Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Отцы II Вселенского собора, свтт. - житие Императорская сакра о созыве собора в Константинополе, текст которой не сохранился, была издана святым императором Феодосием Великим весной 381 года. На собор приглашались епископы восточных провинций, которыми он правил. На западе империи властвовал Грациан, и единоличная юрисдикция Феодосия на западные провинции не распространялась. На собор съехалось 150 епископов. Вначале прибыли предстоятели православных общин из Сирии, Азии и Фракии; позже, когда соборные деяния уже начались, к ним присоединились епископы, прибывшие из Египта во главе с Тимофеем Александрийским, а также из Македонии, среди которых первенствовал Асхолий Фессалоникийский. Среди участников собора были святитель Кирилл, занимавший Иерусалимскую кафедру с 350 года, преемник Василия Великого по Кесарийской кафедре Элладий, родные братья святого Василия Григорий Нисский и Петр Севастийский, а также Акакий Веррийский, Амфилохий Иконийский, Оптим Писидийский, Диодор Тарсийский, Пелагий Лаодикийский, Евлогий Едесский, Исидор Кирский и Отрей Мелитинский. В Константинополь приехали также 36 епископов духоборцев, или пневматомахов, считавшихся последователями Македония, во главе с Элевсием Кизическим и Маркианом Лампсакийским. Переговоры с ними приверженцев Никейского символа и учения о равночестности Святого Духа Отцу и Сыну не дали результатов, и македониане, покинув собор, выехали из столицы. Собор открылся в мае 381 года. На его первых заседаниях председательствовал святитель Антиохийский Мелетий. Император Феодосий, присутствовавший на открытии собора, накануне видел его во сне и, как рассказывает блаженный Феодорит, «объявил, чтобы не говорили ему, кто между ними Мелетий: он хотел сам, припоминая свой сон, узнать этого мужа. И действительно, лишь только весь сонм епископов вошел в царские палаты, Феодосий, оставив всех прочих, прямо подошел к великому Мелетию и, как любящий отца сын, сначала долго наслаждался его лицезрением, потом обнял его и начал целовать ему очи, уста, грудь, голову и… руку. При этом царь рассказал ему свой сон. Обласкал он также и всех других и попросил их, как отцов, рассудить о предложенных В самом начале соборных деяний было рассмотрено дело о рукоположении на Константинопольскую кафедру Максима Киника, и оно признано было незаконным и недействительным.

http://pravicon.com/info-3111

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Христофор Римлянин, Палестинский, прп. - житие О сем преподобном Христофоре Иоанн и Софроний, написатели книги, именуемой Лимонарь, повествуют так: - Когда мы были в Александрии, то пришли к авве Феодулу, находящейся в обители святой Софии, что в Фаране; старец поведал нам, сказав: - Я постригся в иночество в киновии преподобного отца нашего Феодосия; эта киновия находится в пустыни святого Христова города Иерусалима; там встретил я большого ростом старца, по имени Христофора, родом римлянина. Однажды я поклонился ему, сказав: " Яви мне любовь, отче, расскажи мне, каковы были подвиги твои от дней юности? " После того как я много упрашивал его, старец понял, что я просил его о том ради пользы (душевной); тогда он поведал мне о себе, сказав так: - Когда я отрекся от мира, чадо, то питал великую любовь и усердие к подвигу иноческому: днем я упражнялся в служении Богу, вечером же, уже поздно, я уходил в пещеру, в которой ранее имели обыкновение молиться преподобный Феодосий и прочие святые отцы. Входя в пещеру, я творил сто поклонов и на каждой степени падал ниц пред Богом: всех же степеней восемнадцать. Войдя внутрь пещеры, я проводил время в молитве до тех пор, пока не ударяли в било, созывая на утреннее пение; только тогда я выходил из пещеры и направлялся к церкви. В таком подвиге я пробыл одиннадцать лет, никогда не изменяя сего правила, подвизаясь с великим пощением и хранением помыслов, трудясь телом во всех поручаемых мне службах и испытывая большое лишение, по причине нестяжательности моей. Однажды ночью, когда я пришел к пещере, я начал творить обычные мои коленопреклоненные моления на степенях; дойдя до последней степени, я остановился - неожиданно я оказался в восторженном состоянии: я увидел, что вся пещера была наполнена лампадами, из коих одни горели, другие же не горели. Видел я также двух мужей светообразных, ходивших в белых ризах и возжигавших лампады, и спросил их:

