Архив Пн Предстоятель Русской Церкви возглавил торжественный акт по случаю 75-летия возрождения Санкт-Петербургской духовной академии 21 мая 2022 г. 15:18 21 мая 2022 года, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Собора новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил торжественный акт, посвященный 300-летию начала духовного образования в Санкт-Петербурге и 75-летию возрождения Санкт-Петербургской духовной академии . Мероприятие состоялось в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии. В торжественном собрании приняли участие губернатор г. Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, архиереи, участвовавшие в Литургии в академическом храме СПбДА, преподаватели и студенты Духовной академии. Участников торжеств приветствовал ректор СПбДА  епископ Петергофский Силуан . С Первосвятительским словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл.  Затем был показан фильм о Санкт-Петербургской духовной академии «Путь к служению» (режиссер И. Веденисова, 2021). В исполнении хоров СПбДА прозвучали духовные песнопения. По завершении торжественного акта Святейший Владыка осмотрел экспозиции церковно-археологического кабинета и тронного зала, посвященные отмечаемым памятным датам. Родоначальницей нескольких учебных заведений Санкт-Петербурга, в том числе Духовной академии, стала Славянская школа. 11 июля 1721 года распоряжением архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского), во исполнение императорских указов, велено было «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре, для учения юных детей чтения и писания, Славенскую школу». В 1726 году при императрице Екатерине I Славенская школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. В 1786 году в Российской империи была начата масштабная реформа образования. В соответствии с этим митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) заявил ходатайство о преобразовании Александро-Невской семинарии в Главную семинарию.

http://patriarchia.ru/db/text/5927676.ht...

Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… … © Яндекс   Условия использования Открыть в Яндекс.Картах Создать свою карту Найти Слои Схема Спутник Гибрид Панорамы Найти Санкт-Петербургская духовная академия (полное юридическое наименование: Санкт-Петербургская духовная академия Русской православной церкви ) — высшее учебное заведение Русской православной церкви, основанное в Санкт-Петербурге в 1721 году. В настоящее время представляет собой комплекс духовно-учебных заведений, объединяемых условным наименованием Санкт-Петербургские духовные школы. Содержание История [ править править код ] История Санкт-Петербургской православной духовной академии начинается со времен Петра Великого. Новая столица Российского государства – град святого апостола Петра – созидалась вокруг двух центров: Петропавловской крепости – оплота государственности и Александро–Невского монастыря – твердыни духовной. Именно здесь, в стенах первой Петербургской обители, по распоряжению архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского) в 1721 году была открыта Славянская школа. В 1726 году при императрице Екатерине I Славянская школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. Если Славянская школа давала лишь элементарную грамотность, то семинария уже имела целью давать будущим служителям Церкви серьезное, по тем временам, общее и богословское образование. По распоряжению начальства или по собственному желанию многие выпускники Славяно-греко-латинской семинарии поступали далее в другие высшие и средние учебные заведения, в частности, в учрежденные в 1724 году указом Петра I Гимназию и Университет при Академии наук. Выпускники Духовных школ стали основой университетского студенчества нашей страны. В 1761 году Святейший Синод дал разрешение выпускникам семинарии на обучение медицине заграницей с выплатой им двойного жалования. В 1786 году в царствование императрицы Екатерины II было решено учредить народные училища во всех губерниях Российской империи. Они делились на главные и малые. Главные создавались в каждом губернском центре, малые – по необходимости и возможности в небольших городах. В соответствии с этим митрополит Гавриил (Петров) ходатайствует о преобразовании Александро-Невской семинарии в Главную семинарию. Согласно Указу Святейшего Синода, в 1788 году в столичную Главную семинарию стали посылать учиться лучших воспитанников почти из всех епархиальных семинарий. Новгородская семинария была переведена в Александро-Невский монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

