Она родилась во дворце и окончила дни земной жизни в скромной монашеской келье. Знала горечь клеветы и сладость исполнения евангельской заповеди о служении страждущим. Испытала тяготы тяжелого увечья и радость чудесного исцеления. А основанный ею в Киеве Покровский монастырь оставался местом веры и молитвы и в самые тяжелые годы воинствующего безбожия. Преподобная Анастасия, в миру великая княгиня Александра Петровна Романова, урожденная принцесса Ольденбургская (1838–1900). 11/24 января – в день прославления – чтится память этой святой. Преподобная Анастасия Киевская «Княжий» монастырь Так называли до революции 1917 года Киевский Покровский монастырь – уникальную обитель. Некогда она занимала весьма обширную территорию в Лукьяновке на склоне живописной Вознесенской горы. Сейчас Лукьяновка – один из престижных центральных районов города, а в годы основания обители это была киевская окраина. Это место и облюбовала для монастыря великая княгиня Александра Петровна Романова, урожденная принцесса Ольденбургская, правнучка императора Павла I. В то время великая княгиня, пережив семейную драму – разрыв с супругом, великим князем Николаем Николаевичем, тяжело болела: не могла ходить. Она долго и безуспешно лечилась за границей, наконец приехала в Киев. Обосновавшись в Липках, молилась об исцелении преподобным Киево-Печерским. Блаженный Феофил Киевский предрек: здесь “царственной женой” создастся “княжий монастырь” В 1888 году Александра Петровна стала подыскивать в окрестностях города место для создания обители, которая сочетала бы молитву и широкую благотворительность. Предание повествует, что там, где теперь стоит монастырь, был сад некоей Феодосии Дидковской. В том саду любил молиться блаженный Феофил Киевский († 1853), Христа ради юродивый. Он и предрек в свое время, что на месте этом «царственной женой» создастся «княжий монастырь». Приобретая шесть десятин земли у Феодосии Дидковской, великая княгиня не знала о предсказании блаженного Феофила. К тому времени и сама хозяйка забыла о пророчестве старца и не осознавала, что исполняет его слова, а вспомнив, рассказала об этом великой княгине. Та пришла в неописуемое изумление и отслужила на могиле преподобного Феофила панихиду (угодник причислен к лику святых в 1993 г.).

http://pravoslavie.ru/89896.html

В 1981-м году по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова; 1910–1990), который сугубо почитал Сергиеву обитель, был утвержден Собор Радонежских святых. Собор Радонежских святых насчитывает около 80 учеников преподобного Сергия, собеседников, святых иноков Троице-Сергиевой лавры (не считая новомучеников и исповедников ХХ века). Память всех святых земли Радонежской празднуется 6/19 июля, на второй день летней памяти преподобного Сергия. «Се бо велий собор святых чудотворцев Радонежских являет нам Церковь Российская» Из тропаря собору Радонежских святых Подобно древней Киево-Печерской обители с многочисленным сонмом святых отцов, почивающих в Ближних и Дальних пещерах, – учеников преподобных Антония и Феодосия, – недалеко от Москвы возвышается Свято-Троицкая Сергиева лавра со своим великим войском угодников Христовых: собеседников и святых иноков обители преподобных чудотворцев Сергия и Никона Радонежских. Все они запечатлены на фресках древних соборов, а некоторые святые отцы почивают под тяжеловесными надгробными спудами. И каждый, кто переступает порог обители Преподобного Сергия, возгорается любовью к её первоначальнику и к её святым преподобным, хранителям Сергиевых заветов, побуждаясь словами апостола Павла: «Если корень свят, то и ветви» (Рим. 11, 16). Начало Мощи преподобных Кирилла и Марии Радонежских В Покровском Хотьковом монастыре находится икона, на которой изображен весь Сергиев род Исполнив волю своих благочестивых родителей, преподобных Кирилла и Марии, живших последние годы в Покровском Хотьковом монастыре, и проводив их до могилы, преподобный Сергий, тогда ещё Варфоломей, поселился на пустынной горе Маковец вместе с овдовевшим своим братом – преподобным Стефаном. Со временем брату пустынная жизнь показалась слишком тяжела, и вскоре он перебрался в Москву, в Богоявленский монастырь, а ещё позже обосновался на месте упокоения своих родителей – в Хотьковском Покровском монастыре. Сын преподобного Стефана, племянник преподобного Сергия – святитель Феодор Ростовский – стал основателем и игуменом Симонова монастыря в Москве, позже был возведен на Ростовскую кафедру и впоследствии погребен в Успенском соборе Ростова Великого.

