«В этот праздничный день хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто трудится на благо епархии. Наша особая благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, почетному жителю Северной столицы, за его внимательное отношение к церковной жизни города. Заслуживает глубокой признательности его неоценимая помощь в реставрации комплекса Александро-Невской лавры и исторического здания духовной академии. Моя благодарность всем вам, дорогие владыки, всему духовенству митрополии за труды, которые вы неустанно и усердно несете во всякое время, не жалея сил и времени ради того, чтобы быть пастырями добрыми для людей. Вы понимаете, что исполнение пастырского долга не должно зависеть от благоприятного или неблагоприятного времени. Священнослужители митрополии всегда отличались сердечностью и внимательным отношением к своим обязанностям. Многие строили и строят храмы и монастыри, не имея серьезных доходов для этого и опыта, но Господь всегда помогает во благовремение, видя усердие и горячие молитвы, дает все потребное. Многое зависит от духовенства, от желания и стремления каждого из нас повлиять на негативные процессы в обществе, от активности и творческого подхода, способности меняться в лучшую сторону и всегда служить людям», — отметил митрополит Варсонофий. Архипастырь поблагодарил городские и областные власти за помощь и сотрудничество. От губернатора Александра Беглова епархии был передан подарок — картина с изображением не сохранившегося до наших дней Троицкого храма, основанного в петровские времена. Наместник Александро-Невской лавры  епископ Кронштадтский Назарий  в своем докладе «Исторические предпосылки учреждения Санкт-Петербургской епархии в контексте истории Александро-Невской лавры» отметил, что обитель была основана на 42 года раньше, чем епархия. Он поделился соображением, что синодальный период, по сути, начался в 1700 году, со смертью Патриарха Адриана , хотя сам Синод был основан 21 год спустя. Мысль об основании монастыря принадлежит Петру I, и планы по организации обители возникли практически одновременно с основанием города. В 1710 году на территории будущего монастыря была поставлена часовня, в 1712-м началось строительство храма, через год освящена первая церковь — Благовещенская. Рассказал владыка Назарий и о драматических перипетиях в судьбе первого игумена Александро-Невской лавры — архимандрита (впоследствии архиепископа) Феодосия (Яновского; 1673-1726), закончившего жизнь в опале со снятием сана.

http://patriarchia.ru/db/text/5941369.ht...

Варлаам Миславский в 1777 перев. из Харьковского Покровского, и в том же году в Ростовский Борисоглебский мнтрь. Тарасий Вербицкий 14 мая 1778 перев. из Иверского монастыря; в 1787 уволен на покой; † 24 февр. 1790, в Печерской Лавре. Варлаам Миславский (вторично) 8 мар. 1787 перев из Киево-Братского монастыря; † 30 июля 1791. Иероним Блонский 9 сент. 1791 перев. из Выдубицкого, а 27 июля 1795 перев, в Киево-Николаевский Пустынный мнтрь. Феофилакт Слонецкий , с 17 авг. 1795, из наместн. Лавры, а 10 дек. 1798 перев. в Киево-Николаевский Пустынный мнтрь. Иероним Яновский , наместн. Киево-Печерской Лавры, определён 1 янв. 1799; в конце года перев. в Новгород-Северский Спасский мнтрь. Указом 16 окт. 1799 велено пребывать в митре и управлять им викариям Киевской митрополии. 3 Братский Богоявленский, училищный, в Киеве на Подоле, предположен в начале XVII века; основан в 1620–22 гг.; училище с 1615, академия с 1658 г. Ныне первоклассный. Киевская духовная академия в нём помещается 499]. I. Ректоры училища Исаия Копинский , 1615, в 1616 игум. Межигорский. Кассиан Сакович , иеромонах, 1622. Тарасий Земка , игум., 1627–1631; † 13 сент. 1632. II. Игумены и ректоры Исаия Трофимович-Козловский , игум. Киево-Николаевского Пустынного монастыря, вместе и Братского, в 1633–38. Софроний Початский , в 1638–40; перев. в Ясский Молдавский мнтрь и там вскоре †. Леонтий Бронкевич , в 1640 приезжал и жил в Москве (с февр. по май). Игнатий Оксенович-Старушич , в 1641 и 1642, перев. в Киево-Выдубицкий мнтрь. Иосиф Кононович-Горбацкий , в 1643–1646; перев. в Михайловский-Златоверхий. Иннокентий Гизель в 1646 перев. из Минского Дятловицкого монастыря, а в 1650 – в Киево-Кирилловский. Лазарь Баранович , игум. Братского и Киево-Кирилловского мнтрей, с 1650; 8 мар. 1657 хирот. в еписк. Черниговского. [ Феодосий , строитель, 1653]. [ Амвросий , – 1655]. Иоанникий Галятовский , с 1658; 6 авг. 1669 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Варлаам Ясинский, в 1669–73; перев. в Киево-Михайловский Златоверхий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. в присутствии царя Петра I был хиротонисан во епископа Переяславского и назначен начальником Духовной миссии в Пекине. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невского мон-ря совершили митр. Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), архиеп. Новгородский и Великолуцкий Феодосий (Яновский) и еп. Псковский, Изборский и Нарвский Феофан (Прокопович). В указе Синода при этом было сказано, что И. рукополагается во епископа «для проповеди Слова Божия и размножения ради православныя восточнаго благочестия веры в Хинское государство, где архиерея прежде сего не бывало» (ОДДС. 1868. Т. 1: 1542-1721. Прил. XIII. Стб. CXVI). Готовясь к миссионерскому служению за границей, И. в донесении Синоду от 21 февр. 1721 г. писал: «Понеже Богу, царскому величеству и вашему Св. Синоду тако изволися, во еже бы мене нижеподписанного почет саном епископства, послать в Китай... аще возможно отделить ко мне пограничные города, Иркутск, Якутск и Нерчинск». Также И. просил для членов миссии достойного жалованья, «дабы живучи там милости у татар не брать и России бесчестия не делать», и специальную грамоту, чтобы «к хинскому императору» было «удобнее и смелее» обращаться (Там же. Прил. XII. Стб. CXIV). По указу Синода уже в марте того же года для новой миссии выделили из Патриаршей ризницы облачения, богослужебные предметы, книги всего богослужебного круга, учебники и даже митру, принадлежавшую архим. Илариону (Лежайскому) - начальнику 1-й миссии. 19 апр. 1721 г. И. вместе с 2 иеромонахами, 2 иеродиаконами (в т. ч. с иеродиак. Филимоном), 5 певчими, поваром и 2 служителями отправился в «Хинское царство» (Китай) (История Российской Духовной Миссии в Китае: Сб. ст. М., 1997. С. 88-89). Из С.-Петербурга до Иркутска И. и его соратники добирались более 11 месяцев. По прибытии в Иркутск в нач. марта 1722 г. И. направил неск. писем «Тушетухану владельцу мунгальскому», чтобы им было разрешено въехать в Китай. Временно остановился в селенгинском во имя Святой Троицы монастыре , но ответа на письма так и не получил.

http://pravenc.ru/text/389621.html

и обязанности обер-секретаря 296 . К поименованным членам прежде других были назначены: грек Анастасий Михайлов, он же Наусий, и монах Феофил Кролик, с возведением его в иеромонаха 297 . В первоначальном составе Святейший Синод просуществовал недолго, и вообще состав его членов не долго продержался на определенной для него норме. Изменения начались с того, что 27 ноября 1722 г. умер президент Святейшего Синода, звание которого более уже и не возобновлялось. В составе вице-президентов последовала та перемена, сто первый из них, а именно архиепископ Феодосий Яновский, 13 мая 1725 года, был отрешен от этой должности за «непотребные поступки, предерзостные и непристойные слова» и сослан в Карельский монастырь на «неисходное жительство» под караулом особо назначенной стражи 298 ; место первого вице-президента занял Феофан Прокопович , переведенный с псковской на новгородскую кафедру. Вторым вице-президентом назначен, состоявший в звании советника, Феофилакт Лопатинский, посвященный 24 февраля 1723 года из архимандритов Чудова монастыря в архиепископа тверского и кашинского 299 . В составе советников и асессоров произошли свои перемены. Леонид, архимандрит Высокопетровского монастыря, 16 февраля 1722 г., назначен архиепископом сарский и подонским. Двое из бывших асессоров Святейшего Синода назначены советниками, а именно, постриженный в 1722 г. в монашество с именем Афанасия, Анастасий Кондоиди, получил это звание 25 декабря 1725 г., когда он уже после игуменства в ярославском Толгском монастыре (с 26 февраля 1722г.) состоял архимандритом ярославского Спасского монастыря (с 8 июля 1723 г.) и Феофил Кролик, назначенный на место Феофилакта Лопатинского архимандритом Чудова монастыря (с 28 июня 1723г.). Бывший асессор игумен Варлаам Овсяников, по указу государя, 5 февраля 1723 г. был арестован, затем обнажен «монашества и священства» и окончил дни свои в тюрьме Соловецкого монастыря 300 . Асессор Иоанн Семенов, Троицкий протопоп, 28 июня 1723 г. определен судьей тиунской конторы, с устранением от звания синодского асессора; на его место вызван в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Из Свято-троицкой обители Тюменской. Декабря 25 дня 1727г. II. Дело о предоставлении Киевской кафедре прежнего титула митрополии В 1589 г. учреждено патриаршество в