткость канонов и стихир святителя Германа, которые посвящены некоторым двунадесятым и великим праздникам, а также памяти святых (например, канон святым отцам пяти Вселенских соборов). В своей песнотворческой деятельности святитель очень пространно говорит о догматической составляющей Церкви, борьбе с ересями и т.д. Исследовательница выделяет общую мысль: «Чтобы люди возлюбили свет Православия, чтобы, прославляя отцов, обретали правое учение, так необходимое для их бессмертной души» . Во всех своих гимнах, а в особенности в песнопениях, посвященным св. патр. Иоанну Постнику, свт. Афанасию Великому, Александрийскому и т.д., святитель Герман возвещает о Церкви, ее святости, уклонении верных от различных ересей, особенно воспевая тех, кто потрудился в защиту христианского учения. Живя в эпоху монофелитской ереси, патриарх-песнописец в своем наследии указывает на догмат о двух естествах во Христе — Божественной и человеческий. Также он составил гимны в защиту святых икон в ответ на распространявшееся иконоборчество. Разбирая творчество преподобного Феофана Начертанного, гимны которого в настоящее время входят во все основные богослужебные книги (Октоих, Минея, Триодь Постная и Цветная – прим.

http://bogoslov.ru/article/5673562

Это мнение долго было общепринятым и подверглось обоснованной критике только в последнее время. В. ч. стоит у истоков распространения на Руси высокого иконостаса, композицию к-рого определяет полнофигурный Деисус с иконой «Спас в силах» в центре. Первым, по-видимому, был Деисус Благовещенского собора Московского Кремля, созданный Феофаном Греком в кон. XIV в. как символическая композиция, основанная на тексте Видения прор. Иезекииля ( Пуцко. 1995, 1997; Щенникова. 2000; Евсеева. 2000). Иначе осмыслена композиция Деисуса и иконостаса в целом в В. ч. Его состав увеличен за счет праздничного и пророческого рядов, к-рых, по-видимому, не было у Феофана Грека. По-особому решен центральный образ: фигура Христа устойчива, приближена к молящемуся, благословляющий жест правой руки направлен к себе, призывает к вниманию и созерцанию, что соответствует евангельским словам: «Научитесь от Меня…» Спаситель не только обращается к предстоящим, но и несет им Слово, начертанное на страницах крупного выдвинутого на первый план раскрытого Евангелия. Эту интонацию усиливают сдержанное колористическое решение и трактовка славы, окружающей Спасителя: внутренний ромб, символизирующий место постоянного и неизменного пребывания Спасителя, и красный ромб, символ Вселенной, имеют равную величину ( Кочетков. 1994. С. 52), благодаря чему они предстают как математическая модель мироздания. Сретение Господне. Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (ГТГ) Сретение Господне. Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (ГТГ) В Деисусе предстоящие святые изображены в молитвенных позах, их жесты сдержанны, не повторяются, и, т. о. создается духовная атмосфера, к-рая сопоставима с изображением «Евхаристии» в монументальной живописи ( Ильин. 1970. С. 35). Важными для образов Деисуса В. ч. являются темы покаяния, внутреннего преображения, что подтверждает и текст свитка в руках у Иоанна Предтечи. Вознесение Господне. Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (ГТГ) Вознесение Господне.

http://pravenc.ru/text/Васильевский ...

