Совесть, по учению святых отцов, – это сила души, «чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла. Совесть – естественный закон», как пишет свт. Игнатий (Брянчанинов); это «голос Бога в душе», «законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей» (свт. Феофан Затворник). Так как мы находимся в состоянии падения, наши отношения с собственной совестью требуют много трезвения, рассудительности, честности Но всегда ли она действует правильно? Мнение, что совесть в нас безупречна, очень распространено. Если совесть нас укоряет, мы обычно тревожимся, если она молчит, мы уверены в своей правоте. А между тем, так как мы находимся в состоянии падения, все намного сложнее, и наши отношения с собственной совестью требуют много внимания, трезвения, рассудительности, честности. И, конечно, в первую очередь – благодатной помощи Божией. Рассмотрим несколько заблуждений, которые могут дорого стоить тем, кто следует им. 1. «Совесть – это закон, начертанный Богом в сердцах людей. Разве она может ошибаться?» Так думают многие. Но, увы, это заблуждение, и совсем небезобидное. Действительно, совесть – это «голос Бога в душе». «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, …который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон», – пишет прп. авва Дорофей. Пока человек жил в воле Божией, в благодатном единении со Святым Духом, совесть действовала в нем правильно. Но грехопадение, лишив человека благодатного общения с Богом, разрушило всю его природу. И совесть, как и все силы души, повредилась и исказилась. По образному выражению свт. Феофана Затворника, «совесть в падшем состоянии – разбитое зеркало». Свт. Феофан объясняет, почему в результате грехопадения изменяется действие совести: «Уже по тому самому, что грешник отделился от Бога, должно ожидать, что совесть у него не может быть исправна; ибо если она есть, то голос Бога в душе (законодатель), то око Его (свидетель), то наместница Его правосудия (судия и воздаятель), то при отпадении от Него все сии Божественные, так сказать, наития на нас через дух должны ослабеть и умалиться в числе и силе. Сверх того, совесть не действует одна, отдельно, а берет себе в посредники и орудия другие силы: рассудок, волю, силу чувствования. Если сии расстроены в путях своих, то и от совести нельзя ожидать правой деятельности».

http://pravoslavie.ru/155477.html

Господи, Господи… Мы не ждем ничего особенного от людей, которые с нами лично близко не общаются и никак себя особым образом не зарекомендовали. Ни плохого, ни хорошего. Ну, видимся, там, на работе, во дворе, на лестничной площадке, в транспорте общественном иногда пересекаемся. 27 марта, 2013 Мы не ждем ничего особенного от людей, которые с нами лично близко не общаются и никак себя особым образом не зарекомендовали. Ни плохого, ни хорошего. Ну, видимся, там, на работе, во дворе, на лестничной площадке, в транспорте общественном иногда пересекаемся. Что каждый из нас на самом деле имеет в виду, когда говорит: «Господи, Господи…»? Задуматься над этим предлагает протоиерей Игорь Прекуп. Прп. Ефрем Сирин и мы вслед за ним обращаемся ко Христу: «Господи и Владыко живота моего!» Уместно для начала вспомнить кажущееся противоречие: апостол Павел в качестве условия спасения выдвигает «исповедание устами Иисуса Господом» (Рим. 10; 9), но Спаситель предостерегает: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное…» (Мф. 7; 21). Противоречие мнимое, потому что Господь продолжает: «…но исполняющий волю Отца Моего небесного». Эта же мысль содержится и в словах Апостола об исповедании Христа устами, потому что исповедание устами предполагает внутреннее принятие Его, а «приемлющий пришедшего Обетованного, верою прилепляется к Нему, а прилепляющийся к Нему бывает един дух с Ним (см. 1 Кор. 6; 17). Дух же Его есть совокупность всех святых чувств, расположений и стремлений, требуемых заповедями и составляющих исполнение их». Ибо, «кто воистину верует, тот спасен; но потому, что по устроению веры он бывает исполнителем всех заповедей, кои носит начертанными в сердце, во святых чувствах и расположениях, Духом Святым там созидаемым» ( свт. Феофан Затворник ). Почтительно называя Христа Господом и владыкой своей жизни, мы не можем не вспомнить и других слов: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15; 8). Дело не только в том, что без жизни по вере почтительное обращение к Богу — всего лишь реверанс, фигура этикета, не более. Нет, к сожалению, все значительно хуже.

