Скачать epub pdf (К вопросу: имеет ли право диакон заменять священника в совершении некоторых священнодействий?) В недавнее время 1 был поднят вопрос о праве диакона одному, без священника, совершать некоторые молитвословия и священнодействия – литии, панихиды, вынос тела умершего из дома в храм («подъём покойника»), вечерни, часы и другое. По этому вопросу не излишним почитаем со своей стороны указать несколько частных дополнительных данных. 1) По свидетельству Св. Писания диаконы, служа бедным и вдовицам ( Деян. 6:2–7, 13:5 ), вместе с тем помогали апостолам «во благовестии Христовом» для утверждения и утешения христиан в вере ( Кол. 4:7 ; 1Фес. 3:2 ). Указание на эту последнюю деятельность диаконов в первохристианское время можно находить, думается нам, в названии диакона «благовестителем» (ευαγγελιστν) в теперешнем чине литургии св. Златоуста. Перед тем, как читать Евангелие, диакон обращается к священнику с возгласом: «Благослови, Владыко, благовестителя святаго апостола и Евангелиста (имярек)» и проч. 2) По второму правилу Анкирского собора диакон, «идоложертвовавший и возобновивший снова подвиг веры» должен «престать от священнослужения», между прочим «от провозглашения молений» (κυρσσειν). Под «провозглашением молений» справедливо разумеют ектении и возгласы, с которыми диакон обращается к народу во время совершения литургии. На возглашение ектений, как на самую главную обязанность диакона во время совершения богослужения, указывает также и самое название ектений в греческих и древне-славянских богослужебных памятниках: «διακονικ» и «диаконства», или «диаконская». См. например «διατξις της θεας Λειτουργας, εν η κα τα διακονικ» Константинопольского патриарха Филофея, изданный профессором Красносельцевым в Материалах для исторических чинопоследований литургии Златоуста, Казань, 1889 г, стр. 36. Также: Διακονικ της προηγιασμνης Λειτουργας το αγου Іακβου, изд. профессором Дмитриевским в «Православном собеседнике» за 1892 год. В славянских служебниках ектении называются диаконствами весьма часто; так, например, в рукописном служебнике Хлудовской библиотеки 113 на первом листе читаем: «устав божественныя службы, в ней же и диаконства».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Итак, рождается Единородный Сын Божий. Он именуется Словом, не начиная быть Словом от рождения, но в рождении начиная быть человеком. Бог Слово совечен родившему Его прежде веков. Но поскольку Оно восхотело соделаться человеком ради человеков, не чрез изменение Божественного естества, а непостижимым образом и хотением Божественным: то избрало рождение началом к тому, чтобы стать человеком. Посему Оно и как человек рождается, и как Бог Слово сохраняет девство родившей. И наше слово, рождаясь, не повреждает ума: так и Слово Божие, существенное и ипостасное, родившись, не повредило девства. Это событие – выше сил природы: и потому не обращайся к ее законам. Возвещаю тебе чудо: оставь исследования! Проповедую тебе Бога воплотившегося, восхотевшего родиться, но не начавшего быть Богом в рождении. Он усвоил Себе рождение, как Бог (а не рождение соделало Его Богом), – соделался человеком, не изменив Своего естества и не переменив свойств существа Божественного. Ты тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют, возвещает Святое Писание ( Псал. 101:28 ); Ты пребываяй во век ( Варух. 3:3 ). Здесь Писание показывает неизменяемость Божественного естества, как и в другом месте Бог говорит: Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся ( Малах. 3:6 ). Итак, Бог соделалея человеком, без изменения естества Божественного, и без преложения оного в другое естество. Иначе то, что совершилось, не было бы чудом, если бы Он, изменив Свое естество, принял естество иное. Мы видим много таких перемен в природе; но в том-то и открывается сила Божия чудодейственная, что Бог, пребывая тем, чем был, соделался тем, чем не был. На сие-то указывает великий Апостол, говоря: Иже во образе Божии сый... Сый, говорит Апостол, желая показать непременяемость естества, а не имеющий быть когда-либо. Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: быти равен Богу, говорится, а не соделаться таковым когда-нибудь; потом присовокуплено: но Себе умалил, зрак раба приим ( Флп. 2:6, 7 ). Видишь ли, как Он и пребывает тем, чем был, – и уничижает Себя зраком раба? Пребыл Богом, и стал человеком, чудесно, не изменяя Своего естества, по Своей воле, а не по необходимости или по причине изменения естества. Ибо что Бог говорит, то и творит, хотя бы глаголы Его были превыше законов природы: в Его деснице – сила, могущая чудодействовать, и не ожидающая себе содействия сил природы. Посему Он и пребывает Богом, и уничижает Себя приятием образа раба, – пребывает равным Богу, и становится человеком, – пребывает предвечным, и подчиняется рождению: то есть производит чудо, неизъяснимое по законам естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Но не подумай, будто родился Сын, чуждый Божеству. Ибо издревле предызображалось пришествие Божие, и непостижимый зрим был всегда в человеческом образе, при помощи стихий видимых для нас. Иначе пусть придет сюда неверующий явлению Бога в человеческом естестве, и пусть скажет: каким образом Моисей видел Бога? видел ли он невидимое естество? – никак: оно непостижимо для ума человеческого; Моисей видел огонь, горящий из купины, но не опаляющий самой купины. Почему же ты не веруешь в Рождаемого от Девы, и сохранившего Деву невредимою? Или, слыша, что Бог провозглашает из купины и говорит Моисею: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль (Исх. 3:6), а сам Моисей воздает поклонение, – ты веруешь, разумея не огонь видимый, а беседующего Бога; когда же я упоминаю о девической утробе, ты отвращаешься. Скажи мне: что – маловажнее, купина ли, или девическая утроба, чистая от всякой греховной страсти? Неужели ты не знаешь, что события, совершившиеся в древние времена, заключают в себе образы новейших событий, совершившихся теперь? Тайны предуказаны были древним в образах. Почему купина горит, огонь виден, и однако же действия, свойственного огню, не совершается? Огонь светит, а не опаляет, – сияет, а не пожирает, – оказывает благодеяние, а не причиняет мучений. Неужели ты не усматриваешь в купине Деву? неужели не видишь в огне любви и человеколюбия Того, Кто снизшел к нам? Судия обращается между виновными, а суд не производится; Судия находится среди осуждаемых, а наказания нигде не видно; Судия приходит не с осуждением, а с врачеванием. Видишь ли, как тот таинственный огонь предызображал явленное здесь милосердие. Не дивись, что Бог Слово рождается из девической утробы: Бог не делает ничего бесславного в том, что рождается для нашего спасения. Не почитай естество Божественное униженным и презренным оттого, что оно некогда будто подлежало уничижению. Все слабое и бренное, принятое Богом для нашего спасения, не наносит бесчестия Его естеству: Он усвоил Себе земное, чтобы спасти наше естество. Если же это низкое не делает никакого унижения естеству блаженного Бога и соделывает наше спасение: то как ты осмеливаешься говорить, будто то, что делается для нас во спасение, наносит бесчестие Богу?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

А 24-е (пр.) анкирского собора отлучает на пятилетие тех, которые безрассудно последуя языческим обычаям, для уничтожения. 285 будто бы чар и волшебства, приводят в свои домы волшебников, как обещающих очистить дом от такового осквернения (так как одержимые болезнию подозревают, что от этого они подверглись продолжительной болезни), или как могущих указать что-либо из потерянного. Таковым же епитимиям подвергаются и те, которые приходят к ворожеям и гадальщицам на ячмене. 286 То же самое правило буквально приводится и в 83-м прав. Великого Василия: только настоящее правило пользующимся таковым злом простирает епитимию до шестилетия; посему однажды впавшие в заблуждение и потом отставшие от зла должны быть подвергнуты меньшей епитимии. А Лаодикийского (собора) правило 36-е определяет совершенно изгонять из Церкви клириков, сделавшихся волшебниками и обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делателями так называемых талисманов. Волшебники – это те, которые призывают благодетельных будто бы демонов для устроения какого-либо блага, хотя все они человекоубийцы произволением и злокозненны. Об обаятелях А обаятели, чародеи – те, которые посредством напеваний привлекают демонов в свои желания и связывают зверей и пресмыкающихся для того, чтобы они не вредили будто бы животному, находящемуся где-нибудь вне двора. А другие заговаривают даже и змей, берут их в руки и остаются неуязвимыми от них и невредимыми. 