1 сентября 1723 года повелено было не включенных в подушный оклад священно и церковно-служительских детей, не желающих учиться, отдавать в архиерейские школы «и неволею» 5 . Определением Св. Синода 15-го октября того же 1723 года «велено во всех епархиях в домех архиерейских священно-церковно-служителевых детей помянутой науке (грамматике), ежели где таковые учители обретаются, учением производить неотложно»; а ежели где таких учителей нет, то «для обучения оной науки» послать из епархий по три человека из молодых людей, от 15 до 20 лет, в Новгородскую школу и содержать их здесь насчет тех епархий, от коих они посланы. Вследствие этого, в 1723, 1724 и 1725 годах прислано было в Новгородскую архиерейскую школу 18 человек из епархий: Устюжской 2, Ростовской 3, Суздальской 1, Рязанской 3, Коломенской 3, Воронежской 2 и Тверской 4. Определением Св. Синода 15 июня 1724 года велено репортовать « в каждом году о обретающихся под ведомством Св. Синода во учении учениках дважды», о чем 30 июня послан указ к бывшему тогда советнику, школ и типографий проректору, Троицкому архимандриту Гавриилу Бужинскому) 6 ). Вследствие этих мероприятий, число архиерейских школ в последние годы царствования Петра 1 быстро увеличилось. Кроме старых школ Киевской и Московской Академий, Черниговского Коллегиума и Новгородской, с 1721 года вновь появились следующие архиерейские школы: в 1721 году Нижегородская, Александро-Невская 7 ) и Иркутская 8 ); в 1722 году Тверская 9 ) и Белоградская 10 ); в 1723 году Коломенская, Казанская, Суздальская, Вятская и Архангельская или Холмогорская 11 ); в 1724 году Вологодская 12 ) и Рязанская 13 ); в 1725 году Устюжская 14 ) и Псковская 15 ). В этот же, вероятно, период времени учреждена Смоленская 16 ) и восстановлена Ростовская архиерейские школы 17 ). Большею частью школы эти учреждены были архиереями из бывших воспитанников Киевской Академии 18 ). По кончине Петра 1, развитие архиерейских школ временно приостановилось и число их пошло даже на убыль. Требуемых определением Св. Синода от 15 июня 1724 года репортов об учениках архиерейских школ, кажется, вовсе не представлялось. Ученики 7-ми епархий, высланные в 1723–1725 годах в Новгородскую архиерейскую школу для обучения славянской грамматике и приготовления к учительству, 8 декабря 1725 года, по определению Св. Синода, а по словесному предложению Новгородского архиепископа Феодосия Яновского, отпущены в свои епархии, «понеже многие ученики никакого в том плода не имеют, но туне токмо время препровождают и домовую пищу тратят» 19 ). Архирейские школы одна за другой стали закрываться. В 1725 года распущены были по домам ученики Вологодской архиерейской школы, в 1726 году Суздальской, в 1727 году Холмогорской, в 1728 году Ростовской, Казанской, Устюжской и Вятской 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Итак, мы видим, что традиция эта совсем недавняя. Сами по себе балы - явление старинное, и их упоминания встречаются, по крайней мере, с 14 века в католической Франции времён авиньонского раскола при антипапе Клименте VII. Судя по всему, как пишут, первым на Руси был бал на свадьбе самозванца Лжедмитрия I и Марины Мнишек 8 мая 1606 г. [Источник: http://www.pravmir.ru/vy-poedete-na-bal/ ]. В последующем балы насаждаются значительно позже, только Петром I и под нименованием ассамблей. Об этом государь издал соответствующий указ в 1718 году. Вчерашние бояре уклонялись от участия в ассамблеях, считая такое времяпрепровождение неприличным. На участие женщин в увеселениях также смотрели косо. Однако «постепенно ассамблеи прижились, на них появилась непринужденная обстановка, и даже старые бояре перестали тайком креститься при виде откровенных декольте. Стало традицией целовать даму по окончанию танца, причем не в ручку или щечку (что не возбранялось), а в губы, чему молодежь, несомненно, была рада» [Источник: http://statehistory.ru/2050/Petrovskie-assamblei/ ]. Среди прочего в петровской инструкции «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем» говорится: «Будучи без [присутствия своей] жены, мни себя холостым... Лапай, шибко остерегаясь и только явный знак получив, што оное дозволяется... Помни: сердце дамское на музыку и пение податливо и во время оных умягчается. Не упущай моменту для штурма!» . И далее совсем уж не прилично (ради сохранения целомудрия читателю лучше пропустить эту цитату и начать чтение со следующего абзаца): «Выбираясь опосля развлечения с дамой, проверь, правильно ли одет и застёгнут, ежели окажутся пятна, порочащие перед женой, то мазни поверх их маслом али салатом» [Источник: Петряков А. Царские трапезы и забавы. Быт, нравы, развлечения, торжества и кулинарные пристрастия русских царей (Центрполиграф, 2014). ]. Чтобы переломить неприятие Церковью, Пётр I стал понуждать к проведению ассамблей и монастыри. Первую такую монастырскую ассамблею провели в 1723 году у архимандрита Донского монастыря. Митрополит Казанский Сильвестр писал об ассамблеях, устраиваемых архиепископом Феодосием (Яновским) (1650-1726) (известным также как Франциск): «Он же, Францышка, будучи в Москве , оставив церковные службы и монашеское преданное правило, уставил у себя самблеи с музыкою и тешится в карты, шахматы и в том ненасытно забавлялся, якобы вместо всенощного пения себе вменял и других к тому понуждал... Да он же, Францышка, на московском подворье велел послужнику своему Тарасу с колокольни старинные колокола продать, чтобы не мешали ему во всю ночь в шахматы играть, потом довольно спать» . Провидение распорядилось так, что в 1725 году Феодосий (Яновский) был лишён сана.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/04/...