http://pravmir.ru/gospodi-gospodi/

Канон великомученику Пантелеимону: Атлет Христов Что удивительного нам откроет греческий текст при сопоставлении с церковнославянским, таким привычным и родным слуху? 8 августа, 2012 Что удивительного нам откроет греческий текст при сопоставлении с церковнославянским, таким привычным и родным слуху? Торжественная поэма из девяти песней («канон»), посвященная великомученику Пантелеимону , была написана в IX веке святым исповедником Феофаном Начертанным, братом Феодора Начертанного, принявшего мученическую смерть во время иконоборческих гонений в Византии. Св. Феофан, разделив с братом темницу и страдание за православную веру, написал много канонов, среди них также канон, посвященный св. Феодору. Рассмотрим эту прекрасную поэму – ведь читается она всего лишь раз в год, в остальное время ее замещают акафистом святому. Акафист Пантелеимону любим церковным народом и стал своеобразным «духовным кантом», в котором многие страждущие черпают утешение во дни болезни и болезней своих близких. Тем не менее нельзя забывать ту классику византийской духовной поэзии, которая вдохновляла авторов лучших церковнославянских акафистов, нанизывавших образы древних авторов, словно жемчужины, на простую нить. Фото: Loukia, orthphoto.net Итак, канон святому великомученику и целителю Пантелеимону. Его акростих: «Пантелеимона, изрядного мученика, пою». В греческом тексте стоит слово «мартир» — именно мартирами, свидетелями Христова Воскресения, называли мучеников в Ранней Церкви. Что же еще удивительного нам откроет греческий текст при сопоставлении с церковнославянским, таким привычным и родным слуху? По отношению к святому Пантелеимону употребляется «терминология», которая использовалась  в до-христианской античности по отношению к богам и обожествленным людям (например, императорам) – «блаженный» («макариос»), «благой» («агафос»), и, наконец, «спаситель»(«сотер»). «Приступль усердно ко Христу, прежде скончания еже о Христе, мертвеца первее воздвигл еси. Ныне же мя, пребогате, умерщвена греховным угрызением, твоими молитвами, о Пантелеимоне, оживотвори» (Канон святому)

http://pravmir.ru/kanon-velikomucheniku-...

Подпишитесь на наш Телеграм Мы часто как-то не осознаем, что богослужение состоит из поэзии: что особенно интересно в контексте споров «можно ли православным заниматься творчеством». Если само богослужение — творчество, то почему же нельзя? Вообще в любом разговоре о христианстве и культуре надо помнить, что Церковь создала огромную прекрасную культуру. Собрали три книги о церковной поэзии. « Церковные песнотворцы»  монахини Игнатии (Петровской) — классический труд о святых поэтах. «Церковные песнотворцы» блестяще совмещают объективность научного очерка, глубину духовного размышления и богословский анализ. Читатель найдет в книге монахини Игнатии очерки о творчестве Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Германа Константинопольского, Кассии Константинопольской, Феофана Начертанного, Феодора Студита, Иосифа Песнописца, русских гимнографов. А. Л. Беглов в предисловии к книге пишет: «Там, где профессиональные исследователи остановятся в сознании, что за этой гранью уже не работают их методы, монахиня Игнатия берется за перо. Имея форму научных статей, ее труды кардинально отличаются от них по сути, преследуют иные цели. Первая опубликованная статья монахини Игнатии, посвященная творчеству преподобного Космы Маюмского, имеет подзаголовок «Духовные размышления». Эти слова наиболее точно раскрывают специфику ее работ. Почему именно ее размышления над древними песнопениями ценны для нас? Прежде всего потому, что ее взгляд — это взгляд человека, укорененного в Предании. Прежде чем взяться за перо, монахиня Игнатия в течение 60 лет воспитывалась ежедневным чтением службы, вниманием к праздничному богослужению в храме. Она многократно ПРОЖИЛА весь церковный год, впитала в себя почти каждую строчку наших богослужебных книг. Церковные гимны перестали быть для нее сухими и слишком далекими, раскрылись во всей своей красоте и глубине. Их авторы стали ей близки и понятны, подлинно стали ее ДРУЗЬЯМИ. Поэтому большинство статей этого тома — творческие персоналии песнотворцев. Монахиню Игнатию интересует прежде всего духовный облик песнописца, неповторимые черты его души, нашедшей себя в предстоянии Богу и выразившейся в слове. Общее для всех песнописцев — устремление к Единому Богу и поэтический дар. Душа и путь каждого неповторимы, и слово их выражает одно стремление бесконечно многообразно.

http://blog.predanie.ru/article/tserkovn...