287 О числогадателях А числогадатели – те, которые думают, что небесные тела имеют владычество над всем и что наши дела устрояются согласно с движением их. 288 А относящееся к математическому знанию делится на следующие две науки: астрономию и астрологию; и первая дозволена самими святыми (отцами собора Лаодикийского), так как показывает положение и движение всех небесных тел, а также их взаимное отношение и расстояние; 289 астрология же, т.е. выходящее отсюда предсказывание по соотношению будто бы небесных тел и предугадывающая будущее, отнюдь не дозволена отцами, 290 так как заставляет простейших внимать родословию и судьбе. А астрологи – те, которые делают предсказание по звездам, при содействии демонов, и внимают им как богам. Существуют четыре книги, так называемые математические: арифметика, музыка, геометрия и астрономия. Итак, правило запрещает не читать сии книги, а с особенною заботливостию заниматься ими и верить, что вместе с движением небесных тех обращаются и наши тела, и думать, что можно предузнавать будущее, которое будто бы необходимо должно случиться по причине известного движения звезд. 291

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

12-е (правило собора) Неокесарийского – крестившегося по причине болезни и потом сделавшегося здоровым, – как избравшего благое не произволением, но, может быть, по необходимости, и преследовавшего прежде сластолюбивое и плотоугодное житие, не дозволяет производить в священство, разве оказано будет снисхождение по причине последующего рачения о вере и по причине недостатка в людях. Карфагенского (собора правило) 45-е (54-е) – воспретило крестить лишившегося здравого ума вследствие болезней или других припадков, если он, немного оправившись, своего произволения о вере и надлежащего желания не выразит голосом. А если будет засвидетельствовано, что прежде болезни искал крещения, но откладывал по каким-нибудь причинам, то без сомнения должен быть крещен. Ищи еще в 1 гл. буквы Α 12-е правило собора Анкирского. Неокесарийского собора 6-е правило не возбраняет беременным женщинам, по желанию, креститься, ибо не участвует с ними в просвещении и плод их, – не получивший еще от природы произволения доброго и худого, – да и невозможно исследовать того, чтобы плоды имели произволение; а младенцы, дающие согласие чрез восприемников и просвещаемые самым делом, становятся причастниками божественного осияния. 6-е правило Тимофея Александрийского говорит: оглашенная жена, если в тот день, в который она предположила креститься, ей приключится обычное, – должна отложить просвещение на следующий день. 26 . 1-е правило того же (отца) говорит: если отрок оглашенный, или даже и муж, при совершении священной жертвы, приступив без лукавства, причастится божественных даров, то немедленно должен быть крещен, ибо призван от Господа. 20-е правило Великого Василия – женщин еретических, еще не сподобившихся божественного крещения, но пребывающих еще в чине оглашенных, если они дадут обет девства, потом выйдут замуж, не осуждает за то, что изменили обещанию: елика бо закон глаголет, сущем в законе глаголет ( Римл. 3, 19 ). Ибо, крестившись, они получают прощение всех грехов, соделанных до крещения; поскольку и все уверовавшие и крестившиеся не подвергаются никакому наказанию за то, в чем согрешили прежде крещения; ибо это и составляет преимущества и особенности духовного возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Таков смысл настоящего правила. Прочти еще 91-е правило Трулльского собора и что в нем написано, и конец 8-го правила настоящего послания; отсюда ты узнаешь, что не только истребившая плод подлежит канонической епитимии за убийство, но и та, которыя дает детогубительныя зелья, или имеет и принимает оныя, хотя бы оттого и не последовало умерщвление плода. Ввиду того, что настоящее правило, согласно с  21-м правилом Анкирского