Москва. Церковь Илии Пророка на бывшем Новгородском подворье. Илии Пророка в Теплых рядах на Ильинке Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Святого Пророка Илии на Новгородском подворье – самый древний из сохранившихся в этой части Москвы. Каменный храм был выстроен на территории древнего Ильинского монастыря и освящен в 1519-1520 годах. Улица после возведения каменного храма стала называться Ильинкой. В 16 веке храм был широко известен и служил ориентиром при описании различных событий и бедствий: «Лета 1041(1533) иулия явльшеся звезда, в 4 час нощи, над посадом славного града Москвы, промеж святого пророка Илии и Богоявления за Торгом, невелика и недобре светиша, но луч от нея сияше долг и широк на земной восток; а видима бываше по многие нощи». В смутное время храм стал участником первого восстания москвичей в 1606 году, когда ими был свергнут с престола и казнён Лжедмитрий I и состоялось изгнание из Москвы поляков. Сигнал к началу восстания был дан набатом с колокольни храма Илии пророка: «17 мая, в четвёртом часу дня … ударили в колокол сперва у Св. Илии, у Двора Гостиного». Ильинский монастырь был упразднен в начале 17 века после одного из пожаров или разорения Китай-города в Смутное время. После упразднения монастыря Ильинский храм стал приходским. Новгородское подворье, возникшее рядом и Ильинским храмом в 1570 году, не раз становилось центром важных в истории Русского государства событий. Так, после пожара 1594 года на подворье «из посольского приказу поставлены были хоромы для послов». В них, как явствует из документов Патриаршего приказа, в 1595 году был размещен и жил в течение года митрополит Търновский Дионисий, привезший в Москву постановление Собора Восточных патриархов, утверждавшее Русское патриаршество. В конце 17 века светские власти снова размещали на подворье иностранных послов, а в 1703 году Петр I велел поселить здесь шведских пленных. Позднее, в 1723 году, Петр и сам бывал на Новгородском подворье, навещая здесь своего сподвижника архиепископа Феодосия Яновского, и «указы говорил самоустно».

http://sobory.ru/article/?object=04374

Патриаршее поздравление по случаю актового дня Санкт-Петербургской духовной академии 9 октября 2021 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия , ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Силуана , учащих и учащихся СПбДА с престольным праздником академического храма и актовым днем. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Варсонофию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Его Преосвященству, Преосвященнейшему Силуану, епископу Петергофскому, ректору Санкт-Петербургской духовной академии Профессорско-преподавательской корпорации, учащим, учащимся и сотрудникам Санкт-Петербургских духовных школ Преосвященные владыки! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас и поздравляю с престольным праздником академического храма и актовым днем, а также со значимыми юбилеями, которые отмечают в этом году Санкт-Петербургские духовные школы. Триста лет назад на берегах Невы, в новоучрежденном Александро-Невском монастыре, трудами архиепископа Феодосия (Яновского), сподвижника императора Петра Великого, была создана Славянская школа, которая впоследствии стала Александро-Невской семинарией, Главной семинарией, Александро-Невской академией, и, наконец, Санкт-Петербургской духовной академией и семинарией — знаменитым учебным заведением России, славным своими научными достижениями, выдающимися профессорами и выпускниками, святителями-ректорами. Находясь под покровом святого благоверного великого князя Александра Невского, 800-летний юбилей со дня рождения которого мы также отмечаем в этом году, столичная академия активно развивалась, возрастала от силы к силе (Пс. 83:8), пока ее деятельность не была прервана революционными событиями. Нельзя не сказать сегодня и о еще одной знаменательной дате: 75 лет назад по воле Священноначалия нашей Церкви и усилиями выдающегося иерарха и исповедника митрополита Григория (Чукова) духовные школы были возрождены. Когда в далеком 1965 году я поступил в Ленинградскую духовную семинарию, еще были живы свидетели тех лет: прежде всего, это профессор Н.Д. Успенский, трудившийся со времени возрождения академии, и один из первых ее выпускников Н.А. Заболотский.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — мужской монастырь, основанный по указу Петра I в 1713 году. Является старейшим и крупнейшим монастырем в Санкт-Петербурге. Один из основных духовных центров России. Содержание История [ править править код ] Территория лавры – это целый архитектурный комплекс, выстроенный по проекту Доменико Трезини, главного архитектора Санкт-Петербурга. По его замыслу монастырь должен был предстать сразу в нескольких качествах одновременно: дворец и учреждение различного назначения – духовного, благотворительного, трудового, учебного. Петровская эпоха В краеведческих изданиях часто пишут, что Невский монастырь заложил сам Пётр I. В июле 1710 года, осмотрев место у впадения Чёрной речки (нынешняя Монастырка) в Неву, царь издал приказ строить здесь монастырь, в распоряжение которого было выделено 5000 кв. саженей по обоим берегам Невы, угодья в Олонецком крае, а также был приписан богатый Валдайский Иверский монастырь со своими вотчинами. Посвящение монастыря святому князю Александру Ярославичу Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. Учитывая, что обитель строилась в разгар войны со Швецией на отвоёванных землях, историческая перекличка весьма показательна. Обустройством нового монастыря руководил архимандрит Феодосий (Яновский). Официальная дата основания – день освящения первой деревянной Благовещенской церкви – 25 марта 1713 года (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы). Проект архитектурного комплекса был разработан два года спустя под руководством Доменико Трезини. Невский монастырь виделся Трезини как симметричный ансамбль каменных строений, занимающих участок между Невой и Чёрной речкой. Одновременно это был дополнительный форпост на юго-востоке новой столицы, спроектированный по правилам фортификационного искусства. От монастыря к Петербургу планировалось проложить широкую дорогу – «Невскую перспективу».

