Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КВИРИКАШВИЛИ [груз. ] Лиана Сергеевна (урожд. Асламазишвили) (род. 26.12.1939, г. Сигнахи, Грузия), доктор филологических наук, автор ряда публикаций по визант. и груз. гимнографии. По окончании средней школы с золотой медалью в 1957 г. К. поступила на филологический фак-т Тбилисского гос. ун-та; в 1962 г. получила диплом с отличием, защитив работу «О местопроисхождении Ахилла» (научный руководитель С. Г. Каухчишвили ). В 1970 г. защитила канд. дис. «Вопросы византийской и грузинской гимнографии (Песнопения о Георгии великомученике)»; в 1983 г.- докт. дис. «Композиция гимнографического канона», в основу которой легла одноименная монография К., опубликованная в 1982 г. Преподавала лат. и древнегреч. языки, также вела спецкурсы по истории наследия лат. авторов в Тбилисском гос. ун-те и в Ин-те востоковедения им. Г. В. Церетели (работает по наст. время). К. является автором 20 монографий и более 70 научных публикаций в области античной, визант. и груз. лит-ры, визант. и груз. гимнографии, а также участником многочисленных научных конференций, в т. ч. международных. Среди трудов К. по гимнографии центральное место занимает монография «Композиция гимнографического канона». В этой работе на примере визант. и груз. источников рассмотрен вопрос о скрытой симметрии в гимнографическом каноне, проблема редуцирования его 2-й песни, структурная связь со стихирами на хвалитех, а также разъясняется значение и этимология груз. гимнографических терминов, напр. (песнопение). В монографии «Византийские гимнографы в древнегрузинских Минеях» собраны песнопения Андрея Критского , Германа I Константинопольского , Космы Маюмского , Иоанна Монаха , Феофана Начертанного , Иосифа Песнописца и др., найденные К. в древних груз. рукописях, в т. ч. в Иерусалиме (Hieros. Patr.), в Иверском мон-ре на Афоне (Ath. Iver.) и в Екатерины вмц. мон-ре на Синае (Sinait. Iber.). Соч.: Метафора света и огня в гимнографии//Мацне/АН Груз.

http://pravenc.ru/text/1684069.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.). В гонение при имп. Максимиане комит Евтолмий, возвращавшийся из Понта после розыска и ареста христиан, в мест. Карпы приказал распять мч. Зотика и его учеников. Затем, прибыв в Никомидию и узнав, что градоправитель обращен ко Христу неким знатным человеком по имени А., комит взял их обоих вместе с др. верующими под стражу и повел во Фракию, где была имп. ставка. По пути в мест. Потам были умерщвлены мученики Зинон, Феопрепий и Акиндин, к-рые не могли из-за ран идти дальше, а в Халкидоне - мч. Севериан, проповедовавший там учение Христа. В г. Византий (буд. К-поль) А. со спутниками предстали перед судом. Их предали побоям и после мучений по имп. приказу усекли мечом в мест. Аммы близ Селимврии. Мощи А. находились в пригороде К-поля Кенополе, где при имп. Константине Великом был построен храм-мартирий; в нем, а также в ц. св. Феодоры в Ксирокерке торжественно отмечалась его память. Мч. Агафоник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Агафоник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент А. посвящены неск. житий и похвальных слов (в т. ч. написанные Анастасием Квестором и Филофеем , еп. Селимврийским). Канон святому написан св. Феофаном Начертанным . Краткое житие святых мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие включено под 22 авг. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 432). Гимнография В Типиконе Великой ц. (X в.) отмечена «страсть святого Агафоника и дружины его (Mateos. Typicon. T. 1. P. 380-381); упоминается А. и в к-польском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского . Месяцесловы Студийского и Иерусалимского уставов регулярно фиксируют память А. В студийской слав. Минее (XII в. ГИМ. Син. 443. Л. 130-135) выписаны седален (отличный от помещенного в печатных Минеях), 3 стихиры (одна из них совпадает с печатными), канон (тот же, что в печатных). Мессинский Типикон (1131) отмечает, что 22 авг. «последование совершается по тому же чину, что и 17 августа» (Arranz. Typicon. P. 182).