http://pravicon.com/info-3604

Киево-Печерская лавра и судьбы древнерусской истории (малоизвестные аспекты социального и миссионерского служения) В экскурсионном бюро каждому гостю современного Киева, прежде всего, предложат посетить старейший русский храм Софию Киевскую и старейшую русскую обитель Киево-Печерскую лавру. Хотя вряд ли кто-либо из представителей экскурсионного бизнеса удосужится сосредоточить внимание на «абстрактных ценностях» древней святыни. Речь идет не об артефактах культуры и искусства, а том историческом значении памятника, которое обусловило наше собственное бытие и представление о ценностях. Речь идет о судьбах нашей национальной культуры в целом. Именно такое судьбоносное значение имеет Киево-Печерская лавра в своем прошлом и настоящем. Но ныне поговорим о прошлом, безнадежно ушедшем, почти канувшем в Лету. Но ничто не проходит бесследно, тем паче великое стяжание преподобных отцев Антония и Феодосия. Как то евангельское семя, что пало в землю, чтоб умереть, но принести великий плод Благовестия. А ведь как мало мы знаем о миссии великой лавры в деле христианского Благовестия на Руси. В нынешнем очерке затронем лишь некоторые аспекты значения Печерского монастыря для социального и миссионерского служения в эпоху его основания. Собственно лавра ведет свою историю с того момента, когда антониевы лабиринты на Берестовой горе стали тесны для умножившейся братии и часто наведывавшихся в пещерный монастырь паломников. Не редкими гостями у печерских отшельников были великие князья и киевские вельможи. Расширение монастыря в сторону «мира» было обусловлено и его расположением в окрестностях древней столицы Руси, одного из богатейших и многолюднейших городов средневековой Европы. В те древние времена монастырь был нужен великим князьям для утверждения своего статуса как христианских правителей, но еще более он нужен был едва омывшемуся в крещальной купели русскому народу — крестьянину, ремесленнику-горожанину, воину-дружиннику. Пристанище в Печерском монастыре искали не только немногочисленные безмолвия рачители, но и оставленные миром сироты и калеки, лишенные крова. Следует помнить, что в те древние времена не существовало специальных социальных программ помощи сиротам и увечным. За пределами своей родной крестьянской общины чело­век оказывался практически обреченным на одиночество, а порой и голодную смерть. За него некому было заступиться от фискального произвола урядников, поручиться в суде, помочь в строительных вопросах, да и просто поделиться в неуро­жайные годы хлебом. Такова была «проза» родового быта еще с дохристианской эпохи. Кроме того, во время иноплеменных набегов, особо частых на степных окраинах Руси, здоровые взрослые люди и дети обычно угонялись в плен, а старые и немощные предавались смерти. Но еще худшая доля ожидала случайно выживших во время таких бедствий детей и калек. Для них порой было легче погибнуть от вражеской сабли, нежели умереть на выжженной земле от голода, холода и болезней.

http://pravoslavie.ru/1880.html

Копия знамени Преображенского полка передана Спасо-Преображенскому собору Санкт-Петербурга 26 декабря 2022 г. 17:31 26 декабря 2022 года состоялась торжественная передача копии знамени лейб-гвардии Преображенского полка Спасо-Преображенскому собору в Санкт-Петербурге. Оригинал был подарен собору в 1742 году императрицей Елизаветой Петровной. Копия изготовлена в лаборатории научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа вручную, в технике и материалах, максимально приближенных к историческому образцу. Полотнища выполнены в техниках росписи по ткани, машинной и ручной вышивки. Проект «Создание реконструкций и копий знамен Преображенского полка» осуществлен компанией «Газпром» совместно со специалистами Эрмитажа и при поддержке Русской Православной Церкви. В год 350-летия со дня рождения императора Петра I в знак уважения к его великим победам созданы 18 реконструкций и копий знамен лейб-гвардии Преображенского полка — одного из старейших и наиболее известных формирований, созданных самим царем. Перечень знамен, имеющих наибольшее историко-культурное значение, был определен под руководством заместителя директора Эрмитажа, государственного герольдмейстера Георгия Вилинбахова. 17 реконструкций и копий знамен переданы в музей. Настоятель собора протоиерей Николай Брындин совершил молебен в сослужении иерея Феодосия Амбарцумова, иерея Димитрия Головачева, протодиакона Артемия Лебедева и освятил знамя. Среди молящихся были вице-губернатор Борис Пиотровский, председатель правления «Газпром» Алексей Миллер. Хор исполнил марш Преображенского полка. «Собор был построен императрицей Елизаветой Петровной в знак благодарности преображенцам за поддержку при ее восшествии на престол, — сказал отец Николай. — Все, что здесь находится, так или иначе связано с именем государыни. Сегодняшнее событие носит не только исторический, но и сакральный характер. Сейчас всем необходима сила, помогающая преодолевать трудности. В прошлые времена и преображенцы, и все, кто приходили в этот замечательный собор, черпали здесь силы. Теперь знамя будет храниться здесь, привлекая защитников Отечества и других сограждан к этому месту».

