В.А. Федосик, В.В. Яновская, О.А. Яновский Глава 5. Основные черты средневековой христианской ментальности Христианская ментальность не была чем-то неизменным, раз и навсегда данным, «застывшим» во времени и для разных народов. Даже проблема общечеловеческих ценностей, закрепленных христианством и представляющимися вечными для человечества, в ходе истории получала различные трактовки. Базовые нормы («не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и т. д.) нарушались под разного рода предлогами, исходящими из иных систем ценностей (классовых, национальных и др.), но также и из религиозных. Религиозные стереотипы и установки были преобладающими как в ментальности населения поздней Римской империи, так и средневековой Европы. Ментальность эта была христианской, но не тождественной для двух эпох. Единая христианская Римская империя просуществовала недолго. После смерти императора Феодосия I Великого, запретившего язычество и утвердившего христианство в качестве единственной официальной религии империи, она окончательно разделилась на Западную и Восточную. Пути их развития были разными, и это, в первую очередь, обусловило раскол христианства на две его главные ветви – католичество и Православие. Византия (Восточная Римская империя) просуществовала почти все тысячелетие средневековья, и византийцы имели полное право называть себя ромеями (римлянами) и считать преемниками традиций Римской державы. Феодальные отношения в Византии так и не сложились, в системе отношений господства–подчинения в социуме связи поземельной и личной зависимости так и не приобрели структуру: сеньор – вассал, феодал – поземельно и лично зависимые крестьяне. И это обусловило важнейшие отличия ментальности византийцев от средневековой западноевропейской. Отличия определялись и глубоким культурным упадком Западной Европы в Раннем средневековье (какого не знала Византия), упадком городов на Западе (бывших средоточием жизни античных цивилизаций). А вызвано это было разгромом варварскими народами Западной Римской империи, основанием ими на ее территории своих государств и формированием новой цивилизации – средневековой западноевропейской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОСИЙ (ЯНОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феодосий (Яновский) (ок. 1650-х - 1726 ) монах , б. архиепископ Новгородский и Великолуцкий В миру Яновский Феодор Михайлович, родился около 1650-х годов в Смоленской губернии. Происходил из польской шляхты. Образование получил в Киево-Могилянской академии . Периодом его обучения считаются 1663 - 1676 годы. Неизвестно, продолжал ли он образование за границей по примеру своих сверстников. Впоследствии он не обнаруживал особой учености, но считался человеком образованным. Был рясофорным послушником Симонова монастыря . За " клевету " на Симоновского архимандрита Варфоломея (это была простая жалоба на суровость Варфоломея) Феодосий попал в число нарушителей монашеской дисциплины, был послан в оковах в Троицкий монастырь . При Иове Новгородском Троицкий архимандрит Иов принял в нем участие, освободил от оков и приблизил к себе. В 1697 году, став митрополитом Новгородским , Иов взял Феодосия с собой. Митрополит Иов умел ценить людей образованных, отличавшихся деловыми качествами, и потому Феодосий при нём сразу пошёл в гору. С 1701 года он был игуменом одного из Новгородских монастырей, а в 1704 году стал архимандритом Хутынского монастыря - ближайшим помощником Новгородского архиерея. Феодосий сделался известным царю Петру I , часто проезжавшему мимо Новгорода; между ними установились близкие отношения. Вероятно царь также оценил в Феодосии административные таланты, любовь к просвещению, что дало последнему доступ к государю. 27 октября 1704 года Феодосий, минуя митрополита Иова, уже писал прямо к царю, жалуясь на келаря Венедикта. Духовный судья в Ингерманландии В 1708 году митрополит Иов послал архимандрита Феодосия в Москву за типографией Симеона Полоцкого . В Москве Феодосий увиделся с царем и был назначен " духовным судьей " в Санкт-Петербург для заведывания церковными делами вновь завоеванных городов: Ямбурга (ныне Кингисепп ), Нарвы , Копорья , Шлиссельбурга . Митрополит Иов был только уведомлен о новом назначении своего архимандрита и должен был благословить его на новое служение, дав ему инструкцию относительно практической деятельности.