России, и вместе с повышениеем московского первосвятителя в сан патриарха естественно должны были повыситься на иерархической лестнице и подведомственные ему архиереи. На том же московском соборе, на котором узаконено патриаршество, положено: быть в ведении патриарха 4 митрополитам, – и тогда же метрополичьим саном почтены архиереи: Новгородский, Казанский, Ростовский и Крутицкий. В 1686 г. мы находим в ведении Московского патриарха уже 12 митрополитов: кроме четырех вышеуказанных, еще: – Киевского, Суздальского, Смоленского, Рязанского, Астраханского, Тверского, Псковскаго и Сибирского. При Петре патриаршество было отменено и заменено св. синодом, под председательством сначала митрополита рязанскаго Стефана Яворского , а потом с конца 1722 г. архиепископа Новгородского Феодосия Яновского. Понятно, что при этом должно было совершиться обратное движение в иерархии, т.е. понижение архиереев в иерархаческих степенях. Когда первенствующий в св. синоде архиерей носил звание только архиепископа, то неуместно было бы другим не столь высоко поставленным архиереям украшаться высшим саном. «Его Величество – пишет Татищев (в своей Росс., ист. ч. 1-я М. 1768 г.) о проектах Петра относительно духовного штата, – «видя, что, хотя звание архиереев на три степени разделили, яко митрополиты, архиепископы и епископы, но разность их ни в чем ином, как в председании и одеждах состояла, в правлении же и власти каждый равную силу имел,... того ради чин митрополита, яко излишний, оставил,... и., намерился учинить пять архиепископов, яко Великороссийский, Белороссийский, Малороссийский, Болгарский и Сибирский, – под их смотрением 38 епископов», – и проч. Татищев прибавляет, что сию роспись с собственноручною пометкою государя видел он у архиепископа Прокоповича. Конечно смерть воспрепятствовала Петру I выполнить его предначертания относительно иерархического деления России на пять архиепископий, но что касается до отменения митрополичьего достоинства, то Петръ успел сделать нечто для этой цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Исполняя распоряжение о запрете почитания несвидетельствованных мощей, приказал погрести нетленные тела, выставленные в храмах в Сорочинцах и др. городах. В донесении от 7 февр. 1726 г. сообщал, что в его епархии ложных чудес (от колодези, березы, от несвидетельствованных образов) не бывало. Заботился об упорядочении богослужения и делопроизводства, распространении духовного образования, искоренении злоупотреблений духовенства. В. неоднократно писал жалобы на киевских мещан, духовенство, школьное начальство и монастырские власти, в т. ч. на игуменов киевских мон-рей, к-рые в период межархиерейства присвоили себе власть над приходским духовенством монастырских вотчин. В качестве исключения получил разрешение Синода постригать в монашество студентов без 3-летнего «искуса». Отличался слабым здоровьем, в 1725-1726 гг. сильно болел. В. принадлежал к группировке противников архиеп. Феофана (Прокоповича). Поддержал переиздание «Камня веры» Рязанского митр. Стефана (Яворского) . После удаления с кафедры покровителя В. Новгородского архиеп. Феодосия (Яновского) Киевский архиепископ стал подвергаться нападкам со стороны Феофана (Прокоповича). Преображенская канцелярия в 1727 г. прислала В. запрос относительно присяги, к-рую, по показаниям архидиаконов киевского архиерейского дома Гавриила Леопольского и Иоасафа Сенюковича, он принес бывшему Новгородскому архиеп. Феодосию. В 1729 г. участвовал в совещаниях с посланником Сорбонны аббатом Жаком Жюбе, посвященных соединению правосл. и католич. Церквей (обсуждение вопроса было начато в 1717 по инициативе франц. богословов и по повелению имп. Петра I ). Тогда же доносил об использовании киевским войтом Д. Прилуцким в ходе земельной тяжбы с архиерейским домом подложных гетманских универсалов и просил Коллегию иностранных дел оградить его от обид со стороны войта. В июле 1730 г. архиеп. Феофан (Прокопович) использовал донос киевских мещан, бурмистра А. Халявки и войта Прилуцкого, о неслужении В. торжественных молебнов по случаю восшествия на престол Анны Иоанновны для расправы с ним. В. тщетно искал заступничества у самого архиеп. Феофана, канцлера Г. И. Головкина и у князей М. М. и Д. М. Голицыных. 2 авг. 1730 г. он был вызван в Москву, куда прибыл только 22 сент. Задержка в пути послужила дополнительным пунктом обвинений. Судебное разбирательство завершилось 25 нояб. 1730 г. лишением В. архиерейства и священства «через игумена угрешского Аввакума».