Неоднократно обращал внимание Синода на обширность епархии, для окормления к-рой требовалось намного большее число священников, жаловался на то, что Архангелогородская канцелярия записывает детей священнослужителей в крестьянство. В 1714-1719 гг. В. адресовалось неск. указов Сената об учреждении в Холмогорах навигацкой школы. Открытие ее состоялось в 1720 г., в 1723 г. на ее основе была устроена славяно-рус. школа при архиерейском доме в Холмогорах, впосл. преобразованная в семинарию. В 1725 г. В. поручено было снятие сана с Новгородского архиеп. Феодосия (Яновского) . В марте 1725 г. В. доносил Синоду о самосожжении в Азапольской вол. Мезенского у. 108 старообрядцев, в следующем году - о самосожжении 80 последователей «старой веры» в Озерецкой вол. Важского у. Последние 2 года жизни В. «ножною болезнью весьма изнемог». Погребен в холмогорском Преображенском соборе. В. был строгим и принципиальным администратором, сам правил документы, исходящие из его канцелярии. Проявлял заботу о нравственности паствы, неоднократно издавал обличительные воззвания, призывая к покаянию и прекращению пороков пьянства, разврата. Значительная часть жалоб, поступавших на В. в Синод, была связана со злоупотреблениями живших при нем его братьев - Г. и А. Волостковских, к-рых обвиняли в расхищении епархиального имущества. Опись имущества, оставшегося после смерти В., включала 734 книги, 185 икон, множество разнообразной «рухляди» и 1798 р. В 1733 г. Синод разбирал дело о наследстве В., на к-рое претендовал А. Волостковский, и не признал за последним право наследования, дальнейшая судьба имущества В. неизвестна. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 36, 184, 353, 399, 445, 654, 679; Т. 2. Ч. 1. 1879. 2, 159, 191, 422, 439, 441, 540, 736, 756; Ч. 2. 1878. 892, 1183, 1248; Т. 3. 1878. 121, 214, 252, 277, 281, 316, 404, 441, 566, 597; Т. 4. 1880. 14, 173, 273, 404, 476; Т. 5. 1897. 20, 34, 54, 99, 348, 359; Т. 6. 1883. 25, 49, 50, 106, 107, 155, 185, 195, 216, 238, 289, 295, 331, 332; Т. 7. 1885. 44, 66, 236, 247; Т. 8. 1891. 17, 58, 151, 160, 388, 687; Т. 9. 1913. 81, 138, 171, 283, 469, 557; Т. 10. 1901. 20, 50, 84, 309, 424, 457; Т. 11. 1903. 6, 215, 233.