И прославляет паче Моисея, покрывавшего пред народом … получаемым блеск лица своего покрывалом ( 2Кор. 3:7–11 ). «Ибо, – говорит Апостол, – если служение смертоносным буквам» (смертоносным потому, что они не только угрожали смертью нарушителям закона, но и не могли отвратиться от них), – если это служение «начертанное на камнях (разумеются скрижали закона), было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей (свет лица Моисеева блистал только временно, а потом потухал), то не гораздо ли более должно быть славно служение духа» ( 2Кор. 3:7–8 ), а «оправдания» ( 2Кор. 3:9 )? Превосходство новозаветного служения над ветхозаветным так велико, по Апостолу, что слава служителей последнего, хотя бы самого блиставшего светом Моисея, даже и в сравнение не может идти со славой служителей нового завета. «То прославленное (т. е. ветхозаветное служение) даже не оказывается славным по причине преимущественной славы последующего» ( 2Кор. 3:10 ); ибо оно не преходящее (как ветхозаветная религия), а пребывающее ( 2Кор. 3:11 ). Весьма характерны слова Св. Златоуста о смертоносности букв ветхозаветного закона и животворности новозаветной благодати. «Закон, если поймает убийцу, то осуждает его на смерть, а если поймает убийцу благодать, то она освящает и оживляет его. Но что я говорю об убийце? Закон и того схватил и побил камнями, который собирал дрова в субботу! Вот что значит – письмя убивает! Напротив, благодать ловит бесчисленных человекоубийц и разбойников и, омывши их водами крещения, разрешает от прежних зол. Вот что значит: «дух животворит!» в) В-третьих, новозаветное учение, как само светло, так и для других просветительно ( 2Кор. 3:12–13 ). Если символ покрытого светоносного Моисеева лица означал, что под вещественностью стихийного ветхозаветного служения скрыт умный свет (Еп. Феофан), недоступный для ослепленных умов еврейских; то новозаветные проповедники напротив, «действуя с великим дерзновением» ( 2Кор. 3:12 ), сей самый свет (т. е. Христа) и объявляют теперь без всякого прикровения верующим. И если переходящий блеск лица Моисеева означал преходящее значение всего завета ветхого (Св. Златоуст и Феодорит), а Моисей для того и «полагал покрывало на лицо свое, чтобы сыны Израилевы (еще не могшие вынести прямое слово о конце закона – Еп. Феофан), не взирали на конец преходящего» ( 2Кор. 3:13 ), то напротив, новозаветные проповедники совсем «не имеют нужды в покрывале (т. е. в символизме и несмелых намеках), а дерзновенно и прямо беседуют с верующими, которые пользуются лучом умного света» (Феодорит) к постижению и восприятию проповеди о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1Фес. 4, 13 ). Для имущих упование надгробное рыдание о возвращении в землю растворяется мыслью о том, что это совершается по Божию повелению. А что повелено Богом, то все – благо. Поэтому христианин и рыдая хвалит Господа, его надгробное рыдание сплетается с ангельской хвалой Бога: “аллилуия”, которая сама по себе никогда не может быть рыданием, а всегда, даже в заупокойных последованиях, остается ангельской хвалой 13 ». В Следованной Псалтири помещается особый канон о едином усопшем. Употребление этого канона наряду с канонами о усопших 8-и гласов удобно тем, что упоминание об усопшем в нем – в единственном числе, тогда как в канонах о усопших – во множественном, и поэтому нет нужды приспосабливать текст к поминовению одного или многих. Для удобства чтения мы даем этот канон отдельно для усопшего (муж. род) и усопшей (жен. род). Канон о едином усопшем поется на 8-й глас; начинается он с молитвы о самих молящихся – с просьбы подать нам слово для усердной молитвы. В нем отсутствуют обращения к мученикам, а в третьем тропаре (на «Слава») каждой песни, кроме последней, прошения о усопшем (и о нас самих) обращены к Святой Троице. Мы с дерзновением и упованием просим Господа о милости к нашему усопшему, с которым, может быть, совсем еще недавно «многажды вкупе снидохомся, и в дому Божии вкупе пояхом» 14 , и он молится вместе с нами: «Я преступил заповедь, которую Ты дал мне, и стал смертным, но Ты, Христе Боже, сошедший во гроб и воскресивший души от века умерших, не возстави меня на мучение, но на покой». В древнерусских «Псалтирях» перед каноном о едином усопшем имеется следующее предисловие от лица усопшего, обращенное к своему духовному отцу. Оно может быть обращено и ко всем, кто мог бы молиться о нем 15 . Предисловие к канону о усопшем Духовный мой отец и господин, имярек, сотвори мне, Бога ради, последнюю любовь и таковую милость: пой за меня этот канон на третины (третий день), на девятины (девятый день), на четыредесятины (сороковой день). Если же не сможешь этого исполнить, то пропой его хотя бы в один из этих дней или в другой какой-либо день, только прежде сорочин (до сорокового дня).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