http://pravoslavie.ru/140578.html

В Керчи установлен памятник барону Врангелю (+ Фото) Керчь, 19 сентября 2016 г. В Керчи открыт памятник главнокомандующему Русской армией Петру Николаевичу Врангелю. По благословению митрополита Феодосийского и Керченского Платона для установки монумента выбрано место на территории храма апостола Андрея Первозванного. В церемонии открытия памятника приняли участие первый заместитель Министра культуры Российской Федерации Владимир Аристархов, глава Керченского союза монархистов Геннадий Григорьев, настоятель храма - протоиерей Николай Зиньков, доктор экономических наук Иван Розинский, прихожане, сообщает Пресс-служба Министерства культуры . Фото: http://mkrf.ru      «Сегодня мы вспоминаем великого человека, того, чьё имя должно встать по праву в один ряд с выдающимися полководцами нашей истории, вместе с Дмитрием Донским, Александром Невским и другими нашими великими военачальниками. Пётр Николаевич Врангель. Много лет его имя было забыто, - сказал на церемонии открытия памятника замглавы федерального ведомства. - Помимо личной доблести, помимо того, что он был одним из лучших командующих в русской армии, Пётр Николаевич ещё был великим устроителем дел гражданских. Именно здесь, в Крыму, был показан образец того, что Россия может быть русской, национальной, державной и правильно устроенной, чему и сегодня не грех поучиться, вспомнив многое из того, что было сделано тогда». Фото: http://mkrf.ru Владимир Аристархов также поблагодарил всех, кто имел отношение к установке памятника и заключил: «Это наша русская традиция, когда самые ценные монументы и памятники создаются на народные деньги. Перед нами именно такой народный памятник. Я поздравляю всех с этим событием, и пусть наши дети и потомки помнят наших героев». Средства на памятник собирались за счёт частных пожертвований. Автор монумента – скульптор Андрей Клыков. Герой Русско-японской и Первой мировой войн, барон Петр Врангель был отмечен многочисленными наградами за доблесть, имел безупречный послужной список, к 1917 году получил чин генерал-майора Генерального штаба Русской Императорской армии. После заключения советским правительством Брестского мира c противником, передачи огромных территорий Германии и Турции, признания независимости ряда областей бывшей Империи, Врангель в августе 1918 года вступил в ряды Добровольческой армии.

