Н.М. Гальковский Глава VII. Жели §64. Борьба с языческими погребальными обычаями. Тризна. Поминальная трапеза. После введения на Руси христианства, представителям церкви пришлось вести продолжительную борьбу против языческих погребальных обычаев, каковы: тризна, поминальная трапеза и жели, плач по умерших. Наиболее резким языческим обычаем была тризна, погребальное состязание, погребальные игры 653 . Мы знаем, что св. Ольга заповедала не устаривать по себе тризны. То же самое знаем о св. Константине, князе Муромском 654 . Тризна была очевдиным, для всех явным проявлением язычества, и потому иерархии не стоило большого труда искоренить тризну в ее чистом виде. И тем не менее остатки тризны существовали еще долгое время, как видно из исповедных вопросов. «Дравься по мертвом 15 дн. (поста)» «Ащел по мертвом дрался еси» – «Дравшие по мертвом или волос рвавши, или порты потерзавши 12 дней (поста)» 655 . Естественно, что тризна, игры в честь умершего, заканчивались пиром. Начальная летопись свидетельствует, что это так и было. Княгиня Ольга, после смерти Игоря, на предложение древлян выйти замуж за их князя, послала сказать: «се уже иду к вам, да пристройте меды многи в граде, идеже убисте мужа моего, да поплачюся над гробом его, и створю тризну мужу моему». Прибыв на гроб Игоря, Ольга плакала по нем, потом приказала насыпать над умершим великую могилу (вероятно курган) и повелела творить тризну. После всего начался пир: древляне сели пить и упились, так как было заготовлено большое количество меда 656 . Об обеде и ужине за упокой упоминается в слове, приписываемом препод. Феодосию Печерскому . Полагаем, что обычай устраивать поминальную трапезу был весьма распространен на Руси. Эти трапезы, сопровождавшиеся обильным употреблением крепких напитков, приводили трапезовавших в веселое настроение, а иногда заканчивались и драками. Поминки покойников даже в 16 столетии во многом напоминали языческую тризну с плачем, заканчивавшуюся весельем. По свидетельству Стоглава, в Троицкую субботу по селам и по погостам сходились мужчины и женщины на жальниках (кладбищах) и плакались на гробах умерших с великим воплем, а потом, с приходом скоморохов, на тех же жальниках устраивались пляски и бесовские игры с сатанинскими песнями. В «ответе» постановлено было чтобы покойников поминать по-христиански 657 . В челобитной 1636 г. новгородские священники писали, что в седьмой четверток по Пасце (в семик) народ устраивал одно из позорищных сборищ – «на оубогих домов», т.е. на месте погребения умерших насильственною смертью. Что происходило на «убогих домах», из человитной ясно не видно. «Да те позорища повычны: с сел и з деревен съездаются, и бывают многонародные зело безчинства, полны и оубииства» 658 . Вероятно, после погребения умерших народ начинал развлекаться.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пути Византийского богословия 1. Различать грани периодов в текучей и непрерывной стихии человеческой жизни очень нелегко. И вместе с тем, с непосредственной очевидностью открывается несоизмеримость сменяющихся исторических циклов. Вскрываются новые темы жизни, сказываются в действии новые силы, образуются новые духовные очаги... Уже по первому впечатлению можно сказать, - конец IV-ro века обозначает какую то бесспорную грань в истории Церкви, в истории христианской культуры. Условно эту грань можно определить, как начало Византинизма . Никейский век замыкает предыдущую эпоху. И если не с Константина, то во всяком случае с Феодосия начинается новая эпоха. При Юстиниане она достигает расцвета, своего κμ. Νеудача Юлиана Отступника свидетельствует об упадке языческого эллинизма. Начинается эпоха христианского эллинизма, - время, когда пробуют строить христианскую культуру, как систему. И вместе с тем, это время болезненной и напряженной духовной борьбы... В спорах и треволнениях раннего византинизма не трудно распознать единую, основную, и определяющую тему. Это христологическая тема. И в тоже время - тема о человеке. Можно сказать, - в христологических спорах в действительности обсуждалась и решалась антропологическая проблема . Ибо спор шел о человечестве Спасителя, о смысле восприятия Единородным Сыном и Словом человеческого естества. И тем самым, - о смысле и пределе человеческого подвига и жизни. Может быть, именно поэтому христологические споры получили такую исключительную остроту, и затянулись на три столетия. В них вскрывалась и обнажалась вся множественность непримиримых и взаимно исключающих религиозных идеалов. Закончились эти споры великой культурно-исторической катастрофой, - великим отпадением Востока: почти весь негреческий Восток оторвался, выпал из Церкви, замкнулся в ересь. 2. Нужно помнить, - тринитарные споры и IV-ro века имели прежде всего христологический смысл. Великие отцы этого века, исходя из сотериологических упований и предпосылок, с полной очевидностью показали, что вера во Христа, как Спасителя, предполагает исповедание в Нем и полноты Божества и полноты человечества.