собора, наказывает такую женщину 10-тилетней епитимией, а  57-е правило святаго Василия говорит буквально так: « неволею убивший 10 лет да не причастится святых Тайн », некоторые говорят, что та, которая умышлено истребит носимое ею в утробе, грешит невольным убийством. Но мне кажется, что и таковая совершает вольное убийство, как это открывается из конца 8-го правила , или, скорее, должна быть поставлена на место самоубийцы, если умрет от такого случая; тем не менее, она не подвергается епитимии за вольное убийство, потому что носимое в утробе еще не существует в природе и решимость на убийство произошла не из злого умысла, а из чрезвычайного страха, например, пред родителем, или господином, или кем-либо другим, грозящим опасностью. А что есть различие между носимым в утробе и младенцем, вышедшим на свет, это очевидно из  книги Исхода , которая говорит: аще биются два мужа, и поразят жену непраздну, и изыдет младенец ея неизображен, тщетою да оттщетится: якоже наложит муж жены тоя, подобающее да отдаст: Аще же изображен будет, да даст душу за душу ( Исх. 21:22-23 ), и из 31-го и  52-го правила, которыя говорят, что пренебрегшая рожденным судится как убийца; равным образом и та, которыя извергает плод по небрежности, не должна считаться за убийцу; наконец, убившая свой плод по уважительной причине не подвергается епитимии вольных убийц. Славянская кормчая . Хитростию растливши, егда аще уморит, убийца есть. Толкование . Жена чревата сущи, егда аще примет пагубное зелье, яко да уморит сущего во чреве ея младенца, убийца есть, и испытуем, аще вообразился бе младенец или не вообразился; понеже множицею умирают со младенцы и жены. И елико по хитрости их, два убийства бывают: едино убо хотящей родити жене, другое же младенцу. 10 убо лет таковая запрещения приимают: 2 убо лета да плачутся, 3 же лета в послушающих да сотворят, и 4 лета да припадают, и 1 лето да стоят с верными, и тако по 10 лет времене божественных Таин да причастятся. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 16  чел. Всего просмотров 589 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

Синопсис . И тот, кто отрекается (от брака), должен быть спрашиваем относительно безбрачия и давать ясный обет, дабы в случае перемены мыслей был подвергаем епитимии. Аристен . Если мужчины отрекаются от брака и избирают девственную жизнь, местный епископ должен спрашивать их, истинно ли они предпочитают такую жизнь, и брать с них ясный обет, дабы в случае, если они впадут потом в сладострастную и плотскую жизнь, подлежали епитимии блудников. Вальсамон . Заметь из настоящего правила, в котором говорится: « обетов мужей не знаем иных, разве кто причислит себя к чину монашествующих », – что в  18-м правиле святый отец говорил не о монашествующих, но о девах , посвящающих себя Богу в мирском одеянии. Прочти Карфагенского собора правила 6, 44 ( 53 ) и 126 ( 140 ). А о монахах говорит, что хотя они молчаливо показывают, что соглашаются вести жизнь в чистоте, однако и они должны быть спрашиваемы, и давать обет безбрачия, дабы, если окажутся лжецами, подверглись епитимии, как учинившие блуд. А если это так, не скажи, что те монахи, которые не дали такого обета, должны быть признаваемы неповинными; ибо хотя бы кто и не был пострижен, но наденет рясу, не может уже снять (монашеского) образа и вступить в брак, не должен быть и против воли возвращен в монашескую жизнь, как об этом мы много раз говорили. То же самое должно быть и с (действительными) монахами, а равно и со всеми клириками, служащими в алтаре; ибо и они молчанием показывают, что дают обет не вступать в брак после рукоположения и, в случае нарушения этого правила, извергаются. Ищи святых Апостолов правило 26-е , Анкирского собора 10-е и Трулльского 6-е . Славянская кормчая . Отрицаяйся мира, вопрошен да будет, аще может без жены терпети, и яве да  исповесть, да егда отвержется, запрещение примет. Толкование . Мужей, отрицающихся брака и девствовати изволивших, подобно есть вопрошати их тоя страны епископу, аще воистину таковое житие любят, и исповедание их яве приимати. Да  аще приступят оттоле к сластному и плотолюбивому житию, блуд творящих, запрещение да примут.