http://pravoslavie.ru/97176.html

В Киево-Печерской Лавре находится Десница святого великомученика Димитрия Солунского Киев, 10 ноября 2011 г. В столицу Украины принесена десница великомученика Димитрия. В аэропорту Борисполь делегацию Элладской Церкви во главе с митрополитом Верийским, Наусским и Камбанийским Пантелеимоном встречал архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, сообщает Патриархия.ru. На Соборной площади Лавры был совершен молебен перед мощами великомученика Димитрия. По окончании молебна управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Митрофан обратился к собравшимся: «Сегодня Киево-Печерская лавра, а вместе с ней и вся Украинская Православная Церковь радуется, принимая великую общехристианскую святыню — десницу святого великомученика Димитрия Солунского. Эта святыня в продолжение месяца будет находиться в пределах Украинской Православной Церкви и посетит многие епархии. Это станет великим стимулом для укрепления духовности и развития добрых отношений между нашими Церквами. Встречи, подобные сегодняшней, должны происходить чаще, поскольку все это служит только для блага — утверждения веры Христовой на земле и единства Святой Православной Церкви». Также архиепископ Митрофан от имени Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира поблагодарил митрополита Пантелеимона за принесение десницы великомученика Димитрия в украинские епархии. В ответном слове глава греческой делегации выразил радость по случаю пребывания в древней Печерской обители. Митрополит Пантелеимон, в частности, сказал: «Пусть этот богоблагодатный святой, своими мощами ныне пребывающий здесь, поможет всем тем людям, которые будут притекать к нему и молиться о своих проблемах». Затем ковчег с десницей был перенесен в трапезный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, в котором была отслужена малая вечерня с чтением акафиста великомученику Димитрию и всенощное бдение. Позже святыня была перенесена в Крестовоздвиженский храм на Ближних пещерах Ковчег с десницей был доставлен в Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру, где у святых врат ее встречали архиепископы Белоцерковский и Богуславский Митрофан, Бориспольский Антоний, Белогородский Николай, епископы Макаровский Иларий, Васильковский Пантелеимон, Броварской Феодосий, духовенство монастыря и Киевской епархии, студенты Киевских духовных школ и многочисленные верующие.

http://pravoslavie.ru/49763.html

В лике святых прославлен преподобноисповедник Антоний Балтский 3 октября 2022 г. 17:49 1 октября 2022 года в Покровском Феодосиевском мужском монастыре г. Балта Одесской области состоялось торжественное богослужение с чином прославления в лике святых схиархимандрита Антония (Ноздрина). Служение праздничной Божественной литургии в этот день в монастыре возглавил управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний .  Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Балтский и Ананьевский Алексий , митрополит Уманский и Звенигородский Пантелеимон , викарий Одесской епархии архиепископ Арцизский Виктор , наместник Балтско-Феодосиевского монастыря архимандрит Андроник (Христофор), духовенство обители, епархии и гости в священном сане.  Перед великим входом была совершена последняя заупокойная лития по схиархимандриту Антонию (Ноздрину). Затем митрополит Уманский и Звенигородский Пантелеимон огласил решение Синода Украинской Православной Церкви от 17 августа 2021 года о причислении к лику местночтимых святых Балтской епархии схиархимандрита Антония (Ноздрина). Архиепископ Арцизский Виктор зачитал житие угодника Божия. Хор пропел тропарь, кондак и величание святому. Верующие поклонились мощам и иконописному образу преподобноисповедника Антония Балтского.  После евангельского чтения митрополит Антоний произнес проповедь.  В конце богослужения был совершен чин славления.  Митрополит Антоний поздравил верующих с праздником и призвал на всех Божие благословение.  Преподобноисповедник Антоний (Ноздрин) родился 17 марта 1876 года в с. Хохловка Черниговской губернии в зажиточной семье крестьян. В крещении был назван Алексием. Окончил три класса школы и занимался хлебопашеством. В 30 лет поступил в только открывшийся Покровский Балтско-Феодосиевский мужской монастырь. Обладая прекрасными слухом и голосом, нес послушание на клиросе. В 1909 году принял монашеский постриг с наречением имени преподобного Антония Печерского, рукоположен во иеродиакона. Через три года хиротонисан в иеромонаха.

http://patriarchia.ru/db/text/5964556.ht...

