преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, исповедник Молитвословия преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, исповедник Песнописец, философ, защитник иконопочитания. Родился в 778 году в Иерусалиме в семье пресвитера Ионы. Старшим братом его был преподобный Феодор Начертанный . С раннего детства избегал детских забав и любил посещать церковные службы. Оба брата были отданы на обучение пресвитеру в Лавре святого Саввы, и впоследствии оба приняли там иночество. Когда император-иконоборец Лев V Армянин, изгнав благочестивого царя Михаила I Рангава, стал покровительствовать иконоборческой ереси, патриарх Иерусалимский послал обоих братьев в Константинополь для защиты Православия. Прибыв в столицу, святые исповедники смело выступали в защиту иконопочитания. В словесном состязании Лев V был посрамлён. Он приказал нещадно бить обоих братьев, а потом сослал их в заточение и строго запретил помогать им в чём-либо. Впоследствии они обличали и императоров-иконоборцев Михаила Балбу (820–829) и Феофила (829–842). Святым пришлось вынести заточение, голод, тяжкие муки. Император Феофил приказал раскаленными иглами написать на их лицах стихи, оскорблявшие славных исповедников (поэтому их и именуют «Начертанными».) «Пиши, что хочешь, перед Страшным судом прочтешь свое писание», – говорили императору мужественные братья. Феодора посадили в темницу, где он и скончался (†833), а Феофана отправили в ссылку. С восстановлением иконопочитания преподобного Феофана вернули из ссылки и рукоположили во епископа Никейского. Святитель написал около 150 канонов, в том числе прекрасный канон в защиту святых икон. Скончался Феофан Никейский в мире около 850 года. Тропарь святителю Феофану Никейскому, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче, архиереов богодухновенное удобрение,/Феофане премудре,/ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителю Феофану Никейскому, глас 2 Возгремев Христово Божественное воплощение,/безплотныя враги до конца обличил еси,/чудне Феофане./Сего ради вси верно и благочестно вопием ти://моли непрестанно о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

Михаил Сингелл, Константинопольский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Михаил Сингелл, Константинопольский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Михаил Синкелл, Константинопольский, прп. Преподобный Михаил исповедник родился в Иерусалиме в семье ревностных христиан и с молодых лет посвятил себя иноческой жизни. После смерти отца мать и сестры святого Михаила ушли в монастырь, а преподобный Михаил был посвящен в сан пресвитера. Он славился как сильный проповедник, поэтому Патриарх Иерусалимский Фома I приблизил его к себе и возвел в звание синкелла (заведующий делами церковного управления). В то время царствовал император иконоборец Лев Армянин (813–820). Патриарх послал к нему преподобного Михаила вместе со святыми братьями Феодором (память 27 декабря) и Феофаном (память 11 октября), чтобы они убедили царя прекратить гонения на православных. Император подверг святого Михаила пыткам и послал в изгнание. Вернувшись из изгнания, преподобный вновь пострадал за почитание святых икон от императора Феофила (829–842). Сподвижники святого Михаила, святые Феодор и Феофан, подверглись истязаниям: на лица их были наложены раскаленные клейма с поносящими их надписями. Они получили прозвище «Начертанных». Вновь осужденный святой Михаил со своим учеником Иовом был сослан в Павеиадский монастырь. После смерти Феофила императрица Феодора (842–855) восстановила иконопочитание, вернула сосланных иконоборцами христиан и предложила святому Михаилу занять патриарший престол вместо низложенного иконоборца Иоанна Грамматика. Но святой мученик уклонился от этого. На патриарший престол вступил святитель Мефодий. Святой Михаил исповедник до конца дней трудился в должности синкелла. Скончался мирно около 845 года. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Михаил Синкелл, Константинопольский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2970

