Письма к клирикам. Кириаку, монаху, Феодосии, монахине Преподобный Нил. Византийская гравюра Кириаку, монаху Господь наш Иисус Христос, как говорит апостол, уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3, 21). Ибо теперь случается иногда, что тело человеческое бывает в унижении и бесчестии, терпя от демонских нападений, а часто и от лености самой души, впадая в какие-либо пороки и скверны, иногда же порабощается и крайне унижается грехом и во время самой смерти и погребения с уничижением и бесчестием влачится по земле и предается оной в великом убожестве, так как сказано: сеется в уничижении, восстает в славе (1 Кор. 15, 43). Но во время восстания всех человеков, сложив с себя тление и унижение, тело наше восстанет украшенное славою и велелепием Христа Спасителя и не будет уже более совращаемо в грех и тление, и уничижаемо смертностию, суетностию и злостраданиями, но бесконечные веки пребудет нетленным. Ему же Возвел еси человеки на главы наша (Пс. 65, 12). Ибо иногда попускает Бог демонам бесстыдно восседать внутрь главы, то есть в мысли, и увлекать душу к непристойным помыслам, с которыми нам необходимо бороться и сражаться, не соглашаясь и не входя в союз с ними. Ему же Бывают у людей иные состояния и положения столько чистые, что один заступает место солнца, другой — луны, третий — звезды; и видишь, что иной человек нередко более Соломона прославлен был мудростию свыше, а впоследствии за усыпление, за ослабление внимательности оставлен Богом, отлагает благоговение и страх Всесовершенного и впадает в нечестие и в великие грехи, так что можешь сказать: совратилось солнце, сверх чаяния впал в дела непозволенные! Ибо нередко бывает подобное этому; и люди ревностные иногда впоследствии за нерадение лишаются охранения Святым Духом, и идет на них войною Навуходоносор, разрушает город сатанинскими орудиями, а царя, разумею ум, ослепляет, как Седекию, отроков заключает в узы и отводит в иносказательный Вавилон, а святыню Давида и Соломона и прочих царей — все, что было в сокровищницах сердца с великим трудом и тщанием приобретено, собрано и уготовлено, — берет с собою, и храм Господень сожигает и готов попрать нечистыми ногами.

http://pravoslavie.ru/2703.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Первые христианские монастыри: как они появлялись и как были устроены 4 мин., 24.01.2024 Сегодня для многих даже верующих людей монах — это малопонятная экзотика. Ради чего человек отказывается от мира, от многообразия возможностей самореализации, от удовольствий, от возможности иметь детей? Что такое вообще монашество? Почему святые называют его «наукой из наук»? Чтобы разобраться в этом, есть смысл вспомнить иноков-первопроходцев, среди которых особое место занимает преподобный Феодосий Великий, основатель монашеского общежития. «Если хочешь быть совершенным…» Родился Феодосий около 424 года в Каппадокии в христианской семье. В детстве пел в церкви, учился по Псалтири и Евангелию и мечтал о подвигах во имя Христа, а после паломничества в Иерусалим, по святым местам, окончательно решил стать монахом. Нашел близ Метопы (теперь это Умм-Туба, арабский район в восточном Иерусалиме) подходящую обитель и стал изучать «канон пустыни», а потом направился на восток, в пустыню, нашел на вершине одного из горных кряжей пещеру, в которой, по преданию, провели ночь евангельские волхвы на обратном пути из Вифлеема, и поселился в ней отшельником. Но даже великие отшельники редко оставались в уединении всю жизнь. Обычно к ним начинали приходить люди, желавшие научиться у них духовной жизни. Они обосновывались неподалеку от старца, постепенно образуя монашеские поселения, в которых иноки, хоть и жили раздельно, все же образовывали братство, собиравшееся на общую молитву и объединенное общим духовным отцом. Так и к Феодосию со временем стали стекаться ученики. Отцы-пустынники Обычно основатели новых палестинских монастырей брали за образец какую-нибудь из существовавших обителей. Первая такая киновия (т. е. общежительный монастырь) была устроена еще в IV веке преподобным Пахомием Великим , который тоже начал свой подвиг с отшельничества. Но он видел, что уединенный образ жизни непосилен и не полезен для новоначальных. К творческой свободе отшельничества надо готовиться постепенно, и преподобный Пахомий организовал в Тавенисси, в Верхнем Египте, общежитие на началах строгого послушания. Основой его школы была верность установленным правилам до мелочей при полном отсечении своей воли или самоволия.

http://foma.ru/pervye-hristianskie-monas...