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие части: V Вселенский Собор. Миниатюра афонской рукописи XVI в. Трулльский Собор, названный так по палате императорского дворца, в котором он проходил, созван был при Патриархе Константинопольском Павле III для решения исключительно дисциплинарных вопросов, которые не рассматривались ни на V, ни на VI Вселенских Соборах. Ему предшествовал еще один Собор, созванный для проверки вначале оказавшихся в частных руках, а затем переданных в императорский архив актов VI Вселенского Собора. В нем участвовали патриархи Константинопольский Павел и Антиохийский Александр, как и его предшественник Феофан, постоянно пребывавший в Константинополе. Собор удостоверился в подлинности сохранившихся соборных актов, о чем император Юстиниан II сообщил папе Иоанну в послании, датированном 14 марта 687 г. Трулльский Собор открылся 1 сентября 691 г. и заседал ровно год, до 31 августа 692 г. На нем присутствовали 227 отцов — епископов или их представителей. Результатом его деяний стали 102 канона, которые в православной традиции рассматриваются как правила VI Вселенского Собора. Иногда этот Собор, считающийся продолжением VI Вселенского, называют Пято-Шестым, чтобы таким образом символически обозначить присутствие в каноническом корпусе правил всех Вселенских Соборов. Сохранился перечень участников Трулльского Собора, поставивших свои подписи под принятыми им правилами. На первом месте стоит начертанная киноварью подпись: «Флавий Юстиниан, верный во Христе Иисусе Боге император римлян, согласившись со всем, что определено, и оставаясь верным, подписал» . Затем в акте оставлено место для подписи епископа Рима, которая так и не была поставлена. Свои подписи начертали патриархи: Константинопольский Павел, Александрийский Петр, Иерусалимский Анастасий, Антиохийский Георгий — именно в такой последовательности, вопреки принятому уже к тому времени диптиху. За патриархами следует подпись «Иоанна, епископа нового Юстинианополя» , возглавлявшего церковь, признаваемую автокефальной.

http://pravoslavie.ru/105646.html

святитель Мефодий I, патриарх Константинопольский, исповедник (788/800–847) Догматическое богословие святитель Мефодий I, патриарх Константинопольский, исповедник Пострадал от иконоборцев. Председательствовал на Поместном Соборе, восстановившем иконопочитание, составил чинопоследование «Торжества Православия». Родился в Сицилии, в богатой семье. По призванию Божию, еще в молодости, ушел в монастырь на острове Хиос и обновил его на свои средства. Подвизался также в обители Хинолакковой в Триглии. В царствование иконоборца Льва Армянина (813–820) занимал высокую должность апокрисиария при святителе патриархе Никифоре . Был послан патриархом в Рим с поручением к папе и задержался там. В это время Лев Армянин сверг святителя Никифора с престола и возвел на него иконоборца Феодота Мелиссинского, по прозванию Касситер (815–822). После смерти Льва Армянина святой Мефодий возвратился на Восток и в сане пресвитера неустанно боролся против иконоборческой ереси. Император Михаил Косноязычный (820–829) вначале показывал себя милостивым и освободил многих заключенных его предшественником за почитание икон, но после возобновил гонение на Православие. Святой Мефодий был заключен в темницу в Акрите. После смерти Михаила Косноязычного воцарился сын его Феофил (829–842), также иконоборец. Более образованный, чем его отец, он освободил святого Мефодия, как человека ученого, превосходно сведущего в делах не только церковных, но и гражданских. Получив свободу, святой Мефодий возобновил борьбу с еретиками. Император некоторое время его терпел, после поражения в войне против арабов обрушил свой гнев на святого Мефодия, говоря, что Бог покарал его за то, что он приблизил к себе «идолопоклонника», как иконоборцы называли почитателей святых икон. Святой Мефодий возразил, что Господь прогневался на него за поругание Своей святой иконы. Святого предали истязаниям, ему нанесли множество ударов по щекам, отчего челюсть его была раздроблена. На его лице остался безобразный шрам. Святой Мефодий был сослан на остров Антигон и вместе с двумя разбойниками заключен в глубокой пещере. В мрачной темнице, куда не проникал солнечный свет, святой Мефодий томился 7 лет до смерти императора Феофила. В то время, изгоняемые в заточение святые иноки-исповедники Феодор и Феофан Начертанные послали святому Мефодию приветствие в стихах, узник тоже ответил стихотворным приветствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Konsta...