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Воскресенский собор (Почеп) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воскресения Христова возведен в 1765-71 годах вместо прежней, деревянной церкви, построенной приблизительно в 1715 году. Нынешний храм, вместе с трапезной и колокольней возведен по проекту известного петербургского зодчего Ж.-Б. Вален-Деламота архитектором А.Г. Яновским на средства последнего малороссийского гетмана, графа и сенатора К.Г. Разумовского. Первоначально здание входило в ансамбль обширной дворцовой усадьбы, возведенной здесь гетманом в 1770-80-х годах. Содержание История [ править править код ] Расположенный в центре города храм в честь Воскресения Христова, возведен в 1765-71 годах вместо прежней, деревянной церкви, построенной приблизительно в 1715 году. Нынешний храм, вместе с трапезной и колокольней возведен по проекту известного петербургского зодчего Ж.-Б. Вален-Деламота архитектором А.Г. Яновским на средства последнего малороссийского гетмана, графа и сенатора К.Г. Разумовского. Первоначально здание входило в ансамбль обширной дворцовой усадьбы, возведенной здесь гетманом в 1770-80-х годах. Дворец и парк погибли во время Великой Отечественной войны. Двухъярусный храм с колокольней, достигающей 60-ти метровой высоты, построен в форме Креста. На первом ярусе – Престол во имя Праведных Захария и Елисаветы (зимний храм), на втором – Престол в честь Воскресения Христова. Резной двухъярусный иконостас работы середины XVIII века выполнен предположительно по рисунку архитектора В. Растрелли, а иконы написаны Г. Стеценко, придворным художником К.Г. Разумовского. На иконостасе выделяются скульптурные изображения сидящих ангелов, верх венчает скульптурное Распятие. Сегодня в Соборе имеется икона святителя Феодосия Черниговского, дарственная надпись на которой гласит: «Икона сия и киот для нея сооружены усердием графа Константина, графини Екатерины Клейнмихель с детьми, прихожанами и настоятелем Воскресенской церкви священником Александром Померанцевым в 1898 году». После переворота 1917 г. храм был разграблен красноармейцами.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Северодвинск. Николаевский Корельский монастырь. Николо-Корельский монастырь Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1935 Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1900 Карта и ближайшие объекты Николаевский Корельский монастырь, 3 класса, на берегу Белого моря, в юго-восточной части Двинской губы, в 34 верстах от Архангельска. Основан в начале XV века иноком Евфимием (просветителем корелов, который скончался в 1435 году и покоится в соборном храме). Разоренный в 1419 году шведами монастырь был восстановлен, благодаря щедрой помощи Новгородской посадницы Марфы Борецкой. В этот монастырь был сослан Новгородский архиепископ Феодосии Яновский и Ростовский митрополит Арсений Мациевич, живший здесь прикованным к тяжелой деревянной колодке, сохранившейся до настоящего времени. В монастырской библиотеке имеется много древних рукописей и нотных книг знаменного распева. К монастырю приписан Николаевский Новоземельский скит, в Ледовитом океане, на острове Новая Земля, учрежденный в 1882 году и открытый в 1889 году; при нем школа для самоедских детей. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Николо-Корельский монастырь по времени своего основания считается первым среди " морских " монастырей Севера. Большинство исследователей считают, что годом основания монастыря нужно считать 1410-й, а его основателем - " Преподобного Евфимия " . Этот монах жил сред " корельских детей " на Летнем берегу и " просвещал " их, то есть обращал в христианство. Своё главное и первое название монастырь получил в честь святого Николая, пользовавшегося на Севере большой популярностью и считавшегося покровителем всех мореходов, охотников и рыбаков.