Гнилецкие пещеры (Церковщина) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Житие прп. Феодосия Печерского повествует, что Великим постом он уединялся в лаврских пещерах, из которых иногда тайно уходил в загородную пещеру: ...отхождаху во едино монастырское село, и тамо в пещере, яже бе в сокровеннемъ месте, Богу единому ведуще, пребываше единъ. По преданию, эта пещера находилась в урочище Церковщина, в 12 км. южнее Лавры. Впоследствии здесь образовалась небольшая пещерная обитель – Пречистенский Гнилецкий монастырь . Содержание Описание [ править править код ] На южной окраине Киева раскинулось живописное урочище «Церковщина», красота которого была воспета многими литераторами XIX-XX вв. Главным достоянием «Церковщины» являются уникальные Гнилецкие пещеры – ансамбль из 2-х комплексов подземелий XI-XVbb. (с достроенными подземными соружениями начала ХХ в.), из которых основной комплекс известен как пещеры преподобного Феодосия Печерского, имеет 400-метровую протяженность, залегает на 5-ти уровнях, располагает большим разнообразием сохранившихся форм подземной архитектуры: коридоры, храм, кельи, усыпальницы нескольких видов, зерновые ямы, часовни. Среди сохраненных в Гнилецких пещерах архитектурных форм есть образцы помещений, утраченных даже в пещерах Киево-Печерской Лавры: например, афонские костницы со специальными нишами для «глав», монашеские кельи с ярко выраженными чертами жилых помещений, зерновые ямы. Топографически расположение пещер и фундаментов древнерусской наземной каменной церкви Гнилецкого монастыря напоминает Киево-Печерскую Лавру в миниатюре. История монастыря и его пещер насчитывает 9 веков, с ней связаны имена многих святых Православной Церкви (прпп. Феодосий Печерский, Герасим Вологодский, Феофил Киевский, Иона Киевский, Варнава Гефсиманский, прав. Иоанн Кронштадтский , свтт. Иннокентий Херсонский, Филарет Черниговский, сщмч. Иоасаф Жевахов) и деятелей науки (Михаил Максимович, проф. Лашкарев, Виктор Харламов, Петр Толочко). По своей популярности среди исторических подземелий Киева Гнилецкие пещеры всегда занимали второе после Лавры место. Сегодня комплекс Гнилецких пещер, в сочетании с прекрасным природным ландшафтом и наземным Свято-Николаевским храмом начала ХХ — начала XXI вв. представляет собой один из лучших уголков Киева. Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Гнилецкие_пеще...

Десница святого великомученика Димитрия Солунского принесена в епархии Украинской Православной Церкви 9 ноября 2011 г. 11:05 7 ноября, в канун дня памяти святого великомученика Димитрия Солунского , в столицу Украины была принесена великая православная святыня — десница великомученика Димитрия. В аэропорту Борисполь делегацию Элладской Православной Церкви , сопровождающую святыню, во главе с митрополитом Верийским, Наусским и Камбанийским Пантелеимоном встречал архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр , сообщает официальный сайт Украинской Православной Церкви. Ковчег с десницей был доставлен в Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру , где у святых врат ее встречали архиепископы Белоцерковский и Богуславский Митрофан , Бориспольский Антоний , Белогородский Николай , епископы Макаровский Иларий , Васильковский Пантелеимон , Броварской Феодосий , духовенство монастыря и Киевской епархии, студенты Киевских духовных школ и многочисленные верующие. На Соборной площади Лавры был совершен молебен перед мощами великомученика Димитрия. По окончании молебна управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Митрофан обратился к собравшимся: «Сегодня Киево-Печерская лавра, а вместе с ней и вся Украинская Православная Церковь радуется, принимая великую общехристианскую святыню — десницу святого великомученика Димитрия Солунского. Эта святыня в продолжение месяца будет находиться в пределах Украинской Православной Церкви и посетит многие епархии. Это станет великим стимулом для укрепления духовности и развития добрых отношений между нашими Церквами. Встречи, подобные сегодняшней, должны происходить чаще, поскольку все это служит только для блага — утверждения веры Христовой на земле и единства Святой Православной Церкви». Также архиепископ Митрофан от имени Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира поблагодарил митрополита Пантелеимона за принесение десницы великомученика Димитрия в украинские епархии. В ответном слове глава греческой делегации выразил радость по случаю пребывания в древней Печерской обители. Митрополит Пантелеимон, в частности, сказал: «Тысячи людей приходят в храм к святому Димитрию, к его священному гробу, чтобы по крупице, по капле собрать то миро, которое источали его святые мощи. Смиренно желаю, чтобы это миро наполнило души всех верующих Украинской Православной Церкви и воздвигло от одра болезни Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Пусть этот богоблагодатный святой, своими мощами ныне пребывающий здесь, поможет всем тем людям, которые будут притекать к нему и молиться о своих проблемах».

http://patriarchia.ru/db/text/1669065.ht...

