А они (волхователи) тайно разбрасывали по углам восковых идолов и сатанински предсказывали их исчезновение и открытие и совершали множество других странных вещей в поругание Бога и в напасть многим людям. И сами безбожники, не достигнув успеха, исчезли. А эта благороднейшая женщина не только не получила никакой пользы, но и после долговременного пригвождения к одру болезни, отошла из жизни, обремененная худым напутствием – прещением против нея божественных канонов, которое да облегчит ей Господь Бог за другие ея добрые дела. Когда же после смерти ея было рассуждаемо об этом (в синоде) в дни святейшего патриарха господина Льва Стипиота , то некоторые из родственных и подчиненных ей лиц тяжко были наказаны за то, что часто волхвовали и то всей души верили в непотребное сатанинское дело; а другие были подвергнуты умеренной епитимии, потому что не часто и не от души следовали злу. Итак, должно внимать правилу и врачевание болящих предоставлять Богу, Который единым словом восстанавливает разрушенные тела, а не предавать себя сатанинским волхованиям, которые лишают не только телесного здравия, но и душевного. Прочти еще 20-ю главу 13-го титула и 25-ю главу 9-го титула настоящего собрания и 24-е правило Анкирского собора . Другое толкование . Относительно тех, которые обращаются к магам или чародеям, заклинателям, и делающим привески (амулеты) и другие какие-нибудь демонские дела, прочти толкование Златоуста на послание к Колоссаям и  6-е слово его на Иуду , где он поучает, что хотя бы кто и мертвого воскресил, если не живет святолепно, не должно верить ему, но отвращаться от него. Славянская кормчая . Иже волхвом верующе, и вводяще некия от них в домы своя, на обретение неких чародеянии, лето едино да плачутся, и другое да послушают божественных писании, 3 лета да припадают, и едино стояще с верными, и потом прияти будут на причащение. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 28  чел. Всего просмотров 589 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

Таким образом, текст Евагрия претерпел новые изменения. Эти изменения показывают, что Патрикий и Авраамий вовсе не пытались идентифицировать источник Исаака (который они могли бы найти без труда в Skemmata Евагрия, приписанных в то время преподобному Нилу Анкирскому ), а лишь переводили Евагрия обратно с сирийского на греческий язык. Эта цитата не приписывается Евагрию, который, впрочем, никогда не упоминается по имени в греческих переводах Исаака Сирина . Она изящно приписывается «мудрому учителю» 26 Евагрия, «святому Григорию» [Назианзину]! То же самое делается с остальными тремя цитатами. После 553 г. в Палестине, тем более в монастыре преподобного Саввы, было невозможно называть Евагрия по имени; тем не менее его по-прежнему внимательно читали. Ключевое слово κατστασις, часто повторяющееся у Евагрия, которое сирийский переводчик правильно передал словом (taqn), здесь переводится обратно словом καθαρτης, т. е. «чистота», словно переводчик ошибочно прочел здесь (day). Почему такой выбор? Ведь здесь речь именно об осознанном выборе, так как невозможно перепутать эти два слова, которые пишутся совершенно по-разному 27 . Быть может, переводчик своим выбором захотел лучше передать учение Исаака о превосхождении чистой молитвы. Отмечу, что сирийский термин , tehr (удивление) не переводится словом κστασις, но переводится правильно κπληξις. Его не было в тексте Евагрия, но как ни парадоксально, это полностью соответствует духу Евагрия, как мы увидим далее. Наконец, ошибка (mepasq) также правильно переводится как τμνεται. Итак, переходя с греческого на сирийский и назад, текст Евагрия претерпел ряд изменений. Исказили ли эти изменения смысл текста Skemmata 27? Начнем с Евагрия. Учение Евагрия о «духовной молитве» На первый взгляд могло бы показаться, что Евагрий не видит ничего выше «чистой молитвы». Исаак, очевидно, отождествляет ее с «духовной молитвой», которую Евагрий также называет «истинной молитвой». Эта последняя является квинтэссенцией его мистики 28 . Он ее называет так, потому что она является «поклонением Отцу в Духе и Истине, то есть в Его Святом Духе и в Его Сыне Единородном» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