Arhiva Membrii delegaiei Bisericii Ortodoxe Ruse au svârit citirea Canonului cel Mare de pocin la Biserica „Sfânta mare muceni Ecaterina” din Roma 20 martie 2013 14:03 19 марта 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил ставропигиальный храм святой великомученицы Екатерины в Риме. Владыку сопровождали члены делегации Русской Православной Церкви, находящиеся в эти дни в Риме в связи торжествами по случаю интронизации Папы Римского Франциска: управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевских духовных школ митрополит Бориспольский Антоний , митрополит Феодосийский и Керченский Платон и настоятель Екатерининского храма иеромонах Антоний (Севрюк) . За великим повечерием Преосвященные архипастыри совершили чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. В богослужении также принял участие митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Сербская Православная Церковь). По окончании чтения канона митрополит Иларион обратился к молящимся с проповедью: «Только что в Великом покаянном каноне Андрея Критского мы слышали такие слова: " Град Твой сохраняй, Богородительнице, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается " . Эти слова были написаны в городе, который основал великий император Константин. Он именовался вторым, или Новым, Римом, потому что был построен как вторая, восточная столица Римской империи. Сегодня эти слова мы услышали в первом Риме, в котором проповедовали апостолы Петр и Павел, где они создали Поместную Церковь. В этом городе мы сегодня собрались для того, чтобы присутствовать при возведении на престол Римского епископа. Мы — делегаты Поместных Православных Церквей — сегодня утром присутствовали на торжественной службе на площади святого Петра, а ныне, в этот вечерний час, собрались в нашем православном храме святой великомученицы Екатерины для того, чтобы вознести молитвы Господу и прочитать покаянные слова Великого канона, которые звучат на первой седмице Святой Четыредесятницы. Они призывают нас к размышлению о жизни и ее смысле, к осмыслению ценностей, на которых строится наша жизнь.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2889503...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 12. О первых святых и блаженных черноризцах Печерских, которые в доме Пречистой Божьей Матери, в святом монастыре Печерском, просияли божественными добродетелями, постом, бдением и даром прорицаний Поистине предивное чудо, братия, проявилось в том, что собрал господь воедино таких черноризцев в обители матери своей. Как пресветлые светила сияли они в Русской земле: одни были постниками, другие подвизались в бдении, иные в земных поклонах, некоторые постились через день или через два, иные питались лишь хлебом и водой, а другие только вареными или сырыми овощами, и все в любви жили: меньшие покорялись старшим и не смели при них говорить, и все это делали с покорностью и с великим послушанием; также и старшие имели любовь к младшим, наставляя и утешая их, как детей своих возлюбленных. И если какой брат впадал в какое-нибудь прегрешение, другие утешали его, и по великой любви своей епитимию, наложенную на одного, разделяли трое или четверо. Такова-то была божественная любовь меж той святой братией и такое воздержание и смирение. И если какой-нибудь брат уходил из монастыря, вся братия сильно печалилась о том, и посылали за ним, призывая в монастырь этого брата, чтобы он возвратился; и если возвращался такой брат, то шли к игумену, кланялись и просили за брата игумена, и принимали брата этого в монастырь с радостью. Вот какие были тогда черноризцы-постники, подвижники! Из них же вспомяну о некоторых чудных мужах. Вот первый из них — Дамиан-пресвитер. Был он такой постник, что, кроме хлеба и воды, ничего не ел до самой смерти. И если когда кто-нибудь приносил больного ребенка, одержимого каким-либо недугом, в монастырь к преподобному Феодосию, то тот повелевал Дамиану сотворить молитву над больным. И тотчас, как он помолится и помажет елеем больного, то сразу выздоравливали приходящие к нему.