http://pravenc.ru/text/154277.html

Б. пытался противодействовать распространению старообрядчества, в 1722 г. доносил в Синод о неудачной попытке предотвратить самосожжение 25 старообрядцев в дер. Нестеровской Черевковской вол. В 1723 г. вызывался на чреду священнослужения в С.-Петербург, в 1724 г. участвовал в коронации имп. Екатерины I . В 1725 г. обличил в злоупотреблениях провинциал-инквизитора Великоустюжской епархии Иоасафа Тюменева, при проверке оказавшегося лжемонахом и авантюристом. Б. погребен в Успенском соборе Вел. Устюга. Сохранились 2 описи имущества, оставшегося после смерти Б. Помимо хлебных запасов, строительных материалов, предметов домашнего обихода при архиерейском доме хранилось 9 медных пушек; архиерейская казна насчитывала 2880 р., из к-рых 2083 р. были внесены Б. из собственных средств. Его б-ка состояла более чем из 150 печатных и рукописных книг, помимо богослужебных книг, творений отцов Церкви и житий святых в ней были представлены полемические сочинения, труды по истории, неск. грамматик, «География генеральная» и даже «Виргилий». В ней находились также не озаглавленные в описи нем. и греч. книги. В наст. время большая часть рукописных книг из б-ки Б. хранится в составе Устюжского собр. БАН (С.-Петербург). Б. был не только библиофилом, но и писателем и переписчиком книг. В нач. 90-х гг. XVII в. в Чудовом мон-ре он переписал «Зрелище жития человеческого» (РНБ. Q. XV. 103). Известны владельческие записи Б. на книгах XVII в., в т. ч. на списках новых переводов «Хрисмологиона» и «Зерцала богословия». Ок. 1687-1689 г. на основе Летописного патриаршего свода 80-х гг. XVI в. Б. создал историко-публицистическое соч. «Хронографец» (РГБ. Ф. 218. Пост. 1963 г. 61.1. Л. 1-44). После анализа текста «Хронографца» его публикатор А. П. Богданов считает возможным говорить о противоположности общественно-политических позиций Б. и Патриарха Всероссийского Иоакима . Соч.: Пять писем Б. к Новгородскому архиеп. Феодосию (Яновскому)//Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования имп. Петра Великого (1717-1719 гг.). СПб., 1911. Т. 2. Стб. 905-924; Богданов А. П. «Хронографец» Боголепа Адамова//ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 381-399.

http://pravenc.ru/text/149475.html

государя, а себя первейшими лицами при нем. Царевич вел разгульную жизнь, стал популярен среди тех, кто был недоволен реформами Петра. С его именем связывали восстановление «старины», в т. ч. и фактически ликвидированного Патриаршества, хотя сам А. П. имел характер сильный, своевольный и, став царем, возможно, продолжил бы политику Петра по отношению к правосл. Церкви. С 1715 г. отношения его с отцом резко ухудшились. Петр видел в А. П. соперника своему младшему сыну Петру, к-рого хотел сделать наследником. Царь потребовал от сына «переменить нрав» или уйти в мон-рь. А. П. согласился на последнее, но царь, зная неискренность и скрытность сына, не решился отослать его в мон-рь. В 1716 г. А. П. бежал за границу, в Австрию, откуда его выманили ложным обещанием отца о помиловании. По приезде в Россию в янв. 1718 г. А. П. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. К следствию было привлечено много духовных лиц во главе с еп. Ростовским Досифеем (Глебовым), но в основном они проходили по «суздальскому делу» о «потакании» старице Елене - царице Евдокии, к-рая вела в стенах мон-ря светскую жизнь и даже имела любовника. Следователи стремились завести дело о заговоре А. П. с участием духовенства, но ничего, кроме общих и случайных разговоров насчет восстановления церковной и светской «старины», даже с помощью пыток узнать не удалось. Царевич был приговорен назначенным царем судом к смертной казни. Высшие иерархи, входившие в суд, дали уклончивое заключение по делу и отказались подписать смертный приговор, что было шагом по тем временам весьма мужественным. А. П. был тайно казнен по приказу царя в тюрьме Петропавловской крепости. По нек-рым сведениям, рядом с Петром, отправившим своих людей убивать сына, находился архим. Феодосий (Яновский), буд. архиеп. Новгородский, отпустивший царю смертный грех сыноубийства ради высших гос. целей. Вскоре после смерти царевича появились самозванцы, выдававшие себя за А. П.: Алексей Родионов под Вологдой (1723), Алексей Семинов в г.