http://pravenc.ru/text/63268.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ПАЛЕОЛАВРИТ [Иоанн Ветхопещерник; греч. Ιωννης Παλαιολαυρτης] (кон. VIII - нач. IX в.), прп. (пам. 19 апр.; пам. греч. 20 апр.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) под 26 июля содержится краткое сказание об И. П., согласно к-рому он был пресвитером Древней (Старой) лавры прп. Харитона (сир. Сука, ныне Хирбат-Хурайтун) в Иудейской пустыне. В юном возрасте, желая послужить Богу, И. П. оставил родину. Посетив св. места Палестины, он поселился в лавре прп. Харитона, где и провел всю жизнь в аскетических подвигах. Это сказание приводится в некоторых греч. стишных Синаксарях (напр., Paris. gr. 1587, XII в.) под 19 апр., вероятно в результате ошибочного отождествления И. П. с Иоанном , учеником прп. Григория Декаполита , краткая заметка о к-ром находится в Синаксаре К-польской ц. под этим же числом с добавлением фактов из биографии И. П. Относительно времени жизни И. П. в синаксарном сказании нет никаких сведений. Известна служба И. П., сохранившаяся в 2 рукописях XI-XII вв. (Hieros. Sab. 71, 72; изд.: Vailh é , P é trid è s. 1904. P. 499-511), к-рая содержит кафизму, 3 стихиры и канон, написанный прп. Феофаном Начертанным (Граптом) ( 845), из чего следует, что И. П. жил не позднее нач. IX в. В каноне говорится, что И. П. занимался гимнографией. На основании данного указания С. Петридис предположил, что И. П. мог составить канон в честь прп. Харитона (пам. 28 сент.), в нек-рых рукописях приписываемый Иоанну Монаху, и, т. о., время жизни И. П. следует датировать не ранее чем 2-й пол. VIII в.- периодом формирования и развития жанра канона (Ibid. P. 496). Помимо 19 апр. и 26 июля память И. П. встречается в визант. Синаксарях под др. числами: 18 апр. в рукописи XII в. (Mess. 103) отмечено как день успения И. П.; 20 апр., 27 июля и 4 авг. в стишных Синаксарях XII в. (напр., Paris. gr. 1575, 1589; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 53) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1603) упоминаются как дни памяти И. П. В греч. стишных Синаксарях XI-XIV вв. (напр., Paris. gr. 1617, 1624; Paris. Suppl. gr. 152; Vindob. Theol. gr. 300) под 11 и 18 апр. помещена память некоего Иоанна без к.-л. объяснений, к-рая, по мнению некоторых исследователей (PMBZ, N 3225), также относится к И. П. В греч. печатной Минее (Венеция, 1588) 4 мая отмечается как память «Иоанна пресвитера».

http://pravenc.ru/text/471422.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (2-я пол. VIII - 1-я пол. IX в.), прп. (пам. 22 сент.), иером., отец исповедников Феодора и Феофана Начертанных (Граптов), претерпевших мучения за почитание святых икон при византийских императорах-иконоборцах Льве V Армянине (813-820) и Феофиле (829-842). Сведения об И. сохранились в синаксарном сказании (Синаксарь К-польской ц. (кон. X в.) под 21 сент. (SynCP. Col. 65)). Согласно этому источнику, И. жил в Палестине, отличался благочестием и страннолюбием. Дал сыновьям хорошее образование. Овдовев в преклонном возрасте, И. решил посвятить жизнь Богу. Он удалился в лавру прп. Саввы Освященного, где ранее подвизались его сыновья, принял монашеский постриг и был рукоположен во пресвитера. Молился о преодолении церковных нестроений (ереси иконоборчества ), стяжал дар целительства. Дожил до глубокой старости, удостоился мирной кончины. Последование И. написал его сын, исп. Феофан Начертанный, составитель канонов. В Житии братьев Феодора и Феофана (BHG, N 1713, пам. 27 дек.) их родители по имени не названы. Сообщается, что братья были уроженцами Моавитиды (обл. Палестины к востоку от Мёртвого м.). Изображение И. представлено на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 60, 1-я четв. XI в.) - в молении, в правом верхнем углу благословляющая десница в небесном сегменте, слева - ограда лавры прп. Саввы Освященного. Ист.: SynCP. Col. 65, 69; ActaSS. Sept. T. 6. Col. 270; Mateos. Typicon. P. 42-43; ЖСв. Сент. С. 447-448. Лит.: Sauget J.-M. Giona//BiblSS. T. 6. Col. 502-503; Aubert R. Jonas (13)//DHGE. T. 27. Col. 1481-1482; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 241. О. Н. А. Гимнография Прп. Иона. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 60) Прп. Иона. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 60) Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 42) 22 сент. без богослужебного последования.