http://sedmitza.ru/lib/text/538175/

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.2 из  5) Отзыв о книге «И воззрят на него, которого пронзили» " Покаянные " радения по методу " схимонаха Иоакима " На днях одна раба Божия предложила мне ознакомиться с брошюрой заезжего схимонаха, полученной ею от него самого. — А почему мне предлагаете её? – Спрашиваю. – Просто почитать для удовольствия или какие-то сомнения она вызвала у вас? — Нет, — ответила она, — никаких сомнений не было, напротив, очень полезная для нас, женщин, книга, но, может, Вы, батюшка, своё мнение имеете… Оказалось – имею. Причём очень нелицеприятное. Но всё по порядку. Брошюра называется «И воззрят на него, которого пронзили». Издана якобы по благословению Иерусалимского патриарха Иринея. Тираж 30 тыс. экземпляров, вышло второе издание. Автор – некий схимонах Иоаким. Вот что мы можем узнать о его личности из текста самой брошюры: в миру он — бывший врач Анатолий Львович Малинский. «В 1977 г. я работал в больнице 10 города Иркутска, где лечил больных нетрадиционными методами. Я учил больных нажимать на определённые точки на теле, чтобы происходили выкидыши.» (с. 25). На исповеди он получил от старца епитимию вымаливать абортированных младенцев. Постриг принял в Иерусалиме, в Святогробском братстве. Став странником, он в 1989 г. попал в город Минеральные Воды на могилку старца Феодосия Кавказского. Там некая девочка научила его непрерывно и благодатно молиться молитвой «Богородице, Дево…». После этого он стал таким великим молитвенником, что стал проводить массовые моления, в результате которых убитые во чреве младенцы начинали являться родителям-убийцам и благодарить за молитвы. «Этой молитвой мы выпрашивали мир у Господа» (с. 27). Так, в Набережных Челнах было остановлено землетрясение и наводнение, во время совместных молений прекращались самоубийства и даже помыслы о них у родственников молящихся, «из богоборцев становились боголюбцами» (с. 47), через три дня молитв муж соглашался венчаться, дочери находили суженых, люди выздоравливали, даже засохшая елочка, стоящая в ведре с песком, зазеленела! Видения также регулярно сопровождают молящихся.

http://azbyka.ru/fiction/i-vozzryat-na-n...