Истовость и разумность богослужения не замедлит дать результаты. «В самих себе будем иметь свидетельство о дивных делах Бога живого, вселяющегося и ходящего в своих рабах» (ср. 2Кор.6:16 ). На себе познаем мы силу слова: «Если служение смертоносным буквам, начертанное на камнях было так славно, то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?» ( 2Кор.3:6–7 ). Аминь. О чтении литургийных молитв вслух «Как в предшествовавшее время, так и в III веке, все молитвы читались вслух». (Собрание древних литургий восточных и западных с переводами на русский язык составлен, редак. «Христианское чтение» изд. при С.-Петербург. Дух. Акад. 1875 год. выпуск 1. стр. 10.). " Молитвы, совершаемые в литургии, у древних читаемы были священником не тайно, как ныне; но во услышание всего народа. Ибо при заключении каждой ектении возглашает дьякон: «премудрость!» Сие возглашение явно показывает, что люди должны себя только приуготовить к слышанию чего-либо важного; но в сем месте иного, ни в древних, ни в нынешних литургиях не обретается, как только сии священнические молитвы». (Историч. догматич. и таинствен, изъяснение на литургию. Собран. Проф. Иваном Дмитревским изд. четвертое. Москва 1856 г. § 75 стр. 220.). Законоположение Императора св. Иустиниана (529 г. По Р. Х. память 14 ноября) «Повелеваем всем епископам и пресвитерам не в молчании (тайно); но с возглашением, во услышание православною народа Божественное возношение (Евхаристию) совершать, что бы тем души слушающих, к большему восстановлены были умилению и славословию Божию. Тако бо и божественный Павел учит, говоря: «если ты будешь благословлять духом (тайно), то стоящий на месте простеца как скажет «Аминь», при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается». ( 1Кор.14:16–17 ) «сих убо ради, прилично есть, чтобы святое возношение и прочие молитвы с возгласом от святейших епископов и пресвитеров, произносимы были Богу нашему Иисусу Христу со Огнем и Святым Духом». (Кодекс Иустиниановских «Новых заповедей» гл. 137).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Последние слова показывают, что Феофан Начертанный, видимо, не знал о том, что папа Лев не принимал личного участия в заседаниях IV Вселенского собора. Однако символическое уподобление римского папы ветхозаветному пророку, явившемуся заседавшим в Халкидоне епископам, хотя и не отвечает историческим обстоятельствам, ясно демонстрирует представления гимнографа об иерархических отношениях понтифика и собора. Наконец, в финале канона (песнь девятая) содержится резюмирующая характеристика «всеславного» папы Льва как иерарха – своеобразный итог песнопения, где понтифик назван «истинным патриархом», которому принадлежит церковное «первостояние» (в болгарских рукописях XIV в. – «пръвосдалище») как «престола», так и «чина» (в оригинале: «…προεδρεα τε κα θρνοι κα τγματα, Λον πανλβιε…») 30 . Как показывают приведенные цитаты, византийский гимнограф прославлял первоиерарха христианского Запада не только за его выдающуюся роль в борьбе с монофиситами, но также – фактически вопреки 28-му правилу Халкидонского собора – специально подчеркивал верховный статус папы Льва в отношении духовного авторитета и церковно-юридических прерогатив, обусловленных положением преемника «апостольского престола» св. Петра. Это выделяет сочинение Феофана Начертанного как необычное для православной гимнографии произведение, исторические обстоятельства создания которого нуждаются в объяснении. Еще Г.А. Острогорским была предложена интерпретация мотивов византийского иконоборчества, связанных, по мысли исследователя, с христологией монофиситов 31 : отрицание человеческого во Христе влекло неприятие изображений Бога как кощунства и ереси. В соответствии с этой интерпретацией И. Мейендорф также полагал, что «монофиситство тайно или явно снабжало иконоборцев сутью их богословских аргументов» 32 . Поэтому прославление папы Льва как инициатора борьбы с монофиситами можно было бы счесть естественным для Феофана как православного сочинителя, пострадавшего от иконоборческих гонений. Это, впрочем, не объясняло бы превознесения в каноне иерархического статуса папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pe...