5 А которые вошли в одеянии печальном, и возлегши ели, плача между тем во все время возлежания, те, аще исполнили трехлетнее время припадания, да примутся в общение, кроме причащения святых тайн. Аще же не ели, то проведши два лета между припадающими, в третье лето да будут в общении, кроме причащения, так чтобы совершенное общение получили по трех летах. Но епископы да имеют власть, испытав образ обращения, человеколюбствовати, или большее время покаяния приложити. Паче всего да испытуется житие предшествовавшее искушению, и последовавшее за оным, и тако да размеряется человеколюбие. 6 О тех, которые только от угроз муками или отъятием имений, или изгнанием поколебались и идоложертвовали, и до настоящего времени не покаялись, а ныне, ко времени сего Собора, пришли и восприяли помысл обращения, рассуждено: да приимутся в разряд слушающих Писания до великого дня Пасхи; по великом же дне да будут три года в разряде припадающих, потом еще два года да будут в общении. кроме причащения, и так да внидут в совершенное общение с тем, чтобы исполнилось целое шестилетие покаяния. Если же которые прежде сего Собора приняты на покаяние, то с того времени счислять им начало шестилетия. Впрочем же, если приключится им опасность и близость смерти от болезни или от иного случая, -- таковых принимать с условием. 6 О тех, которые токмо от угрожения муками, или отъятием имений, или изгнанием, поколебались и идоложертвовали, и до настоящаго времени не покаялись, а ныне, ко времени сего собора, пришли и восприяли помысл обращения, рассуждено: да примутся в разряд слушающих писания до великаго дня пасхи; по великом же дне, да будут три лета в разряде припадающих, потом еще два лета да будут в общении, кроме причащения, и тако да внидут в сокровенное общение, яко да исполнится целое шестилетие покаяния. Аще же которые прежде сего собора приняты на покаяние: с того времени считать им начало шестилетия. Впрочем же, аще приключится им опасность и близость смерти от болезни, или от инаго некоего случая: таковых приимати с условием. (Разумеется то условие, чтобы, если останутся в живых, исполнили время покаяния, по сему правилу).

http://drevo-info.ru/articles/13676102.h...

собора решительно запрещает христианам справлять разные языческие празднества и следовать уцелевшим от язычества обычаям, осуждая виновных в этом клириков к извержению из сана, а мирян – к отлучению от общения церковного. «Так называемые Календы 139 , – гласит это правило, – Вота 140 , Врумала 141 и народное сборище в первый день месяца марта желаем совсем исторгнута из жития верных. Такожде... и в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимые плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианского жития обычаю совершаемые, отвергаем и определяем: никакому мужу не одеватася в женскую одежду, ни жене в одежду, мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических; при давлении винограда в точилах не возглашата гнусного имени Диониса, и при вливании вина в бочки не производита смеха, и, по невежеству или в виде суеты, не делати того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, аще суть клирики, повелеваем извергати из священного сана, аще же миряне, отлучати от общения церковного». Славянская Кормчая добавляет: «Еллинских обычаев удалитися, личин на ся не налагати, и плясания не творити». 65-е прав. VI же всел. собора повелевает подвергать клириков извержению из сана и мирян – отлучению от Церкви, если они, «по некоему старинному обычаю», станут в новомесячия возжигать пред своими лавками или домами костры и безумно скакать перед ними. Слав. Кормчая поясняет: «Огня пред домом не запаляти и не прескакати». Указанные правила VI всел. собора (Трулльского, 691 г.) имеют за собою еще более ранние соборные и отеческие правила. Так, 24-е правило Анкирского (314 г.) собора налагает пятилетнюю епитимию как на волхвующих, так и на обращающихся к волхвам. Правило 35 Лаодикийского (ок. 367 г.) собора, равно как 58 и 84-е пр. Карфагенского (ок. 418/26 гг.), под угрозой анафемы требуют от христиан уклонения от прикровенного даже идолопоклонства и уничтожения в христианских странах всяких следов языческого идолопочитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Наконец, также по примеру той переписи, показывается, сколько и кая именно епархии зависят от