Торжественное открытие Духовной Коллегии, которая по настоянию её членов получила наименование Святейшего Правительствующего Синода, состоялось 14 февраля 1721 года. На протяжении всего Синодального периода церковная реформа Петра I отрицательно воспринималась в широких церковных кругах. Из иерархов петровского времени, пожалуй, только один архиепископ Феофан был всецело предан этой церковной реформе, идеологом которой он фактически являлся. Президент Синода митрополит Рязанский Стефан (Яворский) считал патриаршество необходимой и лучшей формой высшего церковного управления Русской Церковью. Против церковной реформы так или иначе высказывались также вице-президент Синода архиепископ Новгородский Феодосий (Яновский; † 1726), архиепископ Тверской Феофилакт (Лопатинский), митрополит Коломенский Игнатий (Смола; † 1741), архиепископ Ростовский Георгий (Дашков; † 1739), епископ Астраханский Лев (Юрлов; † 1755), митрополит Казанский Сильвестр (Холмский; †1735), епископ Корельский Маркелл (Родышевский; † 1742) и другие иерархи. 31 декабря 1720 года епископ Феофан возведён в сан архиепископа. После смерти митрополита Рязанского Стефана (Яворского) должность президента Святейшего Синода была упразднена, архиепископ Феофан по указу царя стал вторым, а Новгородский архиепископ Феодосий (Яновский) – первым вице-президентом Святейшего Синода. Пётр I нередко делал архиепископу Феофану личные подарки: подарил ему несколько деревень, дарил значительные денежные суммы. У архиепископа Феофана в Санкт-Петербурге образовалось своё хозяйство. Псковскую епархию он посетил только на другой год после назначения и вернулся в Санкт-Петербург. Архиепископ Феофан приложил немало усилий для открытия в 1721 году в Санкт-Петербурге Славянской школы, которая с 1726 года стала именоваться Славяно-греко-латинской семинарией. 28 января 1725 года скончался великий преобразователь России Пётр I. В лице почившего монарха архиепископ Феофан лишился главной своей опоры. Но он не растерялся и со всей присущей ему энергией взялся содействовать плану воцарения императрицы Екатерины.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Без преувеличения можно сказать, что основателями Тосно стали потомки участников славных событий по прекращению на Руси в 1612 году Смутного времени. Неудивительно, что выходцы из упомянутых земель и храм посвятили чудотворной Казанской иконе Божией Матери, которая за сто лет до петровских преобразований стала символом национального самосознания русского народа. Тосненский приход был одним из первых, если не первый, на Северо-западе России, построивший в этом крае церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Как сообщает А. Галкин, «в 1746 году во всей С.-Петербургской епархии числилась единственная Казанская церковь – «при Тосненском Яму»» . Например, Казанская церковь в Царском селе была построена уже в конце XVIII beka. Нередко в статьях и заметках о тосненской церкви, увидевших свет в XIX-XX веках, писали (да и теперь иногда пишут) о том, что первый храм в Тосне был построен в 1715 году . Но справедливости ради надо сказать, что архивные документы петровского времени (как опубликованные, так и хранящиеся в фондах) указывают другую дату – 1717 год. Ее назвал сам священник Леонтий Титов, когда давал «сказки» (сведения на допросе) архиепископу Феодосию (Яновскому), настоятелю Александро-Невской лавры. Причем, давал с клятвой «по священству своему, под лишением чина своего, еже ей ей, в правду…» . Остановимся подробнее на предшествовавших данному утверждению отца Леонтия событиях, чтобы принять названную им дату постройки храма на Тосненском яму без сомнений. 1719–1720 годы, когда допрашивались Тосненский священник и староста, – суровое время: в России еще продолжались дознания по делу царевича Алексея Петровича (уже после страшных казней в Москве и Петербурге в 1718 году и после смерти наследника царского престола). Как известно, под подозрение в сочувствии царевичу Алексею подпадали почти все рядовые священники и простой люд. А переселившиеся на Тосну ямщики-нижегородцы вызывали особое подозрение, так как имели духовные и человеческие связи с последним (до петровского времени) Патриархом Адрианом, ризничий которого монах Тихон приходился земляком нижегородским ямщикам.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