Так устроившись, соберитесь еще глубже внутрь себя – и ждите Господа в благоговейном безмолвии, с желанием и страхом, с горячим усердием и бодренным вниманием. Не суетитесь и ничем внешним не развлекайте себя. Всячески сохраните сие теплое внутрь-пребывание, которое стяжали вы говением и молитвами и которое особенно осенило вас или осенит после полной и искренней Исповеди. Об одном только попекитесь: дары приготовить Господу и разложить их все по приличным местам. Сторонних даров не принимает Он: в себе самих ищите их и, как Он Сам дает Себя вам, то и вы себя, со всеми силами естества своего, готовьтесь принесть Ему в жертву. Расположитесь принесть Ему, прежде всего, свое лицо – сознание и свободу, чтоб в Нем исчезать и Его воле единой во всем покорствовать. И этот дар – высший – положите на первом месте под святыми. Затем по правую сторону положите готовность Господу посвятить все силы души: разум с обещанием иметь его верным хранителем истин, Господом принесенных на землю, волю со всеми желаниями, расположениями, обещая не давать ей свободы выступать из пределов, заповедями Господними начертанных, сердце со всеми чувствами и сочувствиями, обещаясь заглушить в нем всякий вкус к плотскому, нечистому, страстному и воспитать один вкус к тому, что чисто, свято и небесно. По левую сторону положите готовность Господу посвятить все силы тела, обещая всякое воздержание от чувственных удовольствий, хранение чувств зрения и слуха, обуздание языка, связание вольнодвижений, умеренность в пище, сне и отдыхе, неленостность в труде, удаление от пустых развлечений и всестороннюю степенность поведения. Заготовив все сие внутрь себя и расположив богоприлично, в напряженном держите себя внимании, возгревая в сердце теплое и желательное к Господу устремление, одно еще только соображение делая, как в первый раз принять Господа, когда приближится и внидет. Ведайте, что сие совершается Божеским Ему поклонением, которое должно изречь и исполнить все существо человека, и, ведая, готовьтесь к тому, делая предварительные в сем опыты и упражнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Церковь мучеников Преподобный Максим Исповедник      «С первого дня своего существования Церковь была, есть и будет мученической. Страдание и гонение является для Церкви Божией атмосферой, в которой она непрестанно живет. В разные времена и гонение это бывало различным: иногда — явным и открытым, иногда — скрытым и вероломным», — писал сербский богослов преподобный Иустин (Попович). Вплоть до VII века тысячи христиан претерпевали притеснения и гонения в Персидской империи. Мученический венец приняло множество епископов и священнослужителей, а еще больше простых мирян — мужчин и женщин. Немало мучеников пострадало и в других языческих странах, например в Готфских землях. Готфские мученики      С особой изощренностью православных преследовали ариане. Так, в V веке в Северной Африке от захвативших эти земли вандалов, исповедовавших арианство, было убито шестьдесят два священника и триста мирян. От еретиков-монофелитов пострадали преподобный Максим Исповедник и два его ученика. Им отрубили правые руки, чтобы они не могли писать в защиту Православия, и всех троих отправили в ссылку, где они вскоре и скончались. Жестокое гонение на православных предпринимали императоры-иконоборцы . Особенно пострадали в эти дни монахи, мужественные защитники православного учения о святых иконах. Историк описывает надругательства над православными при императоре-иконоборце Константине V: «Многих монахов умертвил ударами бичей и даже мечом и бесчисленное множество ослепил; у некоторых обмазывали бороду спуском воска и масла, подпускали огонь и таким образом обжигали лица их и головы; иных после многих мучений отсылали в изгнание». Пострадал от этих гонений святитель Никифор, патриарх Константинопольский. Двум братьям-монахам Феофану и Феодору на лице выжгли оскорбительные стихи (за это братья получили прозвания Начертанных). В начале VII века в Аравии возник ислам и стремительно завоевал Ближний Восток и Северную Африку. Немало христианских мучеников пострадало от них. Так, в 845 году в Аморрее за отказ отречься от Христа приняли смерть сорок два мученика.

http://pravoslavie.ru/104485.html

В различных редакциях Иерусалимского устава , начиная с древнейших, напр. Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв., память О. отмечена под 10 нояб. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33). В первопечатных греч. Типиконе 1545 г. и московском 1610 г. 10 нояб. служба О. соединяется со службой апостолам Олимпу, Родиону и др. и с рядовой службой Октоиха; О. назначается канон и цикл стихир; в греческом Типиконе также упоминается отпустительный тропарь О. 1-го гласа. В пореформенном издании московского Типикона 1682 г., лежащем в основе совр. Типикона РПЦ, 10 нояб. О. не упоминается и служба ему не указана. Однако в совр. рус. Минею богослужебное последование О. включено (см.: Минея (МП). Нояб. Ч. 1. С. 280-285). Богослужебное последование О., содержащееся в совр. греческих и русских богослужебных книгах, состоит из отпустительного тропаря 4-го гласа «Удов отсечение...» (Минея (МП). Нояб. Ч. 1. С. 280-281; этот же текст в совр. греч. Минее указан в качестве седальна - см.: Μηναον. Νομβριος. Σ. 118); анонимного канона с акростихом Τος σος, Ορστα Μρτυς, θλους ανσω (Твои, мученик Орест, страдания восхвалю) 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Τας θε º κας καταστραπτμενος (Божественными блистаемь); цикла стихир-подобнов. По рукописям известны песнопения О., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак Τν ν βασναις ττητον στρατιτην (В муках непобежденного воина...) с икосами ( Амфилохий. Кондакарий. С. 73, 168); общий канон О. и апостолам Олимпу, Родиону и др. предположительно авторства Феофана Начертанного без акростиха 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Τος κλεκτος τν ποστλων συλλπτορας (Избранных апостолов помощников) (Ταμεον. Σ. 90). Е. Е. Макаров Иконография Мч. Орест. Миниатюра из Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 266v) Мч. Орест. Миниатюра из Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 266v) Одно из самых ранних изображений О. находится на миниатюре Минология XI в. из афонского мон-ря Эсфигмен (Ath. Esph. Cod. 14. Fol. 136-136v). Его образ представлен также в месяцеслове Служебного Евангелия кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 266v) под 10 нояб. и в Минологии Димитрия Палеолога, деспота Фессалоники (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16v, между 1322 и 1340). Погрудное изображение святого имеется в ц. вмч. Димитрия в Марковом мон-ре на сев. стене (1366-1371).

http://pravenc.ru/text/2581513.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010