http://pravenc.ru/text/154179.html

Лейбниц обращался к нему с предложением перевести на «языки инородцев» для распространения христианства «Отче наш», символ веры и заповеди блаженства. Политическая судьба Яворского складывалась скорее неудачно. Он постепенно разочаровывался в Петре, видя в нем человека не только не радеющего о вере, но даже, пожалуй, друга протестантов. Еще более обострились его отношения с царем, когда ему пришлось противостоять Феофану Прокоповичу и Феодосию Яновскому, которых Петр стал явно предпочитать сохранявшему внешне первенство Стефану Яворскому . Неоднократно Яворский обращался к царю с просьбой освободить его от местоблюстительства, но неизменно получал отказ. Трогательна кончина Яворского. В завещании он оставлял все свои «сокровища» – книги – Нежинскому Богородичному монастырю, который основал на своей родине. При этом каталог, составленный самим Яворским, был сопровожден словами: «Идите, милые книги, прежде так часто находившиеся в моих руках! Идите, слава моя, мой свет, мое сокровище… Вы, книги и сочинения мои, простите! Приобретенная трудами моими библиотека, прости! Простите, братья мои и сожители! Простите все. Прости и ты, гостиница моя, любезная мать-земля!..» Из сочинений Яворского наиболее известен «Камень веры» – полное систематическое изложение православного вероучения в тех пунктах, где оно расходится с протестантским. Здесь имеются обширные трактаты об иконах, мощах святых, евхаристии, священном предании, благих делах и других богословских вопросах. «Риторическая рука» Стефана Яворского написана в 1705 г. и переведена на русский язык Феодором Поликарповым. Сочинению предшествует посвящение боярину Иоанну Алексиевичу Мусину-Пушкину, где автор сравнивает военное величие России («завоеваны грады, покорены царства») и бедность «мус, жилищ ученых» – здесьто «московский орел врожденную себе ясно показа остроту,… к солнцу премудрости немизающия водрузи зеницы». И в наступившей после «толиких мразах» «преблаженной весне» Яворский представляет себя «вертоградарем», который вручает своему господину «во единой руце риторической – снопик».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Михаило-Архангельский , 3 кл., в Архангельске. Основание его относят к XII в. и приписывают св. Иоанну, архиеп. Новгородскому (см. 7 сент.). В 1419 г. мон. подвергся опустошению от шведов; в 1636 г. сгорел и перенесен на то место, где теперь находится. В мон. хранится древняя Владимирская икона Божией Матери, поступившая сюда от преосв. Игнатия, еп. Воронежского, уроженца Архангельской губ., и золотой крест с частицею древа креста Господня, полученный от Герасима, патр. Иерусалимского, в 1894 г. Е. Николаевский Корельский , 3 кл., на бер. Белого моря, в юго-вост. части Двинской губы, в 34 в. от Архангельска. Основан в нач. XV в. иноком Евфимием (просветителем карелов, который скончался в 1435 г. и покоится в соборном храме). Разорённый в 1419 г. шведами мон. был восстановлен, благодаря щедрой помощи Новгородской посадницы Марфы Борецкой. В этот мон. был сослан Новгородский архиеп. Феодосий Яновский и Ростовский митр. Арсений Мациевич, живший здесь прикованным к тяжелой деревянной колодке, сохранившейся до настоящего времени. В монастырской библиотеке имеется много древних рукописей и нотных книг знаменного распева. К мон. приписан Николаевский Новоземельский скит, в Ледовитом океане, на о. Новая Земля, учрежденный в 1882 г. и открытый в 1889 г.; при нем школа для самоедских детей. Пертоминский Спасо-Преображенский , общ., в Архангельском y., на мысе Белого моря, под названием «Красный Рог», на вост. бер. Унской губы, в 20 в. к северу от Архангельска. Основан в 1599 г. на месте погребения соловецких иноков свв. Вассиана и Ионы (см. 12 июн.). Мощи их покоятся в серебряной раке в приделе их имени, в храме Успения Богоматери. В 1764 г. мон. был упразднен; в 1778 г. восстановлен. Монастырь посетил имп. Петр Великий, где в храме Преображения 5-го июня 1694 г. принес благодарственное моление за чудесное избавление его от сильной бури в Белом море. При мон. спасательная станция, находящаяся на западном Яренгском Рогу. Печенгский Трифонов , общ., на Мурманском берегу, в 128 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Начало XVIII века в истории России было периодом петровских преобразований в государственной и церковной жизни. Реформы