http://pravenc.ru/text/578256.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Акакий. Фреска ц. Спаса на Ковалёве в Новгороде. 1380 г. (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля, 26 или 27, 29 нояб. и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных). Рассказ прп. Иоанна Савваита об А. С. передан в «Лествице» прп. Иоанна Лествичника (Слово 4 «О послушании»). Будучи послушником у одного сурового старца, юный А. С. подвергался постоянным поношениям и побоям, но со смирением принимал их и через 9 лет скончался после непродолжительной болезни. Спустя 5 дней старец поведал о смерти послушника др. старцу; тот усомнился в этом, и, когда они пришли в склеп, где был похоронен А. С., спросил лежащего во гробе святого: «Акакий, умер ли ты?» - на что А. С., оказывая послушание и после смерти, ответил: «Обязавшемуся творить послушание невозможно умереть». Старец, бывший наставником А. С., был вразумлен этим чудом и провел остаток дней затворником в келье при гробнице. Гимнография Согласно большинству визант. Месяцесловов, память А. С. совершается 7 июля и 29 нояб. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203, 370). В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) память А. С. отмечена 26 нояб. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 14-115). Согласно принятому ныне в РПЦ Уставу, служба А. С. с каноном (4-го гласа) Феофана Начертанного († 845) с акростихом «Акакия избраннаго послушателя песньми пою», стихирами и седальном (4-го гласа) «Светлостию веры» поется 29 нояб. на повечерии. В греч. печатных афинских Минеях это последование отсутствует. Сохранился лишь стишной синаксарь по 6-й песне канона утрени 26 нояб. (Νομβριος. Σ. ), во многих же греч. рукописях служба выписана 7 июля. По первому печатному рус. Типикону 1610 г. положено совершать службу с Аллилуия 7 июля. Иконография А. С. изображается молодым, с темными волосами и очень короткой темной бородой, в монашеском одеянии (ряса, мантия, кукуль на плечах, схима). Его облик соответствует описанию, данному в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в.: «Молодой, с бородою едва показавшеюся» (Ч. 3. § 13. 60). Изображения А. С. сохранились в юго-зап. капелле кафоликона мон-ря Осиос Лукас , 30-е гг. XI в., в ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде, 1380 г.,- в руке держит свиток с надписью «Чадо послушания не умирает николиже» (атрибуция Н. В. Квливидзе); на рус. минейной иконе на июль, нач. XVII в. (ЦАК МДА), изображен безбородым; в трапезной мон-ря Хиландар на Афоне, 1621 г.