вышепоказанных метрополий. Если же какая митрополия была только почетною, и не имела под своим управлением никакой другой епархии, то это опре­деленно показывается в своем месте. Порядок, в каком следует поименное исчисление подведомственных епархий, совершенно соответствуете уста­новленному порядку митрополий, так что это пока­зывает единство плана и редакции сего списка; но такое обозначение не простирается далее 57-й митрополии (Колоиийской). О последней 57 митрополии замечено, что она не имеете под собою никаких подведомственных епархий (такое же замечание сделано и о некоторых других митрополиях, выше ее поставленныхъ): но о последующих митрополиях с 58-й до 81-й, в том числе и о Русской, ничего не ска­зано, были ли они только почетными, пли имели в своем ведомстве известные епархии, – хотя о некоторых из сих митрополий из других источников мы знаем несомненно, что они управляли епископиями. Замеченный нами недостаток отметок о метрополиях с 58 до 81 подает повод к вопросу: не приписаны ли сии двадцать три митрополии к списку Императора Льва позднее? Иначе, почему бы в постановлении императорском, которым надлежало в известных делах руководствоваться, не было показано, какие епископии зависят от той или дру­гой митрополии? Или какая епархия носить только одно наименование митрополии? Далее, рассматривая поименное исчисление епископий подведомственных разным митрополиям, мы находим при имени некоторых епархий замечания (на стороне) о возведший из на степень митрополий, иногда с определенным указанием времени пли имени Императора и Патриарха, при которых это совершилось, иногда без указания. Так при исчислении епархий, подведомственных Анкирскому Ми­трополиту, о епископиях Асионской и Веринопольской замечено, что они причислены к митрополиям; тоже сказано о епископии Филадельфийской, зависев­шей прежде от Митрополита Сардиского; о епархии Мелитопольской, принадлежавшей к митрополии Кизической, упомянуто, что она возведена на степень архиепископии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

– Клевету, возведенную на тебя, я вовсе не считаю истиною, ибо твое лицо, правдивый взгляд и кроткий нрав обнаруживают в тебе человека достойного, благородного, мудрого и разумного, а все, сказанное о тебе, изобличает детское безумие клеветников. Скажи же нам сам о себе: от тебя самого мы скорее узнаем истину, если ты хотя немного что-либо скажешь нам от своей мудрости. Святой епископ ответил ему: – Наша премудрость и разум есть Христос, Сын Бога Отца, словом Которого все создано. От Него же мы имеем дар речи и разумения. – Вот ты уже, – прервал его мучитель, – незаметно оскорбил нас, сверх всякой надежды, в самом начале начав пустословить; но я советую тебе: оставь все эти бесполезные разговоры и принеси жертвы богам нашим. Знай, что всякого, унижающего богов, ждут муки, а почитающего их и поклоняющегося им, ожидают почести. Пример этого ты видишь на нас: благодаря почитанию этих богов, мы достигли столь высокого сана и благодарим богов за их благодеяния, воздавая почести почитающим их и казня нежелающих поклоняться им. На эти слова наместника святой рассмеялся и сказал: – Мы, правитель, думаем совершенно наоборот словам твоим. Ваши дары мы признаем ничтожеством, ваш почет бесчестием и высокий сан – работою пленника. Напротив, бесчестие, угрозы, мучения доставляют нам радость и утешение, и что больше всего соединят нас с Богом. Зная это, ты не надейся отвратить нас от благочестия – ни обещанием почестей и даров, ни угрозами мучений. Такие слова святого вызвали гнев Домициана. Пристально взглянув на святого, он сказал: – Как вижу, я возбудил в тебе гордость, кротко беседуя с тобою, и это неудивительно, ибо, как я слышал, ты, постоянно пребывая с детьми, подобно им и разум детский имеешь. Однако, знай, что если ты не умилостивишь богов жертвами, то будешь казнен смертью, притом не такою, какою ты надеешься скоро умереть, но прежде примешь многие и различные муки, а затем в страданиях умрешь от самой тяжкой казни. Итак, будучи нечестивым, ты тяжко пострадаешь и послужишь для других примером, чтобы и они вынесли поучение для себя от твоей страшной гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ищи в 9-й главе буквы Α 55-е (66-е) правило Карфагенского Собора. Глава 