http://drevo-info.ru/articles/18852.html

Ф., в миру Феодор Яновский, происходил из польской шляхты. Хотя не сохранилось более подробных сведений об его происхождении, но по многим признакам можно признать вероятной догадку автора «Истории С.-Петербурга» г-на Петрова, что к Феодосиеву отцу относится одно место списка смоленской шляхты, где значится в числе служилых людей Михаил Степанов Яновский, имевший 1200 четей в поле и получавший 10 руб. жалованья. У этого Михаила Яновского, по списку 1679–1680 гг., значится 4 сына, в том числе Феодор и Леонтий. О Ф-сии же известно, что его родичи жили в Смоленской области и у него был брат Леонтий. Впрочем, вышеозначенная догадка все-таки не имеет полной убедительности, главным образом потому, что обозначенные в помянутом списке годы Феодора Яновского (пять лет) не совпадают с другими данными. Когда родился Ф. – неизвестно. Но сведения о его учении заставляют относить время его рождения к пятидесятым годам XVII века. Сведения эти тоже не совсем определенны. По мнению г-на Петрова, Ф. учился в московской Заиконоспасской академии. Но по всем другим авторам, в том числе по историку Киевской академии г-ну Аскоченскому, Ф. учился в Киево-могилянской академии. Это утверждение, несомненно, и есть более достоверное. Период обучения Ф-сия падает на время 1663–1676 гг., в ректорство Иоанникия Голятовского, и товарищами его по школе были такие лица, как Филофей Лещинский, св. Димитрий ростовский и Стефан Яворский . Насколько обширно было образование Ф-сия, сказать трудно. Неизвестно, продолжал ли он его в заграничных польских училищах, по примеру других своих сверстников. В последующей своей деятельности он не обнаруживал особой учености, но считался человеком образованным. Сам Феофан Прокопович не отказывает Ф-сию в последнем качестве (в письме к Сенютовичу). Иностранцы называли его даже ученым (Берхгольц). У Ф-сия была обширная библиотека латинских книг. Но, во всяком случае, по своей учености Яновский не мог равняться с такими личностями, как Стефан Яворский , Феофан Прокопович и Феофилакт Лопатинский. Недаром, по словам Феофана, любя ученых, Ф. предпочитал простых, и от него не осталось ни одного литературного труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

VI. Феодосий Яновский. – Злоупотребления власти и излишества. – Ропот духовенства Феодосий видимо клонился к падению. В обаянии власти и в неге роскоши он позволял себе излишества, которые не были приличны ни сану его, ни званию. В 1724 году Двор отправился в Москву для коронации Императрицы. Феодосий, который должен был совершить этот обряд, отправился в Москву ещё в первозимье 1723 года. Распоряжаясь полновластно, он велел в синодальном доме сварить добрых пив с семьдесят вар и дарил приказным людям и своим секретарям, наполняя и насыщая их без меры. Скучая бездействием, он завел в Москве ассамблеи, на которые должны были собираться синодальные члены и прочие духовные власти столицы по очереди, то у одного, то у другого, и установил для них такие же правила, какие были для государевых ассамблей 152 . Духовенству и народу не очень нравилась эта потеха, неприличная священному сану. Разумеется, никто не смел протестовать вслух и открыто, а тайного ропоту было много 153 . Оскорбляя таким образом чувства народа и духовенства, Феодосий обнаруживал крайнюю, до дерзости доходившую, притязательность и в отношении Государя. С особенною настойчивостью он выразил её в бытность в Москве, в апреле 1724 года, по поводу сочинения духовного штата. По получении указа о сочинении штата духовного, он говорил (публично в Синоде), что «отнял – де милость свою Бог от сего государства, понеже духовные пастыри весьма порабощены и пасомыя овцы власть над пастырями возымели; однакож может быть Филипп митрополит, который не щадил крови своея за Церковь . Да смотреть надобно, что изгнанию Филиппову последовало. Бог сам перстом показал как на фамилии царской, так и во всем государстве чрез домовное нестроение и моровую язву и чуть не всего государства разорение и премногия от того последовавшия брани». 