Скачать epub pdf «Он долго горел – не сгорая И много сердец просветил... Отверзлись пред ним двери рая За то, что он много любил...» Наша русская земля издавна славится великими подвижниками, начиная с Антония и Феодосия Печерских и прочих и кончая Серафимом Саровским , великим подвижником благочестия последних времен прошлого столетия. Вот и в наш XX век, век великих успехов науки и техники (но, к сожалению, не веры и благочестия), явился старец отец Лаврентий, всеми любимый и почитаемый. Схиархимандрит Лаврентий, в мире Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в с. Карильском близ Коропа Черниговской области. Родители его Евсевий и Христина были простые крестьяне. В семье было 7 детей (5 мальчиков). Лука был одним из младших. Детство было тяжелым, нужно было с ранних лет приучаться ко всякой домашней работе. А тут еще не повезло со здоровьем. Будучи еще малышом, шутливо надел на голову решето и бегал по двору, зацепился и, отступая детскими ножками назад, упал на поросенка так сильно, что получил увечье на всю жизнь (был хромой). Мать часто болела, не поднималась с постели. Отец умер, и мальчику приходилось исполнять и мужскую и женскую работу. Он пас лошадей, ухаживал за коровой, топил печь, пек хлеб, убирал в избе, белил, мазал и даже стирал, выучился портняжничать. В общем, был очень способный мальчик, трудолюбивый, послушный. Особенное было призвание к музыке и пению. Рано научился играть на скрипке. И, бывало, утром приведет лошадей с ночного и до завтрака проиграет в клуне свои любимые мелодии, в которых он изливал свою детскую душу. Имена братьев: старший – Варфоломей – оставался жить на старом дворище, где и сейчас живет его дочь Зоя и невестка с дочерью. Младший брат Демьян, которому батюшка отдал свою часть наследства и который помогал батюшке, посещая его в монастыре, был убит на фронте. Другие два брата выехали «на переселение» (т. е. были сосланы), и о них ничего не известно. Учился Лука в сельской школе хорошо, превосходил успехами своих сверстников. Учитель поручал ему обучать младших товарищей по школе. И он охотно исполнял это поручение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lavrentij_Cher...

Щипина Р. В. Скачать epub pdf Глава I. На рубеже Античности и Средневековья 1.1. Временные и пространственные координаты Основу европейской культурной традиции составляют античная культура и культура христианства. В этой связи Византия привлекает к себе особенное внимание, поскольку Константинополь стал центром, передающим Средневековью наследие Эллады. После разделения Великой Римской империи на «греческий Восток» и «латинский Запад» культура Константинополя, вплоть до VI в., испытывала определяющее влияние очагов эллинистической культуры на Востоке, возникнувших еще в первую волну эллинизации во время походов Александра Македонского. Одним из таких центров была Александрия Египетская. Традиционно период перехода от поздней Античности к раннему Средневековью трактуется как эпоха мировоззренческого кризиса, характеризуемая разнородностью идейных течений и эклектизмом философии. Ранневизантийский период – это эпоха от времени правления Константина Великого (324–337) до Ираклия (610–641). Ранневизантийская культура переживает свое становление, будучи питаемой многими истоками. Отчасти это объяснимо пестротою этнического состава Восточной Римской империи, для которого важны были не только языковые, но и диалектные различия, отчасти же – религиозным синкретизмом Рима и спецификой его философских синтезов. Переход от Античности к Средневековью имеет свои временные и пространственные координаты. Начальной вехой этого перехода является территориальное деление империи на две части во время правления Диоклетиана (284–305), что было вынужденной мерой в условиях военного времени. Единство империи было восстановлено Константином I Великим (306–337), но он перенес столицу империи на Восток. В 324 г. на месте Византия, бывшей Мегарской колонии и главного города римской провинции Европы, император основал новую столицу Римской империи – Константинополь. Через шесть лет город был освящен одновременно христианскими епископами и языческими жрецами. Так было положено начало разделению империи на «греческий Восток» и «латинский Запад». Этот процесс был завершен в 395 г., после смерти последнего императора единой Римской империи Цезаря Флавия Феодосия Августа (379–395), разделившего империю между сыновьями Аркадием и Гонорием. Начало перехода христианства из вероисповедания гонимой общины во «вселенскую религию вселенской империи» было положено принятием Миланского эдикта в 313 г., легализовавшего христианство . При императоре Феодосии христианство было утверждено в качестве государственной религии Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава 2. Империя от времен Константина до Юстиниана Великого Константин Великий и христианство А.