В правление Екатерины в сфере Церковной жизни не замедлило сказаться вступление на церковно-правительственное поприще лиц, тяготевших к русской церковной старине и отрицательно относящихся к петровским преобразованиям. Эта общая перемена настроения неблагоприятно сказалась на архиепископе Феофане. Первый вице-президент Синода архиепископ Новгородский Феодосий (Яновский) написал в Святейший Синод донос на владыку Феофана, в котором указывал, что в Псково-Печерском монастыре лежат на полу 70 икон со снятыми, ободранными окладами и драгоценными украшениями. Этот донос мог весьма повредить владыке Феофану как епархиальному архиерею, поскольку его отношение к иконам уже давно вызывало подозрения. Но обвинение в «ереси» рухнуло, как только выяснилось, что относительно икон распорядился архимандрит Маркелл (Родышевский), судья псковского архиерейского дома. Архиепископу Феофану удалось не только опровергнуть выдвинутые против него архиепископом Феодосием обвинения, но в своём защитительном письме он дал подробное перечисление злоупотреблений владыки Феодосия как епархиального архиерея, особо упомянув о его отрицательных высказываниях в адрес царствующей императрицы и её фаворита князя Александра Меньшикова. Участь Феодосия была решена. По указу императрицы он был сослан в Николо-Корельский монастырь, лишён епископского и священнического сана. 5 февраля 1726 года Феодосий скончался в монастыре простым «чернецом Федосом». Архиепископ Феофан стал первым вице-президентом Синода и наследовал Новгородскую кафедру владыки Феодосия. 25 июня 1725 года владыка Феофан был назначен архиепископом Новгородским. Он настойчиво отказывался от этого лестного назначения и покорился только указу императрицы. После назначения владыки Феофана первым вице-президентом Святейшего Синода последовало назначение вторым вице-президентом архиепископа Тверского Фефилакта (Лопатинского), который и возглавил оппозицию владыке Феофану в Синоде. Вскоре она настолько усилилась, что стало возможным назначение в Синод архиепископа Ростовского Георгия (Дашкова). В 1727 году членом Синода стал епископ Воронежский Лев (Юрлов). В июне того же года членом Синода стал находившийся на покое бывший митрополит Крутицкий Игнатий (Смола).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В этот монастырь при Екатерине I был сослан лишенный архиерейства вице-президент Святейшего синода, архиепископ Новгородский Феодосий Яновский, который здесь и скончался 3 февраля 1726 г. При Екатерине II здесь около 4 лет жил лишенный архиерейства митрополит Ростовский Арсений Мацеевич до 27 декабря 1767 г., когда он, уже лишенный монашества, был сослан в Ревель (колодка, к которой он был прикован, находится в монастыре). В ризнице хранятся: ветхое рукописное Евангелие без обозначения года и два оловянных потира. В библиотеке имеется грамота Марфы Борецкой, немало древних рукописей, хронографов, синодиков, нотных книг знаменного распева и проч. До 1707 г. монастырь управлялся игуменами: в 1707 г. была учреждена архимандрия; с 1768 г. настоятель снова получил сан игумена; с 1848 г. монастырем управляет епархиальный епископ. Монастырь владеет сенокосным участком в 23 дес. 1264 кв. саж. удобной и 10 дес. 1376 кв. саж. неудобной земли на острове Шатун, отдаваемой в аренду за 186 руб. в год; сенокосным участком «Звенье» близ монастыря, в 4 дес. 2019 кв. саж., в аренде за 125 руб.; лесным участком в 150 дес.; рыболовными тонями у берегов Белого моря, в аренде за 125 руб.; лесным участком в 471 дес. 780 кв. саж. в Кудьмозерской казенной даче, вблизи монастыря. Из казны получает 669 руб. 09 коп. Монахов 13, послушников 1. Большевики закрыли монастырь в 1920-х гг. Первостроители города Северодвинска в 1930-х гг. возвели вокруг монастыря корпуса Севмашпредприятия, которое вначале специализировалось на строительстве военных надводных кораблей, а затем уже специализируется и на строительстве и ремонте атомных подводных лодок. К нему приписан: Николаевский Новоземельский мужской скит на острове Новая Земля в Ледовитом океане, в становище Малые Кармакулы, в 1500 в. от Архангельска. Разрешен к учреждению Святейшим синодом в 1882 г.; основан в 1889 г. В скиту имеется храм во имя св. Николая Чудотворца (освящен 19 сентября 1888 г.). Церковная школа для самоедских детей. С 22 апреля 1894 г. скит получает из казны 1000 руб. Игумен и псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=08140