154 В тоже время он имел смелость прямо сказать Императору, что не одобряет отобрания имений и доходов духовенства, а также установленного, вследсвие того, точного распределения их для приличного содержания духовенства и назначения излишков на учреждение школ и больниц, в которых был повсеместный недостаток. По его мнению, государство от себя обязано было назначить им содержание, потому что принадлежащее служителям Церкви не подлежит гражданскому управлению. Император, раздраженный этою дерзостью, заставил трепетать говорившего 155 . Боясь публичного бесчестия, Феодосий просил ходатайства и заступления Императрицы пред Государем 156 . Так как дело было пред светлым праздником коронации Екатерины, то Государь простил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Феодосий, архиепископ Новгородский (Великоновгородский) и Великолуцкий (Яновский Федор Михайлович) Феодосий родился в шляхетской семье на Смоленщине. По мнению П. Петрова, Феодосий обучался в Московской Заиконоспасской академии, а по мнению историка В. Аскоченского – в Киево-Могилянской академии. Периодом его обучения считаются 80-е годы XVII столетия. Насколько обширно было образование Феодосия, неизвестно; неизвестно также, продолжал ли он образование за границей по примеру своих сверстников. Он не обнаруживал особой учёности, но считался человеком образованным. По словам архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича ; † 1736), Феодосий, любя учёных, предпочитал простых, и от него не осталось ни одного литературного труда. Был рясофорным послушником Московского Симонова монастыря. Неизвестно также, как попал он в Симонов монастырь и по каким побуждениям принял монашество. За клевету на архимандрита Симонова монастыря Варфоломея (это была простая жалоба на суровость Варфоломея) Феодосий попал в число нарушителей монашеской дисциплины и был сослан в оковах в Троице-Сергиев монастырь. Архимандрит Троице Сергиева монастыря Иов (впоследствии митрополит Новгородский; † 1716) принял в нём участие и освободил от оков. В 1697 году архимандрит Иов, получив назначение на Новгородскую кафедру, взял с собой Феодосия. В 1701 году митрополит Иов рукоположил Феодосия в игумены, а в 1704 году назначил его архимандритом Новгородского Спасо-Варлаамиева Хутынского монастыря. Митрополит Иов умел ценить людей образованных, отличавшихся деловыми качествами. Архимандрит Феодосий не проявил себя как писатель, не был он заметен и как проповедник, зато обладал недюжинными способностями как администратор, и потому стал ближайшим помощником Новгородского архиерея. Вскоре он стал известен царю Петру I. Между архимандритом Феодосием и царём установились дружеские отношения. 27 октября 1704 года архимандрит Феодосий, минуя митрополита Иова, писал прямо царю, жалуясь на келаря Венедикта. С этого времени архимандрит Феодосий стал всё больше опираться на высшую государственную власть, игнорируя своего непосредственного духовного руководителя. Особенно это проявилось в 1708 году, когда митрополит Иов послал архимандрита Феодосия в Москву за типографией Симеона Полоцкого . В Москве архимандрит Феодосий встретился с царём и был назначен духовным судьёй в Санкт-Петербург для заведования церковными делами вновь завоёванных городов: Ямбурга, Нарвы, Копорья. Шлиссельбурга. Митрополит Иов был только уведомлен о новом назначении своего архимандрита и должен был благословить его на новое служение. Митрополит Иов дал ему инструкцию относительно его практической деятельности. По-видимому, и митрополит Иов, и царь Пётр I ценили в Феодосии административные таланты, любовь к просвещению. Феодосий был человеком энергичным, обладавшим практическим умом и умевшим приспосабливаться к требованиям времени. Такие люди нужны были Петру I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Мгарский Спасо Преображенский, от Лубен в 5 верстах, основан епископом Исаией Копинским