19-я – о том, что рукополагается в клирика происходящий и не из священнического рода Ищи 13-ю главу буквы Κ. Глава 20-я – когда рукополагаются рабы Ищи 12-ю (читай 11) главу буквы Δ. Глава 21-я – о производстве чтецов Ищи 6-ю главу буквы Α. Производство во чтеца должно быть совершаемо в таком его возрасте, в каком он может и умеет читать. А если он возьмет вторую жену, или хотя и первую, но вдову, или разведшуюся с мужем, или такую, которую брать запрещено или законами или священными правилами, то такой отнюдь не должен быть возводим в другую церковную степень. Глава 22-я – о том, что клирики не рукополагались отрешенно Ищи 19-ю главу буквы Κ. Глава 23-я – о том, что рукополагается и тот, кто, находясь в состоянии оглашения, прежде крещения идоложертвовал Ищи в 1-й главе буквы Α 22-е правило Анкирского собора. Глава 24-я – о том, что перепоставлений не должно быть 68-е правило святых Апостолов – епископа или клирика, принявшего от кого-либо второе рукоположение, повелевает извергать, как его самого, так и рукоположившего, если сделал это заведомо, исключая того случая, если, принявший (второе) рукоположение получил (первое) от еретиков: ибо мы отвергаем как крещение, так и рукоположение таковых, так как веруем, что ими сообщается не освящение, а осквернение. А покушающийся принять второе рукоположение делает это или потому, что осуждает первого рукоположившего его, или потому, что надеется получить большую благодать от второго, или потому, что, может быть, оставив священство, думает рукоположиться сначала, что противозаконно. А 48-е (59-е) правило Карфагенского собора определяет не перекрещивать, ни принимать кому либо вторую хиротонию. А под второю хиротониею разумеет правило оставление кем-либо своей епископии и вторжение в другую; таковой, если после кроткого напоминания не захочет возвратиться в свою епископию, должен быть предан власти светских начальников. Глава 25-я – о том, кто повинен грехам и рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Не отрицая религиозный характер тринитарного догмата, основанного на библейском Откровении, для постижения его содержания они в не меньшей, а иногда и в большей степени, чем греческие отцы Церкви, опирались на предшествовавшую и современную им философскую традицию, используя различные рациональные методы и концепции, характерные для той или иной философской школы, чтобы выразить этот догмат в таких формах, которые могли бы стать приемлемыми для человеческого разума. В результате западный тринитаризм в III-VI вв. приобрел свой особый рационалистический характер, существенно отличающийся от восточного тринитарного подхода (называемого иногда «персоналистским») и оказавший определяющее влияние на осмысление данной проблематики в последующей европейской философии . Эта рационалистическая тенденция отразилась и в формулировке известной католической «доктрины Filioque», не принятой Православной Церковью . Как представляется, для выяснения этих и других характерных черт западной тринитарной традиции важно рассмотреть тринитарные учения тех представителей латинской патристики II-VIII вв., которые в сильной степени испытали влияние античной философской мысли. В ранний, или «доникейский» период (150–325 гг.) это были Тертуллиан , Новациан, Арнобий и Лактанций . В период расцвета латинской патристики (325–430 гг.) важнейший вклад в решение тринитарной проблемы внесли, с одной стороны, св. Иларий Пиктавийский , св. Амвросий Миланский и ряд других сторонников Никейского Собора 325 года и его учения о «единосущии», отчасти опиравшихся на раннюю западную традицию (идущую от Тертуллиана ), отчасти же перенесших на Запад основные положения тринитарного учения греческих христианских мыслителей (св. Афанасия Александрийского , Маркелла Анкирского, Великих Каппадокийцев, Дидима и др.). С другой стороны, это были Марий Викторин и Аврелий Августин , сформировавшие так называемую «латинскую тринитарную парадигму», опиравшуюся, с одной стороны, на неоплатоническую метафизику и психологию, а с другой – на аристотелевскую логику.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