Владыка Иов пользовался большим уважением со стороны царя Петра и его сподвижников, что вызывало неудовольствие против него в противном лагере. Тетка царевича Алексей, царевна Мария Алексеевна, при встрече с последним в 1716 г. около Либавы, жаловалась ему на митр. Иова, поминавшего на службах царицу Екатерину Алексеевну, противопоставляя его другим иерархам «склонным» к Алексею Петровичу. Архиепископ Филарет, отмечая письма митрополита Иова, считает замечательным по назидательности его обширное письмо архимандриту Феодосию Яновскому, впосл. архиепископу новгород скому. Многия его письма хранились в библиотеке Петербургской Дух. Академии. Написано было им духовное завещание для Соловецкой обители. При митр. Иове составлена третья новгородская летопись, преимущественно о храмах. Скончался митрополит Иов 3 февраля 1716 г. и погребен в Софийском Новгородском соборе. В первые сорок лет XVIII века русской иерархии пришлось перенести много тяжелого. Сложно было её положение во время преобразований царя Петра I, затрагивавших и церковное устройство. Опасным стало их положение в правление императрицы Анны Иоанновны. Воспитанная в обстановке старого быта, восприявшая в юные годы подлинное православие и крепко державшаяся его, государыня, однако, имела главными сподвижниками своими иноверцев, недавних иностранцев. Последние, чувствуя недоверие к себе со стороны многих, легко и безпокойно внимали доносам на недоброжелательное к ним отношение высшего духовенства. Это их настроение широко использовал в своих видах архиепископ новгородский Феофан Прокопович , понравившийся царю Петру словом по случаю полтавской победы, приближенный им и ставший его ближайшим сотрудником. Феофан был представителем той части малороссийского духовенства, о нежелательности выдвижения которой, – вследствие заподозренности в чистоте веры, – писал царю еще в 1702 г., им ценимый, патриарх иерусалимский Досифей. Прот. Георгий Флоровский , именуя Феофана «дельцом, а не деятелем», определяет его даже не западником, а по-просту западным человеком, который православной жизни не чувствовал. «Он не скрывал своего отвращения от обрядности, от чудес, от аскетических подвигов, от самой иерархии» – пишет Флоровский в своей книге «Пути русского богословия». Феофан Прокопович способный, образованный, любивший властвовать, державшийся за свое положение не останавливался ни перед чем чтобы поражать и губить своих личных и идейных противников. В этой борьбе он настраивал против них влиятельных иноверцев и готов даже был широко пользоваться услугами Тайной Канцелярии, органа политической полиции в царствование Анны Иоанновны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Вмешательство государя не смогло излечить эту тяжелую болезнь, но, наоборот, ее обострила. Лишь на рубеже XVIII и XIX веков император Павел I санкционировал первые попытки к сближению Русской Церкви с приверженцами старого обряда. Среди безусловно положительного в деятельности Петра следует отметить его внимание к просвещению. В этом, по его мнению, должна быть главная функция Церкви. Просвещение объявлялось высшей ценностью. Главные учебные заведения должны были устраиваться при монастырях и в больших соборах. История духовных школ в Санкт-Петербурге традиционно отсчитывается с 11 (22) июля 1721 года, когда архиепископ Феодосий (Яновский) распорядился учредить при Александро-Невском монастыре " славенскую школу " . Это действие вполне вписывалось в царскую и церковную политику создания в новой столице центра просвещения. Первоначально предполагалось сделать таковым всю обитель, но в итоге этим центром, а точнее, зерном, стала основанная при монастыре школа. К тому моменту в Санкт-Петербург из Москвы была переведена Школа математических и навигацких наук, правопреемниками которой себя называют многие современные военные учебные заведения. Славенская же школа дала начало становлению разных духовных и светских образовательных учреждений. Как и многое при Петре I, школы в Российской империи были объявлены всесословными (для представителей духовного сословия - обязательными). Таковыми были не только петербургская школа, но и Славяно-греко-латинская академия в Москве, а также подобные школы в других городах. Наследница Александро-Невской славенской школы - Санкт-Петербургская духовная академия. К началу XX века Российская империя была покрыта сетью духовных учебных заведений всех уровней, начиная от церковно-приходской школы, которая дополняла систему Министерства народного просвещения, а иногда и являлась единственным проводником образования, заканчивая духовными академиями, научная деятельность которых получила мировое признание в лице своих выдающихся богословов, историков, библеистов.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