Феодоровская икона. Христос – Тот, Кого не удержать никому На иконе Младенец шагает вперед, недержимый и неудержимый Богоматерью, чья стройная фигура напоминает очертания церкви. Под ногами Его — очертания мафория, напоминающие чрево земное, великую бездну смертную. От чистого чрева Богоматери пришел Бог на землю, пришел на смерть… 29 августа, 2013 На иконе Младенец шагает вперед, недержимый и неудержимый Богоматерью, чья стройная фигура напоминает очертания церкви. Под ногами Его — очертания мафория, напоминающие чрево земное, великую бездну смертную. От чистого чрева Богоматери пришел Бог на землю, пришел на смерть… «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный»,  — в восторге созерцания воскликнул византийский гимнограф-песнопевец. Лик Христов, как начаток нового человечества, новой вселенной, сияет на белом полотне Плащаницы — праздник в честь Феодоровской иконы и праздник в честь Нерукотворенного Образа приходятся на один день. Неописанный — в греческом тексте это не означает «неописуемый». И, действительно, Христос — это Слово, ставшее плотью, обитавшее с нами (Ин. 1:14) — отчего же Он неописанный? Значит, правы были императоры-иконобрцы, а неправы — святые исповедники и защитники икон, гимнографы и иконописцы, преподобный Феодор Студит, Феофан и Феодор Начертанные и преподобная Кассия, написавшая гимн Великой Субботы , гимн Воскресшему? Неописанный — буквально по-гречески: это «περγραπτος «, «апериграптос» — Тот, вокруг которого нельзя обвести удерживающую окружность, неудержимый. Да! — неудержимо стремится Он спасти Адама, стремится Он в смертную бездну — до последней черты, чтобы впотьмах найти, нащупать и, отогрев, вынести на свет Свой Божий Адама, и дальше устремляясь с ним в невыразимые божественные выси. «Смысл, глубина, ни с чем в мире не сравнимая красота этой службы в том, что, совершаемая у гроба и вокруг смерти, она есть созерцание, явление необычайности, новизны этой единственной смерти этого единственного человека. „О Жизнь! Как ты умираешь? Как можешь ты вселиться в гроб?“ Вот вопрос, который задаем мы Христу, лежащему во гробе. И постепенно приходит ответ.

http://pravmir.ru/feodorovskaya-ikona-xr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАН Мч. Иулиан. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Мч. Иулиан. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) (нач. IV в.), мч. (пам. 16 марта, 21 июня; пам. визант. 18 марта, 24 июня). В честь этого мученика свт. Иоанном Златоустом было составлено Похвальное слово (BHG, N 967). Сохранились Мученичество (BHG, N 966) и фрагмент др. Мученичества (BHG, N 965), к-рое исследователи считают древнейшим, и сокращенные Жития (BHG, N 967d, 967e), в т. ч. в Императорском Минологии 1034-1041 гг. ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 83-87). И. происходил из Аназарва в Киликии (М. Азия). Его отец, сенатор, был язычником, а мать, которую звали Асклипиодорой,- христианкой. Овдовев, Асклипиодора с сыном переехала в Тарс, поэтому свт. Иоанн Златоуст называет И. «согражданином» ап. Павла. Она воспитала отрока в христ. благочестии. Во время гонений на христиан в правление Диоклетиана (284-305) 18-летний И. был схвачен и приведен в Эги на суд к игемону Маркиану. Видя, что И. не боится казни, правитель решил сломить его долговременными мучениями - в течение года святого водили по разным городам Киликии и подвергали истязаниям, но он оставался непреклонен в исповедании христианской веры. «Мучители употребляли в действие огонь, железо, пытки; употребляли истязания, мучения, бичевания; совершенно истерзали ребра его» ( Ioannes Chrysostomus. Ad homiliam in sanctum Julianum martyrem//PG. 50. Col. 670 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвала св. мч. Юлиану//Творения. Т. 2. Кн. 2. С. 718). В каноне, составленном прп. Феофаном Начертанным , И. назван великомучеником (Ταμεον. Σ. 223. N 683). Перед казнью мать И., следовавшая за сыном из города в город, обратилась к правителю с просьбой позволить ей побыть с ним в темнице, чтобы склонить к принесению языческих жертв. Но вместо этого она укрепляла И. в его намерении достойно выдержать испытания. Спустя 3 дня на суде они исповедали христ. веру. Асклипиодоре после мн. истязаний отрубили ступни, и через нек-рое время она скончалась. И. зашили в мешок, наполненный песком, змеями и скорпионами, и утопили в море. Тело И. было вынесено волнами на берег, где его нашла благочестивая вдова из Александрии и с почестями предала погребению. Согласно Императорскому Минологию, вдова обрела мощи на побережье в месте, называемом Вафей, недалеко от Антиохии. Мощи И. были перенесены в Антиохию, где построили храм во имя этого мученика. Свт. Иоанн Златоуст свидетельствовал, что от мощей происходили исцеления бесноватых.