Древние иноческие уставы и современный опыт монастырской жизни. Часть 3 Основные монашеские уставы последующих веков Афонские уставы Вид Афонского монастыря Пантократор. Фрагмент литографии. Середина XVIII в. Зародившись и столь быстро распространившись, монашеский образ жизни стал привлекать к себе все больше и больше последователей. Естественно, как и во всяком живом организме, и на этом пути были по временам и местностям спады и подъемы. Так, к V веку монашество увеличилось численно настолько, что выражение «пустыня населилась иноками» (и превратилась как бы в город монахов) получило реальное подтверждение, поскольку численность людей, уходивших жить в отшельнические обители, стала вполне соотноситься с населением больших городов, окруженных пустынными землями. Но через некоторое время количество монастырей резко сократилось в связи с возникшей опасностью арабского нашествия. Новое мусульманское учение быстро распространялось по всему Востоку, а его воинственно настроенные приверженцы часто становились обычными разбойниками и разоряли незащищенные пустынные жилища иноков. Так почти замерла жизнь в египетских пустынях, были замучены и умерщвлены многие монашествующие Малой Азии. Разбойники добрались даже до европейских византийских владений и разоряли обители Греции и Италии. Несколько раз возрождалась иноческая жизнь на Святой Горе Афон, что случилось после совершенного опустошения полуострова арабами в 670-х и 830-х годах. Но места, отдаленные от мира, вновь и вновь населялись любителями безмолвия. И Афон становился все более привлекательным местом для них. Истории об основании монашеской жизни на Святой Горе еще самим императором Константином Великим подробно отвергает в своем труде епископ Порфирий (Успенский). Однако и он признает достоверным, что император Феодосий Великий после чудесного спасения от потопления у берегов Афона в 383 году заложил там строительство Ватопедской церкви, возле которой вскоре возникли монашеские поселения . Имея в виду, что к концу IV века, как это было показано выше, монастыри возникают уже и по всей западной части империи, вполне вероятно, что и вокруг основанной императором церкви могло возникнуть монашеское поселение. Позже, найдя удобными природные условия полуострова и вдохновившись историей о посещении этих земель Пресвятой Богородицей, монашествующие быстро заселили склоны Святой Горы. Значимость этой области также возросла вследствие и пребывания там многих почитаемых святых, таких как первый безмолвник Афона преподобный Петр, устроитель монашеской жизни преподобный Афанасий, главный защитник Православия и умного делания святитель Григорий Палама, наставник и возродитесь умной молитвы преподобный Григорий Синаит и множество других.