Павлов А. М. Описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, с хронологическими списками особ, погребённых в церквах и на кладбищах лаврских. СПб., 1842. Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времён до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород, 1897. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем и Академией: в 2 т. Киев. 1856. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 37, 51, 269. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей, – Киев, 1913, стр. 1407. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 21. Григорьевский М. Николаевский Корельский монастырь. – Архангельск, 1898, стр. 18, 19. Краткое историческое описание монастырей Архангелогородской епархии. – Архангельск, 1902, стр. 296–297. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. 1896, стр. 40, 47. Историко-статистическое описание Санкт-Петербургской епархии, – СПб., 1896. вып. 1. Ссыльные XVIII в. в Архангельском крае//Архангельские губернские ведомости. 1875. 24–26. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896. 21. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 6. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской Иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 1, стр. 81. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Киевской Духовной Академии. Киев. 1843. Дела архива Александро-Невской Лавры и вышедшие два тома описания их. Письма Феодосия к Петру Великому, Екатерине и др., хранящиеся в Государственном Архиве. Летописи русской литературы и древностей: в 5 т./Под ред. Н. Тихонравова. – M., 1859–1863, т. 2 (письмо Иова к Феодосию). Записки Геннинга-Фридриха Бассевича. М. 1858, ч. 2, а также//Русский архив. М. 1865, 1, 2, 5, 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Петр I с подозрением относился к российскому духовенству, усматривая в нем противодействующую силу своим преобразованиям. Для этого у него были резонные основания. Действительно, большинство иерархов Русской Православной Церкви не поддерживало петровские реформы, поэтому Петр нашел себе сторонников не среди церковников России, а на Украине, главным образом среди питомцев Киево-Могилянской духовной академии. В 1700 г. Петр I издал указ о вызове малороссийских духовных лиц 204 , которые заняли руководящие должности в Русской Церкви. Среди них оказались такие видные деятели Русской Православной Церкви начала XVIII в., как профессор Киево-Могилянской духовной академии Стефан Яворский , сразу назначенный митрополитом Рязанским и Коломенским, Дмитрий Туптало, назначенный в 1702 г. митрополитом Ростовским, Филофей Лещин- ский – сибирским митрополитом, Феодосий Яновский (с 1712 г. архимандрит Алексакдро-Невского монастыря в Петербурге) и знаменитый церковный деятель и писатель, ректор Киево-Могилянской духовной академии (с 1718 г. епископ Псковский) Феофан Прокопович , ставший ближайшим сподвижником Петра I, видным идеологом петровских церковных реформ. По подсчетам К.В. Харламповича , из 127 архиереев, занимавших в 1700–1762 гг. русские архиерейские кафедры, было 70 украинцев и белорусов 205 . Как отметил В.С. Шульгин, «дело не ограничилось тем, что украинцы заняли большинство архиерейских кафедр. Они стали настоятелями важнейших монастырей и некоторых соборов Москвы и Петербурга; в основном из них формировался штат придворного духовенства; они составили большинство в военном, морском, и посольском духовенстве, заняли видные места в епархиальном управлении. Наконец, в их руках оказалась вся система духовного образования, так как преподавательский состав духовных школ, в том числе и Московской славяно-греколатинской академии, формировался в основном из «ученых киевлян» 206 . Русское духовенство было оттеснено на задний план, что усилило его вражду к пришельцам, в которых они видели «еретиков» и «латынян».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По замыслу Петра закладка монастыря на легендарном месте Невской битвы позволяла приобрести Петербургу небесного покровителя в лице св. Александра Невского, который будет таким же значимым для города, как св. Георгий Победоносец для Москвы. С самого начала своего существования Александро-Невская обитель должна была занять положение первого из трех наиболее привилегированных монастырей России (наряду с Троице-Сергиевой и Киево-Печерской обителями). Согласно петровскому указу «две по всероссийской империи лавры, яко то Киево-Печерская и Троицкая Сергиевская, а также и Александро-Невский монастырь о своем первенстве имеют права. А что касается до бесчестия оных двух лавр, так же и Александро-Невского монастыря властем, то оных должен положить