http://sedmitza.ru/lib/text/438056/

Двадцать пятый день. Поучение 1-ое. Св. Григорий Богослов. (О примирении с ближними). I. Св. Григорий, архиеп. константинопольский, память коего совершается ныне, прославился своею высокою жизнию. По желанию императора Феодосия и народа, Григорий был избран на константинопольскую кафедру и председательствовал на втором вселенском соборе. Но когда на соборе произошел раздор по поводу сего избрания, то св. святитель добровольно отказался от константинопольской кафедры. «Я охотно следую пророку Ионе, сказал св. Григорий, отказываясь от своей должности: для спасения корабля (то есть церкви) и я готов жертвовать собою». После сего святитель Григорий посвятил себя строгой пустыннической жизни: жил среди утесов, около зверей, ходил босыми ногами, носил худую одежду, спал на голой земле и никогда не возжигал огня, чтобы согреть тело свое. Он оставил после себя много замечательных сочинений, за которые, особенно за сочинения о Боге-Слове, Спасителе мира, был прозван Богословом. Подобно Василию Великому и Иоанну Златоусту , он называется великим и вселенским учителем. Почил он в 389 году. . . II. Св. Григорий, добровольно отказавшийся от кафедры константинопольского архиепископа, дабы прекратить раздор и водворить мир, столь любезный его душе, научает и нас, братие, всеми силами стараться о сохранении христианского мира между людьми. Чаще всего христианский мир между людьми не восстановляется потому, что из-за гордости, мстительности или иных страстей, не хотят простить врагам своим и примириться с ними. Но истинный христианин должен стать выше страстей, которые могут увлечь его к погибели, и непременно мириться со своими врагами, если только это от него зависит.. а) Причины, побуждающия нас ко взаимному примирению, по учению св. Тихона Задонского , суть следующия: Бог повелевает оставлять ближнему обиды и примиряться... Христианская любовь требует, дабы брату нашему, оскорбившему нас по немощи, или диавольскому наущению, не мстить, но умилосердившись, простить, – и не попущать гневу в злобу и ненависть возрасти, но тотчас начинающее куриться зло угасить духом кротости и человеколюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Состоялось очередное заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви 13.09.2023 302 Фото: patriarchia.ru В среду, 6 сентября, в Нью-Йорке под председательством Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Николая состоялось заседание Архиерейского Синода РПЦЗ, сообщает Патриархия.ru. В нем приняли участие: митрополит Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил, архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр, епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней, епископ Сиэтлийский Феодосий. Открывая заседание, Первоиерарх РПЦЗ рассказал о торжествах, которые он возглавил, — по случаю 20-летия архиерейского служения архиепископа Петра, состоявшихся в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла в Покровском кафедральном соборе г. Чикаго, и 40-летия канонического приема Христо-Рождественской единоверческой общины в Ири (Пенсильвания). Митрополит Николай сообщил о своем недавнем посещении Святой Земли, где он поклонился великим христианским святыням и совершал богослужения. В рамках поездки состоялись встречи Первоиерарха с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом III, начальником Русской духовной миссии (в составе Зарубежной Церкви) архимандритом Романом (Красовским), духовенством и монашествующими Миссии и др. Заслушав доклад Преосвященного епископа Иринея, секретаря Архиерейского Синода по межправославным отношениям, участники заседания постановили призвать клир и паству к сугубой молитве о гонимой Украинской Православной Церкви. Собравшиеся также обсудили вопросы, связанные с предстоящими торжествами по случаю 75-летия Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле и 30-летия обретения нетленных мощей святителя Иоанна Максимовича, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Архиерейский Синод благословил проведение Всезарубежного съезда молодежи в Германии в июне 2024 года. Затем Синод рассмотрел различные административно-хозяйственные и церковно-дисциплинарные вопросы, а также ходатайства Преосвященных архипастырей, представивших ряд клириков и мирян своих епархий к общецерковным наградам.

http://ruskline.ru/politnews/2023/09/13/...

Исходя из платоновской трихотомии (дух, душа и тело) в человеке, Аполлинарий, как известно, заменил в Иисусе Христе третью, высшую часть человеческой природы, т.е. «дух» человеческий (πνεμα), иначе «ум» человеческий (νους), Логосом Божественным, т.е. Второй Ипостасью Св. Троицы. Но при жизни св. Афанасия это учение Аполлинария не проповедовалось еще громко, a проводилось глухо, не без дипломатии. Так, на соборе 362 г. в Александрии монахи Аполлинария подписали, что «Христос принял человеческое тело не бездушное и не безумное .» Но какой подразумевался здесь «дух» и «ум,» не было ясно. Афанасий не хотел враждовать с Аполлинарием и молча принял эти формулы. Β соседних с Аполлинарием областях уже раздались возражения Аполлинарию. Возражали и Диодор Тарсский, и Флавиан Антиохийский. Но голоса их еще не прозвучали на широком церковном поле. Папа Дамасий в Риме осудил самую доктрину, не огласив имени Аполлинария. По мере распространения и оглашения этой доктрины ее громко осуждали при случае и Мелетий Антиохийский, и Василий Великий, и западные никейцы, сосланные на Восток (Евсевий Веркелльский и Лукифер Каларисский). Но Аполлинарий постарался организовать для себя целую «церковку» из нескольких епископов с главной кафедрой в Вирите (Бейрут). Эти епископы подняли агитацию в защиту своей доктрины. Но шум агитации только повредил им. Он вызвал осуждение их доктрины как еретической с высоты II Вселенского Константинопольского собора 381 г. A затем в эдикте императора Феодосия I 383 г. аполлинаристы приравнены к евномианам и македонианам; им запрещено иметь иерархию и церковные собрания. По смерти Аполлинария огорченные, но и озлобленные его ученики прибегли к самозащите и вместе к нападению на православную церковь довольно сильным и ядовитым способом. Тетради с лекциями Аполлинария они надписали разными именами: то Григория Чудотворца, то Афанасия; то пап — Юлия, Дионисия, Феликса. Подделка поразительно удалась. Правда, уже в VI в. ученый Леонтий Византийский видел эту фальсификацию, высказал в общей форме свой критический взгляд, но он принадлежал к искушенному в науке меньшинству. Большинство же церковных писателей, хотя бы и высокоталантливых, как, например, Кирилл Александрийский (V в.), не искушены были в таком скептицизме и стали жертвами этой широко распространенной подделки. Ученики Аполлинария, прививавшие церкви отраву его догматствования, были им искренно соблазнены, потому что были зачарованы выдающимся профессорским талантом Аполлинария. И самого Аполлинария соблазнил его эллинский талант философствования. Исказив нечто в тайне догмата обожения человека, он чисто по-эллински зачаровался и заразил очарованием своих учеников, тоже эллинов. Они записали: «Только один отец наш Аполлинарий первый объяснил сокровенное для всех таинство воплощения.» Почти смешно такое признание. Ведь «объяснить таинство» — значит его упразднить, разрушить. Вот это и случилось с великим Аполлинарием. Вот логика Аполлинария:

http://sedmitza.ru/lib/text/435134/

Митрополит Михаил родом из Сирии. В 988 году, во время крещения Владимирова, он был прислан к великому князю в Корсунь патриархом Цареградским Николаем Хрисовергом. Из Корсуни прибыл митрополит в Киев, вместе с великим князем Владимиром. Михаил был ревностный распространитель христианства; проходя обширные страны, он насаждал семена веры Христовой. Митрополиту Михаилу приписывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а прибывшим с ним из Царяграда монахам — основание монастыря Киево-Межигорского. Михаил везде, где только мог строить церкви, ставил священников и диаконов и ниспровергал идолов. Летописи говорят, что народ, прилепленный к древнему суеверию, не без прискорбия смотрел на сокрушение своих идолов, и когда бог их Перун брошен был в Днепр, то толпа, бежавшая за своим идолом, кричала в след: Перуне, выдыбай! т. е. выплывай. Истукан, стремлением вод несомый, якобы повинуясь гласу вопиющих к нему, пристал к берегу при самом том месте, где после, в XI столетии, был построен монастырь и назван Выдубицким. Св. Михаил скончался в Киеве; мощи его почивают в великой соборной Печерской церкви открыто. В надписи при раке его на решетке изображено, что святитель сей преставился в 992 году, погребен в Десятинной церкви; что при Печерском игумене Феоктисте мощи его перенесены в Антониеву пещеру; а по представлению архимандрита Романа Копы и по именному указу 23 июля 1730 года, перенесены 1 октября того же года в великую церковь (Печерскую). Когда св. Михаил причтен к лику угодников, неизвестно: полагать надобно, с самого перенесения мощей его в пещеры, ибо в списке преподобных Антониевой пещеры значится он и у Кальнофойского в 1638 г.; и в книге Акафистов с канонами, напечатанной в Печерской типографии в 1677 г., в 9 песни, 1 стихе Правила преподобных отцов печерских, поставлено имя его, как и доныне печатается в сем каноне; но в общих месяцесловах его не было, как и прочих преподобных Печерских. Уже указами св. синода 15 июня 1762 г., 18 мая 1775 г. и 31 октября 1784 г. дозволено печатать службы преподобным: Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых Лаврскою типографиею, а указом св. синода 6 августа 1795 г. поведено было сочинить и обстоятельное жизнеописание святителя Михаила для помещения в Четьих Минеях. Михаил почитается первым Киевским митрополитом. Некоторые летописи называют его вторым, а первым грека Леонтия или Леова; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта (1037 г.). До XIII века митрополиты жили постоянно в Киеве. Опустошение этого города заставило их перенести престол митрополии во Владимир на Клязьму, а потом, в начале XIV века, в Москву, где и правили они российскою церковью, до установления патриаршества (1589 г.). Митрополиты Всероссийские именовались сперва Киевскими и всея России. По установлении патриаршества Киевские митрополиты, по причислении их к Российской иерархии, занимали первое место после патриархов.