http://pravoslavie.ru/31541.html

Икона Собора всех святых Британии и Ирландии Дом, возделанная земля, один фунт в день, милый уголок для трезвения и молитвы; будь верным Церкви, будь щедрым к бедным, о пастырь, – всегда. Роберт Стивен Хокер Пустыня Египта, наставляемая святым Антонием Великим , в IV веке превратилась в монашеский «город». Его влияние быстро распространилось на северо-восток – в Палестину и Сирию, где в VI веке монашество развивалось благодаря другим прославленным отцам, таким как святой Феодосий Великий и святой Савва Освященный. Но несколько ранее этого, во второй половине IV века, монашество пришло на северо-запад – в Тур в Галлии, где его возглавил святой Мартин Милостивый († ок. 397; память 12 октября). О последнем услышал молодой Ниниан из Британии, будущий святитель, и даже, возможно, посетил его. Позднее он стал известен как святой Ниниан, апостол пиктов († 432; память 26 августа) в той части Британии, которую мы сейчас называем юго-западной Шотландией. Вскоре это монашеское движение достигло южной Галлии, откуда в первой половине V века святой Иоанн Кассиан Римлянин (360–433; память 29 февраля) отправился учиться у старцев-монахов. Он насадил монашество в этих землях, основав знаменитый монастырь на острове Лерин, рядом с Каннами, – отсюда монашество распространилось по всей Галлии, ставшей «Фиваидой святых», как о ней писал святитель Григорий Турский. Здесь, в монастыре Лерин, святой Иоанн Кассиан писал свои «Установления», а преподобный Викентий Леринский составлял богословские трактаты, опровергавшие ошибочные мнения блаженного Августина. Бывшая монастырская церковь вмч. Евстафия в Тавистоке, Девон      Влиятельный монашеский центр на острове Лерин вдохновил молодого человека с севера, посетившего эту обитель и оставшегося в ней на какое-то время. Он был римо-британцем из христианской семьи: дед его был священником, а отец – диаконом. Он пришел из той части Британии, которую мы сегодня называем северо-западной Англией; он хотел учиться монашеской жизни. Молодой человек носил римское имя Патриций, или Патрик. Ему было предназначено вернуться на Британские острова и в Ирландию, чтобы просветить светом Евангелия ирландцев. Святой Патрик († 493(?); память 17 марта) основал ирландское монашество – мы можем говорить и об «Ирландской Фиваиде» . Монашеское движение распространилось из Ирландии на остров Айону, а затем в Шотландию, северную Англию, Уэльс, Бретань, на запад и юго-запад Англии, подняв на более высокий уровень этноцентричное и слабеющее христианство, которое на западе Британии, после завоевания ее язычниками англами и саксами, хранили некоторые римо-британцы.

http://pravoslavie.ru/63445.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Ктиторская " Описания иконы Описание иконы Ктиторская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии История появления «Ктиторской» иконы Божией Матери следующая. Недалеко от Ватопедского Афонского монастыря, построенного в 395 году в период царствования Константина Великого, во время сильной бури упал с корабля в море царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого. Все думали, что он погиб. Однако недалеко от того места, где находился монастырь, под тенью одного из прибрежных кустарников спутники Аркадия увидели спокойно спавшего царевича. Проснувшись, он рассказал, как был чудесным образом избавлен от неминуемой гибели заступничеством Богоматери. В воспоминание этого события расположившемуся здесь монастырю было дано название «Ватопед», т. е. куст отрока. Император Феодосий Великий, узнав о чудесном спасении сына, в благодарность за это не только распространил, украсил и обогатил Ватопедский монастырь, но и пожертвовал обители сделанную из мастики икону Божией Матери. Эта икона была названа «Ктиторской» – в память о том, что император был ктитором (в переводе с греческого –[...] Икона Ктиторская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Находится икона в Ватопедском монастыре на Афоне. Пожертвована монастырю императором Василием Великим (379 – 395 гг.), который считался ктитором – устроителем и украсителем монастыря, отсюда и название иконы. Прославился образ следующим образом. Когда в 862 году грабители-арабы напали на Святую Гору и были уже недалеко от Ватопеда, экклезиарх монастыря (человек, отвечающий за порядок богослужения) спрятал Ктиторскую икону Пресвятой Богородицы вместе с крестом в колодезе под помостом храма, за мраморною плитою, зажегши перед святынею свечу. Сам же он был схвачен варварами и взят в плен. В течение многих лет томился экклезиарх в плену, а когда по милости Божией получил свободу и возвратился в полуразрушенную обитель, то по его указанию были обретены крест и икона, причём с горящею перед ними свечою. Икона эта стоит в алтаре соборного храма, почему называется ещё «Алтарницей».

http://pravicon.com/icon-173

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010