http://pravenc.ru/text/63802.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 5 октября 2024 года 22. Суббота. Ап. от 70-ти Кодрата (с 21 сентября) . Сщмч. Фоки, еп. Синопийского. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера, отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (службу зри 22 января) . Прп. Ионы Яшезерского . Службы ап. Кодрата (с 21 сентября) и сщмч. Фоки не имеют праздничного знака, совершаются вместе с субботней службой Октоиха. На вечерне кафизма 18я . На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 4й – 3, и священномученика, глас 1й – 3. «Слава» – священномученика, глас 4й: «Измлада был еси…», «И ныне» – догматик, глас 5й: «В Чермнем мори…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2й: «Щитом веры…», 3й – тот же, 4й: «О земных всех…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Обрадованная, ходатайствуй…» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3й. «Слава» – тропарь священномученика, глас 4й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 5й: «Радуйся, двере Господня…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас 4й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон апостола со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» Типикон (Типик), или Устав — церковно-богослужебная книга, содержащая в себе систематическое указание порядка и образа совершения церковных служб. Т. заключает в себе после полного описания воскресных всенощных бдений сперва краткое и общее, а потом подробное, расположенное по месяцам и дням целого года указание, как соединять с изменяемыми частями богослужения в разные дни года службы святым и праздникам. К этому присоединены правила о пище как для всех христиан, так и в особенности для монахов. В конце T. помещены храмовые главы, Пасхалия и Лунник. В первый раз церковный устав был начертан на письме св. Саввою Освященным в VI в. и получил название палестинского, или иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хозроя на Палестину. Св. Софроний, патриарх Иерусалимский, восстановил иерусалимский устав, дополненный в VIII в. трудами Иоанна Дамаскина и Козьмы Маюмского. В таком виде устав скоро вошел в употребление в церквах греческих и особенно в Студийской обители в Константинополе. В этой последней он снова был восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита , брата его Иосифа, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и Григория, митрополита Никомидийского. Из последующих дополнений Устава особенно замечательны сделанные в Χ в. монахом обители св. Саввы, Марком, впоследствии епископом Идрунтским. Он внес в Устав правила о песнопениях греческой церкви, составленных в IX и Χ вв., и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников. В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец (XI в.) и Филофей, патриарх Константинопольский. Некоторые статьи Филофеева Устава перешли и в славянские списки Устава, и в греческие старопечатные типики. Кроме Устава иерусалимского, на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой Устав — Студийский (см.). В XV в. иерусалимский Устав вытеснил окончательно студийский и распространился по всем церквам и монастырям в Греции, в землях южно-славянских и на Руси.

http://azbyka.ru/tipikon-tipik

Святой Мефодий неустанно боролся против иконоборческой ереси 27 июня. ПРАВМИР. Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский, родился в Сицилии, в богатой семье. По призванию Божию, еще в молодости, ушел в монастырь на острове Хиос и обновил его на свои средства. В царствование иконоборца Льва Армянина (813-820) святой Мефодий занимал высокую должность апокрисиария при святейшем Патриархе Никифоре. Был послан патриархом в Рим с поручением к папе и задержался там. В это время Лев Армянин сверг святителя Никифора с престола и возвел на него иконоборца Феодота Мелиссинского, по прозванию Касситер. После смерти Льва Армянина святой Мефодий возвратился и в сане пресвитера неустанно боролся против иконоборческой ереси. Император Михаил Косноязычный вначале показывал себя милостивым и освободил многих заключенных его предшественником за почитание икон, но после возобновил гонение на Православие. Святой Мефодий был заключен в темницу в Акрите. После смерти Михаила Косноязычного воцарился сын его Феофил, также иконоборец. Более образованный, чем его отец, он освободил святого Мефодия, как человека ученого, превосходно сведущего в делах не только церковных, но и гражданских. Получив свободу, святой Мефодий возобновил борьбу с еретиками; император некоторое время терпел. После поражения в войне против арабов Феофил обрушил свой гнев на святого Мефодия, говоря, что Бог покарал его за то, что он приблизил к себе «идолопоклонника» (так иконоборцы называли почитателей святых икон). Святой Мефодий возразил, что Господь прогневался на него за поругание Своей святой иконы. Святого предали истязаниям, ему нанесли множество ударов по щекам, отчего челюсть его была раздроблена. На его лице остался безобразный шрам. Святой Мефодий был сослан на остров Антигон и вместе с двумя разбойниками заключен в глубокой пещере. В мрачной темнице, куда не проникал солнечный свет, святой Мефодий томился 7 лет до смерти императора Феофила. В то время, изгоняемые в заточение святые иноки-исповедники Феодор и Феофан Начертанные (память 27 декабря) послали святому Мефодию приветствие в стихах, узник тоже ответил стихотворным приветствием.