А.Васильев. История Византийской империи Культурный и религиозный кризис, который Римская империя переживала в IV веке, является одним из самых важных моментов, какие когда-либо переживала всемирная история. Древняя языческая культура столкнулась с христианством, которое, будучи признано Константином Великим в начале IV века, было объявлено в конце того же века Феодосием Великим религией господствующей, религией государственной. Могло казаться, что эти два столкнувшиеся элемента, исходя из совершенно противоположных точек зрения, никогда не смогут найти путей для соглашения и будут исключать друг друга. Однако действительность показала иное. Христианство и языческий эллинизм слились, мало-помалу, одно целое и создали христианско-греко-восточную культуру, которая и получила название византийской культуры. Центром последней сделалась новая столица Римской империи - Константинополь. Главное значение в деле создания нового положения вещей в империи принадлежит Константину Великому. При нем христианство впервые стало на твердую почву официального признания; в него прежняя языческая империя стала превращаться в империю христианскую. Обычно обращение народов или государств в христианство происходило в истории на первых шагах их исторической жизни, их государственного бытия, когда прошлое таких народов не создало еще твердых, установившихся основ или создало некоторые основы в грубых, примитивных образах и формах. Переход в подобном случае от грубого язычества к христианству не мог порождать в вроде или государстве глубокого кризиса. Не то представлял собой V век в истории Римской империи. Империя, обладавшая многовековой мировой культурой, достигшая совершенных для своего времени форм государственности, имевшая, таким образом, за собой великое прошлое, с идеями и воззрениями которого население сжилось и сроднилось, - эта империя, претворяясь в IV веке в государство христианское, т. е. вступая на путь противоречия с прошлым, а иногда и полного его отрицания, должна была пережить в высшей степени острый и тяжелый кризис. Очевидно, древний языческий мир, по крайней мере в области религиозной, более уже не удовлетворял народных потребностей. Народились новые запросы, новые желания, которые, в силу целого ряда сложных и многообразных причин, смогло удовлетворить христианство.

http://sedmitza.ru/lib/text/434220/

Епископ Игнатий освятил Великим чином храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Черной Речке августа 2018 За богослужением молились военнослужащие Окружного учебного центра ЗВО Сертоловского гарнизона, который окормляет настоятель храма. Преосвященнейший владыка возглавил крестный ход вокруг храма с мощами преподобномученика Фомы Зографского, которые затем были положены в основание престола храма. По окончании богослужения епископ Выборгский и Приозерский Игнатий в ознаменование освящения преподал храму Архиерейскую грамоту. Настоятель храма Рождество Богородицы, протоиерей Анатолий Щербатюк,   приветствовал правящего архиерея, поблагодарив Преосвященнейшего владыку за архипастырскую заботу. О. Анатолий отметил, что храм носит статус гарнизонного, а посему освящение его - историческое событие и для воинов преподнес правящему архиерею памятный подарок от прихода - образ святителя Феодосия, епископа Черниговского, с частицей его святых мощей. Затем владыка Игнатий обратился с архипастырским словом к богомольцам, поздравив с Великим освящением храма и престольным праздником духовенство, прихожан и гостей: " Ваше Высокопреподобие, отец Лев, благочинный Токсовского округа, Ваше Высокопреподобие, отец Анатолий, настоятель храма, полковой священник! Сердечно поздравляю вас с освящением храма. Служение полкового священника - на Западе их именуют капелланами, но всегда на