http://pravenc.ru/text/64546.html

ЛЕОНИД , архимандрит Высоко-Петровского монастыря, советник Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30–34, 36–44, 41, 50–56, 58, 60, 61, 64–71, 73–75, 77, 78, 80–102, 104–126, 128–136, 139–164, 167, 168, 171–177, 179–182, 184–187, 189–200, 202–204, 208, 345, 347. (Смелич), архимандрит Симоновского монастыря, советник Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30, 32, 34, 36–45, 47–49, 51–56, 58, 60, 61, 64–69, 74, 77, 78, 80–88, 90, 94, 96–102, 104–107, 109, 111–124, 126, 128–135, 139–146, 148, 157–163, 167–168, 171–177, 179–182, 184–187, 189, 190, 205, 210–213, 215–222, 224, 235–262, 264, 267–273, 275, 277–279, 281, 288–297, 299–302, 304–310, 314–317, 319, 321–331, 334, 336–341, 343–345, 347. (Григорьев), протоиерей С.-Петербургского Петропавловского собора, асессор Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30–34, 36–42, 44, 45, 47–52, 54, 55, 60, 61, 64–69, 72, 75, 77, 78, 80–98, 100–102, 104–126, 128–131, 135, 136, 139–147, 149–164, 167, 168, 171–177, 179–182, 184–187, 189–195, 197, 199, 200, 202–205, 208–213, 215–222, 224, 226–229, 231–259, 261, 262, 264–271, 273, 274, 277–296, 299–302, 314–317, 319, 321–331, 333–339, 343, 344. СТЕФАН (Яворский), митрополит Рязанский, президент Св. Синода: 64, 82, 88, 90, 105, 109, 112, 125, 131, 135, 136, 139, 141–151, 167, 171–177, 179–182, 190, 193–200, 202–205, 208–213, 217–222, 224, 228, 281, 288, 347. ФЕОДОСИЙ (Яновский), архиепископ Новгородский и архимандрит Александро-Невского монастыря, вице-президент Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30–34, 36–38, 40, 42, 58, 60, 61, 64, 65, 71–75, 77, 78, 81–91, 93–102, 104–107, 109–126, 128–136, 139–163, 166–168, 171–177, 179–182, 184–187, 189–193, 195–200, 202–205, 208–213, 215–217, 219–222, 224, 226, 228, 229, 231–255, 257, 260–262, 264, 267–272, 275, 277–279, 281–286, 288–297, 299, 301, 302, 304, 305, 317, 321–327, 329–331, 347. ФЕОФАН (Прокопович), архиепископ Псковский, вице-президент Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30–34, 36–45, 47–52, 54, 55, 60, 61, 64–70, 72–73, 75, 77, 78, 80–85, 88–102, 104–126, 128–136, 139–155, 157–163, 167, 168, 171–177, 179–182, 184–187, 189–194, 196, 202–204, 208–213, 215–222, 224, 226, 228, 229, 231–246, 250–257, 260–262, 264, 267–270, 273, 275, 277–279, 281, 283–285, 288–297, 304, 305, 321–327, 345, 347.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1652 году царь Алексий Михайлович (1645-1676) по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого. 30 августа Патриарх Никон с собором епископов и царь Алексий Михайлович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений. Святые мощи были торжественно перенесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса. Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта — в день блаженной кончины и 30 августа/12 сентября — в день обретения нетленных мощей. Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского состоялось 30 августа 1724 года из Рождественского монастыря г. Владимира в Троицкий монастырь г. Санкт-Петербурга. Край, где была основана новая столица Российской империи г. Санкт-Петербург (1703 г.), в XI веке находился под властью Новгорода Великого. Нева разделяла земли Карелии и Ингрии (Ижоры). С середины XII века за эту землю шла упорная борьба новгородцев со шведами и немецкими рыцарями. В 1323 году новгородцами в истоке Невы была основана крепость Орешек, ныне Шлис­ сельбург. В Смутное время Карелия и Ингрия временно отпали от России, но в начале XVIII века при Петре I были отвоеваны русскими. В июле 1710 года, вскоре после взятия Выборга, Петр I осматривал окрестности города. По его указанию было выбрано место для будущего монастыря во имя Живоначальной Троицы и святого благоверного князя Александра Невского на берегу Черной речки (впоследствии Монастырки). 20 февраля 1712 года Петр I приказал объявить архимандриту Феодосию ( Яновскому), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». 25 марта 1713 года в деревянном храме, освященном в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, была совершена Божественная литургия. Монастырь связывала с городом дорога, устроенная в 1712 году по распоряжению архимандрита Феодосия (будущий Невский проспект).