http://sobory.ru/article/?object=08140

Леонид, архиепископ крутицкий; архимандриты: Петр симоновский, Афанасий спасо-ярославскаго монастыря, Дионисий андрониковский, Иоаким донской, Серий петровский, Киприан воскресенский, Антоний златоустовский, Гедеон спасский, Макарий игумен воздвиженский, казначей иеромонах Филагрий, ассессор Анастасий Наусий, Гг. Топильский, Чичерин, Кафтырев, Илья Никифоров, прокурор (монастырскаго приказа) капитан Раевский, Алексей Владыкин, Иван Заруднев. Вице-президент преосвященный Феодосий»... «А ежели кто и обедом трактовать изволит, о том не воспрещется. И по вышеозначенному расположению, преосв. Феодосий, Леонид и прочие были в донском монастыре 29 декабря, В монастыре для этого ассамблету был изготовлен обед». Отеч. Зап. 1857 г., 9, стр. 21–22. 153 Протест бывшего казанского митрополита Сильвестра Холмского, против Феодосия, в Приложениях, II. 156 Письмо Феодосия к Государыне от 21 апреля 1724 года. «Всемилостивейшая и благочестивейшая великая Государыня императрица. Всенижайше доношу вашему императорскому величеству. Вчерашняго числа, в Покровском селе, безумием моим, не выразумев благопотребной воли всемилостивейшаго Государя, прогневал я, окаянный, его императорское величество так много, как никто больше. Того ради пребывая в великом страхе и отчаянии, я не имею в таком моем бедствии никакого способу; только дерзаю утруждать ваше величество: умилосердися великая Государыня и благоволи вручить его величеству приложенное здесь мое рабское приношение, чтобы мне невозбранно было прийти и просить в моей великой вине милостиваго прощения и помилования. Вашего величества всенижайший и непотребный раб, виноватый Феодосий архиепископ новгородский». 157 Во время коронования «архиепископ новгородский, как знатнейшее духовное лицо, обратился к Императрице с благословением, которое она приняла, преклонив колена на положенную перед ней подушку. За тем он взял императорскую корону и передали ее Императору, который сам возложил ее на главу стоявшей на коленях Императрицы. После того архиепископ вручил ея величеству державу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В этом году осенний праздник святого благоверного великого князя Александра Невского празднуется особенно торжественно, поскольку Санкт-Петербург отмечает 300-летие со дня основания Александро-Невской лавры. Собственно, указ о ее основании вышел в июле 1710 года, когда царь Петр Ι, осмотрев место близ Черной речки, повелел основать здесь монастырь в память о победе в 1240 году войска святого князя Александра Невского над шведами. Первым архимандритом монастыря стал 20 февраля 1712 года администратор духовных дел столицы Феодосий (Яновский). Царь повелел ему, «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Строилась обитель на средства тогда весьма состоятельного Валдайского Иверского Святоезерского монастыря, а также весьма значительных имений Александро-Невской обители. Уже в 1712 году появилась братия монастыря. Почему же мы празднуем 300-летие лавры в 2013 году? Официальная дата основания обители – день освящения первой деревянной Благовещенской церкви – 25 марта 1713 года (разобрана в августе 1787 г.). Очень скоро, однако, по проекту Доменико Трезини была выстроена каменная Благовещенская церковь (1717–1721). В ее нижнем этаже обустроили церковь благоверного великого князя Александра Невского, куда и были перенесены святые мощи. По «Генеральному плану строения» архитектора Трезини в 1717 году началось строительство из кирпича всего комплекса монастыря. И к 1727 году обитель имела четыре храма, колокольню с пятью колоколами, пять каменных корпусов, деревянные кельи, сад. Одной из основных целей создания Александро-Невского монастыря, по замыслу Петра I, была подготовка кандидатов в архиереи, поэтому штат обители формировался из наиболее образованных пострижеников других обителей, вызывавшихся в Петербург по царским указам. В 1713 году архимандрит Феодосий испрашивал у Петра «благоволение, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить», на которое царь ответил указом, утвердившим это положение. В дальнейшем большинство архиереев дореволюционного периода вышли из Александро-Невской лавры, которая стала одним из крупнейших центров духовного просвещения.