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

Следуя этому (определению), и  Василий Великий говорит, как должно наказывать соделавших что-нибудь такое, то есть или подвергшихся безмерным мучениям, или предавших веру в Бога без великой нужды. Но  поскольку в 73-м правиле святый определил, что отрекшийся от Христа и соделавшийся преступником против таинства спасения должен быть в числе плачущих во всю жизнь, и, по-видимому, правила противоречат одно другому, то скажи, что не одно и тоже – отречься от Христа и принести жертву идолам, или – вкусить идоложертвенного и поклясться еллинскими клятвами; ибо 1-е есть совершенное отступничество от веры, а 2-е – осквернение и кажущееся отступничество; поэтому 1-е наказывается строже; или (скажи), что в том правиле святый сделал постановление о добровольно пришедших к отречению и отвергших веру без нужды, а в этом о тех, которые побеждены были жестокостью мучений и, потерпев насилие, хотя бы и не весьма сильное, уступили, почему и установил здесь более умеренные епитимии. А если, может быть, некоторые скажут, что настоящее правило потеряло силу, потому что вера благодатию Божиею незыблемо утверждается на камени православия, и мучители давно уже побиты камнями терпения мучеников, мы ответим, что и теперь многие, попадая в плен к безбожным агарянам и подвергаясь мучениям, то с клятвою отрекаются от православной веры, то клянутся безбожною религиею Магомета; а иные и добровольно повергают себя в пропасть безверия; каковые все должны быть врачуемы по настоящему правилу после исповеди и надлежащего покаяния. А о вкусивших оскверненных снедей прочти различные правила Анкирского собора , и узнаешь, каким образом наказываются и они. Славянская кормчая . Преступившие веру мук ради, 8 лет запрещение да приимут. Своею же волею преступившие – 12 лет. Толкование . Елицы же в варварстем нахождении, велику нужду от мук претерпеша, и болезни не терпяще, Божию веру преступиша, клятвы поганские сотворше, и неподобных неких в идольских храмах вкусивше, сии убо покаявшеся и со слезами и сокрушением сердца обратившеся, за 3 убо лета, с плачущими причтени будут, за 2 же – с послушающими. И за другая 3 лета – с припадающими; и тако на причащение прияти будут. Елицы же без великия нужди предатели быша Божия веры, трапезу демонскую ядше, и клятвами поганскими кленшеся, тии убо 3 лета да плачутся, и 2 лета да послушают божественных писаний, 3 же в припадании да сотворят, и иныя 3 лета стоят с верными на молитве. И тако, во 12 лето, благаго общения причастятся. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 28  чел. Всего просмотров 589 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

Вальсамон . 26-е Апостольское правило определяет, что только чтецы и певцы вступают в законные браки; а о прочих клириках не говорит ничего. И поэтому, распространяя последовательно сие учение, святые отцы здесь определяют, чтобы чтецы и певцы вступали в брак, а кроме их никто, ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер после рукоположения, не брал себе законной жены, иначе за нарушение сего правила должен подвергнуться извержению. А в каком положении остаются эти, в случае отречения от рукоположения и вступления в брак, – об этом узнаешь из 79-й новеллы императора господина Льва Мудрого , в которой говорится между прочим буквально следующее: « итак, не соглашаясь с определением древнего законодателя, который хочет, чтобы пресвитер, или диакон, или иподиакон, сочетавшийся с женою после бывшего над ним рукоположения, совершенно оставлял присвоенное таковому одеяние и возвращался в мирскую жизнь, мы отменяем это постановление, а постановляем, что достаточно для них наказания низведением из того чина, в каком были признаваемы до брака; и что они не должны быть присуждаемы совершенно к лишению одежды клирика и другого служения в церквах, касаться которого не запрещается. А закон, отмененный этою новеллою, есть 28-я глава 1-го титула 3-й книги Василик, который есть 27-я глава 123-й Юстиниановой новеллы ». Славянская кормчая . Иереом и диаконом иподиаконом, прежде поставления к браку приходити. Поставлен быв аще оженится, да извержется. Аще бо хощет, прежде оженитися должен есть. Толкование . 