Руси были полковые священники - необычайно важно. Такой пастырь вместе с народом, с военнослужащими, находился на боевых точках - там, где было тяжело, где смерть была перед глазами - и защищал рубежи своего Отечества. Эта традиция продолжается и сегодня. Мы в духовной " форме " защищаем рубежи нашего Отечества Отец Анатолий рассказал о житии святителя Феодосия Черниговского, жившего в непростые времена. Но, откровенно говоря, времен легких не бывает. Сегодня мы освятили храм, но, увы, не увидели во время это исторического события присутствия администрации Сертолово. Господь даровал нам всем возможность, я не говорю даже принять участие в храмоздательстве - хотя бы прийти на освящение храма, засвидетельствовать свою любовь и уважение к народу, построившему этот храм. Архиерейскому сердцу больно видеть, как люди, которые могут использовать свой духовный потенциал, не делают этого.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

95. 1461 г. июля 8. Послание митрополита Феодосия новгородскому архиепископу Ионе, о незаконном киевском митрополите Григории Из сборника графа А.С. Уварова 512 (прежде Царского 366), л. 295–296; издано было по тому же списку, в I-kм томе Актов Исторических, под 275. В рукописи над текстом послания стоит такое заглавие: В Великий Новгород Феодосия митрополита всея Руси, шла грамота с Григорием Васильевичем Заболотцким, владыке Благословение Феодосия, митрополита всея Руси, о Святом Духе сыну и сослужебнику нашего смирения Ионе, архиепископу Великого Новгорода и Пскова. Благодать Вседержителя Господа Бога, и его пречистой Богоматери, и святого Петра митрополита, нового чудотворца, и мир и милость да есть о всем твоему боголюбию со всей врученной ти от Бога Христовой паствой, православными христианами. Ведомо тебе, моему сыну, что пришел в литовскую землю Сидора 2862 , отступника от православия, ученик и единомышленник Григорий, а именует себя киевским и всея Руси митрополитом: слышание таково полное, чтоже король его принял, и столец ему киевский дал, и во всей своей державе святой Божьей церкви и все церковные оправдания ведать. И которыми, сыну, делами тот Григорий кого своего к тебе пришлет, к нашему сыну, и ты бы, мой сын, по своему обещанию, как еси дал свой обет Богу и пречистой его Богоматери, и великому чудотворцу Петру, и брату нашему Ионе митрополиту, вначале, в свое ставление, да и грамоту еси свою за своей подписью и печатью дал, после пак брата моего Ионы митрополита, ныне, тътъ же еси обет, в своих грамотах, описал твердо, [и] господину и сыну моему великому князю Василию Васильевичу и господину и сыну моему великому князю Ивану Васильевичу послал, также и о Святом Духе сынам и сослужебникам нашего смирения, епископам русским, своей братии, таковую же еси свою другую грамоту послал: и ты бы ныне, о Святом Духе мой сын, помня тот святой обет пред Богом в свое ставление, и по тым своим твердым, данным на то, грамотам, того отступника, Исидорова ученика Григория благословения не приимал и не требовал и ни в чем, и писанием его и поучением не внимал, соблюдая свою единородную бессмертную душу от такового еретичества; да и детей бы еси своих, врученную от Бога Христову паству, православное христианство Великого Новгорода и Пскова, с великим наказанием от божественных писаний, на то укреплял твердо, чтобы его благословения и поучения также ее приимали, ни к нему бы не посылали ни с чем, чтобы его ересями святая соборная апостольская церковь нашего православия не поколебалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Третий день. Поучение 1-ое. Преподобный Феодосий Печерский. (Учите добрым примером). I. Воспоминаемый в нынешний день преподобный отец наш Феодосий, игумен печерский, начальник монашеского общежития в России, живший в XI веке, учил много полезнейшими словами свою братию, и слова его были не бесплодны, но жизнью своею, добрыми примерами он просто покорял себе сердца окружавших его. Братия его, иноки печерские, очень усердствовали к службе церковной, потому что и их игумен первым приходил к богослужениям, последним выходил из церкви. Где он ни являлся в монастыре, везде принимался за работу, в пример братии. Являлся он в поварню, здесь начинал месить тесто; приходил он к инокам, составителям книг, и здесь он прилагал свою посильную работу, – и его пример всегда