http://patriarchia.ru/db/text/5987436.ht...

Не играй с огнем! Задумываясь о причинах поражения российской сборной, многие вспоминали молебен, прошедший в храме Христа Спасителя накануне отлета в Ванкувер. И сетовали: «Не помогли молитвы!» 2 марта, 2010 Задумываясь о причинах поражения российской сборной, многие вспоминали молебен, прошедший в храме Христа Спасителя накануне отлета в Ванкувер. И сетовали: «Не помогли молитвы!» «Однажды в пятницу святому было возвещено, что на другой день будет конское состязание: была же тогда суббота Пятидесятницы. И отвечал святой: «конское состязание в святую Пятидесятницу да не будет», и, пав на колени, молился Богу, чтобы, ради страха и для разрушения такого дела, явилось какое-нибудь знамение. И вот, когда все собрались на место, где обычно происходили состязания, и когда состязания начались, внезапно сделалась сильная буря, гром и молния, пошел дождь и большой град, так что все от страха разбежались со зрелища.» Святитель Димитрий Ростовский Житие святого Иоанна постника, патриарха Константинопольского Не играй с огнем! В десятом веке в Византии Поместный Собор обсуждал, что можно считать христианским браком: к тому времени Церковная история накопила уже немало неоднозначных жизненных коллизий. В результате Собор безусловно благословил 1-й и 2-й (для вдовых) брак. Четвертые бракосочетания были однозначно запрещены. А вот в третий раз Собор создавать семью православным не посоветовал . Потому что надо думать о душе и не противиться воле Божией, проявившейся в ранней смерти двух жен. Но, снисходя к слабости человеческой, совсем третьи браки запрещать все-таки не стали. Троебрачных решили допускать к причастию после епитимьи, причем в зависимости от возраста. К примеру, если бездетному человеку за 40 хочется жениться в третий раз, он должен 5 лет каяться, а остаток жизни причащаться только на Пасху. К чему это я? Есть такие явления в нашей жизни, которые Церковь не благословляет, но и не запрещает. Относится снисходительно. Зажжение факела в Олимпии К таким явлениям относится современный большой спорт. В древности-то ведь и вопроса не возникало! Собственно, античные Олимпиады и были запрещены святым императором Феодосием Великим в конце IV века, как нечестивые языческие игрища.

http://pravmir.ru/mnenie/

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Отрада Утешение   Икона Богородицы Отрада (Утешение) Афон     Икона Божией Матери, именуемая «Отрада и Утешение» Утешение Афона Ватопед   Празднуется 21 января (3 февраля).       Икона Богородицы Отрада (Утешение)     Предание 1 версия   Фреска XIV века, изначально находилась в притворе, а позже была перенесена в киот одноименной часовни. Согласно преданию монастыря, некий игумен однажды услышал голос от иконы «Сегодня не открывайте ворота монастыря, вместо этого поднимитесь на стены и прогоните их». Повернувшись, игумен увидел, как младенец закрывал ладошкой уста Богородицы, говоря «Не надо заботиться об этом грешном стаде, оставь их. Они погибнут от меча пиратов, ибо умножились беззакония в этом монастыре».   Однако Богородица для того чтобы повторить свое предупреждение, слегка отодвинула руку Богомладенца, чтобы освободить свои уста, и в этом движении икона пребывает до сего дня.   Афонские м онахи сразу же побежали на стены и увидели, что их монастырь окружен пиратами. В благодарность за спасение каждую пятницу перед иконой совершается Божественная Литургия.       Предание 2 версия     История иконы крепко соединена с Ватопедским монастырем на Афоне, а так же с императором Феодосием Великим, сын которого, Аркадий, упал с корабля в море во время бури. Беда эта случилась в 395 году близ монастыря.   Корабль едва пристал к афонскому берегу. Путники Аркадия тщетно искали бездыханное тело в прибрежной полосе, совсем уже отчаявшиеся, они хотели вернуться на корабль. В последний миг внимание всех привлек куст. Когда все подошли к нему поближе, то увидели царевича спокойно спавшего в тени куста.   Он рассказал своим друзьям, что спасло его заступничество Богоматери, к которой он успел обратиться в последнюю секунду жизни перед явной погибелью. Император Феодосий Великий помог созданию обители на месте чудесного спасения сына. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока».   В алтаре соборного храма поставили образ Пресвятой Богородицы и дали иконе имя «Отрада», через годы добавилось еще одно слово — «Утешение». Это случилось после того, как чудотворный образ спас Ватопедский монастырь от разбойников и разграбления, такое нападение было совершено в 807 году.