в равном один против другого градусе». [v] 20 февраля 1712 г. Петр I назначил настоятелем Александро-Невской обители, пока еще существовавшей лишь в проекте, настоятеля Хутынского монастыря Новгородской епархии архимандрита Феодосия (в миру Федора Михайловича Яновского), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Отец Феодосий к тому моменту уже несколько лет служил в новой столице, с марта 1708 г. исполняя обязанности «духовного судьи» (администратора духовных дел столицы и ее округи). Царь ценил его талант администратора и доверил архимандриту судьбу своего детища. С 1712 г. должность администратора духовных дел в Санкт-Петербурге стала постоянной. При Александро-Невском монастыре в дальнейшем в помощь администратору была учреждена канцелярия, в которую входили два чиновника из светских, судьи и копиист. Но по существу все вопросы решались «по указу Его Царского Величества и по приказу Троицкого Александрова монастыря Невского архимандрита Феодосия». [vi] На строительство Александро-Невской обители были выделены значительные средства: уже в 1712 г. к ней приписали богатый Валдайский Иверский Святоезерский монастырь. Доходы со всех его вотчин теперь отправлялись в Петербург. Кроме того, к Александро-Невскому монастырю изначально были приписаны земельные владения, составлявшие пять тысяч квадратных саженей на обоих берегах Невы, и имения в Олонецком крае.

http://bogoslov.ru/article/989778

Пока, разумеется, ничего подобного никто ожидать не мог, да и не дерзнул бы, - царь Петр хотел пристроить племянниц, выдав их в замужество за подходящих женихов, какими быть могли принцы иностранных владетельных домов. Начали не со старшей, а со средней. В 1709 году, в октябре царь Петр с прусским королем, при свидании в Мариенвердере, сговорились соединить русскую царевну с племянником прусского короля, молодым Фридрихом-Вильгельмом, герцогом курляндским. При этом брачном союзе принимались в расчет и политические соображения: и русскому царю, и прусскому королю было выгодно между собою породниться, - они были уже друг с другом политические союзники. В 1710 году прибыли от герцога курляндского в Россию послы, и 10 июля этого года заключили договор, в котором было постановлено, что русская царевна, ставши герцогинею курляндскою, будет иметь право для себя и для своей русской прислуги держать церковь, где будет отправляться богослужение по обряду греко-восточной церкви; ее будущие дочери должны быть религии материнской, но сыновья будут воспитываться в лютеранской вере, исповедуемой их родителем. При выходе в замужество царевна Анна получит в качестве приданого 200000 рублей, а если бы случилось, что герцог умрет, не оставивши по себе наследников, то вдова его получит на свое содержание ежегодно 400000 рублей и сверх того ей дастся в пожизненное владение вдовье имение с замком. В августе 1710 года прибыл в Петербург сам жених в сопровождении русского фельдмаршала Шереметева. Бракосочетание совершилось 31 октября того же года в палатах князя Меншикова на Васильевском острове, в полотняной походной церкви. Совершал обряд венчания архимандрит Феодосий Яновский, будущий митрополит новгородский, и по окончании обряда произнес на латинском языке назидательное слово к жениху. Затем, несколько дней сряду, шумные пиршества происходили в двух залах Меншиковских палат, из которых главною была та, где ныне устроена церковь Павловского военного училища . В одно из таких пиршеств царь Петр устроил для гостей такой сюрприз: на стол подали два огромнейших пирога, высотою пять четвертей. Когда царь сам вскрыл эти пироги, из них выскочили две разряженные карлицы и на свадебном столе протанцевали менуэт. 14 ноября царь устроил еще новую затею - свадьбу карлика Евфима Волкова, на которую, как на особое торжество, выписано было со всей России семьдесят две особы карликов обоего пола: в те времена таких уродов не трудно было достать, потому что при дворах особ царского рода и знатных господ было в обычае, вместе с шутами, держать карликов и карлиц. Венчание происходило в церкви Петропавловской крепости; оттуда со всеми церемониями, наблюдавшимися при свадьбах, новобрачных повезли на судне по реке в палаты Меншикова и там посадили за торжественный стол, за которым уже рассажены были гости - все такие же карлики и карлицы. По окончании пира уроды увеселяли танцами сановную публику, а потом новобрачных с торжеством повели в опочивальню, куда последовал и сам царь .

http://sedmitza.ru/lib/text/435705/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010