10-е убо правило, Анкирского собора, повелевает хотящему быти пресвитеру или диакону, и прежде свидетельствовавшему о себе, яко не женитися, и поставлену бывшу, не возможет терпети не брачен, но восхощет пояти жену, и по поставлении к браку приити, прощает, и во своей пребывати службе повелевает; се же правило таковое отвращает, и отнюдь упражняет, по поставлении пресвитеру и диакону иподиакону, брачное себе составляти сожительство, 26-му правилу Апостольскому последуя, и заповедает по поставлении дерзнувшего то сотворити, изврещи: дая волю комуждо, прежде поставления законом брака сочетатися жене.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

3 . Убегающим от гонителей и уловленным, или преданным от своих домашних, или иным образом лишенным имения, или претерпевшим мучения, или вверженным в темницу, притом вопиявшим, что они – христиане, и истязанным, и, между тем, нечто идоложертвенное в руки насилием утеснителей влагаемое или некую пищу по принуждению принявшим, но непрерывно исповедовавшим, что они христиане, и скорбь свою о случившемся с ними всегда изъявляющим всякою скромностью, одеянием и смирением жизни, – таковым, как вне греха находящимся, да не возбранится общение. Если же кем-либо и возбранено было, ради большей предосторожности или по неведению некоторых, то немедленно должны приняты быть в общение. Сие относится равно и к сущим от клира, и к прочим, то есть к мирянам. Было, притом, исследываемо и то, могут ли миряне, подвергшиеся тому же самому насилию, быть производимы в чин священный, и рассуждено: производить и таковых как несогрешивших, если и прежний образ их жития обрящется правым. Правило разъясняет, что бегущие от гонений не подлежат за это наказанию. Ср. Петра Алекс. 13. 4 . Об идоложертвовавших по принуждению и сверх того, пред идолами пиршествовавших, которые, быв приведены, и с веселым видом вошли, и одежду употребили драгоценнее обыкновенной, и участвовали в приготовленном пиршестве беспечно, рассуждено: чтобы таковые находились год в числе слушающих Писания, три года – в числе припадающих, два года имели общение в молитве только и потом вступали в совершенное общение. Степень ответственности за участие в жертвоприношениях и идоложертвенных пиршествах по принуждению в этих правилах измеряется тем, с каким видом, веселым или печальным, они поддавались принуждению. О различных видах покаянных епитимий см. наше пояснение к 11 пр. I Всел. И 11 пр. Св. Григория Неокесар. Ср. последнего пр. 1. 5 . А которые вошли в одеянии печальном и, возлегши, ели, плача между тем во все время возлежания, те, если исполнили трехлетнее время припадания, да приимутся в общение, кроме причащения Святых Тайн. Если же не ели, то проведя два года между припадающими, в третье лето да будут в общении, кроме причащения, так чтобы совершенное общение получили через три года. Но епископы да имеют власть, испытав образ обращения, человеколюбствовать, или большее время покаяния приложить. Более всего да испытуется житие, предшествовавшее искушению и последовавшее за оным, и так да размеряется человеколюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010