http://isihazm.ru/1/?id=559&c_pid=7

Разделы портала «Азбука веры» 3 Окт 2022 Фото: pravlife.org Торжественное богослужение с чином прославления в лике святых преподобноисповедника Антония Балтского (Ноздрина) состоялось в Покровском Феодосиевском мужском монастыре г. Балта Одесской области 1 октября 2022 года. Об этом пишет сайт «Православная жизнь» . Божественную литургию возглавил управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Балтский и Ананьевский Алексий, митрополит Уманский и Звенигородский Пантелеимон, викарий Одесской епархии архиепископ Арцизский Виктор, наместник Балтско-Феодосиевского монастыря архимандрит Андроник (Христофор), духовенство обители, епархии и гости в священном сане. Перед Великим входом была совершена последняя заупокойная лития по схиархимандриту Антонию (Ноздрину), пропета «Вечная память». Митрополит Уманский и Звенигородский Пантелеимон огласил решение Священного Синода УПЦ от 17 августа 2021 года о причислении к лику местночтимых святых Балтской епархии схиархимандрита Антония (Ноздрина). Архиепископ Арцизский Виктор зачитал житие угодника Божия. Хор пропел тропарь, кондак и величание святому. Верующие поклонились мощам и иконописному образу преподобноисповедника Антония Балтского. После евангельского чтения митрополит Антоний обратился к верующим со словом проповеди. Архиерей сказал о духовном подвиге преподобноисповедника Антония Балтского и ответил на вопрос «как быть счастливым на земле?». За богослужением возносились сугубые прошения и молитвы о мире в Украине, об избавлении народа от врага и супостата, о вразумлении властей, укреплении воинства, об освобождении пленных, исцелении больных, упокоении погибших, о благословении Божием для тех, кто принимает беженцев. В конце богослужения был совершен чин славления. Митрополит Антоний поздравил верующих с праздником и призвал на всех Божие благословение. Преподобноисповедник Антоний (Ноздрин) родился 17 марта 1876 года в с. Хохловка Черниговской губернии в зажиточной семье крестьян. В крещении был назван Алексием. Окончил три класса школы и занимался хлебопашеством.

http://azbyka.ru/news/v-like-svjatyh-pro...

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у раки с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в Донском монастыре 4 декабря 2013 г. 18:26 4 декабря 2013 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 96-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Донской ставропигиальный монастырь г. Москвы. У мощей святителя Тихона, пребывающих в Малом соборе обители в связи с ремонтом Большого собора, Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен. Его Святейшеству сослужили: митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Бишкекский и Кыргызстанский Феодосий ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей ; архимандрит Савва ( Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; игумен Парамон (Голубка) , наместник Донского ставропигиального монастыря; иеромонах Мисаил (Сарафанов) , ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; насельники Донской обители в священном сане. На богослужении присутствовали заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов, префект Южного административного округа г. Москвы А.В. Челышев. Пел хор Донского монастыря (регент — архимандрит Агафодор ( Маркевич)). По окончании молебна Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Парамон! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы и с днем памяти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. У гроба святителя как-то особенно чувствуешь весь трагизм его жизни и его служения, всю ту тяжелейшую ношу, которую он подъял на себя, будучи избран на Всероссийский Патриарший престол. Святитель действительно соединил в себе две эпохи: относительно благополучную, на излете которой он становится Патриархом, и новую, сопряженную с гонениями, с разрушением Церкви, с разрушением страны, с разрушением человеческих душ.

http://patriarchia.ru/db/text/3415985.ht...