в исх. 1624 г.; архимандрия с 1744. Ныне второклассный. [V, 23.] Игумены Иов , из Гусинского, 1628 и 29. Феодосий перев. из Густинского 1629; † 1635. Каллистрат , 1636–1638. Иоанн , в февр. (sic) 1646. Каллистрат , 1649, 60. Виктор Загоровский , в мае, авг., сент. 1658, 1663, 1 июля 1672. Каллист Балицкий , 12 июня 1668. Макарий Засенович , 1684. Ипатий (Игнатий) Горбачевский , 1687, 1689, 1690–1700. Филарет , 1712. Алексий , 1716. Алексий Петрик , 24 июля 1722. Киево-Златоверхо-Михайловский. Иларион Рогалевский 26 окт. 1728 перев. в Донской. Тимофей Щербацкий прибыл 1737 и в том же году перев. в Выдубицкий. Иоасаф Горленко определён 1737–1743; архим. 1744; с 25 апр. 1745 в Троицкой Сергиевой Лавре наместник, а 2 июня 1748 епископ Курский. Архимандриты Варлаам Тенсинский 1757 перев. из Киево-Михайловского. Лука , 1764–69. Паисий Яновский , 1769–1777. Варлаам Гловацкий , из Андрониева, 1777 и 78. Иосиф , 1779 и 80. Дамаскин , 1781–96. Виктор Прокопович-Антонский 14 авг. 1799 перев. из Иосифова, а 1800 – в Московский Богоявленский. Досифей ( Феодосий ; Ист. Иер., III, 355.) 6 февр. 1804 перев. в Бизюков. Иосиф Ильицкий ( Ильинский ) 6 февр. 1804 перев. из Вяжицкого; до 1813; † … Ириней , 1813–16. Кирилл Богословский-Платонов , ректор Полтавской семинарии, производен 29 июня 1817; 7 мая 1819 перев. в Новоспасский. Виталий , 1819–26. Мелетий Носков , из Острожского, 1827–38. перев. в Свияжский Богородичный. Мефодий , бывший архиепископ Псковский, управлял 1834–41; † 1844 … Афанасий , 1838–45. После мнтрём управляли местные архиереи. 2 Ладинский Покровский, в Прилуцком уезде, основан епископом Исаией Копинским после 1620 г.; ныне 3-го класса. [V, 2.] Игуменьи Александра Копинская , первая, с 1619; † после 1633. Елисавета Летинская , до 1639, потом основала Алатырский мнтрь. Серафима Зебровская , 1656–59. Александра , 1765–74. Елена Алишовская , 1775–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 200-летию Санкт-Петербургской Духовной академии 2 марта (17 февраля - ст. ст.) исполнилось 200 лет со дня открытия Санкт-Петербургской Духовной академии. В 1974-1984 гг. ректором академии был Владыка Кирилл - будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси. История Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии История Санкт-Петербургской православной духовной академии начинается со времен Петра Великого. Новая столица Российского государства - град святого апостола Петра - созидалась вокруг двух центров: Петропавловской крепости - оплота государственности и Александро-Невского монастыря - твердыни духовной. Именно здесь, в стенах первой Петербургской обители, по распоряжению архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского) в 1721 году была открыта Славянская школа. Первоначально в школе изучали азбуку, письмо, арифметику, грамматику, слушали толкование Десятословия, молитвы Господней и Евангельских блаженств. В свободное время студенты занимались музыкой и живописью под руководством известных петербургских преподавателей. Несмотря на скудость средств, которыми располагала школа при Александро-Невском монастыре, постепенно уровень образования становился все выше. А сам Александро-Невский монастырь превращается в духовный и научный центр северной столицы.  В 1726 году при императрице Екатерине I Славянская школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. Если Славянская школа давала лишь элементарную грамотность, то семинария уже имела целью давать будущим служителям Церкви серьезное, по тем временам, общее и богословское образование. Ее ректором стал советник Святейшего Синода архимандрит Петр (Смелич), родом серб, бывший архимандрит Московского Симонова монастыря. Усилиями Григория Кременецкого и Андрея Зертис-Каменского, которые были выпускниками Московской и Киевской духовных академий, семинарии града святого апостола Петра было дано прочное устройство в преподавании и дисциплине. Прошедшие семинарский курс имели право на лучшие места в епархиях.