Петра, и новые государственные стремления, начавшиеся еще со второй половины XVII в., теперь, благодаря необыкновенной энергии Петра, как-то сразу и очень заметно отразились на административном устройстве и порядках, в русской Церкви, а также на отношениях между церковью и государством, между церковной и гражданскими властями. В силу преобладания государственных, интересов Церковь , с её интересами, пользовавшаяся прежде особым вниманием со стороны русских государей, должна была уступить государству. Патриаршество, возвышавшее внешнее положение Церкви на Руси, закончило свой век. С последним годом XVII в. не стало последнего русского патриарха, имя которого писалось рядом с именем царя. Без патриарха не было возврата к тем временем, когда ни одно важное государственное дело не решалось без совета с духовной властью, когда ни одно важное предприятие или перемена в государстве не совершались без благословения русского первосвятителя. Правда, государство, сознавшее свое силу и значение, еще в лице отца и старшего брата Петра с их советниками обнаруживало стремление высвободиться из-под опеки церковной иерархии, но не решалось делать то, что в увлечении новизной сделал Петр. В общей Петровской реформе торопливо надломлена сила, хранившая национальное сознание русского человека; и быстро стал падать прежний религиозный склад русской мысли и жизни. Старая русская жизнь, несомненно требовавшая реформ и улучшений, но несомненно имевшая и добрые стороны, подверглась всецелой ломке. Высшая русская иерархия теряет государственное значение; из её среды имеют значение только отдельные личности, которые выдвигаются самим же Петром. Таковы сначала Стефан Яворский , Феодосий Яновский, а затем правая рука Петра – Феофан Прокопович . Но эти иерархи были далеко не то, что патриарх с его правами. Местоблюститель, правда, некоторое время удерживал за собой право писаться за именем Государя в указах, но это было только для формы. В 1716 г. в Воинском Уставе Петр Великий объявил себя монархом самовластным, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен, по силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, но своей воле и благомнению управлять. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Но уже в посленикейский период наряду с отдавшими жизнь за веру мучениками христиане стали почитать и наиболее известных анахоретов (отшельников), основателей монашеских киновитий (общин), высших иерархов Церкви, а также императоров и членов их семей, внесших огромный вклад в развитие христианства (Константин I и Феодосий I – оба «Великие» по церковной титулатуре, мать Константина святая равноапостольная Елена, обретшая Крест, на котором был распят Иисус Христос ). Число почитаемых святых в средние века резко возросло, однако точное количество их определить невозможно из-за отсутствия четкой процедуры канонизации, оформившейся лишь в Высоком средневековье. Называется цифра в 25 тысяч святых для средневековья Западной Европы, базирующаяся на данных агиографии 224 , но это только те данные, которые сохранились до нашего времени. Однако можно установить, что в абсолютном большинстве новые святые не принадлежали к мученикам (хотя и в средневековье к рангу святых были причислены христиане, погибшие от рук иноверцев, например, святой Бонифаций), а являлись представителями высшей церковной иерархии, монашества, набожными светскими людьми из различных слоев общества 225 . В этой главе речь снова пойдет главным образом о западном христианстве, ибо в средневековом католичестве произошли наиболее серьезные трансформации в восприятии раннесредневековых мучеников, в отличие от православной Византии, продолжавшей традиции античности, особенно христианские. В средние века была установлена церковная процедура канонизации святых. В X–XI вв. в западном христианстве главная роль в ней принадлежала епископату, затем – папам римским. Церковь еще с конца античности стремилась упорядочить почитание святых. Одним из самых старых свидетельств этому считается постановление Поместного Североафриканского Собора 401 г., запретившее почитание мучеников, чьи пассионы были признаны фальшивыми. Это правило стало нормой и на будущее 226 . Но, строго говоря, это было единственное ограничение для объявления раннехристианских мучеников святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010