http://pravicon.com/info-2961

На обговорили святкування 6 2019 р. 13:38 4 апреля 2019 года в Омском епархиальном управлении состоялось очередное заседание Архиерейского совета Омской митрополии . В заседании под председательством митрополита Омского и Таврического Владимира приняли участие епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий , епископ Калачинский и Муромцевский Петр , епископ Тарский и Тюкалинский Савватий , епископ Азовский Зосима , секретарь Архиерейского совета иерей Олег Добрыгин. К участию в рабочей встрече были приглашены председатель коллегии Омской митрополии по религиозному образованию и катехизации протоиерей Димитрий Олихов, председатель отдела Омской епархии по благотворительности и социальному служению протоиерей Олег Цветков, председатель отделов Омской епархии по делам молодежи и миссионерскому служению протоиерей Александр Алексеев, председатель протокольного отдела Омской епархии, начальник штаба по проведению празднования 125-летия Омской епархии протоиерей Василий Вивчар, председатель отдела Омской епархии по тюремному служению, благочинный тюремных храмов Омской митрополии протоиерей Алексий Айжинас, председатель комиссии Омской епархии по канонизации святых иерей Вячеслав Суховецкий. Перед началом заседания митрополит Владимир поздравил всех присутствующих с Великим постом и сообщил, что на октябрь 2020 года запланирован Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Омскую митрополию. Принято решение приурочить к визиту Его Святейшества основные юбилейные мероприятия, посвященные 125-летию Омской епархии. Утвержден предварительный состав штаба по проведению празднования юбилея. Архиерейским советом были приняты следующие решения: — разделить обеспокоенность Священноначалия Русской Православной Церкви, выраженную в заявлении  Священного Синода от 26 февраля 2019 года,о резком ухудшении положения Украинской Православной Церкви , сложившегося вследствие антиканонического вторжения Константинопольского Патриархата  на ее каноническую территорию;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5406173...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Эта почитаемая на Руси икона пришла к нам с Афона из монастыря Ватопед. В переводе с греческого «Ватопед» означает «куст отрока». Название связано с чудесным спасением в 395 году во время бури сына императора Феодосия Великого, упавшего с корабля в море. По молитвам Божией Матери отрок был спасен от неминуемой гибели и найден спящим под кустом. Ватопедская икона — напоминание всем христианам, где искать отраду и утешение в самых безнадежных обстоятельствах. В этот праздник Церковь зовет нас принимать все скорби жизни, чтобы очистились наши сердца, и мы стали соработниками Богу в нашем спасении. Божия Матерь учит нас не сетовать на беды и нужды, посылаемые нам всемилостивым Промыслом. Она воодушевляет нас соединять их со спасительным Крестом Ее Божественного Сына и преобразовывать их во благо для нашей семьи, для нашей Церкви, для нашего Отечества, для всего человечества. Есть в наше поистине апокалиптическое время великие скорби, когда кровью обливается сердце при виде происходящего вокруг. Но мы должны освящать также заступничеством Пречистой все наши самые обыденные каждодневные трудности, в которых нет ничего величественного — ожидание добрых перемен, бесконечно затягивающихся, или, напротив, вынужденные перемены наших замыслов, никак не осуществляющихся. Иногда эти трудности становятся прозаичной материальной нищетой, отсутствием самого необходимого, потерей работы, которая давала нам возможность содержать семью. Но эта наша нищета может стать великим средством для соединения нас со Христом. Нам дается возможность следовать за Ним в совлечении всего, даже самого необходимого. Мы должны увидеть Божию Матерь у Креста Своего Божественного Сына, лишенного всего — даже верхней одежды, которую Она знала так хорошо, потому что соткала ее Своими руками. Если мы будем молиться, предавая все Промыслу Божию, мы обретем спокойствие и мир в наших лишениях. Нас может посетить болезнь. Например, та болезнь, которая угрожает сегодня почти всем. И мы должны просить о благодати принять ее, как сокровище, как посещение Божие и благодарить Бога за время, когда, может быть, мы не успели по-настоящему оценить дар здоровья. Болезнь во всех ее видах, даже психическая болезнь, может быть пробным камнем, обнаруживающим, какова прочность нашей любви к Богу и нашего доверия Ему. Когда мы болеем, мы можем быстрее возрастать духовно — в вере, потому что научаемся видеть в этой нужде заботу нашего Отца Небесного о нас. Мы можем укрепиться в надежде, если сознаем, как все в нашей жизни зависит от Бога и особенно когда мы в такой степени немощны. Нам дается прекрасная возможность утверждаться в любви, принося Господу свою скорбь, благодаря Его за испытания, которые Он благословил ради нашего блага, радуясь, что Он сподобляет нас приобщиться тайне слов святых людей: «собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2 Кор. 12, 5) или «хвалимся скорбями» (Рим. 5, 3).

http://moral.ru/otrada-i-uteshenie/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010