http://sedmitza.ru/text/578844.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Упразднение Петром I патриаршества и учреждение Святейшего Правительствующего Синода К оглавлению XVIII век был эпохой радикального изменения многих сторон жизни русского народа. С царствованием Петра I наступает период так называемой «европеизации» России. По образцу западноевропейских государств строится политическая жизнь страны, ее хозяйство. Энергично внедряются западноевропейские формы культуры. Хотя в России со многими из этих явлений западноевропейской жизни начали знакомиться еще в XVII в., при Петре I все они стали насаждаться сверху — насильственно и немедленно. Предпринятая при этом ничем не обоснованная ломка национальных культурных традиций и форм государственной жизни указывает на одну из уязвимых сторон Петровской реформы. Свои преобразования в строе церковной жизни, исходившие из соображений «государственной пользы», Петр I начал еще при жизни Патриарха Адриана. Так, в 1697 г. царским указом под государственный контроль было взято хозяйство архиерейских домов и монастырей («тунегибельные вотчины»), причем монастырям запрещалась строительная деятельность. В 1698 г. была прекращена выплата казенной руги (т. е. денег и хлеба. — Ред.) церквам, имевшим угодья и приходские дворы. Церквам же, не имевшим угодий и приходских дворов, руга была уменьшена наполовину. Сами же угодья церквей объявлялись оброчными статьями казны. После смерти Патриарха (16 октября 1700) Петр I предпринимает дальнейшие шаги с целью еще большего подчинения церковного строя в России интересам царского абсолютизма. Выборы нового Патриарха так и не состоялись. Был лишь назначен Экзарх (Местоблюститель) Патриаршего престола, которым по желанию царя стал образованный украинец митрополит Рязанский Стефан (Яворский). При этом Экзарху и Освященному Собору была предоставлена компетенция вести только дела «о расколе, противностях Церкви и ересях». Что же касалось назначений на церковные должности и других церковно-административных вопросов, то ими теперь практически полностью распоряжались сам царь и его приближенные А. Д. Меньшиков, И. А. Мусин-Пушкин и выдвинувшийся позднее архимандрит Феодосии (Яновский).

http://sedmitza.ru/lib/text/436396/

IV. Состав Святейшего Синода. Члены Синода. – Президент – митрополит Стефан Яворский . Вице-президенты: архиепископы Феодосий Яновский и Феофан Прокопович . – Советники: архимандриты – Петр Смелич, Гавриил Бужинский, Леонид, Иерофей Прилуцкий, Феофилакт Лопатинский, Феофил Кролик. – Асессоры: протопопы Иоанн Семенов и Петр Григорьев, иерей Анастасий Кондоиди, игумен Варлаам Овсяников, иеромонах Феофил Кролик, грек Анастасий Наусий, иеромонах Рафаил Заборовский. – Жалованье. – Квартиры. – О вспомогательных источниках содержания членов Синода. I Состав Святейшего Синода определялся следующими словами духовного регламента: «число особ правительствующих довольное есть 12; быть же лицам разнаго чина: архиереям, архимандритам, игуменам, протопопам» 670 . Манифест 25 января 1721 года, об учреждении Синода, определял быть в Синоде одному президенту, двум вице-президентам, четырем советникам и четырем асессорам 671 : определено только одиннадцать членов. Первоначально, по-видимому, предполагались еще в составе Синода и «мирского чина честныя и благоразумныя особы». По крайней мере, о них упоминается в рукописном оригинале регламента, хотя и не при исчислении лиц, «из которых составляется духовное коллегиум» 672 . В печатный экземпляр это упоминание не вошло 673 ; быть может, потому, что в рукописи оно осталось по недосмотру, ибо оно не соответствовало ни точнейшему последующему