е. отпущение грехов [(как негде изречено блаженным Павлом: благодатию есте спасени ( Ефес. 2:5 )] и примирение, т.е. разрешение от епитимии (изложено почти буквально по Вальсамону и Зонар на пр. 49-е (по изд. Миня) соб. Карфаг. Patr. Curs. Compl. Tom. 138, p. 180–181. См. В рус. Пер. Пр. св. помести. Соб. с толк. изд. Москв. Общ. Люб. Дух. Просвещ. Стр. 510–511). О том, что кающиеся, при наступлении кончины, должны быть удостаиваемы божественного причащения; а в случае выздоровления должны снова воздерживаться от него. 13-е правило 1-го Собора – состоящих под епитимиями покаяния и впавших в опасную болезнь, угрожающую, насколько можно гадать, отшествием, повелевает не лишать последнего и нужнейшего напутствия, т. е. причащения святых тайн, но «со испытанием епископа», при последнем издыхании, удостаивает сего; а получившим облегчение от болезни, если так случится, и возвратившимся к здравию, удаляться (повел, пр.) от божественного общения и опять стоять на месте прежних епитимий, доколе не исполнится узаконенное для них время. То же самое определяет и 6-е (прав. Соб.) Анкирского, что если состоящему под епитимию приключится опасность и близость смерти от болезни или от какой-либо иной причины, в таком случае в общение он должен быть принят, но с ограничением, ибо избегшему смерти не должно иметь общения, когда еще не прошло определенное время епитимии; А 5-е (правило) великого Григория Нисского , «аще же кто, говорит, не исполнив времени покаяния, определенного правилами, отходит от жизни, то человеколюбие отцов повелевает, да причастится святых тайн и да не без напутствия отпущен будет в оное последнее (и дальнее) странствие. Но аще причастившись святых тайн, паки возвратится к жизни, да ожидает исполнения назначенного времени, находяся на той ступени, на которой был прежде данного ему по нужде приобщения». Человеколюбие отцов хочет того, чтобы, в случае приближения смерти к очищаемому врачествами покаяния и ожидаемого наступления последнего дня, пресвитерам предоставлено было подавать такому причащение, дабы никому не отойти от сей жизни связанным от них, – в случае же выздоровления и неисполнения определенного времени (епитимий), – снова подвергаться прежним епитимиям и от пресвитера ожидать сокращения времени покаяния, по уничтожении скверны греха.

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-epit...

Таков был и Тот, Кто говорит: «Из самых уст звериных исторг Я «две голени, и обушие уха» (ср. Ам. 3:12 ), прежде нежели было сие пожрано, приемля и присвояя Себе». Помысел ли вожделения запутался ногами в делах земных и препятствовал пока преуспеянию в лучшем, или слово могло посредством слуха растлить добрый нрав, как зверям, в отверстой пасти держащим похищенные члены, Пророк не дозволяет им делать вред, предупреждая гибель мощною рукою и трезвенностию останавливая приближающееся покушение. Глава 8 Не меньшей находящегося в устах у зверя подвергается опасности и тот, кем начала обладать страсть. Он так же близок к тому, чтобы стать пленником, как и тот – быть пожранным, если, вскоре пробудившись, не избежит угрожающей гибели. Посему и опытные в искусстве пастырства Давид и Иаков, хвалясь многосведущею в оном осторожностию, говорят – один: я-де брал медведицу за гортань и сокрушал льва (см. 1Цар. 17:34–35 ), то есть поглощенное возвращал к жизни невредимым, а другой: «Звероядины не принесох к тебе: аз воздаях тебе от Мене... татбины денныя и татбины нощныя» (ср. Быт. 31:39 ), то есть не дозволял, чтобы приходило что-либо в смертоносную деятельность неразумных и скотских пожеланий. А если нечто не важное и не представляющее большей опасности парением ума было иногда похищаемо, например, сказано что-либо ненадлежащее или выслушано от сказавшего другого, то похищенное из дому немедленно я-де возвращал, за ошибку, допущенную по нерадению, вознаграждая усиленным старанием и сим исправлением делая, что то же самое вносимо было в список других доброт, чтобы тело всей добродетели было цело и невредимо, не имело недостатка или искажения ни в одной из частей, служащих к лепоте естественного его благообразия. Предпочтенный же в лике Апостолов и всегда шествовавший впереди их Петр, уловлявший мрежами рыб и сетями благодати людей, показывает и зверя, и неистовство, с каким он пожирает, говоря: «Супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет. 5:8 ). Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010