http://patriarchia.ru/db/text/141045.htm...

Андрей Денисов. Фрагмент настенного листа. Выг. Нач. XIX в. (ГИМ) Андрей Денисов. Фрагмент настенного листа. Выг. Нач. XIX в. (ГИМ) Первоначально во главе пустыни стояли Викулин и А. Д. В 1702 г. устроение духовной жизни общежительства было отделено от общего руководства пустынью: согласно соборному постановлению 11 сент. того же года, духовной сферой стал ведать Викулин, А. Д. был выбран киновиархом. Этот выбор, главным основанием для к-рого были личные качества А. Д., учитывал также и то, что он происходил из семьи, связанной с ранним старообрядчеством, имел тесные контакты с учителями «старой веры»: иеродиак. Игнатием Соловецким, старцем Варлаамом (в миру Василий Быков), участником организации 2-й Палеостровской «гари» 1688 г., к-рый являлся духовным отцом А. Д. Как свидетельствуют письменные источники, А. Д. пользовался любовью учителей старообрядчества - иноков Корнилия, Виталия Московского (завещавшего ему свою мантию), Прокопия Нижегородского, соловецкого иером. Пафнутия, соловецкого соборного старца Геннадия (Качалова) . А. Д. сыграл главную роль в упрочении внешнего положения старообрядческого центра. Когда Выговское общежительство в связи с припиской к Олонецким Петровским заводам было легализовано, он стал главным ходатаем по выговским делам в обеих столицах. Пустынножители ценились заводской администрацией как хорошие, квалифицированные работники. А. Д. пользовался расположением приказчика Повенецкого завода Г. Традела, начальника всех заводов А. С. Чоглокова, позже коменданта В. И. Геннина. Во время заключения С. Денисова в новгородской тюрьме (1713-1717), когда в опасности оказалась судьба не только младшего брата, но и всей пустыни, А. Д. предпринимал активные меры для исправления положения, подбадривал посланиями и узника и общежителей. При А. Д. сложилась практика поднесения высоким лицам, в частности имп. Петру I и царице Прасковии Феодоровне, во время их приездов на Марциальные воды «писем и гостинцев». Гостинцами обычно были олени и птицы (живые и стреляные), лошади, а также, возможно, в соответствии с духом времени «морские курьозы» для частных кунсткамер. Известен ряд приветственных и благодарственных посланий А. Д. Геннину (1721), Новгородскому архиеп. Феодосию (Яновскому) (1722), имп. Екатерине I по случаю коронования (1724), придворному поэту М. И. Ширяеву (1725-1727), имп. Петру II по случаю вступления на престол (1727).