указанию духовного регламента в главе о составе Синода, ни действительности, так как светских лиц в Синод не было назначено. Регламент требовал, чтобы из двенадцати членов трое были архиереи, «а прочих чинов, сколько котораго достойных сыщется» 674 . Из четырех «чинов» духовенства, полагавшихся в Синоде, числу архиереев была отведена равная с прочими доля: три из двенадцати. Пестрота состава полагалась достоинством Синода в том смысле, что она исключала возможность «пристрастия, коварства, лихоимнаго суда», так как «отнюдь не возможно будет войти всем членам в тайное соглашение», если они будут «лица разнаго чина и звания: епископы, архимандриты, игумены и от властей белого священства». Нельзя вообразить, как бы они осмелились открыть друг другу «коварное некое умышление», тем более «согласиться на неправость» 675 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

XIII. Первоначальный состав Св. Синода при Петре I и последующие в нем изменения при ближайших приемниках Петра I Представляя Духовную Коллегию учреждением для заведования церковными делами государства под авторитетом учредившей его государственной власти, Реформа Петра Великого, наперед определяла судьбу сего учреждения и предуказывала возможность изменений в его составе и положении. История существования Св. Синода, со времени его учреждения, представляет не мало моментов, когда Синод, по указаниям учредившей его власти, испытывал те или другие изменения в своем составе и положении. По предначертаниям Духовного Регламента состав Святейшего Синода был определен следующим образом. «Правительствующих особ» в Духовном Коллегиуме полагалось 12. Они должны были принадлежать к лицам разного чина, т. е. избираться из архиереев, архимандритов, игуменов и протопопов; между ними архиереев полагалось три, прочих же чинов «сколько которых достойных сыщется». При этом предписывалось наблюдать, чтобы назначаемые в состав членов Духовного Коллегиума архимандриты и протопопы не находились в подчинении заседавшего в Коллегиуме архиерея, как объяснил Регламент потому, что «таковой архимандрит или протопоп будет непременно наблюдать, к которой стороне судимой приклонен есть епископ, к той и тот архимандрит, или протопоп приклонен будет, и так две или три персоны будут един человек». По именному учредительному указу 25 января 1721 г. определено выть в Духовном Коллегиуме «единому президенту, двоим вице-президентам, четырем советникам, четырем асессорам»; при этом повелевалось президенту иметь «един с прочими равный голос» на основании, что по Духовному Регламенту, он должен был подлежать суду своей братии, «аще в чем знатно погрешит» 295 .В предначертанный Духовным Регламентом и определенный учредительным указом состав Духовного Коллегиума, при его открытии, были назначены членами следующие лица: президент Стефан (Яворский) , митрополит рязанский и муромский, бывший местоблюститель патриаршего престола, два вице-президента: Феодосий (Яновский), архиепископ велико-новгородский и велико луцкий, Феофан (Прокопович) , архиепископ псковский и нарвский, составитель Духовного Регламента, четыре советника, архимандриты первейших монастырей: Симонова-Петр Смелин, Ипатского-Гавриил Бужинский; Новоспасского-Иерей Прилукский и Высокопетровского-Леонид; четыре асессора: протопопы Троицкого собора-Иоанн Семенов и Петропавловского-Петр Григорьев, иерей Анастасий Кондоиди, впоследствии, согласно его прошению, по указу Святейшего Синода, постриженный в монашество с именем Афанасия, и иеромонах Варлаам Овсяников, вскоре (10 марта 1721 г.) игумен Угренский, исполнявший до 1 января 1722 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010