сильно поощрял братию в святых трудах. Однажды, под праздник Успения Пресвятой Богородицы, не было в поварне воды, – рассказывает преподобный Нестор летописец в описании жития преподобного Феодосия, – приходит келарь к нему и говорит: «нет кому, отче, носить воду в поварню». Преподобный Феодосий, ничего не говоря, взял кувшин, спустился к колодцу и стал носить воду. Кто-то из братии увидел своего игумена за таким делом, сказал другому, тот третьему, – и братия все принялись носить воду, и наносили ее с излишком. Еще случай: приходит однажды келарь к преподобному игумену и просит его назначить кому-нибудь из братии наколоть дров для поварни. «Я празден, я пойду, брате», ответил преподобный, и сейчас же сам пошел на работу, приказавши между тем братии идти в трапезу, так как тогда было время братской трапезы. Выходя из трапезы и видя своего игумена за тяжелою работою, братия с великим усердием принялись за работу и накололи дров на много дней. Вообще вся жизнь преподобного игумена печерского Феодосия была одним непрерывным примером благочестия для братии. II. Хочешь ли и ты, собрат мой, научить кого-нибудь добру, образумить кого-нибудь непутнаго, – не трать напрасно много слов, особенно когда замечаешь, что слова твои мало действуют на него, а учи его делом, добрым примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Авва Пимен Великий выразил с детства особенное расположение к монашеству, как к духовной науке, как к науке из наук. Тщательное изучение глубоких изречений этого Отца, облеченных в необыкновенную простоту слова, доказывает, что он достиг самого правильного самовоззрения. Достигал он его при свете Евангелия, стяжал он его при свете благодати Святого Духа, обильно осенившей его блаженный подвиг. При посредстве этого подвига он увидел в себе падение человечества, состояние общения и плена, в которых оно находится по отношению к падшим духам, увидел в себе погибель человечества, необходимость Искупителя, и что этот Искупитель есть Господь и Бог наш, Иисус Христос. Понуждая падшее естество к исполнению Евангельских заповедей, преподобный Пимен опытно узнал, что исполнение этих заповедей, противное и враждебное падшим воле и разуму человеческим, исцеляет наше естество от недуга и заразы, произведенных в нем падением, исцеляет с тою решительностью и силою, которая свойственна одному Божественному врачевству. Никакое человеческое нравоучение, никакая человеческая мудрость не могут производить такого действия на человека, не могут производить тени того действия, какое производят евангельские заповеди, когда человек исполняет их. Они изменяют ум, сердце, тело. В эту великую тайну проник преподобный Пимен, по всей справедливости названный Великим. Он посвятил всего себя, все силы души и тела разумному монашескому подвигу, деланию душевному, дав значение подвигу телесному настолько, насколько он необходим для содействия подвигу душевному, отнюдь не в ущерб второму, отнюдь не для собственного его достоинства. С самоотвержением, с попранием правды своей и человеческой, с решительным невниманием к мнению человеческому, Пимен всецело стремился к исполнению правды Божией, откровенной во Евангелии. Он устранял от себя и от ближних, прибегавшим к его советам все, чем нарушается правильность самовоззрения, даруемого истинным смирением, которым преисполнено и дышит Евангельское учение. Без правильного самовоззрения, воззрение на ближних, на самые добродетели, на подвиг иноческий, на христианство не может не быть ошибочным или недостаточным в большей или в меньшей степени. Это докажется опытно многими случаями, которые здесь упомянутся, в которых проявлялось разногласие между Пименом Великим и некоторыми, современными ему отцами, святыми по жизни. Правильность и верность подвига, которого неуклонно держался преподобный Пимен, засвидетельствованы Богом, излившим на Пимена величайшие благодатные дары. Изречения его, его образ мыслей всегда всеми святыми иноками признавались драгоценными, бесценным сокровищем, духовным заветом и наследием православному монашеству. Святой Пимен имел какую-то особенную природную основательность ума, чуждую легкомыслия, имел какое-то природное благоразумие, чуждое высокомудрия: эта редкая черта заметна и в преподобном Феодосии Печерском .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010