Святитель Леандр, архиепископ Севильский (+596) Святой Леандр родился в Картахене, на южном берегу юго-восточной Испании, приблизительно в 534 году. Родителями святителя, его братьев святителей Исидора Севильского и Фульгенция Эсихского и сестры святой Флорентины были Севериан и Туртура (в переводе – «горлица»), по другой версии Феодора. Севериан, представитель коренного населения Испании – испаноримлян, занимал важный государственный пост: был военным префектом. Феодора происходила из знатной готской семьи - была дочерью остготского короля Теодориха, покорившего Италию. В связи с завоеванием византийцами восточного побережья полуострова (554 г.) юный Леандр вместе с родителями, братьями и сестрами переселился в Севилью (юго-западная Испания). С детства отличавшийся красноречием и легко располагавший к себе слушающих, в Севилье он завершает свое личностное становление; вероятно, при этом на него повлияло обращение матери из арианства в Православие. Потеря родителей сделала Леандра воспитателем младших братьев и сестер. Позднее, став свободным от своих воспитательских обязанностей, он поступил в Бенедиктинский монастырь. В 578 году  клирики и народ избрали Леандра епископом Севильским. Тогда  он основал Севильскую богословскую школу, которая стала известным центром науки и  православной веры. Епископ сам занимался подготовкой священнослужителей. Леандр стал великим защитником  веры, борцом против арианства - ереси, отвергавшей Божество Иисуса Христа. В тот период Пиренейский полуостров был разделен на три части. Северо-западная часть принадлежала королевству свевов, которые со времени проповеди святого Мартина Думийского (550-580 гг.) исповедовали Православие. Большая часть полуострова принадлежала арианам вестготам, а юг Испании был под властью Византийской империи. Когда св. Леандр был епископом Севильи, в этот город  вестготский король Леовигильд направил своего сына принца Ерменингельда, которого  сделал своим соправителем.  Ерменингельд по рождению был арианином, но его молодая супруга принцесса Ингунда, будучи дочерью православного франкского короля Сигиберта Реймсского и Брунехильды, исповедовала Православие. Святой Леандр был дружен с принцессой Ингундой и помог ей обратить своего мужа принца Ерменингельда в Православие. Кроме того, святой Леандр состоял в родстве с королевичем Ерменигельдом, поскольку Ерменигельд был сыном первой жены Леовигильда Феодосии, а она, в свою очередь, была двоюродной сестрой святого Леандра. Будущий король готов Рекаредо был также сыном Леовигильда от первого брака и родственником святому Леандру.

http://pravoslavie.ru/1842.html

Состоялось очередное заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви 25.02.2023 16:15:46 НЬЮ-ЙОРК 23 февраля 2023 года в дистанционном формате под председательством Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Николая состоялось очередное заседание Архиерейского Синода РПЦЗ. В заседании приняли участие митрополит Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил, архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр, епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней, епископ Сиэтлийский Феодосий. Открывая заседание, Первоиерарх РПЦЗ поздравил собравшихся с наступающим Великим постом, призвав усилить молитвы о гонимых и страждущих архиереях, духовенстве и чадах Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Митрополит Николай рассказал о праздновании Рождества Христова и Крещения Господня в приходах Восточно-Американской епархии, празднике Трех святителей в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (Нью-Йорк) и других новостях церковной жизни. Архиереи заслушали и приняли к сведению отчеты заведующего финансами Архиерейского Синода архиепископа Гавриила, секретаря Архиерейского Синода по межправославным отношениям епископа Иринея, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме (в составе Русской Зарубежной Церкви) архимандрита Романа (Красовского) и юрисконсульта Н.А. Охотина. В своем докладе Архиерейскому Синоду декан Свято-Троицкой семинарии Н.Ю. Шидловский кратко изложил проект программы празднования 75-летия духовной школы, которое состоится 15-17 сентября 2023 года. Рассмотрев прошение председателя церковно-музыкальной комиссии при Архиерейском Синоде протоиерея Андрея Папкова, участники заседания постановили привлечь к работе комиссии регента хора Николаевского собора в Сиэтле Григория Котара и выпускницу Синодальной церковно-певческой школы, помощницу регента хора храма Богоявления Господня в Бостоне М. Гансон.

http://radonezh.ru/2023/02/25/sostoyalos...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010