http://pravenc.ru/text/1237799.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕМИЛИАН [греч. Αμιλιανς] († после 815), исп. (пам. 8 янв., 8 авг.), еп. Кизический, преемник еп. Николая, участвовавшего во Вселенском VII Соборе в 787 г. ( Mansi. T. 13. Col. 381). Точное время рукоположения Е. неизвестно. Возможно, он упоминается в «Хронографии» прп. Феофана Исповедника в числе участников совета в имп. дворце (наряду с К-польским патриархом св. Никифором I (806-815) и Никейским митрополитом), к-рый был созван 1 нояб. 812 г. для обсуждения военной кампании против болгар ( Theoph. Chron. P. 498-499). Исп. Емилиан, еп. Кизический. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Исп. Емилиан, еп. Кизический. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) В период возобновления иконоборческой политики при имп. Льве V Армянине (813-820) Е. был защитником иконопочитания и сторонником невмешательства гос-ва в дела Церкви. Вместе с патриархом Никифором и др. православными епископами (сщмч. Феофилактом Никомидийским, свт. Михаилом Синадским, сщмч. Евфимием Сардским , свт. Иосифом Фессалоникийским ) он присутствовал на аудиенции 24 дек. 814 г. в имп. дворце, во время к-рой император попытался инициировать дискуссию об иконах. В связи с этим событием Е. упоминается в Житии прп. Никиты Мидикийского и в 2 версиях Жития сщмч. Феофилакта Никомидийского. После низложения патриарха Никифора и иконоборческого Собора 815 г. Е. был отправлен в ссылку, где и скончался. Исп. Емилиан, еп. Кизический. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Исп. Емилиан, еп. Кизический. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Краткое сказание о Е. содержится под 8 авг. в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), а также в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.), где он назван великим священномучеником. В визант. синаксаре семейства C (по классификации И. Делеэ) XII в. после повествования о Е. по ошибке переписчика следует Житие св. Мирона, епископа Критского . В палестино-груз. календаре X в. память Е. отмечена под 9 авг. ( Garitte . P. 83). В Последовании, написанном исп. Феофаном Начертанным (Граптом), память Е. находится под 8 янв. ( Σωφρνιος. Σ. 18-19).

http://pravenc.ru/text/189947.html

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Вторник, 9 января 2024 г. (27 декабря ст.ст.) Седмица 32-я по Пятидесятнице Глас 6, Поста нет Попразднство Рождества Христова . ап. от 70-ти первомч. и архидиакона Стефана (34) . прп. Феодора Начертаннаго, исп. (ок. 840). прп. Вонифатия Феофановскаго, Киевскаго, игумена (1871). свт. Феодора I, архиепископа Константинопольскаго (ок. 686). сщмч. Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского (1919). мц. Антонины Брянских (1937). Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Иак.3:1-10 Ев.- Мк.11:11-23 ап. от 70-ти: Лит.: Ап.- Деян.6:8-7:5,47-60 Ев.- Мф.21:33-42 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. первомученику и архидиакону Стефану Тропарь первомученику и архидиакону Стефану, глас 4 Царским венцем венчася/твой верх от страданий,/яже претерпел еси по Христе Бозе,/мучеников первострадальче Стефане,/ты бо, иудейское обличивый неистовство,/видел еси твоего Спаса одесную Отца://Того убо моли о душах наших. Ин тропарь первомученику и архидиакону Стефану, глас 3 Апостолом совсельник/и страстотерпцем первострадалец,/Христов служитель, прехвальне Стефане,/первее бо совершив мучения течение,/безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./Темже яко апостола и страдальца верховнаго/чтуще тя, молим:/моли Христа Бога//даровати нам велию милость. Ин тропарь первомученику и архидиакону Стефану, глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010