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Слово четвертое в неделю Православия Священнодействие, нам теперь предстоящее, так разительно само по себе, столько содержит в себе силы и назидания, что не имеет никакой нужды в помощи от нашего слова. Думать, что ему можно придать что-либо посредством витийства, значило бы то же, как если бы при наступлении тучи кто-либо вообразил, что силу небесных громов можно увеличить шумом своих уст. Но, может быть, небесполезно будет для некоторых, если мы объясним кратко и скажем, откуда возникла сия, благотворная сама по себе, но страшная и громоносная туча, и почему она ежегодно появляется в настоящий день на ясной и мирной тверди Церкви Христовой. Когда богопротивные ереси, восстававшие безумно против Божественности Лица Сына Божия и Пресвятаго Духа, пали и принуждены были возвратиться в свое ничтожество, то враг Бога и человеков, который не возмог уязвить самых достопоклоняемых Лиц Божества, вздумал напасть на Их священные изображения в Церкви и, во утешение себе, измыслил злочестивую ересь иконоборства. Для успеха в злобном замысле он, по обыкновению своему, преобразился в Ангела светла, принял личину святой ревности, якобы по чистоте веры христианской, внушая, что поклонение святым иконам ставит христианина наряду с идолопоклонниками. Напрасно богомудрые пастыри Церкви учили и утверждали, что святые иконы отнюдь не то, что истуканы идольские, что почесть, им воздаваемая, воздается не бездушному веществу, не древу и краскам, а переходит на первообразное, то есть, на святые лица, ими изображаемые. Ослепленные духом тьмы, иконоборцы не хотели видеть и слышать истины. Улучив в свои руки власть, они не замедлили от слабых и ничтожных возражений своих обратиться к насилиям и гонению за православных, кои лучше соглашались расстаться с жизнью, нежели со святыми иконами. Начались жестокости и казни, напоминавшие собою первые времена мученичеств за Христа. Одним из любимых варварств у гонителей святых икон было, посредством раскаленного железа, начертывать их изображения, на лице их почитателей: отсюда в лике святых Феодоры и Феофаны, так называемые, Начертанные.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

27-е Св. первомученика и архидиакона Стефана Апостолы, желая иметь более времени для молитв и поучений, через полгода по вознесении Спасителя избрали семь одобренных ( Деян.6:3 ) мужей и рукоположили их в диаконы. Им поручено было управление и распоряжение общим имением и призрением вдов и сирот, а у алтаря раздавали они тело и кровь Господню (Игнатия посл. к Траллианам). Первым из семи диаконов был Стефан, который потому и называется архидиаконом. Он отличался особенной силой веры и красноречием, ревностно проповедовал слово Божие и указывал на конец закона Моисеева во Христе. Его обвинили перед синедрионом в хуле на Бога и Моисея. «Мы слышали», говорили лжесвидетели, «как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» ( Деян.6:14 ). И спросил первосвященник: так ли это? Стефан в оправдание своё произнёс речь, в которой изложил историю благодеяний Божиих к Израильскому народу и обличил не верность народа Богу. – «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались теперь вы, – вы, которые приняли закон при служении ангелов, и не сохранили». Слыша это, присутствовавшие в синедрионе рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, исполненный Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и сказал: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Тогда толпой устремились на него, вывели за город и стали побивать камнями. Стефан молился и говорил: «Господи Иисусе, приими дух мой!» И преклонив колена, воскликнул громким голосом: «Господи, не вмени им греха сего!» И сказав сие, почил. Тело его в следующую же ночь взято Еврейским законоучителем Гамалиилом и похоронено в двадцати верстах от Иерусалима (см. 2-го авг. перенесение мощей его, 4-го янв. в соборе 70-ти). Св. преподобно-мученика и исповедника Феодора Начертанного Брат св. Феофана (память которого – 11-го октября), Феодор, также бывший иноком в лавре св. Саввы Освящённого, пострадал вместе с ним, явясь твёрдым защитником почитания святых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010