http://pravenc.ru/text/171687.html

В 1263 г. в соборе В. Р. м., в юго-зап. углу под хорами, был погребен св. кн. Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, к-рую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н. М. Пшеничный «со товарищи» (в наст. время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у юж. двери собора, к-рая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В февр. 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиеп. Феодосием (Яновским) и архим. Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро-Невский мон-рь в С.-Петербурге. Погребение блгв. кн. Александра Невского. Гравюра. 1893 г. (РГБ) Погребение блгв. кн. Александра Невского. Гравюра. 1893 г. (РГБ) В. Р. м. пострадал от пожаров в кон. XIV в. и в 1491 г., когда «и церковь Пречистые Рожество в мон-ре внутри града выгоре», «и внутрь церкви тоя все выгоре и с людьми» (ПСРЛ. Т. 4. С. 530; Т. 6. С. 38; Т. 8. С. 221). В 1536 г. сгорела «половина монастыря». Мн. настоятели В. Р. м. занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи - свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) - до своего поставления на кафедру управляли В. Р. м. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. В. Р. м. Павел. В 1517 г. настоятель обители архим. Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели мон-ря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архим. Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архим. Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова . В 1613 г. архим. Исаия первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича . 24 июня 1619 г. архим. Исаия участвовал в поставлении на Патриарший престол Филарета (Романова) , 28 сент. 1645 г. архим. Иона - в чине венчания на царство Алексея Михайловича . На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского мон-ря в Москву, в дек. 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты В. Р. м.- Павел и Платон (Петрункевич) - являлись членами Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/154981.html

Протопр. Василий Кутневич, главный свящ. армии и флота. Литография. 1864 г. (РГБ) В апр. 1717 г. царским указом было установлено «в российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников», первоначально это было белое духовенство. С 1719 г. утвердилась практика назначения на флот монашествующих (хотя иногда допускались и священнослужители из белого духовенства). До учреждения Святейшего Синода право определения иеромонахов для службы во флоте принадлежало Александро-Невскому мон-рю и его настоятелю архим. Феодосию (Яновскому ; впосл. архиепископ Новгородский). В «Морском уставе» (ПСЗ. Т. 6. 3485), утвержденном 13 янв. 1720 г., определены права, обязанности и материальное положение флотского духовенства, во главе к-рого на время летней навигации или военного похода ставился «начальный священник» (обер-иеромонах), как правило из Ревельской эскадры Балтийского флота. Первым обер-иеромонахом стал Гавриил (Бужинский ; впосл. епископ Рязанский). Отдельные священники назначались только на крупные суда - корабли и фрегаты. 15 марта 1721 г. была утверждена инструкция, регламентировавшая деятельность судовых священников («Пункты о иеромонахах, состоящих во флоте»). На основе «Пунктов» была разработана особая присяга для военного и морского духовенства, отличавшаяся от присяги приходских священников. Иером. Никандр, участник Синопского сражения и обороны Севастополя. Литография. 2-я пол. XIX в. (РГБ) Иером. Никандр, участник Синопского сражения и обороны Севастополя. Литография. 2-я пол. XIX в. (РГБ) Полковые священники и флотские иеромонахи обязаны были отправлять богослужения, совершать требы, напутствовать тяжелобольных Св. Таинами, помогать врачам, а также «смотреть прилежно» за поведением войска, причем надзор за исповеданием и причащением военных составлял одну из главных обязанностей, но имелось твердое предупреждение: «Больше ни в какие дела не вступать, ниже что по воле и пристрастию своему затевать». В 1721 г. назначение священнослужителей в армию и во флот перешло в ведение Святейшего Синода, предписывавшего архиереям определять из своих епархий необходимое число иеромонахов для комплектования В. и м. д. В мирное время оно подчинялось епархиальным архиереям. 7 мая 1722 г. Синод поставил во главе духовенства, отправлявшегося в Персидский поход, временным обер-иеромонахом архим. Лаврентия (Горку ; впосл. епископ Вятский). В инструкции Синода 13 июня 1797 г. (ПСЗ. Т. 24. 18) в связи с увеличением объема обязанностей полевых обер-священников им было предоставлено право избирать дивизионных благочинных для помощи в управлении духовенством в военное время.

http://pravenc.ru/text/155073.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010