http://pravoslavie.ru/64036.html

Императрица могла поддерживать разговор на 4 языках, усвоила внешний облик сановного величия и некоторые представления о стоявших перед страной проблемах, но всерьез руководить гос. делами была не способна. После того как закончился траур по умершему императору, Е. А. проводила большую часть времени в обществе фаворитов. Придворный «Походный журнал» за 1726 г. описывает образ жизни Е. А. По петровской традиции она еще посещала верфи, госпитали, выезжала на пожары. По примеру мужа была заботливой «полковницей»: присутствовала на «екзерцициях» гвардии, делала солдатам подарки на именины и крестины их детей, сама не раз являлась восприемницей младенцев, разбирала прошения солдат, оказывала помощь нуждавшимся. Но большую часть времени Е. А. посвящала прогулкам «в огороде в летнем дому», в др. резиденциях и по улицам столицы, а также застольным «забавам» и различным увеселениям. При ней дворянам, даже отставным, под страхом штрафа и битья батогами запрещалось ходить «с бородами и в старинном платье». Е. А. считала своим долгом устроить браки дочерей. Брак Анны был предрешен Петром I: в 1725 г. она вышла замуж за герц. Карла Фридриха Голштинского. Е. А. хотела вернуть зятю отнятые у него Данией земли. В мае 1726 г. императрица велела вооружить пушками свою яхту и собиралась лично возглавить флот в походе на Данию. Эти меры вызвали протесты европ. держав. В Балтийское м. вошла англ. эскадра, и военные приготовления пришлось срочно прекратить. Переговоры о союзе с Францией не дали результатов, и в 1726 г. был заключен союзный договор с Австрией, ставший основой внешней политики России до 60-х гг. XVIII в. Вице-президент Синода Новгородский архиеп. Феодосий (Яновский) публично критиковал церковную политику Петра I и Е. А. и заявлял, что «духовные пастыри весьма порабощены». После неск. отказов архиеп. Феодосия явиться к царскому столу в Тайной канцелярии началось следствие о «злохулительных словах про их императорское величество». Архиеп. Феодосий был арестован 27 апр. 1725 г., а 11 мая того же года осужден к вечному заточению в Корельском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре , где и умер.

http://pravenc.ru/text/189611.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010