Скачать epub pdf Память преподобного Ионы пресвитера Память 22 сентября Преподобный Иона пресвитер жил в Палестине и был отцом преподобных Феодора и Феофана «Начертанных» , много пострадавших за почитание святых икон от императоров иконоборцев 5971 . Иона отличался богобоязненностью и добродетельною жизнью и особенно усердствовал в страннолюбии и других подвигах христианского милосердия. С любовью заботился он о воспитании своих сыновей; еще дома сам он обучил их книжной премудрости, более наставляя в правилах благочестия. В зрелом возрасте, приближаясь к старости, Иона, по изволению Божию, лишился своей супруги и остаток дней своих решил посвятить на всецелое и совершенное служение Богу. он удалился в прославленную подвигами преподобных иноков, уединенную лавру святого Саввы Освященного , где ранее подвизались и его святые сыновья. Здесь он принял иноческий постриг и, подражая святой, подвижнической жизни иноков той обители, стяжал еще большую богобоязненность и со страхом соделывал свое спасение. Иона непрестанно пребывал в строгом посте и усердных богомысленных молитвах. Молясь о себе, он не забывал и мира, который оставил, и, болея о нем душою и пламенея любовью к ближним, усердно молился Богу о христианском благоустроении, о мире святой Церкви и благочестии царей, ибо цари византийские уклонились тогда в иконоборческую церковь и возмущали мир Церкви Божией 5972 . В таком добродетельном житии Иона достиг преклонной старости и за свою богоугодную жизнь стяжал себе от Бога благодатный дар врачевания. Мирно достигнув конца дней своих, он радостно предал святую свою и блаженную душу Господу 5973 , к Коему всегда пламенел чистою и горячею любовью. 5971 Память прп. Феодора Начертанного празднуется церковью 27 декабря «Начертанными они названы потому, что, среди истязаний, коим они подверглись от византийских императоров-иконоборцев за иконопочитание, на них были начертаны позорные стихи об их безумии, мучительным начертанием коих посредством раскаленных игл им были выжжены лица до самых век. Прп. Феофан известен еще как писатель и творец канонов. 5972 Таковы императоры византийские из современных прп. Ионе: Лев V Армянин (813–820 г.), Михаил II Балба (820–829 г.) и Феофил (829–842 г.). Иконоборческая ересь возникла в Византии в первой половине VIII века и продолжалась до половины IX (842 г.). Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мц. Ипомона. Икона. 2009 г. (мон-рь Ватопед) мц. (пам. визант. 3, 5, 9, 10 апр.). Место и время мученической кончины неизвестны. В Синаксарях и других разновидностях византийских календарей указано только имя мученицы. В большинстве рукописей память И. отмечена 5 апр., в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) - 9 апр., в Синаксаре Vat. gr. 2046. Fol. 212b, XII-XIII вв.,- 10 апр. Служба И., составленная прп. Феофаном Начертанным , сохранилась в одной из служебных Миней монастыря Ватопед - Ath. Vatop. 1104. Fol. 99-101, X в. В заглавии канона И. названа преподобной. В славяно-рус. нестишных Прологах под 10 апр. указана память мц. Терпены (РГАДА. Тип. 177. Л. 45-45 об., нач. XIV в.; Тип. 175. Л. 32, 1-я треть XIV в.; Тип. 173. Л. 48 об., 1-я пол. XIV в.; Тип. 174. Л. 34, 1-я пол. XIV в., и др.). Архиеп. Сергий (Спасский) предположил, что речь идет о Трифене , мц. Кизической, память которой отмечается 11 апр. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 104). Однако упоминание мц. Трифены под этой датой не встречается в тех редакциях визант. Синаксарей, к-рые послужили источниками Пролога, а имеется только в стишных Синаксарях. Наиболее вероятно, «Терпена» является слав. переводом имени Ипомона (πομον - терпение). Память И. не вошла в греческие печатные Минеи и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и отсутствует в современных календарях греческих Церквей и РПЦ. Имя Ипомона приняли в монашестве Елена Кантакузина († 1397), дочь визант. имп. Иоанна VI Кантакузина и жена Иоанна V Палеолога, ее невестка Елена Драгаш († 1450), супруга Мануила II Палеолога, и ее внучка Елена († 1473), дочь Фомы Палеолога, жена серб. деспота Лазаря Бранковича. Ист.: SynCP. Col. 596; Ταμεον. Ν 559. Σ. 186. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 97, 99, 103; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Θεοφνης Γραπτς//Να Σιν. 1936. Τ. 31. Σ. 533; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 457; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 8: Απρλιος. Σ. 93. О. В. Л. Гимнография В древних и совр. богослужебных книгах И. не упоминается, однако по рукописям известен канон И., составленный прп. Феофаном Начертанным, с акростихом Τος σος γνας, Υπομον, θαυμσω (Твоим подвигам, Ипомона, подивлюсь) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Τρνωσν μου τν γλσσαν (Уясни мой язык) (Ταμεον. Σ. 186). Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/673773.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КАЛФАС Иоанн Калфас [греч. Ιωννης Κλφας] († 1575), нмч. (пам. греч. 26 февр.). Род. в к-польском предместье Галата. В юности обучился ремеслу краснодеревщика (κλφας означает «подмастерье»), выполнял работы во дворце султана. И. К. был благочестивым христианином, скромным и милостивым. Он собирал приданое сиротам, выкупал из темниц заключенных и творил др. благодеяния. Так как И. К. был хорошим мастером, то ему делали заказы мн. богатые турки. Один ага отдал И. К. в обучение племянника, к-рый полюбил наставника. Желая прислуживать во дворце, он просил И. К. о ходатайстве, был взят в число слуг и со временем занял при дворе одну из должностей. Однажды племянник аги спросил И. К., что написано в христ. книгах о прор. Мухаммаде. И. К. отказался говорить с ним о вопросах веры, но тот дал клятву, что не причинит учителю зла. Тогда И. К. сказал, что Мухаммад не пророк, а обманщик и враг Божий, введший в заблуждение мн. простых людей. После этих слов юноша возненавидел наставника. Он призвал единоверцев, к-рые избили мастера, отвели к судье и обвинили в хуле на их веру. И. К. подвергли пыткам и заключили в тюрьму, но он не отрекся от Христа. Тогда И. К. направили на каторжные работы на 6 месяцев, а затем снова заключили в тюрьму. Через 3 месяца везир, видя стойкость мученика, приказал обезглавить его. Мученичество И. К. было написано свящ. Андреем, великим экономом ц. преподобных Феодора Начертанного и Феофана Никейского во Вланге (ες τν Βλγκαν), причащавшим в тюрьме святого. Это Житие помещено в «Новом Мартирологионе» прп. Никодима Святогорца . Ист.: ΝΜ. Σ. 61-62; Δουκκης. ΜΣ. Т. 2. Σ. 403; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 2. Σ. 413-414; Μακριος, μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος ερομν., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσσαλονκη, 19963. Σ. 333-334; Новомученики балканские: Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения К-поля. М., 1999. С. 100-103; Νικδημος. Συναξαριστς. Т. 3. Σ. 331. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 55; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 27; Ιωννης Κλφας//ΘΗΕ. Т. 7. Σ. 39; Περαντνης. Λεξικν. Т. 2. Σ. 240-241; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 238. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/471262.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИНТИОН [Кинтиан; греч. Κυντιν, Κυντιανς] (IV в.), прп., (пам. визант. 13, 15, 16 нояб.; пам. греч. 15 нояб.), еп. Селевкийский. Житие К. не сохранилось, память этого святого содержится в визант. Синаксарях без к.-л. дополнительных сведений, кроме упоминания, что он был одним «из 318 святых отцов», т. е. участником Вселенского I Собора в Никее (325). Действительно, среди присутствовавших на Соборе архиереев упоминается Квинтиан, еп. Селевкии в Памфилии (М. Азия) ( Gelzer H., Hilgenfeld H., Cuntz O. Patrum Nicaenorum nomina latine, graece, coptice, syriace, arabice, armeniace, sociata opera. Lpz., 1898. S. 41; Honigmann E. La liste originale des Pères de Nicée//Byz. 1939. Vol. 14. P. 48. N 48). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) и в ряде др. визант. Синаксарей (SynCP. Col. 222) К. назван Кинтианом и его память отмечается 13 нояб. Служебная Минея Paris. gr. 259 (XI в.) содержит под 13 нояб. канон Кинтиану, еп. Селгийскому (Σλγης), возможно написанный прп. Феофаном Начертанным (Ταμεον. Σ. 93-94. N 233). В стишных Синаксарях память К. и посвященное ему двустишие приводятся под 15 нояб. В большинстве рукописей святой назван Кинтионом (напр., ГИМ. Син. греч. 369(353), 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 526), но в нек-рых рукописях - Кентианом (Paris. gr. 1582, XIV в.; SynCP. Col. 227-228). Под этой датой сведения о К. (с ошибочным именем Кинтириан) были внесены в греч. печатную Минею (Венеция, 1593) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. 20035. Τ. 2. Σ. 116). При переиздании «Синаксариста» Кинтириан был исправлен на К. В нек-рых рукописях память К. указана 16 нояб. (напр., т. н. Синаксарь кардинала Гульельмо Сирлето). В греч. календарях К. именуется не святителем, а преподобным. В древнерус. нестишных Прологах краткой и пространной редакций память «Кюнтиана» указана 13 нояб. (напр., РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. Л. 57 об.; РГАДА. Тип. 153, кон. XIV - 1-я пол. XV в. Л. 117 об.), но в слав. стишные Прологи сведения об этом святом не вошли. В ВМЧ К. ошибочно назван епископом Солунским (ВМЧ. 1899. Нояб. Дни 13-15. Стб. 887). В совр. календаре РПЦ память К. отсутствует. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 354-356; Κυντιανς//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 1096; Sauget J.-M. Quinziano//BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 1322; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 260; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2004. Τ. 3: Νομβριος. Σ. 177. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/1684672.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛЛИСТА, ЕВОД И ЕРМОГЕН [греч. Καλλστη, Εοδος κα Ερμογνης] († нач. IV в.), мученики (пам. 1 сент.). Краткие сведения об этих святых сохранились в греч. Синаксарях, где указано, что это родные сестра и братья, уверовавшие во Христа во время апостольской проповеди, принявшие св. крещение и казненные по приказу местного правителя (усечены мечом). Во многих рукописях к их именам прибавлено имя мц. Агафоклии, в нек-рых списках память мучеников помещена под 2 или 11 сент. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца местом их кончины названа Никомидия. В лат. Мартирологах под 25 апр. указывается память братьев Е., Ер. и Каллиста (вместо Каллисты), пострадавших в Сиракузах (в нек-рых списках - в Кесарии). В составленном в 80-х гг. XVI в. кард. Цезарем Баронием Римском Мартирологе память К., Е. и Ер. под влиянием греч. календарей отмечена под 2 сент. и сопровождается пояснением, что они были германцами. Высказывалось предположение о тождестве этих мучеников с 3 сыновьями мц. Феодотии (пам. 22 дек.), пострадавшими вместе с матерью в Никее, старшего из которых звали Евод (см. ст. Феодотия, Евод и Евтихиан ). Однако Феодотия и ее сыновья были сожжены, а не обезглавлены; кроме того, явно ошибочное превращение жен. имени Каллиста в муж. имя Каллист ставит под сомнение возможность отождествления К., Е. и Ер. с никейскими мучениками. Р. Пирри считал наиболее вероятным временем их мученического подвига 309 г., а Ф. Феррариус - период гонений имп. Диоклетиана . В Типиконе К-польского патриарха Алексия Студита (ГИМ. Син. 330, XII в. Л. 68; РГБ. Соф. 1136. Л. 49, XII в.) говорится, что мощи этих святых хранились в Студийском мон-ре . Ист.: Pirri R. Sicilia sacra. Palermo, 1733, 1987r. T. 1. P. 601; ActaSS. Apr. T. 3. P. 359-360; ActaSS. Sept. T. 1. P. 3, 336; SynCP. Col. 4-5; MartHieron. Comment. P. 413, 481; MartRom. Comment. P. 376; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 54-55; ЖСв. Сент. С. 44. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 267, 269; Т. 3. С. 350-351; Mongelli J. Evodio, Ermogene e Callista//BiblSS. Vol. 5. Col. 397-398; Van Doren R. Calliste (6)//DHGE. T. 11. Col. 421; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 148. Э. П. А. Гимнография В совр. богослужебных книгах служба К., Е. и Ер. отсутствует, однако в рукописях сохранились посвященные этим святым песнопения: общий канон К., Е. и Ер. и прп. Симеону Столпнику, составленный Феофаном Начертанным, без акростиха плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Βοηθς κα σκεπαστς (      ), нач.: Ως τν χρνων ποιητς (Яко времен Творец) (AHG. T. 1. P. 40-51); общий канон всем святым, чья память отмечается 1 сент., спорного авторства (Германа или Андрея) без акростиха 4-го гласа, ирмос: Αισομα σοι Κριε (    ), нач.: Δσποτα κα κτστα (Владыка и Творец) (Ταμεον. Σ. 31). Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1320117.html

Скачать epub pdf 1 Приведем два примера таких исследований на материале православной гимнографии. Четырнадцать лет назад выдающийся русский филолог М. Ф. Мурьянов (1928–1995) опубликовал найденный им церковно-славянский текст Службы на обретение мощей священномученика Климента Римского , принадлежащий, как доказал Мурьянов, перу равноапостольного Кирилла, просветителя славян. См.: Мурьянов М. Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси//Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. С. 69–143. Подробнее о творчестве М. Ф. Мурьянова и библиографию его работ см.: Philologica. 1996. Vol. 3. 5/7. С. 47–50, 57–67. Примером исторического исследования может служить реконструкция жизненного пути преподобного Иосифа Песнописца, предпринятая протоиереем Владимиром Рыбаковым: Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность//Богословские труды. 1985. Сб. 26. С. 280–306; Сб. 27. 1986. С. 81–106. 2 Хронология написания этих статей такова: «Преподобный Косьма Маиумский и его каноны» (1980), «Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографическом творчестве» (1981), «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца» (1981, 1984), «Святой Герман, патриарх Константинопольский, как гимнограф церковный» (1981), «Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии» (1982), «Место Великого канона преподобного Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви» (1983), «Песнотворчество преподобного Феодора Студита в Триоди Постной» (1983), «Жизнь и творения преподобного Феофана Начертанного» (1984), «Труды русских песнотворцев в Киевский период» (1986), «Опыт литургического богословия в трудах русских песнотворцев» (1987). Читать далее Источник: Церковные песнотворцы/Монахиня Игнатия. - Москва : Изд-во Моск. подворья Св.-Троиц. Сергиевой Лавры, 2005 (Ярославль : Ярославский полиграфкомбинат). - 463 с. - (Серия : Библиотека журнала " Альфа и Омега " ). ISBN 5-7789-0168-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Помимо канонов в Постной Триоди, указанных предшествующими исследователями, как принадлежащий перу преподобного Феофана профессор И. А. Карабинов указывает канон в неделю блудного сына, а в рукописях также самогласны и стихиры великих Пятка и Субботы 16 . Епифаний Нестеровский, который в своей Литургике (1901) дает очень верные характеристики многим песнопевцам, воздерживается от оценки творчества преподобного Феофана 17 . В Литургике профессора А. П. Голубцова (1918), которая содержит целый ряд критических замечаний о творчестве отдельных православных гимнографов, также ничего не сказано о трудах Преподобного. Автор только относит к его заслугам участие в составлении Октоиха (вместе с преподобным Иосифом Песнописцем) 18 . Нам представляется необходимым остановиться на посильном разборе канонов преподобного Феофана Начертанного, так как они занимают значительное место в православном богослужении и могут поддерживать и укреплять как человека, находящегося в недрах Церкви Христовой, так и всех ищущих опору на путях их внутренней жизни. Труды преподобного Феофана Начертанного, как было указано выше, представлены преимущественно в Минее . Здесь есть его каноны: 1) пророкам, 2) апостолам, 3) святителям, 4) преподобным, 5) мученикам и мученицам. Следует сказать, что Преподобный пишет каноны наиболее прославленным святым; его младший современник преподобный Иосиф Песнописец составляет каноны тем святым, которые не были воспеты преподобным Феофаном. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы до 6-й песни написан преподобным Феофаном, остальные песни принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину. Преосвященный Филарет считал, что преподобный Феофан дополнил четверопеснец святого Иоанна Дамаскина 19 . Но профессор Е. Ловягин указывает, что преподобному Иоанну в этом каноне принадлежат только две последние песни 20 . Значительные труды положены святым исповедником на составление Октоиха . Здесь известны его каноны: 1) святым ангелам (на все восемь гласов и его же стихиры); 2) святым Апостолам (кроме 7-го гласа); 3) восемь канонов о усопших (по числу гласов; канон 6-го гласа наиболее известен и поется на погребении); 4) каноны Божией Матери в пяток, хотя они и не надписаны.

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

Став Патриархом, Иоанн ужесточил гонения на почитателей икон Став Патриархом, он ужесточил гонения на почитателей икон. Среди пострадавших за верность Православию исповедников выделяются высотой совершенного ими подвига и исключительным своеобразием постигшей их кары два брата – Феодор и Феофан Грапты, или Начертанные. В столице они были пришельцами с Востока, родились в Иерусалиме или в Аравии, в сирийской семье. Получив хорошее домашнее образование, они в юности поступили в палестинский монастырь Саввы Освященного. Старший из них, Феодор, получил там пресвитерское рукоположение. В Константинополь их направил Иерусалимский Патриарх Фома в правление Льва Армянина, чтобы они там смогли, обладая незаурядными богословскими познаниями, убедить Императора сойти с пагубного пути иконоборчества, на который тот вступил. Преуспеть в этом им не удалось, но многих колеблющихся христиан они отвратили от ереси, за что при Императорах-иконоборцах – Льве, Михаиле и Феофиле – подвергались не раз пыткам, заточениям, изгнаниям. И вот однажды, когда они находились в столице, Феофил, зная об учености братьев, «пригласил их в триклиний Лавсаика для открытого спора о вере. Скажите, проклятые, – сказал он, каким речениям из Писания верите, на что опираетесь, почитая идолов…” На что эти блаженные: Да заградятся уста, против Бога нечестие извергающие”» . Несмотря на столь оглушительное начало беседы, она все же продолжилась, и в ходе ее выяснилось, что Император пользовался поврежденным текстом Библии. И когда «блаженный Феофан… пальцем показал, где через три листа найти искомое, Царь уже не смог перенести его смелость и, сознавая его правоту, сбросил прежнюю маску великодушия, обнажил зверя и сказал: Негоже Царю терпеть оскорбления от таких людей”, а потом велел… дать по двадцать ударов и на лбу каждого… выжечь нелепые ямбы собственного сочинения» . Перед исполнением царского приказа святому Феодору было предложено хотя бы раз принять Причастие от руки священника-иконоборца, за что им обоим была обещана свобода. В ответ было сказано, что это все равно, как если бы вы сказали: «Позволь только отсечь тебе голову, а затем можешь идти, куда хочешь» . От этой пытки пошло прозвище святых братьев – «Начертанные». После истязания исповедников отправили в изгнание в Апамею, поместив их там в темницу. Святой Феодор из заточения вел переписку с еще одним исповедником, Мефодием, впоследствии возведенным на Патриарший престол.

http://pravoslavie.ru/140723.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010